Сотворившая чудо краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Как-то в одном из немногочисленных интервью мне задали вопрос, есть ли у меня любимые пьесы, написанные другими авторами. Я, ни секунды не сомневаясь, назвала "Сотворившую чудо" Уильяма Гибсона.

Вам о чем-нибудь говорит имя Хелен Келлер ? Американка, рожденная еще в 19-м века, она была выдающейся женщиной. Писатель, лектор, политическая активистка и правозащитница. Она обожала читать, вела активный образ жизни, много путешествовала. Спросите, что в этом особенного? Дело в том, что Хелен Келлер была слепой и глухой с самого раннего детства.

За свою долгую жизнь Хелен Келлер написала несколько автобиографических книг, в их числе - "История моей жизни". В этой книге Хелен рассказала о том, как из диковатого существа превратилась в человека. И о той, без которой, ничего бы этого не случилось.

Ее звали Энни Салливан .

Она была Учителем Хелен.

Сюжет, написанный жизнью

Конечно, такая в полном смысле слова изумительная история рано или поздно должна была привлечь внимание талантливого писателя, который захотел бы написать на основе биографии Хелен художественное произведение. Этим писателем стал американский драматург Уильям Гибсон , который и превратил историю Хелен Келлер и ее учительницы Энни Салливан в пьесу под названием "Сотворившая чудо" .

По сюжету семья Хелен, уставшая от выходок дочери и уже подумывающая о приюте для умалишенных, нанимает для девочки "последнюю надежду" - молодую подслеповатую учительницу по имени Энни Салливан. С невероятным трудом Энни удается достучаться до сознания Хелен - с этого момента и начинается ее долгий и тернистый путь к свету, а учительница становится главным человеком в ее жизни. Ее Светом во тьме.

Вскоре пьеса была с успехом поставлена на Бродвее. Заглавные роли в спектакле исполнили уже довольно опытная к тому моменту кино- и театральная актриса Энн Бэнкрофт и начинающая юная артистка Патти Дьюк.

Спектакль выдержал 719 постановок за почти два года сценической жизни, а пьеса Гибсона получила премию "Тони" (самая престижная премия, своего рода "театральный Оскар").

Кадр из спектакля "Сотворившая чудо" (1959). Оригинальная Бродвейская постановка пьесы Уильяма Гибсона. Режиссер-постановщик Артур Пенн. Энни Салливан - Энн Бэнкрофт, Хелен Келлер - Патти Дьюк.

Кадр из спектакля "Сотворившая чудо" (1959). Оригинальная Бродвейская постановка пьесы Уильяма Гибсона. Режиссер-постановщик Артур Пенн. Энни Салливан - Энн Бэнкрофт, Хелен Келлер - Патти Дьюк.

Зрители рыдали, критики писали восторженные рецензии. Неудивительно, что в конечном итоге бродвейским хитом заинтересовались в Голливуде.

Сотворившие чудо

Разумеется, большим продюсерам из офисов с видом на голливудские холмы было наплевать на трепет, который вызывала трогательная история дружбы Хелен и ее учительницы Энни. Что их интересовало, так это сборы. Поэтому кинобоссы рассчитывали привлечь на роль Энни Салливан какую-нибудь модную звезду, как сейчас сказали бы "медийное лицо". Таким "лицом" должна была стать Элизабет Тейлор. Однако режиссер картины Артур Пенн наотрез отказался работать с "модными и раскрученными" и настаивал на оригинальном бродвейском касте - то есть, на Дьюк и Бэнкрофт. Продюсер Фред Ко хватался за голову - ведь под Тейлор студия давала внушительный бюджет в 5 миллионов долларов. Но Пенн стоял на своем - и в итоге убедил таки Ко пригласить бродвейских актрис, пусть и с гораздо меньшим производственным бюджетом по факту. Позже Бэнкрофт очень тепло поблагодарит за роль "Уилла Гибсона, Артура Пенна и Фреда Ко" - драматурга, режиссера и продюсера соответственно.

Кадр из фильма "Сотворившая чудо" (1962). Энн Бэнкрофт в роли Энни Салливан, Патти Дьюк в роли Хелен Келлер.

Кадр из фильма "Сотворившая чудо" (1962). Энн Бэнкрофт в роли Энни Салливан, Патти Дьюк в роли Хелен Келлер.

Сюжет фильма почти дословно повторяет сюжет пьесы (поскольку драматург Гибсон выступил и автором сценария). Разве что к художественным достоинствам текста и его театральной постановки добавляются изобразительные средства кино. Например, потрясающая музыка композитора Лоуренса Розенталя, который умудрился вплести в основную музыкальную тему самую настоящую народную "Колыбельную". Или же невероятной красоты изображение оператора Эрнесто Капарроса.

Съемочная площадка фильма "Сотворившая чудо" - Патти Дьюк и Энн Бэнкрофт, рабочий момент. Глядя на это фото, начинаешь понимать, что такое "химия между партнерами".

Съемочная площадка фильма "Сотворившая чудо" - Патти Дьюк и Энн Бэнкрофт, рабочий момент. Глядя на это фото, начинаешь понимать, что такое "химия между партнерами".

Все это позволило, помимо прочего, создать сильнейшую по своему воздействию кульминацию:

Энни тащит Хелен к колонке и заставляет ее налить воду в кувшин, который Хелен только что вылила в лицо Энни в приступе злости. Внезапно. Хелен понимает, что вода - это вода, и как это слово "звучит" на пальцах Энни. Свершилось. Чудо сотворено - Хелен вырвалась из темницы, которой было ее непослушное из-за слепоты и глухоты тело для ее, как позже выяснится, могучего интеллекта. Хелен радуется. Для нее безликие предметы, что окружали ее все эти годы, наконец-то обретают смысл. Вода. Колонка. Земля. Дерево. Колокол. Ступенька. И тут. Хелен подходит к Энни и тычет в нее пальцем. То есть, буквально спрашивает "Кто ты?" И Энни на пальцах отвечает: "Учитель". По щеке Хелен бежит слеза. Она вручает Энни ключ от комнаты, что по сути означает признание в любви - "Тебе, который вывел меня из тьмы - к Свету".

В финале Хелен и Энни умиротворенно сидят на кресле-качалке на фоне освещенного в темноте окна.

  • А вы знали, что.
  • Полное имя актрисы Энн Бэнкрофт - Анна Мария Луиза Италиано. Патти Дьюк - сценический псевдоним, который актриса терпеть не могла, а ее настоящее имя - Анна Мэри Дьюк. Таким образом, актрисы приходятся тезками и друг другу и героине фильма Энни Салливан.
  • Пьеса Уильяма Гибсона "Сотворившая чудо" была экранизирована еще дважды - в 1979 и в 2000-м. В версии 1979 тоже сыграла Патти Дьюк - только на этот раз Энни Салливан.

Но если художественная ценность фильма очевидна (даже Американская киноакадемия пошла на некоторые уступки ради того, чтобы отметить заветной статуэткой обеих актрис), то его ценность человеческую вряд ли вообще можно измерить.

Я, например, читала историю американского парня, который родился глухим и очень страдал из-за того, что не мог найти для себя "место под солнцем". Он даже думал о самоубийстве. но однажды случайно посмотрел "Сотворившую чудо". Он сам не понимает, что его потрясло больше - история Хелен или исполнение Патти. Факт в том, что парень пошел учиться, стал программистом и нашел свое место в жизни.

Я сама в трудные минуты не раз пересматривала этот фильм - и неслучайно моя Марта из сериала "У каждого своя ложь" признается, что мечтает сыграть Энни Салливан из "Сотворившей чудо" .

Анна Мэри "Патти" Дьюк часто говорила в интервью, что роль Хелен, да и весь фильм "Сотворившая чудо" стали для нее путеводной звездой, свет от которой освещал ее жизнь и выводил из тьмы, в которой она иногда блуждала. У нее была интересная жизнь - сложная и яркая. Драматическая актерская судьба, когда актриса в юном возрасте берет планку такого уровня, это и счастье и проклятие. Анна Мэри ушла из жизни в 2016-м. За год до ее смерти я успела с ней познакомиться - она написала мне короткое письмо из нескольких фраз. Я до сих пор храню его в почте - наверное, потому что через это письмо я прикоснулась не только к Искусству с большой буквы, но в каком-то смысле и к самой Хелен, и, конечно, к ее Учителю - Энни Салливан.

Проще говоря, я прикоснулась к Чуду.

А впрочем, настоящее, кристальное искусство - и есть чудо. И самый настоящий Свет в столь часто окружающий нас тьме. Во всяком случае, хочется в это верить.

libking

Уильям Гибсон - Сотворившая чудо краткое содержание

Сотворившая чудо - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Пьеса в трёх действиях

ГОЛОСА ЗА СЦЕНОЙ

Время действия — 1880-е годы

Место действия — в доме и около дома семьи КЕЛЛЕР в Тоскомбия, штат Алабама. Короткий период в доме для слепых им. ПЕРКИНСА в Бостоне.

Сцена разделена на две части диагональю, идущей из правого нижнего угла сцены к левой верхней части сцены.

Пространство за диагональю находится на платформах и изображает дом семьи КЕЛЛЕР. В доме, в нижней части справа находится столовая, в центре — несколько выше расположена спальня. На уровне сцены, ближе к ее центру, за верандой находится колодец с насосом.

Остальная часть сцены, расположенная перед диагональным делением, представляет из себя окружающее дом пространство. Здесь располагаются различные декорации, зависящие от содержания действия, — двор около дома КЕЛЛЕРОВ, институт слепых имени ПЕРКИНСА, оранжерея и т. д.

Нужно принять во внимание условность декорации, позволяющая легко менять время и место действия. Сцена не должна быть загромождена и обременена стенами. Кроме некоторых необходимых предметов, таких как насос, окно, из которого нужно спуститься, дверей, которые можно запереть, обстановка должна даваться контурно, легкими очертаниями — эффект смены декораций достигается в основном сменой освещения.

Ночью в доме семьи КЕЛЛЕР. В спальне трое взрослых стоят у детской кроватки, освещенные светом лампы. Они долго бодрствовали, имеют усталый вид, платье их в беспорядке. Молодая дама с милым девическим лицом — КЕЙТ КЕЛЛЕР, рядом с ней пожилой доктор со стетоскопом и термометром в руках. Третий — мужчина сорока с лишним лет, с живым лицом, обрамленным бакенбардами — капитан АРТУР КЕЛЛЕР.

ДОКТОР. Она будет жить.

КЕЙТ. Слава Богу

ДОКТОР оставляет их у детской кроватки и идет к своему саквояжу, упаковывает его.

ДОКТОР. Вы счастливые родители. Теперь я могу вам сказать — не думал, что она сможет выжить.

КЕЛЛЕР. Чепуха. Ребенок ведь из рода Келлеров. Она крепко скроена, словно горная козочка и переживет всех нас.

ДОКТОР (добродушно). Да, особенно, если кой-кто из Келлеров будет продолжать не спать. Я имею в виду вас, госпожа Келлер.

КЕЛЛЕР. Ты слышишь, Кети?

КЕЙТ. Я слышу.

КЕЛЛЕР (снисходительно). Я воспитал двоих детей. У моей жены это первый ребенок, поэтому она еще не закалилась в боях.

КЕЙТ. Доктор, скажите правду. У моей девочки все будет в порядке?

ДОКТОР. О, к утру она будет опять ломать изгородь капитана Келлера.

КЕЙТ. Может быть, нам следовало бы еще что-то сделать?

КЕЛЛЕР (весело). Например, построить покрепче забор?

ДОКТОР. Пусть она сама поправляется. Она лучше нас знает, как это сделать.

ДОКТОР уложил свой саквояж и собирается уходить.

Главное, что температура нормальная. Болезни эти у детей приходят и уходят, и никто не знает почему. Можете назвать это острым воспалительным процессом в желудке и мозгу.

КЕЛЛЕР. Я провожу вас к экипажу, доктор.

ДОКТОР. Поверьте мне, я никогда не видел более жизнеспособного ребенка.

ДОКТОР улыбается на прощанье — ребенку и КЕЙТ. КЕЛЛЕР провожает его вниз по лестнице, держа в руках лампу. Они спускаются по ступенькам веранды, идут через двор, и ДОКТОР уходит налево. КЕЛЛЕР стоит во дворе с лампой в руках. В это время КЕЙТ ласково наклонилась над детской кроваткой, из которой слышится какой-то лепет. КЕЙТ пальцем трогает лицо ребенка.

КЕЙТ. Тихо, тихо, не вздумай сейчас плакать. Ты и так уже доставила нам достаточно хлопот. Можете называть это острым воспалением, как же, я так и не вижу, что тут острого или остроумного в этом воспалении, разве только, что это затеяла ты? Мы попросим твоего отца напечатать в его газете редакционную статью о чудесах современной медицины, которая не знает, что она лечит, даже когда ей удается вылечить больного. Ах, мужчины, мужчины, они, видите ли — закаленные в боях, а нам — женщинам нужно еще… (Она внезапно замолкает и с удивлением подносит к глазам ребенка палец). Элен? (Теперь она быстро делает движение рукой перед глазами ребенка). Элен. (Она щелкает дважды пальцами у глаз ребенка, затем опускает руку. Вскрикивает и громко зовет). Капитан, капитан, подойдите сюда. (Она пристально рассматривает ребенка и снова зовет почти у самого уха девочки). Капитан!

Продолжая все еще внимательно разглядывать ребенка, КЕЙТ громко вскрикивает. КЕЛЛЕР во дворе слышит крик и бежит с лампой в дом. КЕЙТ снова кричит, взгляд ее прикован к ребенку, на лице выражение ужаса. КЕЛЛЕР быстро поднимается в спальню.

КЕЛЛЕР. Кети? Что случилось?

КЕЙТ. Посмотрите. (Она проводит рукой около глаз ребенка).

КЕЛЛЕР. В чем дело, Кети? Она себя хорошо чувствует, ей нужно время для того, чтобы…

КЕЙТ. Она ничего не видит. Посмотрите на ее глаза. (Она берет лампу из рук КЕЛЛЕРА и подносит ее к лицу ребенка). Она ослепла!

КЕЛЛЕР (хриплым голосом). Элен.

КЕЙТ. Она ничего не слышит. Когда я закричала, она даже не моргнула. Даже не пошевелила ресницами.

КЕЛЛЕР. Элен! Элен!

КЕЙТ. Она не слышит нас!

КЕЛЛЕР. Элен!

КЕЛЛЕР исступленно, почти гневно выкрикивает имя ребенка, КЕЙТ, в близком к обмороку состоянии, зажимает рот руками, чтобы не закричать. Свет в комнате быстро гаснет. Со сцены доносится медленный звук далекого колокола, этот звук нарастает, приближается и затем угасает, символизируя ход времени. Сцена снова освещается, действие переносится на пять лет вперед. На сцене, около колодца — трое детей, стоящих на коленях, и старая собака. Собаку-сеттера зовут БЕЛЬ, она спит. Двое детей, МАРТА и ПЕРСИ — негры, третий ребенок — ЭЛЕН. Ей шесть с половиной лет, волосы у нее растрепаны. Это маленькая подвижная фигурка с прелестной головкой. Видно, что девочка слепая, один глаз больше и выдается, жесты ее угловаты, настойчивы и необузданны, лицо не знает улыбки. Двое других детей играют с вырезанными из бумагами фигурками. Когда МАРТА и ПЕРСИ говорят, ЭЛЕН ощупывает их лица, пытаясь угадать движение их губ.

Хелен Келлер росла в совершенно других условиях, нежели Салливан. Ее родители были крупными плантаторами, и маленькая Хелен не знала ни в чем отказа. Она родилась здоровым ребенком, уже в возрасте шести месяцев начала произносить первые слова.

Сотворившая чудо

Хелен, несмотря на недуги, сделавшие ее инвалидом, росла смышленым и жизнерадостным ребенком. У нее были друзья, и она играла с ними на равных.

Методики работы с такими детьми в США еще не было, да и во всем мире только начали обращать внимание на особенных детей как на полноправных членов общества. Однажды, когда незавидная судьба Хелен была почти решена, ее мать, Кэтрин, прочитала заметку Чарльза Диккенса о Лоре Бриджмен

Лора была слепоглухой воспитанницей той самой Школы Перкинса, более того, благодаря своему педагогу Самуэлу Хауи, она научилась читать и писать, вышивать и вязать и даже писала стихи. Лора Бриджмен осталась работать в Школе учителем, став первым слепоглухим человеком, получившим и успешной применившим не только свое образование, но и социальные навыки. Это был настоящий луч надежды для Кэтрин Келлер, и она немедленно обратилась в Школу Перкинса с просьбой найти для них человека. Отец Хелен поначалу был категорически против: не пристало уважаемым плантаторам Юга обращаться за помощью к северянам. Но любовь к дочери победила

Однажды, когда незавидная судьба Хелен была почти решена, ее мать, Кэтрин, прочитала заметку Чарльза Диккенса о Лоре Бриджмен. Лора была слепоглухой воспитанницей той самой Школы Перкинса, более того, благодаря своему педагогу Самуэлу Хауи, она научилась читать и писать, вышивать и вязать и даже писала стихи. Лора Бриджмен осталась работать в Школе учителем, став первым слепоглухим человеком, получившим и успешной применившим не только свое образование, но и социальные навыки. Это был настоящий луч надежды для Кэтрин Келлер, и она немедленно обратилась в Школу Перкинса с просьбой найти для них человека. Отец Хелен поначалу был категорически против: не пристало уважаемым плантаторам Юга обращаться за помощью к северянам. Но любовь к дочери победила.

Сотворившая чудо

Хелен и Энн Салливан

В 1887 году двадцатилетняя учительница Энн Салливан приехала в усадьбу Келлеров. Она сразу приступила к работе: первым делом она настояла на том, чтобы жить с девочкой отдельно — родители выделили им усадебную пристройку.

Энн и школа Перкинса

Энн Салливан родилась в бедной семье ирландцев-эмигрантов. Отец много пил и бил своих домочадцев, мать умерла, когда девочке было всего восемь лет. Через год отец Энн отправил ее и младшего брата Джимми в приют города Тьюксбери, где Джимми, страдавший от туберкулеза, вскоре умер. Маленькая Энн еще в детстве переболела трахомой (инфекционное заболевание глаз) и, после переезда в приют, начала стремительно слепнуть.

В Тьюксбери ей провели несколько операций, но они не принесли никакого улучшения. Тогда, благодаря ходатайству местного священника, ее перевели в более современную больницу при приюте в Бостоне, но операции, сделанные бостонскими врачами, мало чем помогли. Слепнувшая Энн вернулась в ненавистный ей приют. В 1880 году ее направили на обучение в Школу Слепых Перкинса, где, благодаря стараниям местных специалистов, зрение к Энн частично вернулось.

Здесь слепые были здоровыми людьми, способными к обучению, но никак не инвалидами. Основатель Школы, доктор Фишер, настаивал на том, чтобы у слепых людей были такие же возможности и жизненные перспективы, как у зрячих. Сначала его позицию считали глупой и наивной, но потом, когда успехи его учеников стали очевидны, Школа Слепых стала полноправным учреждением образовательной системы США того времени.

Работа с глухонемым ребенком

Энн стала относиться к своей воспитаннице вовсе не как к девочке-инвалиду из богатой семьи. Она стала относится к ней, как к равной и себе и другим людям. Поблажек за ее особенности не было — Энн говорила с ней, как со здоровым человеком, фразами. Изображала на ладони подопечной знак, у которого был буквенный эквивалент в английском языке. Таким образом Хелен начала учить слова. Но пока Хелен просто повторяла слова за учительницей, таким образом пополняя свой словарный запас. Однажды, когда Энн набирала воду, Хелен сунула руку под струю и в этот момент в ее сознании произошел переворот, к которому так упорно подводила ее Салливан.

Этот момент навсегда войдет в историю американской специальной педагогики: в Капитолии установлен памятник Хеллен — бронзовая девочка, с восторгом опустившая руку под струю воды.

Сотворившая чудо

Хелен научилась читать книги, набранные шрифтом Брайля, и не спала ночами — она читала. Но Энн Салливан решила не останавливаться на достигнутых успехах ученицы и научила ее писать карандашом, чтобы девочка могла объяснятся с теми, кто не знал шрифта Брайля. Она занималась с ней историей, точными науками, привезла ее на экскурсию в родную Школу Перкинса. Этот приезд несказанно обрадовал девочку — она поняла, что не одинока, что есть люди подобные ей.

Сотворившая чудо

В десять лет Хелен узнала о норвежской девочке Рагнхильде Каате, которая научилась говорить, как обычный, здоровый человек. Ее педагог сразу начал учить ее полноценной речи, не делая упора на ее инвалидность. Этот пример вдохновил Хелен, ей захотелось превзойти норвежскую девочку. Одновременно это очень взволновало родителей: они переживали, что, если их дочь потерпит неудачу, это сильно ее расстроит и отобьет охоту к обучению вовсе. Но ее учитель и уже верный друг Энн Салливан считала иначе.

Вместе они поехали на консультацию к Саре Фуллер, педагогу, которая настаивала на том, что глухие люди могут и должны учится говорить. Фуллер с радостью поделилась своим методом: она прикладывала руку ученика к своему горлу и произносила звук, ученик же пытался воспроизвести артикуляцию. После одиннадцати уроков Хелен начала практиковаться самостоятельно. Она выучилась говорить, но, конечно, ее голос был весьма специфическим.

Награды и номинации

Награды и номинации
Награда Год Категория Номинирован(а) Итог
Оскар Лучшая женская роль Энн Бэнкрофт Победа
Лучшая женская роль второго плана Патти Дьюк Победа
Лучшая режиссура Артур Пенн Номинация
Лучший адаптированный сценарий Уильям Гибсон Номинация
Лучший дизайн костюмов Рут Морли Номинация
BAFTA Лучший фильм Номинация
Лучшая женская роль Энн Бэнкрофт Победа
Премия Гильдии американских режиссёров Лучшая режиссура Артур Пенн Номинация
Золотой глобус Лучший фильм — драма Номинация
Лучшая женская роль — драма Энн Бэнкрофт Номинация
Лучшая женская роль второго плана — кинофильм Патти Дьюк Номинация
Laurel Award Лучший фильм Номинация
Лучшая женская роль второго плана Патти Дьюк Победа
Лучшая женская роль — драма Энн Бэнкрофт Номинация
Премия Национального совета кинокритиков США Лучшие 10 фильмов Победа
Лучшая женская роль Энн Бэнкрофт Победа
Photoplay Award Лучший фильм-спектакль Победа
Кинофестиваль в Сан-Себастьяне Лучшая режиссура Артур Пенн Победа
Лучшая женская роль Энн Бэнкрофт Победа
Премия Гильдии американских сценаристов Лучший сценарий Уильям Гибсон Номинация

Сюжет

В возрасте девятнадцати месяцев Хелен Келлер переносит тяжелое заболевание, в результате которого полностью лишается зрения и слуха. Хелен неспособна общаться со своей семьёй, кроме как с помощью постоянных истерик. Она ест руками, не умеет ходить прямо и часто ломает предметы. Её родители Кейт и Артур жалеют дочь, но убеждены, что Хелен умственно отсталая

Отец решает воспользоваться последним шансом обучить девочку: пригласить в дом учителя. Он обращается в Школу Перкинса для слепых, откуда к Келлерам присылают Энн Салливан, молодую женщину, саму имеющую проблемы со зрением. Салливан выросла в этой школе со своим братом Джоном, умершим в детстве. Учительница уверена, что сможет найти подход к Хелен.

Салливан учит Хелен пользоваться столовыми приборами и правильно ходить, используя при этом достаточно жёсткие методы. Артур недоволен этим, и он приказывает учительнице уехать из их дома. В ответ она просит дать ей две недели, в течение которых Хелен будет полностью изолирована от мира и предоставлена заботам Салливан. Кейт и Артур неохотно соглашаются.

Теперь, после этого резкого прорыва в обучении, Хелен начинает постепенно учиться осознавать это мир при помощи тактильных ощущений и общения с учительницей.

Борьба за права человека

Сама Энн снова начала терять так дорого приобретенное слабое зрение. К концу своей жизни в 1936 году она полностью ослепла. Энн никогда не переживала, что находится в тени своей способной и прославленной ученицы, не заявляла громко о своем педагогическом подвиге, не писала методических пособий. Все это за нее сделала благодарная Хелен Келлер, которая держала Энн за руку в ее последний день.

Сотворившая чудо

Хелен Келлер уже с новой ассистенткой продолжила свой путь. Она прожила долгую жизнь, боролась за право особенных людей на обучение и полноценную жизнь в обществе, отстаивала права рабочих и покалеченных на Мировых войнах солдат. Боролась за равноправие женщин и цветного населения США, стала знаменитым спикером и мотиватором. Сам Ник Вуйчич, родившийся без конечностей, признал, что его главной поддерживающей силой, кроме любви родителей, был пример Хелен Келлер.

Энн Саливанн и Хелен Келлер, сотворившие чудо, похоронены рядом, в Национальном Соборе Вашингтона.

Автор выражает признательность за помощь в подготовке материала прекрасному профессионалу в области работы с особенными детьми — своей маме.

Подпишитесь на нас в фейсбуке:

Высшее образование

Родители не жалели денег на реабилитацию и обучение Хелен: закончив школу Райта Хьюманса для глухих, она в 1896 поступает в школу при Гарварде для девушек. Келлер мечтает о колледже, но из Колледжа Рэдклиффа получает отказ: во-первых, у девушки проблемы с алгеброй, во-вторых, для нее нет учебных пособий. Этот отказ безмерно огорчил Хелен, но Салливан сама решает перепечатывать учебные пособия шрифтом Брайля, или читает ей учебники, помогает девушке победить точные науки, сопровождает ее на консультациях и уроках.

В колледже сформировались и ее идеологические воззрения: она увлеклась социализмом, изучала труды Маркса и других теоретиков этого течения, принимала позицию суфражисток (движения за предоставление женщинам избирательных прав— Прим. Ред.). Все это было высмеяно политическим истеблишментом США того времени: да, слепоглухая девушка стала звездой, получив образование, но уже пора и успокоится, незачем лезть еще и в политику.

Уильям Гибсон - Сотворившая чудо

Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Уильям Гибсон - Сотворившая чудо краткое содержание

Сотворившая чудо читать онлайн бесплатно

Пьеса в трёх действиях

ГОЛОСА ЗА СЦЕНОЙ

Время действия — 1880-е годы

Место действия — в доме и около дома семьи КЕЛЛЕР в Тоскомбия, штат Алабама. Короткий период в доме для слепых им. ПЕРКИНСА в Бостоне.

Сцена разделена на две части диагональю, идущей из правого нижнего угла сцены к левой верхней части сцены.

Пространство за диагональю находится на платформах и изображает дом семьи КЕЛЛЕР. В доме, в нижней части справа находится столовая, в центре — несколько выше расположена спальня. На уровне сцены, ближе к ее центру, за верандой находится колодец с насосом.

Остальная часть сцены, расположенная перед диагональным делением, представляет из себя окружающее дом пространство. Здесь располагаются различные декорации, зависящие от содержания действия, — двор около дома КЕЛЛЕРОВ, институт слепых имени ПЕРКИНСА, оранжерея и т. д.

Нужно принять во внимание условность декорации, позволяющая легко менять время и место действия. Сцена не должна быть загромождена и обременена стенами. Кроме некоторых необходимых предметов, таких как насос, окно, из которого нужно спуститься, дверей, которые можно запереть, обстановка должна даваться контурно, легкими очертаниями — эффект смены декораций достигается в основном сменой освещения.

Ночью в доме семьи КЕЛЛЕР. В спальне трое взрослых стоят у детской кроватки, освещенные светом лампы. Они долго бодрствовали, имеют усталый вид, платье их в беспорядке. Молодая дама с милым девическим лицом — КЕЙТ КЕЛЛЕР, рядом с ней пожилой доктор со стетоскопом и термометром в руках. Третий — мужчина сорока с лишним лет, с живым лицом, обрамленным бакенбардами — капитан АРТУР КЕЛЛЕР.

ДОКТОР. Она будет жить.

КЕЙТ. Слава Богу

ДОКТОР оставляет их у детской кроватки и идет к своему саквояжу, упаковывает его.

ДОКТОР. Вы счастливые родители. Теперь я могу вам сказать — не думал, что она сможет выжить.

КЕЛЛЕР. Чепуха. Ребенок ведь из рода Келлеров. Она крепко скроена, словно горная козочка и переживет всех нас.

ДОКТОР (добродушно). Да, особенно, если кой-кто из Келлеров будет продолжать не спать. Я имею в виду вас, госпожа Келлер.

КЕЛЛЕР. Ты слышишь, Кети?

КЕЙТ. Я слышу.

КЕЛЛЕР (снисходительно). Я воспитал двоих детей. У моей жены это первый ребенок, поэтому она еще не закалилась в боях.

КЕЙТ. Доктор, скажите правду. У моей девочки все будет в порядке?

ДОКТОР. О, к утру она будет опять ломать изгородь капитана Келлера.

КЕЙТ. Может быть, нам следовало бы еще что-то сделать?

КЕЛЛЕР (весело). Например, построить покрепче забор?

ДОКТОР. Пусть она сама поправляется. Она лучше нас знает, как это сделать.

ДОКТОР уложил свой саквояж и собирается уходить.

Главное, что температура нормальная. Болезни эти у детей приходят и уходят, и никто не знает почему. Можете назвать это острым воспалительным процессом в желудке и мозгу.

КЕЛЛЕР. Я провожу вас к экипажу, доктор.

ДОКТОР. Поверьте мне, я никогда не видел более жизнеспособного ребенка.

ДОКТОР улыбается на прощанье — ребенку и КЕЙТ. КЕЛЛЕР провожает его вниз по лестнице, держа в руках лампу. Они спускаются по ступенькам веранды, идут через двор, и ДОКТОР уходит налево. КЕЛЛЕР стоит во дворе с лампой в руках. В это время КЕЙТ ласково наклонилась над детской кроваткой, из которой слышится какой-то лепет. КЕЙТ пальцем трогает лицо ребенка.

КЕЙТ. Тихо, тихо, не вздумай сейчас плакать. Ты и так уже доставила нам достаточно хлопот. Можете называть это острым воспалением, как же, я так и не вижу, что тут острого или остроумного в этом воспалении, разве только, что это затеяла ты? Мы попросим твоего отца напечатать в его газете редакционную статью о чудесах современной медицины, которая не знает, что она лечит, даже когда ей удается вылечить больного. Ах, мужчины, мужчины, они, видите ли — закаленные в боях, а нам — женщинам нужно еще… (Она внезапно замолкает и с удивлением подносит к глазам ребенка палец). Элен? (Теперь она быстро делает движение рукой перед глазами ребенка). Элен. (Она щелкает дважды пальцами у глаз ребенка, затем опускает руку. Вскрикивает и громко зовет). Капитан, капитан, подойдите сюда. (Она пристально рассматривает ребенка и снова зовет почти у самого уха девочки). Капитан!

Продолжая все еще внимательно разглядывать ребенка, КЕЙТ громко вскрикивает. КЕЛЛЕР во дворе слышит крик и бежит с лампой в дом. КЕЙТ снова кричит, взгляд ее прикован к ребенку, на лице выражение ужаса. КЕЛЛЕР быстро поднимается в спальню.

КЕЛЛЕР. Кети? Что случилось?

КЕЙТ. Посмотрите. (Она проводит рукой около глаз ребенка).

КЕЛЛЕР. В чем дело, Кети? Она себя хорошо чувствует, ей нужно время для того, чтобы…

КЕЙТ. Она ничего не видит. Посмотрите на ее глаза. (Она берет лампу из рук КЕЛЛЕРА и подносит ее к лицу ребенка). Она ослепла!

КЕЛЛЕР (хриплым голосом). Элен.

КЕЙТ. Она ничего не слышит. Когда я закричала, она даже не моргнула. Даже не пошевелила ресницами.

КЕЛЛЕР. Элен! Элен!

КЕЙТ. Она не слышит нас!

КЕЛЛЕР. Элен!

КЕЛЛЕР исступленно, почти гневно выкрикивает имя ребенка, КЕЙТ, в близком к обмороку состоянии, зажимает рот руками, чтобы не закричать. Свет в комнате быстро гаснет. Со сцены доносится медленный звук далекого колокола, этот звук нарастает, приближается и затем угасает, символизируя ход времени. Сцена снова освещается, действие переносится на пять лет вперед. На сцене, около колодца — трое детей, стоящих на коленях, и старая собака. Собаку-сеттера зовут БЕЛЬ, она спит. Двое детей, МАРТА и ПЕРСИ — негры, третий ребенок — ЭЛЕН. Ей шесть с половиной лет, волосы у нее растрепаны. Это маленькая подвижная фигурка с прелестной головкой. Видно, что девочка слепая, один глаз больше и выдается, жесты ее угловаты, настойчивы и необузданны, лицо не знает улыбки. Двое других детей играют с вырезанными из бумагами фигурками. Когда МАРТА и ПЕРСИ говорят, ЭЛЕН ощупывает их лица, пытаясь угадать движение их губ.

МАРТА. Сначала я отрежу этому доктору ноги, вот так одну и другую, а потом…

ПЕРСИ. А зачем ты хочешь отрезать доктору ноги?

МАРТА. Я ему сделаю операцию. Сейчас я отрежу ему руки, и ту, и другую. А теперь я их приделаю. (Она отталкивает от своего рта руку ЭЛЕН). Отстань

ПЕРСИ. Разрежь ему живот. Вот это будет операция!

МАРТА. Нет, я сначала отрежу ему голову, а то он сильно простудился.

ПЕРСИ. Ну, немного останется от этого доктора, когда ты кончишь все свои опера…

В это время ЭЛЕН засовывает ему в рот свои пальцы, стараясь нащупать язык, ПЕРСИ в раздражении кусает ее за пальцы, и она отдергивает руку. ЭЛЕН подносит пальцы к своим губам и пытается, подражая, двигать губами, но делает это беззвучно.

МАРТА. Что это ты сделал, укусил ее?

ПЕРСИ. Ну и что? Если она опять будет совать мне в рот пальцы, я их откушу.

МАРТА. Что это она сейчас делает?

ПЕРСИ. Она хочет говорить. Сейчас начнет злиться. Посмотри, как она старается заговорить.

ЭЛЕН нахмурилась. Ее губы беззвучно шевелятся под пальцами, движения их становятся все более и более неистовыми. В припадке злобы она начинает кусать свои пальцы. Это рассмешило ПЕРСИ, но встревожило МАРТУ.

МАРТА. А ну-ка, перестань сейчас же. (Отдергивает руку ЭЛЕН). Сиди тихо и…

В это мгновение ЭЛЕН толкает МАРТУ, опрокидывает ее на спину и прижимает плечи МАРТЫ коленями к земле и хватает ножницы. МАРТА кричит. ПЕРСИ бежит к террасе и дергает за веревочку колокольчика у входной двери. Колокольчик звенит.

За это время в гостиной дома КЕЛЛЕРОВ постепенно зажигаются огни, там собралась семья КЕЛЛЕРОВ. Они беседуют, пантомима — КЕЙТ сидит около колыбели, изредка ее покачивает и штопает носки, капитан КЕЛЛЕР, в очках работает, наклонившись над газетными полосами, лежащими на столе. У корзинки со швейными принадлежностями сидит почетная гостья в шляпке — ТЕТУШКА ИВ. Она делает последние стежки, заканчивая большую бесформенную куклу, которую она шьет из полотенец. Молодой человек ДЖЕЙМС КЕЛЛЕР с ленивым видом стоит около окна и смотрит на детей во дворе. Когда раздается звонок, КЕЙТ немедленно вскакивает и бежит на веранду. На лице ее отражено все, что ей пришлось пережить за прошедшие пять лет. Исчезла девическая жизнерадостность, теперь это женщина, закаленная горем.

Читайте также: