Справка о преподавании русского языка в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

В соответствии с планом работы отдела по образованию администрации Жирновского муниципального района на 2019-2020 учебный год и в целях контроля за состоянием преподавания русского языка и литературного чтения в начальных классах с 7 по 16 октября 2019 г. в образовательных организациях

Были проверены рабочие тетради и тетради для контрольных работ по следующим параметрам:

  • внешний вид тетрадей (их оформление, почерк, опрятность);
  • объем домашних и классных работ;
  • частота проверки;
  • качество проверки (внимательность, аккуратность и правильность исправлений, классификация ошибок);
  • объективность оценивания;
  • индивидуальная работа ученика над собственными ошибками;
  • соблюдение единого орфографического режима.

Сбор информации и анализ показали, что тетради проверяются систематически всеми учителями. Уровень проверки тетрадей удовлетворителен.

Рабочие тетради по русскому языку во 2 — 4 классах проверяются регулярно. Учителя внимательно проверяют тетради, аккуратно и правильно исправляют ошибки, классифицируют их. Оцениваются работы в 3-4 классах объективно. Во всех рабочих тетрадях соблюдается единый орфографический режим. Объем домашних заданий соответствует норме. Используется прием графического объяснения орфограмм, ведется работа над каллиграфией обучающихся, проводится работа над развитием орфографических навыков, выписываются словарные слова, даются образцы решения задач, делаются корректные замечания по ведению тетрадей. Основная часть тетрадей имеет хороший внешний вид: опрятные, в обложках, подписаны без ошибок, в едином стиле.

Все обучающиеся 2-4 классов имеют тетради для контрольных работ. После диктантов регулярно проводится работа над ошибками.

Справка по итогам проверки состояния преподавания русского языка в 2-4 классах.

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Справка по итогам проверки состояния преподавания русского языка в 2-4 классах. Цель проверки: определить эффективность работы учителей 2-4 классов по формированию у учащихся навыка грамотного письма на уроках русского языка В соответствии с целью поверки была составлена программа наблюдения: 1.Изучить методы и приемы учителя по формированию грамотного письма на разных этапах урока. 2.Проследить, какое место на уроке отведено тренировочным упражнениям и творческой работе. 3.Выяснить, какова степень сложности тренировочных упражнений. 4.Обратить внимание, какие виды дидактических средств использует учитель для тренировочных упражнений (учебник, раздаточный материал, тетради на печатной основе и др.). 5.Обратить внимание, обучал ли учитель способам самоконтроля. Проверка включала: 1) посещение и анализ уроков в соответствии с программой наблюдений; 2) анализ выполнения учебной программы; 3) анализ школьной документации (классных журналов и тетрадей учащихся); 4) собеседования с учителями.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Справка
о состоянии преподавания

предмета русского языка в начальной школе

В январе 2020 года было проверено состояние преподавания предмета русский язык.
Цель: проверить качество преподавания предмета русского языка.
Для организации проверки состояние преподавания уроков русского языка
была проведена следующая работа:
1. Посещены уроки.
2. Проведены собеседования с учителями начальных классов.
3. Проверены классные электронные журналы в СГ

4.Проверены тетради учащихся (рабочие, контрольные и на печатной основе.)

Уроки русского языка в школе ведут следующие учителя:

* Учитель 3 б класса О.Н.- на длительном больничном. В 3 б классе ведет урок русского языка В.И.

Учителя работают по утвержденному календарно-тематическому
планированию в соответствии с учебным планом. Записи в электронном журнале в Сетевом Городе ведутся своевременно (темы уроков, домашние задания, отметки) . Накопляемость оценок соответствует норме.

1.Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. и др. Азбука . 1 кл. в 2-х ч.
2. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 1 кл.

1.Горецкий. Пpопись к Русской азбуке. № 1,2,3,4 (комплект)

У каждого ученика свой экземпляр учебника и рабочих тетрадей

Чуракова Н.А., Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Байкова Т.А. Русский язык. (2-я часть-Словарь)

Тетрадь для самостоятельных работ

Все учащиеся обеспечены бесплатными учебниками в соответствии со своим УМК. Расходный материал (все тетради) приобретен родителями.

Проверка тетрадей показала, что объемы классной работы и домашнего задания соответствуют норме. В конце каждой темы и в соответствии с календарно-тематическим планированием проводятся проверочные и контрольные работы (диктанты, списывания) и работы по развитию речи. Для этого есть специальные тетради. Для отработки и более глубокого усвоения знаний учителями после проверки прописывается работа над ошибками. Тетради учащихся в обложках, подписаны самими учениками (кроме учеников 1-х классов), промаркированы цветом. Тетради проверяются учителями своевременно и объективно.

Таблица посещенных уроков

Отдельно хочется отметить малоопытного специалиста Екатерину Анатольевну. Заметен ее профессиональный рост. Проведенный ею урок достоин похвалы и было рекомендовано опубликовать его на сайте. Некоторые недостатки в ходе урока есть ещё у молодой малоопытной учительницы Дарьи Максимовны. Рекомендовано продумывать организационные моменты урока и рационально использовать время на уроке. Посещать уроки коллег.

Нажмите, чтобы узнать подробности

При оценке учителя в ходе внутришкольного контроля учитываются:

- выполнение государственных программ в полном объёме (прохождение материала, проведение практических работ, контрольных работ, экскурсий и др.);

- уровень знаний, умений, навыков и развития учащихся;

- степень самостоятельности учащихся;

- владение учащимися общеучебными навыками, интеллектуальными умениями;

- дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения;

- совместная деятельность учителя и ученика;

- наличие положительного эмоционального микроклимата;

При оценке учителя в ходе внутришкольного контроля учитываются:

- выполнение государственных программ в полном объёме (прохождение материала, проведение практических работ, контрольных работ, экскурсий и др.);

- уровень знаний, умений, навыков и развития учащихся;

- степень самостоятельности учащихся;

- владение учащимися общеучебными навыками, интеллектуальными умениями;

- дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения;

- совместная деятельность учителя и ученика;

- наличие положительного эмоционального микроклимата и др.

в 201-/201- учебном году

ПРОГРАММА ДЕЙСТВИЙ:

Выполнение учебных программ;

Посещение и анализ уроков, беседы с учителями;

СРОКИ: с 21.12.201- по 24.12.201_ года.

КОМИССИЯ: Вододохова С.Н. – заместитель директора по УР;

Ревина О.А.– руководитель МО учителей начальных классов.

В ходе проверки были посещены уроки по данному предмету, изучены условия образовательного процесса, школьная документация.

Проверка ведения рабочих и контрольных тетрадей учащимися показала, что у каждого ученика 2-4 классов есть рабочая тетрадь, ведение и оформление которой осуществляется согласно требованиям Инструкции о порядке формирования культуры устной и письменной речи учащихся в учреждениях общего среднего образования.

Однако не все тетради соответствуют эстетике оформления тетрадей ( 4а класс -учитель Зельдина А.Л., 3-б классе- учитель Змушко А.И., 2в классе учитель Федорцова Т.Е.).

Проверка тетрадей для контрольных работ по русскому языку показала, что во 2-4 классах имеются тетради для контрольных работ, в каждом классе количество тетрадей соответствует составу класса. После проведения контрольной работы учителями начальных классов проводятся и проверяются работы над ошибками.

Рабочие и контрольные тетради проверяются учителями своевременно. Учителя объективно оценивают работы учащихся, соблюдается объем выполнения домашних и классных работ. Регулярно осуществляется самопроверка, самоконтроль и самооценка выполнения работ. Осуществляется дифференцированный подход. Проводится работа над ошибками. Но между тем отсутствует система работы над ошибками (4б классе - учитель Шкредова Т.А., 3а классе - учитель Ревина О.А., 2а классе – Старовойтова Г.А.).

Изучение условий организации образовательного процесса показало, что учителями начальных классов ведется целенаправленная работа по методическому, наглядно-дидактическому обеспечению процесса по русскому языку.

Учителями разработаны и накапливаются планы-конспектов по предмету, имеются учебно-методические пособия.

В результате изучения установлено, что учителями ведётся работа по подбору дидактического материала по изучаемым темам, имеются разноуровневые задания для поурочного, тематического и итогового контроля, отвечающие требованиям 10-балльной системы оценки результатов учебной деятельности учащихся, олимпиадные задания, методическая литература по предмету, методические разработки. Однако для осуществления более успешной работы по предмету требуется оснащения кабинетов техническими средствами обучения, компьютерными учебными программами.

Из выше изложенного можно сделать вывод, что для учителей начальных классов и самими учителями созданы условия для совершенствования и успешного преподавания данного предмета.

В ходе проверки изучено состояние преподавания и качество знаний учащихся по русскому языку во 2-4 классах в результате посещены уроки с последующим самоанализом и анализом.

Анализ посещенных уроков русского языка и проверка знаний и умений учащихся позволяют контролировать реализацию требований учебных программ.

На уроках учителей Змушко А.И. (3б), Ревиной О.А. (3а) активно используются содержательно-логические задания, игры, направленные на развитие познавательного интереса у детей.

Учителя начальных классов успешно используют игровые технологии, особенно во вторых классах.

На уроках учителей Зельдина А.Л. (4а кл.), Шкредова Т.А. (4б кл.) применяются различные формы организации деятельности учащихся и приемы, активизирующие учащихся для восприятия изучаемого материала: работа в парах, групповая работа, индивидуальные домашние задания.

Уроки русского языка учителей Анищенко Т.С.(4-а кл.), Романовской Е.В. (2в) отличаются четким определением целевых установок, тщательным подбором упражнений и заданий с постепенным наращиванием степени трудности, что является одним из условий создания ситуации успеха на уроке.

Всеми учителями используются методы и приёмы проблемного обучения. Следует отметить учителя не применяют методы и приёмы информационно-компьютерных технологий, при этом учителя начальных классов не имеют возможность проводить уроки русского языка в компьютерном классе, график посещения компьютерного класса не составлен.

Соединение теоретических знаний с практическими действиями (повторение теоретического материала, умение объяснять каждый шаг действия при выполнении практических заданий) четко прослеживается на уроках учителей Старовойтовой Г.А. (2а кл.), Шкредовой Т.а. (4-б кл.).

Учителя Саковцова Е.И. (2б кл.), Ревина О.А. (3а) широоко используют разноуровневый дидактический материал для организации дифференцированной работы с учащимися, с целью сохранения и укрепления здоровья учащихся используют здоровьесберегающие технологии.

Учителя Змушко А.И. (3б кл.) и Федорцова Т.Е. (3б кл.) на уроках русского языка методически грамотно организуют самостоятельную работу учащихся и рациональные способы ее проверки, уделяют должное внимание развитию познавательного интереса к предмету у учащихся.

Четко прослеживается система опроса в течение урока у учителей Зельдиной А.Л. (4а кл.), Змушко А.И. (3б) и др. При этом должное внимание уделяется развитию самооценки. Работа в данном направлении успешно ведётся, начиная с первого класса.

Уроки учителей начальных классов носят обучающий, развивающий и воспитывающий характер. Учителя владеют теоретическим материалом, знают и выполняют требования учебной программы к знаниям и умениям учащихся, стремятся реализовать их в своей практической деятельности. Основной формой обучения является комбинированный урок, в ходе которого все учителя соблюдают основные дидактические требования, выдерживают структурные элементы урока.

Из посещенных уроков, индивидуальных бесед с учителями и учащимися можно сделать вывод, что основные психологические и гигиенические требования к организации образовательного процесса выполняются. Но следует отметить, что недостаточно внимания на уроках уделяют работе с одарёнными учащимися, оставляя её на факультативные и индивидуальные занятия, что снижает творческую активность этой группы учащихся.

В целом во всех классах осуществляется работа на должном уровне по ликвидации пробелов в знаниях учащихся как в урочное время, так и во время поддерживающих занятий, при этом находят место рекомендации полученные по результатам контрольных работ, проведенных во 2-4 классах в декабре месяце.

-Роль уроков русского языка и литературного чтения в процессе повышения культуры устной и письменной речи учащихся;

-Пути и средства активизации словаря младших школьников;

-Совершенствование практических речевых навыков при обучении устному и письменному пересказу.

Для учащихся 3-4 классов проведена школьная олимпиада в декабре 2015 года. В ней приняло участие человек – 11 человек. Итоги олимпиады по русскому языку: 1 место - Борозна Елизавета, 4б класс (31,5б), 2 место – Шерстнёв Дмитрий, 4в класс (30б), 3 место - Кастрицкий Павел, 4б класс (27б) и Артёменко Виолетта, 4в класс (27б). Вручены дипломы для победителей школьной олимпиады.

Оценить 36012 0

по итогам проверки состояния преподавания

русского языка во 2-х классах

В период с 7 по 11 октября 2013-2014 учебного года по плану внутришкольного контроля была проведена административная проверка состояния преподавания русского языка во 2-х классах.

Цель: уровень владения методикой преподавания, отражение в журнале содержания тем. Содержание, характер, объём домашних заданий. Система оценивания знаний учащихся на уроке.

Посещение уроков во 2а классе (учитель Денисенко Ж.Н.) показало, что Жанна Николаевна тщательно готовится к урокам, продумывает подачу учебного материала. Решение образовательных задач соответствует требованиям программы по русскому языку для 2 класса начальной школы.

Отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока способствовали достижению образовательных целей урока, стимулировали познавательные интересы учащихся. А чтобы познавательный интерес стал мотивом познавательной деятельности учащихся, учитель ставила перед учениками посильные познавательные проблемы, для решения которых необходимо было выполнять определенные действия, провести анализ, сравнение, обобщение. На всех этапах урока использовалась компьютерная презентация, что позволило не только эффективно и полезно использовать время на уроке, но и прививать интерес к предмету.

Каждому ребенку на уроке было комфортно, каждый ребенок остался успешен в своем мнении. Возможности учебного кабинета использованы полностью. Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. Применение компьютерных технологий, создание проблемных ситуаций мотивирует учащихся к настрою в работе. Рефлексия учащихся дает осмысление своих действий и самооценку. Учитель умеет удержать внимание детей практически на всех этапах урока, используя методы игр, смену деятельности детей.

Посещённый урок во 2б классе (Приходько Н.С.) показал, что учитель умеет отбирать из суммы фактов главные, прививает обучающимся навыки понимания (методом логического рассуждения на основе самостоятельного и группового исследования) и запоминания основных положений курса, необходимых для дальнейшего продвижения вперед. На своих уроках Нина Сергеевна четко организовывает работу в парах сменного состава, что позволяет каждому ребенку более прочно усваивать материал, продуманы и эффективно используются дифференцированные задания. Однако, следует больше внимания уделять развитию монологической речи обучающихся, побуждать их к самооценке и самокоррекции. Учащиеся на уроке были достаточно активны и мотивированны. Цели в течение урока были достигнуты.

Урок имел форму познавательной и обобщающей фронтальной деятельности. Учитель особое место отводит игровым технологиям, направленным на развитие основных речевых умений. Владеет методикой опережающего обучения. Больше всего внимания уделяется развитию орфографической зоркости детей.

Посещение урока во 2в классе (Воронова А.С.) показало, что учитель умело использует наглядные материалы для усвоения понятий, использует доску (приготовленную заранее) для индивидуальной, самостоятельной и коллективной работы. Однако урок был построены на низком эмоциональном уровне, с трудом удерживалась активность и внимательность учащихся на протяжении всего урока и в недостаточном объёме использовались здоровьесберегающие технологии. Ученики не всегда правильно называют орфограммы, слабо знают правила. Работают на уроках малоактивно. Не прослеживается их заинтересованность происходящим на уроке.

Учителя 2-х классов владеют теорией и методикой преподавания русского языка, на уроках используют приемы формирования ОУУН.

Календарно-тематическое планирование по русскому языку составлено в соответствии с требованиями; УМК в наличии и соответствует федеральному перечню.

Учителя Денисенко Ж.Н. и Приходько Н.С. проводят уроки увлеченно, разнообразят формы и методы преподавания с учетом особенностей учащихся класса, развивают творческие способности школьников на основе активизации их деятельности.

Учитель 2в класса Воронова А.С. не уделяет достаточного внимания индивидуальной работе, дифференцированному подходу к обучению школьников.

Во 2б и 2в классах учителями Приходько Н.С. и Вороновой А.С. не комментируются оценки за работу учащихся на уроке.

Рекомендации:

Учителю Вороновой А.С. больше внимания следует уделять самостоятельным высказываниям обучающихся без опережающих наводящих вопросов, главным критерием качества урока считать не применение разных видов работ, а достижение цели урока, сформированность учебных компетенций обучающихся.

Учителю Приходько Н.С. развивать монологическую речь учащихся;

Младших школьников необходимо обучать умению ставить цель собственной деятельности. По завершению работы следует побуждать сравнивать полученный результат с эталоном. Развивать навык планирования своей работы, умение выбирать оптимальный алгоритм работы;

Учителям Приходько Н.С. и Вороновой А.С. комментировать оценки за работу учащихся на уроке.

Всем учителям 2-х классов рекомендовать разработать систему мер по повышению качества знаний по русскому языку, программу коррекции по ликвидации пробелов в знаниях обучающихся.

Читайте также: