Спектакль царская охота краткое содержание

Обновлено: 16.05.2024

Москва. Ранняя весна 1775 г. Дом графа Алексея Григорьевича Орлова. Граф Григорий Григорьевич Орлов благодаря тому, что находится в свите императрицы Екатерины, которая приезжает в Москву, получает возможность увидеться с братом. Он застаёт брата в пьянстве и всевозможных увеселениях. Алексей флиртует с женщинами, на днях дрался с кем-то. Григорий стыдит брата, а тот говорит, что его тоска берет, скука в Москве, нет дела для героя Чесмы. Григорий же считает, что Алексей рано разнежился — время тревожное, даже воздух наполнен злобою: чем больше заслуг, тем больше врагов. Григорий рассказывает брату, что Екатерина переменилась к нему: раньше минуты считала до их встречи, а теперь спокойна и снисходительна, даже жалеет его. И это хуже всего. Алексей говорит ему, что он слишком ревнив. Григорий же хочет уехать, чтобы Екатерина вспоминала о нем. Докладывают о поручике Мартынове. Войдя, тот сообщает, что Алексея Орлова просит к себе императрица, и незамедлительно. Алексей уходит.

Кабинет Екатерины. У неё Екатерина Романовна Дашкова. Ее сын окончил курс в Эдинбурге, и она просит дозволения провести с ним в Европе то время, которое нужно для завершения его образования. Екатерина не рада этому, но обещает подумать. Когда докладывают об Алексее Орлове, Дашкова стремительно уходит: она не выносит этого человека, так как на нем кровь супруга Екатерины.

Пиза. Дом Ломбарди, богатого негоцианта, множество гостей. Все обсуждают Елизавету. Она входит с Пьетро Бониперти, своим секретарём, который безумно влюблён в неё и искренне ей предан. Каждый считает своим долгом сказать ей что-либо приятное, лестное, как-то её поддержать. Елизавета всех благодарит и говорит, что безмерно нуждается в друзьях, так как очень многое утратила в жизни. Падре Паоло, иезуит, предупреждает её, что в Пизе граф Орлов. Елизавете представляют Карло Гоцци, который рассказывает ей о своих пьесах. Появляются Алексей Орлов и поэт Кустов, пьяница, которого Орлов приютил у себя. Елизавета поражена: она другим представляла себе Орлова. Она чувствует долгожданную перемену в своей судьбе. Бониперти просит её не искушать судьбу. Алексей представляется ей. Поскольку она хочет поговорить без свидетелей, Елизавета приглашает его в свой дом на виа Кондоти, говорит, что безмерно счастлива. Алексей вторит ей.

Дом Елизаветы на виа Кондоти. Вечер. Она ждёт Алексея. Бониперти в который раз говорит ей о своих чувствах и предупреждает, что Орлов не поставит ради неё на карту все, что имеет, как он сделал однажды, потому что тогда ему нечего было терять. Елизавета говорит ему, что уже поздно что-либо менять. Появляется Алексей. Он зовёт Елизавету с собой, домой, обещая помочь ей добиться престола. Елизавета, которая уверена, что Алексей её любит, соглашается ехать. На корабле Алексей разыгрывает свадьбу с помощью переодетых матросов. Кустов пытается пристыдить его. Алексей приходит в бешенство, и тот умолкает. Матросы разыгрывают венчание. Елизавета уверена, что теперь они женаты.

Петропавловская крепость. Князь Голицын уговаривает Елизавету одуматься и во всем признаться. Елизавета упорствует и просит аудиенции императрицы. Тогда Голицын передаёт её в руки Шешковского, который собирается её пытать. Он рассказывает ей, что Орлов ездил за ней по приказу Екатерины, что никакой свадьбы не было, что венчал их ряженый матрос. Елизавета отказывается ему верить.

Москва. Дом Алексея Орлова. Оба брата пьют и слушают пение цыган. Григорий пришёл проститься: он едет в Европу. Алексей сначала тоже хотел ехать с ним, но теперь раздумал. Григорий уходит. Алексей все пьёт и говорит о том, что самозванство царства рушит. Кустов же вспоминает Елизавету и говорит, что люди глупы. Он собирается уходить от Орлова. Цыгане поют. Алексей приказывает им петь громче. Ему слышится голос Елизаветы, которая зовёт его. Он сидит, глядя в одну точку, закрыв уши кулаками.

В Москве 1775 год, ранняя весна. Особняк графа Орлова Алексея Григорьевича. Григорий Григорьевич, также граф Орлов благодаря своему положению при дворе императрицы Екатерины, решившей посетить Москву, получал возможность повидаться с братом. Он увидел брата за пьянкой и всевозможных развлечениях. Алексей занят флиртом с женщинами и дрался с кем-то намедни. Григорий начинает стыдить брата, но тот сказал, что его берет тоска, ему скучно в Первопрестольной, нет в Москве дела для триумфатора Чесмы. Григорий же уверен, что брат рано позволил себе расслабится. Время нынче тревожное. Даже в воздухе витает какая-то злоба. Чем больше у них заслуг, тем больше им завидуют. Григорий поделился с братом, что Екатерина изменила свое отношение к нему. В былое время она минуты считала в ожидании их встречи, теперь же холодна и снисходительна, даже иногда жалеет его. А такое хуже всего. Брат сказал ему, что тот слишком впечатлителен. Но Григорий желает уехать, чтобы напомнить Екатерине о себе. Доложили о визите поручика Мартынова. Тот, войдя, сообщил, что имперетрица требует к себе Алексея Орлова и без промедления. Алексей ушел.

В кабинете Екатерины. Там Дашкова Екатерина Романовна. Она просит позволения провести с сыном время в Европе. Он закончил курс в Эдинбурге. И оставшееся до завершения образование Дашкова хочет быть рядом с ребенком. Екатерину эта новость не радует, но она обещает подумать над этим. Когда доложили о приходе Алексея Орлова, княгиня стремительно покинула кабинет, так как терпеть не может этого человека потому, что на его руках кровь мужа Екатерины.

Екатерина говорит с ним об одной женщине, которая утверждает, что она дочь Елизаветы Петровны и Алексея Разумовского. Проживает она в Риме, при этом пишет корреспонденцию Папе, султану и российскому флоту смея подписываться при этом Елизаветой всея Руси. Екатерину эта персона очень беспокоит. Бунтовщики Пугачева только недавно подавлены, но огонь все еще тлеет под слоем пепла. Пугачев имел соратников и единомышленников среди представителей всех сословий. Императрица обеспокоена, что существование этой женщины способно поспособствовать крупным неприятностям. Поэтому граф Орлов должен задержать ее и доставить царице. Если не получится все сделать тайно, государыня позволила использовать флот. Алексей пообещал, что все исполнит. На прощание императрица предупредила его, что девушка весьма недурна собой и уже многих погубила своей красотой.

Дом богатого негоцианта Ломбарди в Пизе с многочисленными гостями. Идет обсуждение Елизаветы. Она заходит с Пьетро Бониперти. Это ее секретарь, который влюблен в нее безумно и безраздельно предан ей. Каждый посетитель считает себя обязанным сказать девушке что-нибудь лестное, приятное, пытаясь поддержать. Елизавета всем благодарна. Она говорит, что очень сильно нуждается в друзьях, так как многое потеряла в жизни. Священник и иезуит Паоло предостерегает ее, что в Пизу приехал граф Орлов. Елизавету знакомят с Карло Гоцци и он повествует о своих пьесах. Приходят Алексей Орлов и поэт-алкоголик Кустов, которому граф дал приют у себя. Елизавета изумлена, она по другому представляла себе Алексея. Она предчувствует так долго ожидаемые перемены в своей жизни. Бониперти умоляет ее не играть с судьбой. Орлова представили девушке. Поскольку она желает побеседовать с Алексеем без свидетелей, то приглашает графа в собственный дом на на виа Кондотии уверяет, что безмерна рада знакомству. Алексей с ней соглашается.

Особняк Елизаветы на улице Кондоти. Она ожидает Алексея. Вечер. Бониперти в очередной раз повторяет ей о своих опасениях и остерегает, что Орлов не станет рисковать ради нее всем, что у него есть, как он сделал когда-то, потому что в то время ему было нечего терять. Елизавета отвечает секретарю, что уже поздно менять планы. Пришел Алексей. Он позвал Елизавету с собой, в Россию, обещая помочь ей завоевать престол. Елизавета, уверенная в любви графа Алексея Орлова, согласилась поехать. На корабле Орлов разыгрывает венчание при помощи переодетых матросов. Поэт Кустов попытался пристыдить графа. Алексей пришел в бешенство, и стихотворец замолчал. Матросы разыграли свадьбу. Елизавета пребывает в уверенности, что отныне они муж и жена.

Петропавловская крепость. Елизавету уговаривает князь Голицин, он советует ей одуматься и сознаться во всем. Елизавета упрямится и просит императрицу об аудиенции. Тогда князь Голицын передал её в распоряжение Шешковского, который рассчитывает применить пытку. Он поведал девушке, что Орлов приехал за ней в Италию по приказу государыни, что не было никакой свадьбы, а повенчал их переодетый их матрос. Елизавета не собирается ему верить.

Зал подле комнат Екатерины. Императрица дозволяет Дашковой ехать к сыну. Обе предаются воспоминаниям о прошлом и рассчитывают, что их следующая встреча будет радостнее. Григорий орлов зашел после ухода княгини. Он сердит и жалуется, что это не ему Екатерина поручила столь ответственное задание. Государыня отвечает, что он для такого слишком добр, в этом желе необходимо было жесткое сердце. Григорий упрекает Екатерину в непостоянстве. На что та ответила, что смелость и красота еще не гарантируют, что юноша превратился в мужчину. Ей необходим человек, способный к великим поступкам. Потому как великая держава не может позволить себе застой. Она рекомендует Орлову взять пример с Дашковой и посетить Европу. Григорий ушел.

Вместо него заходит Алексей. Императрица делает ему замечание, что он после расставания с распутной девицей слег от тоски. Алексей утверждает, что уже здоров. Императрица приказала ему провести допрос Елизаветы. Орлов отказался. Тогда Екатерина дала ему пощечину и заявила, что это награда от нее ему как от женщины. Чтобы получить награду от императрицы, она позвала Орлова во внутренние покои.

Москва. Особняк Алексея Орлова. Граф и его брат выпивают и слушают пени цыган. Григорий зашёл попрощаться, он уезжает в Европу. Алексей решил было тоже ехать с братом, но затем передумал. Григорий ушел. Алексей продолжает пить и говорит, что самозванцы разрушают государство. Кустов же вспомнил Елизавету и сказал, что люди глупцы. Он собрался уйти от Орлова. Цыгане продолжают петь. Орлов приказывает им спеть погромче. Ему мерещится голос Елизаветы, зовущий его. Он глядит в одну точку, и сидит, закрыв кулаками уши .

Москва. Декабрь 1946 г. Вечер. Большой зал консерватории. Виктор садится на свободное место рядом с девушкой. Девушка говорит ему, что место занято, так как она пришла с подругой. Однако Виктор показывает ей свой билет и описывает девушку, которая ему этот билет продала. В ней Геля — а именно так зовут девушку — узнает свою подругу. В антракте выясняется, что Виктор здесь впервые. Он пытается узнать, откуда приехала Геля, — она говорит по-русски с ошибками и с акцентом, выдающим в ней иностранку. Виктор думает, что она из Прибалтики, а оказывается — из Польши. Они с подругой учатся в консерватории. Она певица. Геля сердится, что её подруга предпочла концерту прогулку с молодым человеком.

После концерта Виктор провожает Гелю в её общежитие. По дороге Геля рассказывает Виктору о себе. Русскому языку её учил отец. Виктор рассказывает о своей жизни. Он учится на технолога: будет создавать вина. Читает ей стихи Омара Хайяма. Виктор хочет встретиться с ней еще и назначает свидание.

На остановке Виктор смотрит на часы. Появляется Геля. Виктор говорит ей, что боялся, что она не придет. Он не знает, куда им идти. Геле нравится, что он откровенен, что у него есть характер. Советует ему понимать: каждая женщина — королева. Переговорный пункт. Пустой зал, Геля собирается говорить с Варшавой. Пока они ждут её очереди, она рассказывает Виктору, как болела два дня, как её лечили чаем с малиной. Наконец, Геле дают кабину. Когда она возвращается, Виктор хочет узнать, с кем она говорила, но Геля смеется, перебирая вслух имена разных молодых людей. Скоро полночь. Геля хочет, чтобы Виктор проводил её в общежитие. Но Виктор и не думает расставаться с ней и напрашивается на чай.

Музей. Виктор приводит сюда Гелю, так как больше им некуда деться: сам он не москвич. Геля рассказывает ему о польском городе Вавеле. Там похоронена польская королева Ядвига. Она была покровительницей университета в Кракове, и все ученики до сих пор пишут ей записки с просьбами помочь выдержать экзамен или облегчить учебу. Сама Геля тоже ей писала. Так, за разговорами, Геля и Виктор гуляют по музею, иногда заходят за статуи и целуются.

Проходит десять лет. Виктор приезжает в Варшаву. Он звонит Геле и договаривается о встрече. Виктор рассказывает, что приехал к коллегам, что стал ученым, защитил диссертацию. Геля поздравляет его и зовет в маленький ресторанчик, где поет её друг Юлек Штадтлер. Оттуда видна вся Варшава. В ресторане за разговором Виктор говорит, что женат. Геля тоже замужем. Ее муж — музыкальный критик. Штадтлер замечает Гелену и просит её спеть. Та выходит на сцену и поет песню, которую пела Виктору десять лет назад, — в новогоднюю ночь. Когда она возвращается, то рассказывает Виктору, что, приезжая в Вавель, всегда пишет записки королеве Ядвиге, чтобы она вернула ей Виктора. Виктор говорит ей, что он помнит все.

Улица. Фонарь. Геля провожает Виктора до отеля. Ему нужно уже уходить, но Геля не пускает его, говоря, что он должен понять: если он уйдет сейчас, то они никогда больше не увидятся. Она зовет Виктора в Сохачев — это недалеко. Завтра Виктор вернется. Но тот не соглашается, просит её понять, что он здесь не один и не может уехать вот так, на всю ночь. Гелена напоминает: когда-то он смеялся, что она постоянно всего боится. Виктор отвечает: так сложилась жизнь. Гелена говорит, что все поняла, и уходит.

Проходит еще десять лет. В начале мая Виктор приезжает в Москву и идет на концерт, в котором участвует Геля. В антракте он заходит к ней в артистическую. Она встречает его спокойно, даже радуется его приходу. Виктор рассказывает, что у него все идет хорошо, теперь он доктор наук. В Москве он в командировке. А с женой расстался. Гелена говорит, что он — герой. Сама она тоже рассталась с мужем и даже со вторым. Ее друг Юлек Штадтлер умер. Она говорит, что жизнь идет вперед, что во всем есть свой смысл: в конце концов, она стала хорошей певицей. Замечает, что сейчас молодые люди даже женятся на иностранках. Потом спохватывается, что совсем не отдыхала, а антракт скоро заканчивается. Просит Виктора не забывать и звонить ей. Виктор извиняется, что побеспокоил её, и обещает позвонить. Они прощаются.

Голос Виктора. Виктор сетует, что времени всегда не хватает. И это как раз хорошо.

Л. Г. Зорин
Царская охота
Москва. Ранняя весна 1775 г. Дом графа Алексея Григорьевича Орлова. Граф Григорий Григорьевич Орлов благодаря тому, что находится в свите императрицы Екатерины, которая приезжает в Москву, получает возможность увидеться с братом.

Он застает брата в пьянстве и всевозможных увеселениях. Алексей флиртует с женщинами, на днях дрался с кем-то. Григорий стыдит брата, а тот говорит, что его тоска берет, скука в Москве, нет дела для героя Чесмы.

Григорий же считает, что Алексей рано разнежился – время тревожное,

даже воздух наполнен злобою: чем больше заслуг, тем больше врагов. Григорий рассказывает брату, что Екатерина переменилась к нему: раньше минуты считала до их встречи, а теперь спокойна и снисходительна, даже жалеет его. И это хуже всего. Алексей говорит ему, что он слишком ревнив.

Григорий же хочет уехать, чтобы Екатерина вспоминала о нем. Докладывают о поручике Мартынове. Войдя, тот сообщает, что Алексея Орлова просит к себе императрица, и незамедлительно.

Алексей уходит.
Кабинет Екатерины. У нее Екатерина Романовна Дашкова. Ее сын окончил курс в Эдинбурге, и она просит дозволения провести с ним в Европе

Екатерина не рада этому, но обещает подумать. Когда докладывают об Алексее Орлове, Дашкова стремительно уходит: она не выносит этого человека, так как на нем кровь супруга Екатерины.
Екатерина заговаривает с Орловым о некой женщине, которая называет себя дочерью Елизаветы Петровны от Алексея Разумовского. Живет она в Риме, пишет письма султану, папе, русскому флоту, подписываясь при этом Елизаветой всея Руси. Екатерина очень обеспокоена этим.

Восстание Пугачева только что подавлено, но “огонь под золой еще тлеет”, Пугачев имел сподвижников и сочувствующих во всех слоях общества. Она боится, что появление этой женщины может повлечь за собой большие неприятности, поэтому Екатерина приказывает Алексею Орлову схватить ее и доставить сюда. Если не удастся обойтись без шума, то она разрешает задействовать флот.

Алексей обещает все исполнить. На прощание Екатерина предостерегает его, что девица, как говорят, очень хороша собой и многих уже погубила.
Пиза. Дом Ломбарди, богатого негоцианта, множество гостей. Все обсуждают Елизавету. Она входит с Пьетро Бониперти, своим секретарем, который безумно влюблен в нее и искренне ей предан.

Каждый считает своим долгом сказать ей что-либо приятное, лестное, как-то ее поддержать. Елизавета всех благодарит и говорит, что безмерно нуждается в друзьях, так как очень многое утратила в жизни. Падре Паоло, иезуит, предупреждает ее, что в Пизе граф Орлов. Елизавете представляют Карло Гоцци, который рассказывает ей о своих пьесах.

Появляются Алексей Орлов и поэт Кустов, пьяница, которого Орлов приютил у себя. Елизавета поражена: она другим представляла себе Орлова. Она чувствует долгожданную перемену в своей судьбе.

Бониперти просит ее не искушать судьбу. Алексей представляется ей. Поскольку она хочет поговорить без свидетелей, Елизавета приглашает его в свой дом на виа Кондоти, говорит, что безмерно счастлива.

Алексей вторит ей.
Дом Елизаветы на виа Кондоти. Вечер. Она ждет Алексея. Бониперти в который раз говорит ей о своих чувствах и предупреждает, что Орлов не поставит ради нее на карту все, что имеет, как он сделал однажды, потому что тогда ему нечего было терять.

Елизавета говорит ему, что уже поздно что-либо менять. Появляется Алексей. Он зовет Елизавету с собой, домой, обещая помочь ей добиться престола. Елизавета, которая уверена, что Алексей ее любит, соглашается ехать.

На корабле Алексей разыгрывает свадьбу с помощью переодетых матросов. Кустов пытается пристыдить его. Алексей приходит в бешенство, и тот умолкает.

Матросы разыгрывают венчание. Елизавета уверена, что теперь они женаты.
Петропавловская крепость. Князь Голицын уговаривает Елизавету одуматься и во всем признаться. Елизавета упорствует и просит аудиенции императрицы.

Тогда Голицын передает ее в руки Шешковского, который собирается ее пытать. Он рассказывает ей, что Орлов ездил за ней по приказу Екатерины, что никакой свадьбы не было, что венчал их ряженый матрос. Елизавета отказывается ему верить.
Зал рядом с покоями Екатерины. Екатерина разрешает Дашковой уехать к сыну. Обе вспоминают прошлое и надеются, что следующая их встреча будет счастливее.

Когда Дашкова уходит, появляется Григорий Орлов. Он сетует и сердится, что не ему поручила Екатерина столь важное для нее дело. Императрица отвечает ему, что он слишком добр, а здесь требовалось твердое сердце. Григорий намекает на непостоянство Екатерины.

Григорий уходит.
Вместо него появляется Алексей. Екатерина пеняет ему, что, “разлучившись с распутной девкой”, “слег с тоски”. Алексей же говорит, что уже здоров. Екатерина приказывает ему допросить Елизавету.

Алексей отказывается. Тогда Екатерина бьет его по лицу. Как она говорит, это награда Орлову от нее, как от женщины.

Елизавета просит его сказать, что все, что она слышала о нем, – клевета. Алексей же не отрицает, что все это – правда. Он говорит, что стал бы изменником, если бы нарушил присягу и слово, данное императрице. Елизавета в ужасе.

Она не верит, что можно держать слово, данное мужеубийце. Елизавета проклинает Алексея и прогоняет его, прося передать “своей государыне”, что суд человеческий ей не страшен, а Божьего суда она не боится, так как чиста перед Ним. Алексей уходит.

Елизавета зовет его по имени, кричит ему вслед, что в ней уже дышит его ребенок.
Москва. Дом Алексея Орлова. Оба брата пьют и слушают пение цыган. Григорий пришел проститься: он едет в Европу.

Алексей сначала тоже хотел ехать с ним, но теперь раздумал. Григорий уходит. Алексей все пьет и говорит о том, что самозванство царства рушит. Кустов же вспоминает Елизавету и говорит, что люди глупы.

Он собирается уходить от Орлова. Цыгане поют. Алексей приказывает им петь громче. Ему слышится голос Елизаветы, которая зовет его.

Читайте также: