Сотрудничество школы и церкви

Обновлено: 08.07.2024

В настоящее время наиболее актуальной является задача воспитания у подрастающего поколения системы общечеловеческих ценностей.

Важное место для воспитания духовного мира ребёнка занимают православные праздники Рождество Христово, Святки, Пасха. При подготовке и проведении праздничных мероприятий дети не просто получают информацию, а проживают ситуацию праздника, что имеет огромное эмоциональное воздействие на каждого ребёнка. Особенностью праздников в нашей школе является то, что его создают сами дети, их родители и педагоги. И здесь является очень важной поддержка Церкви и семьи.

Традиция отмечать праздник Рождества Христова в нашей школе существует уже несколько лет. Подготовка к празднику в этом году начилась с изготовления Рождественской выпечки в столовой нашей школы учениками 3-5 классов. Получив благословение отца Анатолия, дети с вдохновением замешивали тесто, раскатывали его и вырезали формочками незамысловатые фигуры. Когда выпечка была готова, каждое изделие тщательно упаковывалось, для того, чтобы на следующий день вместе с отцом Анатолием ребята могли пройти по улицам города, прославляя Христа и угощая прохожих собственноручно изготовленным печеньем.

«Свет православия храните,

Дары спасенья в нём даны

Всем нам, и вы их берегите,-

Наряду с посещением храмов, находящихся в черте города, паломнических поездок в монастыри в Холки, в Коренную пустынь, славной традицией стали поездки в Успенский храм. Целью последней нашей поездки с детьми 6 и 7 классов было благоустройство территории и помощь в уборке храма.

Духовно-нравственное воспитание школьников должно основываться на традициях русской культуры, а именно на одной из ведущих основ культурно-нравственного наследия нашего народа – этике православия. Обращение к системе православных ценностей в школе, на наш взгляд, – реальный фактор воспитания по-настоящему нравственного поколения и оздоровления всего общества.

Государство сейчас обращает внимание на то, как построена учебно-воспитательная работа в школе. Школа перестаёт быть просто поставщиком образовательных услуг, нацеленных на итоговую аттестацию в выпускных классах. Во всяком случае, именно такой подход обозначен в нормативных документах. Но, к сожалению, то, что обозначено как приоритет в документах, не всегда становится таковым на практике в повседневной работе школы, школьной администрации, классных руководителей, родителей и самих обучающихся, т.е. всех участников образовательного процесса.

Наконец, мы столкнулись с терроризмом в школах. Примеры, которые потрясли всю страну, приводить не буду. Это были не какие-то последователи ИГИЛ, террористы-фанатики. Это были выпускники и воспитанники наших учебных заведений.

Случившиеся трагедии, и происходящее на уроках в наших школах заставляет нас задуматься о причинах всего происходящего, а также об основах духовно-нравственного воспитания. Это очень важно. Мы видим, какие меры предпринимает государство по усилению мер безопасности в школах - пропускной контроль, видеонаблюдение, усиление охраны, составление паспорта безопасности на каждый объект. Это всё важно, так как такие меры заставляет предпринимать жизнь.

Но могли ли мы даже подумать о чём-либо подобном 30-50 лет назад, когда в сёлах люди даже дома не запирали, когда уходили по делам? Хватало простой палки в калитке, чтобы дать понять, что хозяева дома куда-то ушли. И дело было не в том, что государство могло посадить в тюрьму за воровство – воров сажали во все времена. Просто считалось подлым входить в чужой дом в отсутствии хозяев. Не нужно было металлической двери с кодовым замком. Совесть и нравственные принципы останавливали лучше всякой сигнализации.

Не было и тотального контроля за детьми через видеонаблюдение. При тех технических средствах оно было невозможно, да и не было в нём нужды, потому что не было в обществе, в том числе и детском такого уровня преступности. Почему?

Мы и в помине не знаем бытовых проблем прошлого, что такое заготовка дров лучковой пилой, выпекание хлеба в русской печке и полоскание белья после стирки в проруби на реке. Вместо одного телеканала у нас есть уже вездесущий интернет, сотовая связь и т.п. Прогресс налицо. Кажется иногда, что человечество достигло вершины своего могущества в процессе эволюции.

Так и хочется продолжить известную цепочку в учебниках по истории и биологии от человека умелого и разумного к человеку современному техническому. От примитивной палки-копалки к современной технике вплоть до космических кораблей и генной инженерии.

Ещё интереснее проследить эволюцию оружия – от примитивных копий и ножей до современного оружия массового поражения, поставившего под угрозу само существование мира. И при этом не помогают никакие международные договоры и гарантии прав и свобод. А почему?

Казалось бы, вместе с развитием техники должны развиваться и человеческие отношения на уровне семьи, школы, государства, международных отношений. Человек же не может вредить самому себе? Зачем причинять зло окружающим? Зачем кошмарить целый мир, создавая международную угрозу? Откуда зло в человеке, которое мы в таких ужасающих масштабах наблюдаем, в том числе и в современной школе? Это тоже побочный продукт эволюции?

Техника и естественные и точные науки не дают ответа на этот вопрос. Это не их сфера. Мы можем сколько угодно предпринимать мер безопасности, но могут ли они защитить душу ребёнка от зла, которое может человека изуродовать и сделать нравственным инвалидом? Определённый ответ на эти вопросы даёт психология, философия и гуманитарные науки, предлагающие нам различные варианты решения проблем.

Отсюда и главная заповедь для всех христиан «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф. 22, 37-40). История человечества и нашей страны в том числе, красноречиво показала и показывает, что бывает, если человек следует этим нравственным принципам и что бывает, если отвергает их, или хотя бы один из них.

Мы спросим, а причём здесь религия? Можно просто обо всём договориться и не делать никому зла? История показала, что не получается. Не помогают никакие философские системы. Даже здравый смысл и тот не работает.

Возьмём для примера страсть курения – что написано на каждой пачке – курение убивает. Фотографии видим? – Зачем курим.

Ответ опять же даёт религия. В Новом Завете читаем:

«…желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу.

Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю.

Если же делаю то́, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех.

…в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих.

Бедный я человек!

Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха.

Мы сейчас говорим о духовно-нравственном воспитании. Но как воспитать душу? Как сдать ЕГЭ по алгебре всё понятно, а как воспитать душу? Есть разные подходы в решении этого вопроса. Современная концепция говорит нам о воспитании на основе национальных ценностей и перечисляет их:

– труд и творчество

– традиционные российские религии

– искусство и литература

Своеобразным ответом на эту реальность стал курс ОРКСЭ в 4 классе. Он предполагает преподавание основ религиозных культур по модульной схеме. Все мы знаем эти модули.

Хотел бы обратить внимание на наличие двух модулей – ОСЭ и ОМРК.

В учебнике Основы светской этики мы можем вообще найти мысль о том, что каждый сам решает, что такое добро и что такое зло.

Конечно, в курсе оговаривается, что главное – это приоритет закона. Но давайте подумаем, сколько раз за XX век менялась наша Конституция. А ведь это основной закон государства. И сейчас в неё постоянно вносятся поправки. Это явно не Закон Божий любой из религий, который является аксиомой для верующих, а потому неизменяем.

Это противоположная крайность. Здесь берутся за изучение сразу всех религий. И здесь тоже возникает масса проблем.

Курс не отвечает целям и задачам предметной области. Приоритет - религиозные культуры России, а не все религии мира, включая древние религии, в т.ч. язычество. Давайте уж тогда поговорим и о древних ритуальных человеческих жертвоприношениях, свойственных многим языческим культам! – в 4 классе?

Во вторых, данный религиоведческий курс сложен для восприятия школьника в 4 классе. Это отмечают и педагоги, и сами дети.

Почему я обращаю внимание на этот курс? Потому что по подобному принципу нам предлагает и дальше изучать предметную область ОДНКНР учебник издания ВЕНТАНА-ГРАФ, закупленные во многих школах Кировской области. Мол, так удобнее, пусть будет единый некий универсальный курс, так проще педагогу и не будут ущемляться ничьи права. С таким подходом категорически не согласна Русская Православная Церковь и другие традиционные религии.

Потому что данный курс непонятен ребёнку, а возрастные особенности следует учитывать, а во-вторых нивелируется обращение к семейной традиции, как и вообще воспитательная роль семьи при изучении религиозной культуры, в то время как при изучении модуля религиозного содержания семья с её традициями может стать серьёзным подспорьем для педагога. При таком подходе семья должна иметь какое - то синкретическое мировоззрение и включать представителей всех религий, в т.ч. и языческих.

Вопрос непраздный. Современные семьи часто вообще устраняются от воспитания детей. Мы много говорим о проблемных неблагополучных семьях, неполных семьях, гражданских семьях. Вместе с тем есть и традиционные семьи со своим укладом и системой воспитания. Именно такие крепкие семьи, напоминающие могучее дерево, вросшее корнями в многовековые культурные и религиозные традиции нашего народа последовательно разрушали в советское время. Так в советских школах требовали отречения от верующих родителей, бабущки и дедушки вообще считались тёмными людьми вышедшими из царской России. А если они ещё и были верующими.

Посмотрим плакаты советского периода….Чего ж теперь мы удивляемся отношению молодёжи к старшему поколению? Вот синонимы слова родители из социальных сетей: предки, родаки и т.п.

Воспитание патриотизма начинается в семье. И вот здесь мы вынуждены констатировать, что немалая часть современных семей не знают духовных истоков исконных русских традиций, либо никак не соотносят себя с ними. Показательным в этом отношении является выбор модуля курса ОРКСЭ. По сути это ответ на вопрос о культурной и религиозной идентификации семьи - кем считает себя семья ребёнка. Для людей принявших Крещение в Православной Церкви, и крестивших своих детей выбор модуля ОСЭ, по сути, является предательством и отречением от своей религиозной традиции в пользу нерелигиозного, по сути, атеистического мировоззрения. О его проблемах мы уже говорили.

Ещё одной проблемой является недостаточное знакомство педагогов с миром религиозной культуры. Показательным в этом отношении является курс ОДНКНР. Интересны результаты мониторинга ИРО, чем представлен данный курс в Кировской области. Поскольку нет чётких указаний о реализации данного курса, преобладают авторские программы. Вместе с тем, нормативные документы говорят нам о том, что ОДНКНР с этого учебного года стал оценочным предметом и оценка идёт в аттестат. Но, по-прежнему, в большинстве школ это внеурочная деятельность, либо интеграция в другие предметы.

Но вопрос не о форме преподавания, а о содержании. Освоение содержания даже в блестяще разработанных программах является проблемой для педагогов. Частично эту проблему решает курсовая подготовка, а также вебинары и консультации, которые проводит Епархиальный отдел религиозного образования и катехизации на различных площадках - ИРО, ЦПКРО, приходские площадки.

Данные программы требуют распространения и ознакомления, внедрения в педагогическую практику в нашем регионе.

При этом возможно самое широкое и разностороннее взаимодействие приходов с детскими садами, школами, школами-интернатами.

О возможности такого сотрудничества говорят многие нормативные документы. В нашем регионе правовым основанием является соглашение о сотрудничестве между епархиями Вятской Митрополии Русской Православной Церкви и министерством образования Кировской области.

Вместе с тем, не смотря на подписанный документ, остался ряд проблем. Так духовно-нравственное воспитание через изучение основ православной культуры не стало одним из приоритетов для многих образовательных организаций. Также отсутствуют в большинстве муниципалитетов механизмы реализации соглашения на местном уровне. Но вместе с тем успешно работает курсовая подготовка и методическое сопровождение курса ОРКСЭ и предметной области ОДНКНР.

Есть также ряд проблем со стороны приходов. Это кадровая проблема. На большинстве приходов нет подготовленных специалистов для взаимодействия с образовательными учреждениями. Эта проблема дополняется тяжёлым материальным положением отдельных приходов. Наконец, не все приходы перешли к системному взаимодействию с образовательными учреждениями. Это пока остаётся задачей на перспективу.

Поэтому сейчас мы предлагаем приходам подписывать план совместной деятельности с образовательными учреждениями на местном уровне. В этот рекомендованный план включаются областные и федеральные проекты, направленные на подготовку педагогов, работу с родителями и самими обучающимися. А именно:

Курсовая подготовка и методическое сопровождение для педагогов

Конкурсы для педагогов

Конкурсы и мероприятия для детей

Также здесь могут быть включены конкретные проекты, реализуемые на местном уровне.

Вместе с тем, даже при самой успешной организации всю эту работу можно назвать МЕРАМИ ПРОФИЛАКТИКИ НА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ УРОВНЕ. Но ведь Закон Божий преподавался в царской России и не достигал цели. Необходима помощь в духовной жизни.

Поэтому необходима индивидуальная работа с детьми и родителями на уровне прихода. А такая работа возможна только на личном уровне и на добровольной основе. Здесь православные приходы могут оказать индивидуальную помощь проблемным семьям в соработничестве со школьным психологом. По меньшей мере, считаю важным предоставление в школах информации верующим родителям о возможности обращения к священнику с указанием адреса храма и времени его работы. Со стороны храма должна быть готовность принимать и обозначенные часы приёма. Также возможны и коллективные тематические встречи родителей со священниками в детских садах. Живой диалог о традициях и православных основах, а также современных проблемах воспитания был бы взаимно полезным. Индивидуальные советы и тем более религиозная практика возможны, конечно, только на личном уровне в стенах храма или в домашних условиях.

Не менее актуальной является и работа со школами-интернатами. В школах интернатах могут быть организованы молельные комнаты. Это необходимо детям для реализации их законного права на свободу вероисповедания. Наличие таких молельных комнат, посещение детей священниками положительно сказывается на детях, особенно младшего школьного возраста и дошкольниках.

То же самое можно организовать для студентов в общежитиях. Важно не только заботиться о бытовых условиях, но и об условиях для нормальной полноценной духовной жизни молодёжи, не стесняя при этом ничьей религиозной свободы. В целом ряде ВУЗов нашей страны есть положительный опыт устройства домовых православных храмов.

Наконец, возможно сотрудничество с приходскими воскресными школами. Одной из задач современной воскресной школы является создание воспитывающей среды. Не буду об этом сейчас говорить подробно. Но воскресные школы открыты для ребят из обычных школ, и есть масса примеров доброго сотрудничества общеобразовательных и воскресных, и воскресных школ и детских садов, учреждений дополнительного образования.

Наконец, следует сказать о конфессиональной школе. Это православные школы, гимназии, детские сады. Возможно преподавание религиозного компонента и в светских школах. Воспитательная работа в таких учреждениях ведётся по конфессиональному принципу. Ярким примером тому является Вятская православная гимназия. Там помимо обычной школьной программы ребята изучают Закон Божий, к которому предъявляются соответствующие требования религиозного компонента. Ребята также посещают богослужение. Могу смело говорить о том, что ВПГ необычайно востребована в г. Кирове. И дело здесь не только в высоком уровне преподавания. Не менее востребованы и православные группы в детских садах. Будет ли расширяться подобный опыт в г. Кирове и Кировской области во многом зависит от конкретных шагов всех участников образовательного процесса, а также инициатив Церкви на местном уровне и их поддержки на областном и муниципальном уровне.

Духовно-нравственное воспитание на основе православной культуры и сотрудничество Церкви и школы становятся реальностью в наши дни. Церковь призывает воспитывать молодые сердца на основе вечных ценностей, дарованных Богом и готова к сотрудничеству со светской школой. Результаты этого воспитания и сотрудничества зависят от нас.

Автор: Уланов Валерий Анатольевич, к.и.н., ведущий научный сотрудник НИЦ ЛОИРО

В современных условиях без социально-педагогического партнерства субъекты образовательного процесса не способны обеспечить полноценное духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся.

Для решения этой общенациональной задачи необходимо выстраивать отношения с другими субъектами социализации, в том числе и с традиционными российскими религиозными объединениями. (Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. М., 2009).

- развитие готовности к нравственному самосовершенствованию, человека и общества;

- формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности;

- формирование личности согласно нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России.

Изучение курса ОРКСЭ в школе призвано способствовать формированию основ гражданской идентичности, осознанию своей этнической и национальной принадлежности у школьников.

Решая воспитательные и образовательные задачи, курс позволяет выстраивать в обучении межпредметные связи между школьными дисциплинами гуманитарного цикла. Работа учащихся не замкнута лишь в рамках уроков. Она дополняется многоплановой внеурочной и внешкольной деятельностью, необходимой для достижения поставленных задач.

В 2010-2011гг. по решению Министерства образования и науки РФ в 21 регионе прошла апробация нового курса. Целый ряд регионов приняли решение об участии в эксперименте самостоятельно, в том числе и Ленинградская область. Социологические опросы по итогам эксперимента всех задействованных в нем участников (представителей органов власти, руководителей образовательных учреждений, учителей, учащихся, их родителей, представителей традиционных религий) выявили подавляющую поддержку введению курса ОРКСЭ в обучение.

В августе 2009г. было подписано соглашение о сотрудничестве Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области и Отдела религиозного образования и духовного просвещения Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви. В нем определялись такие цели:

- повышение уровня духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения;

- формирование у учащихся целостного мировоззрения, знания православной культуры как важнейшей составляющей российской и мировой культуры; развитие духовно-нравственного просвещения и возрождение культурно-исторических и педагогических традиций в системе образования.

Социально-педагогическое партнерство определило взаимодействие сторон, выразившееся: в решении организационных вопросов,

связанных с преподаванием православной культуры, его учебно-методическим обеспечением; в проведении научно-практических конференций, конкурсов, олимпиад для учителей и учащихся; в развитии краеведения, детского образовательного туризма, духовно-просветительных экскурсий и паломнических поездок по святым местам области и России;

в анализе и обобщении опыта совместной работы в области духовно-

нравственного просвещения и воспитания; в деятельности по защите

традиционных семейных ценностей, профилактике социальных отклонений среди детей и молодежи (преступность, наркомания, алкоголизм,

экстремизм и др.).

Взаимодействие школы и церкви – необходимое условие успешности духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.

Доклад заместителя благочинного Клинского округа по вопросам катехизации и образования диакона Иоанна Иванова на заседании Координационного совета по взаимодействию Управления образования Администрации Клинского муниципального района и Клинского благочиния Московской епархии.

В этом году мы отмечаем сразу несколько значимых для нас юбилейных дат. Это 700-летие города Клина, XV Московские областные Рождественские образовательные чтения и поводом для нашего сегодняшнего собрания, в форме расширенного заседания Координационного совета, стало 20-летие соработничества Управления образования и Клинского благочиния в области воспитания и образования подрастающего поколения. В своём докладе я постараюсь изложить основные особо значимые события.

Постепенно с 1997 года расширялась область сотрудничества школ Клинского района и духовенства Клинского благочиния. Священнослужители участвовали в работе родительского лектория, в проведении праздничных мероприятий, в работе районных методических объединений учителей предметников. Всё это вызвало потребность юридического оформления отношений Церкви и Школы. 15 октября 2017 года был подписан Договор о сотрудничестве Управления образования Клинского муниципального района и Клинского благочиния Московской епархии.

Основой нашего соработничества стало понимание того, что вопросы духовно-нравственного воспитания могут быть решены только в результате сопряжения сил всех участников образовательного процесса: семьи, школы, общества, Церкви, государства. И добрый опыт соработничества последних лет является зримым и положительным тому подтверждением.

Что же удалось сделать за эти годы.

Продолжается работа по созданию полноценной системы подготовки кадров — на сегодня, пожалуй, это одна из наших главных задач. Важно, чтобы учитель и воспитатель не только отвечал высоким профессиональным требованиям, но и руководствовался в своей деятельности православной системой ценностей. С этой целью нами были дополнены и расширены вопросы курсовой подготовки с привлечением специалистов: научных сотрудников Музея-заповедника П.И. Чайковского, членов общества Клинских краеведов, представителей Клинского духовенства, ведущих научные изыскания в области теологии.

Примером плодотворного соработничества являются ежегодные конкурсы:

· Проведение ежегодного муниципального конкурса исследовательских проектов в рамках Рождественских чтений, с последующим представлением работ ребят на ежегодной областной православной конференции школьников в г. Дмитров, где наши ребята неизменно занимают призовые места в различных номинациях: исследовательский проект, юные поэты, литературное творчество, декоративно-прикладное и техническое творчество. Любой творческий и исследовательский проект сопровождается не только педагогом руководителем проекта, но куратором-священнослужителем.

Очевидное подтверждение успешной реализации этих инициатив — все более возрастающее количество участников.

Также неотъемлемой составляющей качественного духовно-просветительского воспитания в школе нам видится установление прочных межпредметных связей курсов духовно-нравственного цикла со всеми дисциплинами гуманитарного цикла: историей, литературой, обществознанием и т.д.

Весь комплекс знаний должен основываться на нравственных принципах, содействовать созиданию высокообразованного, культурного, духовно развитого гражданина нашего Отечества.

Очень надеюсь, что в наследие нашим потомкам мы сумеем оставить согласованную, сбалансированную систему духовно-нравственного воспитания, базирующуюся на традиционных нравственных ценностях, отвечающую великим задачам, стоящим сегодня перед Россией.

Сердечно благодарим тех, кто начинал этот труд, в который все мы вошли. Наше сотрудничество развивалось. Едва ли не каждый год добавлялось что-то новое. Постепенно происходило увеличение числа направлений, неуклонное увеличение числа участников; рост интереса и деятельное участие со стороны общественных организаций и благодаря им ― увеличение числа мероприятий в рамках направлений соработничества Управления образования и благочиния.

Перед Координационным советом всегда стояли конкретные задачи. Если самые первые — были связаны с организацией обмена опытом и координацией взаимодействия между педагогами и духовенством, то последующие преследовали необходимость создания и отлаживания эффективного рабочего взаимодействия; установления вектора развития различных видов церковно-общественного взаимодействия; определения адекватности инициатив Координационного совета и конкретных специалистов в той или иной области.

Сегодня, по прошествии уже 20 лет совместной работы, мы можем сказать, что эти задачи в целом выполнили, но готовы и далее развиваться, и совершенствоваться в формах и методах своего предназначения. В чем мы надеемся, будем иметь и государственную, и общественную и иную поддержку.

Перспектива дальнейшего форматирования и развития соработничества на сегодняшний день является для нас важным вопросом. Сегодня работа ведется по девяти основным направлениям.

Позвольте поблагодарить Начальника Управления образования Елену Васильевну Завальнюк и благочинного церквей Клинского округа протоиерея Евгения Малькова, всех руководителей и сотрудников методической службы и образовательных организаций, вносящих свою значимую лепту в дело подготовки и проведения мероприятий Координационного совета, всех священнослужителей Клинского духовенства, проявляющих инициативу или принимающих приглашения об участии в совместных мероприятия, с особой заботой участвующих в организации и проведении; всех педагогов, сотрудников Центральной библиотечной системы, Музейного объединения и культуры, представителей всех направлений нашего общего служения на благо Церкви и Отечества.

Поздравляю всех с 20-летием соработничества и вновь благодарю за возможность нашего общего свидетельства о непреходящих духовных и общечеловеческих ценностях!

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

Читайте также: