Спортивные игры в школе польза

Обновлено: 05.07.2024

Лекция №2. Место и значение спортивных игр

Лекция № 2

Место и значение спортивных игр в системе физического воспитания.

  1. Спортивные игры в системе физического воспитания.
  2. Значение занятий спортивными играми.
  3. Возникновение спортивных игр
  4. Характеристика спортивных игр, их специфические признаки.
  5. Спортивные игры как средство физического воспитания.
  6. Классификация спортивных игр.

Вопрос по лекции №1:

Объяснение для, студентов-какие виды двигательной деятельности можно отнести к спортивным играм:

Может интеллектуальная игра стать спортивной? Да!

Может ли подвижная игра стать спортивной? Да!

Пляжный волейбол-средство активного отдыха – олимпийский вид спорта

Может ли спортивная игра стать подвижной? Да!

например: гандбол 11х11, как спортивная игра, прекратил существование, а как игровая форма физических упражнений (двигательной активности) продолжает использоваться в оздоровительных занятиях

1.Спортивные игры в системе физического воспитания

В нашей стране большую популярность уже в первые годы Советской власти с/и, и в частности баскетбол, были включены в программу подготовки бойцов Красной Армии в организации Всевобуча, а несколько позже – и в программу общеобразовательных школ. После окончания гражданской войны разнообразие с/и превратились в массовые виды спорта и стали отличаться средним привлечением трудящихся к регулярным занятиям культурой и спортом. Через секции и ДЮСШ к с/и потянулась учащаяся молодежь. Так как с/и были включены в нормативы всесоюзного комплекса ГТО. Наибольшее количество успехов представители игровых видов спорта начали добиваться в 50-х годах и стали постоянно участниками международных соревнованиях. С/и занимают ведущее место в ФВ. Они способствуют полноценному решению задач всестороннего массового воспитания. С помощью с/и, выполняющих роль важнейшего средства и метода ФВ, успешно реализуются воспитательно-образовательные, оздоровительно-гигиенические, пропагандистические задачи. Обучение с/и позволяет значительно расширять двигательные возможности занимающихся, воспитывать у них ловкость, совершенствовать жизненно важные двигательные навыки. С/и это незаменимое средство Общей физической подготовки. Разнообразие игровых действии, их соревновательный характер обеспечивают полноценное физическое развитие, и способствует достижению разносторонней физической подготовленности занимающихся. Тренировки и соревнования по с/и, где необходимо преодолеть сопротивление соперника, совершенствуют способность к инициативным действиям. Коллективный характер развивает такие ценные морально-волевые качества, как умение подчинить личные интересы коллективу, взаимопомощь, уважение к партнерам и сопернику, чувство ответственности. Оздоровительно-гигиенические задачи. с/и отличаются прерывисто-переменным характером, и в cвязи с этим способны сами регулировать степень своей активности, это создает благоприятные предпосылки ССС и дыхательную системы и повышает их работоспособность. Тренировки и соревнования проходят в различных погодных условиях, что дает закаливающее для восстановления деятельности органов и оказывает положительное влияние на влияние природных факторов укрепления здоровья.

Спортивные игры традиционно популярны среди всех категорий населения страны благодаря разносто­роннему воздействию на организм человека, в том числе эмоциональному. Поэтому они служат эффек­тивным средством физического воспитания в широ­ком возрастном диапазоне.

Практически во всех образовательных учреждени­ях спортивные игры включены в учебные програм­мы. Они широко практикуются во внеклассной и вне­школьной работе, используются в учреждениях выс­шего и среднего профессионального образования, в подготовке спортсменов. На основе спортивных игр сформировались игровые виды спорта, занимающие достойное место среди других видов на всех уровнях, включая Олимпийские игры.

В структуре высшего образования в сфере физи­ческой культуры и спорта спортивные игры входят в цикл базовых физкультурно-спортивных дисциплин в соответствии с государственными образовательны­ми стандартами, учебными планами и программами.

2.Значение занятий спортивными играми.

Спортивные игры имеют большое оздоровительное значение благодаря разнообразным естественным движениям, широкой возможности проведения их на свежем воздухе. Они способствуют креплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ, деятельности всех органов и систем организма человека и служат полезным средством активного отдыха, особенно для лиц, занятых умственной деятельностью. Правильно организованные занятия с детьми содействуют формированию растущего организма, гармоническому развитию; занятии со взрослыми— пй, сохранению здоровья и трудоспособности.
Спортивные игры имеют и большое образовательно-воспитательное значение. Они отличаются быстрыми, разнообразными действиями участников. Обстановка, в которой происходят эти действия, постоянно изменяется, что требует от игроков быстрых, самостоятельных решений. Им часто приходится варьировать скоростью, направлением и интенсивностью передвижения, использовать двигательные навыки в различных связках и сочетаниях. Спортивные игры являются хорошим средством развития у занимающихся быстроты, ловкости, выносливости, ориентировки, самостоятельности, инициативности и творческой активности.
Действуя быстро в условиях неожиданно изменяющейся обстановки, игрок должен видеть расположение своих партнеров и противников, наблюдать за движением мяча, шайбы, хорошо ориентироваться в отношении ворот, корзины, сетки. Все это требует умении концентрировать внимание, правильно распределять и быстро переключать его. Хорошо организованные занятия спортивными играми и соревнования способствуют воспитанию таких положительных черт, как умение подчинять личные интересы воле коллектива, уважение противника, смелость, решительность, сознательная дисциплина, ответственность перед командой, трудолюбие и др. Не менее велико и агитационное значение спортивных игр. Хорошо организованные соревнования по спортивным играм являются действенным средством пропаганды спорта. На развитие спортивных игр большое влияние оказывает качество подготовки преподавателей, тренеров и особенно учителей, так как основы спортивных игр закладываются на уроках физической культуры и во время внеклассной работы по спортивным играм в школе.

3.Возникновение спортивных игр

Как люди пришли к тому, чтобы состязаться между собой, выявляя сильнейшего и, вообще, для чего это было необходимо? Попробуем немного разобраться во всех этих вопросах.
Если обратиться к многочисленным источникам, то можно выявить, что спорт зародился многие тысячелетия назад и какой-то конкретной родины спорта невозможно проследить. Можно предположить, что он зародился с появлением общины у людей, с началом охоты и с появлением у них какой-то логики. А точнее с появлением религии.Начало спорта: в свободное от охоты, собирательства, рыбалки и других занятий время древние люди исполняли различные танцы и проводили многочисленные обряды, дабы задобрить своих богов. Сначала люди делали это по необходимости, а позднее уже для собственного удовольствия.
С другой стороны можно предположить, что начало спорта пришло с осмыслением того, что кровопролитных войн можно избежать простым состязанием. Вспомните, ведь в древности на время олимпиады прекращались все, какие либо попытки пролить кровь.
Большое значение в развитии зачаточного спорта было появление мяча. Это был своего рода взрыв, который поменял не все, но многое. До сих пор самые массовые виды спорта, так или иначе, связаны с мячом– футбол, теннис, баскетбол, волейбол, регби и др. Мячу поклонялись как идолу (шар считался самой совершенной формой), он олицетворял собой солнце. Также известно из древней истории, что одним из первых “мячей” были головы неприятелей. Мяч стал основной забавой в мирное время.

4. Характеристика спортивных игр, их специфические признаки

Спортивные игры сформировались на основе игровой деятель­ности, присущей человеку. Игра занимает большое место в жизни человека. В детском возрасте игра - основной вид деятельности, средство подготовки к жизни, к труду, эффективное средство физи­ческого воспитания. Игры, связанные со спортом, базирующиеся на соревновании, выделились в отдельную группу - спортивные игры, или игровые виды спорта.
Особенности спортивных игр определяются спецификой сорев­новательной деятельности, которая и отличает их от других видов спорта.

Следовательно, воспитание коллективизма, способности жерт­вовать собственными интересами ради командной победы, жела­ние видеть и понимать коллективный интерес в каждый данный момент состязания есть одна из важнейших задач процесса подго­товки в командных играх. Практика показывает, что сами условия командной состязательной деятельности способствуют воспитанию данной установки через воздействие коллектива на участников игры. Часто такое воздействие бывает весьма жестким, сильным, действен­ным, что способствует развитию у человека соответствующих лич­ностных качеств.
В связи с этим командные игры являются действенным средством воспитания, естественно, при соответствующей деятельности трене­ров, воспитателей, педагогов и др.
Сложный характер соревновательной игровой деятельности соз­дает постоянно изменяющиеся условия, вызывает необходимость оценки ситуации и выбора действий, как правило, при ограничен­ном времени. Важным фактором является наличие у спортсмена ши­рокого арсенала технико-тактических действий, который бы давал возможность оптимизировать стратегии, обеспечивающие эффек­тивность действий команды по достижению результата в условиях конфликтных ситуаций.
Важная особенность спортивных игр состоит в большом коли­честве соревновательных действий - приемов игры. Необходимо выполнять эти приемы многократно в процессе соревновательной деятельности (в одной встрече, серии встреч) для достижения спортивного результата (выигрыша встречи, соревнования) - отсю­да требование надежности, стабильности навыков и т.д.

В командных играх соревновательную деятельность ведут не­сколько спортсменов и многое зависит от согласованности их дей­ствий, от форм организации действий спортсменов в процессе со­ревновательной деятельности с целью достижения победы над со­перником.
Особенностью спортивных игр является и ступенчатый характер достижения спортивного результата. В видах спорта с единичными соревновательными действиями (например, прыжки, метания) оп­тимальное сочетание двух факторов - двигательного потенциала и рациональной техники (в принципе даже при однократной попыт­ке) приводит к фиксации спортивного результата (высота прыжка,

5.Спортивные игры как средство физического воспитания

Спортивные игры можно с уверенностью назвать универсаль­ным средством физического воспитания всех категорий населения -от детей дошкольного возраста до пенсионеров. С их помощью достигается цель - формирование основ физической и духовной культуры личности, повышение ресурсов здоровья как системы цен­ностей, активно и долгосрочно реализуемых в здоровом стиле жиз­ни. Велика роль спортивных игр в решении задач физического вос­питания в широком возрастном диапазоне, таких, как формировани е
осознанной потребности в освоении ценностей здоровья, физи­ческой культуры и спорта; физическое совершенствование и укреп­ление здоровья как условия обеспечения и достижения высокого уровня профессионализма в социально значимых видах деятельно­сти; природосообразное и индивидуально приемлемое развитие фи­зического потенциала, обеспечивающего достижение необходимо­го и достаточного уровня физических качеств, системы двигатель­ных умений и навыков; физкультурное общее образование, направ­ленное на освоение интеллектуальных, технологических, нравствен­ных и эстетических ценностей физической культуры; актуализация знаний на уровне навыков проведения самостоятельных занятий и умений приобщать к ним друг.

Спортивные игры широко представлены в физическом воспи­тании в учреждениях общего и профессионального образования. В учебной работе это баскетбол, волейбол, гандбол, футбол; во вне­классной физкультурно-спортивной и оздоровительной работе, кроме названных, культивируются настольный теннис, бадминтон, хоккей, теннис и др.

В системе дополнительного образования спортивные игры пред­ставлены достаточно широко: в детско-юношеских спортивных школах, специализированных детско-юношеских школах олимпий­ского резерва, детско-юношеских клубах физической подготовки, различных оздоровительных клубах, на физкультурно-спортивных занятиях в местах отдыха и т.п.


Спорт и физическое развитие ребенка

Уже ни для кого не секрет, что упражнения полезны для здоровья и поддерживают ум и тело в тонусе с юного до пожилого возраста. Тем более печально, что в период полового созревания, когда нагрузки во многих отношениях полезны, многие подростки сокращают занятия спортом или полностью бросают. Учеба, безусловно, требует больше времени, но учиться обычно труднее без физической активности.

физическая активность дети

Движение особенно важно для детей

С самого начала нужно знать, что двигательные навыки могут привести к большему успеху в школе. Было замечено, что развитие моторики влияет также на когнитивные функции, такие как интеллект.

Но это заявление проясняет, что, хотя поощрение физической активности может иметь положительное влияние на школьное обучение – многие исследования по этой теме предполагают эту связь, – прямая причинно-следственная связь еще не была научно доказана. Например, можно объяснить, что дети с ограниченной подвижностью или физическими недостатками могут иметь высокий уровень интеллекта и что люди со специальными спортивными способностями не обязательно должны быть особенно умными.

физическая активность дети

Движение является частью нормального развития человека, и это знание также является отправной точкой для интерпретации научных исследований, изучающих связь между активностью и обучением. Очевидно, что важно, чтобы дети находили достаточно возможностей испытать свой мир в действии, то есть посредством движений. Чем старше человек становится, тем больше он взаимодействует со своим окружением. Но как именно растущему ребенку могут быть полезны регулярные упражнения и занятия спортом в школе?

Движение закладывает основы школьного обучения

Обязательно нужно знать о важности поощрения ранней физической активности. Информация об этом поможет родителям лучше оценить любые трудности, с которыми может столкнуться их растущий ребенок.

физическая физическая активность дети

Играя с разными предметами, дети узнают разные формы.

Двигаясь в пространстве, дети получают опыт, который впоследствии облегчает их пространственное воображение, например, в абстрактных арифметических операциях.

Движения способствуют развитию чувства скорости, времени и ритма. Непрерывные последовательности, например, из букв, слов или цифр, будут лучше поняты.

Кинестетическое восприятие (положение, движение и изменение пространства) и чувство равновесия тренируются посредством движения. Эти два менее известных чувства отвечают за то, чтобы ребенок мог выполнять контролируемые и скоординированные движения (например, легко писать), а также за способность сидеть на месте.

физическая активность дети

Например, если чувство равновесия развито недостаточно, у ребенка обычно слабое мышечное напряжение, он быстро устает, ему также трудно сидеть прямо. Если детям нужно много энергии для решения таких физических задач, возможно, им не хватает сил, чтобы дополнительно сконцентрироваться на своих учебных требованиях.

Чтение, письмо и арифметика – это сложные процессы, в которых ребенок должен отточить как умственные, так и многие моторные навыки. Чем больше опыта движения, тем больше вероятность того, что этот процесс увенчается успехом и что он также упростит обучение для детей старшего возраста и подростков. Кроме того, регулярные упражнения и спорт дают ряд других преимуществ, особенно для старшеклассников, которые способствуют учебе.

физическая активность дети

Спорт способствует самосознанию и уверенности в себе

Наиболее заметное изменение во время полового созревания – физическое (от ребенка к взрослому). Многие молодые люди, будь то мальчики или девочки, в это время колеблются между восхищением и ненавистью к собственному телу. По некоторым подросткам можно сразу увидеть, что они не очень комфортно себя чувствуют в своем теле, другие подчеркивают его экстремальной одеждой или прическами, пирсингом, татуировками.

В это время занятия спортом – это хорошая возможность для ребенка узнать свое новое тело, привыкнуть к нему и полюбить эти перемены. Кроме того, мальчики, в частности, наращивают больше мышечной массы в период полового созревания, и их тело почти требует физической активности.

физическая активность дети

В период полового созревания (к сожалению) тело часто меняется, казалось бы, в худшую сторону: бедра становятся шире, грудь растет, и начинаются менструации. В этом случае упражнения также могут помочь дочери оставаться в контакте с собой, принять перемены. Кроме того, чем лучше у ребенка развито осознание своего тела, тем лучше оно может стать впоследствии.

К тому же спорт учит брать ответственность за себя. Например, дети понимают, как важно правильно питаться и высыпаться.

физическая активность дети

Что делать, если ребёнок не хочет заниматься спортом?

Тогда родителям остаётся только одно: самим быть активными.

Если никто из членов семьи не занимается спортом или не особо интересуется им, то может быть очень сложно увлечь ребенка регулярными физическими упражнениями в период полового созревания. Родителям здесь явно бросают вызов!

Но именно они должны показать ребенку, что упражнения и физическая активность являются частью нормальной повседневной жизни. Само собой разумеется, дети должны знать с раннего возраста, что:

-что как можно чаще велосипед используется вместо автомобиля, а лестницы вместо лифта и т. д.,

– что свободное время семья проводит активно, например, в бассейне, на футбольном поле, в лесу, в саду, на велосипеде и т.д.,

– что родители регулярно занимаются спортом.

– что они интересуются спортом ребенка и другими спортивными мероприятиями и узнают о них больше на сайте спортшколы или в средствах массовой информации.

физическая активность дети

Перерывы на упражнения способствуют снижению стресса, концентрации и мотивации

Если ребенок занимается спортом или регулярно активен, он автоматически создает здоровый баланс для школьного обучения. Потому что упражнения могут влиять на различные процессы в организме таким образом, что они помогают снизить стресс. Этот эффект также возникает, если во время обучения ребенок, например, многократно вставляет короткие перерывы для движения. Например, включает в распорядок бег трусцой в течение получаса или быструю прогулку.

физическая активность дети

Даже в таких коротких перерывах происходит следующее:

– Движение улучшает снабжение мозга кислородом.

– Работоспособность ребенка улучшается, потому что обработка информации в памяти стала более успешной.

– Бегая, подросток также уступает своему естественному побуждению двигаться.

физическая активность дети

Если эта потребность не удовлетворяется, ребенок может стать беспокойным или уставшим, будет легче отвлекаться, и у него будет мало желания учиться. Чем дольше сохраняется малоподвижный образ жизни и чем больше от него страдает человек, тем меньше он может сосредоточиться на своей текущей учебной задаче. И наоборот, это означает, что достаточное количество упражнений могут положительно повлиять на концентрацию и благополучие ученика. И улучшенная работа мозга, и улучшенная способность к концентрации способствуют тому, что ребенок лучше учится , то есть более мотивирован.

Эти отношения со спортом касаются не только детей и подростков, но и взрослых. Потому что даже у родителей физическое благополучие благодаря достаточным упражнениям может привести к большей концентрации, мотивации и производительности.

физическая активность дети

Спорт развивает уверенность в себе в случае неудачи в школе

Это подстегивает и мотивирует подростка сталкиваться с новыми, возможно, даже более серьезными проблемами. Такой опыт укрепляет личность, потому что ребенок непосредственно переживает то, чего он добился сам.

физическая активность дети

Спорт способствует внимательности

Если ребенок регулярно занимается физкультурой, независимо от вида спорта, он научится сосредотачиваться на главном. Если это в секции футбола, каждая маленькая невнимательность немедленно превращается в поражение. Если он участвует в соревнованиях по плаванию, он должен мобилизовать все свои координационные способности, выносливость и силу именно на это короткое время. И если он играет в теннис, ему приходится снова и снова возвращать свое внимание к игре после потери очка. Эта способность концентрироваться в решающий момент также принесет пользу ребенку при учебе в школе и на экзаменах.

Спорт способствует выносливости и способности решать проблемы

Физические упражнения – отличный способ научить ребенка справляться с неудачами. Плохое время, неправильная подача, проигранный турнир – это, конечно, не конец света. Но в зависимости от того, насколько ребенок увлечен своим спортом, он может чувствовать себя хуже, когда проигрывает. Решающим фактором является то, как он справляется с подобным опытом неудач. В спорте редко бывает виноват противник, важнее работать над собственными результатами. Этому предшествует анализ ошибок: что я сделал хорошо? Где у меня или моей команды еще есть слабые места? Как я могу работать над этими недостатками?

физическая активность дети

Это учит не сдаваться, а проявлять выносливость, анализировать ошибки и искать более эффективную программу тренирово. Так ребенок научится справляться с другими своими поражениями, не связанными со спортом, таким образом, он встанет на путь становления независимой и ответственной (ученической) личности.

Спорт способствует социальному обучению

Будь то в индивидуальном виде спорта, таком как плавание, дзюдо или теннис, или в командном виде спорта, например, футболе, баскетболе или хоккее: только те, кто считает себя частью команды, будут чувствовать себя по-настоящему комфортно.

физическая активность дети

Если ребенок занимается спортом с молодыми людьми того же возраста, он учится быть справедливым, идти на компромисс, отступать или время от времени самоутверждаться. Это ещё одна из многих причин привить детям любовь к споту, которая будет сопровождать их всю жизнь.


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




Спорт – важнейший помощник в учебе


Автор работы награжден дипломом победителя II степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современные дети растут и развиваются в такое время, когда компьютеры, телефоны, ноутбуки и прочие гаджеты притягивают их внимание, удерживая перед монитором. Вследствие этого, вместо прогулок, занятий спортом, дети проводят время, сидя за телевизором, телефоном, компьютером. Такой образ жизни мешает нормальному физическому развитию детей и наносит вред здоровью. Школьная программа, конечно, предусматривает уроки физкультуры, но ученые полагают, что их явно недостаточно. Поэтому занятия спортом детям просто необходимы.

Как правило, в большинстве случаев при выборе занятия для досуга ребёнка, главное слово остаётся за родителями. Очень часто это решение бывает не в пользу спорта. Родители среди отрицательных моментов в занятиях спортом чаще всего называют возникновение возможных проблем с успеваемостью ребёнка в связи с регулярными тренировками. С другой стороны, ученые утверждают, что физическая активность способствует лучшей успеваемости. Столкнувшись с противоречием, мне захотелось более подробно рассмотреть данный вопрос.

Целью данной работы является исследованиевлияния занятий спортом на учебную деятельность.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

Изучить литературу о значимости спорта.

Изучить влияние занятий спортом на здоровье, характер и успеваемость школьника.

Изучить значение спортивных секций в жизни школьника.

Проанализировать успеваемость одноклассников, занимающихся спортом.

Изучить значение режима дня в рациональном использовании школьником свободного времени.

Проанализировать результаты анкет родителей и одноклассников.

Ознакомить родителей и учащихся нашего класса с результатами исследования.

Использованы соответствующие методы исследования:

Подбор и анализ литературы.

Объект исследования – увлечение спортом.

Предмет исследования – влияние занятий спортом на успеваемость школьника.

Гипотеза: предположим, увлечение спортом не является препятствием для хорошей учёбы в школе.

Практическая значимость: дать рекомендации школьникам, занимающимся в спортивных секциях, по организации времени. Информация, полученная в ходе исследования, поможет пропагандировать спорт и здоровый образ жизни среди одноклассников.

Глава 1. Спорт и школа

1.1Что такое спорт.

Спорт – это сила, здоровье, успех и хорошее время провождение, помогает завести новые знакомства, даже помогает определиться с выбором будущей профессии. Многие остаются в спорте и продолжают в нем свою карьеру, добиваясь огромных успехов, даже на мировом уровне.

Физкультура и спорт позволяют человеку иметь в "здоровом теле - здоровый дух". В самом деле, для полноценной умственной деятельности, для хорошего самочувствия необходимо быть здоровым. Больной человек и чувствует себя неважно, работает соответственно.

Каждый в спорте находит что – то для себя. Одни считают, что это яркое и красочное зрелище, захватывающий спектакль, другие – средство общения, физического совершенствования и укрепления здоровья. Третьи избирают спорт, чтобы не оказаться в дурной компании. Это относится к подростковому возрасту. Жизнь молодежи не мыслима без спорта.

На учебных занятиях, тренировках, а особенно во время спортивных соревнований учащиеся переносят большие физические и моральные нагрузки: быстро меняющаяся обстановка, сопротивление соперника, зависимость результата спортивных соревнований от усилий каждого члена команды, умение подчинить свои интересы интересам коллектива. Уважительное отношение к сопернику содействуют формированию у детей таких черт характера, как сила воли, смелость, самообладание, решительность, уверенность в своих силах, выдержка, дисциплинированность. Приобретают знания о рациональных способах выполнения двигательных действий, об использовании этих навыков в жизни, запоминают правила закаливания организма и требования гигиены. Развиваются внимание, наблюдательность, восприятие, повышается уровень устойчивости умственной работоспособности.

Спорт в жизни школьника

Большинство современных людей предпочитают вести малоподвижный или сидячий образ жизни. Это отрицательно может сказаться не только на их физическом, но и моральном состоянии. Мышцы такого человека становятся очень дряблыми, увеличивается аппетит, угасает жизненный тонус и падает настроение, и даже возникает депрессия. Малоподвижный образ жизни - одна из основных причин возникновения сердечнососудистых заболеваний. Особенно нуждается в движении растущий организм, а современные дети проводят в школе много времени за партой, а дома, опять же сидя, у телевизора или за компьютером. Школьная программа, конечно, предусматривает уроки физкультуры, но ученые полагают, что их конечно недостаточно. А вот если ребенок посещает еще и спортивную секцию, то школьная умственная активность здесь сменяется физической. Поэтому детям очень необходимы занятия спортом.

Занятия спортом укрепляют нервную систему, совершенствуют органы чувств, нормализуют вес тела. Другими словами они положительно воздействуют на все системы и органы тела человека. Когда мы двигаемся усиленно, работают все наши мышцы. К работающим мышцам увеличивается приток крови и поэтому активируется работа сердца. Важно, чтобы мышечные нагрузки были систематическими. Тогда спорт будет способствовать укреплению здоровья, закаливанию организма, всестороннему физическому развитию и особенно развитию выносливости, быстроты и силы, формированию правильных двигательных навыков, которые необходимы для учебной жизни, для здоровья.

Спорт – это сочетание физических и эмоциональных нагрузок. Поэтому занятия спортом дают ребенку возможность лучше управлять не только своим телом, но и характером. Недаром, спортивный характер – это выносливость, целеустремлённость и дисциплина.

У современных школьников очень большая физическая нагрузка, и на активное занятие спортом остается немного времени. В связи с этим свободное время следует разумно, по возможности равномерно по дням недели, распределить так, чтобы его хватило и на учебу, и на спорт.

Но какому виду спорта отдать предпочтение? Специалисты советуют, чтобы дети младшего школьного возраста занимались плаванием, ведь оно развиваету них смелость, настойчивость, решительность, дисциплинированность. Дети, занимающиеся плаванием, реже болеют простудными заболеваниями. Из других видов спорта младшим школьникам подходят занятия в группах начальной подготовки по фигурному катанию, теннису, акробатике, художественной гимнастике, бадминтону.

1.3. Спорт в моей жизни.

Наверное, все мамы и папы мечтают, чтобы их дети выросли и стали гармонично развитыми личностями. Поэтому некоторые родители задумываются, в какой кружок или секцию записать своего ребёнка. Меня в своё время мама записала на секцию футбола, потому что я с раннего детства люблю игры с мячом. Я занимаюсь футболом с детского сада. С первых тренировок футбол стал для меня любимым занятием.

Учителя и родители часто напоминают нам, детям, что здоровье надо беречь смолоду. Хорошее здоровье обеспечивается занятиями физической культурой, соблюдением режима дня и питания, ведением здорового образа жизни. Доктора считают, что ребенок школьного возраста должен двигаться не менее 60 минут в день.

Футбол развивает скорость, сообразительность, точность реакции и выносливость. Футбол является командной игрой и развивает сплоченность и командный дух.

Я занимаюсь футболом в детско-юношеской спортивной школе уже четвёртый год. Тренировки проходят четыре раза в неделю, по полтора часа. Это большой труд, который под силу не каждому. На тренировках мы разминаемся: бегаем, выполняем прыжки, упражнения на развитие физической силы, а так же выполняем тренировку непосредственно с мячом. Вначале было немного сложно, движения были неуклюжими, мне было трудно удерживать своё тело в равновесии. Но благодаря общему упорству и терпению, я смог преодолеть сложности, постепенно развилась уверенность, ловкость и быстрота движений. С ранней весны до поздней осени мы гоняем мяч на стадионе, что способствует закаливанию организма. А зимой я занимаюсь футболом в крытом зале спортивного комплекса.

Чем больше я занимаюсь, тем больше мне нравится футбол.

Через 3 года занятий футболом, я проанализировал свои успехи:

Улучшилась координация движений;

Увеличилась физическая сила;

Ушёл лишний вес;

Появилось чувство уверенности в себе, собранность, организованность и выносливость;

Занятие футболом реально помогает избавиться от регулярных простудных заболеваний.

До занятий футболом у меня были проблемы со здоровьем. Слабый иммунитет, частые простудные заболевания. Сейчас я стал реже болеть.

Таким образом, футбол стал для меня частицей моей жизни. Он даёт мне здоровье, уверенность в себе, а также вдохновляют меня, повышает настроение.

Занятие футболом не мешает учебе. Наоборот, я научился ценить время. Научился жить по режиму дня. Придя с тренировки, я с удовольствием сажусь за уроки. В школе я учусь хорошо, всё успеваю.

В заключение сделаю несколько выводов о пользе футбола для здоровья человека:

• Улучшение общего физического состояния человека;

• Улучшение состояния сердца и легких;

• Увеличение массы и тонуса мышц;

• Возможность управлять своим весом;

• Укрепление костей и снижения риска остеопороза;

• Выработка чёткой координации движений

На эмоциональное состояние человека футбол влияет следующим образом:

• Улучшение эмоционального состояния в целом;

• Восприятия жизни с совершенно новых положительных сторон;

• Повышение уверенности в себе и самоуважения;

• Новые знакомства, социальные связи и перспективы.

2.1. Успеваемость наших спортсменов

Цель: изучить успеваемость моих одноклассников, занимающихся спортом.

На примере моих одноклассников, я решил доказать, что занятия спортом не испортили картину успеваемости наших спортсменов, а даже, наоборот, улучшили.

Никогда еще проблема низкой двигательной активности детей и подростков не стояла так остро, как сегодня. Это обусловлено многими факторами, не последнее место среди которых занимает всеобщая увлеченность школьников компьютерными играми и общением в социальных сетях. Время, которое родители современных детей проводили в подвижных играх, нынешнее подрастающее поколение просиживает за компьютером. Дефицит двигательной активности при этом так велик, что 2-3 урока физкультуры в неделю могут показаться каплей в море, не способной повлиять на физическое развитие школьников. А если еще вспомнить участившиеся трагические случаи при сдаче нормативов, то возникает вопрос: для чего нужна физкультура в школе? Может, этот предмет лучше вообще исключить из школьной программы?

Урок физической культуры в школе

Такой радикальный подход к решению данной проблемы не может быть признан разумным, это равносильно тому, чтобы предлагать гильотину в качестве средства от головной боли. Необходимо не исключать физкультуру, а сделать так, чтобы она приносила максимум пользы и стала для ребят неотъемлемой частью образа жизни. А для этого потребуются фундаментальные изменения в преподавании этого жизненно важного предмета.

Роль физкультуры в развитии школьников

Для нормального физического развития растущему организму необходимо много и разнообразно двигаться, желательно – на свежем воздухе. Это обеспечивает активное кровообращение, достаточный приток кислорода ко всем органам, что создает наилучшие условия для гармоничного развития всех систем организма.

С началом школьной жизни свойственная детям естественная двигательная активность резко ограничивается. Вместо подвижных игр на свежем воздухе, им приходится долго сидеть сначала на уроках в душных классах, а затем дома, выполняя домашние задания. Компенсировать вред от длительного нахождения в статичной позе помогают активные движения в перерывах между занятиями и в выходные дни.

Однако современные реалии таковы, что большинство детей и в свободное время остаются малоподвижными, предпочитая пассивное проведение досуга. Причиной массовости этого явления, прежде всего, является недостаточный родительский контроль. К сожалению, не все родители понимают, как сильно физическое развитие детей и подростков зависит от регулярной двигательной нагрузки.

Многие родители предпочитают видеть свое чадо дома за компьютером, чем волноваться за его безопасность, отпуская играть во двор. Не все имеют возможность и желание водить ребят в спортивные секции. Большой проблемой является также неправильное питание детей, приводящее к ожирению. Школьники с избыточным весом, как правило, малоподвижны. Это еще больше усугубляет их отставание в физическом развитии.

Однако неважным и второстепенным не может быть то, от чего напрямую зависит главная ценность для человека – его здоровье. Мало кому после окончания школы пригодится знание интегралов или химических формул, а вот осознание необходимости регулярной физической активности и применение навыков ЗОЖ помогут сделать жизнь любого человека более здоровой, долгой, плодотворной.

Именно в детские и подростковые годы закладывается здоровье на всю жизнь. Поэтому так важно уделять максимум внимания физическому развитию школьников. Для этого преподавание физкультуры необходимо вывести на новый уровень, который будет соответствовать потребностям сегодняшнего времени.

Проблемы в преподавании физкультуры

На сегодняшний день преподавание физической культуры в школе имеет множество проблем, это:

  • устаревшие методики обучения;
  • недостаток профессиональных, добросовестных специалистов;
  • недостаточное финансирование.

Если забота о здоровье подрастающего поколения – это не пустой звук, то проблемы преподавания физкультуры в школах необходимо решать и как можно скорее.

Устаревшие программы и методики

Одной из главных проблем преподавания физкультуры в школе являются устаревшие программы и методики. При минимуме часов, выделенных на уроки физкультуры в школе, от учеников требуют сдачи нормативов, которые по силам немногим. Видимо, предполагается, что школьники должны самостоятельно тренироваться во внеурочное время, чтобы подтянуть свои спортивные показатели. Но такой подход является утопией, особенно, если учесть нынешнюю повальную увлеченность школьников компьютерами и интернетом.

Задачей физического воспитания должна стать не оценка физического развития детей, а само это развитие. Требование сдачи нормативов от нетренированных детей не приносит никакой пользы, оно способно причинить лишь вред здоровью, вплоть до трагических случаев, которые, к сожалению, происходят все чаще.

Урок физической культуры в школе

Решением этой проблемы мог бы стать индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий уровень его физического развития. Занятия не должны вызывать перенапряжения и отрицательных эмоций, только при таких условиях от них можно ожидать положительной динамики. Необходимо сравнивать не учеников друг с другом, а достижения каждого ребенка по сравнению с его прошлыми результатами.

Учитывая недостаточность времени, выделяемого в расписании на уроки физкультуры, необходимо активно развивать спорт в школе и вовлекать учеников в пришкольные спортивные кружки, на факультативные занятия. Спортивные секции доступны не всем, к тому же занятия спортом, направленные на достижение наивысших результатов, не всегда полезны для здоровья. Факультативные занятия физкультурой в школах могли бы внести весомый вклад в физическое развитие и укрепление здоровья детей.

Кадровый вопрос

Профессионализм и ответственное отношение к своей работе важны для всех школьных педагогов, а для учителей физкультуры – особенно. Ведь им доверено самое дорогое – здоровье и жизнь детей.

Увлеченность своей профессией и способность пробудить в учениках интерес к занятиям физкультурой являются ценными, но, к сожалению, редко встречающимися качествами. Для многих школьных физруков характерно отсутствие энтузиазма и формальное отношение к работе. Одной из основных причин этого является низкая зарплата и непрестижность профессии учителя.

Повысив оплату труда школьных учителей физкультуры до достойного уровня, можно было бы привлечь в эту профессию хороших специалистов и повысить их заинтересованность в результатах своего труда.

Материальная база

Сегодня среднестатистический спортивный зал в школе по своей оснащенности не соответствует современным требованиям. Большинство школ сталкиваются со следующими проблемами, вызванными недостатком финансирования:

  • отсутствие в школах шкафчиков для хранения спортивной формы;
  • отсутствие душевых;
  • устаревшее оборудование спортзалов;
  • нехватка разнообразного спортинвентаря.

Отсутствие персональных шкафчиков для хранения спортивной формы очень осложняет жизнь ученикам, поскольку им приходится носить с собой в придачу ко всему объемные пакеты со спортивными костюмами и обувью.

Для многих детей, в особенности – подростков, становится проблемой невозможность помыться после интенсивных физических упражнений. Из-за отсутствия душевых ученикам приходится надевать школьную форму на потное тело и отправляться на следующий урок не в лучшем виде. Для многих старшеклассников это является поводом к тому, чтобы уклоняться от посещения уроков физкультуры.

Но самым неприятным следствием плохой оснащенности спортзалов является то, что из-за нее часто не на должном уровне оказывается техника безопасности на уроках физической культуры. Устаревшее оборудование, отсутствие современных средств страховки могут стать причинами травм учащихся. Для предотвращения небезопасных ситуаций проблемы с оборудованием спортзалов школ необходимо решить в первую очередь.

Из-за недостаточного снабжения школ спортивным инвентарем часто упускаются возможности ознакомления учеников с различными видами спорта, которые могли бы их заинтересовать. Доступность лыж, коньков, теннисных ракеток, байдарок, силовых тренажеров значительно расширили бы круг школьников, желающих приобщиться к физкультуре. То же самое касается и собственного бассейна, который для большинства школ остается в разряде несбыточных мечтаний.

Освобождение ребенка от физкультуры – благо или зло?

Причины, по которым родители стремятся получить для своего ребенка освобождение от физкультуры в школе, могут быть разными: от беспокойства за его здоровье до нежелания портить аттестат низкой оценкой. Но в основе каждой из этих причин – слабое физическое развитие и проблемы со здоровьем, которые не позволяют школьникам получать удовольствие от занятий и своих успехов на уроках физкультуры. Но на самом деле для таких учеников физическая активность еще более необходима, чем для тех, у кого нет подобных проблем.

Систематические, грамотно подобранные физические упражнения вместе с правильным питанием способны творить чудеса. Это утверждение справедливо для всех, но для детей – особенно, ведь растущий организм наиболее податлив к благотворному влиянию физкультуры.

Вместо того чтобы доставать заветную справку, позволяющую избегать физических нагрузок, лучше договориться с учителем о занятиях в группе здоровья или лечебной гимнастики, и сделать физкультуру неотъемлемой частью жизни своего ребенка. Если родителям проявлять настойчивость, прикладывая усилия в этом направлении, то в выпускном классе ранее отстававший в физическом развитии ученик получит в аттестат честно заслуженную отличную оценку. А вместе с ней – крепкое здоровье и прекрасную физическую форму, что является неизмеримо более ценной наградой.

Читайте также: