Состояние здоровья выпускника школы

Обновлено: 28.06.2024

Ключевые слова: школьники, здоровье, самооценка, физическая подготовленность, исследование.

HEALTH ANALYSIS OF MODERN SCHOOLCHILDREN

Sizova N.N. 1, *, Ismagilova Yu.D. 2

1 ORCID: 0000-0002-6310-3723;

1 Municipal budgetary educational institution, Secondary school No. 45 of Vladivostok, Vladivostok, Russia

2 Vladivostok Branch of the Russian Customs Academy, Vladivostok, Russia

Abstract

The paper presents the health characteristics of schoolchildren in secondary school No. 45 in Vladivostok. Based on the results of a sociological study, data from medical examinations, and testing of physical fitness, the health status of students were studied. The obtained data showed that a large number of students have functional deviations in their health status. The results recorded during the study allow us to make recommendations for improving the health situation of the younger generation.

Keywords: schoolchildren, health, self-esteem, physical fitness, research.

Введение

Наиболее важным компонентом характеризующим здоровье человека является физическая составляющая, которая отражает жизнеспособность всех физиологических систем человека. Образ жизни, наследственные и другие негативные факторы зачастую являются причинами возникновения патологических заболеваний населения уже на ранней стадии развития. Вопросы укрепления и сохранения здоровья детей и подростков на протяжении многих лет являются предметом пристального внимания ученых. Школьники представляют собой специфическую социальную группу, которую объединяет один возраст, особые условиями жизни, манера поведения, нормы культуры и жизненные ценности. Подрастающая молодежь подвержена воздействию огромного числа потенциально опасных факторов, которые могут оказывать негативное влияние на состояние здоровья детей и приводят к длительному напряжению приспособительных физиологических механизмов. Здоровье является основным условием для удачной самореализации потенциала молодых людей в учебе и последующей взрослой жизни.

Особенности современного учебного процесса в школе и свойства молодого организма оказывают предельно допустимые психические, моральные и физические нагрузки на все функциональные системы организма.

Анализ научной литературы, затрагивающий вопросы здоровья учеников, свидетельствует, что за период обучения в школе здоровье детей не только не улучшается, а зачастую ухудшается [7], [9], [10].

По сведениям Министерств образования и здравоохранения численность потенциально здоровых выпускников школ РФ колеблется от 10 до 15 %. Специалисты отмечают, что более 50% школьников, окончивших школу, уже имеют по 2–3 хронических заболевания. Каждый третий выпускник имеет медицинские противопоказания для службы в армии и всего лишь 15% выпускников можно считать практически здоровыми людьми [1], [4].

Регулярный контроль состояния здоровья, физического развития и уровня физической подготовленности обучающихся, установил ежегодное увеличение количества школьников со слабым иммунитетом и ухудшающимся здоровьем. Ежегодно при разделении школьников по группам здоровья для занятий физической культурой четверть учеников относится к специальной медицинской группе. Продолжает увеличиваться доля детей с аномалиями в осанке, болезнями верхних дыхательных путей аллергического характера. Вызывает тревогу тот факт, что у многих выпускников школ обнаружены заболевания, приводящие к хронизации состояния [6], [8], [9].

Здоровье является основным условием для удачной самореализации потенциала молодых людей в учебе и последующей взрослой жизни. По мнению некоторых ученых, наблюдается ежегодное ухудшение состояния здоровья детского населения и тенденции к улучшению за последние годы не наблюдается [2], [3], [5]. Однако в доступной литературе, нам не удалось обнаружить данные, исследуемые состояние здоровья школьников средней общеобразовательной школы №45 г. Владивостока. Наличием данного факта и была обусловлена актуальность нашего исследования.

Целью исследования явился анализ состояния здоровья школьников средней общеобразовательной школы №45 г. Владивостока.

Основные результаты

Чаще всего под здоровьем понимают совокупность разнообразных критериев определяющих жизнеспособность организма человека. На сегодняшний момент достаточно часто при анализе состояния здоровья людей используют материалы социологических исследований. Как правило, это субъективные данные отношения респондентов к здоровью и факторов воздействующих на него.

В рамках нашего исследования мы рассмотрели несколько категорий отражающих состояние здоровья учеников: оценку и самооценку здоровья; отношение школьников к здоровью и способы сохранения здоровья.

Социологическое исследование, составившее эмпирическую базу работы, проводилось в сентябре – декабре 2019 г. на базе средней общеобразовательной школы №45 г. Владивостока. В обследовании приняло участие 62 человека из числа учеников 9-х классов.

Такой субъективный показатель, как самооценка здоровья является одним из основных критериев в социологических исследованиях касаемых темы здоровья.

21-05-2020 20-53-18

Рис. 1 – Самооценка состояния здоровья школьниками средней общеобразовательной школы №45 г. Владивостока, (%)

Оценка собственного здоровья школьниками выявила, что по большому счету ученики, скорее всего не думают о своем здоровье, чем в действительности располагают им. Данный факт подтверждается тем обстоятельством, что, по данным медицинских осмотров всего лишь 18,5% обследованных учеников нашей школы были признаны здоровыми (рис.2).

21-05-2020 20-53-38

Рис. 2 – Распределение школьников средней общеобразовательной школы №45 г. Владивостока по группам здоровья в 2020-2021уч.году, (%)

У половины учеников – зафиксированы функциональные отклонения – это II группа здоровья, а значительная часть обучающихся имеют хронические заболевания и по состоянию здоровья отнесены к III и IV группам здоровья.

Одной из ключевых составляющих здоровья человека является физическое здоровье, которое характеризуется функционированием всех органов и систем человеческого организма. А основным критерием физического здоровья является физическая подготовленность.

В результате анализа результатов контрольных испытаний мы выявили, что лишь небольшая часть учащихся нашей школы имеет высокий уровень физической подготовленности, и стоит отметить, что чем старше класс, тем больше наблюдается учеников, обладающих низким уровнем физической подготовленности (табл.1).

Таблица 1 – Уровень физической подготовленности школьников

Примечание: * НС – ниже среднего уровня подготовленности, С – средний уровень подготовленности, ВС – выше среднего уровня подготовленности

Серьезность наличия данного факта обусловлена тем, что школьники с низким уровнем физической подготовленности в большей степени, чем лица с высоким уровнем указанного показателя, подвержены риску возникновения нарушений здоровья.

Нами было определено, что забота о здоровье учеников, в обеих гендерных группах, основывается на желании быть физически сильным, не отставать от одноклассников. На 2-м месте – ухудшение здоровья, и на 3-м, влияние данных медицинской информации.

Отрадно отметить, что значительная часть учеников считает необходимым вести здоровый образ жизни. И в меньшей степени респонденты согласились с утверждением, что таким образом жить неинтересно, изнурительно и неразумно, и они не видят смысла в отказе от жизненных удовольствий (рис.3).

21-05-2020 20-54-55

Рис. 3 – Результаты суждений о возможности управления ресурсами здоровья школьниками средней общеобразовательной школы №45 г. Владивостока, %

Огромная ценность здоровья в системе жизненных ценностей и установка на внимание к нему стимулируют человека обогащать эти знания и систематически их практиковать.

Результаты анкетирования выявили, что основным элементом здорового образа жизни среди наших школьников являются занятия спортом и отказ от вредных привычек.

Следует сказать, что по данным официальной статистики почти половина населения развитых стран регулярно занимается физическими упражнениями и всего лишь 12% жителей России. Данные проведенного анкетирования с учениками средней общеобразовательной школы №45 г. Владивостока показали, что 27,6% опрошенных юношей и 24% девушек систематически занимаются физическими упражнениями. Из них большинство юношей уделяют на это от 3-4 раза в неделю, а основная масса девушек отводит на это 1-2 раза в неделю.

Заключение

На основании полученных данных можно констатировать, что большинство учеников старших классов имеют, средний и ниже среднего, уровень физической подготовленности и данный факт имеет тенденцию к ухудшению по мере взросления молодых людей. Несмотря на высокую самооценку собственного здоровья, большое количество школьников, по итогам медицинских комиссий, имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья.

Все вышеизложенное позволяет нам сделать заключение о наличии у наших школьников достаточно посредственного физического здоровья.

Результаты, полученные в ходе исследования, позволяют нам сделать рекомендации по улучшению состояния здоровья подрастающего поколения.

Необходимо проведение систематического мониторинга состояния здоровья учащихся. Который должен включать в себя не только данные физической подготовленности, но и оценку физического развития с помощью антропометрических измерений и индексов, наиболее доступных в условиях школы (индекс массы тела, жизненный индекс, коэффициент пропорциональности, силовой индекс). Необходимо также проводить контроль функциональной подготовленности, хотя бы фиксируя пробу генчи, штанге, частоту сердечных сокращений, артериальное давление и жизненную емкость легких). Помимо прочего, нужно контролировать психоэмоциональное состояние школьников при помощи анкетирования и психологических тестов.

Требуется создавать базы данных учеников, где фиксируются все исследуемые показатели и которая будет доступна для всех работников образовательного учреждения. Исходя уже из полученных данных, необходимо вносить коррективы в содержание тематических планов.

Список литературы / References

  1. Айзман Р.И. Современные представления о здоровье и критерии её оценки / Р.И. Айзман // Сибирский педагогический журнал. – 2012. – № 9. – С. 85-91.
  2. Журавлева, И.В. Здоровье подростков: социологический анализ / И.В. Журавлева – М.: Издательство института социологии РАН, 2002. – 240 с.
  3. Киселева И.В. Здоровье молодого поколения. Гендерные установки на здоровый образ жизни у студенческой молодежи / И.В. Киселева // Здоровье как ресурс. – Нижний Новгород, 2010. – С. 506.
  4. Крукович, Е.В. Состояние здоровья детей и определяющие его факторы: монография / Е. В. Крукович, Л.В. Транковская – Владивосток: Медицина ДВ, 2018. 216 с.
  5. Лучанинова, В.Н. Здоровье детей и подростков из различных социальных групп /В.Н. Лучанинова, В.Н. Рассказова, Е.Б. Кривелевич. –Владивосток: Дальнаука, 2006. – 250 с.
  6. Лучанинова, В.Н. Региональные факторы и здоровье детей и подростков Приморского края / В.Н. Лучанинова и др.: под ред. проф. В.Н. Лучаниновой. – Владивосток: Медицина ДВ, 2012. – 300 с.
  7. Положение детей в Приморском крае: комплексный доклад / РОССТАТ, Террит. орган Федер. службы гос. статистики по Примор. краю: редкол.: В.Ф.Шаповалов (пред.) [и др.]. – офиц. изд. – Владивосток : Приморскстат, 2011. – 54 с.
  8. Семенкова Т.Н. Состояние здоровья учащейся молодежи/ Т.Н. Семенкова // Вестник КемГУ. №2. С.90-97
  9. Сухарев А.Г. Состояние здоровья детского населения в напряженных экологических и социальных условиях / А.Г. Сухарев, С.А. Михайлова// Гигиена и санитария. – №1. – С. 47-51.
  10. Шабунова, А.А. Здоровье населения в России: состояние и динамика: монография / А.А. Шабунова. – Вологда: ИСЭРТ РАН, 2010. – 408 с.

Список литературы на английском языке / References in English

Среди нынешних первоклассников вдвое меньше здоровых детей, чем среди их сверстников конца прошлого века (4,3% против 8,7%). То есть из 100 первоклашек здоровы только 4 человека

Правила и нормативы вроде бы хорошие. Они определяют требования и к территории школ, где должны быть размещены площадка для игр, стадион и зона отдыха, и к самому зданию школы. Начальные классы рекомендуется размещать в отдельном блоке, желательно с выходом на участок; комнаты 1-х классов – не выше второго этажа, 2–4-х классов – не выше третьего этажа. При этом в 1-м классе должно быть не более 25, а в коррекционном – не более 20 детей.

Спортзал должен быть на первом этаже здания или в отдельном здании, предусмотрены раздевалки, душевые, туалеты для мальчиков и девочек. Кабинеты, коридоры, залы в новых строениях будут просторнее и выше: высота учебных помещений – не менее 3,6 метра. Запрещается размещать учебные классы, мастерские, медкабинеты, спортивные, танцевальные и актовые залы в цокольных этажах и подвалах, поскольку там не хватает воздуха и света. Санитарные правила чётко оговаривают и медицинское обеспечение школ. На первом этаже предписано иметь кабинет врача и процедурную комнату, оба помещения – не меньше 14 квадратных метров. Исключение – сельские школы, где допускается обслуживание в сельском медпункте. Школьная библиотека в гимназиях и лицеях превращается в справочно-информационный центр с компьютерами и электронными базами данных, а общеобразовательным школам велено к этому стремиться.

Максимальная недельная нагрузка увеличена на один час за счёт третьего незаменяемого урока физкультуры. Для профилактики нарушения осанки рекомендованы в начальных классах два комплекта учебников, вес комплекта не должен даже в старших классах быть тяжелее 4 килограммов. Организация профильного обучения в 10–11-х классах не может приводить к увеличению нагрузки.

В Пермском крае школьник напал на учительницу с ножом: причиной могли стать плохие оценки

В городе Березники Пермского края ученик лицея набросился на учительницу с ножом. Женщина была ранена в область шеи.

Общая заболеваемость детей в возрасте до 14 лет в течение последнего десятилетия возросла на 9,3%, и в настоящее время здоровыми признаны чуть более 20% российских школьников. Таковы данные Мин-здравсоцразвития, которые приводила на заседании Совета при президенте РФ по реализации приоритетных нацпроектов и демографической политике в 2010 году министр Татьяна Голикова. По её словам, две трети из 16,3 млн российских школьников имеют различные отклонения по состоянию здоровья. Лишь 21,4% относятся к первой группе здоровья, в то же время у 21% выявлены хронические, в том числе инвалидизирующие, заболевания.

! Учащиеся 1-х классов хуже готовы к обучению, а доля детей, имеющих недостаточный уровень развития при поступлении в школу, удвоилась, даже по сравнению с концом 90-х, с 21,2 до 41,4%. Одна из причин ухудшения здоровья школьников – интенсификация учебного процесса. Уже к концу 1-го класса количество здоровых детей сокращается почти в 4 раза – с 17,3 до 4,3%. Особенно часто нарушается здоровье детей, если они приступают к обучению в возрасте до 6,5 года. Татьяна Голикова отметила и высокий уровень распространения заболеваний, способных повлиять на репродуктивные функции подростков. В частности, задержка полового созревания выявлена более чем у трети российских юношей.

Среди хронических заболеваний, распространённых в школах, наиболее часто встречаются повышенное или пониженное артериальное давление, воспаление верхних дыхательных путей, включая хронические тонзиллиты, фарингиты и синуситы, нарушения опорно-двигательного аппарата: сколиоз и юношеский остеохондроз. Факторы риска, приводящие к развитию хронических заболеваний, разумеется, связаны не только со школой. По данным исследований, ими являются низкий доход и служебное положение родителей, наличие нескольких братьев или сестёр, эмоциональная нестабильность. Но наряду с этим специалисты отмечают, что вред здоровью могут нанести и слишком упорная работа в школе, недостаток двигательной активности, большие нагрузки, плохая освещённость и т.д. Особый акцент учёные делают ещё на одном факторе: у каждого ребёнка в школе постоянно оценивают его знания, сообразительность, память, усидчивость. А ситуация оценивания – одна из стандартных моделей стресса.

Школьник напал на учителя с кухонным ножом

Инцидент произошел в Ульяновске. Там сегодня утром ученик школы №81 набросился на учительницу с кухонным ножом.

По расчётам НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН, к примеру, в 5-м классе при пятидневке в неделю должно быть не более 28 уроков, при шестидневке – 31 урок. В 6-м классе при пятидневке – 29 уроков, при шестидневке – 32. Приготовление уроков для учеников 5–6 классов должно занимать не более 2,5–3 часов. И задавать на дом больше, чем можно сделать за это время, сейчас запрещено.

У большинства детей школьного возраста наблюдаются симптомы хронического переутомления. К примеру, ребёнок не может вечером долго заснуть, хотя зачастую ложится спать позже положенного времени. Или первоклассник начинает хотеть спать днём, хотя ещё до поступления в школу от дневного сна отказывался. От непосильной школьной нагрузки у ребёнка может подняться и артериальное давление: при норме верхнего показателя в 80–100 мм рт. ст. у младшеклассника оно достигает 115–120.

Если, выполняя домашние уроки, ученик не может сосредоточиться и долго копается, а учителя жалуются, что на уроках он вертится, не слушает объяснений, на вопросы отвечает невпопад, – это также свидетельство переутомления. Подвижность ребёнка на уроках – защита от перегрузок, а постоянная грубость подростка – признак эмоционального дискомфорта. Если у первоклассника пропал аппетит – это также плохой симптом. По наблюдениям медиков, до 60% московских первоклашек худеют уже к концу первой четверти, и именно от переутомления. Дети не могут спать меньше 9,5–10 часов без вреда для здоровья. Они должны пройти, пробежать, проскакать за день около 7 километров. Причём 3 километра – в школьные часы, иначе ребёнок не сможет спокойно сидеть, слушать, запоминать. Гулять школьники должны каждый день три часа.

В средних или старших классах появляются новые напасти. Большая психоэмоциональная нагрузка и пренебрежение к правильному питанию – обед заменяется чипсами или сухариками и запивается газировками – приводят к возникновению гастрита. Российские школьники страдают и от заболеваний глаз. Если у ребёнка хорошее зрение, он должен делать перерыв в занятиях через каждые 40 минут. Если уже слабая близорукость – через каждые 30.

Ну а главный бич современного школьного образования – малоподвижность. Уже в младшей школе у детей катастрофически ухудшается осанка, а плохая осанка затрудняет дыхание и кровообращение, снижаются окислительные процессы в организме, человек быстрее устаёт.


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ И АДАПТИВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОРГАНИЗМА ВЫПУСКНИКОВ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ


Автор работы награжден дипломом победителя II степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

СОДЕРЖАНИЕ

1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

1.1. Актуальностьтемы

1.2. Цель и задачи исследования

1.3. Литературный обзор

1.3.1. Здоровье и адаптивные возможности организма

1.3.2. Классификация функциональных состояний

1.3.4. Стресс, изменения в функционировании систем органов в стрессовых ситуациях

1.4. Методика исследования

1.4.1. Определение состояния сердечно-сосудистой системы с помощью пробы Мартине

1.4.2. Оценка общего состояния здоровья с помощью теста МПК

1.4.3. Определение стрессоустойчивости организма после нервного и физического напряжения

1.4.4. Определение функционального состояния и адаптивных возможностей организма

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1. Результаты исследования

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

3.1. Выводы

3.2. Рекомендации

4. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

5. ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Одним из факторов риска для здоровья является стресс, который возникает под влиянием разных факторов среды, предъявляющих организму повышенное требование. Наиболее распространен эмоциональный стресс. Выпускники одиннадцатых классов испытывают колоссальную эмоциональную нагрузку: учебные занятия, выполнение домашнего задания, курсы по подготовке к единому государственному экзамену, самостоятельная работа, внеклассные мероприятия. Всё это приводит к ухудшению функционального состояния организма. В своей работе мы попытались оценить адаптивные возможности организма в начале и конце первого полугодия 2015-2016 учебного года.

Цель: оценить функциональное состояние систем органов выпускников средней школы в условиях постоянной стрессовой ситуации.

Задачи:

Определить состояние сердечнососудистой системы с помощью пробы Мартине.

Оценить общее состояние здоровья с помощью теста МПК (максимального потребления кислорода).

Определить стрессоустойчивость организма после нервного напряжения.

Выявить степень развития дыхательной и сердечнососудистой систем организма.

Сравнить данные, полученные в начале учебного года и в конце первого полугодия.

Объект исследования: выпускники средней школы.

Предмет исследования: функциональное состояние организма в условиях постоянной стрессовой нагрузки.

Гипотеза: если человек испытывает постоянное стрессовое напряжение, то у него изменятся функциональное состояние его систем органов.

Литературный обзор

Согласно Уставу Всемирной организации здравоохранения, здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, не только отсутствие болезней или физических недугов. Это означает, что здоровье - это такое качественное состояние организма, которое позволяет ему в конкретных климатогеографических, экологических и социальных условиях чувствовать себя с физической, психической, социальной и нравственной точек зрения наиболее комфортно. На оптимальном уровне здоровья у человека в соответствии с возрастными и индивидуальными нормами осуществляются все его физиологические функции, биохимические и поведенческие реакции (рождение, рост и развитие, создание и воспитание потомства, физическая, духовная, профессиональная и социальная адаптация). [1]

нормальных жизненных процессов, несмотря на изменения функций организма или во внешней среде;

адаптивных изменений в клеточных структурах, количестве молекул фермента, чтобы достигнуть устойчивой и непрерывной адаптации к хронически действующему раздражителю. [2]

Специфика функционального состояния зависит от множества различных причин. Однако среди многообразия случаев достаточно отчетливо выделяются некоторые общие классы состояний.

При классификации функциональных состояний выделяют 3 группы признаков (критериев):

1. Надежность и цена деятельности.

2. Здоровье человека.

3. Адекватность ответной реакции организма требованиям выполняемой деятельности.

Полноценное выполнение трудового задания предполагает нормальный режим функционирования всех звеньев системы “человек - машина - производственная среда”. Для оценки эффективности работы этой системы в эргономических исследованиях обычно используется понятие “надежность”. Под надежностью в этом случае понимается вероятность выполнения поставленной задачи в течение определенного времени и с допустимой точностью при сохранении в заданных пределах параметров функционирования работающей системы. Критериями надежности являются безотказность, безошибочность и своевременность выполнения необходимых функций каждым элементом работающей системы. Поскольку самым сложным элементом этой системы является человек, то труднее всего разработать критерии надежности и, соответственно, определить условия “надежной” работы именно этого звена.

С этой точки зрения, наиболее важным оказывается понятие цены деятельности. При этом имеется в виду величина физиологических и психологических затрат, обеспечивающих выполнение работы на заданном уровне. Непосредственным следствием оценки этой величины является вывод о степени напряженности деятельности и допустимости затраченных усилий, а также прогноз относительно изменений в уровне надежности функционирования системы.

Использование понятий надежности и цены деятельности служат основанием для создания наиболее общей классификации функциональных состояний. С помощью критериев надежности функциональное состояние характеризуется с точки зрения способности человека выполнять деятельность на заданном уровне. По показателям цены деятельности дается оценка функционального состояния со стороны степени истощения сил организма и, в конечном итоге, влияние его на здоровье человека.

Чрезмерное напряжение физиологических и психологических ресурсов человека является потенциальным источником развития различных заболеваний. С этой точки зрения можно выделить нормальные и патологические состояния. Работа с последним классом состояний относится к области медицины. Однако существует обширная группа предпатологических (пограничных) состояний, возникновение которых может привести к болезни. Их специальное выделение и анализ должны привлекать внимание психологов, а также других специалистов, работающих в области оптимизации трудовой деятельности.

Каждое из этих состояний имеет характерное для него физиологическое явление и технико-экономические показатели.

Нормальное состояние означает, что человек находится в благоприятных условиях труда, они не вызывает серьезных изменений в здоровье работника. В этом состоянии расход энергетических веществ не выходит за пределы работоспособности. Но поскольку энергетические ресурсы все равно постоянно используются, то и восстановительная функциональная система находится под непрерывной стимуляцией. Однако процесс возбуждения в этой системе не достигает той силы, которая необходимы для формирования тормозящего блока.

Пограничное состояние формируется при выполнении работ средней тяжести труда. Вследствие значительного расхода энергетических веществ, вышедшего за пределы работоспособности, возбуждения восстановительной функциональной системы имеет такую силу, при которой формируется процесс торможения. Торможение является средством саморегуляции, которая стремится снизить нагрузку на работоспособность на нейрофизиологическом уровне, т.е. уменьшить приток нервных импульсов к нервным центрам, функционирующим во время трудовой деятельности человеческого организма. Вследствие этого требуется больше времени для выполнения рабочей операции. Сама работа характеризуется тем, что накапливаются патологические изменения, но благодаря различным мероприятиям они носят обратимый характер, т.е. с ними можно бороться. Для этого применяют рациональные режимы труда и отдыха, которые позволяют не накапливать усталость и поддерживать работоспособность на высоком уровне. [3]

Повышенная утомляемость и постоянное чувство усталости – распространенные жалобы, предъявляемые пациентами на приемах врачей различных специальностей. Хроническую усталость можно охарактеризовать, как состояние потери активности и способности продолжать какую–либо деятельность. Она влияет на физические и интеллектуальные способности, снижая качество жизни. Пациенты, ощущающие хроническую усталость, часто жалуются на нарушения сна, раздражительность, снижение памяти, внимания, трудность усвоения информации, сексуальные нарушения. Определяющими феноменами состояния хронической усталости являются физиологическое и патологическое утомление.

В процессе дальнейшей активности в условиях остаточного утомления мышца продолжает использовать свои макроэргические субстраты и накапливать конечные продукты метаболизма, что приводит к еще большему нарастанию утомления. Мышечная утомляемость – неспособность мышц поддерживать мышечное сокращение заданной интенсивности – связано с присутствием избытка аммиака, усиливающего анаэробный гликолиз, блокируя выход молочной кислоты. Повышение уровня аммиака и ацидоз лежат в основе метаболических нарушений при мышечной утомляемости. Эти процессы играют определяющую роль в формировании усталости, связанной с физиологическим утомлением.

Если остаточное утомление в течение длительного времени не компенсируется полным восстановлением, возникает синдром перегрузки. Следом за перегрузкой развивается состояние истощения. Истощение возникает в тех случаях, когда физическая и/или умственная работа, превышающая предел утомления, не прерывается на срок, достаточный для восстановления.

Субъективно ощущаемое чувство утомления – это сигнал о перегрузке центральных регуляторных систем, неудовлетворительном состоянии энергетических ресурсов организма и аутоинтоксикации продуктами метаболизма. Этот сигнал тревоги информирует регуляторные системы мозга о необходимости временного прекращения умственной или физической деятельности.

Длительное утомление, приводящее к истощению, по сути своей является результатом стрессогенного воздействия на организм, вызывающим нарушение функций регуляторных систем – вегетативной, эндокринной и иммунной. Стресс – особое состояние, характеризующееся мобилизацией всех неспецифических, защитных и приспособительных сил, приводящих к повышению устойчивости организма, сохранению его гомеостаза. Возникновение и развитие стресса не зависит от типа повреждающих стрессорных факторов (психических, социальных, болевых), угрожающих гомеостатическому балансу организма. Стресс, если действие стрессора продолжается или повторяется, проходит 3 основные стадии.

Первая стадия тревоги – немедленная мобилизация всех адаптационных и защитных функций организма и подавление других, не играющих значимой роли в условиях действия стрессорного фактора. В этой стадии происходит мобилизация энергетических ресурсов, кардиоваскулярной, дыхательной и других систем. При этом гомеостатические константы могут значительно отклоняться от своего исходного уровня покоя.

При достаточной активности механизмов первой стадии происходит развитиевторой стадии – резистентности, в течение которой происходят дальнейшие метаболические сдвиги, продолжается выброс катехоламинов, повышается продукция глюкагона, снижается выработка инсулина, возрастает продукция соматотропного гормона – пролактина. Если на этой стадии действие стрессорного фактора ослабевает, то вызванные им изменения в организме постепенно нормализуются. Но если стрессорные факторы продолжают действовать, то наступаеттретья стадия – истощения. Падает резистентность организма, что связано с истощением функции коры надпочечников и развитием абсолютной глюкокортикоидной недостаточности. [4]

Методики исследования [5]

Определение состояния сердечно-сосудистой системы с помощью пробы Мартине.

Оценили физическую работоспособность каждого учащегося по приросту пульса после нагрузки в процентах от нормального пульса.

Подсчитайте пульс в спокойном состоянии в течение 1 минуты.

Выполнить приседания за 30 секунд. Снова подсчитать пульс в течение 1 минуты.

Выполнить расчеты. Оценка = Пульс кон – Пульс нач / Пульс нач* 100%

Сравнить с данными таблицы, сделать вывод.

Оценка физических показателей организма по пробе Мартине

Ужасающая картина с состоянием здоровья детей в России открылась в результате исследования, проведенного Национальным медицинским исследовательским центром здоровья детей при Минздраве России.

Здоровых выпускников школ в России нет

Результаты озвучили в эфире RT. Оказалось, что если в первом классе к абсолютно здоровым детям отнесли 4,3 процента наблюдаемых школьников, то к концу обучения в школе таких не осталось вовсе. Иными словами, мало в России здоровых детей рождается. Но и тех, что есть, отечественная система образования доводит до состояния нездоровья.

Уточняется, что за 11 лет учебы в российской школе распространенность функциональных отклонений у детей вырастает на 15 процентов, а хронические заболевания диагностируются на 52,8 процента чаще.

Есть свои отличия в болезнях мальчиков и девочек. Для мальчиков более характерны язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, ожирение, плоскостопие, бронихальная астма и гипертония. У девочек чаще встречаются дефицит массы тела, головные боли, неврозы и близорукость.

Самые напраяженные периоды обучения для мальчиков - с 1 по 3 класс, для девочек — с 9 по 11 класс.

Надо сказать, это исследование не очень свежее. Началось оно еще в 2005 году, а закончилось в 2015 году. В исследовании участвовали 426 учеников из четырех школ Москвы. В сумме они прошли более 25 тысяч осмотров у врачей за все годы. Вряд ли за прошедшие 4 года картина здоровья школьников резко улучшилась.

Ранее мы рассказывали. что в Челябинске среди школьников у 70-80% наблюдаются серьезные отклонения в здоровье. Теперь становится очевидно, что в Москве ситуация не лучше.

Одна из причин плохого состояния здоровья школьников в России в устаревшей системе образования, которая заставляет учеников часами сидеть за партами и вдобавок носить каждый день в школу и обратно тяжелые ранцы с учебниками. В результате искривляется позвоночник у миллионов школьников, что влечет за собой букет других заболеваний. Фактически современная российская школа не сильно отличается от советских школ, где тоже процветали зубрежка и муштра. И тоже школьники по много часов в день сидели за партами.

В передовых странах мира в школах учат совсем по-другому. Там отказываются от оценок, учебников и обучения в классах. В результате дети растут здоровыми и не теряют при этом присущей подрастающему поколению тяги к творчеству. В России все наоборот: школа - первая ступенька в формировании послушного, не слишком образованного и уж точно не творческого и не амбициозного населения.

Читайте также: