Статья о физической культуре на воздухе в детском саду

Обновлено: 09.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Вопрос об охране и укреплении физического состояния детей считается одним из самых важных практически во всех детских садах. В этом направлении работа проводится, опираясь на соблюдение требований и санитарно-гигиенических норм, правильный подход к организации сбалансированного питания, системные закаливания детей, а также физкультурно-оздоровительные мероприятия.

Согласно мнению Т.И. Осокиной, физкультурные занятия являются основной формой обучения детей двигательным навыкам и воспитания физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. Учитывая большое значение выносливости в повышении функциональных возможностей организма, ее воспитанию уделяется основное внимание в процессе проведения занятий на воздухе.

В.Г. Фролов говорит о том, что содержание занятий на воздухе строится на программном материале. Сочетание таких занятий с утренней гимнастикой, подвижными играми и спортивными упражнениями на прогулке позволяет полностью освоить программу по развитию движений. Программный материал распределен с учетом особенностей детей каждого возрастного периода, с постоянным нарастанием трудностей как внутри возрастной группы, так и от группы к группе.

Правильные активные движения ребенка повышают его устойчивость к различным заболеваниям, вызывают активизацию защитных сил организма, его иммунитета, повышают деятельность лейкоцитов. Физическая культура в детском саду способствует всестороннему развитию у детей умственных способностей, мышления, внимания, восприятия, существенному улучшению питания тканей организма, формированию скелета, формированию правильной осанки и улучшению иммунной системы ребенка. Движение, физическая культура в детских садах, здоровый образ жизни – это залог здоровья наших детей, нашего нового поколения.

Для детей физические занятия играют очень важную роль. Физичесукие упражнения способствуют не только укреплению здоровья, но и физическому развитию. Физкультура способна помочь умственной активности, а также благоприятно воздействует на организм ребенка в целом. В этом плане воспитатели комплексы мероприятий:

Утренняя гимнастика. Она всегда благоприятно влияет на повышение работоспособности, а также улучшает самочувствие на целый день.

Непосредственно занятия физкулькультурой.

Физкультурные праздники, досуги и развлечения.

Физминутки. Они призваны снимать утомление и повышать умственную способность, чтобы избавить ребёнка от чувства переутомления.

Различные виды закаливания.

Проведение физкультурных праздников, которые призваны не только улучшать самочувствие, а и способствовать физическому развитию, положительно влиять на эмоциональное состояние ребёнка, что в будущем поможет ему воспринимать физические упражнения, как способ повышения настроения.

Пальчиковая, артикуляционная и дыхательная гимнастика.

Для каждой группы всегда составляются особенные режимы двигательной активности, в которых, помимо организованных разновидностей упражнений по физкультуре, в режим дня дошкольников включены самостоятельные подвижные игры, учитывающие их индивидуальные и возрастные особенности.

Физкультурные занятия на воздухе позволяют научить детей выполнять движения в естественных условиях: использовать различные способы ходьбы в зависимости от грунта (ходьба по песку, по воде, по траве, по скользкой поверхности), от рельефа (познакомить с различным положением туловища и постановки ног при вхождении и спуске по наклонной поверхности); использовать бум, бревно для выполнения различных упражнений. Создают благоприятные ситуации для разучивания метания в движущуюся цель (например: нагрузить коробку, съезжающую с горки грузовую машину, применяя шишки, снежки, мешочки и т. д). Проведение физкультурных занятий на воздухе требует особого внимания со стороны всего персонала дошкольного учреждения. Должна быть хорошо продумана организация работы, подготовлены условия для проведения занятий, обеспечен тесный контакт с родителями .

Занятия физической культуры целесообразно проводить на открытом воздухе. Возможность проведения занятий физической культурой на открытом воздухе, а также подвижных игр, определяется по совокупности показателей метеоусловий (температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха) по климатическим зонам.

Для обеспечения закаливания детского организма при проведении физкультурных занятий на воздухе большое значение имеет подбор правильной одежды и обуви детей. Гигиенические требования к одежде предусматривают ее соответствие росту и полноте тела ребенка, обеспечение свободы движений. Теплозащитные свойства одежды зависят от ее слойности (2,3 или более слоев): между слоями одежды находится воздух и, чем больше слоев, тем выше температура воздуха под одеждой. Поэтому очень важно одевать ребенка в соответствии с температурой наружного воздуха, чтобы не было чрезмерного как перегревания, так и переохлаждения. Очень важна и воздухопроницаемость тканей, которая обеспечивает вентиляцию пространства под одеждой. Нерациональная одежда, затрудняя испарение, может ухудшить самочувствие ребенка и снизить работоспособность.

Занятия проводятся 3 раза в неделю, 2 раза в спортивном зале, 1 раз на улице. Их продолжительность, как и остальных занятий в детском саду, - от 15 до 30 минут. Это связано с тем, что очень сложно удержать внимание ребенка дольше этого времени. Непосредственно образовательная деятельность по физической культуре может проводиться как с музыкальным сопровождением, так и без него.

Исходя из опыта работы, физкультурные занятия лучше проводить перед прогулкой или в конце ее, чтобы увеличить время пребывания детей на свежем воздухе. После высокой двигательной активности на занятии в плане прогулке нужно предусмотреть спокойную деятельность детей. Но, как показали наблюдения, физкультурные занятия в начале прогулки стимулируют самостоятельную деятельность детей: они чаще используют физкультурные пособия на участке, организуют подвижные игры. Если занятия проводятся в конце прогулки, воспитатель должен предложить детям в эти дни на прогулке менее подвижные игры. Занятия в конце прогулки рекомендуется проводить в холодное время года. Это целесообразно потому, что дети после активной мышечной деятельности идут в помещение. Большое место в организации физкультурных занятий на воздухе отводится подвижным играм, особенно играм с бегом, прыжками и летающим инвентарем. Во время игр хорошо закрепляется изученный на интеллектуальных занятиях материал. Дети учатся применять полученные знания в необычных условиях.

Систематические наблюдения показали, что дети легко привыкают к проведению занятий на воздухе, хорошо чувствуют себя в холодное время года, всегда эмоционально положительно настроены.

В заключении можно отметить,что физическая активность, игры на свежем воздухе, участие в спортивных мероприятиях способствуют формированию костей и мышц, улучшают кровяное давление, помогают держать в норме вес ребенка. Подвижные дети менее тревожны, устойчивы к стрессам.

Дети, которые регулярно занимаются физкультурой, растут крепкими, избегают большинства заболеваний: нарушение осанки, плоскостопие, сколиоз, искривление ног, бронхиты, желудочные расстройства и многих других.

Хорошая физическая форма обеспечивает ребенку привлекательный внешний вид, что повышает его самооценку. Участие в играх и состязаниях, получение призов и подарков укрепляет уверенность в себе, даже если это обычные мероприятия внутри детсадовской группы или двора. Спортивные дети более настойчивые, упорные, целеустремленные.

Физкультура не менее важна, чем здоровое питание и полноценный отдых. Она не только предупреждает множество заболеваний, но и также благоприятно влияет на психоэмоциональное состояние ребенка, что на самом деле, очень важно!

Большая роль в воспитании здоровой смены принадлежит физической культуре.

Для решения задач физического воспитания детей дошкольного возраста (оздоровительных, общеобразовательных и воспитательных) важно использовать гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения и др. Выполнение физических упражнений на свежем воздухе усиливает из эффективность. Посильная физическая нагрузка и свежий воздух укрепляют здоровье детей, повышает их работоспособность, закаливанию организма, снижению простудных заболеваний.

При проведении занятий на воздухе дети получают возможность проявить большую активность,

самостоятельность и инициативу в действиях. Многократное повторение упражнений в условиях большого пространства в теплое и холодное время года способствует более прочному закреплению двигательных навыков и развитию физических качеств.

Программа воспитания и обучения в детском саду предусматривает три физкультурных занятия в неделю, одно из них проводиться на прогулке. Мы поддерживались этой системы в холодное время года, летом же все занятия проводились на воздухе. Наиболее целесообразно начинать занятия с детьми средней группы, когда они уже полностью владеют навыками самообслуживания. Для занятий физической культурой на воздухе большое значение имеет подбор правильной одежды и обуви. Гигиенические требования к одежде предусматривают ее соответствие росту и полноте тела ребенка, обеспечение свободы движений. Теплозащитные свойства одежды зависят от ее сложности (2,3 или более слоев): между слоями одежды находится воздух, и, чем больше слоев, тем выше температура воздуха под одеждой. Поэтому очень важно одевать ребенка в соответствии с температурой наружного воздуха, чтобы не было чрезмерного перегревания. В связи с этим очень важна и воздухопроницательность тканей. Нерациональная одежда, затрудняя испарения, может ухудшить самочувствие ребенка и снизить работоспособность. Поэтому для сохранения нормального теплообмена важно, чтобы ткани хорошо поглощали влагу из пространства под одеждой и удаляли ее наружу. Этим требованиям отвечают хлопчатобумажные, трикотажные ткани, рыхлые шерстяные. Использование одежды из синтетических тканей не рекомендуется, так как они плохо впитывают влагу и не обеспечивают необходимую воздухопроницаемость, особенно при выполнении физических упражнений. В помещении и в теплое время года на спортивной площадке наши дети занимаются в чистых хорошо отглаженных трусах и майках, подобранных по росту. В холодное время удобны шерстяные, трикотажные или байковые костюмы, шапочки, шарф. Из обуви рекомендуются чешки или тапочки на резиновой подошве, кеды или легкие сапожки из

кожи или войлока. В зале мы занимаемся босиком. Воспитатель переодевается тоже соответственно погоде. Заниматься в зимних пальто, шапках-ушанках или меховых не рекомендуется: такая одежда стесняет движения детей, слишком тяжела, мешает необходимой отдаче тепла, вызывает повышенное потоотделение. Вспотевшие дети расстегивают ворот пальто, развязывают шапки и подвергаются резкому воздействию холода.

Для успешного осуществления физического воспитания в детском саду необходима хорошо оборудованная площадка. Чем разнообразнее она оснащена, тем быстрее у детей формируются навыки и способы преодоления препятствий, воспитываются смелость и самостоятельность, значительно обогащается двигательная деятельность. Для проведения занятий, игр и физических упражнений на воздухе площадка с твердым покрытием: асфальтовым или деревянным и постепенно нужно оснастить спортивную площадку полным комплектом оборудования. Оборудование спортивной площадки можно условно разделить на основное и дополнительное. К основному оборудованию относится стенка, бревна, мишень для метания, баскетбольные щиты, яма для прыжков, гимнастические скамейки. Проведение занятий на воздухе в течении года требует увеличения количества одинакового оборудования, чтобы большее число детей одновременно могли выполнить упражнения. Поэтому на площадке должно быть 6-8 пролетов гимнастических лестниц, 4-6 бревен, 4-6 мишеней. У края площадки располагают яму для прыжков (3 Х2,3 она заполняется крупнозерновым песком (песок можно перемешать с опилками, которые хорошо держат влагу, и благодаря этому песок не пылит). Гимнастические скамейки используются на каждом занятии, во многих играх и упражнениях. Нужно изготовить 4 скамейки из сухих досок и покрасить масленой краской. Они постоянно должны находиться на площадке. Кроме основного оборудования, на площадке должно быть дополнительное, которое повышает интерес детей к занятиям. Это - узкий брус, по которому можно ходить, как по перевернутой скамейке. Дуги для подлезания и перешагивания. Для обучения детей перелезанию используется козел из короткого толстого бревна на двух деревянных стойках, пирамида из труб высотой 8 0 см, забор с толстым брусом поверху. Для выполнения различных упражнений рекомендуется невысокая перекладина из длинной трубы: держась за нее, дети могут выполнять приседания, отведения и махи ногами, отжимания и отталкивания руками, подтягивания, опираясь ногами о землю и т.д. Из 10-20 коротких деревянных пеньков, вкопанных в землю вертикально, устраивается дорожка, вкопанные в землю на высоту 20-30 см от земли автомобильные шины применяются для прыжков (с места, с разбега), если шины вкопать наполовину, то дети смогут подлезать или перелезать.

Все оборудование нужно расположить вокруг площадки или прилегающих дорожек так, чтобы к ним был свободный доступ и чтобы они создавали полосу препятствий, которую дети с удовольствием преодолевают. Наша территория детского сада позволяет иметь оборудованную площадку: есть различные гимнастические стенки, дорожка с препятствиями, бревна, мишени, гимнастические скамейки, имеем выносное оборудование. В дальнейшем сделаем яму для прыжков, улучшим полосу препятствий, приобретем козел для перелазания, кубы, ребристые доски. Нам бы хотелось, чтобы наши подшефные организации откликались на наши просьбы.

Содержание занятий на воздухе строится на программном материале. Сочетание таких занятий с утренней гимнастикой, подвижными играми и спортивными упражнениями на прогулке позволяет полностью освоить программу по развитию движений. Программный материал распределен с учетом особенностей детей каждого возрастного периода, с постоянным нарастанием трудностей как внутри возрастной группы,- так и от группы к группе. Занятия на воздухе проводятся при высокой двигательной активности детей, которая достигается благодаря включению в занятия до 5 продолжительных пробежек, использованию фронтального и группового методов. Сохранению высокой работоспособности детей на протяжении всего занятия способствует правильное сочетание нагрузки и активного отдыха: упражнения высокой активности (бег, прыжки, подвижные игры) чередуются с упражнениями низкой и средней активности (ходьба, перестроения, лазанье, метание, упражнения в равновесии).

Физкультурные занятия на прогулке состоят из трех взаимосвязанных частей: вводно-подготовительной, основной и заключительной.

Вводно-подготовительная часть призвана способствовать организации детей, созданию у них настроенности к предстоящей деятельности, постепенной подготовке к физической нагрузке в основной части занятия. Начинается вводно-подготовительная часть с построения и ходьбы. Во время ходьбы дети выполняют простейшие движения рук. Это развивает мышцы плечевого пояса, улучшает координацию. Во время ходьбы воспитатель следит за четки шагом, правильными движениями рук, соблюдением дистанции и направлением движения. Ходьба переходит в медленный бег, который продолжается от 1 до 3 мин. в зависимости от возраста детей. Дети бегают по кругу, соблюдая дистанцию, не обгоняя и не толкая, друг друга. На 2-3 круге дети выполняют упражнения (3-4); бегут боком приставным шагом, высоко поднимая колени, прыгают на одной и двух ногах, с ноги на ногу, бегут спиной вперед, выполняют повороты кругом и т.д. Все эти упражнения укрепляют мышцы ног, таза, совершенствуют пространственную ориентировку детей. Медленный бег

заканчивается ходьбой. В холодный период года построение в начале занятия не проводится: по выходе из помещения дети идут к спортивной площадке, выполняя движения рук.

Основная часть занятия продолжается от 14-26 мин. В этой части занятия решаются задачи повышения функциональных возможностей организма детей, развития силы, быстроты, общей выносливости. В средней группе основная часть начинается с подвижной бессюжетной игры, затем следует короткая (1 мин.) пробежка в среднем темпе. После этого дети осваивают спортивные упражнения. Заканчивается эта часть сюжетной игрой.

В старшей группе основная часть начинается с освоения спортивного упражнения или элементов спортивных игр. Затем - короткая пробежка в среднем темпе (1-1,5 мин.). По окончании ее дети упражняются в одном из основных движений. После этого вновь дается пробежка в среднем темпе, а затем проводится подвижная игра.

В подготовительной группе основная часть протекает так же, как в старшей, но воспитатель чаще использует групповой метод, который позволяет сочетать обучение детей педагогом и самостоятельное совершенствование детьми приобретенных навыков.

При выполнении основных движений, спортивных упражнений или элементов спортивных игр нельзя допускать спешки - нужно требовать четкости и законченности движений.

В заключительной части проводится медленный бег, переходящий в ходьбу. Продолжительность его регулируется воспитателем в зависимости от активности детей, погодных условий и подготовленности детей: после игры большой подвижности - бег сокращен вдвое или он не проводится совсем, дети спокойно ходят по площадке. После игры средней продолжительности - бег такой же, что и в начале занятия.

На протяжении всего занятия дети много бегают. По скорости можно выделить три вида бега: медленный, в среднем темпе и быстрый. Медленный бег: скорость у детей средней группы - 1-1,4 м/с, старшей - 1,3-1,5 м/с, подготовительной - 1,4-1,6 м/с. Во время медленного бега дети держат туловище прямо, плечи развернуты, голова поднята, руки расслаблены.

Бег в среднем темпе: скорость в средней группе 2-2,3 м/с 500-600 м, в старшей группе 2,2-2,4 м/с 500-600 м, в подготовительной 2,4-2,7 м/с 700-900м. Во время бега в среднем темпе туловище у детей слегка наклонено вперед, голову они держат прямо, бедро маховой ноги активно выносят вперед, ногу опускают на пятку с дальнейшим перекатом на носок. Руки согнуты в локтях, не напряжены, кисти расслаблены.

Быстрый бег является составной частью игр, игр-эстафет. При быстром беге туловище и голова наклонена

вперед, шаг широкий и стремительный, бедро маховой ноги выносится перед, нога становиться на носок.

Одним из важнейших показателей готовности детей к следующим упражнениям является ритм дыхания. При выполнении физических упражнений дыхание детей становится более глубоким. В процессе занятий воспитатель должен обращать внимание на правильное сочетание выполняемых движений с дыханием: поднятие рук вверх, разведение их в стороны, выпрямление и прогибание туловища должны сопровождаться вдохом, а сведение рук, опускание, наклоны и повороты туловища - выдохом.

Во время занятий на воздухе (особенно - зимой) необходимо уделять внимание носовому дыханию. Не следует бояться, если дети дышат ртом. Постепенное чередование потоков холодного и согретого при прохождении через нос воздуха является хорошим закаливающим средством.

Как убеждает опыт работы, физкультурные занятия лучше проводить перед прогулкой или в конце ее, чтобы увеличить время пребывания детей на свежем воздухе. После высокой двигательной активности на занятии в плане прогулке нужно предусмотреть спокойную деятельность детей. Но, как показали наблюдения, физкультурные занятия в начале прогулки стимулируют самостоятельную деятельность детей: они чаще используют физкультурные пособия на участке, организуют подвижные игры. Если занятия проводятся в конце прогулки, воспитатель должен предложить детям в эти дни на прогулке менее подвижные игры. Занятия в конце прогулки рекомендуется проводить в холодное время года. Это целесообразно потому, что дети после активной мышечной деятельности идут в помещение.

Систематические наблюдения показали, что дети легко привыкают к проведению занятий на воздухе, хорошо чувствуют себя в холодное время года, всегда эмоционально положительно настроены, с радостью ждут предстоящего занятия.

Физкультура на свежем воздухе увеличивает активность детей, улучшает их настроение.

Занятия на воздухе имеют максимально оздоровительный эффект, позволяют выполнять движения на большом пространстве, усиливают физическую нагрузку, предоставляют широкие возможности для проведения спортивных игр, эстафет.

Воспитанники детского сада с удовольствием занимаются физкультурой на свежем воздухе.

Естественные факторы природы (солнечные лучи, воздух) закаляют организм, повышают сопротивляемость простудным заболеваниям.

Физкультурные занятия в детском саду в хорошую погоду проходят на свежем воздухе. Во время таких занятий успешно решаются задачи закаливания, воспитания общей выносливости, повышаются защитные функции организма. Особую значимость имеют упражнения, направленные на развитие качества выносливости (бег, прыжки, подвижные игры, эстафеты), которые способствуют расширению функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Естественные факторы природы: солнечные лучи и воздух закаляют организм, повышают сопротивляемость простудным заболеваниям.

Физкультура на свежем воздухе увеличивает активность детей, улучшает их настроение.

Занятия на воздухе имеют максимально оздоровительный эффект, позволяют выполнять движения на большом пространстве, усиливают физическую нагрузку, предоставляют широкие возможности для проведения спортивных игр, соревнований.

Воспитанники детского сада с удовольствием занимаются физкультурой на свежем воздухе.






Информацию подготовила: Путина Светлана Владиславовна, инструктор по физкультуре.

Читайте также: