Стимулирующий фонд начальной школы

Обновлено: 08.07.2024

В соответствии с действующей системой оплаты труда педагогических работников зарплата учителей формируется их двух частей: базовой (обеспечивает гарантированную заработную плату, размер которой зафиксирован) и стимулирующей (размер которой может изменяться с определенной периодичностью). Главная причина недовольства педагогов — непонятный механизм формирования и распределения стимулирующей части фонда оплаты труда, хотя имеется достаточно нормативных правовых актов и разъяснений по данному вопросу.

Что такое стимулирующие выплаты

Часть 1 ст. 129 ТК РФ в качестве стимулирующих выплат называет доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты.

Цель стимулирующих выплат — побуждать работников к повышению количества и качества труда. С помощью стимулирующих доплат и надбавок можно поощрить особо ценных и опытных работников, снизить текучесть кадров, привлечь на работу необходимого специалиста высокой квалификации.

Главное — порядок и условия получения стимулирующих выплат должны быть прозрачны и понятны всем работникам образовательной организации.

О соотношении базовой и стимулирующей частей фонда оплаты труда

Известно, что фонд оплаты труда образовательного учреждения состоит из базовой части и стимулирующей части. Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25 декабря 2014 г. (протокол N 12) были утверждены Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2016 г. (далее – Единые рекомендации), в которых рекомендовано осуществлять перераспределение средств, предназначенных на оплату труда с таким расчетом, чтобы размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников в структуре заработной платы в образовательных организациях высшего образования составляли не ниже 70 процентов, а в остальных образовательных организациях — не ниже 60 процентов.

Кто определяет механизм и процедуры установления стимулирующих выплат

При этом выработка и принятие решений по распределению стимулирующего фонда, как отмечается в Рекомендациях Минобрнауки РФ, должны осуществляться с обязательным привлечением представителей организаций, осуществляющих государственно-общественное управление в сфере образования, трудовых коллективов и профсоюзных организаций. Информация о результатах должна быть размещена в открытом доступе на сайтах образовательных организаций в сети Интернет.

Образовательной организацией с участием представителей организаций, осуществляющих государственно-общественное управление в сфере образования, трудовых коллективов и профсоюзных организаций разрабатываются показатели эффективности деятельности педагогических работников и индикаторы, на основании которых будет осуществляться учет результатов их деятельности.

Доплаты, надбавки и поощрительные выплаты, полагающиеся учителю, должны быть прямо указаны в его трудовом договоре в цифровом выражении либо в формате отсылки к соответствующему локальному нормативному акту или коллективному договору, предусматривающим основания и условия их выплаты.

Что оценивается?

Примерные направления для разработки показателей эффективности деятельности педагогических работников образовательных учреждений приведены в рекомендациях Минобрнауки РФ. Их 10:

Как считают?

Для распределения между работниками стимулирующей части фонда оплаты труда, как правило, применяется балльная система. Основанием для начисления стимулирующих надбавок служат оценочные листы, где содержатся результаты работы педагога и объём вознаграждения.

Стимулирующие выплаты педагогам устанавливаются на основе следующих расчётов:

  • определяется сумма баллов, полученных каждым педагогом по всем показателям;
  • определяется стоимость одного балла, для чего фонд оплаты труда, выделенный на стимулирующую часть педагогов, делится на количество баллов, набранных всеми педагогами организации;
  • стоимость одного балла умножается на количество баллов, набранных педагогом.

Выплаты могут устанавливаться на определенный срок: месяц, квартал, полугодие, учебный год.

Механизм распределения стимулирующих выплат

Как было отмечено, порядок распределения стимулирующих выплат педагогам с использованием данных оценки качества их труда определяется локальным актом образовательной организации, например, Положением о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда, и регламентом участия органа государственно-общественного управления – Управляющего совета (далее – Совет), профсоюза в распределении стимулирующей части фонда оплаты труда.

Возможны следующие варианты:

1.Директор школы предоставляет Совету, профсоюзному комитету на согласование предложения о распределении стимулирующей части. Совет, профсоюзный комитет согласовывает предложения директора или вносит рекомендации по их изменению/дополнению.

2.Создается специальная комиссия, в которую входит руководитель общеобразовательного учреждения, члены Совета по его решению, представители методического (научно-методического) совета (иного аналогичного органа общеобразовательного учреждения), совета трудового коллектива и (или) профсоюзной организации.

Результаты оценки деятельности педагога по показателям оценки качества, используемым для распределения стимулирующей части фонда оплаты труда, представляются в данную комиссию. Комиссия осуществляет анализ и оценку объективности представленных результатов оценки в части установленных положением о порядке распределения стимулирующей части фонда оплаты труда работников критериев, показателей, формы, порядка и процедур оценки профессиональной деятельности и обобщает данные для подготовки предложений.

Комиссия вносит в Совет предложения по денежному весу одного балла оценки профессиональной деятельности работника и персональным стимулирующим выплатам на основе данных оценки.

Совет согласовывает или утверждает решение о распределении стимулирующих выплат.

Директор общеобразовательной организации издает распорядительный акт (приказ) о стимулирующих выплатах.

Возможно ли изменить величину стимулирующих выплат?

Если фиксированный размер надбавки указан в трудовом договоре, а работодатель считает необходимым уменьшить ее размер, необходимо не менее чем за два месяца уведомить работника под роспись об изменении условий трудового договора (части 1, 2 ст. 74 ТК РФ) и оформить дополнительное соглашение к трудовому договору с работником.

При этом придется вносить изменения в коллективный договор и соответствующие локальные акты. Коллективный договор руководитель не может изменить в одностороннем порядке — только через общее собрание организации путем голосования.

Если надбавки определены колдоговором, Положением об оплате труда — нужно вносить изменения в эти документы, которые обсуждать также на общем собрании школы, где каждый работник вправе выразить свое несогласие путем голосования. Как видим, так просто изменить величину стимулирующей выплаты нельзя.

Если администрация решила обойтись без этапа обсуждения и согласования положений об оплате труда, они не могут считаться законными.

Примечание. Начисление работникам премий и других стимулирующих выплат относится к категории прав, а не обязанностей работодателя.

Письма, рекомендации носят только рекомендательный характер.

В локальном акте (положении о стимулирующей части оплаты труда) указываются:

Наша учительская зарплата стала зависеть от стимулирующих баллов. Но в погоне за ними педагоги иногда не успевают качественно готовиться к урокам. Стали злыми друг на друга. Зачастую при обсуждении этой темы выясняется, что далеко не всех такое стимулирование устраивают.

Да и если посчитать, что чем больше баллов мы пытаемся заработать, стоимость балла становится минимальной. В результате мы опять получаем копейки.

Стимулирующие получает почти весь коллектив,только суммы разные.Хоть небольшая добавка к зарплате,но она существует.

Теперь нам отменяют выплату стимулирующих и премий из-за экономической обстановки.

А это, что такое? Давно не платят, и не обещают. А платили по баллам. Кто сколько балов заработал, высчитывали сколько стоит один балл.

У нас есть стимулирующая часть. Правда она стала очень маленькой. Любой балл необходимо подтвердить документально. В итоге у всех разные суммы.

Это точно. У нас до Нового года были неплохие стимулирующие 5-6 тыс. После Нового года предел составляет 2200 р. Даже если зарабатываешь много баллов, всё равно больше 2200 не получишь.Приходится везде успевать принимать участие, чтобы заработать эти деньги.

У нас распределением стимулирующего фонда занимается директор единолично. Меня лично это не устраивает, много идёт разговоров, но ситуация не изменяется. Никто не знает кто и сколько получает дополнительно. Вот так!

У нас есть положение, в котором указано "сколько и за что". У учителей началки сразу выпадают пункты: сдача ЕГЭ, ГИА, олимпиады, элективы.
Крутимся, как можем. Но все свидетельства и грамоты с СУПа не засчитываются, 100%.

Несколько лет назад количество баллов знали все (приказ вывешивали в учительской). Разговоры были лишь о том почему и за что у некоторых суммы большие. Приказ не стали вывешивать. О количестве баллов не стали никому говорить.

Да и если посчитать, что чем больше баллов мы пытаемся заработать, стоимость балла становится минимальной. В результате мы опять получаем копейки.
Да и у нас, к сожалению, такая же ситуация. Чем больше участвуешь везде, чем больше баллов, тем дешевле становится балл. Отсюда вопрос, а стоит ли тогда набирать столько баллов? Или поучаствовать в чем-то и сидеть спокойно и получать больше?

В мае и декабре заполняем листы оценки по критериям результативности и качества работы. Лист оценки подписывается членами комиссии и учителем, здесь уже указано количество набранных баллов и сумма выплат. Затем в учительской вывешивается список, в котором указано, кто будет получать стимулирующие и кто на каком месте.

Нам не платят стимулирующие.

Разговоры были лишь о том почему и за что у некоторых суммы большие. Приказ не стали вывешивать. О количестве баллов не стали никому говорить.

Татьяна Анатольевна, у нас учителя начальной школы очень даже хорошие баллы за участие в дистанционных олимпиадах зарабатывают. Ведь там не столько за участие, а сколько за победы!

Вот как раз директор не имеет права единолично распоряжаться стимулирующим фондом, должна быть обязательно создана комиссия (совет, группа). Что, один человек в страхе всех держит, никто свои права не отстаивает? У нас в школе директор не входит в комиссию, руководит завуч. Всё очень прозрачно. Хотя, конечно, никому не нравится данный способ деления денег.Разве можно достоверно просчитать и оценить труд каждого? Кто-то очень добросовестно учит, и ему некогда везде-везде принимать участие, а кто-то как раз наоборот. Что для учителя важнее: знания вверенных ему детей или разные конкурсы и прочие способы зарабатывания баллов? И как оценить справедливо труд учителей русского языка, математики, учителя начальных классов (как не крути, здесь ответственности больше) и труд любого другого педагога. В любом случае, происходит сталкивание лбами.

У нас комиссия стимулирующих не получает(так как относится к управленческому, а не педагогическому персоналу)

Учителям общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования помимо оклада выплачивается ряд компенсационных выплат и надбавок. Сюда же относятся и учителя начальных классов: при выполнении ряда условий они могут увеличить свой заработок, согласовав нагрузку с руководством.

Как формируется зарплата учителей

Заработная плата учителей формируется в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 05.08.2008 №583, ТК РФ и других законодательных актов. Согласно ним, по результатам работы ежемесячно сотрудники образовательных учреждений получают следующее:

  • оклады;
  • премии;
  • стимулирующие надбавки.

Чаще всего начисление стимулирующих выплат можно встретить в коммерческих предприятиях где от деятельности сотрудников зависит их успех. Однако они устанавливаются и в общеобразовательных заведениях, целью которых является достойное обучение и выпуск образованных детей для поступления в вузы.

Для чего нужны стимулирующие выплаты?

Если сравнивать цель начисления стимулирующих выплат в коммерческих организациях и школах, то здесь она общая: у учителей появляется возможность увеличить свой маленький заработок за счет дополнительной нагрузки, а образовательное учреждение, в свою очередь, обеспечивает детям более качественное образование и развитие.

Обратите внимание! Возможность получения таких доплат должна быть указана в трудовом договоре, а оформляется все в виде приказа руководителя. Здесь очень важно соблюдение формальностей в плане оформления документов: безосновательно деньги перечисляться не будут.

Условия получения стимулирующих выплат

Виды доплат устанавливаются в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития от 29.12.2017 №818. Согласно нему, они бывают нескольких видов:

Вид Пояснение
За выслугу лет По мере увеличения стажа повышается и зарплата. Это должно стимулировать преподавателя работать в образовательном учреждении
За интенсивность и результативность работы Чем больше учитель вкладывает сил и времени в развитие учеников, тем больше должна быть и его зарплата. Важно, чтобы у детей была хорошая успеваемость по всем предметам, если говорить о классном руководстве
Непрерывность стажа Если человек работает учителем на протяжении нескольких десятков лет, это положительно отражается на его зарплате
По итогам работы Премия выплачивается в конце года, если к учителю у руководящего состава не было существенных замечаний, он работал без нарушений и добросовестно выполнял обязанности, указанные в трудовом договоре

Обратите внимание! Размер стимулирующих доплат зависит от конкретного образовательного учреждения, т.к. регламентируется индивидуально. Например, в лицее педагогу могут ежемесячно доплачивать 2 000 руб., в то время как учитель в обычной школе при аналогичной нагрузке получит 500 руб.

Чтобы получать стимулирующие надбавки, учитель должен выполнять ряд требований:

  • взять на себя классное руководство;
  • организовывать классные и внеклассные мероприятия, направленные на развитие детей;
  • обеспечить хороший уровень знания ученикам таким образом, чтобы итоговые оценки за четверть и год были хорошими;
  • выявлять талантливых детей, направлять их на олимпиады и заниматься с ними подготовкой к ним;
  • организовывать и проводить спортивные мероприятия;
  • вносить предложения по оптимизации образовательных программ;
  • проводить дополнительную работу с детьми из неблагополучных семей;
  • делать все необходимое для повышения успеваемости учеников;
  • регулярно повышать квалификацию.

Размер стимулирующих выплат

Как говорилось ранее, величина таких выплат напрямую зависит от места работы, но средние показатели для расчета от оклада выглядят примерно так:

За специфику трудовой деятельности 5%
За почетные звания 3%
За классное руководство От 4 до 20%
За стаж работы 3%
За квалификационную категорию 4,5%
За качество работы От 15%

Пример №1: расчет стимулирующих надбавок для учителя

Женщина работает в СОШ учителем, оклад равен 9 000 руб. У нее есть почетное звание заслуженного педагога России, она является классным руководителем.

9 000 х 3% = 270 руб. – доплата за наличие почетного звания.

9 000 х 4,5% = 405 руб. – выплаты за классное руководство.

9 000 х 5% = 450 руб. – за специфику.

9 000 х 6% = 585 руб. – деньги за высшую квалификацию.

9 000 + 270 + 405 + 450 + 585 = 10 710 руб. – сумма оклада и стимулирующих надбавок без учета премии.

Доплаты классным руководителям

Беря на себя классное руководство, учителя могут рассчитывать на доплату за это. Чтобы ее получить, достаточно изъявить желание взять класс под опеку, но предложить стать классным руководителем может завуч или директор.

Размер выплат зависит от того, в каком именно классе учитель является классным руководителем:

  • с 1 по 4 классы – 15% от оклада;
  • с 5 по 11 классы – 20%.

Пример №2: расчет выплаты за классное руководство

Учитель преподает биологию и является классным руководителем у 7 класса, оклад равен 10 000 руб. Следовательно, ему полагается доплата в следующем размере:

10 000 х 20% = 2 000 руб.

Выплаты учителям в музыкальных школах

Преподаватели в музыкальных школах тоже получают стимулирующие надбавки: например, за организацию концертов, участие учеников в конкурсах, хорошие показатели своей деятельности, и пр. В отличие от обычных учителей, для них выплаты могут быть выше в 1,5 раза в определенном субъекте, однако здесь все зависит от того, какие надбавки устанавливаются внутренней нормативной документацией.

Стимулирующие выплаты для учителей начальных классов

В отличие от педагогов, работающих с учениками от 5 до 11 классов, выплаты для учителей в данном случае могут быть существенно ниже. Это связано с тем, что у младшеклассников обычно не слишком загруженная программа, следовательно, на учителя высокая нагрузка не распространяется.

Однако преподаватель, работающий с младшими классами, может самостоятельно увеличить размер поощрительных доплат, если будет соблюдать следующие требования:

  • Регулярно проводить дополнительные занятия. Особенно актуально это для сотрудников коррекционных школ, т.к. здесь дети могут иметь определенные отклонения в развитии;
  • Организовывать поездки и экскурсии. Это положительно влияет на кругозор и воспитание детей, но учителю приходится сопровождать их во время путешествий, и за каждого из учеников он несет ответственность. За это ему обязательно выплачивается компенсация, плюс активная деятельность в целом положительно влияет на размер стимулирующих надбавок;
  • Повышать успеваемость детей. Важно, чтобы по результатам аттестации у них были только хорошие оценки. Хорошо, если у преподавателя есть младшеклассники, участвующие в олимпиадах и конкурсах: это свидетельствует о положительных результатах его деятельности, следовательно, отражается на зарплате;
  • Проводить внеклассные мероприятия. Это могут быть конкурсы, турслеты, спортивные соревнования, танцевальные и музыкальные концерты, выставки рисунков и пр.

Важно! Для каждого учителя размер доплат рассчитывается индивидуально в зависимости от результатов его деятельности. Окончательное решение по величине выплат принимается руководителем школы.

Как рассчитывается зарплата со стимулирующими?

Стоит учитывать, что общий размер заработка зависит от количества надбавок преподавателю. Обычно в него включается следующее:

  • оклад;
  • надбавки за количество отработанных часов;
  • выплаты за квалификацию;
  • надбавки за хорошую успеваемость;
  • поощрения за проведение творческих и развивающих мероприятий;
  • премия.

Если сложить все вышеуказанные показателя, преподаватель сможет самостоятельно рассчитать общий размер заработка. Чтобы получить размер процентов доплаты, достаточно ознакомиться с условиями трудового договора.

Как получить стимулирующие выплаты?

Чтобы повысить свой доход и получать поощрительные компенсации, педагогу достаточно выполнить несколько действий:

  1. Проявлять активность в работе. Это может быть классное руководство, постоянная организация мероприятий и поездок для детей, и пр.
  2. Дождаться заполнения руководителем оценочного листа, в котором будут отражаться все достижения преподавателя. В дальнейшем этот лист передается в управление образования, к которому относится школа. Если назначение выплат одобряется вышестоящим руководством, педагог сможет получать их уже со следующего месяца.

Стимулирующие выплаты, в отличие от премиальных, выплачиваются не из муниципального, а из федерального бюджета, поэтому решать вопрос об их назначении в любом случае придется через управление образования.

Часто задаваемые вопросы

Вопрос №1. Какие зарплаты у учителей общеобразовательных школ в 2022 году?

Здесь все зависит от региона работы и множества других факторов. По официальным данным Росстата, в первом квартале 2022 года учителя в Белгородской области зарабатывали 28 449 руб., в Москве – 45 563 руб., а в Мурманске – 51 435 руб., но на севере применяются региональные коэффициенты.

Вопрос №2. Может ли учитель начальных классов организовывать поездки в дальние города с учениками, чтобы претендовать на стимулирующие выплаты?

Да, может, никаких ограничений по возрасту нет, но при этом должно быть обеспечено достаточное количество взрослых сопровождающих.

Наиболее распространенные ошибки

Ошибка №1. Педагог должен самостоятельно договариваться о назначении стимулирующих доплат.

Нет, такие вопросы решаются либо внутренними нормативными документами школы, либо управлением образования. В любом случае действовать придется через директора.

Ошибка №2. Учитель начальных классов не может получить стимулирующие.

Нет, такие надбавки ему тоже выплачиваются, как и остальным, но с определенными особенностями. Обычно их размер несколько ниже, чем у других.

Заключение

Педагоги, работающие с учениками начальных классов, могут получать стимулирующие доплаты помимо оклада и остальных выплат. Для этого достаточно ответственно относиться к работе, проявлять активность и соответствовать всем требованиям, необходимым для назначения выплат.

2. Критерии и показатели качества и результативности труда работников школы.

В основе определения размера стимулирующей надбавки лежат следующие критерии:

Успешность учебной работы

Преподавание профильных предметов (учитывается поступление в ВУЗы по профилю)

Подготовка к ЕГЭ (учитывается количество учащихся и % учащихся, повысивших или подтвердивших свою годовую оценку)

Промежуточная аттестация обучающихся (учитывается количество экзаменов, количество обучающихся и % учащихся, повысивших или подтвердивших свою годовую оценку)

Подготовка призеров районных олимпиад

3 балла за каждого призера

Итоговая аттестация (учитывается количество экзаменов, количество учащихся и % учащихся, подтвердивших или повысивших годовую оценку)

Активность во внеурочной работе по предмету

Индивидуальная дополнительная работа с учащимися

Организация мероприятий по внеклассной работе по предмету

1 балл за каждое мероприятие

Участие в районных мероприятиях

До 2 баллов за каждое

Активность во внеурочной воспитательной работе

Участие в организации общешкольных воспитательных мероприятий

До 2 баллов за каждое

Классное руководство в классах, ставших призерами по итогам предыдущего учебного года

За работу в классах педагогической поддержки

Организация отдыха детей в каникулярное время

Выезд на сборы, районные смотры и конкурсы

Обобщение и распространение передового педагогического опыта

До 5 баллов за каждый

Проведение конференций, круглых столов, семинаров, участие в педагогических советах с целью обобщения передового педагогического опыта

5 баллов за каждого

Использование современных педагогических технологий

Использование информационных технологий

Более 10% уроков – до 5 баллов

Более 15% уроков – до 10 баллов

Более 30% уроков – до 15 баллов

Проведение уроков с использованием современных обучающих технологий

До 2 баллов за каждый

За разработку и внедрение современных систем и технологий обучения

Число учащихся в классе более 25 (для начальных классов)

Более 80% учащихся класса – до 5 баллов

Более 90% учащихся класса – до 10 баллов

Участие в общественной жизни школы

За добросовестную многолетнюю работу в образовательных учреждениях Подольского района или данной школы

За многолетний, добросовестный труд в связи с юбилейными датами и другими знаменательными событиями в жизни работников школы (возможны единовременные выплаты)

(максимально до 3000.00 рублей)

Выплаты администрации школы

Заместителям директора школы:

- за многолетний добросовестный труд в должности администратора;

- за разработку и внедрение новых технологий, форм, методов и систем обучения и воспитания;

- за высокое качество и результативность работы по административной должности

3. Порядок определения размера и расчета выплат

Расчет размеров выплат из стимулирующей части ФОТ производится по результатам отчетных периодов (сентябрь – январь; февраль - июнь).

Размер стимулирующих выплат каждому учителю за период с сентября по январь включительно определяется следующим образом:

1. Производится подсчет баллов, накопленных в процессе мониторинга профессиональной деятельности каждого учителя в рамках внутришкольного контроля за период с февраля по июнь предыдущего учебного года

2. Суммируются баллы, полученные всеми работниками учреждения (общая сумма баллов).

3. Размер стимулирующей части ФОТ, запланированного на период с сентября по январь включительно, делится на общую сумму баллов. В результате получается денежный вес (в рублях) каждого балла.

4. Этот показатель (денежный вес) умножается на сумму баллов каждого учителя. В результате получается размер стимулирующих выплат каждому учителю за период с сентября по январь включительно. Выплаты производятся равными долями ежемесячно с сентября по январь.

5. Размер стимулирующих выплат каждому учителю за период с февраля по июнь включительно определяется следующим образом:

1. С сентября по январь в рамках внутришкольного контроля ведется мониторинг профессиональной деятельности каждого учителя по утвержденным критериям и показателям и производится подсчет баллов, накопленных в процессе мониторинга профессиональной деятельности каждого учителя в рамках внутришкольного контроля за период с февраля по июнь предыдущего учебного года.

2. В январе подсчитывается сумма баллов, полученных всеми работниками учреждения (общая сумма баллов).

3. Размер стимулирующей части ФОТ, запланированного на период с февраля по июнь включительно, делится на общую сумму баллов, т.о. определяется денежный вес одного балла.

4. Производится подсчет стимулирующей части ФОТ каждого учителя, умножается денежное выражение одного балла на сумму баллов каждого учителя. Полученный размер стимулирующей части ФОТ каждого учителя выплачивается равными долями с февраля по июнь.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Как стимулировать желание учиться?

Педагоги часто жалуются: дети не хотят учиться! В чем причина? Есть причины более или менее типичные, на которые надо обратить особое внимание.

Положение об условиях выплат стимулирующего характера

Переход на новую систему стимулирования.


Как стимулировать желание учиться

Попытаемся дать ответ на вопрос: как поддержать интерес ученика к познавательной деятельности на уроке.

материалы для проведения педсовета "Как стимулировать желание учиться?" (доклад и презентация)

материалы для учителя "Как стимулировать желание учиться?" текст доклада и презентация.


Бальная система расчета стимуляционных выплат учителям и воспитателям начальной школы.

Данная разработка рекомендована для рассмотрения на заседаниях стимуляционных комиссий Государственных образовательных учреждений (школа,гимназия, прогимназия, центр образования) для стимулирования,пр.


Стимулирующие выплаты учителям ОУ: конфликты и способы их разрешения в коллективе

В настоящее время происходит непрерывное усложнение деловых взаимосвязей между людьми в процессе деятельности, в том числе и педагогической. Внешними факторами, повышающими конфликтогенность педагогич.


Приказ ОУ № 493 от 14.09.2017г. Об утверждении персонального состава комиссии по распределению стимулирующих выплат.

Приказ ОУ № 493 от 14.09.2017г. Об утверждении персонального состава комиссии по распределению стимулирующих выплат.

Читайте также: