Совесть нилин краткое содержание

Обновлено: 08.07.2024

Главные герои

  • Совесть — несчастная, забитая, никому не нужная, является тяжким грузом для людей, которые не хотят жить честно.

Другие персонажи

  • Пропойца — горький пьяница, опустившийся человек, который ничего не хочет менять в своей жизни.
  • Прохорыч — владелец кабака, который спаивал бедный народ поддельным алкоголем.
  • Арина Ивановна — жена Прохорыча, смекалистая женщина.
  • Ловец — квартальный надзиратель, привыкший присваивать чужое добро.
  • Ловчиха — супруга Ловца, умная и хитрая.
  • Самуил Давыдыч Бржоцкий — крупный финансист, еврей, привыкший обманывать людей.

Краткое содержание

А между тем несчастная совесть лежала на обочине дороги — истерзанная, оплёванная, всеми позабытая. Прохожие при виде её брезгливо морщились и старались отшвырнуть от себя подальше, словно какую-то заразу. Лишь жалкий пропойца отважился подобрать совесть в надежде получить за неё немного выпивки.

Заключение

Сатирическая философская сказка учит быть честным, порядочным человеком и жить по совести. Если каждый будет следовать этому принципу, то мир изменится в лучшую сторону.

Уездный сибирский городок Дудари. 20-е гг. Повествование ведётся от лица участника описываемых событий, о которых он вспоминает много лет спустя.

Автор повествования, который ни разу в повести не назван по имени (в дальнейшем — Автор), работает в уголовном розыске вместе со своим другом Вениамином Малышевым, должность которого — помощник начальника по секретно-оперативной части. Оба они очень молоды — им нет ещё и двадцати лет. Главная задача уголовного розыска в описываемое время — после окончания гражданской войны — очистить Дударинский уезд от бандитов, скрывающихся в тайге. Бандиты убивают сельских активистов, нападают на кооперативы, стараются завербовать в свои ряды как можно больше соучастников.

В Дудари приезжает собственный корреспондент губернской газеты Яков Узелков, пишущий под псевдонимом Якуз, — молодой человек лет семнадцати-девятнадцати. На Веньку Малышева и его друга Якуз производит впечатление человека образованного, так как он очень любит использовать в речи мудрёные слова, например: меценат, экзальтация, пессимизм, фамильярность и т. п., однако он чем-то сразу не понравился друзьям, а его корреспонденции, посвящённые будням уголовного розыска и написанные излишне витиеватым слогом, они находят не соответствующими действительности.

Сотрудники уголовного розыска проводят операцию по обезвреживанию банды атамана Клочкова. Во время операции Венька ранен. Клочков и несколько членов банды убиты, а остальные — арестованы. Венька допрашивает одного из арестованных — Лазаря Баукина, и приходит к выводу, что Баукин, охотник и смолокур, попал к бандитам случайно. На допросах Венька подолгу разговаривает с Баукиным, узнает подробности его жизни и явно симпатизирует этому арестованному бандиту, который к тому же сознался, что это именно он ранил Веньку. Вскоре Лазарь и ещё двое арестованных совершают побег из-под стражи. Венька ошеломлён побегом своего подопечного.

В продовольственном магазине, расположенном недалеко от уголовного розыска, появляется хорошенькая молодая кассирша, которая очень нравится обоим друзьям, но они робеют и не решаются с ней познакомиться. Вскоре от Узелкова они узнают, что её зовут Юля Мальцева и он с ней знаком — ходит к ней в гости, они разговаривают, обсуждают прочитанные книги. Друзья, завидуя образованности Узелкова, записываются в библиотеку и, несмотря на недостаток времени, много читают. Вскоре от знакомой библиотекарши они узнают, что вся образованность Узелкова почерпнута им из энциклопедии Брокгауза и Ефрона.

В отсутствие Веньки Автор случайно знакомится с Юлей Мальцевой и, когда Венька возвращается из Воеводского угла, знакомит его с ней. Венька любит Юлю, однако считает, что он её не стоит: несколько лет назад он встретил одну женщину и потом хворал. Хотя он вскоре вылечился, тем не менее он считает, что должен рассказать об этом Юле. Венька пишет письмо, в котором объясняется Юле в любви и признается в том, что его гнетёт. Письмо Венька той же ночью опускает в почтовый ящик, а наутро в составе отряда из шести человек отправляется в тайгу для поимки Кости Воронцова.

Венька ждёт письма от Юли в ответ на отправленное накануне признание. Приходит Узелков и просит Веньку допустить его к Воронцову. Венька отказывает ему в этом, и тут Узелков говорит, что Венька — человек недалёкий, о чем ему было известно и раньше: сегодня он случайно прочёл его любовное письмо — оно лежало в книге, которую он давал читать Юле.

В тот ,же вечер Венька кончает с собой выстрелом в висок, так и не узнав, что Юля не давала Узелкову его письма, а он сам в её отсутствие забрал свою книгу с вложенным в неё письмом.

Пересказала Н. В. Соболева. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 896 с.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

«. И все же завидна судьба человека, который и после смерти шлет своему читателю все новые и новые сочинения. Они лежали до поры до времени. Он, взыскательный, хотел их доделывать. И — не пришлось.

Так Павел Нилин прощался с Александром Яшиным.

Эта его заметка на прощание, впервые опубликованная после смерти — наряду с полутора десятками других рассказов и записей (иные ждали поры и времени больше полувека!), — эти строки в нашем восприятии обретают ныне уже совершенно особый новый смысл.

У него ищешь и обнаруживаешь другое.

А в прозе — что самое важное?

«Иной раз я с грустью думаю, что в нынешнее время уже не ценится чистое, точное, выразительное письмо. Критики наши в большинстве случаев охотно пересказывают содержание романов и повестей своими отнюдь не впечатляющими словами и редко разбирают, ощупывают, исследуют самую ткань сочинений. Отдают первенство идее произведения.

Но чтобы донести идею, нужна форма, увлекательное повествование. Талант от бога. А если бога нет? Тогда мастерство?

Так писал Нилин в 1970 году. Опять-таки — не про себя.

Тема у большого писателя является и пропадает, звучит то в полную мощь, то где-то в отдалении; она в судьбе писателя, в круге всего им содеянного развивается полифонически. И она — это очень важно подчеркнуть — дана ему раз и навсегда одна.

Лучшие вещи Нилина связываются не его биографией, а его темой. Повторю: разговор тут не о стилистическом блеске, не о производимом на читателя эффекте.

Лучшее (или главное) — не возьмешь никаким анализом, этому не научишься: бессмысленно учиться тому, что уже как бы и не писателю принадлежит. Мы ведь говорим не о том, как написана, допустим, героиня Толстого, Достоевского, Лескова, — а о том, какова она, что такое она есть (и мы не сомневаемся: она — есть, как есть вы и я). Два громадных жернова вращаются: круг нашей жизни и круг мировой культуры. И соприкасаются-то в одной точке — а за нею пространство вечности. Не всякому, конечно, дано попасть в эту — вот именно болевую — точку, в которой две реальности гибнут ради возникновения третьей.

«После войны был принят суровый закон, по которому не явившиеся на работу или опоздавшие хотя бы на двадцать минут рабочие и служащие подвергались по суду серьезному наказанию вплоть до тюремного заключения.

Так начинается рассказ. Формально — это начало. Два абзаца. Но сказано — может показаться, вскользь, между прочим — то главное (дает услышать себя тема), что оправдывает, нет, на иной уровень поднимет последующее обстоятельное изложение несчастья, случившегося с Нюрой Заботкиной.

«— Оборвемся, — крикнула Нюра помимо воли своей. И услышала, как хрустнул поручень и что-то зазвенело и лязгнуло вверху.

Не гнаться нужно за временем, а спокойно встречать его лицом к лицу, стоя на своем. Этому уроку классики Павел Нилин осознанно или интуитивно следовал всю жизнь как закону, заповеди. И он остался писателем на все времена, честно делая свое дело и в 20-е, и 40-е, и 60-е годы.

Нилин не написал и не напечатал свою повесть о жизни и смерти Веньки Малышева ни в 1936, ни в 1946 году. Написал и напечатал — в 1956-м.

Вот тема Павла Нилина и развивалась так, как ей должно было.

Правда — значит высшая справедливость, соответствие этой справедливости. Павел Нилин очень хорошо понимал, что пока существуют вечные темы, пока за человеком остается право отстаивать свои убеждения, верить в свои идеалы, любить и боготворить свои святыни, быть просто самим собой, не претендуя более ни на что и никого при этом не подавляя, — до тех пор и установление на земле упомянутой правды сопряжено будет с муками.

Во имя чего? И какой ценой?

Два эти вопроса — в каждом рассказе и повести Нилина. Он не смог бы выдержать сквозную тему в течение полувека работы, если бы с самого начала не знал истинную цену жестокости (столкнувшись с нею хотя бы по службе в угрозыске). И мы не говорили бы о сегодняшнем резонансе его прозы, если бы он с самого же начала не служил верой и правдой гуманистическим, человеколюбивым заветам классики.

«Нет особого открытия, — писал Нилин, — что нередко писатели, пишущие прозой, больше поэты по самой сути своих сочинений, чем те, что старательно нанизывают рифмованные строчки.

Л-ра: Литературное обозрение. – 1986. – № 6. – С. 67-70.

Павел Филиппович Нилин 19081981

Испытательный срок Повесть (1955)

На следующий день Жур посылает Егорова в мертвецкую проверить, заморожено ли тело аптекаря. Сторож мертвецкой предлагает Егорову самому поискать аптекаря, и Егоров, чувствуя, что его подташнивает, находит аптекаря и более того — собрав последнее мужество, помогает старику сторожу положить его на лед. Из мертвецкой он выходит уже совсем без сил.

Возвратившись в уголовный розыск, Егоров узнает, что испытательный срок его закончен и с завтрашнего дня они с Зайцевым зачислены в штат.

Жестокость
Повесть (1956)

Уездный сибирский городок Дудари. 20е гг. Повествование ведется от лица участника описываемых событий, о которых он вспоминает много лет спустя.

Автор повествования, который ни разу в повести не назван по имени (в дальнейшем — Автор), работает в уголовном розыске вместе со своим другом Вениамином Малышевым, должность которого — помощник начальника по секретнооперативной части. Оба они очень молоды — им нет еще и двадцати лет. Главная задача уголовного розыска в описываемое время — после окончания гражданской войны — очистить Дударинский уезд от бандитов, скрывающихся в тайге. Бандиты убивают сельских активистов, нападают на кооперативы, стараются завербовать в свои ряды как можно больше соучастников.

В Дудари приезжает собственный корреспондент губернской газеты Яков Узелков, пишущий под псевдонимом Якуз, — молодой человек лет семнадцатидевятнадцати. На Веньку Малышева и его друга Якуз производит впечатление человека образованного, так как он очень любит использовать в речи мудреные слова, например: меценат, экзальтация, пессимизм, фамильярность и т. п., однако он чемто сразу не понравился друзьям, а его корреспонденции, посвященные будням уголовного розыска и написанные излишне витиеватым слогом, они находят не соответствующими действительности.

Сотрудники уголовного розыска проводят операцию по обезвреживанию банды атамана Клочкова. Во время операции Венька ранен. Клочков и несколько членов банды убиты, а остальные — арестованы. Венька допрашивает одного из арестованных — Лазаря Баукина, и приходит к выводу, что Баукин, охотник и смолокур, попал к бандитам случайно. На допросах Венька подолгу разговаривает с Баукиным, узнает подробности его жизни и явно симпатизирует этому арестованному бандиту, который к тому же сознался, что это именно он ранил Веньку. Вскоре Лазарь и еще двое арестованных совершают побег изпод стражи. Венька ошеломлен побегом своего подопечного.

В продовольственном магазине, расположенном недалеко от уголовного розыска, появляется хорошенькая молодая кассирша, которая очень нравится обоим друзьям, но они робеют и не решаются с ней познакомиться. Вскоре от Узелкова они узнают, что ее зовут Юля Мальцева и он с ней знаком — ходит к ней в гости, они разговаривают, обсуждают прочитанные книги. Друзья, завидуя образованности Узелкова, записываются в библиотеку и, несмотря на недостаток времени, много читают. Вскоре от знакомой библиотекарши они узнают, что вся образованность Узелкова почерпнута им из энциклопедии Брокгауза и Ефрона.

В отсутствие Веньки Автор случайно знакомится с Юлей Мальцевой и, когда Венька возвращается из Воеводского угла, знакомит его с ней. Венька любит Юлю, однако считает, что он ее не стоит: несколько лет назад он встретил одну женщину и потом хворал. Хотя он вскоре вылечился, тем не менее он считает, что должен рассказать об этом Юле. Венька пишет письмо, в котором объясняется Юле в любви и признается в том, что его гнетет. Письмо Венька той же ночью опускает в почтовый ящик, а наутро в составе отряда из шести человек отправляется в тайгу для поимки Кости Воронцова.

Венька ждет письма от Юли в ответ на отправленное накануне признание. Приходит Узелков и просит Веньку допустить его к Воронцову. Венька отказывает ему в этом, и тут Узелков говорит, что Венька — человек недалекий, о чем ему было известно и раньше: сегодня он случайно прочел его любовное письмо — оно лежало в книге, которую он давал читать Юле.

В тот же вечер Венька кончает с собой выстрелом в висок, так и не узнав, что Юля не давала Узелкову его письма, а он сам в ее отсутствие забрал свою книгу с вложенным в нее письмом.

Читайте также: