Создание экологической тропинки в детском саду эссе

Обновлено: 08.07.2024

Основные критерии выбора маршрута и объектов экологической тропы. Последовательность действий по созданию тропинки. Оформление тропы и оборудование для организации наблюдений. Экологическая тропинка на территории детского сада и в естественных условиях.

Рубрика Педагогика
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 15.03.2014
Размер файла 26,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Рязанский государственный университет

Институт психологии, педагогики и социальной работы

Кафедра педагогики и педагогического образования

Контрольная работа по курсу

Студентки 4 курса 4947 группы

ОЗО «Педагогика и методика

Бондаренко Дарьи Александровны

Преподаватель: Егорова Ольга Леонидовна

Экологическое образование дошкольников предполагает создание системы работы в детском саду, которая стала бы интересным, увлекательным процессом как для детей, так и для взрослых. Важнейшим средством экологического образования является организация разнообразных видов деятельности дошкольников непосредственно в природной среде, в мире природы.

Экологическая тропа - это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты. На этих маршрутах происходит знакомство детей с естественными биоценозами, многообразием растений и животных, связями, которые имеются между ними, представить на практике природоохранную деятельность. Экологическая тропа играет важную роль в системе накопления каждым ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения.

Основные критерии выбора маршрута и объектов экологической тропы - включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов, их доступность для дошкольников.

В качестве объектов (видовых точек) экологической тропинки выбираются различные виды как дикорастущих, так и культурных растений (деревьев, кустарников, трав), мхи, грибы на живых и мертвых деревьях, старые пни, муравейники, гнезда птиц на деревьях, микроландшафты разных природных сообществ (луга, леса), клумбы, отдельные красиво цветущие растения, места регулярного скопления насекомых (например, жуков-солдатиков), небольшие водоемы, огороды, отдельные камни, альпийская горка, фонтаны, родники и т.п. Взаимодействие человека с природой (как положительное, так и отрицательное) может быть показано на примере вытоптанных участков, кормушек для птиц, замусоренных водоемов за пределами территории детского сада.

Этапы создания и оформления тропинки

Последовательность действий по созданию тропинки может быть следующей:

· детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов;

· составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов (в виде кружочков с цифрами или рисунков-символов; могут быть составлены картосхемы разного назначения: в помощь воспитателям и для детей разного возраста). Картосхемы для детей должны содержать небольшое количество информации в виде понятных для ребенка рисунков объектов, стрелок, указывающих маршрут. Для малышей можно сделать яркие, крупные рисунки наиболее привлекательных для них объектов. Например, нарисовать в кружках бабочку, яркий цветок, дерево и соединить все эти рисунки линией - дорожкой, по которой они идут от одного объекта к другому;

· фотографирование объектов и описание всех точек по схеме, оформленное в виде альбома (паспорта);

· изготовление табличек с рисунками, подписями для видовых точек, природоохранных знаков;

· составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми.

Оформление тропы и оборудование для организации наблюдений

В карман сказочного человечка заранее кладутся задания для детей - просьбы Боровичка. За оказанную ему помощь сказочный персонаж периодически оставляет на своей тропинке сюрпризы - конфеты, орехи на деревьях.

План тропы, выполненный на листе фанеры или пластика, можно укрепить у ее начала. К выбору объектов, оформлению тропинки привлекаются дети. Выслушайте их предложения, постарайтесь учесть хотя бы некоторые из них. При таком подходе они будут относиться к ней с большим интересом. Возле каждого объекта тропинки выставляется табличка с названием. Информация на табличках должна быть краткой и выразительной. Не нужно длинных названий, текстов. Используйте символы, рисунки. На тропинке можно разместить и различные природоохранные знаки, которые воспитатель составляет вместе с детьми на занятиях. При оформлении красочных табличек для некоторых объектов тропы можно разным цветом выделить охраняемые, лекарственные, пищевые растения. Например, рисунок охраняемого растения поместить в красный кружок, лекарственного - в зеленый, пищевого - в синий. Если территория детского сада активно посещается посторонними и обеспечить сохранность оборудования невозможно, сделайте легкие переносные таблички видовых точек. Выходя с детьми на тропинку, вы можете брать таблички тех объектов, которые намереваетесь посетить сегодня с детьми.

Паспорт экологической тропинки

Экологическая тропинка на территории детского сада

тропинка экологический сад детский

Создавая экологическую тропинку на территории детского сада, помните о том, что экологическая тропинка - это не клумба, которая должна быть полностью ухожена, украшена цветами. Иногда руководители дошкольных учреждений жалуются на недостаток финансовых средств для организации тропинки, поясняя при этом, что нет денег на уборку всех старых, поваленных деревьев, пеньков, сухих листьев и т.п. На самом деле многие из этих объектов могут служить точками для интереснейших наблюдений. Создать экологическую тропинку можно на территории любого учреждения, причем без особых дополнительных затрат. Такой подход подразумевает, что в состав видовых точек экологической тропинки вы включаете те объекты, которые уже есть на вашей территории. В дальнейшем, когда появится возможность, можно дополнить тропинку новыми точками.

Если ваш участок довольно большой, можно воссоздать фрагменты разных естественных растительных сообществ, характерных, прежде всего, для этой местности (леса, луга). Это поможет познакомить детей с представителями местной флоры, фауны и экосистемами леса, луга. Чем больше разнообразие растений на тропе, тем больше и разнообразие животных (в основном беспозвоночных), так как животные связаны с определенными растениями, условиями питания и проживания.

Перед тем как выделить места для посадки растений различных сообществ необходимо обследовать территорию своего двора, отметить затененные и открытые участки, влажные и сухие. Это поможет определить, где какие растения высаживать (луговые, степные - на открытых участках, лесные - на затененных). При этом следует помнить, что в разных лесах растут разные растения. Так, возле дуба лучше всего высадить лещину, боярышник, копытень европейский, виды хохлаток, ветрениц (анемон), медуницу, сныть обыкновенную, осоку волосистую, пролеску сибирскую; возле ели - кислицу обыкновенную, чернику, бруснику, мхи; возле сосны (на песчаных почвах) - бруснику, кошачью лапку, толокнянку, цмин песчаный (бессмертник), молодило.

При возможности необходимо создать небольшой водоем с водными растениями и животными. Это даст положительный эффект и с познавательной, и с эстетической точек зрения.

Муравьиные холмики редко встречаются на территории детских садов, но и из этого правила есть исключения. Однако вполне вероятно, что на площадке сада вы обнаружите незаметный муравейник, расположенный непосредственно в почве. Его можно найти по небольшим отверстиям и снующим рядом муравьям и обозначить как видовую точку. Интересными для наблюдений и практических действий объектами являются и места скопления норок дождевых червей, холмики земли, вырытой кротами, гнезда ворон или других птиц.

тропинка экологический сад детский

Экологическая тропинка в естественных условиях

Принцип организации тропинки в лесопарке, в лесу такой же, как и для тропинки на территории сада: как можно больше разнообразия. В естественных (или приближенных к ним) условиях разнообразие растений, животных обусловлено перепадами рельефа. Поэтому в состав таких тропинок нужно включать точки на повышенных и пониженных участках, водоемы, небольшие склоны. Очень важно оценить такую тропинку с точки зрения возможностей и безопасности дошкольников.

Как показывает опыт, в экологические тропинки в таких условиях включаются различные деревья, кустарники, лужайки, пни, поваленные деревья, деревья с гнездами, участки с первоцветами, пруды, ручьи, реки, родники, овраги, муравейники, кротовины, норки животных, кузницы дятла, участки, на которых зимой можно найти следы животных. В качестве примеров взаимоотношения человека с природой покажите ребятам места отдыха и последствия этого отдыха для растений (мусор, костры, вытоптанные участки), животных. Интересно наблюдать, как постепенно зарастает кострище. Желательно найти и положительные примеры взаимодействия людей и природы: охрана муравейников, посадка деревьев, уборка мусора. Для примера ниже приводится краткое описание экологической тропинки детского сада № 1488 г. Москвы, расположенного на окраине города. Тропинка начинается рядом с детским садом и проходит через примыкающий к территории учреждения лесопарк.

Экологическая тропинка в здании детского сада

В нашей в целом северной стране дошкольники многих регионов проводят значительную часть времени в помещениях детского сада. Именно поэтому мы рекомендуем создавать экологические тропинки в здании дошкольного учреждения. К тому же такие тропинки позволяют по-новому посмотреть на свое ближайшее окружение и взрослым, и детям. В состав таких тропинок включаются объекты живой и неживой природы: уголок природы, экологическая комната, зимний сад (внутри них могут быть дополнительно созданы сети различных маршрутов для разных целей), фонтан, бассейн, фитобар, песочницы в коридорах, центры воды и песка, лаборатория, отдельные композиции комнатных растений и сухоцветов, уголки природы или отдельные объекты природы в групповых помещениях, мини-огороды на окнах, теплицы в здании, картинная галерея, выставки поделок из природного материала, музеи природы, мини-музеи в группах, фольклорные комнаты, комнаты сказок, выставки из бросового материала и другие (разнообразие точек такой тропинки зависит от развивающей среды детского сада).

Организация работы с детьми

Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Часто у воспитателей возникает вопрос: нужно ли сразу посещать все точки тропинки? Конечно, нет. Все зависит от возраста детей и ваших целей. В разное время вы можете посещать разные точки, даже одну точку за прогулку. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года. Если у вас ознакомительная прогулка, можно посетить разные точки, если же вы преследуете конкретную цель (например, при помощи луп исследовать пень), то ограничитесь только одним объектом. На тропе можно проводить наблюдения, игры,

театрализованные занятия, экскурсии. Очень важно помнить об интегрированном подходе: на тропинке с ребятами занимается эколог или воспитатель, свои впечатления об увиденном они выражают на занятиях по музыке, изобразительной, театрализованной деятельности, подвижных играх.

В ДОУ № 1622 своеобразные эколого-оздоровительные походы по тропинке совместно осуществляют эколог и педагог по физкультуре.

Объекты экологической тропинки дают большие возможности для сенсорного развития ребенка, для проведения систематических наблюдений, экологических праздников, игр, инсценировок с участием хозяина тропинки, эмоционального развития детей, в частности, формирования чувства близости к природе и сопереживания живым организмам.

Создание учебных экологических троп способствует повышению научного уровня дошкольного образования. Знания, которые дети получают на тропе, тесно связаны с программным материалом; они помогают расширять и углублять знания, полученные в процессе организованной образовательной деятельности. Главное же состоит в том, что дети овладевают умениями применять на практике знания, постигая неразрывное единство природной среды и человека

На учебной тропе обучение и воспитание сливаются в единый процесс. Дошкольники усваивают здесь не только научные знания о природном среде, но и этические и правовые нормы, связанные с природопользованием.

Экологическим образованием и воспитанием человека необходимо заниматься с раннего детства.

Реализация данного проекта возможна в образовательном учреждении любого типа.

Основными участниками воспитательно-образовательного процесса являются ребенок, родители и педагоги.

Отношения субъектов строятся на основе сотрудничества и уважения.

В результате реализации проекта:

* повысился уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста;

* улучшилось состояние психического здоровья детей: взаимодействие ребенка с природой снизило уровень тревожности и позитивно повлияло на эмоциональное самочувствие детей;

* повысился уровень профессиональной подготовленности педагогов в вопросах проведения экскурсий по объектам экологической тропы;

Создание учебных экологических троп помогает гуманизировать образование. Все знания, навыки, умения, чувства, убеждения, которые формируются в ходе занятий на тропе, направлены на решение одной из самых гуманных задач нашего времени - оптимизации отношений человека с природной средой. Этому подчинены содержание, методы и формы организации учебно-воспитательного процесса на тропе.

Список используемых источников

1. Захлебный А.Н. На экологической тропе. - М., 1981.

2. Николаева С.Н. Юный эколог. Программа и условия ее реализации в детском саду. - М.: Мозаика - синтез, 2002.

4. Рыжова Н.А. Экологическая тропинка в детском саду. Учебно-методический комплект, М., 2009.

Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для общения с природой и одновременно для их оздоровления на свежем воздухе. Часто у воспитателей возникает вопрос: нужно ли сразу посещать все точки тропинки? Конечно, нет. Все зависит от возраста детей и ваших целей. В разное время вы можете посещать разные точки, даже одну точку за прогулку. Одни и те же объекты изучаются много раз, особенно в разные сезоны года. Если у вас ознакомительная прогулка, - посетите разные точки, если же вы преследуете конкретную цель, (например, при помощи луп исследовать пень), то ограничьтесь одним объектом.

Есть твё рдое правило: встал поутру, умылся, привёл себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету.

Антуан де Сент-Экзюпери

Известно, что к самостоятельным активным действиям ребенка побуждает не взрослый, а предметный мир. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей. Последнее десятилетие XX века можно назвать временем развития двух значимых с точки зрения экологии процессов : углубления экологических проблем планеты до кризисного состояния и их осмысление человечеством.

Ребёнок начинает познавать мир с самого рождения, а вместе с изучением окружающей среды он должен получать представление о её хрупкости, учиться любить, беречь и защищать природу, узнавать, какие действия человека наносят ей непоправимый вред.

Природа - удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка трудно переоценить. Детская душа раскрывается в общении с природой, у ребенка пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им.

Помочь ребенку накопить личный опыт экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения, безопасного как для ребенка, так и для самой природы, в соответствии со своими интересами, склонностями, уровнем познавательного развития - становится создание экологической тропы в дошкольном учреждении.

Создать экологическую тропу можно на территории любого учреждения, причем без особых дополнительных затрат. Это специально оборудованная территория, где создаются условия для выполнения системы знаний, организующих и направляющих деятельность детей в природном окружении. Это своего рода лаборатория в природе, где можно проводить комплексные наблюдения и исследования.

В дошкольных учреждениях экологические тропинки выполняют познавательную, развивающую, эстетическую, оздоровительную функции. Задачей тропы является расширение у детей элементарных сведений об объектах, процессах и явлениях окружающей природы. В конечном итоге главная задача экологической тропы - способствовать воспитанию экологической культуры поведения человеком, как части общей культуры взаимоотношений людей друг с другом и отношения ребенка к природе.

В результате проведенных занятий на точках экологической тропы дети научатся понимать самоценность природы, осознавать себя как часть природы, уважительно относиться к богатствам природы, научатся видеть красоту и неповторимость окружающего мира.

Поэтому, на мой взгляд, хотелось бы видеть экологическую тропу в каждом дошкольном учреждении.

В заключение отмечу, что воспитание экологической культуры у детей, может давать результат только тогда, когда мы сможем осуществлять органическое единство интеллектуального мира, труда и природы, так как заботливое отношение к природе формируется только тогда, когда ребенок улучшает окружающую среду своим трудом. Все это должно способствовать не только познанию красивого в природе, но и в самом себе, утверждению человеческого достоинства, доброты, сопереживанию всему живому.

Переживания, радость и тревога за окружающую природу рождают заботу о ней.

Создание условий в ДОУ для развития речи дошкольников по программе Тропинки Создание условий в ДОУ для развития речи дошкольников по программе Тропинки. Формирование правильной речи ребенка является одной из основных.

Экологическая тропинка

– как средство формирования экологической культуры

и любви к родному краю у детей дошкольного возраста.

Мир, окружающий ребенка – это прежде всего мир с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь в природе, вечный источник детского разума. В.Сухомлинский

«Не навреди!" - одна из заповедей общения человека с природой. Воспитание маленьких дошкольников в духе природосбережения - одна из сторон экологического образования в детском саду. Любовь, понимание и забота - это то, что ждет природа от каждого человека.

В наше время проблемы экологи­ческого воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина — в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточи­тельная, ведущая к нарушению эколо­гического равновесия. Это происходит оттого, что всегда очень мало уделялось внимания экологическому воспитанию, и привело к тому, что люди стали относиться к природе только как к источнику сырья, жизни и т.д. В результате появились озоновые дыры, парниковый эффект, нефтяные пленки на поверхности воды. Вырубка лесов разрушает экосистемы и приводит к исчезновению многих видов животных и растений, некоторые растения относятся к незаменимым видам, из которых получают лекарственные препараты. Формирование экологического сознания - важнейшая задача в настоящее время. В дошкольном детстве на основе развития интереса к миру природы начинает формироваться экологическая направленность личности. В этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека. Понимание специфики разных живых организмов, их самоценности и неповторимости, неразрывной связи со средой обитания - содержательный элемент экологического воспитания дошкольников. Именно по этой причине в нашем детском саду возникло желание изменить уже сложившуюся среду, придать индивидуальный облик территории детского сада за счёт создания экологической тропинки.

Первые экологические тропы были созданы для посетителей национальных парков в зарубежных странах.

Экологическая тропа – специально оборудованный учебный маршрут на природе, где открываются возможности использования интересных и разнообразных форм работы с дошкольниками, позволяющими решать задачи экологического воспитания в процессе непосредственного общения ребенка с ближайшим природным окружением.

Настоящие экологические тропы, используемые для обучения взрослого населения и школьников, как правило, прокладываются в естественных ландшафтах, характеризуются значительной продолжительностью и несут большую содержательную нагрузку.

Обеспечивает разностороннее развитие детей по основным направлениям:

  • познавательному,
  • речевому,
  • физическому,
  • социально-личностному,
  • художественно-эстетическому.

Все знания, навыки, умения, чувства, убеждения, которые формируются в ходе занятий на тропе, направлены на решение одной из самых гуманных задач нашего времени – формирование экологической культуры человека. Этому подчинены содержание, методы и формы организации учебно-воспитательного процесса на тропе.
В дошкольных учреждениях экологические тропинки выполняют познавательную, развивающую, эстетическую, оздоровительную функции.

Значение тропинки разнообразно:

Проведение воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

Просветительская работа с сотрудниками дошкольных учреждений и родителями детей.

Выделяют три основных типа экологических тропинок:

  • на территории дошкольного учреждения
  • в природных или приближенных к ним условиях (пригородный лес, парк, сквер и т.п.)
  • в здании детского сада (уголок природы, экологическая комната, зимний сад, песочницы в коридорах, центры воды и песка, лаборатория, отдельные композиции комнатных растений и сухоцветов, мини-огороды на окнах, выставки поделок из природного материала, музеи природы, мини-музеи в группах).

Целью создания нашей экологической тропинки стало:

Приобщение детей к природе родного края, формирование эмоционального и бережного отношения к ней, умение образно воспринимать и любить окружающим мир, оздоровление дошкольников.

Задачи:

- учить детей оценивать воздействие человека на природу;

- формировать у детей экологически грамотное поведение в природе;

- обогащать и систематизировать знания детей средствами экологической тропы;

- формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе;

- познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром;

- формированию нравственных качеств, расширению кругозора, знаний об особенностях живой и неживой природы родного края

- воспитывать у ребёнка любовь к природе, родным местам малой Родины;

- способствовать повышению уровня профессиональной подготовленности педагогов в вопросах проведения работы по объектам экологической тропы;

- повысить экологическое просвещение родителей;

- способствовать сохранению и укреплению здоровья детей.


Основные критерии выбора маршрута и точек экологической тропы — включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов, их доступность для дошкольников.
Перед самым началом создания работы, мы изучили литературу по созданию тропинки, провели консультации и семинар.

Этапы создания и оформления тропинки:

Вашему вниманию мы предлагаем рекомендации по организации экологической тропинки ДОУ. Рыжова Н. А. определила следующие этапы создания экологической тропы:
1. Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.

Создавая экологическую тропинку на территории сада, мы помнили правило, что экологическая тропинка — это не ухоженная клумба. Для создания тропинки можно использовать старые деревья, пни, замысловатые коряги, которые будут служить точками для интереснейших наблюдений.

На первом этапе создания тропинки мы провели обследование территории и выделили будущие видовые точки.

На территории, мы разместили фито – грядку с лекарственными растениями: с такими распространенными как: мать – и мачеха, подорожник, одуванчик, крапива, лопух, ромашка аптечная, мята, валерьяна, душица, зверобой и др. На этой видовой точке у воспитателя имеется возможность показать разнообразие лекарственных растений, их биологические особенности.

На территории детского сада уже был искусственный водоем, для наблюдений этим летом мы запустили рыб (ротаны). Дети с удовольствием кормили их, наблюдали за ними.

Старые пни, которые есть на всех участках детского сада, покрытые мхами, лишайниками, на которых время от времени растут грибы, расположенные в затененном месте, по которым можно определить стороны света, а также через лупу рассмотреть насекомых и посчитать кольца на дереве.

В качестве видовых то­чек, прежде всего, выбирали деревья, кустар­ники разных пород, разного возраста, причудливой формы, которых очень много на территории детского сада. Это и клен, береза, вяз, осина, черемуха, рябина, ель, сосна. Обращали внимание на места, на которых рядом растут дерево, кустарник, травы и мхи, сравни­вая их, можно наглядно показать отличия раз­ных жизненных форм растений.

Экологическую тропинку со­здавали без осо­бых дополнительных затрат. В состав видовых точек экологической тропинки мы включили те объ­екты, которые уже были на нашей территории, а в дальнейшем, когда появлялась возможность, дополняли тропинку новыми точками. Эта работа продолжается и в настоящее время. Так, например, площадка для наблюдения за ветром, выпадением осадков, состоянием погоды в будущем будет дополнена дополнительными материалами (флюгер, рукава – для определения ветра).
2. Составление карты - схемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов.


4. Описание и фотографирование всех точек, объектов тропинки.

Работа ведется постепенно. Вся информация собирается в папки, отдельно по каждой точке. На отдельных листах прикрепляются фотографии или рисунки объектов (желательно несколько фотографий в разное время года) и приводится необходимая для воспитателя информация. Так, при описании дерева даются его биологические, экологические характеристики, особенности распространения, происхождение названия, народные названия, отражение его образа в фольклоре (сказки, загадки, пословицы), песнях, стихах, отмечается его связь с другими растениями и животными, роль в жизни людей (оздоровительная, эстетическая и т.д.) и рекомендации по использованию объекта в работе по экологическому воспитанию дошкольников и просвещению родителей (как показывает опыт, родителей всегда интересует информация об использовании растений, которая может служить отправной точкой для природоохранных бесед; именно поэтому такая информация включается в описание видовых точек). Родители также принимают участие в сборе материала по объектам (создание тематических альбомов).


5. Изготовление выносных знаков, обозначающих каждую точку. Возле каждого объекта тропинки выставляется табличка с названием. Информация на табличках должна быть краткой и выразительной. Не нужно длинных названий, текстов. Используйте символы, рисунки. На тропинке можно разместить и различные природоохранные знаки, которые воспитатель составляет вместе с детьми на занятиях. При оформлении красочных табличек для некоторых объектов тропы можно разным цветом выделить охраняемые, лекарственные, пищевые растения.

ОФОРМЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА:

Для организации работы на экологической тропинке был оформлен

Паспорт со­держит:

1. Характеристика территории детского сада (площадь территории и детского сада).

2. Растительный мир и животный мир (растения, деревья, кустарники, насекомые, которые можно встретить на территории).

3. Загрязнение территории (удаленность от магистралей, предприятий)

4. Влияние учреждения на окружающую среду.

5. Характеристика здания (помещений детского сада).

6. Картосхемы тропинки с указанием изучаемых объектов.

7. Фотоматериал (фотографии или рисунки объектов в разное время года, с необходи­мой для воспитателя информацией (описание видовых точек экологической тропинки).

Были оформлены выносные таблички с уловными обозначениями точек и объектов. Созданы папки с методическими рекомендациями по точкам экологической тропинки.

ОГРАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ.

Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для общения с природой и одновременно для их оздоровления на свежем возду­хе. Часто у воспитателей возникает вопрос: нужно ли сразу посещать все точки тропинки? Конечно, нет. Все зависит от возраста детей и ваших целей. В разное время можно по­сещать разные точки, даже одну точку за про­гулку. Одни и те же объекты изучаются много раз, особенно в разные сезоны года. Если проходит ознакомительная прогулка можно посетить разные точки, если же преследуется кон­кретную цель, (например, при помощи луп ис­следовать пень), то необходимо ограничиться одним объ­ектом.

Мы составили общие рекомендации по работе с детьми на каждой точке экологической тропинки (Наталья Александровна Рыжова)


- Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.
- Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.
- Познакомить с разными объектами живой природы и показать их взаимосвязь с окружающим миром.
- Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.
- Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.
- Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.
- Проводить на тропинке наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.

На тропинке проводятся:

- Наблюдения в разные времена года.

Например, с детьми младшего возраста организовываются наблюдения за растениями с крупными листьями и цветками (лопухом, ромашкой аптечной, одуванчиком и другими). Они любуются растениями, называют их части, узнают об их лечебных свойствах.

Ребята средней группы наблюдают за отмеченными выше растениями и еще за подорожником, мать-и-мачехой. Они исследуют форму, цвет, размер, запах лис­тьев и цветков, проводят тактильные обследования (листья шершавые, гладкие, ворсистые и т. п.).

В старшем возрасте дети знакомятся со всеми описанными выше растениями, проводя сенсорное обследование их частей и семян, с биологическими и лечебными свойствами, правилами сбора этих растений, а также с тем, какие именно части растений применяются для лечения болезней.

- элементарные опыты

На протяжении всего лета выращивали овощи. Посадили семечко, а выросли помидоры и морковь.

Опыты с песком и водой (мокрый, сухой), постройки из песка, рисуем на песке.

Игры с вертушками, мыльными пузырями - определяем есть ли ветер, какой он? Наблюдаем за осадками, солнышком – работа на метеостанции.

Зимой исследуем лёд, снег. Строим, лепим постройки. Весной выясняем, что произошло со снегом.

- игры (подвижные, дидактические)

- трудовая деятельность. Наши дети ухаживали за огородом и цветниками, участвовали в сборе урожая и семян цветов

- театрализованные занятия и развлечения

В течение года проводим праздники и развлечения, инсценировки, где героем является Дед. Он проводит игры, дает задания детям, которые они выполняют.

- экскурсии

Экскурсии, прогулки проводятся с целью наблюдения объектов на территории экологической тропинки и на территории парка, улицах поселка, в разные времена года.

Важно использовать интегрированный подход при организации работы с детьми: свои впе­чатления об увиденном на тропинке, дети выражают на за­нятиях музыкой, изобразительной, театрали­зованной деятельностью, в подвижных играх.

Работа с родителями.

Одним из условий успешного воспитания, основ экологической культуры, является работа не только с детьми, но и с их семьями. С этой целью, кроме общепринятых форм работы с родителями мы привлекаем родителей к различным видам совместной деятельности с детьми:

  • изготовление поделок из природного и бросового материала для выставок,
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Актуальность экологического воспитания дошкольников диктуется всей нашей жизнью. В течение трёх лет в нашем образовательном учреждении проводилось исследование, предметом которого стали занятия в форме прогулок и экскурсий по территории.

Наш детский сад занимает площадь 2,7 гектара земли. Практически вся она в травяном покрытии и вмещает более 300 деревьев (фруктовых и декоративных), а так же большого количества кустарников. Простора и объектов для исследования достаточно. Цель была такова: определить образовательные и воспитательные возможности экологической тропинки на территории образовательного учреждения и доказать эффективность ее использования для формирования экологической культуры и экологического сознания детей.

В ходе исследования мы пришли к выводу, что создание экологической тропинки на территории образовательного учреждения возможно при определенных условиях:

— наличии естественного ландшафта;

— организации разнообразной экологически ориентированной деятельности детей: познавательной, трудовой, художественной;

— создании условий для экологического образования воспитателей и родителей.

С помощью экологической тропинки решаются многие педагогические и психологические задачи. Среди них можно выделить следующие:

формирование умений и навыков по уходу за растениями и животными;

руководство чувственно-эмоциональными, интеллектуальными реакциями детей на окружающую среду;

воспитание привычки заботиться о природе и ее обитателях, при необходимости оказывать действенную помощь;

учить видеть взаимосвязь явлений природы, делать соответствующие выводы;

воспитание эстетических чувств;

самовоспитание средствами природы;

укрепление дружеских взаимоотношений между детьми;

установление взаимопонимания и взаимоуважения между воспитателем и детьми;

развитие творчества, воображения, мышления, внимания.

Создание экологической тропинки мы начали с организационной работы по подготовке стендов и указателей.

В итоге оформили обязательный документ — паспорт, где указали местонахождение экологической тропы, основные задачи экскурсии, сделали краткое описание маршрута. В завершение изготовили и установили хозяйку экологической тропинки — уточку Флору.

Объектами экологической тропы избрали:

1. Памятники природы: редкие для данной местности растения и старые деревья, растущие на территории.

2. Лекарственные травы, специально высаженные на участке (зверобой, расторопша, мелисса, мята, душица и др.).

3. Огород, где можно сеять семена, высаживать рассаду, выращенную в группе, ухаживать за овощными культурами.

4. Уголок леса, где дети упражняются в правилах поведения в природе.

5. Зона отдыха, оборудованная пеньками, бревнами, скамейками.

В группе проводятся занятия с целью ознакомления с окружающей природой, трудом взрослых и старших дошкольников в природе. Это могут быть наблюдения, экскурсии, дидактические игры, элементарные опыты, рассматривание репродукций картин и рисунков о природе, чтение художественной литературы, заучивание стихов.

Кроме того, дети приобретают практические навыки по выращиванию некоторых растений: лука, гороха, бобов, настурции.

Ставятся задачи — показать взаимосвязь явлений в природе, учить оказывать посильную помощь растениям и животным, упражнять в правилах поведения в природе. Все полученные знания закрепляются на занятиях в группе.

С детьми можно составлять загадки о деревьях, растениях, животных и временах года; заучивать пословицы и народные приметы; знакомить с лекарственными растениями, привлекать к их сбору. На занятиях по ручному труду, на кружковых занятиях дети учатся делать сувениры из природного материала.

Опыт нашей работы еще раз убедительно показал, что воспитание любви и положительного отношения к природе должно основываться на взаимосвязи между полученными знаниями и практической деятельностью. Чувство любви к природе и соответствующее ему поведение развиваются постепенно от положительно-эмоционального отношения к сознательно целенаправленной деятельности, имеющей большую общественную значимость.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Еремина Ирина Анатольевна,

Ход мероприятия

Не то, что мните вы, — природа.
Не слепок, не бездушный лик.
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Ф. Тютчев

Дошкольный возраст считается наиболее благоприятным в плане формирования экологической культуры. В детском саду ребенок проводит большую часть своего времени, что позволяет пропитывать каждое мгновение его нахождения здесь любовью и уважением к природе. На сегодняшний день приветствуются самые активные формы включения ребенка в процесс приобщения к экологии. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т.д.), с которыми дети любят играть. Они общаются с природой в разное время года – и когда вокруг лежит пушистый, белый снег, и когда зацветают сады. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка.

Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Поэтому, если говорить о задачах, стоящих перед нами, знакомящих детей с природой, то:

Первой среди них будет - формирование у детей элементарной системы знаний о природе.

Вторая задача – формирование у детей трудовых навыков и умений.

Третья задача – формирование у детей любви к природе.

Все перечисленные задачи, стоящие перед воспитателями, тесно взаимосвязаны – необходимо рассматривать и решать их в комплексе.

Но всегда ли самооценка соответствует тому, как нас воспринимают окружающие? Предлагаем зачитать свои ассоциации и проверить, есть ли попадания. (зачитать)

Вот видите, как тесно мы связаны с природой! Наши знания экологии, помогли сейчас применить их на практике.

-А как вы думаете, что такое экологическая тропинка, дайте ей определение. (…..)

Экологическая тропинка - специально разработанный маршрут для познавательной экскурсии, проложенный таким образом, чтобы на сравнительно небольшом отрезке пути можно было увидеть, как можно больше разнообразных интересных экологических объектов или явлений.

Педагогическая змейка:

Мы в свое время, взвесив все ЗА и ПРОТИВ, на одном из педсоветов приняли решение о необходимости создания экологической тропинки на территории нашего ДОУ.

Сейчас мы хотим поделиться с вами опытом создания нашей экологической тропинки.

Для достижения цели определили первоочередные Задачи:

Совершенствование территории детского сада через улучшение условий для отдыха, занятий спортом, игры и развития детей.

Развитие познавательного интереса ребенка к миру природы, формирования чувства ответственности за ее сохранность, его самоидентификацию в качестве части природы через организацию деятельности на экологической тропинке.

Формирование познавательной активности дошкольников в процессе деятельности в зоне экологической тропинки.

Привлечение детей к участию в деятельности по уходу за объектами экологической тропинки, по охране и защите природы.

Повышение уровня педагогического мастерства педагогов в вопросах организации разнообразных форм работы с детьми по экологическому воспитанию.

Наметили Предполагаемые результаты:

Улучшены условия на территории детского сада для отдыха, занятий спортом, игры и развития детей.

Участие детей в организации и проведении различных экологических мероприятий, в том числе трудовых.

Повышен уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста.

Дети умеют применять полученные знания в других видах деятельности.

Активизация деятельности работников и родителей детского сада по благоустройству и озеленению территории привлечение родителей, общественности к благоустройству территории;

Продумали формы и методы работы с дошкольниками и родителями в процессе реализации проекта. К участию в проекте были привлечены педагоги и сотрудники детского сада, родители детей, воспитанники старшего дошкольного возраста, труженик тыла, жители микрорайона.

Перед тем, как приступить к созданию экологической тропинки, разбили свою деятельность на этапы:

Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.

Составление карты-схемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов в виде рисунков-символов для собственной проработки идей.

Составление паспорта экологической тропинки.

Изготовление табличек с рисунками и надписями для пунктов маршрута.

Составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми и родителями.

Оформление тропинки и изготовление элементарного оборудования для организации деятельности, проведения опытов и наблюдений, игр.

Разработка методического материала и конспектов деятельности на экологической тропинке.

Затем был составлен План-график работ по проекту и определены Сроки проведения работ. За организацию каждой разработанной экологической точки были назначены ответственные: педагоги групп и специалисты.

На нашей экологической тропинке было организовано 11 экологических точек. Также, были разработаны методические материалы и конспекты деятельности на экологической тропинке, которые активно использовались нами в летний и осенний период.

Читайте также: