Стихотворение алтынсарина дети в школу идите

Обновлено: 10.07.2024

Светлее ламп осветит путь тебе,
И станут явью все твои мечты.

Богат скотом ты. Но как дым пройдут
Твои богатства, если грянет джут.
Ученому ж не страшен джут любой:
его богатства с каждым днем растут.

Твою рубашку ткач учился ткать.
Сорока пищу учится искать.
И всем искусствам и наукам всем
Возникнуть помогло ученье-мать.

Кто вовсе не хотел себя учить,
Тот никогда не сможет умным быть,
Как черного от белого вовек
Баран иль бык не сможет отличить.

Скакун, идущий шагом, свеж всегда, -
Так знанье не стареет никогда.
А неучу, попавшему в беду
Помочь не сможет сам Кыдыр-ата.

Чтоб лучше неизвестное узнать,
Все дети умные за книжками сидят,
Лишь глупые мальчишки-шалуны
Стараются ученья избегать.
Растившие тебя из года в год
Родители состарятся.

Светлана Шелестова

Светлана Шелестова

Светлана Шелестова запись закреплена

Дело пойдет успешно,
Радости будет вдвойне.
Знайте – неграмотный бродит,
Словно слепой во тьме.

Дети будем учиться!
В памяти вашей пусть
Знаний запас сохранится.

Учение даст вам счастье,
Оно озарит, как свет,
Каждое ваше желание
Яркий оставит след

Дети в школу идите!
В памяти крепко, навек,
Знаний сохраните!

Стада – богатство степное –
Сметает суровый джут.
Богатство ученых иное –
Растущее, вечно живое –
Вьюги не заметут.

Как добрый конь не устанет,
Так знание не подведет.
Темному человеку
Счастье жизнь не дает.

Учение схоже с алмазом –
Сила его растет!
Грамотному человеку
Булат не поклон идет.

Узнать неизвестные тайны
Умные дети хотят.
Глупые дети вздорно
Целые дни галдят.

Мать и отец постареют.
А в старости может быть,
Придет к вам внезапно бедность…
Как им ее пережить?

Тогда-то учение ваше
Даст им желанный покой.
Вы бедность от них отведете
Уверенною рукой.

Грамотный жизнь познает
Во всей ее красоте.
Грамотный дотянуться
Сможет к своей мечте.

Отцы и матери ваши
Хотят одного сейчас:
Знающего человека
Увидеть в каждом из вас.

Знаний увидев свет,
Дети, в школу идите!
В памяти крепко, навек
Прочитанное сохраните.

Дело пойдет успешно,
Радости будет – вдвойне…
Знайте – неграмотный бродит,
Словно слепой во тьме.

Дети, будем учиться!
В памяти вашей пусть
Знаний запас сохранится.

Ученье даст вам счастье,
Оно озарит, как свет,
Каждое ваше желанье,
Яркий оставит след.

Дети, в школу идите!
В памяти крепко, навек
Знания сохраните.

Стада – богатство степное-
Сметает суровый джут.
Богатство ученых иное –
Растущее, вечно живое-
Вьюги не заметут…

Давайте, дети, учиться!
В памяти вашей пусть
Знаний запас сохранится.

Как добрый конь не устанет,
Так знание не подведет.
Темному человеку
Счастье жизнь не дает.

Узнать неизвестные тайны
Умные дети хотят,
Глупые дети вздорно
Целые дни галдят.

Мать и отец постареют.
А в старости, может быть,
Придет к ним внезапно бедность.
Как им ее пережить?

Тогда-то ученье ваше
Даст им желанный покой.
Вы бедность от них отведите
Уверенною рукой.

Грамотный жизнь познает
Во всей ее красоте.
Грамотный дотянуться
Сможет к своей мечте.

Отцы и матери ваши
Хотят одного сейчас:
Знающего человека
Увидеть в каждом из вас.

Дети, в школу идите!
В памяти крепко, навек
Знания сохраните.

КЕЛ, БАЛАЛАР, ОқЫЛЫқ!

Оқысаңыз балалар,
Шамнан шырақ жағылар,
Тілегенің алдыңан
Іздемей-ақ табылар.

Кел балалар оқылық!
Оқығанды көңілге
Ықыласпен тоқылық!

Мал-дәулеттің байлығы,
Бір жұтасаң, жоқ болар.
Оқымыстың байлығы
Күннен-күнге көп болар
Еш жұтамақ жоқ болар.

Кел балалар оқылық!
Оқығанды көңілге
Ықыласпен тоқылық!

Сиса көйлек үстінде
Тоқуменен табылған.
Сауысқанның тамағы
Шоқуменен табылған.
Өнер-бөлім – бәрі де
Оқуменен табылған.

Кел балалар оқылық!
Оқығанды көңілге
Ықыласпен тоқылық!

Надандықтың белгісі –
Еш ақылға жарымас.
Жайылып жүрген айуандай,
Ақ, қараны танымас.
Аяңшыл ат арымас,
Білім деген қарымас.. .

Кел балалар оқылық!
Оқығанды көңілге
Ықыласпен тоқылық!

ПИСЬМО БАЛГОЖИ К СЫНУ

Свет очей моих! Сын мой! Надежда моя!
Я пишу тебе, мыслей своих не тая.
На здоровье не жалуясь, мать и отец
Шлют привет, окрыленный биеньем сердец.
Ты, наверно, скучаешь и рвешься домой…
Поприлежней учись, грусть пройдет стороной.
Станешь грамотным – будешь опорою нам,
Нам, к закату идущим седым старикам.
Если неучем ты возвратишься в свой дом,
Упрекать себя с горечью будешь потом,
Милый! Если б с нами ты дни проводил…
Что б ты делал? Какими стремленьями жил?
Взяв курук, по степи ты б носился верхом.
Ничего б не достиг здесь, в ауле глухом.

Алтынсарин И.

Что было главным в Ибрае Алтынсарине, этом замечательном просветителе казахского народа? Он с детства любил учиться, а потом любил учить и искренне хотел, чтоб люди вокруг него жили лучше. И когда он умирал, хотя прожил он, по нашим понятиям, совсем немного — 48 лет, то мог сказать себе, что прожил жизнь не зря. Им были открыты десятки школ, он настоял, что надо учить не только мальчиков, но и девочек, что было неслыханно для мусульманского народа. Я предлагаю вам краткую биографию Алтынсарина, а в конце вы сможете найти его стихи, загадки, собранные им.

Если вы щелкнете по нужной вам строчке содержания, то перейдете на соответствующую главу.

Содержание

У него было много друзей среди русских, его уважали и любили казахи. Алтынсарин сделал карьеру, и перед смертью ему был присвоен чин действительного статского советника, что соответствовало званию генерал-майора. Но, в то же время, он никогда не стремился к почестям, занимаясь делом, которое любил — народным образованием и был настолько увлечен им, что, кажется, больше ничего для него не существовало.

Детство. Школа в Оренбурге

Ибрай Алтынсарин родился 1 ноября 1841 года. Мать Ибрая Айман Шегенкызы происходила из племени Аргын. А его отец Алтынсары — из племени Кыпшак. Он погиб, при нападении на аул отрядов Кенесары Касымова. Мог погибнуть и сам Ибрагим, но его, трехлетнего, спасли, спрятали добрые люди. Айман после гибели мужа вышла замуж за его брата. Мальчик воспитывался у своего деда, бия Балгожи Джанбучина. Дед был известным человеком в степи, он занимал пост старшины Оренбургской комиссии. И, едва получив под свое крыло внука, наперекор другим родственникам, записал его кандидатом в еще только предполагавшуюся школу, где должны были учиться дети казахов. Эта была первая такого рода школа, где готовили писарей и переводчиков.

Алтынсарин Биография


Служба в Оренбурге. Русские друзья — В. Григорьев, Н. Ильминский

Учился Ибрай блестяще и по окончании училища остался в Оренбурге сначала писарем у своего деда, а потом младшим толмачом у начальника Оренбургского областного правления. Начальником его был Василий Васильевич Григорьев — ученый-востоковед (1816-1881). Он начинал свою службы в Петербурге, а в 1851 году получил назначение в Оренбургский край, где занимал должность начальника пограничной комиссии. Эта комиссия налаживала отношения со среднеазиатскими ханствами, и степными кочевниками. Это как раз В. В. Григорьев занимался созданием школ для кочевников в степных укреплениях.

В 1857 году после окончания школы, И. Алтынсарин был назначен переводчиком Григорьева. Эта должность помогла молодому человеку не только усовершенствовать знание русского языка, получить первые навыки системной научной деятельности, но и испытать немалое нравственное влияние замечательного ученого. Сам Алтынсарин писал, что начальник поощрял его увлечение чтением, и т.к. службы была не обременительной: докладывать о посетителях, переводить, если посетитель киргиз, — все остальное время Ибрай не отрывался от книг.

По совету Григорьева, все незнакомые слова Алтынсарин выписывал в тетрадку, а потом спрашивал об их значении. Поначалу Григорьев успевал давать краткие объяснения незнакомых слов, но скоро ученик принес целую толстую тетрадь, заполненную словами, требующими разъяснения. У Григорьева не было возможности отвечать на все вопросы, но в это время судьба свела Алтынсарина еще с одним очень интересным человеком — Николаем Ивановичем Ильминским, ученым-востоковедом, профессором, как говорили тогда, главным миссионером Священного Синода на Волге и в Казахстане. Алтынсарин на всю жизнь сохранил признательность этому человеку. Ильминский был терпелив и не уставал отвечать на вопросы любознательного юноши.

Григорьев, узнав об этом, уволил Алтынсарина от обязательных дежурств, и юноша уже с утра приходил к Ильминскому. Дамы занимались рукоделием, Алтынсарин читал им вслух. Когда он ошибался в произношении или встречал неизвестные слова, слушательницы его поправляли, объясняли то, что надо. Постепенно Алтынсарин так сдружился с ними, что стал оставаться на обед, хотя был очень застенчив и совестлив. Ильминский вспоминал, что Алтынсарин был очень восприимчив, и нередко подвергался приступам тоски. Участие к нему его трогало, а малое недоразумение или одиночество могли повергнуть его почти в отчаяние.

Школа в Тургае

Был у него потом такой период, когда он отошел от педагогической работы, стал помощником уездного начальника в Тургае, стал даже уездным судьей, пытался бороться со взяточничеством и родовой враждой, за что, конечно. Навлек на себя гнев многих. А однажды очень рассердил своих родственников, когда, зная, что за должность волостного управителя долго сражались два его двоюродных брата, посоветовал не выбирать ни того, ни другого. В результате выбрали почтенного аксакала, а обиженные родственники стали жаловаться на Алтынсарина в Оренбург, называя его социалистом.

Алтынсарин — инспектор школ в Тургайской области

Ильминский предлагал Алтынсарину замолвить за него слово, с тем, чтобы он мог занять высокий пост в степи, но тот ответил, что его интересует только народное образование. И с 1879 года и до смерти он был инспектором школ Тургайской области.

Отныне его жизнь проходила в поисках средств на все новые и новые школы и училища, и он не уставал доказывать начальству, что не надо экономить на образовании. Помня о своей оренбургской школе, Алтынсарин хотел, чтобы школы, открытые им, были чистые и опрятные.

Но инспектор не ограничился только материальной помощью. Он постарался сделать так, чтоб мулла не притеснял учителя и чтоб киргизы не боялись отдавать детей в школу.

Он будет открывать не только обычные школы. Какой диковиной в степи была первая школа для казахских девочек или сельскохозяйственная школа в Кустанае, которой Алтынсарин завещал землю, принадлежавшую лично ему. Он открыл и первую учительскую школу. Все это было непросто, так как инспектор Алтынсарин постоянно сталкивался с противодействием местной администрации, которая не только не помогала ему, но урезала средства, а то и вовсе норовила отобрать и помещение, и инвентарь.

Надо сказать, постепенно вокруг Алтынсарина появляется все больше посвященных казахов. Альмухамед и Тилеймухамед Сейдалины, выпускники Неплюевского кадетского корпуса в Оренбурге всячески поддерживали начинания Алтынсарина. Например, А.Сейдалин помог ему открыть школу в Иргызе и первый из казахов отправил свою дочь Гульжаухар учиться в его школу. Среди его учеников будут замечательные люди: поэт и переводчик Асылкожа Курманбаев. После смерти учителя он переехал Семиречье и стал директором школы в Лепсы. Другой его ученик Г. Балкымбаев стал директором Исторического музея в Алматы.

Алтынсарин — писатель, автор учебников и собиратель фольклора

Чтоб дети знали свой фольклор, Алтынсарин собирал пословицы, сказки и загадки казахского народа. Вот некоторые казахские загадки, напечатанные в первом томе его собрания сочинений:

Белый баран ушел, а черный остался (снег и земля весной)
Ряд к ряду камни поставил, рыжую лошадь свободной оставил (зубы и язык)
Есть один белый дом, но, если задумаешь войти, дверей не найдешь (яйцо).
А вот пословицы:
Если дашь, то возьмешь, если посеешь, то пожнешь.
Ветер разбивает горы и камни, слово убивает человека.

Стихи И. Алтынсарина

Знаний увидев свет,
Дети, в школу идите!
В памяти крепко, навек
Прочитанное сохраните.
Учение даст вам счастье,
Оно озарит, как свет,
Каждое ваше желание,
Яркий оставит след…

Давайте, дети, учиться!
В памяти вашей пусть
Знаний запас сохранится.
Как добрый конь не устанет,

Так знание не подведет.
Темному человеку
Счастья жизнь не дает.
Давайте, дети, учиться!

В памяти вашей пусть
Знаний запас сохранится.
Ученье схоже с алмазом —
Сила его растет!
К грамотному человеку
Булат на поклон идет.

Узнать неизвестные тайны
Умные дети хотят.
Глупые дети вздорно
Целые дни галдят.

Дети, в школу идите!
В памяти крепко, навек
Знания сохраните.

И в других своих стихах Алтынсарин будет говорить о том, как просвещение меняет жизнь народа к лучшему:

Строит дивные дворцы
Умный знающий народ.
Сильный знанием своим,
Он уверенно живет. …
Средь пустынь вода звенит.
Корабли — в морях любых,
Люди мир весь обошли,
Лень и скуку позабыв…

Молодежь! Мои друзья!
Зелень свежая полей!
Сверстников своих догнать
Постарайтесь поскорей.

То, что сделать не смогли
Мы — седые старики,
Вы теперь должны достичь,
Вы — грядущего ростки!

Уповаю лишь на вас,
Радость в сердце затаив.
Так примите в добрый час
Пожелания мои.

А вот совсем короткое стихотворение, но смысл его тот же: человек может многого добиться только благодаря высоким устремлениям

Впрочем, Алтынсарин может быть и настоящим лириком, он очень поэтично пишет о природе родного края.

Несется с грохотом река с высоких гор,
Ее движение схватить не может взор.
Пусть дуют ветры и тяжелый зной плывет,
Она ведет все тот же шумный разговор.

Гремит река, срывая камни на бегу.
Испив воды, люблю стоять на берегу.
Любая хворь покинет в этот миг тебя.
И я рекой налюбоваться не могу.

К реке спешат, устав от зноя, табуны.
Блаженство им дает прибой крутой волны.
По берегам под ветром клонятся леса
Зеленогривы, многодумны и темны.

Не замутить реки и тысяче коней,
Она летит, всех силой радуя своей.
В ее долинах, утопающих в траве,
Народу с давних пор живется веселей.

Хоть грязь, хоть золото бросай на дно реки
Все так же волны будут чисты и легки.
Ведь даже к зверю, что войдет порой в поток,
Игриво рыбы льнут, качая плавники.

Ибрагим Алтынсарин скончался 17 мая 1889 года и похоронен недалеко от своего дома на берегу реки Тобол, рядом с могилой своего отца. Он болел еще с весны. Беспокоили сердце и печень, но он никогда не отлеживался, было некогда: то надо было ехать в Кустанай на встречу с губернатором, то поволновался по поводу пожара, вспыхнувшего у него на зимовке. В последние годы он построил себе деревянный дом под железной крышей в трех километрах от Кустаная на излучине реки Тобол. Там работал и жил до смерти.

5 thoughts on “Ибрай Алтынсарин: человек, учитель, просветитель (1841-1889)”

Спасибо большое! Очень интересно рассказано про великого просветителя казахского народа. Прониклась уважением и симпатией к В. Алтынсарину.

Огромное Вам спасибо! Сын учится во 2м классе. Сегодня на дом задали выучить стихотворение Алтынсарина. Кратенькая заметочка в учебнике о великом человеке вообще ничего не дала ребёнку, какая-то совсем скучная, перегруженная лишними фактами… А ведь в 200 метрах от нашей школы до сих пор стоят здания, где Алтынсарин открывал русско-казахскую школу и школу для девочек. Так интересно можно было рассказать детям о нем, сводить к этим старым зданиям… Благодаря Вашему посту завтра расскажу сыну об Алтынсарине поподробнее и поинтереснее))

Хорошо, когда мама старается, чтобы сыну было интересно учиться. Таких не очень много сейчас. Вы- одна из них.

Спасибо большое от всей души! Очень познавательный и эмоциональный материал! Вы- учитель от Бога! Здоровья и вдохновения желаю Вам на долгие годы!

Браво. Спасибо вам и Ибрагиму Алтынсарину за интересную информацию за интересную жизнь

Знаний увидев свет,
Дети, в школу идите!
В памяти крепко, навек
Прочитанное сохраните.
Учение даст вам счастье,
Оно озарит, как свет,
Каждое ваше желание,
Яркий оставит след.

Делитесь цитатами великих людей о важности образования в комментариях!

Возможно, это изображение (текст «





The role of the WHO Country Office in Kazakhstan is to support the Ministry of Health and the Public…

UNICEF Kazakhstan

Жас ата-ана, біз сіздерге 0-ден 6 айға дейінгі баланың қимылдық дамуы туралы кеңестер мен ұсыныстар жинағын дайындап қойдық.

Постты жоғалтып алмас үшін сақтап қойыңыз, сондай-ақ достарыңыз бен жақындарыңызға таратыңыз.

Читайте также: