Справка адаптация 5 кл по физкультуре в школе

Обновлено: 09.07.2024

Оценить 2873 0

Цель: изучить состояние преподавания физической культуры в период реализации требований ФГОС ООО.

Дата проверки: 02-12 декабря 2018 года

Проверяющий: заместитель директора по УВР Золтуева Марина Владимировна

Метод контроля: проверка документации, посещение уроков, общение с учителем.

В соответствии с планом внутришкольного контроля на 2018 – 2019 учебный год была проведена проверка качества преподавания физической культуры в 5 классе. Уроки физкультуры ведет Сусева Наталья Александровна, учитель первой квалификационной категории, общий стаж работы 8 лет, стаж работы по предмету 3 года.

В ходе проверки были изучены и проанализированы рабочие документы учителя: рабочие программы, тематическое планирование, поурочные планы по физической культуре, правильность заполнения журналов и система выставления оценок по предмету.

Преподавание физической культуры учитель осуществляет по Комплексной программе физического воспитания учащихся под ред. В.И. Ляха. Тематическое планирование включает в себя все необходимые разделы программы. Проверка журналов показала, что учитель физической культуры относится к выполнению своих должностных обязанностей в части контроля за соблюдением единых требований к оформлению и ведению журналов добросовестно.

При проведении проверки посещено 4 урока в 5 классе, на всех имелись в наличии поурочные планы. Посещенные уроки физической культуры показали, что основной целью на уроке является формирование у обучащихся здорового образа жизни посредством развития физических качеств, совершенствование навыков и умений, развитие интереса к самостоятельным занятиям.

Структура урока:

Вводная часть: задача организации учащихся, подготовка организма к предстоящей физической нагрузке и выполнению упражнений.

Основная часть: изучение нового, повторение пройденного материала, развитие двигательных качеств.

Заключительная часть: подведение итогов урока, домашнее задание.

Анализ уроков показал следующее:

Уроки построены методически грамотно. Все необходимые снаряды для выполнения разминки, упражнений хранятся в образцовом порядке. Соблюдаются гигиенические нормы урока.

Наталья Александровна строит урок в соответствии со всеми требованиями к уроку и его структуре, хорошо организуя учащихся. Каждый урок начинается с построения учащихся, озвучиваются задачи урока, каждая задача конкретно формулируется. В основной части изучается новый материал, выполняются упражнения на развитие физических качеств, играют в подвижные и спортивные игры (одно из лучших способов повышения мотивации на уроке, одно из важных средств физического воспитания). Знакомит с правилами игры и учит их играть по правилам. От учащихся не требуется специальной подготовки во время игр, она оценивает:

Знание правил игры и умение соблюдать их;

Умение согласованно действовать в игре;

Умение использовать в игровых ситуациях знакомые двигательные действия.

Использует в своей работе сюжетные игры и игры на развитие физических качеств:

Физическая нагрузка соответствует возрасту. Учитель регулирует её на протяжении всего занятия, чередует работу и отдых. Использует индивидуальный подход. Одним из критериев методической грамотности учителя физкультуры является моторная плотность урока. Каждый урок физической культуры проходит в оптимальном темпе, является последовательным продолжением предыдущих занятий и в то же время имеет свою целостность и законченность. По своему содержанию соответствует определенному составу учащихся в отношении возраста, пола, физического развития и физической подготовленности. На лицо сочетание видов учебной работы, которое обеспечивает стабильную учебно-познавательную атмосферу в классе: использование субъектного опыта ученика, проблемных ситуаций, рефлексия по итогам деятельности, возрастающая сложность учебных заданий. Контроль и коррекционная работа осуществлялась на всех этапах урока, часть контрольных функций передана ученикам (самооценка, взаимооценка). В своей практической деятельности Наталья Александровна применяет педагогические технологии личностно-ориентированного обучения и индивидуального развития учащихся, обеспечивает соблюдение здоровьесберегающих принципов обучения. На уроке царит атмосфера доброжелательности. Но не у всех детей сформирован осознанный интерес к занятиям физической культурой. В течение всех уроков учитель работает над формированием личностных, регулятивных, коммуникативных и предметных УУД.

Образовательный процесс по предмету организован с учетом требований ФГОС ООО.

Структура уроков выдержана, с использованием разных форм проведения.

Учитель перед каждой новой темой проводят инструктажи по технике безопасности, регулируют нагрузку, моторная плотность урока высокая .

Используемые учителем методы работы эффективны для формирования у обучащихся здорового образа жизни посредством развития физических качеств.

Рекомендации:

Продолжить работу по формированию навыков строевой подготовки.

Требовать от учащихся четкого коментирования упражнений при проведении разминки

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: учёт индивидуальных особенностей и личностных качеств обучающихся школьников в период адаптации к условиям обучения в среднем звене на уроках физической культуры, сформированность учебных навыков, условия нормализации учебной нагрузки обучающихся.

Сроки: октябрь

В 2017-2018учебном году в школе сформированы два 5-х класса. Обучение ведется в условиях обновленного содержания обучения.

Учитель Калижаров Р. Б. (учитель без квалификационной категории).

Особенностью физической культуры как учебного предмета является ее деятельностный характер. Задача формирования представлений о физической культуре не является самоцелью, а знания, которые приобретает школьник, выступают средством развития его физической деятельности, овладения физической культурой как частью общей культуры человека. Процесс обучения структурируется в зависимости от этапа, целей, ставящихся на каждом из этапов обучения, и может быть связан с освоением того или иного способа физической деятельности, овладением физическим упражнением, развитием физических качеств и т.п.

Две главные фигуры на уроке – учитель и ученик. Их общение на уроке, во внеклассной работе, на досуге становятся важным условием эффективности учебно-воспитательного процесса, средством формирования личности школьника. Основываясь на аксиоме что отношения между учеником и учителем – фундамент всех общественных формаций, созданных людьми за долгие годы можно прийти к выводу, что ученика и учителя не связывают другие стороны жизни, кроме обучения, поэтому они не слишком много знают друг о друге. Их союз приносит только психологическое удовлетворение и исключает близкий контакт. Встречи учителя и ученика обычно ограничены во времени и продолжаются в течение определенного периода.

В 5 Б классе 6 учащихся, из них 3 девочки и 3 мальчика . Взаимоотношения детей на уроке дружелюбные. Учащиеся друг друга поддерживают и помогают.

Урок физической культуры состоит в основном из трех частей разминка, в ходе которой учителем даются общеразвивающие упражнения, учитывающие физическую подготовку пятиклассников. В основной части урока учитель вместе с детьми закрепляет умения детей. Дети сдают зачет или отрабатывают приобретенные умения. В заключении урока учащиеся играют в пионербол или другие игры.

При проведении занятий учитываются возрастные особенности учащихся 5 класса

В период с 09.09.2012. по 09.11.2012. проводился классно-обобщающий контроль в 5а,5б классах.

Цели данного контроля:

Соблюдение правила преемственности в обучении, воспитании и развитии – одно из важнейших составляющих систематичности и последовательности в обучении и единства педагогического воздействия в воспитании обучающихся.

Несоблюдение правила преемственности при переходе учащихся с одной ступени обучения на другую может неблагополучно отразиться на прохождении периода адаптации ребенка в новых условиях, что в свою очередь может привести к ухудшению здоровья ученика.

Главная цель педагогического совета по преемственности – выработка линии поведения классных руководителей, учителей-предметников;

  1. создание системы общих взглядов на использование правила преемственности в ОУ;
  2. выработка единых требований, форм и методов работы с детьми, индивидуального подхода к ученикам и классу в целом;
  3. привлечения внимания к проблеме сохранения здоровья всех участников процесса;
  4. обсуждение основных проблем, возникающих в работе с учащимися 5-х классов;
  5. определение основных направлений совместной работы педагогического коллектива, родительской общественности, ученического коллектива по оптимизации образовательного процесса в 5-х классах.

В 5х классах обучается 35 учащихся. 5а -20 уч-ся, 5б – 15уч-ся

5а – ушло 2 хорошистов: Михайлова Настя в сош №1, Данилов - в Улан- Удэ.

5б - ушло 3 ученика в сош №1 : Барашкин Коля, Захарова Вика, Рандин

По образовательному уровню родителей

В указанный период администрацией школы проделана

1. Посещены уроки

2. Проверены дневники учащихся, рабочие тетради по русскому языку и математике.

3. Велось наблюдение за успеваемостью учащихся в течение первой четверти текущего учебного года по предметам и сравнение результатов с годовыми за 4 класс.

4.Проведено анкетирование среди учащихся по обучению.

В ходе классно-обобщающего контроля удалось проанализировать качество урока, воспитательный мероприятий, оценить роль учителя и классного руководителя в процессе адаптации учащихся.

Положительное в работе по соблюдению преемственности :

  1. Соблюдают линию преемственности в содержании образования (полнота в соответствии с учебной программой, научность, связь с жизнью, доступность, систематичность и последовательность).
  2. Решают образовательные задачи:

- формируют основные понятия;

- вырабатывают специальные умения и навыки по предмету.

3. Воспитывают НОТ учащихся, включают комплексные воспитательные задачи.

4. Обеспечивают физическое развитие, воспитывают специальные трудовые навыки (на уроках технологии и физкультуры).

5. Создают благоприятные условия обучения, соблюдая санитарно-гигиенический режим.

6. Классные руководители 5а и 5Б кл. продолжает работу по развитию коллектива учащихся., что позволяет говорить о соблюдении принципов преемственности в воспитательной работе и положительной адаптации пятиклассников, что направлено на дальнейшее развитие личности.

Наблюдения за учащимися в процессе работы на уроке показали следующее:

  1. Положительную адекватную реакцию на требования учителя – предметника.
  2. Умение работать в режиме развития (учащиеся оперируют терминами ЗУН, знают активные формы , владеют навыками самоконтроля 5 а кл.), умеют работать в группе.
  3. Понимание дисциплины.

5 а класс –достаточно дисциплинирован, умеют организовать самостоятельно свою учебную деятельность, положительно реагируют на замечания, устраняют недостатки.

В классе отношения доброжелательные.

В 5 б классе требуется постоянный контроль со стороны учителя. Нет навыков самоконтроля, умения организовать самостоятельно организацию учебной деятельности. Друг с другом спорят, обзываются, иногда дерутся(Овчинников Саша, Пузаков Артем). Попуски без уважительной причины Шергин Артем. Кл.рук. работает по всеобучу постоянно.

Наряду с положительным отмечаются недостатки в работе, тормозящие развитие, ведущие к обоюдной неудовлетворенности результатами своей деятельности как учителя, так и ученика:

  1. недостаточно эффективное использование ИКТ в образовательном процессе;

- недостаточная работа над техникой чтения на всех уроках; плохо

читающие дети (5б кл) имеют низкое качество знаний;

  1. недостаточно применяются методы, активизирующие мыслительную деятельность учащихся.

Навыки учебного труда .

1.Умеют составлять план учебной работы с учетом трудоемкости предмета в 5а , в 5б затрудняются . Тетради и дневники имеются по всем предметам. В 5а классе умеют подписывать тетради. (Забелкин Саша –замечания.)5 б класс- имеют тетради, но постоянно их забывают: Кравцов Сергей, Шергин Ар.тем

Справка о результатах адаптации пятиклассников к новым условиям обучения

Ответственный: педагог-психолог Медведева А.Д. Цель психодиагностического исследования: изучение степени и особенностей приспособления, обучающихся к новым социально-педагогическим условиям обучения, выявление актуальных трудностей и причин дезадаптации учащихся. Задачи исследования: 1. Изучение школьной мотивации и познавательной активности детей. 2. Изучение актуального психоэмоционального состояния и комфортности обучения. 3. Подготовка рекомендаций для учителей и родителей по созданию оптимальных социально-педагогических условий для успешного обучения и адаптации пятиклассников.

о результатах адаптации

к новым условиям обучения

Дата проведения : сентябрь-октябрь 2018 год.

Количество респондентов:

Всего: 30 учащихся

Ответственный: педагог-психолог Медведева А.Д.

Цель психодиагностического исследования: изучение степени и особенностей приспособления, обучающихся к новым социально-педагогическим условиям обучения, выявление актуальных трудностей и причин дезадаптации учащихся.

Задачи исследования:

1. Изучение школьной мотивации и познавательной активности детей.

2. Изучение актуального психоэмоционального состояния и комфортности обучения.

3. Подготовка рекомендаций для учителей и родителей по созданию оптимальных социально-педагогических условий для успешного обучения и адаптации пятиклассников.

Исходя из перечисленных особенностей адаптационного периода, целью диагностического минимума в параллели 5-х классов является получение необходимой информации о социально-психологическом статусе школьников для преодоления трудностей периода адаптации к средней школе.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

· Организовать и провести психологическое обследование пятиклассников (учебная мотивация, уровень самооценки, эмоциональное самочувствие, социометрический статус);

· Выявить школьников, испытывающих трудности в адаптации, и определить характер и причину трудностей в каждом случае;

· Определить пути оказания помощи школьникам, испытывающим трудности в процессе адаптации.

В ходе обследования были применены следующие диагностические методики:

- Анкетирование детей в форме свободных вопросов.

- Изучение школьной мотивации (модифицированный вариант методики Лускановой);

- Методика изучения удовлетворенности обучающихся школьной жизнью А.А. Андреева;

- Тест школьной тревожности Филлипса;

- Наблюдение за детьми на уроках и на переменах;

- Проведение тренинговых занятий;

- Беседы с учителями-предметниками;

Количественные и качественные данные, полученные в ходе обработки психодиагностики

и психолого-педагогические рекомендации:

1. Школьная мотивация и познавательная активность.

Обучающимся предлагалось ответить на 10 вопросов анкеты Н.Г. Лускановой, выбирая из предлагаемых вариантов наиболее соответствующий им.

Первые четыре вопроса показывают эмоциональное отношение ребенка к школе. Выбор третьего варианта ответа может свидетельствовать о высокой тревожности, а выбор второго о психологической защите, о скрытом неблагополучии в отношении к школе.

1. Как ты чувствуешь себя о школе?

Мне в школе нравится

Не очень нравится

2. С каким настроением ты обычно идешь в школу?

Чаще хочется остаться дома

3. Если бы сказали, что завтра в школу не надо приходить всем ученикам, как бы ты поступил?

Пошел бы в школу

Остался бы дома

4. Как ты относишься к тому, что у вас отменяют уроки?

Не нравится, когда отменяют уроки

Нравится, когда отменяют уроки

5. Как ты относишься к домашним заданиям?

Я хотел бы, чтобы д/з были

Чтобы домашних заданий не было.

6. Хотел бы ты, чтобы в школе были одни перемены?

Нет, не хотел бы

7. Рассказываешь ли ты о своих школьных делах родителям?

8. Как ты относишься к своему классному руководителю?

Мне нравится наш кл. руководитель

Хотел бы, чтобы был другой кл. руководитель

9. Много ли, у тебя друзей в классе?

10. Тебе нравятся твои одноклассники?

2. Для дифференцирования детей по уровню школьной мотивации служит система бальных оценок:

Ответ положительный и нейтральный, свидетельствует о его положительном отношении к школе и предпочтении им, учебных ситуаций; Ответ под номером 3, свидетельствует об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации.

I. – очень высокий уровень

12 % (Бабочкин Павел, Грищенко Виктория)

II. – высокий уровень

III. – (средний) уровень

25% (Самойлов Иван, Медведева Дарья, Рыжова Александра, Маслов Антон)

IV. – сниженный уровень

V. – низкий уровень

I. – очень высокий уровень

II. – высокий уровень

III. – (средний) уровень

IV. – сниженный уровень

V. – низкий уровень

По результатам исследования было установлено 3 уровня школьной мотивации, по которым распределились учащиеся 5-х классов, что отражено в таблице:

1. Грищенко Виктория

2. Корчагина Виктория

3. Кузнецов Кирилл

4. Кочетков Матвей

1. Зимина Александра

2. Эстоева Пятимат

3. Сайдаева Раяна

4. Сурова Ксения

1. Бабочкин Павел

2. Бедяева Полина

3. Кириллов Олег

4. Никитин Игорь

5. Медведева Дарья

6. Прохорова Елена

7. Рыжова Александра

8. Юнушева Алина

1. Аджибеков Александр

2. Лаптева Анастасия

3. Мордасов Кирилл

4. Осина Анастасия

3. Самойлов Иван

4. Чернышева Татьяна

1. Кокарев Кирилл

2. Костин Василий

3. Матюшин Матвей

5. Султыгова Хава

Первый уровень мотивации , как видим из таблицы, имеют 8 человек (5а,б) - 27% . У этих детей положительное отношение к школе, есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Как правило, эти учащиеся легко усваивают учебный материал, внимательно слушают указания учителя, выполняют поручения без внешнего контроля, переживают, если получают неудовлетворительные оценки.

Второй уровень - хорошая школьная мотивация, наблюдается у 13 учащихся (5а,б) – 43%. При средних показателях школьной мотивации ребенок положительно относится к школе; понимает учебный материал; усваивает основное в программе; самостоятельно решает типовые задачи; внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний, но требует контроля. Сосредоточен по интересу, готовится к урокам, поручения выполняет. Дружит со многими детьми в классе.

Учащиеся, показавшие развитие школьной мотивации третьего уровня, 9 человек (5а,б), что составляет 30%, имеют положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.

Рекомендации : Учитывая, что собственно познавательные мотивы в основном формируются в младшем школьном возрасте, рассчитывать на то, что они будут сформированы позже, довольно сложно. Поэтому с учащимися, показавшими пониженный уровень познавательной активности и учебной мотивации, рекомендуется вести работу по нахождению личностных смыслов учения, по переосмыслению уже имеющейся в наличии ситуации. Для повышения и поддержания учебной мотивации и устойчиво-положительного отношения к школе, учителям и родителям нужно учитывать и воздействовать на те составляющие, от которых в большой степени зависит учебная мотивация, а именно:

· Интерес к информации, который лежит в основе познавательной активности;

· Уверенность в себе;

· Направленность на достижения успеха и вера в возможность положительного результат своей деятельности;

· Интерес к людям, организующим процесс обучения или участвующим в нем;

· Потребность и возможность в самовыражении,

· Принятие и одобрение значимыми людьми;

· Актуализация творческой позиции;

· Осознание значимости происходящего для себя и других;

· Потребность в социальном признании;

· Наличие положительного опыта и отсутствие состояния тревожности и страха;

· Ценность образования в рейтинге жизненных ценностей (особенно в семье);

Поскольку негативное отношение к школе и обучению часто формируется по причине неадекватных педагогических и/или родительских ожиданий и связанных с ними негативных оценок личности ребенка, взрослым рекомендуется проанализировать свои педагогические установки. Если негативное отношение к школе связано с нарушениями в межличностных отношениях с одноклассниками, то необходимо развивать у детей навыки общения и разрешения конфликтных ситуаций. В качестве рекомендаций для педагогов и родителей по формированию и поддержке учебной мотивации у детей можно применить составленную мною памятку "Формирование и поддержка учебной мотивации детей" (Приложение 1).

3. Рейтинг предметов.

Твой любимый предмет:

1. Математика – 56% - 9ч.

1.Биология – 67% - 11ч.

2. Немецкий язык – 44% - 7ч.

3. Физическая культура – 44%-7ч.

3.Математика – 57% - 8ч.

4. Биология – 25% - 4ч.

4.География – 57% - 8ч.

5. Немецкий язык – 50% - 7ч

6. Литература – 50% - 7ч.

8. Английский язык – 28% -4ч

Причины, характеризующие отношение к предмету (5А, Б классы – 30ч.):

- Данный предмет интересен –57%

- Предмет занимательный – 57%

- Учитель интересно объясняет – 50%

- Нравится, как преподает учитель – 43%

- Предмет нужен для будущей работы – 40%

Нелюбимый предмет:

1. Английский язык – 38% - 6ч.

1. Английский язык – 50% -7ч

2. История – 31% - 5ч.

2.История – 43% - 6ч.

3. Физическая культура 25% -4ч.

Литература– 25% -4ч.

3.Математика – 21% - 3ч.

4. География – 19 % - 3ч.

7. География – 14% - 2ч.

Причины, характеризующие отношение к предмету (5А, Б классы – 30ч.):

- Предмет трудно усваивается – 100%

4. Социометрический статус

Классы еще не сформировались, как устойчивые коллективы, так как были сформированы из двух 4-х классов, которые впоследствии разделили на лингвистический и общеобразовательный класс. Лидеров и противоборствующих группировок в классах нет, но есть отвергаемые: 5а класс – Маслов Антон, Рыжова Александра; 5б класс – Кокарев Кирилл, Сайдаева Раяна. Матюшин Матвей – изолированный.

В классы влилось четверо новых учеников. На данный момент у всех четверых адаптация проходит успешно.

5. Психоэмоциональное состояние учащихся 5-х классов.

Учащимся предлагалось ответить на 58 вопросов теста школьной тревожности Филипса.

Эта методика поможет определить уровень и характер тревожности у детей младшего и среднего школьного возраста.

Школьная тревожность – это самое широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого школьного эмоционального неблагополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения.

Показатели тревожности

Фрустрация потребности в достижении успеха

Страх ситуации проверки знаний

Страх несоответствия ожиданиям

Низкая сопротивляемость стрессу

Проблемы в отношениях с учителями

Показатели тревожности

Фрустрация потребности в достижении успеха

Страх ситуации проверки знаний

Страх несоответствия ожиданиям

Низкая сопротивляемость стрессу

Проблемы в отношениях с учителями

Показатели тревожности.

Наличие тревожности свидетельствует о сложностях адаптации, а очень высокий её уровень является показателем дезадаптации ребенка. Тревожность - форма психоэмоционального неблагополучия, которая свидетельствует о наличии стрессового состояния у человека. Об этом должны знать учителя и все делать для снятия тревожности, так как от этого зависит адаптация обучающегося к социальной среде.

Было проанализировано психоэмоциональное состояние пятиклассников как по общей тревожности в школе, так и по частным видам проявления школьной тревожности.

Обобщая полученные данные можно сказать, что наибольшую тревогу у пятиклассников вызывают:

1. Фрустрация потребности в достижении успеха - 8 человек (27%) Самойлов Иван, Медведева Дарья, Маслов Антон, Орлов Даниил, - неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.

5. Страх ситуации проверки знаний(100%) - негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей.

Эти ребята составляют "группу риска" по неблагополучному психоэмоциональному состоянию.

Рекомендации: для данной группы детей необходимо создавать условия, при которых они будут иметь возможность реализовывать свои потребности в успехе, признании, самовыражении. Рекомендуются занятия на повышение самооценки и уверенности в себе, развитие мотивации достижения, снижение тревожности. Так как эмоционально негативное состояния тревожности сопровождается мышечным напряжением, учителям необходимо уделять время на уроке и вне его для того, чтобы учащиеся могли снять мышечное напряжение. С этой целью хорошо использовать упражнение на релаксацию мышц. Необходимо продолжить применение на уроках динамических пауз и физкультминуток.

Для улучшения эмоционального отношения к школе и внутреннего состояния учащихся необходимо предъявлять к детям адекватные требования, такие, которые учащиеся в состоянии выполнить без перенапряжения.

Особое внимание нужно уделить формированию правильного отношения детей к ошибкам, умению использовать их для лучшего понимания материала. Это важно потому, что именно "ориентированность на ошибку", которая нередко подкрепляется неправильным отношением взрослых к ошибкам как к недопустимому наказуемому явлению, - одна из основных форм школьной тревожности. Помощь педагогов детям должна быть направлена на укрепление их уверенности в себе, выработку собственных критериев успешности, умения вести себя в трудных ситуациях, ситуациях неуспеха. Необходимо помочь детям выработать индивидуальные модели поведения в значимых, оцениваемых ситуациях. Если есть возможность, следует подготовить детей к новым ситуациям, обсудить возможные трудности, обучить конструктивным способам поведения в них.

Более полные рекомендации педагогам и родителям "Как помочь ребенку преодолеть

Читайте также: