Согласно постулатам неоклассической школы и в мусульманском праве наказание преследует цель

Обновлено: 02.07.2024

В системе мусульманского права отсутствует самостоятельный раздел об уголовно праве и уголовно-правовые нормы разбросаны среди других частей мусульманского права.
Такое явление не случайно, причины его нужно искать в первую очередь в пережитках патриархально-родового строя, влияние которых было очень сильно в период первоначального ислама. В первый период развития Арабского халифата так же, как и до ислама, наказание преступников было частным делом, так как потерпевшие по своему усмотрению наказывали преступников. Основатели ислама мало обращали внимание на установление уголовных норм в шариате. Гражданские правонарушения мало отличались от уголовных и поэтому отсутствовала грань между ними.

Содержание работы

2.Глава 1.Преступления. 4
1.1. Преступления против общества или бога. 6
1.2. Преступление против отдельных лиц или частное преступление. 9

3.Глава 2. Наказание. 11
2.1. Наказание тазир. 11
2.2. Наказание кисас. 13
2.3.Наказание хадд. 19

4. Заключение. 24

5. Список использованной литературы. 25

Файлы: 1 файл

курсовая 3) (2).doc

Убийство хата — убийство, совершенное случайно, в результате ошибки при абсолютном отсутствии мысли об убийстве, но в результате небрежности или халатности. Примером такого убийства является случай: охотник стрелял в дичь издалека и случайно попал в человека. 12

Ханифиты рассматривают следующие виды убийства: тасбиб, убийство при котором действие лица совершенно не направлено на убийство, человек не предвидел и не обязан был предвидеть последствия своего действия в этом плане. Однако убийство происходит, но абсолютно без намерения. Например, человек на своей земле вырыл колодец, в который случайно попал и погиб человек.

Телесные повреждения — джарх. Они, как и убийство, разделяются на умышленные и неумышленные. В случае умышленного телесного повреждения преступник по принципу кровной мести подвергается такому же повреждению, какое он нанес потерпевшему. Кроме того, преступник должен уплатить виру — выкуп. Если повреждение нанесено неумышленно, преступник выплачивает лишь диат. В некоторых случаях не разрешается применять месть за умышленное телесное повреждение. Например, при повреждении черепа или других костей месть не разрешалась. Преступник при этом обязан был выплатить лишь диа.

Одним из видов преступлений против личности, помимо вышеперечисленных, является гасаб. Как уже было ранее отмечено, гасаб – это насильственный захват чужого имущества

Глава 2. Наказание

В мусульманском праве оно имеет особый характер. Во многих юридических материалах в основе классификации преступлений лежит мера и характер наказания. Некоторые западные исследователи мусульманского права придерживаются этой классификации.

2.1 Наказание тазир

Широко применялось в качестве меры наказания причинение правонарушителю материального, имущественного ущерба путем конфискации, наложение штрафа и даже уничтожение имущества (например, лавки виноторговцев сжигались Ханифиты, исходя из того, что тазир в любом случае должен быть меньше санкции хадд, устанавливали максимальный предел телесного наказания в 39 ударов для свободного и 19 для раба (напомним, что по ханифитскому толку за употребление алкоголя свободному мусульманину полагается 40 ударов, а рабу – 20). Согласно шафиитскому толку высший предел для этого вида наказания – 19 ударов для всех мусульман. Некоторые правоведы полагали, что тазир за наиболее опасные преступления при отсутствии всех необходимых условий для применения за их совершение точно установленной санкции хадд не может превышать максимального размера телесного наказания для этой категории преступлений, установленного в 100 ударов (за прелюбодеяние). Например, лицо, совершившее кражу, но не подлежащее по каким-либо причинам отсечению руки, может быть подвергнуто телесному наказанию 99 ударами.

2.2 Наказание кисас

Кисас — кровная месть, является пережитком обычаев родоплеменного строя и сохранилась в уголовном праве ислама. В доисламской Аравии за умышленное убийство одного человека месть распространялась на десять родственников убийцы.

Если один из членов какого-нибудь племени совершал преступление против членов другого племени, то все племя отвечало за преступление. Часто кисас превращался в продолжительные войны между племенами. Ислам не отменял кисас, но значительно ограничил его действие.

Кисас в исламе является наказанием за преступление, которое направлено против частного лица и имеет частный характер. По учению Корана, кисас разрешается лишь при умышленном убийстве и умышленном телесном повреждении по принципу талиона. Кисас может быть приостановлен в том случае , если потерпевший или его наследники прощают преступника. По мнению многих правоведов, прощение убийцы принадлежит в первую очередь родителям убитого.

Малик утверждает, что только лишь сын, брат, дочь, сестра, жена и другие близкие родственники убитого могут пользоваться правом помилования убийцы своего родственника, Абу Ханифа возражает против помилования со стороны пострадавшего(убитого) в предсмертном его слове и считает его недействительным. Шиитские правоведы предоставляют право помилования убийцы лишь родственникам убитого по отцовской линии. По их утверждению наследницы лишаются этого права. Другие правоведы утверждают, что любые законные наследники могут пользоваться правом кисаса или помилования преступника, а также получить диа или виру.

Шиитские правоведы считают, что право на кисас за убийство не дается без разрешения кади. Запрещается во время кисаса мучить убийцу и рекомендуется уничтожить его одним ударом. Если наследник убитого несовершеннолетний, то, по мнению Шейха Туси (крупного шиитского правоведа), убийцу надо задержать в тюрьме до совершеннолетия наследника. 18

Наследники имеют право убить убийцу или помиловать, получить диа или совсем отказаться от наказания преступника и от диа. Кисас не распространяется на следующих лиц: на отца, который умышленно убивает своего ребенка, если убитый является немусульманином. Кроме того, кисас не распространяется на убийство раба, а также не применяется в случае, если убитой является женщина.

Кисас применяется ко всем участникам умышленного убийства. В случае, если родственники убитого помиловали убийц, когда каждый из них обязан уплатить часть диа. Если родственники убитого не желают помиловать некоторых преступников, тогда последние подвергаются смертной казни. Те же, которых помиловали, платит диа.

Диа — выкуп за убийство или телесное повреждение. Получение диа, как и кисас, являются пережитком обычаев родоплеменного общества до исламской Аравии. Они относятся к тому периоду, когда все члены рода или племени после примирения платили другому племени.

1. Полное диа – за полное ослепление, связанно с повреждением обоих глаз или век обоих глаз; за уничтожение одного глаза соответственно полагается штраф, равный половине диа.

2. За отрезанные уши или ухо, в результате чего человек теряет слух, с преступника взимается плата в размере половины диа за убийство; за срезанную мочку уха – плата 1/3 диа.

3. За отрезанный нос (весь или частично) или язык плата взимается в размере половины диа.

4. За выбитые зубы с преступника взимается от 1/40 до 1/20 части диа.

5. За одну и две руки уплачивается половина диа.

6. За каждый отрезанный палец – 1/10 диа.

7. За сломанную спину (так, что вылечить ее невозможно) преступник выплачивает полное диа.

8. То же самое за обе отрезанные груди женщины. За одну отрезанную грудь – половина диа.

9. Если отрезана ступня ноги или пальцы, то плата считается за каждый отрезанный палец – по 1/10 диа.

10. За кастрацию мужчины преступник выплачивает полное диа.

11. Полное диа выплачивается и за удар, в результате которого пострадавший потерял рассудок.

10. То же самое за увечье, следствием которого является потеря обоняния или мужской силы. 21 Этот вид наказания целиком перешел в ислам. Замена кровной мести получением диа была обязательна в следующих случаях: если убийца является родственником убитого по восходящей линии; в случае если убийцей была беременная женщина, то кровная месть откладывалась на время после родов. По учению Абу Ханифы, если свободный умышленно убьет чужого раба, то он наказывается смертной казнью. Шафии, шииты и многие другие правоведы считают, что убийца раба платит диа, равный его стоимости, но не выше ½ диа свободного человека. Если раб убьет свободного человека, то он выдается в распоряжение наследников убитого. При этом хозяин раба не несет ответственности за убийство, совершенное рабом. При нанесении рабом свободному человеку тяжелого повреждения, хозяин раба может выплатить диа или отдать раба в распоряжение потерпевшего.

По вопросу о применении диа за убийство или причинении тяжелых повреждений неверным мнения правоведов расходятся. По учению Абу Ханифы, диа немусульман равняется ½ диа мусульманина. Шафии, Малик и шиитские правоведы считают, что при умышленном убийстве диа неверующих равняется диа мусульман. В случае неумышленного убийства диа неверующих составляет ½ диа мусульман.

Шафиитские правоведы считают, что если один преступник убьет несколько человек, то он несет наказание за каждого в отдельности. Но, если наследники согласны на выкуп, то преступник платит выкуп за всех. Если же один из наследников не согласен, тогда преступник подвергается мести, а за других наследники убийцы обязаны платить диа из его имущества. Но Абу Ханифа и Шафии в данном случае освобождают убийцу от выплаты диа. Они считают, что он и так наказан смертной казнью.

Если убитой будет женщина, а убийцей свободный мужчина, кисас не применяется, поскольку они находятся не в равном положении. По учению шиитов, можно применять кисас в том случае, когда родственники убийцы платят ½ диа наследникам убитой и отказываются от платы остальным.

Размер диа в мусульманском праве строго не установлен. Он зависит от социального положения, пола убитого или убийцы, вида убийства и формы повреждения. Полный диа составляет 100 верблюдов, качество которых является спорным вопросом среди правоведов. Но верблюдов можно заменить деньгами: 1000 динаров золота или 10000 дирхамов серебра. Абу Ханифа, Малик, Ибн — Ханбал заменяют верблюдов 12000 дирхамов серебра. Шафии не настаивают на твердой сумме и предлагают стоимость 100 верблюдов выплатить по рыночной цене, потому что во времена пророка они стоили 800 динаров золота.

Между правоведами существуют разногласия относительно вещей, которые могут быть предметом диа. По учению Абу — Ханифы, верблюды, золото и серебряные монеты могут быть предметом диа. Шииты же еще добавляют коров, овец и драгоценные камни, которые также могут быть диа.

Шиитские правоведы считают, что диа может равняться 200 быкам или 2000 баранов. Полный диа взимается в случае замены кисас при умышленном убийстве или тяжком телесном повреждении: отрезании носа, языка, повреждение органов чувств, отсечении рук, ног, ушей, губ, ослеплении. За отсечение всех пальцев требуется полный диа, а при повреждении одного глаза, руки или уха ½ диа.

Если повреждение нанесено беременной женщине, то диа исчисляется по разному. В случае преждевременных родов и рождения при этом живого ребенка, независимо от того, будет ли он жить или нет, преступник платит полный диа. Если будет мертворожденный, то сумма диа составляет ½ полного диа.

Определение диа других повреждений зависит от характера повреждений, социального положения преступника и пострадавшего, а также от решения кади. При легком повреждении вместо диа полагается выкуп — арш и его наибольший размер колеблется от 1/3 до 1/20 полного диа.

Правоведы по разному решают вопросы о размере арш. Максимальный срок выплаты диа равен трем годам. В течение этого времени убийца или его родственники обязаны погасить диа. Шафии и шииты считают, что за умышленное убийство диа должен взиматься сразу после приговора кади.

В уголовных кодексах зарубежных государств отсутствуют, как правило, нормы о понятии и целях наказания. Эти вопросы рассматриваются преимущественно в доктрине уголовного права. При этом существует великое множество самых разных концепций наказания — от теории воздаяния по принципу талиона до новейших теорий ресоциализации преступника.

В английских доктринальных источниках по уголовному праву наказание нередко определяется как "властное причинение страдания лицу за совершенное им преступление". В уголовно-правовой доктрине США под наказанием понимается определенное лишение (страдание), налагаемое решением суда за нарушение уголовного запрета. Разумеется, существуют и более развернутые определения наказания, в частности, данное Дж. Холлом: "Во-первых, наказание — это лишение (зло, муки, обесценивание). Во-вторых, оно является принудительным. В-третьих, оно налагается от имени государства; оно "санкционировано". В-четвертых, наказание предполагает наличие правил и их нарушение, а также более-менее формальное установление в судебном решении-этого факта. В-пятых, оно налагается на правонарушителя, который причинил вред, а это предполагает наличие совокупности правил, с учетом которых как вред, так и наказание являются существенными с этической точки зрения. В-шестых, размер и тип наказания определенным образом зависят от причиненного вреда, т. е. они пропорциональны серьезности вреда, а также отягчаются или смягчаются с учетом личности правонарушителя, его мотивов и соблазнов".

В Англии имеют хождение три основные теории наказания: наказания как возмездия, как средства устрашения и как средства исправления преступника. Каждая из этих теорий распадается на ряд толкований. К настоящему времени преобладает мнение о том, что применение средств уголовной репрессии должно преследовать одновременно все три цели — воздаяния, устрашения и исправления, хотя в каждом конкретном случае назначения наказания их соотношение может быть различным.

В законодательстве ряда государств цели наказания формулируются косвенно. В Примерном УК США 1962 г., разработанном учеными Института американского права в качестве рекомендации законодателям штатов, сформулированы цели применения положений о вынесении приговоров, среди которых названы: а) предупреждение совершения новых преступлений, б) содействие исправлению и социальному восстановлению личности правонарушителей и др. (п. 2 ст. 1.02).

Косвенное упоминание об основных целях наказания можно встретить и в действующем американском законодательстве. Так, в ч. II раздела 18 Свода законов США (далее — СЗ США) среди "факторов, учитываемых при определении наказания", названы: содействие уважению закона, адекватное сдерживающее воздействие в отношении преступного поведения, обеспечение защиты общества от совершения виновным преступления в дальнейшем, предоставление виновному возможности в дальнейшем получить необходимое образование, профессиональную подготовку, медицинское или другое исправительное обслуживание наиболее эффективным образом (§ 3553). УК штата Нью-Йорк 1967 г. среди общих целей уголовного закона называет следующую: ". обеспечить публичную безопасность, предупреждая совершение посягательства посредством устрашающего воздействия налагаемых наказаний, социального восстановления личности осужденных, а также их изоляции, когда это требуется в интересах охраны общества" (п. 6 §1.05).

В целом, уголовно-правовая доктрина США испытала на себе влияние основных теорий наказания, разработанных в английском уголовном праве. В курсах американского уголовного права, в документах министерства юстиции США и других источниках нередко называются четыре основные цели наказания: воздаяние, устрашение, лишение осужденного возможности совершать новые преступления, исправление. При этом воздаяние понимается как наказание виновного для того, чтобы выразить осуждение его поведения обществом. Эта цель наказания, в отличие от трех остальных, является "неутилитарной", т. е. не сопряженной с извлечением из наказания какой-либо иной "пользы" помимо покарания преступника. "Устрашение", существующее в двух разновидностях — общее и индивидуальное, направлено на предупреждение преступлений со стороны либо неопределенного круга лиц, либо самого виновного, который подвергается наказанию. Акцент в американском праве делается на общее устрашение. "Лишение возможности совершать преступления" предполагает изоляцию осужденного от общества с тем, чтобы хотя бы на время заключения в тюрьму оградить от посягательств данного лица тех, кто находится на свободе, либо, при назначении смертной казни, полностью лишить виновного такой возможности. "Исправление" означает такое изменение поведения осужденного, при котором он либо вообще отказывается от преступной деятельности, либо не столь часто совершает преступления, либо совершает менее тяжкие деяния.

В последние годы в США предпринимались попытки создать единую теорию наказания, которая примирила бы сторонников всех традиционных концепций. При этом указывается на то, что та или иная цель наказания может приобрести большее или меньшее значение не только в зависимости от периода времени, но и от того, какой орган исполняет наказание. В действительности законодатель может отдать предпочтение одним целям, судьи — другим, уголовно-исполнительные органы — третьим.

Различное отношение американских юристов к целям наказания имеет свое непосредственное отражение в решениях по конкретным уголовным делам. Так, на заседании комиссии Сената США по усовершенствованию судебного механизма приводился следующий пример: в пределах одного судебного округа были привлечены к уголовной ответственности два человека. Оба они обвинялись в подделке ценных бумаг стоимостью до 100 долларов, оба привлекались к ответственности впервые, оба совершили преступное деяние в связи с тяжелым материальным положением. Но один из них был приговорен к 30 дням лишения свободы, а другой к 15 годам.

Несмотря на то, что такая ситуация имеет законодательное основание, различное отношение юристов-практиков к целям наказания приводит к "размыванию" границ наказуемости одних и тех же деяний, к нарушению принципа справедливости, к существенному ограничению прав подсудимых.

Во Франции по проблеме наказания сталкиваются две основные концепции: современного неоклассицизма и новой социальной защиты. Представители первого направления настаивают на необходимости реализации двух основных целей наказания: воздаяния и устрашения. При этом тяжесть наказания должна по возможности соответствовать тяжести совершенного преступления. Эти юристы считают также необходимым исполнять наказания в точном соответствии с приговором без какого-либо последующего смягчения режима содержания, условно-досрочного освобождения, других льгот, иначе наказание утратит свое устрашающее и возмездное значение.

Представители другого направления выступают против такой трактовки наказания. В качестве основных целей наказания они называют исправление и ресоциализацию преступника. "Важно, — пишет М. Ансель, — так построить наказание, чтобы оно само по себе перевоспитывало; . необходимо также, чтобы его функция ресо-циализации признавалась главной и отличалась от простого побочного воспитательного действия неоклассического возмездного наказания. Наказание социальной защиты. должно, причем в первую очередь, преследовать цель возвращения преступника обществу".

УК Франции не содержит определения наказания и не формулирует его целей. О последних косвенным образом говорится в УПК Франции 1958 г. применительно к конкретным уголовно-правовым мерам. Так, лица, осужденные за убийство несовершеннолетнего, не достигшего 15 лет, либо за убийство, сопряженное с изнасилованием или другими преступлениями, указанными в ст. 718 УПК Франции, отбывают наказание в пенитенциарных учреждениях, позволяющих обеспечить последовательную медицинскую и психологическую адаптацию. Условное освобождение может быть предоставлено только в случае, когда появились "весомые сведения о социальной реадаптации" осужденного (ст. 729 УПК). Меры содействия, сопровождающие исполнение такого уголовного наказания, как запрещение проживать в определенных местах, "имеют целью облегчить социальное исправление осужденного" (ст. 763-3 УПК). О "социальной реадаптации" говорится и в других статьях УПК Франции (см., например, ст. 720-4, 721-1). Таким образом, французский законодатель делает акцент на такой цели наказания, как ресоциализация преступника.

Вместе с тем в УК Франции законодатель нередко прибегает к достаточно суровым наказаниям. В этих случаях четко прослеживается стремление к "воздаянию" за причиненное зло, а цели исправления и ресоциализации отодвигаются на второй план.

УК ФРГ не содержит понятия наказания. Доктрина традиционно определяет наказание в зависимости от его отношения к целям. По этому признаку представители германской уголовно-правовой доктрины еще с начала XIX в. подразделялись на сторонников абсолютных и относительных теорий наказания.

Для абсолютных теорий главной целью наказания является возмездие, для относительных — устрашение. Большое значение имеют цели превенции и ресоциализации. Наибольшей популярностью среди практиков пользуются смешанные теории наказания.

По германской уголовно-правовой доктрине наказание является регулярным правовым последствием виновно совершенного преступного деяния.

В УК Швейцарии говорится лишь о целях применения отдельных мер. Так, исполнение наказаний в виде каторжной тюрьмы и тюремного заключения "должно оказывать воспитательное воздействие на заключенного и подготавливать его к возвращению к жизни на свободе" (ч. 1 ст. 37). Кроме того, исполнение названных наказаний призвано содействовать тому, чтобы вред, причиненный потерпевшему, был восстановлен. О воспитательных целях говорится и в норме, предусматривающей возможность помещения рецидивиста в учреждение для лиц, осужденных впервые (ч. 2 ст. 37 УК Швейцарии).

Целями применения уголовно-правовых мер к психически больным, согласно УК Швейцарии, являются предотвращение или уменьшение опасности совершения такими лицами новых деяний, находящихся под угрозой наказания, а также предотвращение опасности для других лиц (ст. 43). Целью применения специальных лечебных мер к алкоголикам также является предотвращение опасности совершения нового преступления или проступка, т. е. специальная превенция (см. ст. 44 УК Швейцарии).

В УК Польши 1997 г. в главе о правилах назначения наказания и уголовно-правовых мер говорится о "предупредительных и воспитательных целях" наказания, которые "могут быть достигнуты в отношении осужденного", и о "потребностях в сфере формирования правового сознания общества" (§ 1 ст. 53). При назначении наказания несовершеннолетнему суд должен, в первую очередь, руководствоваться воспитательными целями (§ 1 ст. 54).

Таким образом, в уголовном праве зарубежных государств понятие наказания, как правило, не содержится непосредственно в тексте уголовно-правового акта, а формулируется и анализируется доктриной. Вместе с тем законодатель нередко определяет цели применения отдельных уголовно-правовых мер, в особенности тех, которые представляют собой альтернативу традиционным и повсеместно доминирующим по практике их применения видам наказания: лишению свободы и штрафу. При этом законодатели многих государств, в частности, принявших в последнее десятилетие новые уголовные кодексы либо новые редакции последних, делают акцент на ресоциализации преступников. Цель ресоциализации — "возвращения осужденного в общество" и его включения в социум в качестве правопослушного члена — рассматривается как прогрессивная, демократичная и в полной мере соответствующая концепции основных прав и свобод человека.


В современном уголовном праве нет общепринятого понятия наказания [1]. Нет и единого понимания его сущности и целей. Лишь в Уголовном кодексе отдельных государств даются понятия и цели наказания (Венгрия, Румыния, Вьетнам)

В Уголовном кодексе Беларуси, Монголии вместо целей наказания определены цели уголовной ответственности. В УК КНР наказание в виде лишения свободы дается с целью воспитания и исправления.

В отдельных странах (Испания, Италия) цели наказания указаны в Конституции, во Франции о целях наказания говорится в УПК 1958 года.

В английской юридической литературе определено, что наказание — властное причинение страдания лицу за совершенное им преступление.

Юридическая наука США подвержена влиянию теорий о наказании, которые были разработаны английскими правоведами.

Так, в Англии распространены три теории наказания:

  1. Наказание как возмездие (воздаяние) за причиненное зло;
  2. Наказание как устрашение;
  3. Наказание как средство исправления преступника [2].

Особенность английского уголовного права — комбинация трех выше названных теорий. Существует единая цель наказания: возмездие, устрашение, исправление.

Основные положения теории устрашения связаны с именем английского философа-моралиста, правоведа И. Бентама. Сторонники данной теории рассматривали преступника как жертву, наказание преследует утилитарные цели: наказать одного, чтобы другому не было повадно.

Теория исправления отступает от наказания за вину, где основанием для применения наказания является особенности личности преступника. По мнению английских правоведов, к преступнику, должны быть применены не только карательные меры.

Американские юристы дают определение не понятию наказания, а его целей. Они считают, что наказание — это определенное мнение, которое налагается судом за нарушение уголовного запроса.

Наиболее живуча теория наказания как устрашение.

Большинство правоведов считает, что ни одна цель, а именно воздаяние, устрашение, исправление, не исчерпывает американскую систему наказания.

В США существует смешанная система сущности и целей наказания. Сторонников данной теории является Т. Мюллер.

По его мнению, наказание преследует две группы целей:

  1. Неутилитарные (достижение их не имеет явных практических достижений);
  2. Утилитарные (достигаются реальные практические последствия).

Первая группа: искупление и воздаяние.

Вторая группа: нейтрализация, устрашение, ресоциализация. По мнению Мюллера, все цели взаимосвязаны.

В Модельном УК США 1962 года не говорится о целях наказания, но в п. 2, ст. 1.02 определены цели применения положений, которые регулируют вынесение приговора.

  1. Предупреждение совершения преступления;
  2. Содействие направлению и социальному восстановлению личности правонарушителей.

В уголовном законодательстве Германии также нет понятия наказания. Наказание определяется в зависимости от отношения к его целям.

При наличии сторонников абсолютных и относительных теорий наказаний, наиболее популярна среди практиков смешанная теория.

Исходя из сказанного в УК, можно отметить, что возмездие и устрашение являются главными целями наказания. Наказание является правовым последствием виновного совершенного преступного деяния.

В Уголовном кодексе Франции нет определения наказания, в нем не сформулированы его цели. Об отдельных целях наказания говорится в УПК Франции 1957 года, применительно к конкретным уголовно — правовым мерам. Делается акцент на ресоциализацию преступника. С этой целью были введены во французское уголовное право новые иды лишения свободы. Социальная реадаптация — приспособление преступника к условиям жизни в обществе, его возвращение в социальную среду.

Также в УК Франции предусмотрено большое количество наказаний, не связанных с тюремным заключением, вместо тюремного заключения может быть назначено наказание, лишающее каких-либо прав [4].

Можно сделать вывод, что в уголовном праве США, Англии, Германии, Франции нет четкого определения наказания, в законодательстве данных стран определены цели наказания, которые сводятся, в основном, к возмездию, устрашению, а главное, к исправлению.

  1. П.П. по и в и П.П. // Социально-гуманитарное знание: история и современность конференции. университет. 2015. С. 149–153.
  2. Н. Ф. Кузнецовой, И. М. Тяжковой. Курс уголовного права в пяти томах. Том 2. Общая часть: Учение о наказании. 2002
  3. государств. /Под ред. и с предисл. И. Д. Козочкина. -- М.: Омега-Л, и им. А. С. Грибоедова, 2003
  4. / Науч. ред. Л. В. Головко, Н. Е. пер. с фр. и предисл. Н. Е. Крыловой. — Пресс, 2002.

Основные термины (генерируются автоматически): наказание, США, теория наказания, Англия, исправление, нет, причиненное зло, тюремное заключение, устрашение, цель наказания.

Похожие статьи

Теории наказания в доктрине уголовного права и дискуссия о его.

По теории устрашения, единственная цель наказания — довести виновных до такого состояния, чтобы они не осмеливались совершать впредь преступления. Кроме того, целью является внушить страх во все общество. В основном видится, что наказания были нацелены.

Сравнительно-правовой анализ отдельного вида наказания.

В Англии тюремное заключение рассматривается как один из универсальных видов наказания, поскольку оно, якобы, обеспечивает реализацию всех трех целей наказания: возмездия, устрашения и исправления. Отсутствие четких критериев в английском уголовном.

Высшие меры наказания в уголовном законодательстве ряда.

Самое длительное наказание, присуждаемое в Канаде — пожизненное лишение свободы без

В случае если минимальный срок для УДО при пожизненном лишении свободы истек, нет

Кроме того, суды могут применять такой вид наказания, как пожизненное лишение свободы на.

Смертная казнь в США (1950–1980-е годы) | Статья в журнале.

Еще одна цель наказания — лишение возможности совершать преступления. Оно равносильно изоляции преступника от общества, защите

США — одно из немногих промышленно развитых государств, где предусматривается законодательством и применяется наказание в виде.

Средневековая система наказаний в Германии и России

Ключевые слова: система наказаний, телесные наказания, членовредительные наказания, тюремное заключение, смертная казнь.

Неопределенность в установлении наказания. Этот признак был связан с целью наказания — устрашением.

Смертная казнь, как проблема современного общества

- соответствие наказания преступлению, принцип талиона; - наказание как искупление вины, преступник должен страдать, чтобы искупить свой грех; - наказание - устрашение других, напоминающее, что с ними может случиться то же самое, если они нарушат законы

Особенности применения наказания в виде ограничения свободы.

В США предусмотрен такой вид уголовного наказания, связанный с принудительными

Программа пробации в США была задумана в качестве альтернативы тюремному

В Англии в случае нарушения условий пробации могут быть применены уголовно-правовые санкции в виде.

Анализ изменений взглядов философов на уголовное наказание.

К целям наказания того периода можно смело отнести: возмездие, устрашение и

Теория наказания, как возмездия, достигла своей кульминации, когда ее содержание обосновали

Противниками идеи наказания, как возмездия были юристы Гуго Гроций и Томас Гоббс.

Некоторые особенности применения наказания в виде.

Некоторые особенности применения наказания в виде ограничения свободы за рубежом. С 10 января 2010 года (Федеральный закон от 27.12.2009 № 377-ФЗ), с учетом изменений и дополнений в ст. 53 УК РФ и главу 8 УИК РФ (ст. ст. 47–60).

Похожие статьи

Теории наказания в доктрине уголовного права и дискуссия о его.

По теории устрашения, единственная цель наказания — довести виновных до такого состояния, чтобы они не осмеливались совершать впредь преступления. Кроме того, целью является внушить страх во все общество. В основном видится, что наказания были нацелены.

Сравнительно-правовой анализ отдельного вида наказания.

В Англии тюремное заключение рассматривается как один из универсальных видов наказания, поскольку оно, якобы, обеспечивает реализацию всех трех целей наказания: возмездия, устрашения и исправления. Отсутствие четких критериев в английском уголовном.

Высшие меры наказания в уголовном законодательстве ряда.

Самое длительное наказание, присуждаемое в Канаде — пожизненное лишение свободы без

В случае если минимальный срок для УДО при пожизненном лишении свободы истек, нет

Кроме того, суды могут применять такой вид наказания, как пожизненное лишение свободы на.

Смертная казнь в США (1950–1980-е годы) | Статья в журнале.

Еще одна цель наказания — лишение возможности совершать преступления. Оно равносильно изоляции преступника от общества, защите

США — одно из немногих промышленно развитых государств, где предусматривается законодательством и применяется наказание в виде.

Средневековая система наказаний в Германии и России

Ключевые слова: система наказаний, телесные наказания, членовредительные наказания, тюремное заключение, смертная казнь.

Неопределенность в установлении наказания. Этот признак был связан с целью наказания — устрашением.

Смертная казнь, как проблема современного общества

- соответствие наказания преступлению, принцип талиона; - наказание как искупление вины, преступник должен страдать, чтобы искупить свой грех; - наказание - устрашение других, напоминающее, что с ними может случиться то же самое, если они нарушат законы

Особенности применения наказания в виде ограничения свободы.

В США предусмотрен такой вид уголовного наказания, связанный с принудительными

Программа пробации в США была задумана в качестве альтернативы тюремному

В Англии в случае нарушения условий пробации могут быть применены уголовно-правовые санкции в виде.

Анализ изменений взглядов философов на уголовное наказание.

К целям наказания того периода можно смело отнести: возмездие, устрашение и

Теория наказания, как возмездия, достигла своей кульминации, когда ее содержание обосновали

Противниками идеи наказания, как возмездия были юристы Гуго Гроций и Томас Гоббс.

Некоторые особенности применения наказания в виде.

Некоторые особенности применения наказания в виде ограничения свободы за рубежом. С 10 января 2010 года (Федеральный закон от 27.12.2009 № 377-ФЗ), с учетом изменений и дополнений в ст. 53 УК РФ и главу 8 УИК РФ (ст. ст. 47–60).

Преступления в исламской правовой семье. Условия назначения наказаний. Шариат-законодательство, основанное на Коране и сунне, как комплекс верований и религиозно-правовых норм, которым должен следовать мусульманин. Цель, основные виды и система наказания.

Рубрика Государство и право
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 27.04.2014
Размер файла 26,7 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1) Преступления в исламской правовой семье.

2) Виды наказания.

3) Цель наказания.

4) Система наказаний.

5) Условия назначения наказаний.

Список использованной литературы.

Введение

Наказание - один из двух центральных институтов уголовного права, а теоретические проблемы наказания являются едва ли не самыми сложными в уголовно-правовой науке.

История уголовного права показывает, что на различных этапах развития человеческой цивилизации государство с помощью наказания стремится защитить общество от преступного посягательства на социально значимые ценности, охраняемые уголовным законом. При этом предусматривая наказание за какое-либо преступление, законодатель должен исходить из соответствующих общественных, экономических, психологических, социально-культурных, исторических и других факторов.

Обращаясь к вопросу о понятии наказания в мусульманском уголовном праве, следует, как и применительно к учению о преступлении, отметить, что доктрина наказания недостаточно полно разработана в мусульманском праве. Единого общепризнанного определения наказания нет, и это объясняется казуистичностью норм шариата и мусульманского права, где обобщение правовых категорий является редкостью. Общую доктринальную идею, объединяющую все разновидности наказания и правила его назначения, можно выявить, пожалуй, лишь соотносительно с тремя категориями преступлений, известных мусульманскому праву, поскольку в каждой из них идея наказания и практика применения наказания являются, по сути, своей. Тем не менее, я попытаюсь в настоящей работе выявить общие постулаты учения о наказании и изложим систему наказаний, сообразуясь с тремя категориями преступлений.

Исламское право неразрывно связанно с самой религией ислам, в связи с чем говоря о наказании в исламской правовой семье необходимо затронуть историю формирования религии, обратиться к первоисточникам ислама - Корану и Сунне.

Таковы были первые шаги Мухаммада в реформировании наказания по обычному праву аравийских племен. Однако центром всей деятельности пророка должен, бесспорно, считаться Коран, заложивший основы мусульманской доктрины наказания.

1) Преступления в исламской правовой семье

Для разрабатывая религиозную доктрину преступления, мусульманские юристы исходят из двух основополагающих религиозно-философских начал. Прежде всего они считают, что все поступки и даже мысли людей предопределяются волей Божьей. По мнению представителей большинства мусульманских правовых школ, установленные божественным откровением рамки достаточно гибки, чтобы позволить человеку во многих случаях самостоятельно выбирать вариант своего поведения. Поэтому любой серьезный проступок рассматривается как наказуемое нарушение мусульманских запретов.

Преступлением в широком смысле считается нарушение норм шариата. Шариат-законодательство основанное на Коране и сунне, комплекс верований ('а'ид) и религиозно-правовых норм (акм), которым должен следовать мусульманин. Нормы шариата охватывают две области: отношения человека с Богом и его отношения с другими людьми и общиной, регулируя практически все сферы повседневной жизни. В узком смысле шариат включает в себя только ясно зафиксированные нормы Корана и сунны. В более широком толковании он охватывает также нормы, выработанные в школах (мазхабах) исламской религиозно-правовой мысли (фикха)

Преступление(в исламском праве)-нарушение правил (Шариата)т.е. социально-правовых норм установленных Кораном , Сунной,так же единогласного мнения ученных основанных на Коране и Сунне.

2) Видов наказаний

Шариат выделяет три основных видов наказания:

1. Первая - хадд - включает предписанные Бога формы конкретных наказаний, непосредственно отражённые в Коране и Сунне. Эти наказания направлены на сохранение интересов общества. Если они установлены соответствующим путём, их нельзя ни облегчить, так как хадд налагается за преступления не против отдельной личности, а против закона, то хадд обязательно должно быть приведено в исполнение. Они прививают обществу глубокое чувство отвращения к соответствующим видам преступлений. Это:

4) недоказанное обвинение в прелюбодеянии,

6)прелюбодеяние наказание за преступление Хадд, как и в других преступлениях, выносит только шариатский суд, квалифицированных судей.

2. Вторую вид наказания кисас - наказани за убийство и нанесение увечий. Если человек умышленно причиняет физический вред другому человеку или убивает его, раненый или семья покойного имеют право на возмездие. Причём семья жертвы может выбрать один из вариантов:

1) настоять на наказании (физическую, телесное равное повреждение преступнику),

2) принять материальную компенсацию

3)простить преступника, что согласно шариату предпочтительнее и по статистике Саудовской Аравии применялась в 76% судебного судопроизводства :

Пусть они простят и будут снисходительны. Разве вы не желаете, чтобы Аллах простил вас? Аллах - Прощающий, Милосердный” (Коран, аят 24:22)

“Воздаянием за зло является равноценное зло. Но если кто простит и установит мир, то его награда будет за Аллахом. Воистину, Он не любит беззаконников…” (Коран, аят 42:40)

3) Цели наказания

Цель исламского постановления - позаботиться о благополучии людей в этом мире и следующем, путем установления праведного общества. Такое общество поклоняется Господу и процветает; использует силу природы для построения цивилизации, где каждое человеческое существо сможет обитать в атмосфере мира, справедливости и безопасности; цивилизации, где человек спокойно может исполнить духовные, интеллектуальные, материальные нужды и улучшать каждый аспект своего бытия.

Непосредственно сам институт наказания за преступление стоит на страже соблюдения закона. Определение видов преступлений и соответствующих им наказаний в том или ином обществе отражает идеалы, которое оно отстаивает. Как было мною выше сказано , мусульманское право неразрывно связанно с самой религией . Наказание же является инструментом обеспечения безопасности в понятии исламского права - это сохранение 5 основных ценностей исламского общества:

Для полного понимания нужно учесть тот исторический факт , что Мухаммад и его последователи жили в обстановке перманентной конфронтации -- жестокой и порой кровавой -- с враждебным языческим окружением. В подобных условиях отказ от ислама нередко означал присоединение к язычникам, воюющим с мусульманами. И такие вероотступники заслуживают наказания (не только в том мире, но и в этом), но не за отступление от веры , а за переход на сторону врага,иными словами говоря за дезертирство и смену воюющих сторон.

4) продолжение рода

4) Система наказания

В исламе существуют три основные вида преступлений, которые наказываются смертной казнью: преднамеренное убийство, супружеская неверность и хула на ислам, исходящая от вероотступника (бывшего мусульманина). преступление наказание исламский шариат

В государствах мусульманской системы широко распространены наказания, связанные с причинением преступнику физических увечий и страданий. В первую очередь, наказание по принципу талиона (если нет прощения или выкупа) назначается за причинение телесных повреждений. При этом наносимое в качестве наказания ответное телесное повреждение должно в точности соответствовать причиненному жертве. Если такое соответствие установить невозможно, по усмотрению судьи, в материальном исчислении возмещается разница.

5) Условия назначения наказания

В назначении наказания однозначного указания на возраст человека нет, к которому можно применить наказание, поэтому в уголовных законах исламских государств возраст субъекта нередко установлен относительно.

С другой стороны, в ряде мусульманских стран минимальный предел возраста уголовной ответственности установлен на очень низком уровне (например, в Иране уголовная ответственность наступает по достижении 9-ти лет).

Чтобы действие лица было квалифицированно как преступление, действие должно быть совершено по собственной воле. Вынужденный характер деяния исключает виновность лица в его совершении. Например, если будет доказано, что кража еды совершена голодным человеком, который долгое время не мог найти работу, то вина за преступление ляжет на общину, которая в этом случае должна обеспечить работой и деньгами человека, вынужденно совершившего воровство.

Безопасность и стабильность - основные потребности человека, не менее важные, чем пища и одежда. Лишенный безопасности и постоянства, он вряд ли сможет спокойно выполнять ежедневные дела, и уж тем более развиваться, совершать открытия, подниматься на новую ступень цивилизации.

С первых же дней жизни на земле человек осознавал всю важность безопасности. По мере формирования и эволюции человеческого общества, это осознание выражалось в образовании государств и установлении законов. Так, человек стремился обеспечить общую безопасность, избежать конфликтов, угрожающих обществу, и противостоять внешней опасности.

Что дальше написать?

Список использованной литературы

1)Манна Аммар Абдуль Карим. Преступление и наказание по мусульманскому праву: учеб.пособие. -- М.: РУДН, 2007. -- 88

2) Мусульманское право / Под ред. Р. И. Беккина

3) Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1969. ШАРИАТ [арабск.] совокупность юридических и религиозных норм, основанных на Коране (КОРАН); мусульманское право.

5) Абрашитов В.К. Источники мусульманского права и основные аспекты их содержания // Новая правовая мысль. - 2005. - №1.

6) Зубарев А. Правосудие по-саудовски // Красная звезда. 1996. 16 октября.

7) Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления - М., 1999.

Подобные документы

Понятие уголовного наказания и его признаки. Цели, система наказаний и его виды. Современное состояние системы наказаний. Виды уголовного преследования. Цели и проблемы эффективности назначения уголовного наказания. Меры государственного принуждения.

дипломная работа [78,0 K], добавлен 11.02.2011

Виды наказаний в истории российского уголовного законодательства. Понятие и сущность уголовного наказания, его основные цели. Понятие и признаки системы наказаний. Особенности назначения основных и дополнительных видов наказаний по Уголовному Кодексу РФ.

дипломная работа [86,6 K], добавлен 21.10.2014

Восстановление социальной справедливости как важнейшая цель наказания. Предупреждение совершения новых преступлений. Профилактическое значение уголовного наказания. Система и виды наказаний по действующему законодательству. Отдельные виды наказаний.

курсовая работа [29,0 K], добавлен 21.10.2002

Административное наказание - форма государственного и разновидность административного принуждения за совершение правонарушения. Виды административных наказаний, правила их применения. Признаки, которым должна отвечать система административных наказаний

курсовая работа [32,2 K], добавлен 15.08.2011

Понятие административного наказания: цели, признаки, виды, характеристика. Общие правила и принципы назначения наказаний в соответствии с правовыми нормами. Проблемные аспекты обеспечения законности при выборе вида и размера административного наказания.

Читайте также: