Создать диафильм из рисунков в школу

Обновлено: 06.07.2024

• Познакомить детей с этапами создания диафильма.

• Формировать навыки связной речи.

Способствовать развитию диалогической речи и умения публичного выступления

• Формировать художественные навыки и умения.

• Воспитать интерес, внимание и последовательность в процесс создания диафильма.

Актуальность проекта :

Для успешной подготовки ребенка к школе включена задача по формированию связной, выразительной речи, однако традиционные приемы и методы (вопросы, образцы рассказов) не всегда приводят к положительному результату.

Качество детских рассказов у многих остается низкое. Детям неинтересно сидеть и слушать однообразные и скучные рассказы. У дошкольников не развивается самостоятельность, творчество.

Проблему в развитии связной речи можно решить с помощью метода, который бы активизировал творческую коммуникативную деятельность детей, их самостоятельность, т. е через создание диафильмов.

В результате совместной деятельности воспитателя с детьми в рамках данного проекта, у детей активизируются коммуникативные навыки, творческий и познавательный интерес.

Продукт проекта :

Диафильм и показ диафильма в группе.

1 этап проекта : подготовительный

2. Знакомство с диапроектором (рассматривание диапроектора)

3. Просмотр старых диафильмов на диапроекторе

2 этап основной:

1. Чтение сказок.

2. После прослушивания и обсуждения сказок, детям предлагается нарисовать понравившуюся сказку. (создание мини диафильмов состоящих из 5 рисунков)

3. Родители дома вместе с детьми тоже рисуют рисунки по сказкам

4. В дальнейшем нарисованные детьми и родителями, диафильмы стали элементом развивающей среды и использовались для упражнения детей в пересказе.

5. Из рисунков родителей создается презентация (диафильм)

3 этап - итоговый:

1. Показ диафильма перед детьми других групп или родителями.

Детские диафильмы - хорошее пособие для упражнения детей в творческом рассказывании.

Дети самостоятельно озвучивали диафильм друг с другом.

Озвучивание диафильмов стало традиционным компонентом в развитии речи детей и упражняло в диалогической речи и в публичном выступлении условиях развивающей среды.

Составление диафильмов предполагает включение творческой деятельности родителей.

Методическая разработка с презентацией проектно- исследовательской деятельности обучающихся в 4 классе "Диафильм своими руками". Внеурочная деятельность.

ВложениеРазмер
mkou.docx 17.7 КБ
proekt_diafilm.ppt 1.66 МБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по организации проектно- исследовательской деятельности младших школьников

Учитель начальных классов:

Цель : создание коллективного диафильма на основе литературного произведения.

- формировать навыки работы с литературным произведением: деление на части, анализ художественного текста, выразительное чтение;

- развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

- воспитывать любовь и интерес к литературному чтению.

Актуальность проекта: диафильмы являются отличными помощниками в развитии речи ребенка, его эстетического воспитания, в обучении чтению и письму.

Гипотеза: создание диафильмов способствует проявлению творческих способностей и интереса к литературному чтению у младших школьников.

Этапы работы над проектом

  1. Погружение в проектную деятельность. Постановка проблемы, определение цели, задач деятельности.

На обобщающем уроке литературного чтения я предложила ребятам познакомиться с рассказами В. Драгунского необычным способом- просмотром диафильма. Оказалось, что среди учащихся 4 класса такие понятия как диафильмы и фильмоскоп (диапроектор) знали далеко не все. Но двое учащихся рассказали, что у них дома есть такой специальный прибор и плёнки к нему. И сразу же всем захотелось узнать, что такое диафильм, фильмоскоп. Кто участвует в создании диафильма? А самое главное – ребята задались целью создать диафильм своими руками.

  1. Организация деятельности: конкретный замысел, планирование. Разработка плана мини-проекта.

Для осуществления цели нашего проекта мы разбились на мини- группы и наметили план действий.

1). Сбор информации о словах- терминах: диафильм, монтаж, кадр, сценарий, иллюстратор, монтажёр, сценарист, субтитр.

2). Выбор произведения, деление текста на части и выбор основных цитат. Набор текста на ПК.

3). Рисование кадров диафильма. Сканирование картинок.

4). Копмановка слайдов в программе Power Point (под руководством учителя).

5). Озвучивание диафильма. Работа над выразительным чтением текста (субтитров).

1). Что такое диафильм? Кто трудился над созданием диафилмов?

Диафильм – позитивная фотоплёнка, кадры которой тематически связаны друг с другом и представляют собой последовательную иллюстрацию. Значительное число диафильмов, главным образом цветных, выпускалось для детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста. Это ленты на сюжеты народных сказок, по произведениям художественной литературы, кинокартинам. Кроме художественных диафильмов выпускались обучающие диафильмы, которые использовались в качестве наглядных пособий для школ, ВУЗов и других учебных заведений.

Создание диафильма — непростое дело, требующее внимательного участия людей самых разных профессий. Над созданием диафильма работают автор, сценарист, художник, редактор, художественный редактор, руководитель, оператор. Сценарист напишет сценарий, в котором будет учтена специфика жанра, сделает разбивку текста по кадрам. Художник под руководством художественного редактора нарисует изображение каждого кадра, и они убедятся, что рисунок выглядит хорошо не только на пленке, но и в проекции. Особую ценность диафильмы представляют также потому, что рисовали их профессиональные художники. Рисовали тогда ещё без компьютерной обработки, вкладывая свою душу в каждый штрих своего рисунка. Именно работа художника, его неповторимый стиль и манера рисовать оживляет сюжет рассказа, наполняет его красивыми, узнаваемыми и любимыми образами.

Диафильмы чаще всего просматриваются с помощью диапроектора или

фильмоскопа, изображение в котором увеличивается и проецируется на специальный экран. Обычно, для просмотра диафильмов, используется белая простыня, стена или же дверь. Пленка заряжается в специальный держатель, вставляется в диапроектор и прокручивается при помощи специальной ручки. Выпускались также озвученные диафильмы, которые, кроме фотопленки содержали в комплекте грампластинку или магнитную ленту с записью звукового сопровождения (текст диктора и музыка). При просмотре озвученных диафильмов одновременно проигрывалась грампластинка или магнитная лента, а перевод кадров должен был осуществляться после звукового сигнала.

Диафильмы пользовались огромной популярностью в нашей стране в течение более чем полувека. Начиная с пятидесятых годов студия "Диафильм" выпускала ежегодно более трёхсот новых диафильмов.

Когда же все рисунки- кадры были готовы, учащиеся совместно с у чителем отсканировали данные работы и сохранили их в единой папке с файлами.

4). Компановка слайдов происходила под чутким руководством учителя. Для этого учащимся была дана не только подробная инструкция действий, но и показан весь ход работы в программе Power Point нагляднно.

5). Озвучивание диафильма. Работа над выразительным чтением текста (субтитров).

  1. Презентация результатов. Планируемые результаты .

Вот и настали времена, когда бытовым видео-проектором или плазменной панелью с диагональю полтора метра уже никого не удивишь. Технологии идут вперед, и уже не за горами полноценное трехмерное телевидение. Тем интереснее вспомнить, какими устройствами разбавлялись серые будни лет эдак 30-40 назад. Да не просто вспомнить, а попробовать скрестить их возможности с возможностями современных цифровых технологий.

Итак, начнём воплощать нашу идею в жизнь. Нам понадобится компьютер, программа векторного рисования, лазерный принтер с разрешением 1200dpi и прозрачная пленка для лазерных принтеров.

Размеры диафильма

Вначале рисуем в векторах диафильм. Для этого нужно знать стандартные размеры кадра (я их замерил на обычном диафильме):
На листе A4 по вертикали помещается 14 кадров. Если диафильм длинее, на том же листе можно сразу печатать несколько столбцов, затем склеивать ацетоном. При рисовании главное сильно не мельчить, и помнить, что конечная картинка будет размером около 1050×800 точек. После рисования нужно отпечатать диафильм на листе белой бумаги, проверить получившиеся размеры, рассмотреть под лупой качество картинки, в общем, подобрать оптимальный режим печати. Когда всё устраивает, финально напечатать на листе прозрачной пленки.

Затем ножницами или острым резаком вырезается напечатанная лента, при необходимости склеивается, и вставляется в проектор. Все! Можно начинать просмотр.

В общем, эксперимент получился. Но самой большой удачей я считаю то, что мой ребенок прекрасно воспринял черно-белый диафильм, а после просмотра несколько раз показывал, как кот прыгнул за мышкой, и как та убегала.

Немного о диафильме

Диафильм мышка и сыр

… Я раздумывал, стоит ли размещать здесь превью диафильма. Вспомнив, что народ лихо размещает комиксы xkcd, решил — а чем десяток кадров диафильма хуже? Снижаем скорость чтения, и неторопливо перематываем, разглядывая совершенство линий в каждом кадре:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

ученики 4 б класса

Климова Елена Николаевна,

учитель начальных классов

1.1. Что такое диафильм. История создания…….…………………………….4

1.2. Изучение этапов работы, анализ литературы…………………………….5

ГЛАВА 2. Создание диафильма.

2.1. Разработка плана работы. ……………………..………………. 8

2.2. Создание диафильма, работа в компьютерных программах…………….8

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ…………………………….…12

Мы живем в удивительном мире. Нашу современную жизнь уже сложно представить без телевизоров, DVD-проигрывателей, компьютеров и прочих чудес техники, но однажды, на уроке литературного чтения, нам было предложено учителем составить фильм из наших рисунков. Мы узнали, что раньше, не так много лет назад, школьники получали чистую детскую радость от цветной сказки, нарисованной лучом света на белой простыне. И это чудо называлось – диафильм. И пусть прошло уже столько лет, мы решили попробовать тоже пережить те непередаваемые ощущения. Вернуться, казалось бы, в безвозвратно ушедшее прошлое.

Узнав о том, что диафильмы были особенно популярны в детских дошкольных и школьных учреждениях, некоторые из которых до сих пор заменяют чтение вслух показом диафильмов, мы обратили внимание на то, что диафильм - это дешёвая альтернатива узкоплёночных кинопроекторов, которая не требует специальных навыков в его создании. Так называемая разновидность слайд-шоу, сопровождаемая титрами. Это привлекло наше внимание и заставило задуматься о создании диафильма своими руками, с помощью современного компьютера, сканера.

Нам стало интересно, что такое диафильм? Кто трудился над их созданием? Что обозначают многие термины, применяемые в этапах работы над диафильмом?

Внимательно изучив разновидность созданных раньше диафильмов, мы обратили внимание на то, что в основном диафильмы монтировались с применением иллюстрированных картинок (рисунков) и вмонтированных текстов на слайдах, редко создавались озвученные (с закадровым голосом) диафильмы. Нас заинтересовал вопрос, возможно ли создать диафильм с помощью имеющихся у нас в классе и дома цифровых устройств?

Посмотрели в сети интернет этапы создания диафильмов на современном ПК. Узнали о программах, с помощью которых монтируются диафильмы в настоящее время. И решили создать диафильм своими руками с помощью ПК и сканера.

Актуальность работы.

В настоящее время теряется интерес детей к чтению литературных произведений.

Современные гаджеты все больше и больше вытесняют книги и литературу из нашего

пространства. Домашние кинотеатры, телевизоры, DVD проигрыватели, компьютерные игры уже давно стали любимцами детей и взрослых. Подрастающее поколение начинает приобщаться к миру, в котором живет, сразу с просмотра передач и фильмов по телевизору. Сегодня взрослым проще купить DVD-диск с мультиками по мотивам знаменитых сказок или же скачать фильм из Интернета, нежели прочитать книгу или посвятить вечер просмотру диафильмов вместе со своими детьми. А такие, давно забытые радости, как диафильмы являются отличными помощниками в развитии речи детей, в обучении чтению и письму.

Объектом наших исследований стал диафильм.

Предметом исследования стало изучение этапов создания диафильмов.

Ц ель работы: создание диафильмов на основе литературного произведения, с помощью

современного ПК и сканера.

Изучить понятия и термины, программы, используемые в создании диафильмов.

Методы исследования. Анализ, сбор и изучение, описание.

Практическая значимость.

Диафильмы в начальных классах можно использовать как на уроках литературного чтения, т.к. они прививают литературный вкус, пробуждают чувство прекрасного, всесторонне знакомят с богатством оттенков русского языка и помогают точнее и ярче воспринимать и осознать литературные образы.

1.1. Что такое диафильм. История создания.

Диафильм – позитивная фотоплёнка, кадры которой тематически связаны друг с другом и представляют собой последовательную иллюстрацию.

Христиан Гюйгенс , отец диапроектора .

В середине 1659 года физик Христиан Гюйгенс соорудил прибор, который умел проецировать на стену изображения. Он состоял их параболического отражателя, яркой лампы, конденсирующей линзы, стекла для прикладывания к нему картинки и, главное, регулируемого объектива из двух конвексных линз. Гюйгенс дал своему детищу имя Iaterna magica - "волшебный фонарь".

Просмотр диафильмов осуществлялся с помощью фильмоскопа или диапроектора, проецируя изображение на экран, в простейшем случае это была белая стена или простыня.

Значительное число диафильмов, главным образом цветных, выпускалось для детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста. Это ленты на сюжеты народных сказок, по произведениям художественной литературы, кинокартинам.

Кроме художественных диафильмов выпускались обучающие диафильмы, которые использовались в качестве наглядных пособий для школ, ВУЗов и других учебных заведений. В начале 1990х годов бытовые видеомагнитофоны практически полностью вытеснили диафильмы из повседневного использования.

Самый ранний диафильм, датируется 1948 годом. Диафильмы выпускали на позитивной пленке шириной 35 мм. Количество кадров в такой плёнке было больше, нежели на обычных

1.2. Изучение этапов работы, анализ литературы.

Создание диафильма — непростое дело, требующее внимательного участия людей самых разных профессий. Над созданием диафильма работают: автор, сценарист, художник, редактор, художественный редактор, руководитель, звукорежиссер, оператор.

Сценарист пишет сценарий, в котором учитывается специфика жанра, делает разбивку текста по кадрам.

Художник под руководством художественного редактора рисует изображение каждого кадра, когда они убедятся, что рисунок выглядит хорошо не только на пленке, но и в проекции. Особую ценность диафильмы представляют также потому, что рисовали их профессиональные художники. Рисовали тогда ещё без компьютерной обработки, вкладывая свою душу в каждый штрих своего рисунка. Именно работа художника, его неповторимый стиль и манера рисовать оживляет сюжет рассказа, наполняет его красивыми, узнаваемыми и любимыми образами.

Выпускались также озвученные диафильмы, которые, кроме фотопленки содержали в комплекте грампластинку или магнитную ленту с записью звукового сопровождения (текст диктора и музыка). При просмотре озвученных диафильмов одновременно проигрывалась грампластинка или магнитная лента, а перевод кадров должен был осуществляться после звукового сигнала. Некоторые умельцы умудрялись сами, в домашних условиях, изготавливать самодельные диафильмы, печатая их на листе прозрачной плёнки.

Оцифровка диафильмов является тоже довольно сложным и кропотливым процессом. Существует два основных способа перевода плёночных диафильмов в цифровой вид: сканирование и фото пересъёмка.

В первом случае применяется любой подходящий сканер, тут могут подойди как профессиональные аппараты с автоподатчиками плёнки, так и недорогие домашние сканеры со слайд адаптерами. Для второго варианта не понадобится сканер. Достаточно иметь цифровой фотоаппарат и умелые руки. Диафильм - цельное экранное произведение, созданное по специально написанному сценарию.

Расстановка, последовательность кадров в определённом порядке в соответствии со сценарием определяется монтажом. Межкадровый монтаж - характерная отличительная черта диафильма. Обычно в каждом диафильме присутствуют изображение и покадровый текст (субтитр).

Изображение и субтитр не отделимы друг от друга. Их сочетание на протяжении всей ленты и создают цельность содержания, которая характерна для диафильма.

Для того чтобы просмотреть диафильм, пленка заряжается в специальный держатель, вставляется в диапроектор и прокручивается при помощи специальной ручки.

Так что же такое диафильм? Формально – это несколько десятков картинок с подписями, расположенных в определенном порядке, отпечатанных на кинопленке, которая свернута в рулон и уложена в алюминиевую или пластмассовую банку. Но по сути – это особый вид искусства, который способствует развитию воображения, помогает в обучении чтению. Художественные диафильмы основаны на лучших произведениях мировой литературы (не только детской) и созданы выдающимися художниками-иллюстраторами. Обучающие и развивающие материалы пользовались огромной популярностью в детских садах и школах. Да и просто по-человечески – это повод собраться всей семьей, посмотреть и почитать детям или вместе с ними.

1.3. Теоретический вывод.

С помощью изученной литературы, мы выяснили, что диафильмы чрезвычайно разнообразны:

- художественные и документальные,

- развлекательные и обучающие,

- рисованные и кукольные.

У диафильма свой выразительный язык, это изображение и слово.

Диафильмы можно создавать, с помощью современного ПК и сканера, не имея специальных навыков.

В диафильме литературное произведение полностью передается средствами изобразительного искусства. В нескольких десятках рисунков, чаще всего цветных, передается содержание, текст является пояснением, подписью к рисунку. Есть ряд диафильмов, где очень удачно, в полном соответствии с замыслом автора или народной сказки передаются и характеры действующих лиц, их взаимоотношения и столкновения, события, картины природы; они полны динамики, увлекательны.

Диафильм = картинки + текст.

Иллюстрации могут быть выполнены либо на компьютере (графические редакторы Paint, Photoshop, либо непосредственно в PowerPoint), либо сняты с помощью цифрового аппарата (постановочное фото)*. К иллюстрациям подберите небольшие текст и напечатайте на соответствующих слайдах. (Озвучивать голосом не надо!)

Пожалуйста, не используйте в своих диафильмах чужие фотографии и отсканированные из книг иллюстрации. На страницах сайта мы размещаем только работы, выполненные участниками сайта "Начальная школа".

Общие требования к оформлению диафильма:

Последний слайд:
Аня, Таня, Ваня - художники
Петя, Саша, Маша - работа с текстом
Коля - создание презентации
Мария Петровна - корректор

* Внимание! В случае, если вы решите делать фотоиллюстрации, родители должны дать разрешение на публикацию фотографий детей в Интернете, о чем на последнем кадре вашего диафильма должна быть сделана соответствующая запись: Фото детей публикуются на основании письменного согласия родителей (законных представителей ребенка) на размещение фотографий в Интернете.

"Собрать" диафильм можно двумя способами:

1. Используя программу PowerPoint.

Шаг 1.

Вариант А: создайте презентацию, загрузите ее:

Вариант Б: создайте презентацию сразу в Гугл-документах. В в этом случае вы можете быть уверены, что зрители увидят вашу работу точно так, как вы ее задумали. (Инструкция)

Шаг 2. Опубликуйте презентацию, скопируйте ее код.


Шаг 3. Встройте код презентации на страницу сайта.
Для этого в редакторе страницы в правом углу найдите кнопку "Источник", вот она.
Кликните на ней.

В появившемся окне вставьте код презентации, нажмите на кнопку "Источник". Вы снова увидите редактор страницы.

Добавьте необходимый текст и нажмите кнопку "предпросмотр", чтобы увидеть, как будет выглядеть ваша страничка. Если все в порядке - нажмите на кнопку "сохранить".

2. Используя программы для создания слайд-шоу.

Диафильм должен быть доступен для просмотра непосредственно на странице сайта. Большая просьба не размещать на страницах сайта ссылки на файлохранилища. Ссылки будут удаляться.

Читайте также: