Справка по устному счету в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

У́стный счёт — , осуществляемые без помощи дополнительных (, , и т. п.) и часто без приспособлений (, , и т. п.).

Устные упражнения способствуют развитию внимания и памяти учащихся. Систематическое проведение устных вычислений повышает интерес к математике, их выполнение заставляет учащихся отступать от шаблонов, повторять ранее изученный материал. проведение устных вычислений помогает учителю дисциплинировать учащихся, воспитывать у них навыки самостоятельности, умение ценить и экономить время. Если мы научим учащихся правильно считать и быстро, не обращаясь ни к бумаге, ни к каким бы либо счётным устройствам, то тем самым воспитаем людей, способных быстрее усвоить и лучше выполнять учебные задания.

Устный счёт необходимо проводить так, чтобы ребята начинали с лёгкого, а затем постепенно брались за вычисления более трудные. Если сразу обрушить на учащихся сложные устные задания, то ребята обнаружат свое собственное бессилие, растеряются, и их инициатива будет подавлена.

При подготовке к уроку учитель должен четко определить (исходя из целей урока) объем и содержание устных заданий. Если цель урока – изложение новой темы, то в начале занятий можно провести устные вычисления по пройденному материалу, также можно организовать работу так, чтобы был плавный переход к новой теме. После изложения новой темы уместно предложить учащимся устные задания на выработку умений и навыков по этой теме

При подборе упражнений для урока следует учитывать, что подготовительные упражнения и первые упражнения для закрепления, как правило, должны формироваться проще и прямолинейнее. Здесь ненужно стремиться к особенному разнообразию в формулировках и приёмах работы. Упражнения для отработки знаний и навыков и, особенно для применения их в различных условиях, наоборот должны быть однообразнее. Формулировки заданий, по возможности должны быть рассчитаны на то, чтобы они легко воспринимались на слух. Для этого они должны быть чёткими и лаконичными, сформулированы легко и определённо, не допускать различного толкования.
Помимо того, что устный счет на уроках математики способствует развитию и формированию прочных вычислительных навыков и умений, он также играет немаловажную роль в привитии и повышении у детей познавательного интереса к урокам математики

При подготовке к уроку учитель должен четко определить ( исходя из целей урока) объём и содержание устных заданий.

А для достижения правильности и беглости устных вычислений на каждом уроке математики отводится 5-10 минут для проведения упражнений в устных вычислениях.
Устный счет активизирует мыслительную деятельность учащихся. При их выполнении активизируется, развиваются память, речь, внимание, способность воспринимать сказанное на слух, быстрота реакции.

Данный этап является неотъемлемой частью в структуре урока математики. Он помогает учителю, во-первых, переключить ученика с одной деятельности на другую, во-вторых, подготовить учащихся к изучению новой темы, в-третьих, в устный счет можно включить задания на повторение и обобщение пройденного материала, в-четвертых, он повышает интеллект учеников.

Так как устные упражнения или устный счёт это этап урока, то он имеет свои задачи:

1. Воспроизводство и корректировка определённых знаний, умений и навыков учащихся, необходимых для их самостоятельной деятельности на уроке или осознанного восприятия объяснения учителя.
2. Контроль учителя за состоянием знаний учащихся.
3. Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала.
4. Повышение познавательного интереса.

При проведении устного счета каждый учитель должен придерживаться следующих требований:

· Упражнения для устного счета выбираются не случайно, а целенаправленно.

· Тексты упражнений, чертежей и записей, если требуется, должны быть приготовлены заранее.

· К устному счету должны привлекаться все ученики.

· При проведении устного счета должны быть продуманы критерии оценки (поощрение).

Устный счет может быть построен в следующей форме:

· Задания на развитие и совершенствование внимания. Такие как: найди закономерность и реши пример, продолжи ряд.

· Задания на развитие восприятия, пространственного воображения. Например, нарисуйте орнамент, узор; посчитайте сколько линий.

· Задания на развитие наблюдательности (найдите закономерность, что лишнее?)

· Устные упражнения с использованием дидактических игр.

Навыки устных вычислений формируются в процессе выполнения учащимися разнообразных упражнений. Рассмотрим основные их виды:

1) Нахождение значений математических выражений.

Предлагается в той или иной форме математическое выражение, требуется найти его значение. Эти упражнения имеют много вариантов. Можно предлагать числовые математические выражения и буквенные (выражение с переменной), при этом буквам придают числовые значения и находят числовое значение полученного выражения.

2) Сравнение математических выражений.

Эти упражнения имеют ряд вариантов. Могут быть даны два выражения, а надо установить, равны ли их значения, а если не равны, то какое из них больше или меньше.
Могут предлагаться упражнения, у которых уже дан знак отношения и одно из выражений, а другое выражение надо составить или дополнить: 8 · (10 + 2) = 8 · 10 + …
Выражения таких упражнений могут включать различный числовой материал: однозначные, двузначные, трехзначные числа и величины. Выражения могут быть с разными действиями.

Главная роль таких упражнений – способствовать усвоению теоретических знаний об арифметических действиях, их свойствах, о равенствах, о неравенствах и др. Также они помогают выработке вычислительных навыков.

3) Решение уравнений.

Это, прежде всего простейшие уравнения (х + 2 = 10) и более сложные (15 · х – 9 = 51)

Уравнение можно предлагать в разных формах:

· из какого числа надо вычесть 18, чтобы получить 40?

· решение уравнения х · 8 = 72;

· найдите неизвестное число: 77 + х = 77 + 25

· Николай задумал число, умножил его на 5 и получил 125. Какое число задумал Николай?

Назначение таких упражнений – выработать умение решать уравнение, помочь учащимся усвоить связи между компонентами и результатами арифметических действий.

4) Решение задач.

Для устной работы предлагаются и простые и составные задачи.

Эти упражнения включаются с целью выработки умений решать задачи, они помогают усвоению теоретических знаний и выработке вычислительных навыков.
Разнообразие упражнений и возбуждает интерес у детей, активизирует их мыслительную деятельность.

Формы восприятия устного счета

1) Беглый слуховой (читается учителем, учеником, аудиозапись) – при восприятии задания на слух большая нагрузка приходится на память, поэтому учащиеся быстро утомляются. Однако такие упражнения очень полезны: они развивают слуховую память.

2) Зрительный (таблицы, плакаты, карточки, записи на доске, компьютере) – запись задания облегчает вычисления (не надо запоминать числа). Иногда без записи трудно и даже невозможно выполнить задание. Например, надо выполнить действие с величинами, выраженными в единицах двух наименований, заполнить таблицу или выполнить действия при сравнении выражений.

· задания по вариантам (обеспечивают самостоятельность).

· упражнения в форме игры (“Диалог”, “Математический поединок”, “Магические квадраты”, “Лабиринт сомножителей”, “Викторина”, “Волшебное число”, “Индивидуальное лото”, “Лучший счетчик”, “Кодированные упражнения”, “Фишка”, “Кто быстрее”, “Цветок, солнышко”, “Числовая мельница”, “Числовой фейерверк”, “Математический феномен”, “Молчанка”, “Математическая эстафета”). Пути и формы использования перечисленных игр на уроках математики рассмотрены в работе В. П. Коваленко “Дидактические игры на уроках математики”.

Ученикам нравится принимать участие в подготовке к уроку, поэтому дополнительно к домашнему заданию по желанию можно дать задание самостоятельно подготовить устный счет к уроку в соответствии с тематикой, и провести самому на следующем уроке (побывать в роли учителя). Также можно дать задание учащимся подготовить реферат, доклад, придумать головоломку, ребус, игру

Однако, как показывает опыт работы многих учителей, применение устных заданий на уроке - не такое уж и простое дело. Особенно трудно в начале. Учащиеся с трудом привыкают к устным упражнениям: проделывать несколько математических действий, несколько математических операций в уме им тяжело. Устный счет на уроке затягивается по времени, учителю кажется, что он не эффективен и он отступает: вообще его не применяет, а если и применяет, то редко, эпизодически. И все же, необходимо выдержать первые временные трудности и тогда применение на уроках устного счета даст ощутимые положительные результаты в обучении учащихся.

Задания для устного счета можно предлагать учащимся для самоподготовки к зачетам, контрольным работам, к экзаменам. Систематическое применение устного счета на уроках со временем выработает у учащихся умение быстро считать в уме. Решая простые задания устно, ученик более глубоко понимает приемы решения тех или иных заданий, усваивает алгоритмы их выполнения. Более сложные задания уже не будут вызывать у него затруднений.

Среди основных методов совершенствования навыков устного счёта всегда выделялось:

Беглый счет. Учитель показывает карточку с заданием и тут же громко прочитывает его. Учащиеся устно выполняют действия и сообщают свои ответы. Карточки быстро сменяют одна другую, но последние задания предлагаются уже не с помощью карточек, а только устно.

Для таких упражнений полезно подобрать такие, в которых особенно заметен эффект прикидки.

Равный счет. Учитель записывает на доске упражнения с ответом. Ученики должны придумать свои примеры с тем же ответом. Их примеры на доске не записываются. Ребята должны на слух определять, верно ли составлен пример, на слух воспринимать названные числа.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

по итогам проверки сформированности устных вычислительных навыков

в 1- 4 классах классах

МОУ Климоуцевской СОШ

в 2016-2017 учебном году

Тема: Оценка предметных универсальных учебных действий.

Цель комплексной работы : диагностика устных вычислительных навыков у обучающихся

Время проверки: 9-13 января 2017 года.

Объект проверки: обучающиеся 1-4 классов

Проверку осуществили: руководитель МО нач.кл. Козлова М.К.

Согласно плану внутришкольного контроля в начальной школе была проведена проверка устных вычислительных навыков. Для проверки были подобраны задания, соответсвующие стандарту знаний на данном этапе обучения.

В результате были получены следующие результаты.

учитель Шевчук Т.Г.

Выполнили всю работу без ошибок

Допустили 1-2 ошибки

Допустили 3-6 ошибок ошибки

Допустили более 6 ошибок

Абсолютное выполнение заданий -86%, качество — 43%.

Допустили наибольшее количество ошибок на нумерацию:

правила сравнения чисел;

анализ числового ряда.

Результаты показали, что в 1 классе вычислительные навыки отработаны удовлетворительно. Наибольшее количество ошибок допустил Трухин С.

учитель Пашкина О.Ф.

Выполнили всю работу без ошибок

Абсолютное выполнение заданий -80%, качество — 80%.

Допустили ошибки по темам:

нумерация чисел (нахождение предыдущего числа);

разрядный состав двузначных чисел;

увеличение, уменьшение чисел.

Следует отметить, что учитель 2 класса Пашкина О.Ф. работает над формированием устных вычислительных навыков в системе.

Результаты показали, что во 2 классе вычислительные навыки отработаны хорошо. Наибольшее количество ошибок допустила Каранкевич Елена. Ошибки допущены из-за затруднения в понимании формулировки заданий и слабые вычислительные навыки.

учитель Афанасьева Г.В.

Выполнили всю работу без ошибок

Абсолютное выполнение заданий - 83%, качество — 50 %.

Результаты показали, что в 3 классе вычислительные навыки отработаны хорошо.

Допустили наибольшее количество ошибок по темам:

разрядный состав двузначных чисел;

сравнение чисел ( во сколько раз больше, меньше)

Можно отметить, что в 3 классе учитель Афанасьва Г.В. работает над созданием у обучающихся правильных и устойчивых навыков устных вычислений Наибольшее количество ошибок допустил Бочаров Владимир.

учитель Козлова М.К.

Выполнили всю работу без ошибок

Абсолютное выполнение заданий - 100 %, качество — 64 %.

Проведение контрольного устного счета в 4 классе показало, что не всеми детьми усвоены

приемы устных вычислений в рамках программы.

В 4 классе допущены ошибки:

_ в классах, разрядах многозначных чисел,

Выводы и предложения.

1. Проведение устного контрольного счёта в 1–4 классах показало, что в основном дети справились с предложенными заданиями. Но были выявлены слабые знания по определённым знаниям и навыкам:

* разрядный состав чисел,

*сравнение чисел ( на сколько больше, меньше; во сколько раз больше, меньше)

2. Учителям 1-4 классов при проектировании уроков учитывать результаты сформированности вычислительных навыков, как класса в целом, так и каждого ребенка. В соответствии с этим осуществлять подбор учебного материала к урокам, используя дифференцированный подход в процессе обучения.

3.Учителям 1–4 классов учесть результаты проведённого устного контрольного счёта, спланировать работу на уроках математики по ликвидации пробелов в знаниях учащихся.

4. Обучающиеся 1-4 классов с проблемами в обучении рекомендована консультация специалистов ПМПК в 2016-2017 учебном году.


Рекомендации:

Добрый день, Ирина Евгеньевна. Спасибо за комментарий к моей работе. Надеюсь, что данный материал будет востребован.

Еще одна очередная дополнительная нагрузка для учителя! Но материал достоин внимания, все здесь видно, как работают дети. Спасибо!

Согласна с Вами, Инна Юрьевна. Но любая аналитическая деятельность - это всегда нагрузка, да ещё какая. Но данная деятельность позволяет выявить проблемы в педагогической деятельности и определить направления коррекционной работы.

Людмила Анатольевна, работа проведена огромная. Чтобы провести диагностическую работу надо время, а уж посчитать - в 2 раза больше.

Согласна с Вами, Ольга Михайловна. В нашей школе аналитические записки пишутся после всех рубежных контрольных точек. У молодых специалистов получается это пока в форме статистики, но это уже большое дело. Пишется аналитика, конечно, долго молодыми специалистами. Я всегда призываю заниматься аналитической деятельностью для выявления проблем и определения путей решения этих проблем. Сама в системе занимаюсь анализом. Попробовала разместить одну из своих работ, хотела посмотреть потребность в их размещении. Думаю, что такая потребность, хотя бы в форме и некоем содержании, имеется. Спасибо за комментарий.

Людмила Анатольевна, спасибо за очень нужный и полезный материал. Аналитическая справка составлена по всем требованиям к ней: излагается основание, анализ ситуации (вопроса), справка содержит выводы и предложения. У меня вопросы: в Вашей школе все учителя пишут аналитические справки? Как вы распределяете кто что будет проверять?

В начальной школе все учителя пишут справки по итогам проведения контрольных работ. Каждый учитель пишет анализ по своему классу - так скорее он определит для себя рпоблемы, чнем это будет делать другой цучитель. Общие аналитические справки пишу я и завуч по УВР. Отвечу сразу, что не у всех получается сразу и хорошо, приходится отправлять аналитическую на доработку (обязательно оказываю направляющую помощь). По итогам коррекционной работы проводим вторичную проверку.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сюда вписываете название своего задания , если оно будет отличаться от предложенного здесь.

Сюда вписываете название своего задания , если оно будет отличаться от предложенного здесь.

Итого по всем классам :

Анализ
выполнения проверочной работы
в 3 классах

Дата проведения ________________ 2019 г.

Пункты при необходимости убавить, добавить.

Допустили ошибки в арифметическом диктанте в пунктах

Сюда вписываете название своего задания , если оно будет отличаться от предложенного здесь.

Сюда вписываете название своего задания , если оно будет отличаться от предложенного здесь.

Итого по всем классам :

Анализ
выполнения проверочной работы
в 4 классах

Дата проведения ________________ 2019 г.

Пункты при необходимости убавить, добавить.

Допустили ошибки в арифметическом диктанте в пунктах

Сюда вписываете название своего задания , если оно будет отличаться от предложенного здесь.

Сюда вписываете название своего задания , если оно будет отличаться от предложенного здесь.

Итого по всем классам :

Контрольный устный счёт.
2 класс, январь 2019 г.

Тема: Овладение навыками быстрого счёта учащимися 2 классов на уроках математики.

Цель проведения: выявить уровень сформированности навыков устного счёта у учащихся 2 классов, знание учащимися названий компонентов чисел.

Проверочная работа состоит их 3 частей:

1-я часть – арифметический диктант, где проверяется сформированность умения осознанно применять на практике знания названий компонентов, выбор нужного действия. Выполняется со слов учителя: учитель зачитывает задание, учащиеся пишут только ответы.

2-я часть – сравнение чисел и выражений. Задание выносится на доску. Учащиеся записывают условие и выполняют задание.

3-я часть – вставить пропущенные числа, чтобы получились верные равенства. Задание выносится на доску, учащиеся выполняют письменно.

1. Уменьшаемое 12, вычитаемое 4. Чему равно значение разности?

2. Чему равно значение суммы чисел 5 и 7?

3. 18 уменьшить на 9.

4. 20 увеличить на 5.

5. 45 уменьшить на 20.

6. На сколько 13 больше, чем 5?

7. Первое слагаемое 7, второе такое же. Чему равно значение суммы?

8. Чему равно значение разности чисел 16 и 8?

Запиши выражения, найди их значение.

79…98 14–7…17–8 81…77 13–9….15–8

Вставь пропущенные числа, чтоб получились верные равенства:

Контрольный устный счёт.
3 класс, январь 2019 г.

Тема: Овладение навыками быстрого счёта учащимися 3 классов на уроках математики.

Цель проведения: выявить уровень сформированности навыков устного счёта у учащихся 3 классов, знание учащимися названий компонентов чисел.

Проверочная работа состоит их 3 частей:

1-я часть – арифметический диктант, где проверяется сформированность умения осознанно применять на практике знания названий компонентов, выбора нужного действия, таблицы умножения и деления. выполняется со слов учителя: учитель зачитывает задание, учащиеся пишут только ответы.

2-я часть – составление верных равенств, учитель записывает на доске задание, дети письменно выполняют.

3-я часть – действия с именованными числами, где проверяется умение преобразовывать именованные числа.

Задание выносится на доску, учащиеся письменно производят нужные преобразования.

1. Уменьшаемое 40, вычитаемое 4. Чему равно значение разности?

2. Делимое 54, делитель 6. Чему равно значение частного?

3. Чему равно значение произведения чисел 9 и 7?

4. 18 уменьшить на 2.

5. 20 увеличить в 6 раз.

6. 40 уменьшить в 8 раз.

7. 9 увеличить на 2.

8. Чему равно значение частного чисел 72 и 8?

9. Первое слагаемое 60, второе – 6. Чему равно значение суммы?

10. Я задумала число, умножила его на 7 и получила 56. Какое число я задумала?

11. Во сколько раз 81 больше, чем 9?

Вставь пропущенные числа, чтобы равенства были верными.

9 · 8 – 8 = … – 8 8 · 5 + 3 = …+ 3

8 · … – 8 = 72 – 8 5 · …+ 3 = 40 + 3

Вырази в других единицах измерения:

70 дм = … см 30 см – …дм

5 м = … см 4 м = …см

754 см = … м…см 567 см = …м…см

Контрольный устный счёт.
4 класс, январь 2019 г.

Тема: овладение навыками быстрого счёта учащимися 4 классов на уроках математики.

Цель проведения: выявить уровень сформированности навыков устного счёта у учащихся 4 классов, знание учащимися названий компонентов чисел.

Проверочная работа состоит их 3 частей:

1-я часть – арифметический диктант, где проверяется сформированность умения осознанно применять на практике знания названий компонентов, выбор нужного действия.

1 часть (8 пунктов) выполняется со слов учителя: учитель зачитывает задание, учащиеся пишут только ответы.

2-я часть – запись выражения со слов учителя, где проверяется правильность записи и навыки счёта многозначных чисел.

Выражение записывается со слов учителя, затем учащиеся письменно производят нужные вычисления.

3-я часть – действия с именованными числами, где проверяется умение сравнивать и преобразовывать именованные числа.

Задание выносится на доску, учащиеся письменно производят нужные вычисления.

Читайте также: