Спиноза этика краткое содержание по главам

Обновлено: 05.07.2024

Основная установка мыслителей Нового времени предполагала выведение морали из природы, что часто становилось сведением ее к естественнонаучному знанию.

Проблема индивидуального и общего в его этике приобретает ярко выраженную гносеологическую окраску, а добро и зло объясняются в контексте утилитаризма. Наиболее важными для понимания этики Спинозы и этической основы его философии стали положения о человеческом теле как об объекте души, о соотношении порядка идей и порядка вещей, о трех родах познания, суть которых в воображении, являющемся главной причиной ложности, о рассудке и интуитивном знании.

Спиноза изображает человека предельно реалистично. Каждый из нас стремится не только сохранить свое бытие, но и расширить его путем увеличения своей власти,

Совершенствованию человека сопутствуют радостные чувства, а уменьшению совершенства – печаль и неудовольствие. Желание свидетельствует о деятельном начале человека.

Осознание пользы при этом является движущей силой человеческого поведения. Добро тождественно пользе человека, а зло – тому, что препятствует пользе. В природе не существует ни добра, ни зла, все это – человеческие ситуации.

Никакая вещь не может быть уничтожена без действия внешней причины, поэтому стремление человека к самосохранению – это преодоление пассивных состояний. Преодолевая их, человек освобождается от власти аффектов, живет по законам самосохранения. Сам путь перехода от пассивных аффектов к активным и является путем добродетели, нравственного совершенствования. То, что определяется пассивными состояниями, может также определяться разумом. Добродетель же находится в переходе от одного уровня детерминации к другому. В результате эгоизм, который движет поведением человека, становится моральным лишь тогда, когда он становится разумным эгоизмом.

Спиноза полагал, что программа человеческого поведения состоит в рационально интуитивной любви к Богу. Разум по отношению к аффектам не является только репрессивным основанием. Он может достичь цели лишь тогда, когда заменяет чувства и сам выступает как аффект.

Конечной целью человека является блаженство, состоящее в интеллектуальной любви к Богу. Спиноза стремится создать универсальную этику, субъектом которой является личность.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Этика

Этика Много писалось об этических нормах древних египтян. Мы знаем, что с древнейших времен жители этой страны отличались высокими моральными принципами. Первым было моральное обязательство по отношению к богу, но, поскольку царь и бог были едины, значит, моральное

Глава 112 Отлучение Спинозы, 1656. Херем

Глава 112 Отлучение Спинозы, 1656. Херем Историк Артур Герцберг в свое время назвал Баруха (Бенедикта) Спинозу (1634–1677) первым современным евреем, потому что Спиноза первым вышел из еврейской общины не для того, чтобы перейти в христианство.Спиноза был пантеистом и верил, что

6. Этика секса

6. Этика секса Эротический этикет не так строг, как этикет в других областях человеческой жизни. Однако как мужчины, так и женщины должны отвечать за свои поступки. Если женщина сексуально привлекательна, она должна соблюдать определенные правила, которые помогут ей

3. Этика Аристотеля

3. Этика Аристотеля Творчество Аристотеля (384—322 гг. до н. э.) считают вы–сшим развитием античной этики. Это вряд ли стало возмож–ным, если бы ученик Платона не превзошел своего учителя, сделав выбор в пользу истины.Всем нам известно высказывание философа: «Хотя Платон и

1. Этика Б. Спинозы. Аксиоматический метод доказательства морали

1. Этика Б. Спинозы. Аксиоматический метод доказательства морали Основная установка мыслителей Нового времени предпо–лагала выведение морали из природы, что часто становилось сведением ее к естественнонаучному знанию. Стремление придать этике статус строгой научной

1. Этика И. Канта.

1. Этика И. Канта. Формулировка категорического императиваОсновная проблема этики И. Канта – проблема человече–ской свободы. Она являлась основной проблемой эпохи. И. Кант выводит взаимное равенство всех людей. Другое значе–ние решения И. Кантом этой проблемы состоит в

1. Этика А. Шопенгауэра

1. Этика А. Шопенгауэра Немецкий философ Артур Шопенгауэр (1788—1860 гг.) отверг своим учением многие принципы классической фило–софской традиции, в особенности ее представление о том, что нравственность должна формироваться на основе разумности. Обращаясь в основном к

5. Этика софистов

9. Этика Аристотеля

20. Этика И. Канта

20. Этика И. Канта Моральная теория Иммануила Канта не допускает исключений из реализации закона, которые были бы обусловлены неблагоприятными обстоятельствами. Лжесвидетельство не должно быть услышано. Однако нравственный закон не принуждает к тому, чтобы героические

22. Этика А. Шопенгауэра

22. Этика А. Шопенгауэра Немецкий философ Артур Шопенгауэр (1788–1860) отверг своим учением многие принципы классической философской традиции, в особенности ее представление о том, что нравственность должна формироваться на основе разумности.Основная философская идея

35. Новая этика

37. Корпоративная этика

37. Корпоративная этика В отличие от Западной Европы, где в основании предпринимательской этики находились менталитет средневековых городов, этос капитализма, и особенно этика протестантизма, в России духовными истоками данной этики оказались служебные этосы

Первая часть посвящена размышлениям о боге. По мнению Спинозы, идея бога – главная из идей. Существование бога есть его сущность. Бог как все сущее, не имеющее начала и конца, можно отождествлять с богом. Вводится понятие субстанции – то, что существует само по себе, представляется само через себя. Этика посвящена исследованию относящихся к человеку атрибутов(состояний). Величайшая добродетель – познавать бога.

Во второй части исследуются свойства познания. Роды познания: чувственное понимание с помощью абстрактного разума и интуитивное – познание, позволяющее полюбить бога. Человек, в первую очередь, тело, обладающее сознанием, а потом – познающий субъект.

В третей части анализируется личность человека. Человеческая сущность определяется желаем – упорствованием в своем бытие, направленное на поддержание существования. Тремя врожденными чувствами, появляющимися как формы любви и ненависти, являются желание, радость и печаль.

Четвертая часть посвящена человеческой зависимости. Она определяется аффектами (чувствами). Спиноза считает, что от природы возможен переход от простого осознания к истинному знанию души. Дается определение добродетели – утверждение радости бытия и существования. Добродетель существует вместе с знанием и позволяет перейти от зависимости к свободе.

В пятой части описывается процесс перехода от чувственного к адекватному знанию. Через познание самого себя человек может стать свободным – слиться с миром в одно целое.

Спиноза, стремясь создать систему способную обосновать амбиции неограниченного рационализма и пытаясь научить людей мыслить, как мыслит бог, внес большой вклад в развитие философии.

Часть первая.
О Боге.
Причина самого себя - то, сущность чего заключает в себе существование, иными словами то, чья природа может быть представлена не иначе как существующей.
Конечная вещь – вещь, которая может быть ограничена другой вещью той же природы.
Субстанция – то, что существует само в себе и представляется само через себя.

Вложенные файлы: 1 файл

конспект спиноза.docx

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф.Войно-Ясенецкого" Министерства здравоохранения Российской Федерации

Кафедра философии и социально- гуманитарных наук

Конспект: Бенедикт Спиноза

Выполнила: Будаева Т. О.

студентка 201 группы

Проверил: Доцент Филимонов

Причина самого себя - то, сущность чего заключает в себе существование, иными словами то, чья природа может быть представлена не иначе как существующей.

Конечная вещь – вещь, которая может быть ограничена другой вещью той же природы.

Субстанция – то, что существует само в себе и представляется само через себя.

Атрибут – то, что ум представляет в субстанции как составляющее ее сущность.

Модус – состояние субстанции, т. е. то, что существует в другом и представляется через это другое.

Бог – существо абсолютно бесконечное, т. е. субстанция , состоящая из бесконечно многих атрибутов, из которых каждый выражает вечную и бесконечную сущность.

Свободная вещь – вещь, которая существует по одной только необходимости своей собственной природы и определяется к действию сама собой.

Необходимая (принужденная) вещь – вещь, которая чем-либо иным определяется к существованию и действию по известному и определенному образу.

Бог, или субстанция, состоящая из бесконечно многих атрибутов, каждый из которых выражает вечную и бесконечную сущность, необходимо существует.

Кроме бога, никакая субстанция не может ни существовать, ни быть представляема.

Все, что только существует, существует в боге. Без бога ничего не может ни существовать, ни быть представляемо.

Схолил. Телесная субстанция, поскольку она субстанция не может быть делима.

Материя повсюду одна и та же и части ее различаются только модально, а не реально.

Вне бога не может быть никакой субстанции.

Все, что существует в боге, и все, что происходит, происходит по одним только законам бесконечной природы бога и вытекает из необходимости его сущности.

Бог действует единственно по законам своей природы и без чьего-либо принуждения.

Схолил. В природе бога не имеют место ни ум, ни воля.

Ум бога, поскольку он понимается составляющим его сущность, на самом деле есть причина вещей, как по отношению к их существованию, так и по отношению к их сущности.

Бог есть имманентная причина всех вещей, а не действующая извне.

Бог, иными словами все атрибуты бога, вечны.

Существование бога и сущность его одно и то же.

Сущность вещей, произведенных богом, не заключает в себе существования.

Бог составляет производящую причину не только существования вещей, но и сущности их.

Королларий. Отдельные вещи составляют состояния или модусы атрибутов бога.

Вещь, которая определена к какому-либо действию, необходимо определена, таким образом, богом, а не определенная богом сама себя определить к действию не может.

Схолил. Бог есть абсолютно первая причина вещей, непосредственно произведенных им.

В природе вещей нет ничего случайного, но все определено к существованию и действию по известному образу из необходимости божественной природы.

Королларий 1. Бог не действует по свободе воли. 2. Воля и ум относятся к природе бога точно так же как движение и покой и вообще все естественное, что (по т.29) к существованию и действию по определенному образу должно определяться богом.

Вещи не могли быть произведены богом никаким другим образом и ни в каком другом порядке, чем произведены.

Схолил 2. Бог раньше своих постановлений не существовал и без них существовать не может.

Бог необходимо существует; он един; он существует и действует по одной только необходимости своей природы; он составляет причину всех вещей, все существует в боге и таким образом зависит от него; все предопределено богом из его абсолютной природы, бесконечного его могущества.

О природе и происхождении души.

Сущность вещи – то, без чего вещь и, наоборот, что без вещи не может ни существовать, ни быть представлено.

Идея – понятие, образуемое душой в силу того, что она есть вещь мыслящая.

Адекватная идея – та, которая имеет все свойства или признаки внутренней идеи.

Длительность – есть неопределенная неопределенность существования.

Отдельные вещи – конечные вещи, имеющие ограниченное существование.

Мышление составляет атрибут бога, иными словами бог есть вещь мыслящая.

Королларий. Человеческая душа есть часть бесконечного разума бога.

Объектом идеи, составляющей человеческую душу, служит тело, то есть единство тела и души.

Схолил. Чем какое-либо тело способнее других к большему числу одновременных действий или страданий, тем душа его способнее других к одновременному восприятию большего числа вещей: чем более действия какого-либо тела зависят только от него самого и чем менее другие тела принимают участие в его действиях, тем способнее душа его к отчетливому пониманию.

Тело человеческое слагается из очень многих индивидуумов (различной природы), из которых каждый весьма сложен.

Человеческая душа способна к восприятию весьма много и тем способнее, чем в большее число различных состояний может приходить ее тело.

Королларий. 1. Душа человеческая воспринимает вместе с природой своего тела и природу многих других тел. 2. Идеи, которые мы имеем о внешних телах. Более относятся к состоянию нашего тела, чем к природе тел внешних.

Если человеческое тело подверглось однажды действию одновременно со стороны двух или нескольких тел, то душа, воображая впоследствии одно из них, тотчас будет вспоминать и о других.

Схолил. Память есть не что иное, как сцепление идей, заключающих в себе природу вещей, находящихся вне человеческого тела, происходящее в душе сообразно с порядком и сцеплением человеческого тела.

Человеческая душа сознает тело человеческое и знает о его существовании только через идеи о состояниях, испытываемых телом.

Схолил. Идея души и сама душа составляют одну и ту же вещь, представляемую под одним и тем же атрибутом, именно атрибутом мышления.

Идея души, то есть идея идеи, есть не что иное, как форма идеи.

: раз кто-нибудь что-нибудь знает, он тем самым знает, что он это знает и т.д.

Человеческая душа воспринимает не только состояния тела, но также и идеи от этих состояний.

Все идеи, поскольку они относятся к богу, истинны.

Схолил 2. Мы многое постигаем и образуем всеобщие понятия:

  1. из отдельных вещей, искаженно, смутно и беспорядочно – познание через беспорядочный опыт;
  2. из знаков;

1) и 2) есть познание первого рода, мнение или воображение.

  1. из того, что мы имеем общие понятия и адекватные идеи о свойствах вещей – это познание второго рода или рассудок.

Третий род познания – интуитивное знание. Этот род познания ведет от интуитивной идеи о формальной сущности каких-либо атрибутов бога к адекватному познанию сущности вещей.

Познание первого рода есть единственная причина ложности, познание же второго и третьего рода необходимо истинно.

О происхождении и природе аффектов.

Аффекты – состояния тела, которые увеличивают или уменьшают способность самого тела к действию, благоприятствуют ей или ограничивают ее, а вместе с тем и идеи этих состояний.

Если, т. о., мы можем быть адекватной причиной какого-либо из этих состояний, то аффект состояние активное, в противном случае – пассивное.

Ни тело не может определять душу к мышлению, ни душа не может определить тело ни к движению, ни к покою, ни к чему-либо другому.

Схолил. Само тело в силу одних только законов своей природы способно ко многому, от чего приходит в изменение его душа.

Опыт более чем достаточно учит. Что язык всего менее находится во власти людей и, что они всего менее способны умерять свои страсти; всего менее мы свободны в том, к чему стремимся с великой страстью.

Существует столько же видов удовольствия, неудовольствия и желания, а следовательно и всех аффектов, слагающихся из них (каково душевное колебание) или от них производных (каковы любовь, надежда, страх и т.д.), сколько существует видов тех объектов, со стороны которых мы подвергаемся аффектам.

Схолил. Главнейшие аффекты и душевные колебания происходят из сложения трех начальных аффектов, именно желания, удовольствия (радости) и неудовольствия (печали).

Желание есть самая сущность человека, поскольку она представляется определенной к какому-либо действию каким-либо данным ее состоянием.

Удовольствие есть переход человека от меньшего совершенства к большему.

Любовь есть удовольствие, сопровождаемое идей внешней причины.

Ненависть есть неудовольствие, сопровождаемое идей внешней причины.

Честолюбие есть чрезмерное желание славы.

Чревоугодие есть неумеренное желание или любовь к пиршествам.

Общее определение аффектов:

Аффект, называемый страстью души, есть смутная идея, в которой душа утверждает большую или меньшую, чем прежде, силу существования своего тела или какой-либо его части и которой сама душа определяется к мышлению одного преимущественно перед другим.

О человеческом рабстве или о силе аффектов.

Рабство – человеческое бессилие в укрощении и ограничении аффектов.

Одна и та же вещь может быть и хорошей и дурной, равно как и безразличной.

Добро – то, что, как мы, наверное, знаем, для нас полезно.

Зло – то, что, как мы, наверное, знаем, препятствует нам обладать каким-либо добром.

Аффект может быть ограничен или уничтожен только противоположным и более сильным аффектом, чем аффект, подлежащий укрощению.

Схолил. Т.к. разум не требует ничего противного природе, то он требует, следовательно, чтобы каждый любил самого себя, искал для себя полезного, что действительно полезно, и стремился ко всему тому, что действительно ведет человека к большему совершенству.

Для человека нет ничего полезнее человека.

Все, к чему мы стремимся вследствие разума, есть не что иное, как познание; и душа, поскольку она руководствуется разумом, считает полезным для себя только то, что ведет к познанию.

Схолил. Человек человеку бог, однако, редко бывает, чтобы люди жили по руководству разума; напротив, все у них сложилось таким образом, что они большей частью бывают, ненавистны и тягостны друг для друга.

Схолил 2 каждый существует по высшему праву природы, и, следовательно, каждый по высшему праву природы делает то, что вытекает из необходимости его природы. А потому каждый по высшему праву природы судит о том, что хорошо и что дурно, по-своему заботится о собственной пользе, мстит за себя и стремиться сохранить то, что любит и уничтожить то, что ненавидит. Если бы люди жили по руководству разума, то каждый обладал бы этим своим правом без всякого ущерба для других. Но так как люди подвержены аффектам, то часто они влекутся в разные стороны и бывают, противны друг другу, нуждаясь между тем во взаимной помощи. Поэтому, для того, чтобы люди могли жить согласно и служить друг другу, но помощь, необходимо, чтобы они поступились своим естественным нравом и обязались друг другу не делать ничего, что может служить во вред другому.

книга спинозы этика

Аксиоматический метод

Самуэль Хиршенберг, Спиноза (1907)

Источники вдохновения

Спиноза также использовал по крайней мере один аргумент испанского еврейского философа 15 века Хасдая бен Авраама Крескаса, чья критика Аристотеля была напечатана в середине XVI века на иврите.

Портрет Спинозы Франца Вульфхагена, 1664 г.

Книга является амбициозной и многогранной работой. Она амбициозна, поскольку опровергает все традиционные философские концепции Бога, Вселенной и человека того времени. Метод голландского философа состоит в том, чтобы продемонстрировать правду о Всевышнем, природе, человеке, религии и общем благе, используя определения, аксиомы, следствия и схолии, то есть математически.

Спиноза начинает с определения 8 терминов: причины самого себя, конечного в своем роде, субстанции, атрибута, модуса, Бога, свободы и вечности. Затем следует серия аксиом, одна из которых якобы гарантирует, что результаты логических демонстраций будут истинны в отношении действительности. Спиноза быстро приходит к выводу, что субстанция должна существовать, быть самостоятельной и неограниченной. Из этого он доказывает, что не может быть двух субстанций с одинаковым атрибутом, поскольку тогда бы они друг друга ограничивали. Это приводит к монументальному выводу из теоремы 11 о том, что Всевышний, или субстанция, которая состоит из бесчисленных атрибутов, выражающих бесконечную и вечную сущность, необходимо существует.

спиноза этика о боге

Бог или Природа

Под Всевышним автор подразумевает абсолютно бесконечное существо, субстанцию, которая состоит из бесчисленных атрибутов, выражающих бесконечную, вечную сущность. Бог не имеет предела, необходимо существует и является единственной субстанцией во Вселенной. Во Вселенной одна субстанция – Всевышний, и все есть в Нем.

  1. По природе субстанция к своим состояниям первична.
  2. Субстанции с разными атрибутами ничего общего не имеют.
  3. Если что-то не имеет ничего общего с другим, то они не могут являться причинами друг друга.
  4. Вещи отличаются атрибутами субстанций или модусами.
  5. В природе могут существовать субстанции одинаковой природы.
  6. Субстанция не может производиться из другой.
  7. Субстанции присуще существование.
  8. Субстанция необходимо бесконечна.
  9. Вещь, обладающая большей реальностью или бытием, имеет больше атрибутов.
  10. Атрибуты одной субстанции должны представляться через себя.
  11. Бог, или субстанция, которая состоит из бесконечного количества атрибутов, выражающих вечную и бесконечную сущность, необходимо существует.
  12. Никакой атрибут субстанции не может быть представлен понятием, из которого следует, что эта субстанция может быть разделена.
  13. Абсолютно бесконечная субстанция неделима.
  14. Никакая субстанция, кроме Бога, не может ни существовать, ни быть представляемой.

Это доказывает, что Создатель бесконечен, необходимо и без причины, в три простых шага. Во-первых, Спиноза утверждает, что две субстанции могут разделять сущность или атрибут. Затем он доказывает существование субстанции с бесчисленными атрибутами. Из этого следует, что ее существование исключает существование любой другой. Поскольку в этом случае должен быть и атрибут. Однако у Бога есть уже все атрибуты. Поэтому помимо Него нет другой субстанции.

Бог – единственная субстанция, поэтому все остальное существует в Нем. Эти вещи, которые находятся в атрибутах Всевышнего, автор называет модусами.

этика нового времени этика спинозы

Суждение 29: В природе ничто не случайно, все определено необходимостью действия и существования природы по известному образу.

Однако существуют различия в том, как вещи зависят от Бога. Некоторые части Вселенной управляются Создателем непосредственно и необходимо: это бесконечные модусы, которые включают в себя законы физики, истины геометрии, законы логики. Индивидуальные и конкретные вещи причинно более далеки от Бога. Конечные модусы – это нарушения атрибутов Всевышнего.

этика личности спинозы

Таким образом, фундаментальная проницательность Спинозы в I части состоит в том, что природа является неделимым целым, без причины, существенным. Вне ее нет ничего, и все, что существует, является ее частью. Уникальная природа, единая и необходимая, – это то, что Спиноза называет Богом. Из-за ее неотъемлемой необходимости во Вселенной нет телеологии: ничто не должно заканчиваться. Порядок вещей просто следует Богу с нерушимым детерминизмом. Все разговоры о планах, намерениях или целях Всевышнего – это просто фикции антропоморфистов.

Спиноза и Декарт

Человек

II часть посвящена этике личности Спинозы, происхождению и природе людей. Два атрибута Бога, которые мы знаем, являются протяжением и мышлением.

Если Всевышний материален, это не означает, что у Него есть тело. Действительно, Бог – это не сама материя, а протяжение ее сущности, поскольку протяжение и мышление – два разных атрибута, которые не имеют ничего общего. Модусы протяжения – это физические органы, а мышления – идеи. Поскольку они не имеют ничего общего, сферы материи и разума являются причинно замкнутыми системами и гетерогенны.

Познание

Человеческий разум, как Бог, имеет идеи. Спиноза подробно анализирует состав человека, поскольку его цель – показать, что он является частью природы, в отличие от тех, кто думает о человеке как об империи в империи. Это имеет серьезные этические последствия. Во-первых, это означает, что люди лишены свободы. Поскольку ум и события в сознании являются идеями, существующими в каузальной серии идей, которые исходят от Бога, наши действия и наша воля необходимо предопределены, как и другие естественные события. Дух намерен пожелать то или иное по причине, которая определяется другой причиной, и так до бесконечности.

метафизика и этика спинозы

Согласно Спинозе, природа всегда одна и та же, и ее сила действовать везде одинакова. Наши чувства, наша любовь, наш гнев, наша ненависть, наши желания, наша гордость управляются одной и той же необходимостью.

Наши аффекты делятся на активные и пассивные состояния. Когда причина события заключается в нашей собственной природе, точнее, в наших знаниях или адекватных идеях, тогда это является действием. Но когда что-то происходит по неадекватной причине (вне нашей природы), тогда мы пассивны. Поскольку Дух активен или пассивен, Спиноза говорит, что ум увеличивает или уменьшает свою способность быть. Он называет конатусом, своего рода экзистенциальной инерцией, нашу тенденцию упорствовать в бытии.

Свобода – это отвержение злых страстей, тех, которые делают нас пассивными, в пользу радостных страстей, которые делают нас активными и поэтому автономными. Страсти связаны со знанием, идеями, достаточными для хранения человеком. Другими словами, он должен освободиться от нашей зависимости от чувств и воображения, от того, что влияет на нас, и полагаться как можно больше на рациональные способности.

Радость усиливает нашу силу действовать. Все человеческие эмоции, поскольку они являются пассивными, направлены наружу. Пробужденные желаниями и страстями, мы ищем или избегаем тех вещей, которым мы приписываем причину радости или печали.

Путь к свободе

Добродетель и счастье

Добродетель, согласно Спинозе, является путем к счастью. Она заключается в том, чтобы жить, познавая природу. Разум живет согласно конатусу и ищет то, что хорошо для нас. Конечное знание, или знание третьего рода, относится к пониманию сущности вещей, не их временного измерения, но с точки зрения вечности. В конечном счете именно знание Бога приводит к счастью, являющемуся целью человека.

спиноза этика содержание

Читайте также: