Спектакль смута краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Традиционная историография представляет события 1605–1620 годов в виде беллетристических вариаций на следующий сюжет: возникновение и развитие смуты (завязка), наступление полной анархии (кульминация) и счастливое избавление от нее с приходом к власти Романовых. Основные акты пьесы таковы:

– венчание его сына Федора на царство, предательство воеводы Басманова в мае 1605 года;

– переворот в Москве, тайное убийство юного Федора и вдовы Бориса, признание Шуйским и Марии Нагой Дмитрия Самозванца, как сына Иоанна Васильевича, вступление Дмитрия на великокняжеский престол в июне 1605 года;

– созыв Земского собора и демократическое избрание на нем на альтернативной основе Михаила Романова Великим князем Московским в начале 1613 года;

Интеллигенция уходила от власти в творчество и зачастую заявляла о равенстве статуса и гражданской значимости императорской службы и творчества. А. П. Сумароков выразил эту позицию в письме на высочайшее имя, в котором буквально наставлял Екатерину:

Схема русской истории конца XVI – начала XVII веков у Лопе де Вега кардинально отличается от традиционной историографии. Законный великий князь Московский (известный нам как Иоанн Грозный) назван Басилио, то есть Василий, двое его сыновей: старший Теодоро, то есть Федор, и младший Хуан, то есть Иоанн, жен их зовут, соответственно, Кристина и Исабелла.

Деметрио – сын Теодоро, это внук великого князя Московского Дмитрий Федорович, и у него есть дядя – Иван Васильевич! Марина Мнишек в пьесе названа Маргаритой, дочерью графа Палатинского (управляющего Сандомирским палатинатом). Есть в пьесе и подмена мальчика, и Борис, брат Кристины (Ирины), сражающийся с Дмитрием и убитый им в открытом бою, после чего жена и дети Бориса принимают яд…

Эта пьеса явно сочетает польскую версию московских событий конца XVI века и испанские события первой половины XVI века: убийство дона Карлоса (Ивана), отречение и смерть его отца Карла V и т. д. Заметим, что пьеса переведена на русский язык совсем недавно Л. Цывьяном, а издана только в 1999 году. По авторитетному мнению крупнейшего нашего литературоведа и специалиста по истории театра профессора И. Л. Вишневской, сообщенному одному из авторов, Сумароков об этой пьесе скорее всего ничего не знал.

Конечно, влияние Швеции и Польши заключалось не в поставке на Русь марионеток, а в попытках правителей этих стран получить вторую корону, превратив Москву в центр своей периферии, каковой была для Польши Украйна[26] (окраина), а для Швеции Финляндия.

Роль Англии оставалась до поры темной, а потому выход на обескровленную долгими разборками московскую сцену английской партии – принципиальный момент истории 1611 года. Конечно, и до этого основная деятельность английских колонизаторов не прерывалась. Они исправно вывозили через Архангельск в Англию позарез нужное Британии стратегическое сырье: селитру и серу с Нижней Волги для изготовления пороха, лен для плетения канатов, необходимых для изготовления такелажа строившегося флота, лес, скупавшийся ими на корню, сыромятную кожу для конских сбруй и т. д.

Это ополчение, в большинстве своем состоявшее из наемников, будучи полностью экипированным на английские деньги, отправилось наводить порядок… нет, не в Москву, а в Казань, где для начала убили бывшего члена совета при Федоре Иоанновиче, воеводу Бельского, а затем вверх по Оке в Рязань, и вверх по Волге в Ярославль. Весной 1612 года в Ярославле англичане устроили свою штаб-квартиру, куда прибыла целая команда с Британских островов (см. А. П. Торопцев, с. 447–448).

Эта команда привезла английские корабельные пушки, которые и сегодня можно видеть в музее города Переславля-Залесского. Правда, там они числятся как отобранные у поляков – но какие поляки под Переяславлем, если, по традиционной историографии, их геройски остановили защитники Троицкой лавры в 70 км по пути из Москвы? Нет, эти пушки скорее всего остались от англовооруженного ополчения, занимавшего стратегически важный перекресток дорог из Ярославля в Москву и из Владимира в Тверь, перекресток, на котором и стоит Переславль-Залесский!

Да еще потребовалось уговаривать его матушку, монахиню Марфу; зная возможности своего дитяти и понимая, что быть ему не более, как марионеткой на престоле, она очень противилась его отъезду.

И кстати: откуда о том, что избран новый царь и что он находится в Костроме, да не абы где, а в определенном монастыре, узнали крестьяне в окружающих лесах? Трудно предположить, что в избе Ивана Осиповича Сусанина стоял телевизор. А откуда узнал об избрании рядового боярского сына царем рейдовый отряд поляков, по колено в снегу бороздивший здешние пространства; ведь у них не было рации? Да и зачем он был им нужен, этот юный боярыш?… Сама собою вспоминается частушка Сергея Сатина:

Шли поляки темным лесом

За каким-то интересом,

Гида, Глинку и царя

Хором злобно матеря.

Посмотрим, как развивались события, опять же опираясь на официальную хронологию.

1613. Март. – В Варшаву направлено русское посольство, но оно не сумело добиться от Сигизмунда III желаемых результатов, а именно отмены претензий королевича Владислава на русский престол и освобождения Филарета (Федора) Романова, отца вновь избранного царя. Май. – Михаил Романов венчается на царствование митрополитом Кириллом. Июль. – Вылазки поляков, доходящих до Калуги, Можайска и Тулы. Началась война со Швецией.


Смутные времена. Начало XVII века

Все это время англичане продолжали прибирать к рукам внутреннюю и внешнюю торговлю России.

Придя к власти, Романовы подтвердили права англичан.

И это за 100 лет до Петра Великого!

Мы не знаем, что стало с заложенными английским заимодавцам при сборе средств на ополчение дворами, женами и детьми нижегородцев. Полтора века спустя Екатерина II, проезжая по этим местам, меланхолично замечала, что, де, здесь многие дома в залоге… Однако известно, что единственный, кроме Строгановых, кто дал ссуду Михаилу Федоровичу, чтобы он расплатился с наемниками, был английский король Яков I Стюарт, выделивший для этой цели крупную сумму – 20 000 рублей. Причем дал он их из личных средств, то есть это был не государственный, а частный заем!

Резня с красивым названием

Резня с красивым названием Если нужно хоть какое-нибудь оправдание тем ужасам, каким подверглась Франция, тогда стоит заметить, что первыми начали французы.В 1337 году они повадились устраивать набеги на побережье Англии, а в течение следующего года напали на Рай, Гастингс,

Чему посвящена пьеса?

Пьеса для чтения в трех действиях,

Пьеса для чтения в трех действиях, тридцати пяти сценах с

Неудачная политическая пьеса

Роли и собственная пьеса

Роли и собственная пьеса Все мы играем роли. Они разные дома, на улице, на службе и в обществе вообще. Нам удается играть их с разным успехом. Это зависит от того, насколько нам подходит та или иная роль, насколько мы талантливы, и насколько нам доверяет режиссер. Но


Художник-постановщик - Виктор Герасименко

Видеоконтент - Дмитрий Герасименко

Художник по свету - Айвар Салихов

Музыкальное оформление - Эдуард Глейзер

Постановка боёв – Андрей Рыклин

Балетмейстер – Наталья Цыбульская

Репетитор по вокалу – Галина Гусева

Режиссер - Андрей Цисарук

Стихи – Дмитрий Бочаров

Ассистенты режиссёра – заслуженный работник культуры России Владимир Егоров, Светлана Мочалова

Суфлёр – Ирина Варламова

В спектакле звучит музыка из произведений народного артиста СССР, лауреата Государственных премий СССР и России Г.В. Свиридова

Польские солдаты, стрельцы – студенты ВТУ (института) им. М.С. Щепкина Я.Т. Сурженко, Д.А. Алёшкин, Д.А. Кочарян, И.А. Дульцев,
Т.А.Михалевич, Д.С. Гнедьков, Н.М. Грудинов.

Премьера - 10 мая 2018 года.

Продолжительность спектакля - 3 часа.

12+

Драма в 2-х частях
Сценическая версия Малого театра
Спектакль идет с одним антрактом

Действующие лица и исполнители:

Катерина, племянница Шеина Лидия Милюзина

Драма в 2-х частях
Сценическая версия Малого театра
Спектакль идет с одним антрактом


Художник-постановщик - Виктор Герасименко

Видеоконтент - Дмитрий Герасименко

Художник по свету - Айвар Салихов

Музыкальное оформление - Эдуард Глейзер

Постановка боёв – Андрей Рыклин

Балетмейстер – Наталья Цыбульская

Репетитор по вокалу – Галина Гусева

Режиссер - Андрей Цисарук

Стихи – Дмитрий Бочаров

Ассистенты режиссёра – заслуженный работник культуры России Владимир Егоров, Светлана Мочалова

Суфлёр – Ирина Варламова

В спектакле звучит музыка из произведений народного артиста СССР, лауреата Государственных премий СССР и России Г.В. Свиридова

Польские солдаты, стрельцы – студенты ВТУ (института) им. М.С. Щепкина Я.Т. Сурженко, Д.А. Алёшкин, Д.А. Кочарян, И.А. Дульцев,
Т.А.Михалевич, Д.С. Гнедьков, Н.М. Грудинов.

Премьера - 10 мая 2018 года.

Продолжительность спектакля - 3 часа.

12+

Действующие лица и исполнители:

Катерина, племянница Шеина Лидия Милюзина

ПОЗДРАВЛЯЕМ С НОВОЙ РОЛЬЮ!

26 мая в спектакле "Смута. 1609-1611 гг." В.Мединского роль Десятника первый раз сыграл артист Игнатий Кузнецов. Поздравляем и желаем новых творческих успехов!

26 мая в спектакле "Смута. 1609-1611 гг." В.Мединского роль Десятника первый раз сыграл артист Игнатий Кузнецов. Поздравляем и желаем новых творческих успехов!

ПОЗДРАВЛЯЕМ С НОВОЙ РОЛЬЮ!

26 мая в спектакле "Смута. 1609-1611 гг." В.Мединского роль писаря Сигизмунда первый раз сыграл артист Евгений Воронов. Поздравляем и желаем новых творческих успехов!

26 мая в спектакле "Смута. 1609-1611 гг." В.Мединского роль писаря Сигизмунда первый раз сыграл артист Евгений Воронов. Поздравляем и желаем новых творческих успехов!

Ирина

26.05.2021. Весь спектакль - на одном дыхании! Грандиозная, потрясающая постановка об одном из самых драматических исторических моментов! Роскошные декорации, костюмы, музыка! Великолепный актёрский ансамбль - даже трудно выделить кого-то из замечательных актёров, занятых в спектакле - их много, блестящие работы В.К.Бабятинского, В.А.Дубровского, В.А.Афанасьева, А.Ю.Ермакова, С.А.Тезова, А.Е.Фаддеева, А.Г.Волкова, О.В.Добрована, Л.А.Милюзиной, М.Марк, В.В.Андреевой, А.А.Коновалова, М.И.Филатова. Великолепная режиссёрская работа Мастера. Очень сильный, глубокий спектакль. Третий день под впечатлением. Обязательно приду ещё раз - с внучкой! Спасибо, любимый Малый театр!

Ирина

Огромное спасибо театру! Иду на спектакль 26.05.2021. Всем, кто интересуется историей и её художественным воплощением, кто любит Малый театр, необходимо хотя бы раз посмотреть эту грандиозную постановку. А лучше смотреть спектакль два раза, как сказала студийцам в "НЕсерьёзном разговоре" Ирина Вадимовна Муравьёва, и я полностью согласна с Народной артисткой. Приходите в Малый театр, приводите детей - школьников и студентов: для них это особенно важно и необходимо - знать историю своей страны через художественное воплощение на сцене любимого Малого театра! Всем здоровья и ярких впечатлений от встреч с подлинным искусством!

В пьесе, как и в книге, порох поджигает один из главных героев Григорий Колдырев. Жители же испанского Сагунта, который карфагенскому полководцу Ганнибалу пришлось брать штурмом, были перебиты все, включая младенцев, город сожжен дотла. А над Смоленском (в пьесе) после огненного взрыва воссияли осененные крестами золотые купола. Как символы бессмертия России.

И когда спектакль закончился, зрители встали и начали аплодировать. Молча. Некоторые смахивали с глаз невольные слезы.

Актеры выходили и кланялись. Аплодисменты не стихали. И люди не расходились. Пять, десять минут, пятнадцать… Может ли быть более высокой оценка спектаклю и создавшему его творческому коллективу?

Тогда же польско-литовские войска короля Сигизмунда III под командованием польного гетмана коронного Станислава Жолкевского двинулись на Русь, но споткнулись о Смоленск, который стал стеной на их пути. Почти два года — с 16 (26) сентября 1609 г. по 3 (13) июня 1611 г. — поляки осаждали эту стратегически важную для России крепость, обороняемую впятеро меньшим по численности гарнизоном под командованием воеводы Михаила Шеина. Русские сражались до последнего. Осада закончилась взятием города, но не столько из-за полного истощения сил и средств, сколько по причине предательства.

Роль воеводы Смоленска Михаила Шеина играет народный артист России Валерий Афанасьев, его противника — короля Польши Сигизмунда III — народный артист России Валерий Бабятинский. Надо сказать, что у обоих актеров есть даже определенное портретное сходство с их историческими прототипами, характеры которых они передали вполне достоверно: православный, прямодушный, верный присяге защитник Отечества и лукавый, жестокий и по-иезуитски коварный король-католик.

В спектакле также заняты народные артисты России Александр Ермаков (владыка Сергий), Владимир Дубровский (Зобов), заслуженные артисты России Алексей Фаддеев (Григорий Колдырев), Александр Белый (Логачев), артисты Александр Волков (Дедюшин), Олег Доброван (Фриц Мейер), актрисы Лидия Милюзина (Катерина, племянница Шеина), Ольга Абрамова (Варвара), Аполлинария Муравьева (Наташа). И еще многие другие, не менее достойные исполнители больших и малых ролей: жители Смоленска, поляки, немцы, стрельцы, солдаты, крестьяне, посадские, девушки на постоялом дворе — артисты Евгений Арановский, Екатерина Бикс, Наталья Боронено, Наталья Вершинина, Мария Дунаевская, Анна Жарова, Валерия Князева, Алёна Колесникова, Андрей Манке, Галина Микшун, Юлия Сафронова, Наталья Хрусталёва, Наталья Швец. Играют и студенты ВТУ (института) им. М.С. Щепкина — Я. Сурженко, Д. Алёшкин, Д. Кочарян, И. Дульцев, Т. Михалевич, Д. Гнедьков, Н. Грудинов и другие. Всего в постановке занято около 50 человек.

Количество артистов, занятых в спектакле, впечатляет, тем более нельзя не отметить, что всех их отличает глубокое проникновение в образ и искренность, с которой они стремились донести до зрителей не только дух той далекой эпохи, но и ее особенности, вплоть до манер, произношения, поведения.

Среди них — видеопроекции на двух экранах (статичный в глубине сцены и опускающийся прозрачный на авансцене), тщательно выписанные декорации и главная сценографическая находка — широкий поворотный круг с выстроенными на нем фрагментами крепостной стены и башен, как мне показалось, почти в натуральную величину (высота стен Смоленска составляла 19 м). Они пронизаны внутренними переходами, а с внешней стороны оборудованы небольшими сценическими площадками, где играются важные для понимания пьесы эпизоды, скажем, в таверне, приграничном борделе. Вместе с тем для ключевых сцен используется расположенная как бы внутри стен и под наклоном к зрителю открытая площадка (все видно как на ладони), которая быстро трансформируется то в городскую площадь, то в лагерь польских войск или в покои короля, а то и в предместье.

Собственно, вся история города-крепости нашла символическое отражение в спектакле: тут и черное воронье на закатной стороне России, откуда постоянно исходит агрессия; и золотые, увенчанные крестами купола спасительной для России православной Церкви; и — связующая все русские времена икона Путеводительница.

Государство, таким образом, проводит самоубийственную культурную политику, спонсируя спектакли подобного рода. Чего ж возмущаться, что, пардон, изнасилование классики приобрело непомерные масштабы?

Приходится напоминать, что характерной чертой русской драматургии, как и современной ей литературы, всегда являлось сочетание актуальности с глубоким гуманизмом и любовью к Родине, сопричастностью ее судьбе. Театр называли храмом искусств. Храмом — вдумайтесь!

Между тем пьесы современных российских авторов практически исчезли из репертуара театров страны, а над классикой можно издеваться безбоязненно. И постановка в Малом нового и весьма маститого автора – это как глоток свежего воздуха.

Фото - Спектакль Смута

- Заказ билетов через сайт, online — круглосуточно.
- Доставка по Москве в пределах МКАД — от 500 р.
- 100% гарантия подлинности официальных билетов.
- В случае отмены мероприятия — вернем полную стоимость билетов.

У нас вы сможете купить билеты на спектакль Смута в Малый театр даже в том случае, если билетов уже нет в кассе театра!

Краткое содержание спектакля Смута

В Малом театре представили мультимедийный исторический спектакль. Внушительные декорации, исторические костюмы, патриотический материал и авторство литературной основы, принадлежащее министру культуры Владимиру Мединскому, делают постановку как минимум заслуживающей внимания.

Понравился спектакль Смута? Расскажите друзьям!

Отзывы зрителей о спектакле Смута

27 января 2020 г.

Спектакль понравился. Иногда ощущение, что это выдуманный сюжет, не верится, что такое происходило в реальной жизни. потрясающие декорации, музыка и игра акторов.

17 января 2020 г.

Восторг. Спектакль оставил невероятные впечатления и положительные эмоции. От начала и до конца на одном дыхании.

05 января 2020 г.

Очень слабо - И игра, и тексты пьесы. Не ожидала от любимого театра. Понравились только декорации.

Читайте также: