Статья в гостях у сказки в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Сказки – это прекрасный и удивительный мир открытий для детей. Все малыши любят сказки и верят в них. Ведь сказки учат маленьких читателей быть добрыми и справедливыми, заботливыми и дружелюбными, говорят о том, что добро всегда побеждает зло.

Музыкальные сказки – это чудесный ключик, который открывает дверцу в окружающее ребенка пространство образов, красок, звуков. Это творчество, импровизация, ведущая детей в мир фантазии, а взрослых – в мир выдумки и изобретательности в костюмах и декорациях.

Много веков назад, когда еще не было письменности, возникло устное народное творчество, выполняющее ту же роль, какую в дальнейшем выполняла литература. Для детей народ создал замечательные сказки, загадки, потешки, небылицы.

Сказка- проводник русской народной культуры в сердце ребенка. Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от равнодушия, черствости, эгоизма народ красочно рисовал борьбу могущественных сил зла с силами добра. Сказка учит нас быть добрыми и справедливыми, противостоять злу. Она утверждает народные принципы жизни : честность, доброта, взаимопомощь, преданность. Сказка знакомит с языком народа, нравственными устоями, бытом и укладом жизни.

Русская народная сказка служит не только средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, но и оказывает огромное влияние на развитие речи детей.

В детском саду, начиная с самого младшего возраста, в группе можно проводить занятия по ознакомлению детей со сказками. Для каждой возрастной группы можно подобрать сказки, игры, пословицы, пальчиковую гимнастику. На тему сказок можно провести занятие по лепке, рисованию, аппликации.

В моей статье я приготовила материал для занятий с детьми в возрасте 5-6 лет.

1. Как зовут сестру Иванушки? (Аленушка)

2. В чем летает Баба- Яга? (В ступе)

3. Кто выгнал лису из заячьей избушки? (Петух)

4. Кого в сказках называют Патрикеевной? (Лису)

5. Что всегда побеждает в сказках? (Добро)

7. Как называется большой, круглый хлеб в русских народных сказках? (Каравай)

8. В чём тащил медведь Машу с пирожками? (В коробе)

11. На сколько лет превратили Василису Премудрую в лягушку? (На три)

12. Зловредная сказочная старуха? (Баба- Яга)

13. Какой конь повадился пшеницу мять, да топтать? (Сивка – Бурка).

6. Художественный труд в детском саду. Подготовительная группа. И. А. Лыкова.

Формирование математических представлений в младшем дошкольном возрасте через математические сказки

Формирование математических представлений в младшем дошкольном возрасте через математические сказки Математика является мощным фактором интеллектуального развития ребёнка, формирования его познавательных и творческих способностей. Одна.

Демонстрационный материал для занятий по формированию элементарных математических представлений

Демонстрационный материал для занятий по формированию элементарных математических представлений Сегодня мне бы хотелось показать свой демонстрационный материал, который я использую на занятиях по формированию элементарных математических.

Наглядный материал для разучивания песен с детьми

Наглядный материал для разучивания песен с детьми Как мы учимся песни петь. Песня в жизни дошколят занимает не последнее место. Дружно поём на разных праздниках, участвуем в тематических.

Талаш — доступный природный материал для работы с детьми

Талаш — доступный природный материал для работы с детьми Талаш - доступный природный материал для работы с детьмиВ нашем МБДОУ ЦРР детский сад №37 п. Ахтырского Абинского района, более 15лет, ведется.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Новохоперского муниципального района Воронежской области

Воспитатель: Рябых К.С.

Что такое сказкотерапия?

Сказка – это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром человека, мощный инструмент развития. Сказка окружает нас повсюду. Интерес психологов к сказке существует давно. Однако только в последние годы возникла сказкотерапия, как самостоятельное направление практической психологии.

Сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом. Знание о мире, о философии жизни, испокон веков передавались из уст в уста, и переписывались, каждое поколение перечитывало и впитывало их. Сегодня под термином сказкотерапия понимается способ передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека. Именно поэтому сказкотерапию называют воспитательной системой, сообразной духовной природе человека.

Конкретный язык сказок открывает детям путь наглядно-образного и наглядно-действенного постижения мира человеческих отношений, что вполне адекватно психическим особенностям дошкольников.

Сказка может дать ключи для того, чтобы в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, может одарить его воображение и научить критически воспринимать окружающее.

Сказкотерапия – один из самых детских и древних методов воздействия на личность ребенка. Еще наши предки, занимаясь воспитанием, не спешили наказывать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясен смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, учили жизни.

Актуальность.

Удивительно, но сказка является таким, же необходимым этапом психического развития ребенка, как скажем игра. А запретить ребенку играть не сможет ни один любящий родитель.

Нравственно-эмоциональное развитие личности дошкольника художественно-образными средствами сказки:

Научить детей видеть и ценить красоту

Заложить основы доброго отношения к окружающим, как базиса социальных отношений.

Помочь ребенку разобраться в базовых понятиях добра и зла.

Познакомить ребенка с жизненным опытом человечества, заложенным в сказках.

Раскрытие творческого потенциала ребенка (образного мышления, фантазии, креативности) как основы для успешной самореализации личности.

Коррекция неэффективного стиля поведения и замена его на более продуктивный стиль путем мягкого влияния на ребенка.

Развитие воображения и фантазии.

Возможность расширения и разнообразия содержания свободной игры.

Развитие способности концентрации внимания.

Развитие эстетического вкуса.

Психотерапия и коррекция личности ребенка.

Работа со сказкой подразумевает групповую, совместную с воспитателем деятельность. Воспитатель организовывает пространство так, чтобы создать спокойную, комфортную атмосферу.

Данная сказка является психокоррекционной. Психокоррекционные сказки – это те же самые сказки, только ориентированные на какую-либо проблему. Это рассказ об определенных ситуациях, в которые часто попадает ребенок, также в нем описываются чувства, возникающие у ребенка, которые могут быть связаны с совершенно различными событиями жизни.

Алгоритм придумывания сказки.

Подобрать героя близкого ребенку по полу, возрасту, характеру.

Описать жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью.

Поместить героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка.

Приписать герою все переживания ребенка.

Описать поиск выходы из создавшегося положения. Или же усугубить ситуацию, привести ее к логическому концу, что также подтолкнет героя к изменениям.

Герой может встречать существ оказавшихся в таком же положении и смотреть, как они выходят из ситуации. Наша задача через сказочные события показать герою ситуацию с другой стороны, предложить альтернативные модели поведения, найти позитивный смысл в происходящем.


Цель : Сформировать интерес к художественной литературе, к сказкам. Продолжать развивать артистические качества. Повысить уровень эмоционального состояния детей.

Задачи:

  1. Закрепить знания по содержанию сказок.
  2. Развивать коммуникативные качества детей, совершенствовать диалогическую форму речи, через интерес к литературе, к сказкам.
  3. Воспитывать артистические качества, раскрыть творческий потенциал детей. Создать радостное, эмоциональное состояние.

Дидактический материал: волшебная река (голубой материал), мостик, волшебная палочка, волшебная яблоня, письмо с заданиями от Бабы Яги.

Сказочные герои в костюмах: Золушка, Баба-Яга, Красная шапочка, Кот в Сапогах.

Подготовительная работа: чтение сказок, разучивание пластического этюда.

Ход занятия:

Воспитатель: Далеко за горами, за морями, за дремучими лесами есть огромная страна Сказок. Туда нельзя приехать на машине, приплыть на теплоходе, даже на ракете нельзя долететь. Но туда можно попасть на крыльях фантазии, вообразить этот мир, придумать его самим.

Воспитатель: Ребята, любите ли вы сказки? (Ответы детей)

Дети встают в круг и говорят слова :

Раз-два-три-четыре-пять (сгибают пальцы)

Вместе мы в кругу опять (встают в круг)

Будем вместе мы играть ( берутся за руки )

В сказку мы хотим попасть . (кружатся вокруг себя, садятся на коврик и закрывают глаза)

«Я на балу никогда не бывала,

Чистила, мыла, варила и пряла.

Когда же случилось попасть мне на бал,

То голову принц от любви потерял.

Туфельку я потеряла тогда же.

Воспитатель: Ребята, вы узнали, кто это? (Золушка)

Золушка: Пожалуйста, помогите мне найти мою вторую туфельку.

Воспитатель: Нас ждёт нелегкий путь в Тридесятое Царство. Вы готовы?

В самом начале пути нас ждет волшебная река. Нам надо пройти через нее, как вы думаете, мы можем перейти через речку? ( Ответы детей)

Чтобы построить мостик, нам надо выполнить задание. Мы будем друг другу передавать волшебную палочку и называть любимую сказку.

Дети называют сказки.

Воспитатель : Молодцы! Вот мы и построили волшебный мостик. Проходите осторожно. (Дети переходят реку) А мы продолжим путь. Куда ведет нас дорога дальше? Так это же волшебный лес.

Фонограмма со звуками леса и птиц.

Мы сможем идти дальше, если отгадаем загадки яблони про героев народных сказок.

Дети срывают яблоки, воспитатель читает загадки, написанные на обороте яблок.

Он от дедушки ушел

И от бабушки ушел.

Только, на беду, в лесу

Встретил хитрую Лису.

Дед и баба вместе жили,

Внучку из снежка слепили.

Но костра горячий жар

Превратил девчушку в пар.

Дед и бабушка в печали.

Как же внучку величали?

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне.

Нравом зол, цветом сер,

Семерых козлят он съел.

Эта старушка не любит детей,

Часто пугают ей малышей.

У бабушки есть костяная нога,

Зовут же старуху …

Выбегает Баба-Яга с метлой.

Баба-Яга: Кто это тут меня звал? Ты? Или ты? Вы что, меня боитесь? Не бойтесь — я добрейшей души старушка. Если хотите пройти мимо моей избушки на курьих ножках, потанцуйте со мной.

Баба-Яга: Молодцы! Повеселили старушку! Вот вам за это волшебное яблочко. Счастливого вам пути!

Воспитатель: Катись, катись, яблочко,

По серебряной тарелочке.

Куда нам дальше идти скажи

И заданье подскажи.

А задание такое — угадать, кому из сказочных персонажей принадлежит предмет на нашем волшебном экране, и из какой сказки этот персонаж.

Воспитатель: Молодцы! Угадали всех героев сказок. Интересно, а наши зрители так же хорошо знают сказки. Сейчас узнаем.

1. На какой птице летала Дюймовочка?

Ласточка, воробей, сова.

2. Что разбудило Спящую красавицу?

Будильник, поцелуй принца, телефонный звонок, шумные соседи

3. Кого не было среди бременских музыкантов?

Осла, гуся, собаки, петуха.

Совесть, зубы, хвост, гриву.

5. Какая рыба изменила жизнь Емели?

Щука, акула, карась.

6. Какое яйцо снесла курочка Ряба?

Пасхальное, золотое, киндер-сюрприз.

7. Благодаря кому репку все-таки вытащили?

Деду, внучке, мышке, Жучке.

8. Кто из сказочных персонажей говорил, что он красивый, в меру упитанный мужчина в полном расцвете сил?

Кощей Бессмертный, Карлсон, Винни-Пух, крокодил Гена.

9. Какое хлебобулочное изделие ушло и от бабушки, и от дедушки?

Бублик, булочка, колобок, пельмешек.

10. По какой особой примете можно узнать Бабу-Ягу?

По золотому зубу, по пышному парику, по костяной ноге.

Воспитатель: Наш волшебный экран хочет показать ребятам еще одно задание. Нужно узнать писателей, которые сочинили эти сказки.

На экране демонстрируются иллюстрации авторских сказок, дети из предложенных авторов выбирают правильный ответ.

Воспитатель: Какие вы умницы! А кто же это к нам идет из сказочного леса?

Выходит Красная шапочка и говорит:

Сказки любите читать?

Артистами хотите стать?

Тогда скажите мне друзья,

Как можно изменить себя?

Чтоб быть похожим на лису?

Или на волка, или на козу,

Или на принца, на Ягу,

Иль на лягушку, что в пруду?

(Примерные ответы : изменить внешность можно с помощь костюма, грима, причёски, головного убора и т. д.)

— А без костюма можно превратиться, скажем, в ветер, или в дождик, или в грозу, или в бабочку или в осу?

Что ж поможет здесь друзья?

(Жесты и, конечно, мимика.)

Что такое мимика?

Мимика — это выражение нашего лица.

Жесты — это движения.

Раз, два, три, четыре, пять –

Вы хотите поиграть?

Бывает, без сомненья, разное настроенье,

Его я буду называть, попробуйте его показать.

Показать в мимике настроение : грусть, радость, спокойствие, удивление.

— А теперь пообщаемся жестами.

Я вам слово говорю, а в ответ я жестов жду :

А сейчас попробуем объединить мимику и жесты. Я буду читать стихотворение, а вы показывать содержание с помощью мимики и жестов.

Мишка, Мишка косолапый,

Мишка по лесу идёт.

Мишка хочет сладких ягод,

Да никак их не найдёт.

Вдруг увидел много ягод

И тихонько зарычал.

Подошли к Мишутке детки,

Мишка ягоды им дал.

Воспитатель: Да вы — настоящие артисты! Мы как будто побывали в настоящем театре!

Выходит Кот в сапогах.

Воспитатель: Это же Кот в сапогах из сказки Шарля Перро. Что ты нам принес?

Кот в сапогах: Я нашел чью-то туфельку.

Золушка: Моя туфелька нашлась! Спасибо, Кот в сапогах! Спасибо вам, ребята!

Читайте также: