Стихи про уголок краеведения в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Современные педагоги считают, что базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём селе, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где человек родился.

Психолого-педагогические исследования показали, что детям дошкольного возраста доступны занятия краеведением.

Одним из важных условий в работе по краеведению выступает создание развивающей предметно – пространственной среды в группе.

При оформлении и подборе материалов для создания уголка краеведения в нашей группе мы придерживались следующих правил:

- материал должен быть понятным и доступным возрасту детей;

- материалы должен быть достаточно ярким и насыщенным;

- предоставить детям возможность участвовать в создании уголка.

Уголок находится в доступном и безопасном месте. Дети могут взять материал, игры, предметы рукотворного мира. Также уголок может трансформироваться в мини-музей, мастерскую, выставку детского творчества. Наличие полифункционнальных предметов, в том числе природных материалов, для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов - заместителей.

Информация в уголке представлена по разделам:

Задачи нравственно-патриотического воспитания реализуются не только через содержание уголка краеведения, но и через содержание других зон самостоятельной детской деятельности:

- в центре детского творчества представлены образцы декоративно – прикладного творчества;

- в литературном центре помещены русские народные сказки, былины, малые фольклорные формы (потешки, загадки, стихи).

Таким образом, не только уголок краеведения, но и вся предметно-развивающая среда группы направлены на решение задач нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Коченёвская средняя общеобразовательная школа №2

Выступление на семинаре.

Выполнила воспитатель О.И. Губанова

В последнее время многие детские сады стали увлекаться краеведением.

Что такое краеведение? Это изучение природы родного края, его хозяйства, экологических проблем, особенностей населения, истории и культуры.

Практика показала, что пространственные краеведческие представления у дошкольников формируются быстрее, чем временные. Поэтому необходима организация соответствующей предметно-пространственной среды (изостудия, мини-музей, центры краеведения), специальный подбор художественно-дидактических пособий, материалов и технических средств обучения

Анализ практической и теоретической деятельности отечественных и зарубежных ученых, опыта работы музейных педагогов городов России позволил выявить методы и формы работы, наиболее точно отвечающие целям и содержанию работы по краеведению в дошкольном учреждении:

-приобщение детей к истории родного края, быту, традициям, культуре людей, его населяющих;
-создание игровых мотиваций, соответствующих проблематике;
-практические действия с предметами;
-использование ассоциативных связей;
-музыкально-театрализованная деятельность;
-самостоятельная элементарно-поисковая деятельность;
-проведение экскурсий самими детьми.

Центр краеведения в детском саду должен соответствовать определенным требованиям:

-хорошая освещенность в дневное и вечернее время;
целесообразность размещения “экспонатов”, доступность, эстетичность, научность, достоверность представленного материала;
-возможное объединение уголка изобразительной деятельности и центра краеведения.

Центры краеведения в группах.

Содержание материалов в центрах краеведения зависит от возраста детей.

М ладший возраст (4-й год жизни).

Альбомы: “Наша семья”, “Улицы города ”, “Мой город”, “Наш детский сад”, “Праздники дома и в детском саду”.

Художественная литература: стихи о родном городе, рассказы, сказки, потешки, скороговорки.

Папки – передвижки с иллюстрациями: “Природа родного края”, “Растительный и животный мир ”, “Наш город во все времена года”.

Подвижные игры: “Оденем куклу на прогулку”, “Познай себя”

Книжки-раскраски: “Моя улица”, “Мой дом”, “Мой детский сад”.

Картинки – иллюстрации: “Труд взрослых”, “Дети, живущие в других городах”.

Рисунки детей и взрослых о себе, городе, окружающей природе.

Совместные работы из бросового и природного материала.

Образцы декоративно-прикладного искусства.

Куклы в русских костюмах.

Средний возраст (5-й год жизни).

Альбомы: все вышеперечисленные, плюс альбом “Моя малая Родина”

Художественная литература: стихи, рассказы, загадки, потешки, рассказы и стихотворения о городе, о России в целом.

Папки - передвижки: “Я живу в Коченёво”, о животном и растительном мире, в разные времена года”.

Подвижные игры: игры и листки активности “Мое настроение”, “Мой город”, “Моя улица”, “Моя семья” и другие, разработанные воспитателем.

Картинки – иллюстрации, аналогичные тем, что были в младшей группе, но с усложненным содержанием..

Атрибуты музыкально-театральной деятельности: тексты песен, прибауток, музыкальные инструменты (ложки, трещетки и т.д.).

Аудио- и видеокассеты о природе родного края.

Куклы в русских костюмах.

Поделки из бросового и природного материала, сделанные руками детей и взрослых.

Старший возраст (6-7-й годы жизни).

Альбомы: “Наш детский сад”, “Наша семья”, “Наш город” (образование, культура, спорт, медицина, “Наша область” (медицина, спорт, культура, образование), “Россия” (города, костюмы, песни, национальная кухня).

Предметы искусства родного края и других регионов России .

Предметы одежды и быта.

Художественная литература (стихи, рассказы, произведения самих детей).

Традиции, обычаи, фольклор родного края и других регионов России (описания, иллюстрации).

Флаг, гербы и другая символика города и России.

Макеты: (плоскостной), (объемный), макет или план “Детский сад”.

Рисунки детей о жизни в детском саду, дома, о различных праздниках и т.д.

Куклы в национальных костюмах (чувашский, мордовский, русский, татарский).

Альбом одежды (“всех времен и народов”).

Содержание уголков по краеведению

Младшие группы.

- тематические папки с иллюстрациями, пиктограммами, показывающими различное эмоциональное состояние взрослых и детей;

2. Материал для ознакомления детей с малой родиной: (группа, детский сад, улица или микрорайон, где расположено ДОУ), тематические папки с фотографиями и иллюстрациями, открытки, альбомы.

3. Материал по приобщению детей к истокам русской народной культуры: предметы старины, русские игрушки; куклы из деревянных чурбачков, обереги, предметы народного декоративно-прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки, различные виды росписи, вышивка, резьба по дереву и пр.); куклы в национальных костюмах.

4. Художественная литература (песенки, потешки, сказки и т.д.).

Средняя группа.

2. Материал для ознакомления детей с малой родиной: (группа, детский сад, улица или микрорайон, где расположено ДОУ), тематические папки с фотографиями и иллюстрациями, открытки, альбомы, посвященные достопримечательностям села и его знаменитым жителям, флоре и фауне, транспорту, архитектуре, профессиям жителей. Могут быть представлены материалы об истории возникновения села.

3. Материал по приобщению детей к истокам народной культуры: предметы старины, народные игрушки; куклы из деревянных чурбачков, обереги, предметы народного декоративно-прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки, различные виды росписи, вышивка, резьба по дереву и пр.); различные макеты (крестьянская изба, комната-горница, крестьянское подворье и т.п.); куклы в национальных костюмах; дидактические игры.

4. Художественная литература (сказки, песенки, пословицы, поговорки и т.д.).

5. Элементы государственной символики РФ (флаг, герб).

6. Элементы республиканской символики (флаг, герб).

7. Элементы муниципальной символики (герб, флаг села, фирменные знаки промышленных предприятий).
8. Материал, посвященный защитникам Отечества: тематические папки с иллюстрациями.

Старшая и подготовительная к школе группы.

- карта и символика Республики Бурятия, портрет Главы региона;

-материал, знакомящий, детей со славным прошлым родного края (история -городов и их настоящее, сельское хозяйство);

4. Карта Российской Федерации. Желательно, чтобы эта карта была предназначена для детей и содержала необходимый материал о городах России (столица Родины, символика городов, главные достопримечательности); о природных зонах; о населяющих страну народах; о промышленности и сельском хозяйстве. Символика России (герб, флаг, гимн). Портрет президента страны.

7. Художественная литература (сказки, былины, предания). Художественная литература, посвященная нашим великим соотечественникам прославившим Россию, Бурятскскую землю, их портреты.

8. Глобус, карта мира (для детей). Тематические папки с иллюстрациями, рассказывающими о жизни людей в других странах, их обычаях, традициях, занятиях и профессиях. Художественная литература.

Краеведение является одним из средств воспитания патриотизма, формирования у дошкольников основ краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств, таких, как бережное отношение к природе, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну. Эта мысль прослеживается как одна из главных задач и в нашем детском саду: воспитывать уважение к историческому прошлому нашей Родины, начиная с того места, где ты родился. В связи с этим, огромное значение воспитатели уделяют ознакомлению дошкольников с родным городом, районом, областью. Знакомство со своим краем необходимо как в воспитательном, так и в познавательном отношении. В процессе познавательной активности дети получают необходимые знания о прошлом и настоящем своей малой родины, особенностях природы, культурных и других условий. Это способствует формированию у детей их гражданского мировоззрения.

м Краеведение – основа воспитания патриотизма

Краеведение на сегодняшний день становится очень важным звеном в развитии ребенка-дошкольника. Образование за последние несколько лет сделало колоссальный скачок в своем развитии, и методы и формы работы с детьми в направлении краеведения существенно изменились. Организация краеведческих центров (уголков) в возрастных группах, позволит повысить качество работы с детьми в области ознакомления с историей, традициями родного края.

Работая в центрах, дошкольники смогут применить на практике знания, которые они получили при посещении музеев, во время экскурсий по Красногорью.

Цель создания центров краеведения – всестороннее изучение родного края, России.

В качестве задач определено следующее :

научить ребенка понимать, что и у людей, и у вещей есть своя история;

пробудить у детей чувство любви к своему краю, уважение к его традициям и обычаям;

воспитывать уважение к культуре других народов;

формировать единство эстетических чувств и нравственных ценностей;

пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость через приобщение к искусству, музыке, литературе, народной культуре;

развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов.

Изучив тщательно педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что особые формы работы в направлении краеведения просто необходимы в работе с детьми. При этом они должны наиболее точно отвечать целям и содержанию работы по краеведению в дошкольном учреждении:

приобщение детей к истории родного края, быту, традициям, культуре людей, его населяющих;

создание игровых мотиваций, соответствующих проблематике;

практические действия с предметами;

самостоятельная элементарно-поисковая деятельность;

Специально организованные уголки краеведения в детском саду должны соответствовать определенным требованиям:

хорошая освещенность в дневное и вечернее время;

целесообразность размещения “экспонатов”, доступность, эстетичность, научность, достоверность представленного материала;

Работа в таких уголках развивает у дошкольников речь, воображение, мышление, расширяет кругозор, способствует нравственному становлению личности, расширяет область социально-нравственных ориентаций и чувств детей, пробуждая любовь к родному краю, России.

Уголки краеведения в группах.

Содержание материалов в уголках краеведения зависит от возраста детей.

Младший дошкольный возраст (4-й год жизни) .

Альбомы: “Наша семья”, “Наш детский сад”, “Праздники дома и в детском саду”.

Художественная литература: стихи о родном крае.

Папки – передвижки с иллюстрациями: “На природе”, “Растительный и животный мир края”, “Наш край во все времена года”.

Рисунки детей и взрослых о себе, городе, окружающей природе.

Совместные работы из бросового и природного материала.

Куклы в русских костюмах.

Средний дошкольный возраст (5-й год жизни) .

Альбомы: “Наша семья”, “Наш детский сад”, “Праздники дома и в детском саду”, альбом “Моя Россия”

Листки активности “Мое настроение”, “Моя улица”, “Моя семья”

Атрибуты музыкально-театральной деятельности: тексты песен, прибауток, музыкальные инструменты (ложки, трещетки и т. д. ) .

Аудио и видеокассеты о природе родного края.

Поделки из бросового и природного материала, сделанные руками детей и взрослых.

Старший возраст (6-7-й годы жизни) .

Альбомы: “Наш детский сад”, “Наша семья”, “Наш город” “Россия” (города, костюмы, песни, национальная кухня) .

Художественная литература (стихи, рассказы) .

Флаг, гербы и другая символика района, поселка, России.

Рисунки детей о жизни в детском саду, дома, о различных праздниках и т. д.

Выставки работ родителей и детей “Мы живем в Красногорье”, “Моя Родина - Россия”. Эта работа ведется систематически во всех возрастных группах. Педагогический коллектив детского сада в своей работе использует различные формы по знакомству детей с родным районом и родной страной: целевые прогулки, экскурсии, беседы, наблюдения, дидактические игры, чтение художественной литературы и т.д. Эта работа ведется в организованной деятельности, совместной деятельности взрослого с ребенком и в самостоятельной детской деятельности.

Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном крае. Чтобы детям было интересно знакомиться с историей края, его достопримечательностями, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний. Знакомя детей с родным краем можно решить следующие задачи:

Вызвать интерес к жизни наших земляков. Дать элементарное представление об истории родного края, его памятниках и архитектуре;

Дать представления о размерах нашего края и её природных богатствах. Вызвать интерес к жизни родного края;

Познакомить и дать представление о защитниках Отечества, героях края;

Познакомить с бытом и традициями русского народа, народными праздниками.

В старшем дошкольном возрасте увеличивается объём знаний о родном крае. Дети знакомятся не только с достопримечательностями родного края, но и с его историей.

Знакомство с родным краем продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности.

Работа с детьми по ознакомлению с родным краем ведётся и в книжном уголке, где выставляются книги познавательного характера (иллюстрации о природе родного края, фотоальбомы современного города и исторические фотографии).

В процессе всей работы у дошкольников воспитываются чувства восхищения, гордости за свой родной край.

В младшем дошкольном возрасте детям еще трудно представить себе наш поселок. Поэтому знакомство с ним начинаем с экскурсий по близлежащим улицам; с бесед о том, где им приходилось бывать, что интересного они видели; о том, что у каждой улице есть свое название, а у дома – свой номер.

С детьми среднего дошкольного возраста продолжаем работу по данному направлению: прежде всего детей знакомим с районом, на территории которого находится дошкольное учреждение, местоположением, совместно с воспитателем дети совершают небольшие целевые прогулки, обращаем их внимание на красоту улиц, на то, что создано руками человека. Это различные здания, в которых люди живут и работают. Даем представления о том, чем поселок отличается от города.

В старшем дошкольном возрасте увеличивается объем знаний о родном крае. Детей знакомим с историей поселка и его достопримечательностями, героическими страницами истории. Чувства гордости испытывают дети, живущие на улицах, названных в честь знаменитых людей города.

Знакомство с родным поселком и родной страной вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а также стремление и желание ребенка нарисовать то, о чем только что услышал. Поэтому эта работа продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности. Рисунки детей, отражающие сильное и чистое чувство любви к своему родному поселку, родной природе позволяют им создать выразительные образы, основанные на своих собственных наблюдениях, а также заставляют задуматься над отношением к миру природы.

На музыкальных занятиях дети приобщаются к русской культуре. Традицией в детском саду стало проведение патриотических праздников: “День защитника Отечества”, “9 Мая – День Победы”, “День защиты детей” и др.

Работа с детьми по ознакомлению с родным краем ведется и в книжном уголке, где выставляются книги познавательного характера, иллюстративно – дидактический материал (иллюстрации о природе родного края, страны, фотоальбомы исторического и современного села, предметы народно-прикладного искусства).

Традицией в детском саду стало возложение цветов к памятникам героев ВОВ, приглашение ветеранов на празднование Дня Победы.

В этом учебном году основной методической темой работы нашего района стала тема, связанная с патриотическим воспитанием дошкольников:

Поэтому и деятельность нашего ДОУ по приобщению дошкольников к культурным ценностям, воспитанию у них гражданственности и патриотических чувств будет приоритетной в этом году. Для реализации этой работы необходимо обратить внимание на проектирование культурно-образовательной среды не только всего ДОУ но и каждой отдельно взятой группы.

Источник- Интернет

Оборудование уголков в группе по нравственно-патриотическому воспитанию

Фотоальбомы из ближайшего окружения:

Фотоальбомы из ближайшего окружения:

Фотоальбомы о достопримечательностях родного поселка, района:

Фотоальбом о столице нашей Родины - Москве

Фотоальбомы из ближайшего окружения:

Фотоальбомы о достопримечательностях родного поселка, района:

Фотоальбом о столице нашей Родины - Москве

Фотоальбомы о природе России

Фотоальбомы о центральных городах России и их достопримечательностях

Фотоальбомы о крупных городах мира, о разных странах и континентах и т.д.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Презинтация для воспитателей"Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды"(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)

Презинтация для воспитателей "Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды "(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада).

Настоящее Положение разработано в соответствии с планом работы департамента образования администрации города Перми на 2013-2014 учебный год, утвержденным приказом начальника департамента образов.

Предметно-развивающая среда ДОУ Особенности организации предметно-развивающей среды в разных возрастных группах

Предметно-развивающая среда ДОУ Особенности организации предметно-развивающей среды в разных возрастных группах.

Развитие образования – неотъемлемая часть стратегии общенационального развития – начинается с уровня дошкольного образования, нацеленного в соответствии с Федеральным государственным образовательным с.

Предметно-развивающая среда, как часть образовательной среды. Изменение предметно-развивающей среды в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей детей.


Презентация " Альбом по предметно-пространственной развивающей среде в младших группах"

Презентация " Альбом по предметно-пространственной развивающей среде в младших группах".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здравствуйте, гости – господа! Вы откуда и куда? Если к нам, то проходите!

Наш уголок патриотического воспитания посмотрите.

Покажем вам, чтоб все вы знали, как патриотами мы стали.

Его любимой стране посвятили, и город родной не забыли.

Воспитать патриотов, процесс сложный и длительный.

Ведь надо привить любовь к стране, городу и родителям.

Россия наша велика, но, все ж с малой Родины начинается она.

Семья и родные, городок наш и край,

Все есть для знакомства, садись-изучай. (книги, открытки, магниты, папки, презентация города на экране)

Ребёнок – человек, он – личность, стремится познавать всегда.

Мы животный мир здесь изучаем, и про природу не забываем!

Велик Уральский край наш, широк его простор.

Есть у нас луга и чащи, реки и громады гор.

Живут здесь вместе с нами - цапли, лебеди, чижи,

Лисы, волки и медведи, лоси, белки, кабаны … -

Наши жители лесные. Мы их сохранить должны! (игрушки: животные, овощи; картинки: животные, птицы; картины природы)

Есть герб у России, у города есть, ведь в городе нашем заводов не счесть. (герб России и города)

У России герб красивый, полный гордости и силы –
Золотой орел двуглавый держит скипетр и державу.

Решили ребята не отставать и вместе с родителями герб семьи создать.

Мы папку с гербами сейчас вам покажем, и если захотите, о них Вам расскажем (папка с гербами)

Вот вьется, смелый и прекрасный Флаг родной России:

сверху – белый, снизу – красный, посредине – синий. (флаги и флажки)

Есть в каждом государстве главный, чтоб держать за все ответ.

А, у нас есть В.В.Путин – наш любимый президент. (фото президента)

(демонстрация литературы по патриотическому воспитанию)

Очень любим мы книжки читать, и о традициях родного края узнавать.

У каждого народа свои сказки и все они передают от поколения к поколению нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют духовно-нравственному развитию личности и патриотизма.

Здесь ещё есть книжки про войну, и про Родину мою, про леса и про поля, про озёра и моря, о профессиях и быте, о народах и событиях.

Про армию России, мы тоже не забываем, профессии военные по картинкам изучаем, а потом в сюжетно-ролевых играх все закрепляем.

А ещё, с малышами мы в игры разные играем, ребятишек к народной культуре приобщаем: знакомим их с предметами старины, ведь дети должны знать историю своей страны. Есть и предметы народного декоративно-прикладного искусства, как видите тут у нас тоже не пусто. Медведи из деревянных чурбачков и свистульки, обереги, матрешки, дидактические игры и игрушки, различные виды росписи есть; куклы в национальных костюмах тоже здесь.

Как видите, не только патриотический уголок, но и вся предметно-развивающая среда групповой комнаты направлена на решение задач нравственно - патриотического воспитания наших детей.

Стихи о малой Родине

И всё это родное, любимое помнится до сих пор, зовёт к себе, просит приехать… И надо обязательно найти время и посетить те места, где были счастливы.

Именно о малой Родине наша подборка стихов. Для детей и взрослых, о селе, деревне, посёлке, короткие, красивые, известных поэтов и современных авторов.

И снова родина встречает радугой…

Стихи о малой Родине для детей: короткие, красивые

Наша малая Родина…

Хочу, чтоб порою весенней
На зорьке нам пел соловей,
Хочу, чтобы в небе осеннем
Мы видели клин журавлей…
Пусть утром в росистых ладонях
Купается ландыша цвет:
И видеть, и слышать такое —
Милей сердцу радости нет!
Пусть город наш будет здоровым,
Пусть счастливо люди живут
И помнят, хотя бы немного,
О том, что их Родина тут.
Розалия Мартысь

Стихи о малой Родине для детей

И снова родина
Встречает радугой,
Ждала, наверное…
А я как рада ей,
А я-то крылышки
Скорей расправила:
Ну, здравствуй, милая!
Хоть ты и малая,
Но больше большего
В твоих окрестностях
Красот, которых нет
Нигде чудеснее…
Анна Опарина

Малая родина

А малая родина тянет и сердце зовет.
Какой бы она не была, эта родина — наша.
Частичка души непременно в том доме живет,
Где мама кормила нас утром душистою кашей.

За сопками речка, за речкой зеленая падь,
Куда убегали веселой гурьбой за грибами.
Туда возвратиться хочу я опять и опять,
Врастать в это чудное место своими корнями.
Анастасия Печура

Хороша деревенька родная,
Позади нее сказочный, лес.
Красота в нем почти неземная,
Сосны, ели стоят до небес.
За околицей поле пшеницы,
А за лесом колышется рожь.
На лугах, от цветов медуницы
Ты навряд ли свой взгляд отведешь.
…Я шагаю знакомой дорогой,
По земле, нет которой милей.
Каждый раз, возвращаясь к убогой,
Но родной деревеньке моей.
Елена Курмахина

Чахлый ельник да болотца.
Да ведёрко у колодца.
Заночую, где придётся,
На родимой стороне.
Я пойду по тем дорожкам,
Где ходили мы с лукошком.
Постою под тем окошком,
Где стоялось раньше мне.

Образ Родины всегда конкретен. У одного это неоглядные степные просторы, у другого – орлы, рисующие ломаную линию на фоне неба. У одного – палящее солнце над головой, у другого – холодные вспышки северного сияния. У одного это тишина деревенского полдня, у другого – разноголосица городской улицы.
В. Пекелис

Стихи о малой родине о деревне

Кусочек Родины прекрасной…

Стихи о малой родине: о деревне, о селе, посёлке, городе

Малая родина

Если сердце вздохнёт о просторе
И попросит глоток тишины,
Понимаю: увидеться вскоре
Мы с тобой непременно должны.

Унесётся серебряный поезд,
Уплывет голубой теплоход,
В луговину, где травы по пояс,
Где меня моя родина ждёт.

За берёзку у Божьего храма,
За тропинку бегущую вдаль,
За крылечко, где ждёт меня мама
Ничего в целом свете не жаль.

Еду в поезде, мчу самолётом,
Забывая столичную грусть,
Чтобы землю, откуда я родом,
Как молитву, твердить наизусть.

Мы бы нищими стали, пожалуй,
Если б не были слиты душой,
С той единственной родиной малой,
Где начало отчизны большой.

В неоглядную даль издалёка
Убегает речная вода,
Но, поверь, без родного истока,
Ей рекою не быть никогда.
Юрий Паркаев

Моя Родина

Среди полей, холмов, оврагов.
Любимый сердцу уголок.
Кусочек Родины прекрасной,
Где сеть проселочных дорог.

Здесь родники с водой студёной.
И воздух от лугов хмельной.
А солнце так ласкает нежно,
Купаясь с ветром и землей.

Богатство наше – это люди
Их судьбы-летопись страны.
Работали и воевали,
Создать историю смогли.

Шумят колосья, зреет нива,
Хорошим будет урожай
Ну вот и осень наступила,
А за зимой весну встречать.
Люблю я этот чудный остров,
Где родилась и здесь живу,
Я восхищаюсь этим краем,
Ценю его, о нём пишу.
Валентина Гузеева

Моя малая родина

Моя сторонушка родная,
Я помню запахи твои,
Твои бугры, равнины, дали
Забуду ль их когда? Едва ли.
Медовый сена аромат
Мне памятен ещё по детству,
Всё в памяти теперь воскресло,
Что было много лет назад.
Деревня дальняя моя,
Тоскую часто по тебе
По кроткой, скромной красоте,
По майской песне соловья.
Грущу по пламенным закатам,
Которых в мире не найдёшь,
По дням, когда созреет рожь,
По летним громовым раскатам.
Когда над жаркой, спелой нивой
Кружится чибисов семья,
Хлебов златые переливы
До боли в сердце помню я.
Но увела меня давно
От милого, родимого порога
Длиною в жизнь судьбы дорога.
Так, видно, было суждено.
Любовь Питателева

Бегут и бегут прибайкальские шири,
Саянские горы синеют вдали.
Нас встретит столица таежной Сибири,
Любимый Иркутск, середина Земли.

Других городов – их немало на свете,
Взгляни на восток и на запад взгляни,
Сквозь тысячи верст мы свой город заметим,
Любимый Иркутск, середина Земли.

Пусть есть города и красивей, и выше,
Но где бы пути иркутян ни легли,
Они тебя видят, они тебя слышат,
Любимый Иркутск, середина Земли.
Марк Сергеев

Стихи о малой родине: о селе, посёлке, городе

В разлуке

Чем дальше, тем роднее
И город, и река…
Ах, Астрахань, виднее
Нам всё издалека:

Где мелко, где глубоко,
Где – высохло давно…
Грустить, что одинока,
Мне права не дано.

Он и в разлуке сладок –
Полынный дух степной,
Отрада и награда,
И – крылья за спиной.

И песня не умолкла,
Пока, от бед храня,
И Астрахань, и Волга
Есть в жизни у меня.
Нинель Мордвина

Доброе утро!

Доброе утро живому всему:
Птицам, цветам и деревьям!
Доброе утро селу моему,
И городам, и деревням.

Настежь открою свободы окно.
Ветер, пожалуй в мой дом!
Это и сказка, и явь, и кино:
Как зелено всё кругом!

Яблони, вишни, черёмухи цвет,
Воздуха влажного свежесть,
Красных тюльпанов нарядный букет,
Сердца влюблённого нежность.

Как не любить эту землю, друзья,
Щедрое солнце весною,
Посвист призывный в листве воробья
Сладкой любовью земною.

Будьте здоровы и счастливы все!
Не обижайте друг друга!
Радуйтесь дивной природы красе —
В этом и наша заслуга.

Деревенька моя — бездорожка

Деревенька моя — бездорожка,
Церковь старая, лес да поля.
Луговые цветы на окошке,
В дымке утренней тополя.

Над рекою клубятся туманы,
Вдалеке- гулкий крик журавлей.
На душе упоительно пьяно
От родных васильковых полей.

Гомон галок над куполом древним,
Покосившийся старенький крест.
Зову сердца вещего внемля,
Не покину отеческих мест.

Не прожить без берёзовой рощи
И без луга, что плачет росой…
Всё у нас здесь открыто и просто,
Я навеки останусь с тобой.
Владимир Бакатин

Моя малая Родина

Я в России живу –
Что же может быть в жизни чудесней?
Нет мне радости ближе,
Чем радость, Россия, твоя.
О тебе я пою
Песни добрые, звонкие песни,
И в невзгодах, и в скорби
С тобой я родная земля!

Мой поселок родной
Лишь частичка огромной России,
В нем без края простерлись
Луга, и поля, и леса.
И, вздымая вершины,
Красавцы-дубы вековые
Так влюблено в его голубые
Глядят небеса.

Как привольно зимой!
Я стою в белоснежном просторе –
От мороза и счастья
Щекам и глазам горячо…
И с рассветом
Над речкой заснувшей целуются зори,
И заснеженный клен
Тихо гладит березки плечо.

Я встречаю весну
Светом яблони снежно-весенним,
Солнца радостной музыкой
В яркой лазури небес,
Соловьиными трелями,
Вишни-невесты цветеньем,
И в глазах, дорогих мне,
Предчувствием новых чудес!

Как легко на душе!
На поселок спускается вечер.
Мимо белых березок иду, не спеша, я на пруд…
И опять в старом парке
Влюбленные ждут скорой встречи.
Где-то на Первомайской веселые песни поют…
Воробьева Елена

Родина… Мы ей обязаны нашими силами, и вдохновением, и радостями.
А. Блок

2018 год – год малой Родины.

Тихая моя Родина

Стихи о малой родине известных поэтов

Я снова здесь, в семье родной…

Я снова здесь, в семье родной,
Мой край, задумчивый и нежный!
Кудрявый сумрак за горой
Рукою машет белоснежной.

Седины пасмурного дня
Плывут всклокоченные мимо,
И грусть вечерняя меня
Волнует непреодолимо.

Над куполом церковных глав
Тень от зари упала ниже.
О други игрищ и забав,
Уж я вас больше не увижу!

В забвенье канули года,
Вослед и вы ушли куда-то.
И лишь по-прежнему вода
Шумит за мельницей крылатой.

И часто я в вечерней мгле,
Под звон надломленной осоки,
Молюсь дымящейся земле
О невозвратных и далеких.
Сергей Есенин

Стихи о малой родине известных поэтов

Тихая моя Родина

Тихая моя родина!
Ивы, река, соловьи…
Мать моя здесь похоронена
В детские годы мои.

— Где тут погост? Вы не видели?
Сам я найти не могу. —
Тихо ответили жители:
— Это на том берегу.

Тихо ответили жители,
Тихо проехал обоз.
Купол церковной обители
Яркой травою зарос.

Там, где я плавал за рыбами,
Сено гребут в сеновал:
Между речными изгибами
Вырыли люди канал.

Тина теперь и болотина
Там, где купаться любил…
Тихая моя родина,
Я ничего не забыл.

Новый забор перед школою,
Тот же зеленый простор.
Словно ворона веселая,
Сяду опять на забор!

Школа моя деревянная.
Время придет уезжать —
Речка за мною туманная
Будет бежать и бежать.

С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.
Николай Рубцов

Край ты мой заброшенный

Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь,
Сенокос некошеный,
Лес да монастырь.

Избы забоченились,
А и всех-то пять.
Крыши их запенились
В заревую гать.

Под соломой-ризою
Выструги стропил,
Ветер плесень сизую
Солнцем окропил.

В окна бьют без промаха
Вороны крылом,
Как метель, черемуха
Машет рукавом.

Уж не сказ ли в прутнике
Жисть твоя и быль,
Что под вечер путнику
Нашептал ковыль?
Сергей Есенин

Деревня

Люблю я приют ваш печальный,
И вечер деревни глухой,
И за летом благовест дальный,
И кровлю, и крест золотой.

Люблю я немятого луга
К окну подползающий пар,
И тесного, тихого круга
Не раз долитой самовар.

Люблю я на тех посиделках
Старушки чепец и очки;
Люблю на окне на тарелках
Овса золотые злачки;

На столике близко к окошку
Корзину с узорным чулком,
И по полу резвую кошку
В прыжках за проворным клубком;

И милой, застенчивой внучки
Красивый девичий наряд,
Движение бледненькой ручки
И робко опущенный взгляд;

Прощанье смолкающих пташек
И месяца бледный восход,
Дрожанье фарфоровых чашек
И речи замедленный ход;

И собственной выдумки сказки,
Прохлады вечерней струю
И вас, любопытные глазки,
Живую награду мою!
Афанасий Фет

Где бы человек ни жил, малая Родина для него — это святое место…
Галина Суховерх

Красивые стихи о родном крае

Привет тебе, мой край родной

Красивые стихи о родном крае

Привет!

Привет тебе, мой край родной,
С твоими тёмными лесами,
С твоей великою рекой,
И неоглядными полями!

Привет тебе, народ родимый,
Герой труда неутомимый,
Среди зимы и в летний зной!
Привет тебе, мой край родной!
С. Дрожжин

Признание в любви!

Люблю тебя, мой отчий край родной,
Берёзок перелески не густые,
Речушку, что бежит там под горой,
И журавлей, летящих вновь в Россию!

Люблю я всё: и реки, и поля,
И травы эти, и леса густые!
Ведь это ты, моя Земля!
Кусочек дорогой моей России!
Лидия Ежель

Край любимый

Дождь шумел непрерывно, всю ночь
С крыш лились струевые потоки,
Но занялся рассвет, и дождь прочь
Босоногим мальчишкой протопал.

Занялась на востоке заря,
Облака в розоватых отсветах,
И вершины деревьев горят
Первым, радостным солнечным светом.

Расползается в долах туман
Потихоньку, и свежестью веет.
Рассвело. Оживают дома.
Небосвод посвежевший синеет.

Край любимый! Родная земля!
Полюбились мне с детства навеки
Перелески, луга, и поля,
И тайга, и озёра, и реки!
Иван Есаулков

Край любимый, край родной!

Край любимый, край родной!
Чудная Россия!
Без тебя, мой дорогой,
Я совсем бессильна.

Припаду к реке родной
В сердце трепет страстный
От того, что силы пью
Из реки прекрасной.

Прислонюсь к берёзке я
С радостью безмерной,
Это Родина моя!
Это точно! Верно!

Преданна тебе, мой край
Всей своей душою
По тропинке луговой
Бегаю босою…

Радуюсь всему, что есть
Рядышком со мною,
Буду жить, трудиться, петь,
О тебе, родной мой!
Лариса Балагуто

Край родной, березовый…

Край родной, берёзовый, ромашковое поле,
Где встречаясь с веснами, гуляет лето вволю.
Где простор колдует целебной силой трав.
Ветер вольный дует, нехотя меняя нрав…

Край родной, берёзовый, ромашковое поле,
Где родиться, вырасти выпала мне доля.
Где так вольно дышится, чувства глубоки,
Шёпот нежный слышится чистых вод реки…
Шувалова Юлия

Мой край родной

Мой край родной
Ромашек и берёз,
Ты дорог мне
До боли и до дрожи.
К тебе я еду
Не скрывая слёз.
И по тебе тоска
Всё время гложет.
Я целый год
Мечту свою лелею,
Что летом снова
Я к тебе вернусь.
Как только отпуск –
Я от счастья млею,
Что в своё детство
Снова окунусь.
Там бабушка моя
Совсем седая
Тихонько молится
О здравии моём,
Перед иконами
Лампадку зажигая.
Вот это всё и есть
Мой отчий дом.

Красоту и душевность малой своей Родины выразил в своём произведении В. Шукшин. Послушайте, как читает о Родине Пахомова Яна.

Читайте также: