Состояние и перспективы малокомплектной сельской школы

Обновлено: 07.07.2024

СодержаниеШкола, в которой мало детейНедостатки обучения в малочисленной школе: нехватка ресурсов и общенияИнформация к размышлению для родителейМаленькие классы — интенсивные урокиСемейная атмосфераБезопасность ребенкаБольше времени с родителямиПолезные особенности обученияРежим дняВзвешивая плюсы и минусы

Какая школа считается малокомплектной? Стоит ли поддерживать существование таких школ? Справляются ли они со своей основной задачей — качественным образованием своих немногочисленных учащихся? MedAboutMe постарается разобраться в этом сложном и важном вопросе. Приглашаем присоединиться к разговору.

Школа, в которой мало детей

Как правило, такие учебные заведения функционируют в сельских районах, причем достаточно отдаленных. Потому что, если поблизости есть другой населенный пункт с более укомплектованной школой, меньшую стремятся закрыть, учеников перевести в большую школу. Организация школьного транспорта обходится дешевле, чем содержание отдельного учебного заведения.

Идет ли это на пользу детям? И вообще, стоит ли беспокоиться о существовании маленьких школ, работающих для нескольких ребятишек?

Однозначно ответить на этот вопрос нельзя даже с точки зрения одной лишь экономики. С одной стороны, обучение ребенка в малочисленном учебном заведении обходится в несколько раз дороже, чем в обычной средней школе. С другой стороны, если не будет таких вот школ, небольшие деревни могут совсем опустеть, потому что трудоспособные родители еще сильнее будут стремиться уехать в большие города, где больше возможностей не только для трудоустройства, но и для выбора учебного заведения для образования ребенка. Сохранение сельских школ — один из факторов, имеющих значение для возрождения села.

В соседней Финляндии о малочисленных школах очень заботятся. Существуют специальные правительственные программы, направленные на сохранение и развитие таких учебных заведений. Их не закрывают, даже если остается только один ученик.

Недостатки обучения в малочисленной школе: нехватка ресурсов и общения

Начнем, по традиции, с материальных трудностей, которые испытывают практически все небольшие школы.

Поскольку обучение каждого ученика обходится дороже, средств не хватает. В том числе и на зарплаты учителям. При этом нагрузка на преподавателя значительно возрастает: практически все учителя ведут по несколько предметов, попутно исполняя обязанности завхоза, библиотекаря, и т. д. Чтобы в таких условиях честно и с полной отдачей работать, нужно быть большим энтузиастом и самоотверженным человеком. Понятно, что на все школы — а их в России около 3 тысяч, — хороших учителей не хватает.

Нередко в здании малочисленной школы недостаточно кабинетов, нет спортивного и/или актового залов, да и сама постройка может нуждаться в серьезной реконструкции, на которую вечно не хватает средств.

Директор школы с. Барабка Маргарита Соловьева:

Обращались уже и к главе района, и к депутатам, но денег на реконструкцию как не было, так и нет.

Но материальные проблемы — не единственная трудность. Малочисленность может негативно влиять на качество обучения: например, не все формы коллективной работы над материалом могут быть доступны. В малочисленных классах без одного/нескольких лидеров снижается мотивация у учеников, что негативно влияет на эффективность обучения.

Имеет также значение более низкий уровень образованности всего окружения, включая родителей.

Информация к размышлению для родителей

Специалисты считают, что при всех имеющихся недостатках, малочисленная школа имеет много положительных качеств. Расположить их в порядке возрастания/убывания важности не представляется возможным, поэтому представим их простым списком.

Маленькие классы — интенсивные уроки

В городской школе нередко классы оказываются переполненными. Учителю приходится делить свое внимание между 35-38 учениками. И таких классов у преподавателя несколько.

В небольшой школе в классе может быть от 2 до 10-15 учеников, и никаких параллелей. Учитель может уделять каждому достаточно времени, видеть и понимать, как происходит усвоение учебного материала, варьировать план занятий, ориентируясь на индивидуальные потребности учеников.

У ребят нет возможности отвлекаться на уроках, потому что каждый находится постоянно в зоне внимания учителя. И это способствует эффективной работе, плодотворным занятиям.

Директор школы с. Барабка Маргарита Соловьева:

Такого внимания, как наши ученики, не получают дети в городских школах с классами по 30 человек. У нас на уроках не получится отсидеться, уткнувшись в телефон — дети все время при деле, вовлечены в процесс.

В маленьких населенных пунктах все друг друга знают. Учитель в курсе всего, происходящего в деревне: кто с кем подрался, кто в кого влюбился, у кого мать заболела и пришлось вместо уроков помогать по хозяйству. Нет проблем коммуникации с родителями учеников — все тут, можно хоть каждый день обмениваться информацией о поведении и успеваемости детей, держа руку на пульсе.

Ребята общаются не только на уроках, но и вне стен школы, они буквально растут вместе, и учатся, и шалят.

В небольших школах значительно реже дети сталкиваются с буллингом, травлей.

Безопасность в самом широком смысле — от более дружелюбной атмосферы в самой школе до безопасности по пути от дома до учебного заведения. Городской ребенок подвергается гораздо большей опасности даже при переходе оживленных улиц.

В деревне, в небольшом городке дети все время на виду. Отношения между людьми более открытые, ребенок может в случае необходимости обратиться за помощью к любому. А может и не обращаться — сами помогут. Да и структура преступности на селе иная, у детей гораздо меньше шансов стать жертвой случайного преступления на улице.

Больше времени с родителями

Порой родители стремятся переехать в город, чтобы сделать семью счастливее. Но на деле это оборачивается совсем иным.

Родителям приходится гораздо больше работать, чтобы обеспечить возросшие потребности семьи. Нередко — работать далеко и подолгу. В результате дети большую часть времени оказываются предоставленными сами себе, остаются один на один с городской жизнью и городскими соблазнами и опасностями.

Это не способствует укреплению семьи и отношений между поколениями.

Полезные особенности обучения

В малочисленных школах учитель нередко проводит урок одновременно у двух классов: у 1 и 2, у 3 и 5 и т. д.

Это позволяет старшим повторить уже пройденный материал, а младшим дает представление о том, что они будут изучать в следующих классах. Старшие могут помогать младшим усваивать информацию, одновременно закрепляя в памяти пройденное. Лучше всего усваивается и запоминается то, что ты однажды объяснял другим.

Разумеется, очень многое зависит от умения учителя правильно составить план таких совместных занятий и управлять вниманием учеников.

Обучение в сельской школе более практическое, если можно так сказать. Урок природоведения, зоологии и ботаники может происходить в ближайшем лесу, например, на поле, в саду или на ферме. Занятия физкультурой проводятся летом — на улице, зимой — на самой настоящей лыжне за околицей. А об уроках труда можно вообще не говорить: о труде ребятишки имеют далеко не умозрительное понятие.

Родители, выбирающие для детей престижную школу и готовые каждый день возить в нее детей через половину большого города, нередко забывают, что тем самым вносят в жизнь ребенка дополнительные негативные факторы. Один из них — потеря времени, проведенного в пути. Утром это означает потерю времени сна, днем — времени для игр, прогулок. И одновременно долгая дорога увеличивает риски, связанные с транспортом и ДТП.

Взвешивая плюсы и минусы

Конечно, никто не станет убеждать в том, что маленькая школа на полтора десятка учеников, расположенная в глуши на задворках цивилизации — абсолютная ценность, а сельское образование — безусловное благо. Это не так, и не стоит кривить душой.

Но не так уж плохо учат детей в небольших сельских школах. Немодно одетая учительница способна учить ребенка русскому языку, математике, географии, физике качественно и успешно — хотя бы потому, что у нее есть возможность работать с каждым индивидуально.

Интернет есть практически везде, соответственно, доступ к информации неограниченный. При желании ребенок может получать весьма качественное образование, потому что сама по себе городская школа не дает гарантий качества обучения.

Если родители обдумывают вопрос переезда в большой город ради обучения детей, им стоит как следует взвесить все плюсы и минусы этого шага. Однозначного ответа нет и быть не может.

Комментарий экспертаЩербакова Елена Викторовна, кандидат педагогических наук

В России до сих пор много малокомплектных школ — около 3000. Это часть государственной системы образования, и недооценивать роль таких учебных заведений нельзя. Именно в таких школах получают образование те, кто пополнит ряды тружеников сельскохозяйственного производства, окажет влияние на развитие села, уровень его культуры, а в конечном итоге — и на его сохранение.

Массовая ликвидация сельских школ началась в 90-е годы прошлого века, и процесс все еще продолжается. Позитивной эту тенденцию назвать нельзя. Практика укрупнения сельских учебных заведений, начавшаяся еще в ХХ веке, привела к усилению миграции сельских жителей, опустению деревень и, в конечном итоге, падению сельскохозяйственного производства.

Легко понять, что проблемы, с которыми сталкивается сегодня малокомплектная сельская школа, выходят за рамки вопроса сохранения одного из типов учебных заведений, и становятся проблемой общенациональной, тесно связанной с перспективами развития России.

Сельская школа должна стать носителем культуры, источником современных знаний для тех, кому предстоит жить и работать в сфере сельского хозяйства, формировать новую идеологию — идеологию качественной жизни вдалеке от мегаполисов.

Пройдите тестГотов ли ваш ребенок к школе?Пора ли вашему ребенку в первый класс? Результаты теста могут вас разочаровать. Но помните, что все мы — ученики в школе жизни. Ребенок не рождается первоклассником, готовность к школе — это комплекс способностей, поддающихся упражнению.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Сельская малокомплектная школа: особенности, проблемы, перспективы развития

Hа сегодняшний день российская школа переживает глобальные преобразования, основной целью кoтoрoй стала не просто репродуктивная передача знаний, умений и навыкoв oт учителя к ученику, а формирование и развитие способностей ученика самостоятельно ставить учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат, одним словом, научить учиться. Современное образование ориентировано на развитие тех способностей личности, которые нужны и ей, и обществу. В связи с этим в средствах массовой информации часто обсуждается проблема сельских малокомплектных школ. Принято считать, что качество обучения в сельских школах ниже, чем городских.

В большинстве сельских школ за партами сидят не более 5—10 человек, что делает их с точки зрения финансирования нерентабельными. Но без школы село или деревня умрет. Все, кто смогут из молодого работоспособного населения села переедут туда, где есть школа для их ребенка. С учетом российской специфики ситуация с сельскими малокомплектными школами кажется специалистам удручающей.

В соответствии с наиболее устоявшимися и общепризнанными в отечественной педагогике подходами к трактовке термина, под малокомплектной мы понимаем школу, которую характеризует одна или несколько указанных особенностей: отсутствие параллельных классов; отсутствие одного или нескольких классов; объединение начальных классов в один или два класса комплекта; разобщенность территории школьного микрорайона; безальтернативность образовательного пространства.

В настоящий момент модернизация сельской малокомплектной школы связана, прежде всего, с введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Проблемы, связанные с внедрением ФГОС в малокомплектных школах, схожи. Это касается не только количества обучающихся, но и организационной формы учреждений, комплектования классов, географического расположения, системы обучения.

Можно выделить ряд проблем и трудностей при реализации ФГОС, с которыми столкнулись малочисленные школы:

1. Ситуация неравенства стартовых условий для детей дошкольного возраста на момент зачисления в начальное звено образовательного учреждения, ввиду отсутствия доступности дошкольного образования в сельской местности. Основная масса сельских дошкольных учреждений давно закрыта, дети лишены возможности полноценно подготовиться к поступлению в первый класс.

2. Формирование универсальных учебных действий на совмещённых занятиях с несколькими классами одновременно по разным стандартам. Особым проблемным местом является формирование коммуникативных и регулятивных умений, становление которых менее всего связано с содержанием предметного материала и логикой его преобразования. Для этого требуется использование разных ситуаций взаимодействия между учащимися, а наполняемость классов делает невозможным использование многих форм работы, принятых в классно-урочной системе.

3. Организация внеурочной деятельности. По федеральному стандарту на реализацию внеаудиторной деятельности еженедельно во всех школах выделено 10 часов на класс. Учащиеся могут выбрать для себя одно из пяти направлений. Труднодоступные школы зачастую лишены такой возможности, так как организация дополнительного образования требует наличия в штате узких специалистов, чего зачастую не бывает.

4. Проблема малокомплектных школ с введением данного стандарта заключается в нехватке кадров. Часто приходится слышать о том, что педагоги малокомплектных школ преподают предметы не по специальности, например, учитель математики преподаёт еще и географию. Также постоянно ставится вопрос о текучести кадров. Причина в низком социальном статусе профессии педагога.

5. Социальное положение семей школьников. Многие дети из неблагополучных семей, поэтому с данными учащимися приходится работать вдвойне, это не только работа непосредственно с самим учеником, но и работа с его семьей. Представители органов социальной опеки часто навещают неблагополучные семьи, беседуют с родителями. Так что прежде чем утверждать, что малокомплектные школы это проблема, стоит подумать о возникновении проблемы, если таких школ не станет.

На наш взгляд, идея создания базовых школ малоэффективна. При современном состоянии сельских дорог, отсутствии технического обслуживания школьных автобусов мы постоянно подвергаем наших детей опасности. Ребенок должен будет выезжать каждый день в школу, когда есть хорошее здание, есть учителя в деревне. А родитель должен жить ожиданиями: как доехали, как приедут, ведь в дороге всякое бывает. Возможно, что экономически это и выгодно, однако такое решение проблемы малокомплектной школы существенно ущемляет права ребенка и делает его учебу гораздо затруднительнее. Один из выходов - внедрение такой формы, как дистанционное обучение. Возить детей ради нескольких уроков в райцентр накладно и неудобно. Перевести их полностью учиться в базовую школу? А зачем, если в других педагогах нехватки нет, и при этом в школе есть высокоскоростной Интернет.

Малокомплектные школы требуют особого внимания и нестандартного подхода к решению проблем. Доля сельских школ в структуре учреждений общего образования России составляет 68,9 %. Однако уже понятно давно, что если школа в маленькой деревни исчезнет, то исчезнет и деревня. Практика показывает: как только закрывается малочисленная школа на селе, все работоспособные жители этого села его покидают, потому что у них, как правило, есть дети школьного возраста. Кроме того, ни одна молодая семья не поедет в ту деревню, где нет школы для их детей. Что будет с теми населёнными пунктами, где исчезнет школа? Не грозит ли это нам потерей бескрайних территорий России, потери национальной самобытности?

Значительное влияние на малые школы оказывает существенно повысившийся уровень развития образовательных методик, в том числе на основе новых информационно-коммуникационных разработок. Все это, очевидно, может содействовать выявлению новой положительной роли малокомплектной школы в целом и, несомненно, является актуальным для решения проблем сельских школ как отдельных регионов, так и России в целом.

В настоящее время в России малая сельская школа становится важным социальным фактором и обладает рядом преимуществ перед обычной школой.

В целом сельскую школу, детский сад и дом культуры можно рассматривать как единый центр культурной жизни села. Есть мнения представителей руководства инновационных школ, расположенных в сельской местности, что роль школы - одна из самых главных в развитии региона в целом. Там, где есть школа, есть и жизнь.

Малая наполняемость класса обладает и рядом преимуществ, которые нужно знать и рационально использовать в повседневной практической деятельности.

В условиях малой школы учителю легче осуществлять:

 индивидуальный подход к учащимся;

 практическую направленность учебной деятельности учащихся;

 нравственное, патриотическое воспитание школьника.

Эти особенности позволяют организовать учебно-воспитательный процесс на высоком уровне. В результате из малокомплектных школ выпускается практико-ориентированная молодежь с необходимым багажом знаний.

Проблемы сельской школы – это не вопрос сохранения одного из типов образовательных учреждений, это общенациональная проблема, связанная с судьбой самого государства. Поэтому программа развития сельской малокомплектной школы должна носить общенациональный, государственный характер. Это направление должно стать одним из центральных элементов в национальной доктрине образования. Школа в селе должна стать носителем инноваций, вооружать ребенка видением, способами, идеологией качественной жизни на селе. Именно со школой сегодня связаны надежды на воспитание сельского труженика нового типа, повышение роли человеческого фактора в сельском хозяйстве, совершенствование культуры и социально-бытовых условий жизни современного села.

В Минпросвещения много говорят о поддержке сельских школ, многое делается. Но есть ли будущее у сельской школы?

На днях попался на глаза комментарий учителя, который работает в сельской школе. Сколько боли в словах педагога!

Зарплата мизерная, количество детей уменьшается с каждым годом. Для примера, 5 лет назад в школе было 160 учеников, сейчас 115. И это с трех близлежащих деревень. В классах по 12-15 учащихся, "пачками" отправляем на ПМПК…

Действительно, здесь перечислены основные проблемы сельской школы.

Вы можете сказать, что школа школе ( как и село селу ) рознь, но мы стараемся посмотреть на проблему широко, выявить закономерности, проблемы, с которыми сталкивается большинство.

Село вымирает

Это мы слышим слишком часто. Если вы путешествуете на машине или поезде по стране, то вполне можете наблюдать опустошение деревень воочию .

Для многих школ эта программа стала спасительной. По программе приезжают педагоги, профессиональные, часто молодые, инициативные. Но проблемой становится обеспечить учителя жильем.

Нет работы

Самая массовая причина оттока населения ( а значит, уменьшения количества учащихся в сельской школе ) – это отсутствие работы. Эта проблема не только села, но и моногородов, особенно, если градообразующий завод закрылся/разорился/опустел.

Поэтому жители уезжают в город, покидают свое место жительство.

Что делать?

Наша молодежь не отказывается от работы, но не хотят работать в сельском хозяйстве. Поэтому нужно проводить серьезную, планомерную профориентационную работу. Агрономами, ветеринарами, трактористами, агрохимиками список профессий на селе не заканчивается. Можно рассказывать детям о том, что сфера сельского хозяйства активно развивается и совсем скоро понадобятся агрономы-генетики, инженеры по 3D-печати продуктов питания, операторы автоматизированной сельхозтехники, био-хакеры, зоотехники, сельскохозяйственные экологи, сити-фермеры.

Можно и нужно повышать возможности онлайн форматов для ребят из сельских школ, а для этого школы должны быть обеспечены высокоскоростным интернетом. Школа может стать центром образовательного притяжения, центром, куда дети будут стремиться прийти, чтобы получить не только новые знания, но и приобрести новые навыки, новые возможности.

Везде есть свои трудности, но и для всех граждан страны должны быть созданы единые, а главное, равные возможности для получения качественного образования.

Для начала необходимо осветить базовые понятия предложенной темы:

Малокомплектная школа — государственная или муниципальная образовательная организация, реализующая образовательные программы разного уровня общего образования, малочисленная по составу обучающихся, имеющая, в связи с этим, особую структуру, расположенная в отдаленной и/или труднодоступной местности, являющаяся единственной образовательной организацией территории и выполняющая, кроме образовательных, также социокультурные и иные социально значимые функции.

Обучение осуществляется в классах-комплектах - группа обучающихся, состоящая из двух и более классов, обучение которых ведет одновременно один и тот же учитель;

Малочисленная школа – образовательное учреждение, в котором общее число учащихся составляет количество ниже определенной нормы, ранее в 1 классе-комплекте: сельская школа – 14 человек;

Для сельской школы характерно несколько видов организации учебных занятий, в них включена и внеурочная деятельность.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

Цели внеурочной деятельности:

• Создание условий для развития и воспитания личности обучающихся, обеспечивающих формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа, воспитания нравственности ребенка, освоения основных социальных ролей, норм и правил.

• Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой личности со сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность.

Задачи внеурочной деятельности вы можете видеть на экране (слайд 3)

Программа внеурочной работы в начальной школе предполагает до 1350 ч за 4 года обучения. При организации внеурочной деятельности в общеобразовательной организации необходимо руководствоваться требованиями СанПиН.

Создание соответствующего пространства для реализации полученных знаний, умений и навыков в практической социально и личностно значимой деятельности во внеурочное время должно обеспечить достижение, в первую очередь, личностных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Внеурочная деятельность реализуется через системы неаудиторной занятости, дополнительного образования и работу классных руководителей по следующим направлениям развития личности : духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, спортивно-оздоровительное, общекультурное, социальное.

Цель: создание условий для духовно-нравственного развития и воспитания, воспитания гражданской идентичности, патриотизма.

Цель: Создание условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие личности школьника на основе развития его индивидуальности.

Цель: создание условий, обеспечивающих становление физически здоровой личности школьника на основе развития его индивидуальности

Цель: создание условий, обеспечивающих общекультурное развитие личности школьника на основе развития его индивидуальности.

Цель: Создание условий, обеспечивающих социальную активность школьника на основе развития его индивидуальности.

Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности обучающихся (кроме учебной деятельности на уроке, в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей. Виды внеурочной деятельности вы можете видеть на экране (слайд 4). Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п., первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

Формы реализации внеурочной деятельности могут быть самыми разнообразными, такими как проектная и исследовательская деятельность, компьютерные занятия, экскурсии, кружки, школьные научные общества, олимпиады, интеллектуальные марафоны и т. д

Продолжительность занятия внеурочной деятельности составляет 35-45 минут. Для обучающихся первых классов в первом полугодии продолжительность занятия внеурочной деятельности не должна превышать 35 минут.

Внеурочные занятия способствуют более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности.

Документы, определяющие деятельность общеобразовательных учреждений в условиях федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС) второго поколения, адресованы всем школам. В то же время в условия сельских, особенно малочисленных, школ возникает ряд специфичных проблем при организации внеурочной воспитательной работы.

Поэтому следует иметь в виду следующие общие тенденции, характеризующие сельскую школу :

• сокращение числа учащихся и переход ряда школ из полнокомплектных в разряд малочисленных;

• принятие сельской школой на себя дополнительных функций – экономической, социальной и моральной защиты детей;

• усиление влияния школы на сохранение и развитие села и, в свою очередь, усиление влияния состояния местного производства на судьбу сельской школы.

Условия сельского социума, воспитательный и образовательный потенциал социального окружения необходимо учитывать при организации внеурочной воспитательной работы. Школы на селе различны по условиям социального окружения, удаленности от районных и городских центров, материальной базе, численности учащихся. Основным фактором, влияющим на особенности организации образовательной деятельности — специфика сельского социума, которая имеет как положительные, так и отрицательные особенности. С одной стороны:

1. Социокультурная среда села более консервативна, устойчива и традиционна. Вследствие этого родители, односельчане имеют большое влияние на воспитание детей. 2. На селе в более значительной степени, чем в городе, сохранились целостность национального самосознания, внутреннее духовное богатство, трепетное отношение к Родине и природе.

3. Опыт общения детей отличается углубленностью, детальным знанием окружающих людей. Опыт старших поколений передается с помощью конкретного примера.

4. В условиях отсутствия профессионального искусства интенсивнее развивается народное искусство.

5. Учащихся сельских школ отличает трудолюбие, высокая работоспособность и ответственность, доброта, чувство благодарности, моральная и этико-эмоциональная устойчивость;

6. Непреложность для большинства сельских детей ценностей семейного уклада жизни и родственных связей, общинности и коллективизма, любви к Родине, национальных духовных традиций.

Но, с другой стороны, замкнутость социального пространства, удаленность многих школ от культурных центров, ограниченность сферы социальных связей детей создают особые проблемы в организации внеурочной воспитательной работы в сельской школе.

1. Большая загруженность учащихся бытовым трудом, что снижает возможности для самообразования;

2. Дети видят вокруг себя мало высоких уровней жизненных образцов, поэтому часто наблюдается занижение требований к своему развитию и образованию;

3. Ограниченный доступ учащихся и педагогов к некоторым информационным источникам, сложность посещения культурных и образовательных центров региона;

4. Для сельских детей характерны повышенная тревожность, неадекватность самооценки и др.

Задача школы независимо от условий – помочь детям освоить различные формы общения, взаимодействия и жизненного уклада на селе, предоставить им равные с городскими школьниками возможности для разностороннего развития.

Поэтому приоритетными направлениями внеурочной деятельности становиться социальное и общекультурное.

Методические принципы развития речи Методические принципы развития речи детей Принципы Содержание Принципы взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.

Основные принципы закаливания Закаливание – это система специальной тренировки организма, в том числе процессов терморегуляции, с использованием естественных факторов.

Принципы и методы закаливания Что такое закаливание Закаливание — это комплекс мероприятий по повышению устойчивости организма к воздействию неблагоприятных погодно-климатических.

Принципы работы воспитателя с детьми В своей работе с маленькими детками я руководствуюсь принципами: 1. Принцип индивидуального подхода к детям. Индивидуальные особенности.

Школа раннего развития как эффективная форма работы с детьми дошкольного возраста в учреждении дополнительного образования Никак нельзя игнорировать то, что конкуренция в жизни становится всё жестче, вершины успеха — всё выше и неприступней. А значит, восхождение.

Читайте также: