Справка по изобразительному искусству в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

Справка о состоянии

преподавания изобразительного искусства

в 1 –4 классах

Цель: изучение качества преподавания изобразительного искусства в 1 –4 классах.

В ходе контроля была проделана следующая работа:

1. Посещены уроки:

6) Художник-живописец -1 класс, учитель Еремина Н.Г.

2. Изучена документация: журналы, календарно-тематическое планирование.

Результаты контроля следующие:

1 класс – учитель Еремина Н.Г.

Кабинет, в котором проводятся уроки по изобразительному искусству, оснащен средствами обучения для проведения следующих видов занятий: рисование с натуры, занятия народным и декоративно-прикладным искусством, пластикой; проектирования и изготовление несложных макетов, бесед об искусстве. Номенклатура учебного оборудования соответствует содержанию выбранной школой учебной программы и ориентирована на действующий "Перечень учебного оборудования по изобразительному искусству для общеобразовательных учреждений России", утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации. В кабинете имеется комплект методической литературы для обучающихся, включающий программы обучения изобразительному искусству, справочную литературу нормативного характера, образовательный стандарт по изобразительному искусству, а также справочную литературу, методическую литературу для учителя ( в электронном виде), презентации к урокам.

Для выполнения программы в 1 классе используется УМК

Таким образом, преподавание учебных предметов данной области становится непрерывным.

Содержание уроков изобразительного искусства содержат четыре основных вида занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы (тематическое рисование), декоративное рисование, беседы по изобразительному искусству и красоте вокруг нас. Благодаря объединению общих тем четвертей, эти виды занятий тесно связаны между собой и дополняют друг друга, проводятся в течение всего учебного года с учетом особенностей времен года, красных дат календаря, дат народного и православного календаря, а также интересов учащихся.

Уроки изобразительного искусства являются более эффективными при интегративном к ним подходе. Современные уроки изобразительного искусства немыслимы без чтения литературных произведений, прослушивания музыки, песен, наблюдений за природой, сопоставления исторических фактов, сравнения тех или иных явлений и др.

Особое значение придается самостоятельной работе учащихся. Почти 75% учебного времени отводится школьникам на выполнение конкретных художественно-творческих заданий. При подведении итогов урока, при коллективном анализе выполнения рисунков обращается внимание на умение детей передать свои замыслы и наблюдения средствами рисунка и цвета, на удачную композицию, выразительно переданные особенности формы предметов, красиво найденные сочетания цветовых оттенков при передаче характера изображаемых предметов, правильную работу карандашом или кистью.

Драматургия урока искусства предполагает наличие яркого кульминационного момента, который нередко возникает благодаря синтезу искусств. Звучание музыки, литературных текстов, наличие слайдов и соответствующих проекторов, репродукций, альбомов по искусству, фрагментов видеофильмов с памятниками архитектуры и изображением природных ландшафтов, обеспечивает связи урока изобразительного искусства с другими школьными предметами (музыка, мировая художественная культура, литература и др.).

Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком, проводятся нетрадиционные уроки: уроки-сказки, уроки-мастерские, уроки-путешествия, уроки-экскурсии и др.; проводятся экскурсии в краеведческий музей; используются видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях федерального и регионального уровней.

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения, трудового обучения и др. При прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с окружающим миром (наша Родина и мир, строение растений, животных, пропорции человека, связи в природе), математикой (геометрические фигуры и объемы), технологией (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий и т.д.).

2 класс – учитель Слатвинская Г.К.

Материально-техническое обеспечение: альбомы репродукции картин в соответствии тематикой и видами работы, портреты русских и зарубежных художников, схемы рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека; таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству, открытки и календари с репродукциями художников.

На уроках используются задания краеведческого характера, которые помогают легче решать вопросы мотивации учебной деятельности, сохраняя интерес к изучаемому предмету, усиливают практическую, нравственную и художественно-эстетическую направленность освоения культурного наследия предков.

Разработаны учебники 1-4 класс, предполагается издание 5-7 кл. (Непрерывности нет)

Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком проводятся нетрадиционные уроки: уроки-сказки, уроки-мастерские, уроки-путешествия, уроки-экскурсии, урок-встреча, урок-творчество, урок-викторина и др.; проводятся заочные экскурсии в художественные и краеведческие музеи, в архитектурные заповедники; используются видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях федерального и регионального уровней. На уроках осуществляются межпредметные связи с уроками музыки и литературного чтения, трудового обучения и др. При прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с окружающим миром (строение растений, животных, пропорции человека, связи в природе), математикой (геометрические фигуры и объемы), технологией (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий и т.д.).

Виды контроля по усвоению учебного материала включены в календарно-тематический план.

Во втором классе четырёхлетней начальной школы в 1 четверти исключена система балльного (отметочного) оценивания. Оценивание знаний учащихся проводится со 2 четверти.

Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Работы оцениваются по следующим критериям:

• качество выполнения изучаемых на уроке приемов и операций, и работы в целом;

• уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические решения.

Предпочтение отдаётся качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке: его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации.

Особое внимание уделяется проектно – творческим заданиям, коллективным работам, для изготовления которых используются групповая и парная работа, позволяющие применять на практике полученные знания и развивают коммуникативные умения.

3 класс – учитель Медведева Ю.В.

Материально - техническое обеспечение учебного процесса представлен следующими материалами:

1. Альбомы репродукции картин в соответствии тематикой и видами работы.

2. Портреты русских и зарубежных художников.

3. Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента.

4. Таблицы по стилям архитектуры одежды, предметов быта.

5. Схемы рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека:

6. Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству.

7. Открытки и календари с репродукциями художников,

Электронные библиотеки по искусству, DVD - фильмы по изобразительному искусству, о природе, архитектуре.

развитие целостного эстетического восприятия природы и окружающей жизни и их отображения в произведениях различных видов отечественного и зарубежного искусства;

формирование навыков посильного создания художественного образа природы и человека в собственном изобразительном и декоративно- прикладном творчестве.


  • воспитывать эстетическое отношение к действительности и формировать мировосприятие учащихся средствами искусства;

  • раскрывать художественно-образный язык изображения окружающей действительности в различных видах и жанрах изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт, портрет, анималистический жанр);

  • углублять представления учащихся об основах реалистического изображения объектов природы и о специфике художественного изображения природы и человека в изобразительном, народном и декоративно-прикладном искусстве;

  • знакомить с элементами художественного конструирования через создание собственных композиций в объеме или использование сочетаний плоскостных и объемно – пространственных приемов;

  • показывать неповторимое своеобразие русской народной культуры через раскрытие художественного языка народного искусства на примере выдающихся памятников деревянного зодчества, а также на примере характерных признаков регионального и национального типов народного деревянного зодчества;

  • развивать умения учащихся работать в разных видах художественно - творческой деятельности и творчески использовать выразительные средства в процессе создания собственной изобразительной, декоративной или пространственной композиции;

  • развивать воображение и ассоциативное мышление учащихся на основе межпредметных связей демонстраций произведений разных художников или различных видов искусства;

  • развивать художественный вкус, аналитические способности и эстетическую мотивацию учащихся при создании им собственной художественной композиции, а так же в процессе просмотра и осуждения выполненных работ в классе.

Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроки проводятся нетрадиционные: уроки-сказки, уроки-мастерские, уроки-путешествия, уроки-экскурсии и др.; проводятся экскурсии в краеведческие музеи; используются видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях федерального и регионального уровней.

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения, трудового обучения и др. При прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с окружающим миром (наша Родина и мир, строение растений, животных, пропорции человека, связи в природе), математикой (геометрические фигуры и объемы), технологией (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий и т.д.).

Результатами обучения предмета являются конкурсы, выставки, проекты, олимпиады, викторины.

4 класс – учитель Юдина Л.А.

Изобразительное искусство в 4 классе

Материально-техническое обеспечение включает:

- Альбомы, репродукции картин в соответствии тематикой и видами работы.

- Портреты русских и зарубежных художников.

- Схемы рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека.

- Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству.

- Открытки и календари с репродукциями художников, фотокалендари с изображением пейзажей, художественные фотокалендари с изображением цветов и натюрмортов;

- Презентации по изобразительному искусству, о природе, архитектуре.

- Записи классической и народной музыки.

- Компьютер с художественным программным обеспечением

- Демонстрационная доска для работы маркерами.

- Ёмкости для воды

программа ориентирована на использование учебника:

При разработке блоков уроков по изобразительному искусству на основе изучения декоративно-прикладного искусства необходимо подобрать систему объектов труда и соответственно изучения декоративно-прикладного искусства нашего края. Цель такой работы - создание целостного представления о традициях Ивнянского края, соединение получаемых учащимися знаний и умений в единую систему, раскрытие самобытности, единства природы и человека.

Значимость такого обучения — в органичном сочетании теории и практики, закреплении материала при выполнении творческих заданий.

Тематика заданий включает в себя следующее:


  • разработку моделей одежды в народных традициях;

  • изображение женского, мужского костюма различных районов Ивнянского края;

  • изучение народных традиций;

  • орнаментика, колористика в оформлении народной одежды (фрагменты оплечья, ворота, рукавов, подола);

  • традиционные приемы обработки (вышивка, набойка, элементы плетения);

  • особенности узора, цветовые сочетания в орнаменте, характерные для нашего села

1. Работу учителей ИЗО признать удовлетворительной.

2. Уровень квалификации и профессионализма соответствует целям и задачам изучения ИЗО и позволяет реализовать учебные планы и программы.

3. Уровень обученности и подготовка учащихся соответствует требованиям государственного стандарта.

4. Продолжить работу по совершенствованию у школьников навыков рисования, по выработке прочных знаний у учащихся 1- 4 классов.

5. Учителям ИЗО шире планировать использование информационных технологий, планировать различные виды работ на уроке.

6. Продолжить внеклассную работу по предмету с целью получения призовых мест на конкурсах.
Директор школы: Еремина Н.М.

Ознакомлены:________________ Ерёмина Н.Г

________________ Слатвинская Г.К.

________________ Медведева Ю.В.

________________ Юдина Л.А.

Вычеркивайте все восклицательные знаки. Ставить восклицательный знак — все равно что смеяться собственной шутке. Фрэнсис Скотт Фицджеральд
ещё >>

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

по итогам проверки состояния преподавания уроков музыки , изобразительного искусства

Цель: проверить состояние преподавания музыки, изобразительного искусства

Сроки: февраль 2015 года.

Для организации проверки состояние преподавания уроков музыки была проведена следующая работа:

1. Посещение уроков.

2. Проверка календарно-тематических планов.

3. Проверка рабочих программ.

4 . Проверка классных журналов, журналов внеурочной деятельности .

В соответствии с перспективным и годовым планами работы школы администрацией в феврале 2015 года изучалось состояние преподавания музики и изобразительного искусства. Контроль осуществлялся по таким направлениям:

- соблюдение требований государственных программ по музыке;

-наличие и качество календарно-тематического и поурочного планирования;

-соответствие содержания уроков требованиям программ;

-методика и научно-теоретический уровень преподавания предмета;

-состояние успешности и качество знаний учащихся;

- реализация системно-деятельностного подхода на уроках музыки в условиях реализации ФГОС НОО

В ходе изучения состояния преподавания были проверены и проанализированы классные журналы, материалы учебного кабинета, посещены уроки, занятия кружка, проведены собеседования с педагогом, учащимися.

Кадровое обеспечение

Уроки музыки в школе ведет Мустафаева Анифе Айдеровна. Учитель соответствует занимаемой должности, педагогический стаж работы 9 лет. Закончила Андижанское педагогическое училище в 1989году.

Материально-техническая база

Уроки изобразительного искусства и музыки проводятся в 1-9 классах в кабинете искусств (каб.№3), где есть фортепиано,

льный центр, фортепиано, поМТБ у Мустафаевой.

Учебные пособия,

рекомендованные Министерством образования и науки РФ,

отраженные в федеральном перечне учебников, используемые в УВП

-Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С., Музыка 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. (2014);

-Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С., Музыка 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. (2014);

-Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С., Музыка 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. (2014);

-Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С., Музыка 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. (2014);

-Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Музыка 5 кл., Учебник для общеобразовательных организаций . (2014);

-Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Музыка 6 кл. Учебник для общеобразовательных организаций .(2014);

-Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Музыка 7 кл. Учебник для общеобразовательных организаций .(2014)

Учащиеся недостаточно обеспечены учениками, учебники имеются только в кабинете

Документация учителя

Изучение музыки осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС, инструктивно- методических писем ,

Распределение часов по предмету соответствует учебному плану, составленному в соответствии с базовым учебным планом.

- календарно- тематическое планирование составлено в соответствии с робочими программами и учебным планом;

Наряду с этим выявлены нарушения в ведении классных журналов: исправления дат проведения уроков, орфографические ошибки в ведении деловой документации.

Анализ состояния учебно-воспитательного процесса

Анифе Айдеровна строит свои занятия в русле системно-деятельностного обучения в соответствии с ФГОС, старается выбирать такие методы обучения, которые позволяют каждому ученику проявить свои активность и творчество.

Основополагающими элементами уроков Мустафаевой Анифе Айдеровны, являются использование искусствоведческих рассказов или бесед, активизирующих внимание ребенка, его эмоциональную и эстетическую отзывчивость. Так же применяются технические средства обучения (аудиоаппаратура, специальных наглядных пособий).

Уроки строит методически грамотно. Задачи урока реальны в границах конкретного урока, конкретной темы.

На своих уроках она не только учит детей хоровому пению, но и ставит перед собой гораздо более широкую задачу ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, учит детей любить музыку во всем богатстве ее форм и жанров.

Начиная с 1 класса, учитель учит учащихся не только слушать и слышать, но и размышлять о ней. Так перед и после прослушивания музыкального произведения учитель проводит беседу, затем учащиеся выполняют зарисовки к прослушанным отрывкам.

Очень осторожно учитель включает элементы теории музыки.

При разучивании песен вначале учитель проводит краткую беседу значения изучения этой песни, затем исполняет сама, беседует о прослушанной песне, работает над текстом, разучивает по музыкальным фразам куплет, отрабатывает пропевание трудных мест, итоговое исполнение куплета или песни.

На каждом уроке разучивания песни, она проводит упражнения на подготовку дыхания, распевание, напоминает о правильности певческом положении.

Однако учитель не всегда рационально планирует время, отводимое на изучение нового материала.

Справка Перподавание ИЗО

Цели проверки : анализ деятельности учителей по формированию эстетической культуры учащихся на уроках изобразительного искусства, мировой художественной культуры и музыки.

Кто проводил и распределение обязанностей : заместитель директора по УВР.

Методы контроля: анализ.

Кто с ней ознакомлен под роспись, с кем еще обсуждались результаты, отражены ли они в приказе по школе: учителя – предметники.

1. Преподавание ИЗО и МХК в школе осуществляет________________, учитель _________ квалификационной категории, стаж работы ____ года. Преподавание музыки осуществляет ______________, учитель ____________ квалификационной категории, стаж работы _________ года. Педагоги систематически повышают свою профессиональную компетентность, проходя курсы повышения квалификации.

2. В 1 – 8 классах рабочие программы составлены в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения. В 9 – 11 классах – в соответствии с основными положениями Федерального государственного стандарта основного общего образования. В каждом конкретном классе учителями составлено календарно – тематическое планирование уроков.

3. Посещенные уроки показали, что все учителя владеют методикой преподавания изобразительного искусства, мировой художественной культуры и музыки. На уроках применяются различные формы и методы работы. Следует отметить доброжелательность учителей, владение детским коллективом и взаимодействие с учащимися. Все учителя используют дифференцированный подход в обучении. Б еседы с учителями и обучающимися показали, что определенных успехов учителя добиваются, направляя свою работу на формирование коммуникативной компетенции, развитие общеучебных умений и навыков. Атмосфера общения благоприятна для познавательной деятельности и выработки у обучающихся навыков общения. Учителями учитываются возрастные особенности учеников, используются игровые ситуации. Учителями умело используется наглядный материал. Педагоги строят свою работу с учетом психофизических и изобразительных возможностей школьников. С целью формирования здоровьесберегающего образовательного пространства всеми учителями проводились физпаузы, гимнастика для глаз, осуществлялся контроль за посадкой обучающихся.

4. У ________ уроки построены методически грамотно. Этапы урока взаимосвязаны, логически последовательны. _________ для реализации задач урока использует такие методы и приемы обучения, как рассказ, беседа, упражнения. Педагогом осуществляется индивидуально – дифференцированный подход к обучающимся. _________- создает на уроках ситуацию успеха, доброжелательным тоном настраивает на работу каждого ученика. Обучающиеся работали в течение всего урока. ____________ не плохо владеет программным материалом, строит уроки методически грамотно. Помимо изучения программного материала ___________ уделяет внимание пению, использует пение по ролям, пение цепочкой. Также имеет место прослушивание музыкальных произведений с последующим обсуждением, постановка проблемных вопросов и ситуаций, используется ТСО. Однако, не наблюдается широкого использования на уроках музыки наглядности, слабо прослеживаются межпредметные связи.

5. Проверка календарно-тематического и поурочного планирования показала, что они составлены согласно программам. Указаны все необходимые элементы, которые не полностью реализовывались на уроках. В планах отсутствуют отдельные задания для слабоуспевающих учеников (карточки, облегчённые задания к упражнениям, списывания). Рабочие программы на момент проверки выполнены в полном объеме во всех классах.

6. Проверка альбомов и тетрадей показала, что не у всех обучающихся имеются альбомы, отсутствует единообразное написание принадлежности альбомов. Учителя следят за соблюдение единого орфографического режима в тетрадях.

7. Из анализа преподавания музыки, ИЗО и МХК видно, что успеваемость по всем классам составляет 100%. Проверка классных журналов показала качественную работу учителей – предметников по своевременности заполнения, высокой накопляемости отметок. Домашнее задание по предметам не задается.

1. При формировании знаний, умений и навыков обратить внимание на потребности в знаниях, мыслительную культуру и способности учащихся по предмету.

2. Для усиления практической направленности предметов сделать основой своей деятельности работу по созданию межпредметных алгоритмов по основным темам учебного материала.

3. Осуществлять дифференцированный подход к детям, индивидуально работать с обучающимися, имеющими особы интерес к предмету.

4. Усилить практическую направленность уроков.

5. Организовать взаимопосещения уроков с целью обмена опытом и установления межпредметных связей.

6. _____________ осуществлять контроль за посадкой обучающихся в течение всего урока.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выводы: Согласно плану работы начальных классов с 11 апреля по 15 апреля в школе проводилась неделя Искусства. План проведения недели включал в себя различные интересные и творческие мероприятия.

Прошла выставка книг, изготовленных своими руками. Это стало итоговым мероприятием по тематической неделе.Дети активно участвовали. Все книжки были очень интересными как по содержанию, так и по оформлению.

Подведены итоги всех конкурсов, на школьной линейке участники награждены грамотами.

Читайте также: