Стимулирование речевой активности детей в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Часто родители жалуются учителю-дефектологу на то, что "ребенок все знает, все понимает, но упорно молчит". "Не хочет говорить" - родительское оправдание молчания ребенка. Или "не считает нужным говорить со мной, просить о чем-либо".

После диагностики речевого и интеллектуального развития ребенка-молчуна и выяснения того, что причиной "упорного" молчания ребенка не является какое-либо нарушение познавательной сферы, алалия или тугоухость, мы даём родителям один простой, но тем не менее самый важный совет: с ребенком нужно разговаривать.

И тут важно отметить, что зачастую родители просто не знают, как нужно общаться с ребенком, как строить беседу с ребенком таким способом, чтобы малыш "захотел" разговаривать с ними.

Разговор с самим собой.

Провокация, или искусственное непонимание ребенка.

Продолжайте и дополняйте все сказанное малышом, но не принуждайте его к повторению — вполне достаточно того, что он вас слышит. Например:

Отвечая ребенку распространенными предложениями с использованием более сложных языковых форм и богатой лексики, вы постепенно подводите его к тому, чтобы он заканчивал свою мысль, и, соответственно, готовите почву для овладения контекстной речью.

Использование игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с малышами доставляет им огромную радость. Сопровождение действий ребенка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Научившись различать вариативность забавных звуковых сочетаний, дети, подражая взрослым, начинают играть словами, звуками, словосочетаниями, улавливая специфику звучания родной речи, ее выразительность, образность. Большинство произведений устного народного творчества как раз и создавалось с целью развития двигательной активности малыша, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребенок, тем больше участков мозга включается в работу, ведь он напрямую связан с руками, вернее — крест-накрест: с правой рукой — левое полушарие, а с левой — правое. Немаловажно удовлетворить потребность малыша в эмоциональном и тактильном (прикосновения, поглаживания) контакте со взрослыми. Большинство детей по своей природе — кинестетики: они любят, когда их гладят, прижимают к себе, держат за руки. Устное народное творчество как раз и способствует насыщению потребности в ласке, в физическом контакте.

Игры с природным материалом.

Продуктивные виды деятельности.

Этот вид детской деятельности в младшем возрасте только формируется, а всю полноту ведущего за собой развитие он приобретает несколько позднее. Но это совсем не означает, что необходимость в организации элементарных сюжетно-ролевых действий в этот период отсутствует. Проявив некоторую изобретательность, взрослые вполне могут организовать ролевые игры. Например, игра в телефон, когда ребенок, используя игрушечный аппарат, может звонить маме, папе, бабушке, сказочным персонажам. Игра в телефон стимулирует речевое развитие ребенка, формирует уверенность в себе, повышает коммуникативную компетентность. Поощряйте склонность детей к подражанию — это развивает внимательность к деталям, осознание прямого и переносного смысла слов.

В статье рассматривается развитие речи дошкольников на современном этапе. Актуальность исследования обусловлена необходимостью использования разных средств мотивации для повышения речевой активности дошкольников. Подчеркивается значение мотивации дошкольников для разных видов деятельности, в том числе и речевой деятельности детей. Авторы описывают возможность использования художественной литературы как средства мотивации дошкольников к речевой деятельности. В статье описывается, как художественная литература помогает детям общаться с ровесниками и социализироваться в обществе. Описываются методы и приёмы использования художественной литературы для активизации речевой активности дошкольников и приводятся примеры на конкретных произведениях художественной литературы. Описывается мотивация речи на разных возрастных этапах и как отличается повседневная речь ребенка от занятий, как возникает мотив у детей и после чего он может пропасть. Предлагается комплекс диагностических методик на определение доминирования мотивов; определение запаса слов в активной памяти ребенка; исследование связной речи детей. Авторы делают выводы о прямой взаимосвязи между развитием речи у детей дошкольного старшего возраста, художественной литературы и мотивацией к общению.


3. Гиззатуллина Р.И., Левшина Н.И. Рассказывание и чтение художественной литературы как средство литературного образования дошкольников// Международный студенческий научный вестник. 2015. № 5-3. - С. 416-417.

5. Гневэк О.В., Горшкова И.В. Моделирование речемыслительной деятельности как метод обучения эссе/ Вестник Челябинского государственного педагогического университета.2014.№ 9-2. С.41-50.

6. Дунаева Н. Значение художественной литературы в формировании личности ребенка // Дошкольное воспитание. – 2007. – №6. – С. 35 – 40.

9. Санникова Л.Н. Образовательный процесс как элемент внутренней системы дошкольной образовательной организации //Концепт. -2016. -№9.

Речь является важнейшей психической функцией ребенка и одним из главных компонентов готовности к школьному обучению.

Для стимулирования речевой активности детей дошкольного возраста необходима мотивация, ведь речь возникает из потребности высказаться, а высказывания порождаются отдельными побуждениями - мотивами.

Мотив – это повод к какому–либо поступку, к активности. Присутствие речевой мотивации у детей означает, что существует внутреннее побуждение к выражению собственных мыслей, переживаний. Поэтому перед педагогом стоит задача не просто дать ребенку знания, а сформировать интерес, научить действовать самостоятельно: находить себе интересное занятие, уметь определять задачи, цели деятельности и уметь находить решение проблемных ситуаций. И здесь первостепенное значение имеет сформированность познавательной мотивации. В дошкольном возрасте у детей появляются новые мотивы: достижения ус­пеха, соревнования, соперничества, избегания неудачи. Равнодушие младших до­школьников к удачам и неудачам сменяется у средних дошкольников переживани­ем успеха и неуспеха (успех вызывает у них усиление мотива, а неуспех — умень­шение его). У старших дошкольников стимулировать может и неуспех.

А.А. Леонтьев, И.А.Зимняя выделяют несколько условий, без которых затруднена речевая деятельность. Среди таких условий – потребность в высказываниях, ведь без необходимости высказать свои стремления, чувства и мысли человек не смог бы заговорить. Следовательно, необходимо обеспечивать возникновение данной нужды, стремление вступить в речевое общение. Это возможно при помощи создания интереса, т.е. мотивации [1;3].

В повседневном речевом взаимодействии и в деятельности детей мотивы являются элементарными потребностями ребенка в позитивных эмоциях, в признании и поддержке. Во время занятий по речевому развитию часто исчезает эта естественность общения, уменьшается желание выражать мысли, т.к. педагог просит ребенка дать ответ на вопрос, пересказать что-то или повторить. Не всегда учитывается, есть ли желание у ребенка это делать.

Известно, что для того, чтобы осуществлялась деятельность, необходима достаточная мотивация. Однако, если мотивация слишком сильна, увеличивается уровень активности и напряжения, вследствие чего в деятельности (и в поведении) наступают определенные разлады, т. е. эффективность работы ухудшается. В таком случае высокий уровень мотивации вызывает нежелательные эмоциональные реакции (напряжение, волнение, стресс и т. п.), что приводит к ухудшению деятельности.

Чтобы повысить интерес детей на занятиях по речевому развитию возможно использование следующих приемов:

- игровой (любые игры);

- сюрпризные моменты (загадывание загадок, предъявление новой игрушки, появление ребенка или взрослого в необычном образе, получение посылки и т.д.);

- использование схем, моделей;

- поощрение разными предметами (ленточками, флажками, фишками);
- чтение художественных произведений [4].

Художественная литература – одним из важных компонентов в формировании речи детей. Литература является важным источником развития всех сторон речи детей, дает образец русского литературного языка, помогает почувствовать красоту родного языка и его разнообразность. Именно при помощи художественной литературы у детей формируется грамотная, связанная диалогическая и монологическая речь, развивается фонематический слух, звуковая и интонационная культура речи [4].

Приобщение детей к художественной литературе начинается с самого раннего детства со стихотворений А. Барто, рассказов Н. Носова, сказок С.А. Пушкина и многих других. Развитие речи у детей дошкольного возраста так же происходит при рассматривании картинок сюжетно-ролевого характера с известными для детей сказочными персонажами. Очень важно использовать в развитии речи разные формы включения детей в речевую практику, например, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстрация и пересказ их содержания, чтение стихотворений и разучивание их, загадывание загадок и др.

Важность приобщения детей к художественной литературе отмечали педагоги, лингвисты, психологи такие, как Л.С. Выготский, Е.А. Флерина, А.В. Запорожец, К.Д. Ушинский, А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохин и другие [6;7].

Е.А. Флерина говорила, что обогащение структуры речи, расширение лексикона, развитие детского словотворчества, все это происходит благодаря детской художественной литературы. Именно она выделила критерии отбора детской литературы и особенности восприятия текста детьми, определила ее значение в воспитании дошкольников, предложила методику чтения литературы с учетом возрастных групп.

Во всех вариативных программах дошкольных учреждений прописывается содержание работы по речевому развитию дошкольников, определяются требования к объему умений и навыков, требования к речи детей в разных возрастных группах [9].

Первоначально ребенок оценивает только свои поступки - других детей или литературных героев, не умея оценить свои собственные. Воспринимая, например, сказку, младший дошкольник не осознает причины своего отношения к разным персонажам, глобально оценивает их как хороших или плохих. Этому способствует и построение наиболее простых детских сказок: заяц всегда положительный герой, а волк - обязательно отрицательный. Ребенок переносит свое общее эмоциональное отношение к персонажу на его конкретные поступки, и оказывается, что все действия зайца одобряются потому, что он хороший, а волк поступает дурно, потому что он сам плохой.

Постепенно эмоциональное отношение и этическая оценка начинают дифференцироваться. В среднем дошкольном возрасте ребенок оценивает действия героя независимо от того, как он к нему относится, и может обосновать свою оценку, исходя из взаимоотношений персонажей сказки.

В некоторых случаях само эмоциональное отношение к герою определяется этической оценкой его действий. Старшие дошкольники начинают судить о поступках не только по их результатам, но и по мотивам; их занимают такие сложные этические вопросы, как справедливость награды, возмездие за причиненное зло и т.п.

Не маловажное значение для мотивации детей к речевой активности играет чтение художественной литературы.

Основными методами чтения и рассказывания художественных произведений детям являются следующие:

  • Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий сохраняя язык автора, передаёт все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей.
  • Рассказывание воспитателя. Это относительна свободная передача текста (возможны перестановки слов, замена их, толкование). Рассказывание даёт большие возможности для привлечения внимания детей.
  • Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведений.
  • Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателей.
  • Объединение произведений, принадлежащих к разным видам искусства:

а) чтение литературного произведения и рассматривание репродукций с картины известного художника;

б) чтение (лучше поэтического произведения) в сочетании с музыкой.

  • Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала:

в) кукольный и теневой театр, фланелеграф;

г) диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, телепередачи.

а) оно может быть логически связано с содержанием занятия (в процессе беседы о школе чтение стихов, загадывание загадок);

б) чтение может быть самостоятельной частью занятия (повторное чтение стихов или рассказа как закрепление материала) [8].

Выразительное чтение, заинтересованность самого воспитателя, его эмоциональный контакт с детьми повышает степень воздействия художественного слова. Во время чтения не следует отвлекать детей от восприятия текста вопросами, дисциплинарными замечаниями, достаточно бывает повышения или понижения голоса, паузы. По окончания чтения, пока дети находятся под впечатлением прослушанного, необходима небольшая пауза.

В результате качественного анализа были выявлены прямые взаимосвязи между развитием речи у детей младшего дошкольного возраста и преобладанием познавательного мотива в общении у детей. Исходя из таких результатов исследования, можно сделать вывод, что усиление мотивации детей на развитие речи будет способствовать более эффективному освоению детьми речевых навыков. В связи с этим мы планируем разработать технологию развития речи детей младшего дошкольного возраста, основанную на усилении мотивации к речевой активности с использованием художественной литературы.

Таким образом, мотивация речевой активности играет огромную роль в развитии речи дошкольников. Художественная литература, наряду с другими средствами и методами, является одним из актуальных средств мотивации дошкольника к речевым высказываниям, формирования коммуникативных навыков детей.

Автор: Федотова Наталия Ивановна

Организация: МБДОУ Детский сад №8 общеразвивающего вида

Населенный пункт: Московская область, г. Коломна

На сегодняшний день мы видим, насколько остро стоит проблема задержки речевого развития у детей. Поэтому первой задачей является развитие активной, коммуникативной речи. Многие причины задержки развития речи и ее дефекты у детей старшего возраста кроются в условиях их жизни в первые три года. Именно в раннем возрасте темпы речевого развития значительно выше, чем в последующем. Недостаток речевого общения с ребенком существенно сказывается на его развитии не только речевом, но и общем психическом.

Для развития речи детей должны быть созданы условия: развивающая среда должна быть соответствующей возрасту детей, обеспечивать развитие ребенка, чтобы он чувствовал себя комфортно, испытывая положительные эмоции. Наше групповое помещение предоставляет детям возможности изучать и познавать окружающий мир, получать удовольствие от каждого прожитого дня, от разнообразия своей деятельности.

Я оформляю развивающую среду в группе с учетом психолого-педагогических, эстетических и санитарно-гигиенических требований, считаю, что нашим детям хорошо и комфортно, делаю так, чтобы дети слышали правильную речь, доступную для них.

Известно, что ребенок знакомится с окружающим миром с помощью зрения, слуха, движений. значит все, что его окружает, должно развивать эти органы чувств. А как влияет на развитие ребенка, особенно его речи, аудио сфера, мир звуков.

Я стараюсь постоянно разговаривать с детьми, включать каждого в диалог, создавать потребность в собственных высказываниях.

В речевом развитии ребенка раннего возраста главным является стимулирование его активной речи. Это достигается за счет комплексного использования разнообразных методов и приемов:

1. Занятия в форме игр-инсценировок, игр-драматизаций.

2. Чтение художественной литературы.

3. Игры и упражнения, развивающие речевую активность.

4. Игровые ситуации

В развитии речи детей огромную помощь оказывают элементы устного творчества. Песенки, потешки положительное влияние оказывают на настроение детей, желание выполнять действия по их смыслу, повторять слова и словосочетания текста. Поэтому я с целью развития речи детей стараюсь как можно чаще использовать устное народное творчество в своей работе. Дети, замечая новую картинку, вспоминают текст, начинают проявлять активность в речи. Я обязательно одобряю такие попытки детей, побуждая и других детей к эмоциональному отклику, выполнению движений и речевой активности. Мир сказок, доступных для наших малышей, коротких и эмоционально окрашенных имеет также большое значение для развития речи детей.

Задачи развития речи детей я решаю в любые удобные для общения отрезки времени в режиме дня (на всех видах занятий, на прогулке, в процессе самостоятельной деятельности детей).

Чтобы успешно решать задачи развития речи я создаю необходимые условия:

- внимательно и заинтересованно выслушиваю ребенка, много говорю сама, вовлекаю детей в разговор на определенную тему;

- помогаю ребенку вступать в речевой контакт со сверстниками и взрослыми.

В своей работе я замечаю, что когда я проявляю заинтересованность и внимательно выслушиваю малыша, то он старается сказать что-то еще, чтобы удержать мое внимание.

Работу по развитию речи я продолжаю в течение всего дня. Утром, когда я встречаю детей, я спрашиваю, не замерзли ли они, на чем они приехали, кого они видели по дороге в детский сад. Во время умывания, завтрака, игры, когда рассматриваю картинки, иллюстрации к книжкам, когда провожу игры и занятия, когда дети рисуют, лепят, сооружают постройки из строительного материала, я все время говорю.

С малышами я говорю обо всем, что находится в поле их внимания и вызывает интерес, о том, что мы будем наблюдать. Это может быть новая книга, принесенная кем-то из детей, или красивая игрушка, новое платье или футболка и т.д. В каждой совместной деятельности стараюсь предусмотреть ситуации, которые незаметно для малыша вовлекает его в речевую коммуникацию.

Большую роль в стимулировании речи играет индивидуальная работа с детьми. В индивидуальную работу с детьми я включаю описание игрушек, картинок, составление совместных рассказов со взрослым. Эта работа проводится не только с детьми, пропустившими ряд занятий по развитию речи, отстающими от других детей по формированию коммуникативных умений, но и с детьми, имеющими высокий уровень речевого развития. Индивидуальная работа проходит в утренние и вечерние часы и ставит своей целью развитие речевых способностей каждого ребенка, она предлагается в форме игры, без излишнего дидактизма, в обстановке естественного общения партнеров по игре.

Так же о казать реальную и полноценную помощь по развитию речи детей 2-3 летнего возраста, мне помогают специальные приемы стимуляции речевой активности.

Разговор с самим собой. Например, когда тот или иной ребёнок находится недалеко от меня, манипулируя с игрушками или просто задумчиво сидит, начинаю говорить вслух о том, что вижу, слышу, думаю, чувствую. Говорю медленно (но не растягивая слова) и отчетливо, короткими, простыми предложениями — доступными восприятию ребёнка. Например: "Где чашка?", "Я вижу чашку", "Чашка на столе", "В чашке молоко", "Саша пьет молоко" и т. п.

Провокация, или искусственное непонимание ребенка. Этот прием помогает ребенку освоить ситуативную речь и состоит в том, что я не спешу проявлять свою понятливость, а временно становлюсь "глухой", непонимающей. Например, если ребёнок показывает на полку с игрушками, просительно смотрит, а я хорошо понимаю, что нужно ему в данный момент, и даю ему… не ту игрушку. Конечно же, первой реакцией ребенка будет возмущение непонятливостью, но это будет и первым мотивом, стимулирующим ребёнка назвать нужный ему предмет. При возникновении затруднения можно подсказать ребёнку: "Я не понимаю, что ты хочешь: киску, куклу машинку?" В подобных ситуациях ребенок охотно активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого. Этот прием эффективен не только для называния предметов, но и словесного обозначения действий, производимых с ними.

Распространение. Я продолжаю и дополняю все сказанное ребёнком, но не принуждаю его к повторению — вполне достаточно того, что он меня слышит. Например: Ребенок: 'Суп". Взрослый: "Овощной суп очень вкусный", "Суп кушают ложкой". Отвечая детям распространенными предложениями, я постепенно подвожу его к тому, чтобы он заканчивал свою мысль, и, соответственно, готовлю почву для овладения контекстной речью.

Приговоры. Использование игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с детьми доставляет им огромную радость. Сопровождение действий ребенка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Научившись различать вариативность забавных звуковых сочетаний, дети, подражая взрослым, начинают играть словами, звуками, словосочетаниями, улавливая специфику звучания родной речи, ее выразительность, образность. Большинство произведений устного народного творчества как раз и создавалось с целью развития двигательной активности ребёнка, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребенок, тем больше участков мозга включается в работу, ведь он напрямую связан с руками.

Немаловажное значение фольклорных произведений состоит в том, что они удовлетворяют потребность ребёнка в эмоциональном и тактильном (прикосновения, поглаживания) контакте со взрослыми. Большинство детей любят, когда их гладят, прижимают к себе, держат за руки. Устное народное творчество как раз и способствует насыщению потребности в ласке, в физическом контакте.

Выбор. Предоставлять ребенку возможность выбора – это ещё один приём. Формирование ответственности начинается с того момента, когда ребёнку позволено играть активную роль в том, что касается лично его. Осуществление возможности выбора порождает у него ощущение собственной значимости и самоценности. Например: "Тебе налить полстакана молока или целый стакан?", "Тебе яблоко целиком или половинку?", "Ты хочешь играть с куклой или медвежонком?".

Замещение. "Представь, что. " — эти слова наполнены для ребенка особой притягательной силой. В возрасте двух-трёх лет ребёнок с удовольствием представляет, что кубик — это пирожок, а коробка из-под обуви — печь. К трем годам он способен представить себя самолетом, кошечкой, цветком и т. п. Как магическое заклинание для ребенка звучат слова: "Представь, что мы — самолеты. Сейчас мы облетим всю комнату". Такая этюдно-игровая форма развивает у ребенка рефлексивные и эмпатийные способности, без которых общение не будет полноценным и развивающим.

Таким образом, замедленный темп речевого развития у детей раннего возраста можно успешно преодолеть, используя данные приёмы и методы. Они помогают стимулировать речевую активность ребёнка и позволят, в большинстве случаев компенсировать речевое недоразвитие ребенка.

Список литературы:

1. Александрова Л. Характерно-типологические особенности речевого развития детей раннего возраста группы социального риска //Дошкольное воспитание. - 2012. - № 12. С. 97-103.

2. Воспитание и развитие детей раннего возраста: Пособие для воспитателя детского сада/ В.В. Гербова, Р.Г. Казакова, И.М. Кононова; Под ред. Г.М. Ляминой. - М.: Просвещение, 1981. - 124 с.

3. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет. - М.: Владос, 2006. - 64 с.

4. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 128 с.

5. Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 2-3 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 144 с.

6. Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления. - М: Мозаика-Синтез, 2008. -168 с.

7. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). - М.: Просвещение, 2007. - 225 с.

8. Чумакова И. Развитие речи ребенка раннего возраста (1-3 года) //Дошкольное воспитание. - 2012. - № 12. С. 67-71.

9. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: под редакцией Д.И. Фельдштейна. - Воронеж: НПО "МОДЭК", 1997. - 416 с.

10. Ушакова О.С. теория и практика развития речи дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

11. Актуальные проблемы образования: теория и практика: Материалы пятой Всероссийской научно-практической конференции: В 3 частях. -Иркутск: Вост. - Сиб. акад. образов., 2013.

Консультант рубрики: Пфлаумер Г.В.,

учитель-логопед ТОГБУ «Центр психолого-медико-

Развитие речи - одна из важнейших, специфически человеческих форм коммуникации. Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. Язык представляет собой грандиозную по своей сложности систему средств, предназначенных для общения и выработанных человечеством в ходе исторического развития, - считал Д.Б. Эльконин.- Он составляет для ребенка такую же реальную действительность, как и все другие предметы, действительность, которой ребенок овладевает в принципе так же, как и другими предметами, т. е. практически употребляя средства языка в своей речевой деятельности. К сожалению, вечно занятые родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи ребенка на самотек. А количество детей, имеющих речевые проблемы, резко увеличилось.

Своевременное и полноценное овладение речью является важнейшим условием становления (появления) у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития ее. К моменту поступления ребенка в школу, он должен овладеть правильным звуковым оформлением слов, четко и ясно их произносит, иметь определенный словарный запас, в основном грамматически правильную речь: строить различные по конструкции предложения, согласовывать слова в роде, числе, падеже, точно спрягать часто употребляемые глаголы; свободно пользоваться монологической речью (рассказать о пережитых событиях, пересказать содержание сказки, рассказов, описывать окружающие предметы, раскрыть содержание картины, некоторые явления окружающей действительности). Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующего речевого развития, впоследствии, как правило, имеют отставание в темпах речевого развития и проявление вторичных отклонений в психическом развитии.

Реальную и полноценную помощь малышу могут оказать те лица, которые постоянно взаимодействуют с ним, используя в игровой и предметно-практической деятельности с ребёнком специальные приёмы развития речи и стимуляции речевой активности и речевого общения:

1. Диалог-образец.

Речь взрослого в общении с ребёнком имеет ярко выраженную диалогическую структуру, где центральное место принадлежит вопросу взрослого к ребёнку, на который он сам же и даёт ответ.

– Что я взяла? – Чашку.

– Что это такое? – Чашка.

– Что поставила? – Чашку. И т. д.

2. Разговор с самим собой.

3. Параллельный разговор.

Взрослый описывает все действия ребёнка: что он трогает, видит, слышит.

4. Провокация, или искусственное непонимание ребёнка.

5. Распространение.

Взрослый продолжает и дополняет всё сказанное ребёнком, но без принуждения его к повторению.

6. Приговоры.

Использование в совместной деятельности игровых песенок, потешек, приговоров. Цель большинства произведений устного народного творчества – развитие двигательной активности малыша, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности. Подражая взрослым, дети начинают играть словами, звуками.

7. Выбор.

8. Поручения.

9. Опосредованное общение.

10. Игры с природным материалом.

Уже на первом году жизни ребёнок проявляет интерес к песку, воде, глине, дереву, бумаге. В этом заключён большой смысл: ребёнок занят делом, он знакомится с материалом, изучает его функции и т.п., то есть стремится к саморазвитию. Это оказывает огромное влияние на рост речевой деятельности.

11. Продуктивные виды деятельности.

12. Замещение.

13. Ролевая игра.

14. Музыкальные игры.

15. Похвала.

Очень важно хвалить и демонстрировать достижения ребёнка в его присутствии другим членам семьи. Это стимулирует потребность в речевом общении.

Таким образом, мы должны помнить, что без речевого общения невозможно полноценное развитие ребёнка. Ребенок перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых, т.е. овладение речью у него находится в прямой зависимости от окружающей ребенка речевой среды.

Литература

2. Грибова О.Е. Что делать, если ваш ребёнок не говорит: Книга для тех, кому интересно / О. Е. Грибова. – М.: Айрис-пресс, 2004;

3. Жукова Н.С. Дифференциальный диагноз общего недоразвития речи / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева // Логопедия. Преодоление общего недоразвития у дошкольников: Кн. для логопеда. Серия: учимся играя. – Екатеринбург, АРД ЛТД, 1998;

4. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателя детского сада.– 2-е изд., испр. и доп./ А. И. Максаков, Г. А. Тумакова – М.: Просвещение, 1983;

5. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит / Т. А. Ткаченко. – СПб.: Детство-пресс, 1999;

6. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте (краткий очерк) Москва, Издательство академии педагогических наук РСФСР, 1958.

Читайте также: