Слушание музыки для детей 5 6 лет в детском саду
Обновлено: 03.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
ОБУХОВСКАЯ детская школа искусств
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
(для детей 5-7 лет)
3. Содержание учебного предмета……………………………………………..8
4. Требования к уровню подготовки обучающихся ………………………. 16
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа знакомит с двумя основными направлениями музыкальной культуры – классическим и народным музыкальным искусством.
Программа построена по концентрическому принципу. Темы первого года повторяются и во втором, но более углублённо и расширенно. Это позволяет повторить основные моменты в курсе ещё раз.
Новизна данной программы в синтезе трёх видов искусства – музыки, художественной литературы, изобразительного искусства.
– она создаёт условия для развития личности ребёнка;
– развивает мотивацию личности к познанию и творчеству;
– приобщает ребёнка к общечеловеческим ценностям;
– создаёт условия для социального, культурного и профессионального самоуправления;
– для творческой самореализации личности ребёнка, способствует интеллектуальному и духовному развитию личности.
Цель программы – формирование у детей первоначальных навыков слухового наблюдения, анализа и умения рассказать о музыке, воспитание культуры слушания музыкальных произведений.
- помочь ребёнку осознать мир музыкальных звуков как особую реальность через чувственное восприятия музыки;
- сформировать у учеников первоначальные навыки слухового наблюдения музыки;
- познакомить детей с общими закономерностями музыкальной речи;
Программа рассчитана на два года обучения с нагрузкой 1 час в неделю для учащихся подготовительного отделения – возраст учеников 5 лет и один год обучения для учеников возраст 6 лет (со второго года обучения).
Методы и формы работы:
В образовательном процессе имеет место применение личностно-ориентированного подхода, педагогика сотрудничества, педагогика успеха.
В дошкольной педагогике музыка рассматривается, как ничем не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которыми они встречаются в жизни.
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_progr._starsh.gr_.docx | 100.79 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Протокол № __ от ________г ______________ С.В. Тесакова
по музыкальному развитию
Музыкальный руководитель МАДОУ
Кузнецова Ирина Анатольевна
г. Москва, г.о. Троицк
В дошкольной педагогике музыка рассматривается, как ничем не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которыми они встречаются в жизни.
- Национальной доктриной образования в РФ
- Концепцией модернизации российского образования
- Концепцией дошкольного воспитания
- НРКГОСа и получением социального заказа на качественное дошкольное образование.
Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации и с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка.
В программе сформулированы и конкретизированы задачи по музыкальному воспитанию для детей младшей группы, средней, старшей, подготовительной.
Цель рабочей программы : создание условий для развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыки, ритмопластики, театрализованной деятельности, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:
- приобщение к музыкальному искусству;
- формирование основ музыкальной культуры, ознакомление с элементарными музыкальными понятиями, жанрами;
- воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений.
- развитие музыкальных способностей: поэтического и музыкального
- слуха, чувства ритма, музыкальной памяти;
- формирование песенного, музыкального вкуса.
- воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности, совершенствование умений в этом виде деятельности.
- развитие детского музыкально-художественного творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности детей;
- удовлетворение потребности в самовыражении.
Результатом реализации учебной рабочей программы по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников следует считать:
- сформированность эмоциональной отзывчивости на музыку;
-умение передавать выразительные музыкальные образы;
-воспринимать и передавать в пении, движении основные средства выразительности музыкальных произведений;
-сформированность двигательных навыков и качеств (координация, ловкость и точность движений, пластичность);
-умение передавать игровые образы, используя песенные, танцевальные импровизации;
- проявление активности, самостоятельности и творчества в разных видах музыкальной деятельности.
Реализация задача по музыкальному воспитанию предполагается через основные формы музыкальной организованной образовательной деятельности с учетом учебного плана:
Форма музыкальной деятельности
Организованная образовательная деятельность эстетической направленности
Праздники и развлечения:
Непосредственно образовательная деятельность (НОД) состоит из трех частей:
Цель - настроить ребенка на занятие и развивать навыки основных и танцевальных движений, которые будут использованы в плясках, танцах, хороводах.
Цель - приучать ребенка вслушиваться в звучание мелодии и аккомпанемента, создающих художественно-музыкальный образ, эмоционально на них реагировать.
Подпевание и пение.
Цель - развивать вокальные задатки ребенка, учить чисто интонировать мелодию, петь без напряжения в голосе, а также начинать и заканчивать пение вместе с воспитателем.
В основную часть НОД включаются и музыкально-дидактические игры, направленные на знакомство с детскими музыкальными инструментами, развитие памяти и воображения, музыкально-сенсорных способностей.
Игра или пляска.
Основные задачи реализации музыкально-художественной деятельности:
Продолжать приобщать детей к музыкальной культуре, воспитывать художественный вкус.
Продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера.
Совершенствовать звуковысотный, ритмический, тембровый и динамический слух. Способствовать дальнейшему формированию певческого голоса, развитию навыков движения под музыку.
Обучать игре на детских музыкальных инструментах.
Знакомить с элементарными музыкальными понятиями.
-ознакомление с музыкальными произведениями, их запоминание, накопление музыкальных впечатлений;
-развитие музыкальных способностей и навыков культурного слушания музыки;
-развитие способности различать характер песен, инструментальных пьес, средств их выразительности; формирование музыкального вкуса.
развитие способности эмоционально воспринимать музыку.
-формирование у детей певческих умений и навыков
-обучение детей исполнению песен на занятиях и в быту, с помощью воспитателя и самостоятельно, с сопровождением и без сопровождения инструмента
-развитие музыкального слуха, т.е. различение интонационно точного и неточного пения, звуков по высоте, длительности, слушание себя при пении и исправление своих ошибок
-развитие певческого голоса, укрепление и расширение его диапазона.
-развитие музыкального восприятия, музыкально-ритмического чувства и в связи с этим ритмичности движений
-обучение детей согласованию движений с характером музыкального произведения, наиболее яркими средствами музыкальной выразительности, развитие пространственных и временных ориентировок
-обучение детей музыкально-ритмическим умениям и навыкам через игры, пляски и упражнения
-развитие художественно-творческих способностей
- совершенствование эстетического восприятия и чувства ребенка,
- становление и развитие волевых качеств: выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость.
- развитие сосредоточенности, памяти, фантазии, творческих способностей, музыкального вкуса.
- знакомство с детскими музыкальными инструментами и обучение детей игре на них.
- развитие координации музыкального мышления и двигательных функций организма.
- развивать способность творческого воображения при восприятии музыки
- способствовать активизации фантазии ребенка, стремлению к достижению самостоятельно поставленной задачи, к поискам форм для воплощения своего замысла
-развивать способность к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству, к импровизации на инструментах.
Связь с другими образовательными областями.
развитие физических качеств для музыкально-ритмической деятельности, использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и двигательной активности; сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование представлений о здоровом образе жизни, релаксация.
развитие свободного общения с взрослыми и детьми в области музыки; развитие всех компонентов устной речи в театрализованной деятельности; формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве; развитие игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу; формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах музыкальной деятельности
расширение кругозора детей в области о музыки; сенсорное развитие, формирование целостной картины мира в сфере музыкального искусства, творчества; Развивать умения определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении
(вперед — назад, направо — налево, вверх — вниз);
развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений
искусства (словесного, музыкального, изобразительного); закрепления результатов восприятия музыки; формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности; развитие детского творчества.
использование музыкальных произведений с целью усиления эмоционального восприятия художественных произведений; практическое овладение воспитанниками нормами речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; способствование развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания; формирование умения пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса;
Возрастные и индивидуальные особенности
детей старшего возраста (5-6 лет)
У детей шестого года жизни восприятие музыки носит более целенаправленный характер. Они способны не только более заинтересованно слушать музыку, но и самостоятельно оценивать ее. У них постепенно воспитываются навыки культуры слушания музыки, формируются первоначальные знания о музыке как искусстве и ее особенностях.
Дети знают и могут назвать имена композиторов, с произведениями которых знакомы, различают музыку вокальную и инструментальную, различают простейшие музыкальные жанры (песня, танец, марш), выделяют отдельные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритмический рисунок, динамика, тем, регистры), различают простую двух- и трехчастную форму музыкального произведения. Они способны сравнивать и анализировать контрастные или сходные по характеру звучания музыкальные пьесы.
Интенсивно развиваются музыкальные способности - ладовое чувство, чувство ритма, музыкально - слуховые представления. Особенно отчетливо это прослеживается в разных видах музыкальной деятельности. В певческой деятельности ребенок чувствует себя более уверенно за счет укрепления и развития голосовых связок и всего голосового и дыхательного аппарата, развития слуховой координации, расширения певческого диапазона (ре первой октавы - до, до-диез второй октавы), формирования более четкой дикции. У большинства детей голос приобретает относительно высокое звучание, определенный тембр. Дети могут петь более сложный в вокальном отношении репертуар, исполняя его совместно с взрослым, сверстниками и индивидуально.
В музыкально – ритмической деятельности дети также чувствуют себя более уверенно: хорошо ориентируются в пространстве, овладевают разнообразными видами ритмических движений, гимнастическими, танцевальными, образно - игровыми. Двигаются свободно, достаточно ритмично, адекватно характеру и настроению музыки. В танцах, музыкальных играх - дети способны выразительно передавать музыкальный образ.
В старшем дошкольном возрасте могут наблюдаться достаточно яркие творческие проявления в сочинении песенных импровизаций, в создании игровых образов и танцевальных композиций.
По-прежнему сохраняется интерес к игре на детских музыкальных инструментах. Дети продолжают осваивать навыки игры на инструментах в основном ударной группы. Они играют индивидуально, в небольших ансамблях и в детском оркестре.
Содержание работы по музыкальному воспитанию детей
Музыкальное развитие детей осуществляется в непосредственно образовательной деятельности и в повседневной жизни.
На занятиях, которые проводятся два раза в неделю по 25 минут, используются коллективные и индивидуальные методы обучения, осуществляется индивидуально-дифференцированный подход с учетом возможностей и особенностей каждого ребенка.
Развитие у детей интереса и любви к музыке, музыкальной отзывчивости на нее. Формирование музыкальной культуры на основе знакомства с классической, народной и современной музыкой; со структурой 2- и 3- частного музыкального произведения. Продолжение знакомства с композиторами. Воспитание культуры поведения при посещении концертных залов. Продолжение знакомства с жанрами музыкальных произведений. Развитие музыкальной памяти через узнавание мелодий по отдельным фрагментам произведения (вступление, заключение, музыкальная фраза). Совершенствование навыка различия звуков по высоте в пределах квинты, звучание музыкальных инструментов.
Развивать навык импровизации мелодии на заданный текст, умение сочинять мелодии различного характера: ласковую колыбельную, задорный или бодрый марш, плавный вальс, веселую плясовую.
Развивать чувство ритма, умение передавать через движения характер - музыки, ее эмоционально-образное содержание; умение свободно ориентироваться в пространстве, выполнять перестроения, самостоятельно переходить от умеренного к быстрому или медленному темпу, менять движения в соответствии с музыкальными фразами. Способствовать формированию навыков исполнения танцевальных движений (поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке; приставной шаг с приседанием, с продвижением вперед, кружение; приседание с выставлением ноги вперед).
Познакомить детей с русскими хороводом, пляской, а также с танцами других народов.
Продолжать развивать навыки инсценирования песен; умение изображать сказочных животных и птиц (лошадка, коза, лиса, медведь, заяц, журавль, ворон и т.д.) в разных игровых ситуациях.
Развитие танцевально-игрового творчества
Развивать танцевальное творчество; формировать умение придумывать движения к пляскам, танцам, составлять композицию танца, проявляя самостоятельность в творчестве. Совершенствовать умение самостоятельно придумывать движения, отражающие содержание песни. Побуждать к инсценированию содержания песен, хороводов.
Игра на детских музыкальных инструментах
Развивать умение исполнять простейшие мелодии на детских музыкальных
инструментах, знакомые песенки: индивидуально и небольшими группами, соблюдая при этом общую динамику и темп. Развивать творчество, побуждать детей к активным самостоятельным действиям.
Планируемые промежуточные результаты освоения Программы:
- Различать жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня); звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка).
- Различать высокие и низкие звуки (в пределах квинты).
- Петь без напряжения, плавно, легким звуком; отчетливо произносить слова, своевременно начинать и заканчивать песню; петь в сопровождении музыкального инструмента.
- Ритмично двигаться в соответствии с характером и динамикой музыки.
- Выполнять танцевальные движения: поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей ступне на месте, с продвижением вперед и в кружении.
- Самостоятельно инсценировать содержание песен, хороводов; действовать, не подражая друг другу.
- Играть мелодии на металлофоне по одному и небольшими группами.
ФОРМЫ РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ЗАДАЧ ПО ВИДАМ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
При СЛУШАНИИ МУЗЫКИ необходимо учитывать возрастные особенности детей:
В дошкольном возрасте при слушании музыки необходимо учитывать возрастные особенности детей:
- На первом – втором году жизни малыши различают общее настроение, характер музыки, воспринимают эмоциональное её содержание.
- В младших группах детского сада дети лучше воспринимают небольшие, яркие по своим образам произведения, особенно песни. Для этого возраста характерны внешние проявления эмоций – жесты, удивления, восхищения, выражающиеся в подпрыгивании, прихлопывании.
- У Четырёх – пятилетних дошкольников появляется заинтересованность в содержании произведения, рождаются вопросы, связанные с желанием узнать, о чём рассказывает музыка. Есть желание рассказать о впечатлениях после прослушанной пьесы или песни, наблюдается проявление музыкальной памяти.
- Дети 5-7 лет имеют достаточно развитое внимание, умение сосредоточиваться, улавливать музыку более детально. Они имеют потребность многократного общения с любимыми произведениями. Дети старшего дошкольного возраста отмечают отдельные наиболее выразительные музыкальные средства и находят самостоятельные определения. расширяется их словарный запас.
Программа по слушанию музыки строится на основе чётко продуманной системы. Она состоит из произведений, в которых последовательно усложняются музыкальные образы, разнообразнее становятся чувства, настроения, усложняются и выразительные средства.
Главная Занятия по Музыке
Сборник видео-пособий по слушанию музыки для музыкальных руководителей детского сада
Составила:
Басова Ольга Александровна музыкальный руководитель ГБОУ Школа №171 ДО 7 Москва
Видео-пособие по слушанию для 2-й младшей гр.:
Сентябрь Слайд №4 1 «Прогулка" Волков
Слайд №5 2 «Барыня" р.н. плясовая
Слайд №6 3 «Колыбельная" Назарова
Слайд №7 4 «Уж ты, котенька — коток «р. н. колыбельная
Слайд №8 5 «А баиньки-баиньки" р.н. колыбельная
Октябрь Слайд №10 6 «Осенний ветерок" Вальс А.Гречанинов
Слайд №11 7 «Марш" Парлов
Ноябрь Слайд №13 8 «Дождик" Любарский
Декабрь Слайд №15 9 «Медведь" Ребиков
Слайд №16 10 «Вальс лисы" Колодуб
Слайд №17 11 «Полька" Штальбаум
Январь Слайд №19 13 «Полянка" р.н. плясовая вар. 2
Слайд №20 14 «Колыбельная" Разоренов
Слайд №21 15 "Лошадка" Симанский
Февраль Слайд №23 17 " Из-под дуба" р.н. плясовая
Слайд №24 18 «Ой, лопнул обруч" укр. нар. мел
Слайд №25 19 «Ах, вы сени" р.н. мел. плясовая
Слайд №26 20 «Шалун" О.Бер вар. 1
Слайд №27 21 «Шалун" О.Бер вар. 2
Слайд №28 22 "Полька" Бетман
Март Слайд №30 23 «Капризуля" В.Волков
Слайд №31 24 "Марш" Е.Тиличеевой
Видео-пособие по слушанию для средней гр.:
Сентябрь Слайд №4 1 "Марш" И.Дунаевский прил. №4
Слайд №5 2 "Колыбельная"С. Левидова пр. №10
Слайд №6 3 "Полянка" р.н. плясовая №8 младшая группа
Октябрь Слайд №8 4 "Полька" М.Глинка прил. №18
Слайд №9 5 "Грустное настроение" прил. №22 А.Штейнвиль
Ноябрь Слайд №11 6 "Вальс" Шуберта прил. №30
Слайд №12 7 "Кот и мышь" Ф.Рыбицкого упр. 31
Декабрь Слайд №14 8 "Бегемотик танцует" прил. №38 Нат. Петрова
Слайд №15 9 "Вальс-шутка" Д.Шостакович№42
Январь Слайд №17 10 "Немецкий танец"Л. Бетховен№50
Слайд №18 11 "Два петуха" С.Разоренов пр. №52
Февраль Слайд №20 12 "Смелый наездник" Р.Шуман №55
Слайд №21 13 "Маша спит" Г.Фрид прил. №58
Март Слайд №23 14 "Вальс" А.Грибоедова прил. №60
Слайд №24 15 "Ежик" Д.Кабалевский прил. №62
Апрель Слайд №26 16 " Полечка" Д.Кабалевский пр. №12
Слайд №27 17 "Марш солдатиков" Е.Юцевич№72
Май Слайд №29 18 "Колыбельная" В.А. Моцарт №80
Слайд №30 19 "Колыбельная" В.А. Моцарт №80 без слов
Слайд №31 20 "Шуточка" В.Селиванова пр. №81
Слайд №32 21 "Полька" И.Штрауса прил. №56
Июнь Слайд №34 22 "Папа и мама разговаривают" И.Арсеева прил. 86
Слайд №35 23 "Марширующие поросята" №83 П.Берлин
Видео-пособие по слушанию для старшей гр.:
Сентябрь Слайд №4 1 "Марш деревянных солдатиков «П. И. Чайковский пр. 3
Слайд №5 2 «Голодная кошка и сытый кот «В. Салманов пр. №11
Октябрь Слайд №7 4 "Полька" П.И. Чайковский прил. №17
Слайд №8 5 «На слонах в Индию «А. Гедике прил. №24
Ноябрь Слайд №10 6 «Сладкая греза" П.И. Чайковский прил. №32
Слайд №11 7 «Мышки" А.Жилинского прил. №40
Декабрь Слайд №13 8 «Болезнь куклы" П.Ч. Чайковский прил. №46
Слайд №14 9 «Клоуны" Д.Кабалевский прил. №51
Январь Слайд №16 10 «Новая кукла" П.И. Чайковский прил. №56
Слайд №17 11 «Страшилище" В.Витлин прил. №62
Февраль Слайд №19 12 «Утренняя молитва" П.И. Чайковский прил. №65
Слайд №20 13 «Детская полька" А.Жилинскогго прил. №70
Март Слайд №22 14 «Баба Яга" П.И. Чайковский прил. №76
Слайд №23 15 «Вальс" С.Майкапар прил. №82
Апрель Слайд №25 16 " Игра в лошадки" П.И. Чайковский прил. №89
Слайд №26 17 «Две гусеницы разговаривают" Д.Жученко прил. №94
Май Слайд №28 18 «Вальс" П.И. Чайковский прил. №98
Слайд №29 19 «Утки идут на речку" Д.Львов-Компанеец прил. №102
Июнь Слайд №31 22 «Лисичка поранила лапу" В.Гаврилин прил. №109
Слайд №32 23 «Неаполитанская песенка" П.И. Чайковский №110
Видео-пособие по слушанию для подготовительной гр.:
Читайте также: