Стихи о прекрасной даме краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Образцом неземной любви для А. Блока стала его жена Любовь Менделеева. В первых поэзиях автор тревожится, ожидая приход той единственной светлой, которую так просит душа. Предчувствуя ее появление, он молча ждет, в то же время тоскует и уже любит. Поэт чувствует себя рыцарем, готовым служить и поклоняться своей Даме сердца.

Лирическая героиня Блока таинственна. Неизвестно кто она, какая. Ее образ двоится и меняется: иногда она звезда, чаще земная женщина, а порой в образе иконы. Блок говорит о Прекрасной Даме, как о какой-то недосказанной тайне. Свет и Тьма имеют один огонь – Лучезарную женщину и все природное, связанное с ней. Поэт не только видит ее в звездах и лампах, но и слышит, ведь звуки тоже говорят о Ней. А остальные звуки мешают.

Любимая святая – и это безоговорочная истина. Образ Красавицы часто является лирическому герою в окружении церквей, связан со звоном колоколов, ангельским хором, иконами и соборами. При этом поэт не чувствует Даму слишком близкой к себе, ведь ему кажется, что он не вправе рассчитывать на ее благосклонность, что она скорее сурова, надменна, строга и совершенно о нем забыла. Но ему, как любящему человеку, хочется, чтобы любимая пришла, поэтому он шепотом просит ее появиться. Любовь лирического героя – это возвышенное служение Владычице Вселенной.

Лирическая героиня претерпевает три ипостаси: Душа Мира, Царица Небесная, Возлюбленная. В поэзиях А. Блока, посвященных образу Прекрасной Дамы основную идею и тему призваны расшифровать символы. Чаще всего это весна, заря, туман, сумрак, тень, сон. Все они имеют романтическое и мистическое звучание, передающееся образу Прекрасной Дамы. Идеальный мир поэт противопоставляет реальным событиям окружающей действительности.

Находяс под впечатлением от своей будущей супруги Любви Менделеевой и влиянием философа Владимира Соловьёва, поэт Александр Блок пишет цикл стихов, посвящённый девушке.

За минуту

Любовь – это огромная сила, способная побудить людей на любые, порой даже безрассудные поступки. Ради этого чувства люди порой бросаются в воду, чтобы спасти любимого человека от скорой гибели. Ради любви поэты и писатели пишут произведения, целиком и полностью посвящённые объекту любовного вожделения. Чаще всего ими оказываются женщины, чей характер и чья внешность пришлись творцу по душе.

Любовному влиянию подверглись многие писатели и поэты. Не стал исключением и Александр Блок. Поспособствовало падению в лоно любви знакомство с Любовью Менделеевой. И чем дальше заходило общение поэта с женщиной, тем сильнее становилась влюблённость мужчины.

Оказавшись под сильнейшим воздействием любви, Александр пишет стихотворения, в которых рассказывается о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной. Выросли эти стихотворения в очередной сборник, который Блок посвятил той самой Любви, с которой уже знаком давно.

История создания сборника

Лирический цикл о великой любви, посвященный лучшей из женщин, создавался поэтом в период с 1897 по 1904 год. Это было временем развития бурного, но напряженного, нервного романа Блока с Любовью Дмитриевной Менделеевой, всю гамму чувств к которой Александр Александрович, словно исповедуясь, и отразил в стихотворениях сборника. Благовоспитанная и хорошо образованная Люба заставляла поэта бросаться от холодности к ревности, от одержимости к равнодушию, от счастья к радости. В стихотворениях же Блока, который относил себя к направлению символизма, вся палитра любовных эмоций приобретала ещё большее значение, возводилась к недоступным для сознания рядового обывателя пределам.

Как бы там ни было, они познакомились ещё в юности: ей было 16, ему – 17. Их общение, дружба и даже взаимная симпатия оказались прерваны, но впоследствии судьба свела их снова, и Александр Александрович увидел в этом таинственное предзнаменование, знак, посланный свыше. Они поженились, хотя счастье их оказалось шатким, непрочным: Люба всегда умоляла мужа оставит мистику и целовать её не на страницах книг, а в реальной жизни.

Об истории создания цикла и о структуре блоковского произведения

Стихи о прекрасной даме

Через шесть лет то же издательство выпустило блоковские поэзии сразу в четырех частях. Для этого редакторы опять переработали состав сборника, посвященного образу Женственности, исключив оттуда почти 90 произведений. Также издатели ввели около тридцати новых стихов, которые до тех пор не входили ни в одну публикацию. Первый раз поэтические произведения из первой части литературные редакторы и автор раздели на такие блоки:

Образ Вечной Женственности

Ранее мы говорили, что многие символы из своей вселенной писатель связывал с образом Женственности. Анализируемый цикл осуществил настоящее открытые в литературе начала ХХ века, гармонично вписывая в культурную действительность образ мистической женщины.

Образы Блока не однотипные, а – наоборот – достаточно широкие. Фигура прекрасной дамы отсылает к широкому универсуму смыслов. Блок ввел в поэзию элементы культуры Средневековья, где поклонение Даме сердца считалось демонстрацией добрых намерений, а также чувств. Автор использовал в своей лирике элементы традиции мистицизма, которые обрели популярность в эпоху Возрождения. Блок взял за основу произведения итальянских мастеров. Творчество Данте или Петрарки невозможно представить без светлого любовного чувства. Образы женщин (например, Лауры) – это идеальные, романтические лики, обращающиеся к Вечности. Сентиментальное воплощение мира, противоречий человеческой вселенной, особенностей повседневности находит воплощение в блоковском творчестве. Однако русский поэт использовал также приемы коллег по цеху, признанных классикой русской литературы в лице Фета и Жуковского, которые нашли необычный способ и стиль демонстрации человеческих чувств – как явления в природе.

Кто она – Прекрасная Дама?

Анализ Стихи о Прекрасной Даме Блока А.А

Стихи о Прекрасной Даме история создания

Кому посвятил Блок Стихи о Прекрасной Даме?

Краткий анализ ранней лирики Блока в Стихах о Прекрасной Даме

Борьба двух (и более) рыцарей

Цикл стихов о Прекрасной Даме (Блок), анализ которых требует тщательного подхода, является второй и центральной частью одноименного сборника. Здесь все еще нет чувства реальности, стабильности, но творец обретает надежду – бесплотная, неясная, Прекрасная Дама должна спасти его, наполнить существование смыслом. Наблюдается трансформация средневекового мотива рыцарского служения.

Незнакомки и Прекрасные дамы Александра Блока

Загадочный поэт, воспевший Вечную Женственность, Александр Блок и в жизни искал тот идеал, который видел в своих фантазиях. Не исключено, что и находил, во всяком случае — наделял чертами прекрасной дамы земных женщин.

Мы вспоминаем самые яркие романы Блока, благодаря которым появились знаменитые стихотворения.

Первая любовь — Ксения Садовская

Девушка пела в церковном хоре Блок А.А. Твердый переплет196 ₽239 ₽-18%Купить

Несмотря на то, что долго эти отношения не продлились, они оставили глубокий след в сердцах обоих. Садовской были посвящены первые стихотворения поэта, а через двенадцать лет, вернувшись в Бад-Наухайм, Блок напишет:

А что же Садовская? Она до конца жизни хранила письма, написанные ей молодым любовником. Дни свои она закончила в психиатрической клинике, в одиночестве, и уже после ее смерти лечащий врач обнаружил в подоле платья своей пациентки двенадцать писем, перевязанных алой лентой…

Стихотворения Александр Блок Твердый переплет227 ₽ В корзину

Демоническая Наталья Волохова

С 1906 по 1908 год Блок был увлечен актрисой Натальей Волоховой — стройной и строгой темноволосой красавицей, которая была полной противоположностью рыжеволосой и жизнелюбивой Любе Менделеевой.

Кармен XX века — Любовь Андреева-Дельмас

Еще одна яркая любовь Блока — актриса и педагог Андреева-Дельмас, которая произвела на поэта сильное впечатление своей ролью Кармен. Рыжеволосая, живая, пышнотелая красавица не обманула его воображение и в жизни.

P. S. Несмотря на странный брак и сильные увлечения обоих, самые теплые и нежные письма Александр Блок все равно писал своей жене — Любе Менделеевой. Именно она ухаживала за больным поэтом в последние месяцы его жизни и посвятила остаток собственных дней сохранению его наследия.

Здесь же мы сталкиваемся с мотивом ожидания и… страха. Лирический герой жаждет встречи, но боится того, что она принесет ему, боится оказаться недостойным. Не случайно местом ожидания в произведении является церковь – это только возвеличивает одухотворенность Прекрасной Дамы, её кристальную чистоту и святость.

Завершающая часть сборника

Символистом можно только родиться…

быть художником – значит,

выдерживать ветер из миров искусства,

совершенно непохожих на этот мир,

только влияющих на него;

в тех мирах нет причин и следствий, времени

и пространства, плотного и бесплотного,

и мирам этим нет числа…

Прекрасная Дама в лирике А. А. Блока

Лирика любви и природы, полная неясных предчувствий, таинственных намеков и иносказаний, — так можно охарактеризовать ранний период творчества Александра Блока, прекрасного поэта серебряного века. В то время он был погружен в изучение идеалистической философии (особенно близка оказалась ему теория Владимира Соловьева о двоемирии), которая проповедовала существование не только мира реального, но и некоего “сверхреального”, высшего “мира идей”, мира Вечной Женственности, Мировой Души.

Сам Блок признавался, что им полностью овладевали “острые мистические переживания”, “волнение беспокойное и неопределенное”. И наивысшим достижением этого периода в творчестве поэта стал цикл стихотворений о Прекрасной Даме.

Блок творит некий миф о божественной Прекрасной Даме. Неизменным поклонником и почитателем “Владычицы вселенной” становится лирический герой. Он сбегает из реального мира жестокости, несправедливости, насилия в неземной “соловьиный сад”, в мир Прекрасной Дамы, который мистичен, нереален, полон тайн, загадок. Но это не значит, что он сер, невзрачен, блекл.

Наоборот, краски, с помощью которых этот мир рождается и предстает перед лирическим героем, ярки, насыщенны, эмоциональны. Это пурпурные, пунцовые, бордо, белые, сине-лазурные и даже золотые. Эти цвета сияют и переливаются, а значит, зажигают все вокруг чудесным, сказочным и небывалым светом.

Так же великолепна, светла сама Прекрасная Дама. Но только попав в “рай”, герой не осознает всей ее прелести, его чувства к ней еще ‘туманны, пламя будущих страстей лишь зарождается в душе юного романтика. Он хочет прояснить образ фантастической Девы, “ворожит” над ней:

Ворожбой полоненные дни

Я лелею года,— не зови…

Только скоро ль погаснут огни

Заколдованной темной любви?

Но вскоре “прозрение” наступает, само собой. Лирический герой уже восхищается красотой Прекрасной Дамы, боготворит ее. Но образ этот расплывчат, ведь он плод непрекращающихся фантазий героя. Он творит “Деву радужных ворот” только для себя, и зачастую в мифологизированном образе сквозят и земные черты:

Твое лицо мне так знакомо,

Как будто ты жила со мной…

…Я вижу тонкий профиль твой.

Юноша мечтает о встрече с Идеалом, видит в этом смысл жизни:

Ложится мгла на старые ступени…

Я озарен — я жду твоих шагов…

…Жду я Прекрасной Дамы

В мерцаньи красных лампад.

Он устремлен к ней всем своим существом, счастлив лишь от одного сознания, что она существует, все это и наделяет его сверхчувственным мироощущением. Сложны отношения Прекрасной Дамы и героя, “я” — существа земного, устремленного душой в высь поднебесную, к Той, которая “течет в ряду иных светил”.

Царевна не просто объект почитания, уважения молодого человека, она покорила его своей необычайной красотой, неземной прелестью, и он без памяти влюблен в нее, настолько, что становится рабом своих же чувств:

Твоих страстей повержен силой,

Порой — слуга; порою — милый;

Высокая любовь лирического героя — это любовь-преклонение, сквозь которое лишь брезжит робкая надежда на грядущее счастье:

Верю в Солнце Завета,

Вижу зори вдали.

Жду вселенского света

От весенней земли.

Лирический герой блаженствует и страдает в экстазе любви. Чувства настолько сильны, что переполняют и захлестывают его, он готов принять покорно даже смерть:

За краткий сон, что нынче снится,

Готов и смерти покориться

Жизнь героя — поэта своей Музы — вечный порыв и стремление к Мировой Душе. И в этом порыве происходит его духовный рост, очищение.

Но в то же время идея Встречи с Идеалом не так лучезарна. Казалось бы, она должна преобразить мир и самого героя, уничтожить власть времени, создать царство Божие на Земле. Но со временем лирический герой начинает опасаться, что их воссоединение, то есть приход Прекрасной Дамы в настоящую жизнь, реальность, может обернуться душевной катастрофой для него самого. Он боится, что в миг воплощения Дева может превратиться в земное, греховное создание, а ее “нисхождение” в мир явится падением:

Года проходят мимо —

Все в облике одном предчувствую Тебя…

Как ясен горизонт: и лучезарность близко.

Но страшно мне: изменишь облик Ты.

И желанного преображения, и мира, и “я” лирического героя не происходит. Воплотившись, Прекрасная Дама оказывается “иной” — безликой, а не небесной.

Спустившись с небес, из мира грез и фантазий, лирический герой не перечеркивает былого, в душе его еще поют мелодии “прошлого”:

Когда замрут отчаянье и злоба,

Нисходит сон. И крепко спим мы оба

На разных полюсах земли…

И вижу в снах твой образ, твой прекрасный,

Каким он был до ночи злой и страстной,

Каким являлся мне. Смотри:

Все та же ты, какой цвела когда-то.

Он оставляет за собой право хотя бы в снах быть с Прекрасной Дамой:

Этот голос — он твой, и его непонятному звуку

Жизнь и горе отдам,

Хоть во сне твою прежнюю милую руку

Прижимаю к губам…

Итогом пребывания лирического героя в мире Прекрасной Дамы оказывается одновременно и трагическое сомнение в реальности идеала, и верность светлым юношеским надеждам на будущую полноту любви и счастья, на грядущее обновление мира.

Присутствие героя в мире Прекрасной Дамы, его погруженность в ее любовь заставили юного рыцаря отказаться от эгоистических устремлений, преодолеть свою замкнутость и разъединение с миром, вселили желание творить добро, приносить людям благо.

Во всех стихотворениях цикла раскрывается необычайная одухотворенность лирического героя и самого А. Блока, утонченность души, бессменное желание познать истину существования, достичь высших целей. А любовь выступает как сила, обогащающая чувство жизни, ее потеря оборачивается смертью.

Анализ Стихи о Прекрасной Даме Блока А.А

Стихи о Прекрасной Даме история создания

Кому посвятил Блок Стихи о Прекрасной Даме?

Краткий анализ ранней лирики Блока в Стихах о Прекрасной Даме

Одинокий, к тебе прихожу,

Околдован огнями любви.

Я и сам уж давно ворожу.

Александр Александрович Блок один из изысканнейших поэтов русской классической литературы. Увлекшись в юности философией Владимира Соловьева о “двоемирии”, поэт на время становится мистиком, чувствует в окружающем мире предвестников конца света. А наступающую революцию Блок ощущает как развертывающийся хаос. Спасение же видит в божественном начале “Мировой души” или “Вечной женственности”.

В этот период появляется таинственный и волшебный цикл “Стихов о Прекрасной Даме”. В лирической героине цикла слились черты загадочной незнакомки и конкретной женщины, Любови Дмитриевны Менделеевой, в которую Блок был страстно влюблен, ставшей впоследствии его женой.

Года проходят мимо —

Все в облике одном — предчувствую Тебя.

Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо,

И молча жду, — тоскуя и любя.

Но Блок не был бы великим поэтом, если бы отразил в лирике лишь свои личные переживания. Он сумел услышать грядущие большие перемены, прочувствовать всем сердцем испытания, выпавшие на его долю и судьбу страны, и вылить их в прекрасные стихи.

Это было необычное, судьбоносное время. И поэзия получилась под стать времени.

Разгораются тайные знаки

На глухой, непробудной стене.

Золотые и красные маки

Надо мной тяготеют во сне.

Укрываюсь в ночные пещеры

И не помню суровых чудес.

На заре — голубые химеры

Смотрят в зеркале ярких небес.

“Неземные” черты “Прекрасной Дамы” органично и легко сливаются в запоминающийся и узнаваемый образ музы Блока. Он преклоняется перед “вечной женственностью” и красотой своей избранницы. Она принимает облик то горячо любимой матери, то возлюбленной, то Родины.

Я искал голубую дорогу

И кричал, оглушенный людьми.

Подходя к золотому порогу,

Затихал пред Твоими дверьми.

Проходила Ты в дальние залы,

Величава, тиха и строга.

Я носил за Тобой покрывало

И смотрел на Твои жемчуга.

Поэт стремится слить воедино три этих образа, чтобы получился идеальный, достойный поклонения, и одновременно боится приземлить, упростить черты своего кумира. Блок одновременно ожидает и боится любви, уходит в мистицизм и символику.

Вхожу я в темные храмы,

Совершаю бедный обряд.

Там жду я Прекрасной Дамы

В мерцаньи красных лампад.

В тени у высокой колонны

Дрожу от скрипа дверей.

А в лицо мне глядит, озаренный.

Только образ, лишь сон о Ней.

Это время становления поэта, Блок в поиске формы, ритма, мелодики стиха. Реальный мир часто представляется ему как бы сквозь призму волшебного зеркала. Вполне реальные события и места действия заволакиваются волшебной дымкой фантазии поэта. Он искусственно уходит от реальности, в красивость фантазии.

Мы встречались с тобой на закате,

Ты веслом рассекала залив.

Я любил твое белое платье,

Утонченность мечты разлюбив.

Были странны безмолвные встречи.

Загорались вечерние свечи.

Кто-то думал о бледной красе.

Таким образом, вполне земной образ преображается в романтико-символический миф. Поэт стремится к некой гармонии, какой нет на земле, но существует в его мечтах и фантазиях. На протяжении времени заметно меняется настроение поэта от восторженного поклонения к сомнениям и крушению надежд.

Напряженный драматизм присущ ряду стихотворений Блока. Временами он сменяется заполняющим душу лиризмом. Поэт находится в поиске своего стиля. Но что присуще было Блоку изначально, так это изысканность слога, красота речи и полет фантазии.

Я к людям не выйду навстречу,

Испугаюсь хулы, и похвал.

Перед Тобой Одною отвечу,

За то, что всю жизнь молчал.

Молчаливые мне понятны,

И люблю обращенных в слух:

За словами — сквозь гул невнятный

Просыпается светлый Дух.

Я пойду на праздник молчанья,

Моего не заметят лица.

Но во мне — потаенное знанье

О любви к Тебе без конца.

Ярче всего близость Блока к соловьевской традиции явлена через связь его поэтического идеала с важнейшим и для философии, и для поэзии Вл. Соловьева образом Души мира. Душа мира — женственная по природе духовная субстанция (наиболее близкая к Welt­seele Шеллинга и die Ewig-Weib­lichkeit Гете). К Душе мира как вожделенному идеалу в произведениях Соловьева обращены и вся земная природа, и все человечество (пантеистический и мистико-утопический аспекты соловьевства), и каждый человек в отдельности (в поэзии это лирический герой и мистика любви, наиболее значимая для Блока).

В той мере, в какой они говорят о реальных чувствах живых людей, это произведения интимной, пейзажной, реже — философской лирики. Но в той степени, в какой изображаемое причастно к глубинным пластам содержания, к мифу, сюжет, описания, лексика — словом, вся образная система цикла представляет цепь символов.

Осознание же глубинного пласта повествования заставляет видеть в отдельных текстах и в каждой их части разрозненные эпизоды единого мифа, несущие память о целом. И писатели-романтики, и Вл. Соловьев поэтически декларировали идею многозначности образа. Блок одним из первых русских поэтов выразил ее самой структурой своих образов-символов и всего цикла-мифа.

Она не только воплощает, но и развенчивает утопию мистического преображения мира.Весенние надежды первых стихотворений сменяются то разочарованием и ревностью к таинственным двойникам, то все более нетерпеливым и страстным ожиданием земной любви, то не менее знаменательной боязнью Встречи.

Читайте также: