Стажировочная площадка в школе функциональная грамотность

Обновлено: 05.07.2024

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.

Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Название программы – Формирование функциональной грамотности как метапредметной

Цель программы стажировки –

1. апробирование педагогами самостоятельных, инициативных педагогических действий

и форм становления субъектности через их проектирование;

2. формирование понятия о функциональной грамотности и способах ее оценивания;

3. формирование у стажеров субъектной позиции профессионального развития;

4. моделирование способов самостоятельного построения траектории собственного профессионального развития в условиях введения ФГОС.

Задачи – 1. приобретение навыка проектирования и моделирования уроков на основе деятельностного подхода с использованием инновационных технологий;

овладение технологиями сотворчества и учебного сотрудничества в целях 2.

формирования функциональной грамотности педагогов и обучающихся;

создание инструментов, моделирование механизмов оценки метапредметных 3.

результатов, в частности функциональной грамотности;

нужно научиться прежде всего задавать вопросы о мире, который окружает нас самому себе, детям и пытаться искать для них ответы.

Формированию функциональной грамотности как метапредметной компетентности способствуют различные инновационные педагогические технологии.

Интерактивные и бинарные уроки позволяют педагогу проверить сформированность метапредметных компетенций, наметить пути дальнейшего движения в плане развития учебной самостоятельности учащихся. В нашей школе такой опыт активно внедряется в среднем и старшем звене педагогами различных дисциплин.

Таким образом, основной опыт, который стажеры получат в ходе работы стажировочной площадки, заключается в освоении эффективных технологий, позволяющих формировать не только элементарную грамотность (умение читать, считать, писать без ошибок), но и функциональную, то есть способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и эффективно функционировать в ней.

Перечень необходимого оборудования – 1. техническое обеспечение: персональные компьютеры, программные продукты, электронные учебные версии, интерактивная доска, система дистанционного тестирования Votum;

2. методическое обеспечение: диагностические и контрольные тесты для стажеров, авторские методические материалы, разработки форм урочной и внеурочной деятельности, дидактические материалы (в том числе разработанные детьми).

Программа стажировки – 1 день – Система грамотностей как результат образования.

2 день – Технологии формирования функциональной грамотности как метапредметной компетентности.

3 день – Способы оценки уровня сформированности функциональной грамотности и представления результатов.

Тема 1. Функциональная грамотность как запрос современного общества для успешной социализации личности.

Проблема: требования современного общества и содержание образования.

Семинар: сопоставительный анализ программ стандартов 1 и 2 поколений, анализ традиционного и выстроенного в системно-деятельностной парадигме уроков, анализ метапредметных заданий, их классификация.

Практика: моделирование фрагмента урока в соответствии с принципами системнодеятельностного подхода, разработка метапредметных заданий.

Тема 2. Технология проектной деятельности как средство формирования функциональной грамотности.

Проблема: проект как инструмент контроля предметных, метапредметных и личностных результатов учащегося.

Семинар: анализ урочных и внеурочных проектов как особо организованных пространств образовательной среды, необходимые для формирования трех групп результатов..

Организация работы разновозрастного сотрудничества как условие интеракции. Система оценки результатов проекта с точки зрения ФГОС второго поколения.

Практика: стажерская проба при работе над проектом в разновозрастной группе.

Тема 3. Технология продуктивного чтения как способ освоения метапредметных результатов.

Проблема: продуктивное чтение – необходимое условие формирования функциональной грамотности.

Семинар: работа с текстом как этап формирования читательской компетенции, анализ дифференцированных заданий по работе с текстом, направленных на достижение метапредметных результатов. Сравнительный анализ традиционных и практикоориентированных заданий для формирования читательской компетенции. Разработка критериев оценки сформированности метапредметной компетенции.

Практика: разработка заданий, позволяющих отслеживать уровень сформированности метапредметных результатов через работу с текстом.

Тема 4. ИКТ как важное условие формирования функциональной грамотности.

Проблема: информационная грамотность как составляющая часть функциональной грамотности.

Семинар: отбор методов и приемов по формированию информационной компетентности, анализ программных продуктов с точки зрения возможности их использования для реализации деятельностного и компетентностного подходов, формирования информационной компетентности.

Практика: стажерская проба по работе с системой дистанционного тестирования Votum, интерактивной доской.

Тема 5. Способы оценки сформированности функциональной грамотности и представления результатов.

Проблема: уровень сформированности функциональной грамотности у современных школьников.

Семинар: обсуждение уровней сформированности функциональной грамотности, выявление критерией оценки сформированности функциональной грамотности как составляющей части метапредметных результатов, анализ методик, позволяющих отслеживать уровень овладения метапредметными результатами.

Практика: построение стажерами индивидуальных образовательных маршрутов.

Учебный план Функциональная грамотность как запрос современного общества для успешной социализации личности.

общества и содержание образования.

программ стандартов 1 и 2 поколений, анализ традиционного и выстроенного в системно-деятельностной парадигме уроков, анализ метапредметных заданий, их классификация.

Практика: моделирование фрагмента урока в соответствии с принципами системно-деятельностного подхода, разработка метапредметных заданий.

Технология проектной деятельности как средство формирования функциональной грамотности.

контроля предметных, метапредметных и личностных результатов учащегося.

Семинар: анализ урочных и внеурочных проектов как особо организованных пространств образовательной среды, необходимые для формирования трех групп результатов.. Организация работы разновозрастного сотрудничества как условие интеракции. Система оценки результатов проекта с точки зрения ФГОС второго поколения.

Практика: стажерская проба при работе над проектом в разновозрастной группе.

Технология продуктивного чтения как результатов.

необходимое условие формирования функциональной грамотности.

Семинар: работа с текстом как этап дифференцированных заданий по работе с текстом, направленных на достижение Сравнительный анализ традиционных и практико-ориентированных заданий для компетенции. Разработка критериев метапредметной компетенции.

сформированности метапредметных результатов через работу с текстом.

ИКТ как важное условие формирования функциональной грамотности.

Проблема: информационная грамотность как составляющая часть функциональной грамотности.

Семинар: отбор методов и приемов по компетентности, анализ программных продуктов с точки зрения возможности деятельностного и компетентностного информационной компетентности.

Практика: стажерская проба по работе с системой дистанционного тестирования Votum, интерактивной доской.

Проблема: уровень сформированности современных школьников.

сформированности функциональной грамотности, выявление критерией составляющей части метапредметных результатами.

Самооценивание стажерами – после каждой темы предполагается рефлексия результатов участниками стажировки (в форме круглого стола, анкетирования и анализа анкетирования, написания эссе). По итогам всей стажировки будет проведена пресс-конференция, где каждый участник сможет проанализировать свою деятельность в течение стажировки и полученные новообразования.

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.


Цель проекта
Создание системы методического сопровождения процесса формирования математической, естественнонаучной и читательской грамотности обучающихся в условиях муниципальной системы образования

Задачи проекта на уровне ММС

Основная идея проекта
В ходе работы над проектом будет создана система методического сопровождения процесса формирования математической, естественнонаучной и читательской грамотности обучающихся.



Синие стрелки показывают, какие формы работы, мероприятия будут входить в систему методического сопровождения,
а красные — на кого направлена эта работа

Краткое обоснование актуальности проекта
Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. В связи с этим, приоритетной целью образования становится формирование функциональной грамотности в системе общего образования (математическая, естественнонаучная, читательская и др.).
Однако проблема в том, что на данный момент педагоги испытывают профессиональные затруднения при организации работы по формированию функциональной грамотности, так как, во-первых, нет никаких чётких указаний, как педагогам обеспечить реализацию этой цели. Во-вторых, ни содержание учебников, ни их методический аппарат в том виде, в каком он есть, не работают на решение задач формирования ФГ. Таким образом, налицо противоречие между необходимостью работать над формированием ФГ и недостаточностью у педагогов необходимых компетенций, а также недостаточностью учебных и методических материалов. Следовательно, возникает необходимость в создании системы методического сопровождения деятельности педагогов по формированию ФГ

Ведущая площадки - заместитель директора по учебно-методической работе Кадрилеева Лилия Николаевна.


Программа Стажировочной площадки прикреплена ниже.

Занятие 1. Семинар "Недетские проблемы детского чтения: детское чтение в зеркале социологии и педагогики".
Приём формирования и развития навыка смыслового чтения - "Тонкие и толстые вопросы".

Учебные ситуации с применением приема тонких и толстых вопросов: немецкий язык 11 класс, литературное чтение 1 класс, ..

•Группа 1. Есть ли в России определенные социальные группы, состоянию чтения в которых угрожает опасность? Объясните почему?

Материалы: Читающих детей подсчитали, Опрос о досуге и развлечениях, Опрос ВЦИОМ 2019.
•Группа 2. Какими будут последствия, если мы станем меньше читать? Насколько это опасно и опасно ли?

•Группа 4. Какова сегодня цена нечтения и ценность чтения?

•Группа 5. Какова модель современного чтения?

В.П.ЧУДИНОВА,

Занятие 2. Семинар "Формирование смыслового чтения как обязательного компонента метапредметных результатов освоения основной образовательной программы".

Занятие 3 Дистанционный семинар "Чтение в контексте развития информационного общества".

Занятие 4 Семинар "Деятельностный подход в формировании и развитии навыка смыслового чтения. Часть 1".

Ссылки для изучения и составления лэпбука:

Занятие 5 Дистанционный семинар "Универсальные учебный материалы как инструмент формирования и развития навыка смыслового чтения".

2 . Подвести итоги работы Стажировочной площадки посредством выполнения итоговой работы.

3. Провести рефелексию работы Стажировочной площадки.

Как в международной, так и во российской педагогической практике для реализации современных задач обучения успешно используется такой инновационный инструмент, как рабочий лист.

Кратко о том, что такое рабочий лист рассказывает в своем видеоролике (нажмите для перехода к просмотру) эстонский методист Марина Курвитс. Посетите её мастерскую и узнайте о возможностях одного из веб-сервисов для создания интеллектуальных интерактивных рабочих листов.

Каким же образом можно использовать рабочий лист для формирования и развития навыка смыслового чтения?

А теперь подведем итоги вашего участия в работе нашей Стажировочной площадки.

Посмотрите практическую работу учителя ОБЖ МБОУ "Гимназия №2" Покачаловой Е.Г. по применению стратегии смыслового чтения, нажав здесь.

Выполните задания итоговой работы в google форме. Чтобы правильно ответить на все вопросы итоговой работы в google форме, необходимо внимательно прочитать все информационные материалы и комментарии к каждому заданию, представленные ниже. а также выполнить интерактивные задания. Все задания сформулированы на основе тем, которые мы изучали на нашей площадке. Рекомендую открыть итоговую работу в google форме и, не закрывая её, обращаться к материалам, комментариям и интерактивным заданиям на этой странице нашего сайта.

Внимательно прочитайте текст:

К универсальным формам функциональной грамотности относят:

– коммуникативную грамотность как способность использования языковых средств, потребность в анализе и оценке коммуникативной деятельности;

– социальную грамотность успешно социализироваться или входить и адаптироваться в

изменяющихся социальных ситуациях, предвидеть последствия своих поступков;

– информационную грамотность как интегративный компонент функциональной грамотности младшего школьника, которая, раскрывается:

1) в осознании необходимости расширить свое информационное поле,

2) в способности ориентироваться в информационном потоке, правильно оценивать надежность, достоверность, целесообразность информации,

3) в совокупности умений, обеспечивающих эффективный поиск, отбор, интерпретацию и применение информации в соответствии с учебной задачей или житейской проблемой, что не менее актуально;

– читательскую грамотность как совокупность умений и навыков, отражающих:

· потребность в читательской деятельности как ценностно-смыслового ориентира с целью успешной адаптации в обществе с последующей социализацией, саморазвития и дальнейшего самообразования;

· готовность к смысловому чтению – восприятию письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации, обобщению представленной в них информации;

· способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной задачей; ориентироваться с помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях.

Таким образом, необходимо констатировать, что неотъемлемой компонентой функциональной грамотности является читательская грамотность, основой которой в свою очередь выступает смысловое чтение.

Выполните интерактивное задание (нажмите для перехода к нему), которое поможет Вам правильно ответить на первый вопрос итоговой работы в google форме.

Рассмотрите психофизиологические механизмы чтения, выраженные в его видах.

Таким образом, понимание при чтении - это решающий момент чтения и как главная цель изучающего чтения и как главный признак.

На третьем занятии нашей площадки мы говорили о чтении в контексте развития информационного общества.

Напоминаю, что при развитии у школьника информационной грамотности им последовательно осваиваются ее компоненты в ряде следующих задач:

  • Что я должен сделать? (формулировка и анализ потребности);
  • Куда мне обратиться ? (выявление и оценка вероятностных источников);
  • Как получить информацию? (поиск и обнаружение конкретных ресурсов);
  • Какие ресурсы использовать? (изучение, выбор или отказ от конкретных ресурсов);
  • Каким образом использовать ресурсы? (критический анализ ресурсов);
  • Что следует записать? (фиксация и сортировка информации);
  • Получил ли я нужную информацию? (интерпретация, анализ, синтез и оценка);
  • Как ее представить? (представление, коммуникация)
  • Каков результат? (оценка).

Эти этапы последовательно осваиваются все, а также в их взаимоотношениях друг с другом. Обучение начинается с младших и средних классов.

В наш информационный век, когда ученики постоянно обращаются к Интернету, на мой взгляд, очень сложно научить детей выбирать или отказываться от тех или иных ресурсов (сайтов в Интернете), критически их оценивать. Как это сделать? Какие инструменты использовать?

Выполните третье и четвертое задания итоговой работы в google форме.

На четвертом занятии мы изучали стратегии смыслового чтения, знакомились с методическими пособиями о них:

На этом занятии мы изучали возможности рабочего листа в формировании и развитии навыка смыслового чтения. Вспомните ту информацию, которая была представлена по этой теме выше и выполните шестое задание итоговой работы в google форме.


Попробуйте УМНЫЙ ПОИСК по курсам повышения квалификации и профессиональной переподготовки

Войти с помощью:

Сертификат руководителя региональной инновационной стажировочной площадки по функциональной грамотности

Сертификат за организацию и проведение зонального семинара по теме "Формирование естественно-научной грамотности на уроках биологии, физики, химии и географии"

Оставьте свой комментарий

40%




Автор в друзьях: 9

У автора в друзьях: 10



Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: