Соловьи некрасов краткое содержание

Обновлено: 08.07.2024

Сейчас буренку обряжу,
Коня навяжем травку кушать,
И вас в ту рощицу свожу —
Пойдем соловушек послушать.

Там их, что в кузове груздей, —
Да не мешай же мне, проказник! —
У нас нет места веселей;
Весною, дети, каждый праздник

По вечерам туда идут
И стар и молод. На поляне
Девицы красные поют,
Гуторят пьяные крестьяне.

А в роще, милые мои,
Под разговор и смех народа
Поют и свищут соловьи
Звончей и слаще хоровода!

И хорошо и любо всем…
Да только (Клим, не трогай Сашу!)
Чуть-чуть соловушки совсем
Не разлюбили рощу нашу:

Ведь наш-то курский соловей
В цене,- тут много их ловили,
Ну, испугалися сетей,
Да мимо нас и прокатили!

Пришла, рассказывал ваш дед,
Весна, а роща как немая
Стоит — гостей залетных нет!
Взяла крестьян тоска большая.

Уж вот и праздник наступил
И на поляне погуляли,
Да праздник им не в праздник был!
Крестьяне бороды чесали.

И положили меж собой —
Умел же бог на ум наставить —
На той поляне, в роще той
Сетей, силков вовек не ставить.

И понемногу соловьи
Опять привыкли к роще нашей,
И нынче, милые мои,
Им места нет любей и краше!

Туда с сетями сколько лет
Никто и близко не подходит,
И строго-настрого запрет
От деда к внуку переходит.

Зато весной весь лес гремит!
Что день, то новый хор прибудет…
Под песни их деревня спит,
Их песня нас поутру будит…

Середний сын кота дразнил,
Меньшой полз матери на шею,
А старший с важностью спросил,
Кубарь пуская перед нею:

Эпитеты: гостей залетных, тоска большая. Сравнения: что в кузове груздей, звончей и слаще хоровода, роща как немая. Олицетворения: соловьи чуть не разлюбили, лес гремит. Повторы: той поляне, роще той, под песни, их песня, строго-настрого. Устаревшие слова: кубарь (волчок), гуторят (говорят), рекрутчина (воинская обязанность). Ребенок завидует привольной жизни певчих птиц. У него возникает вопрос: а есть ли, мама, для людей такие рощицы на свете? Ответом ему был вздох матери. Уже не желая ничего для себя, она надеется на лучшую долю для своих детей.

Сейчас буренку обряжу,
Коня навяжем травку кушать,
И вас в ту рощицу свожу -
Пойдем соловушек послушать.

Там их, что в кузове груздей,-
Да не мешай же мне, проказник!-
У нас нет места веселей;
Весною, дети, каждый праздник

По вечерам туда идут
И стар и молод. На поляне
Девицы красные поют,
Гуторят пьяные крестьяне.

А в роще, милые мои,
Под разговор и смех народа
Поют и свищут соловьи
Звончей и слаще хоровода!

И хорошо и любо всем.
Да только (Клим, не трогай Сашу!)
Чуть - чуть соловушки совсем
Не разлюбили рощу нашу:

Ведь наш - то курский соловей
В цене, - тут много их ловили,
Ну, испугалися сетей,
Да мимо нас и прокатили!

Пришла, рассказывал ваш дед,
Весна, а роща как немая
Стоит - гостей залетных нет!
Взяла крестьян тоска большая.

Уж вот и праздник наступил
И на поляне погуляли,
Да праздник им не в праздник был!
Крестьяне бороды чесали.

И положили меж собой -
Умел же бог на ум наставить -
На той поляне, в роще той
Сетей, силков вовек не ставить.

И понемногу соловьи
Опять привыкли к роще нашей,
И нынче, милые мои,
Им места нет любей и краше!

Туда с сетями сколько лет
Никто и близко не подходит,
И строго - настрого запрет
От деда к внуку переходит.

Зато весной весь лес гремит!
Что день, то новый хор прибудет..
Под песни их деревня спит,
Их песня нас поутру будит.

Запомнить надобно и вам:
Избави бог тут ставить сети!
Ведь надо ж бедным соловьям
Дать где - нибудь и отдых, дети..

Средний сын кота дразнил,
Меньшой полз матери на шею,
А старший с важностью спросил,
Кубарь пуская перед нею:

"А есть ли, мама, для людей
Такие рощицы на свете?"
- "Нет, мест таких. без податей
И без рекрутчины нет, дети.

А если б были для людей
Такие рощи и полянки,
Все на руках своих детей
Туда бы отнесли крестьянки. "

Для того чтобы как можно меньше конфликтовать с властями и доносить свои мысли о тяжёлой крестьянской жизни, писатель очень часто прибегал к своему любимому приёму, и говорил с читателями устами своих героев.

Поскольку обсуждать многие темы было запрещено, а тема женщины оставалась доступной, Некрасов постоянно использовал различные женские образы в своих произведениях. Тем более что русская женщина по праву достойна всяческих похвал и воспевания. Та непосильная ноша, которую на неё возложило общество, заставляя страдать, мучиться, рано стареть не должна была оставаться не замеченной.

Соловьи

Качая младшего сынка,
Крестьянка старшим говорила:
"Играйте, детушки, пока!
Я сарафан почти дошила;

Сейчас буренку обряжу,
Коня навяжем травку кушать,
И вас в ту рощицу свожу -
Пойдем соловушек послушать.

Там их, что в кузове груздей, -
Да не мешай же мне, проказник! -
У нас нет места веселей;
Весною, дети, каждый праздник

По вечерам туда идут
И стар и молод. На поляне
Девицы красные поют,
Гуторят пьяные крестьяне.

А в роще, милые мои,
Под разговор и смех народа
Поют и свищут соловьи
Звончей и слаще хоровода!

И хорошо и любо всем.
Да только (Клим, не трогай Сашу!)
Чуть-чуть соловушки совсем
Не разлюбили рощу нашу:

Ведь наш-то курский соловей
В цене,- тут много их ловили,
Ну, испугалися сетей,
Да мимо нас и прокатили!

Пришла, рассказывал ваш дед,
Весна, а роща как немая
Стоит - гостей залетных нет!
Взяла крестьян тоска большая.

Уж вот и праздник наступил
И на поляне погуляли,
Да праздник им не в праздник был!
Крестьяне бороды чесали.

И положили меж собой -
Умел же бог на ум наставить -
На той поляне, в роще той
Сетей, силков вовек не ставить.

И понемногу соловьи
Опять привыкли к роще нашей,
И нынче, милые мои,
Им места нет любей и краше!

Туда с сетями сколько лет
Никто и близко не подходит,
И строго-настрого запрет
От деда к внуку переходит.

Зато весной весь лес гремит!
Что день, то новый хор прибудет.
Под песни их деревня спит,
Их песня нас поутру будит.

Запомнить надобно и вам:
Избави бог тут ставить сети!
Ведь надо ж бедным соловьям
Дать где-нибудь и отдых, дети. "

Середний сын кота дразнил,
Меньшой полз матери на шею,
А старший с важностью спросил,
Кубарь пуская перед нею:

"А есть ли, мама, для людей
Такие рощицы на свете?"
- Нет, мест таких. без податей
И без рекрутчины нет, дети.

А если б были для людей
Такие рощи и полянки,
Все на руках своих детей
Туда бы отнесли крестьянки.

Содержание стихотворения

Сейчас буренку обряжу,
Коня навяжем травку кушать,
И вас в ту рощицу свожу -
Пойдем соловушек послушать.

Из рассказа можно узнать, что детей у девушки много, да и работы тоже хватает. Поэтому девушка пытается это все совместить. Она делает много дел в одно и то же время, начинает шить сарафан и в это время успевает сходить покормить скотину и попутно рассказывает своим ребятишкам интересную историю. История очень интересная про соловьиную рощу, где собирается практически вся деревня чтобы послушать пение птичек.

некрасов соловьи

Собирались здесь издавна, однако, в одно время стало в роще невесело. Практически не осталось птиц, они исчезли. Дело в том, что в то время очень ценилось пение соловьев, поэтому их можно было продавать. Многие нехорошие люди воспользовались таким большим скоплением птиц и ловили бедняжек сетями. Тогда оставшиеся птицы из-за напастей попросту покинули это место.

После этого крестьянам стало очень плохо и тоскливо без птичек, теперь негде было провести приятно свободное время. Тогда они договорились не ставить больше сетей и охранять это место от нападок браконьеров. И теперь птички начали возвращаться в рощу. Стало снова слышно чистое соловьиное пение. Крестьянка учит своих детишек чтобы те также любили птичек и никогда не делали им больно. Ведь и соловьи хотят отдохнуть и провести спокойно время.

Старший сын спрашивает у матери, а есть ли такие рощи, специально предусмотренные для людей. Тогда крестьянка со строгостью отвечает, возможно, оттого что ее взяла обида, что кроме подати и рекрутчины для их ничего не предусмотрено. А потом, немного подумав, говорит, что, если б нашлось хоть одно такое место и об этом узнали люди. То все матери незамедлительно бы занесли туда своих детей.

А если б были для людей
Такие рощи и полянки,
Все на руках своих детей
Туда бы отнесли крестьянки..

Завуалированные мысли автора

Взаимоотношение человека и природы проходит красной полосой через всё стихотворение. И то, что человек должен оберегать места, где ему пришлось жить, хорошо понимают самые простые люди. Стих подводит читателя к выводу, что у крестьян весьма плохое положение, поэтому необходимо хотя бы беречь природу, чтобы после тяжелого труда было место, куда можно прийти и отдохнуть.

В своих мечтах главная героиня думает о месте, где нет податей и рекрутчины, но это только мечты. В действительности автор пытается донести до читателя, что у женщины удручающее, безвыходное положение — она крепостная, и детей её ждёт та же участь. Образ вольных птиц здесь противопоставлен крепостному праву и полной зависимости.

Но над этой горечью и печалью Некрасов смог поднять свою героиню. Несмотря ни на что русская женщина не разучилась мечтать, не разучилась любить. Все трудности крестьянской доли ей по плечу. Она явный защитник природы. Она прекрасная мать. Такой мы видим русскую женщину.

Анализ стихотворения Соловьи

Женщина гордится курским соловьём, и расстраивается из-за браконьерских выходок.


Ведь наш-то курский соловей
В цене,- тут много их ловили,
Ну, испугалися сетей,
Да мимо нас и прокатили!

Далее Некрасов плавно переходит от рассказов крестьянки к повествованию о тяжелом быте народа. Судьба крестьянина нелегка, ведь ему необходимо вставать каждое утро и работать постоянно до поздней зари, то есть от рассвета до заката, и нет у него ни выходных, ни праздников.

Мать сожалеет что люди ни птички и не могут вести вольную жизнь. Так плавно Некрасов подошёл к теме крепостничества. И картина уже не радостная, не трогательная, и даже не жалостная. Вдруг оказывается что женщина, ограниченная постыдным законом крепостничества, ещё способна мечтать.

Автор сделал всё, чтобы читатель задумался о судьбах простых крестьян.

Тема произведения – тяжелая жизнь простого народа, крепостных крестьян, которые могли лишь мечтать о свободе. Идея стихотворения – мечта простого люда о чудесном месте, в котором не было бы давления власти, рекрутчины, податей, где можно было бы свободно трудиться и радоваться жизни.

Поэт мастерски использует лексические средства, чтобы максимально точно передать атмосферу крестьянской жизни. Для произведения характерны простые, короткие, незатейливые фразы. Автор постоянно напоминает, что повествование ведется от третьего лица – простой крестьянки, любящей матери, трудолюбивой кроткой женщины. Несмотря на тяжелую жизнь, она учит своих ребятишек видеть красоту вокруг себя, любить природу, ценить жизнь.

Читайте также: