Случай на станции кочетовка краткое содержание

Обновлено: 08.07.2024

Мне хотелось бы как раз на примере моей любимой вещи Солженицына и обнаружить вот это самое новое зрение, ‘тайнозрение социального’.

Мне хотелось бы как раз на примере моей любимой вещи Солженицына и обнаружить вот это самое новое зрение, ‘тайнозрение социального’.

Я хочу начать с извинения: быть может, это первый раз, когда мне приходится всерьез говорить о прозе. Насколько привычно для меня думать и рассуждать о поэзии, настолько непривычна проза. Об общих различиях двух этих родов словесности здесь не место говорить, но стоит вспомнить хотя бы замечание Романа Якобсона, сравнившего прозу поэтов с походкой горца, который идет по равнине. Проза поэта такова — он привык исполнять другие условия, чем прозаик, учитывать другие ограничения и другие возможности — и то, что в соприродной ему среде, на узкой и опасной тропе представляет собой ловкость и изящество, на равнине выглядит нелепо или манерно. Так вот, единственный род прозы, о котором мне приходилось говорить, это именно проза поэтов.

Ольга Седакова

И вот здесь-то как раз, в этой близости к классическому канону, особенно ясно видно то своеобразие Солженицына, которое, как я думаю, имел в виду Лосев. Мир, который мы здесь видим, мир, сошедший с рельс, говоря метафорически, а говоря прямо, продолжающий катить свои поезда по рельсам на Восток, сцеплять и расцеплять вагоны, переформировывать составы, – это мир социальный.

Что же такое социальное, о котором идет речь? Это предрешенность по возможности всего. Это данная человеку возможность избежать прямой встречи с жизнью и с самим собой. Социальный человек инструктирован в идеале для любой ситуации. Он знает, он в принципе должен знать все необходимое о каждой вещи – и что это такое, и как с этим поступать. Вполне социальный человек не перед чем не должен впасть в недоумение. Он должен узнавать: а, это вот то-то; меня учили так-то; здесь я должен вести себя так-то. Искать выход из непредвиденной ситуации, из недоумения — в самом ли себе или где-то еще, в неведомом социальный человек не может. Не может, поскольку ничто кроме накрепко усвоенной инструкции не представляет для него авторитетной инстанции. Говоря совсем просто, социальный человек живет в завершенном мире, в мире, где происходить ничего не должно. Переводя все это на язык психологии, можно сказать, что окончательно социальный человек – невротик. Его отношения с миром и с собой — это хорошо защищенный невроз. Он-то и рекомендуется социальностью в качестве нормы.

Архитипический сюжет посещения включает в себя некоторые устойчивые моменты. Прежде всего, вестник, посещающий мир, приходит инкогнито. Его трудно узнать. Только некоторым встречным на его пути что-то подсказывает о его необычайной значительности, что-то бессознательно привлекает к нему. Уже узнавание, влечение – знак некоторой избранности, чистоты сердца.

Тверитинов абсолютно беспомощен, и это тоже характерная черта посещений XX века. Если, допустим, в ветхозаветном рассказе мы видим вестника всесильного, грозного, такого, который уничтожит плохо принявшего его человека — здесь же он сам находится в крайне угрожаемой позиции, и это отвечает небывалой реальности ХХ века. Известно немало рассказов людей, которые переживали в эти годы нечто вроде такого посещения божественного: и всегда они видели этих вестников в образе совершенно беззащитного и отдающегося в их власть человека, такого, как этот Тверитинов, который целиком находится во власти лейтенанта Зотова.

Постскриптум

Зотов очень жалел, что он не попал на фронт, а вынужден работать на станции, руководить отправкой составов с грузом или людьми. Поэтому он старался делать свою работу четко и ответственно и того же требовал от подчиненных. Как человек, не лишенный добродушия и сострадания, он старался помочь тем, кто в этом очень нуждался. Так выглядит история с сопровождающими состава, которые ничего не ели в течение одиннадцати дней. Зотов искренне готов был сделать все, что от него зависело.

Долгое время Зотов не мог понять, как так получилось. Ведь ему было очень приятно и легко общаться с Тверитиновым, у них было столько общего. Но, видимо, этого было недостаточно. Они не могли одинаково относиться к Сталину. Тверитинов многое повидал в этом мире, на его глазах происходили самые трагические события в стране. А Зотов ни на минуту не подвергал сомнению режим Сталина и служил ему, насколько можно эффективно.

Зотова не оставляла в покое эта история и ему была не безразлична судьба Тверитинова. Он неоднократно, как бы, между прочим, звонил в оперативный отдел, для того, чтобы узнать судьбу узника. Зотов постоянно мучился вопросом о том, правильно ли он сделал, отдав судьбу человека в руки правосудия.

Читать краткое содержание Случай на станции Кочетовка. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Солженицын. Краткие содержания произведений

Картинка или рисунок Случай на станции Кочетовка

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

Егор Иванович Молотов родился в мещанской семье. Его отец был сапожник, мастер своего дела. Матери не было, отец растил сына один. Жили небогато, но дружно. Только ссорились изредка, когда спор заходил

Как то раз автор, сидел в компании и услышал одну историю, это было лет 15. И эти пятнадцать лет эта история живет в его сердце, он и сам не понимает почему так произошло. Героиню звали Людочка, родители были обычные люди

Из двух братьев-крестьян один был богатым, другой – бедным. Богач часто одалживал бедняку. Однажды бедный брат попросил у богатого лошадь в долг – не на чем было возить дрова.

Главные герои приходят на ферму в поисках работы. Джордж - маленький, умный и циничный, а Лени - ребенок в теле взрослого, сильного мужчины, который грезит о разведении кроликов.

Жанровая направленность произведения определяет его в качестве небольшой художественной новеллы, ключевая тематика которой заключается в осознании последствий для окружающих людей при совершении человеком любого поступка.

Сюжетное повествование в произведении разворачивается в первый год войны вблизи небольшого провинциального городка.

Центральным персонажем произведения является Зотов Василий, представленный в образе молодого лейтенанта, который добровольцем отправляется на фронт, но оказывается вынужденным служить на небольшой железнодорожной станции в должности помощника военного коменданта.

Зотов представляется в рассказе в качестве честного и добропорядочного молодого человека, настоящего патриота, сильно переживающего за происходящие военные события и собственную страну, жаждущего отправки на фронт, но вынужденного заниматься рутинной работой в тылу. При этом даже на тыловой работе Зотов стремится к качественному и своевременному исполнению своих обязанностей, заключающихся, например, в проведении полной переписи сохранившихся после бомбового удара на железнодорожный состав грузов.

На протяжении рабочего дня Зотову приходится общаться с огромным количеством людей, посредством которых автор более конкретно раскрывает характер главного героя рассказа, который представляет собой благородного идеалиста, готового на альтруистическое самопожертвование на благо хороших людей. При этом в отношении подлых людей Зотов испытывает искреннюю ненависть, мечтая об их искоренении. К примеру, лейтенант отказывает проживать в большой просторной квартире, хозяйка которой аморальная заведующая столовой отличается своим развратным поведением. Зотов предпочитает жить в холодном тесном доме, принадлежащим дряхлой бабушке. Поступки Зотова всегда соотносятся с его нравственными и твердыми понятиями, однако порой в жизни невозможен очевидный выбор. К примеру, на станции не так давно происходит неприятная ситуация, когда молодой солдат, стоявший в охранении вагонов с мукой, убивает окруженца, оголодавшего и готового есть муку, разбавляя ее обычной водой. Вроде бы, красноармеец поступает в соответствии с приказом, защищая государственную собственность, но при этом убивает человека, только что вернувшегося из окружения и участвующего в ожесточенных битвах за освобождение родины.

Однажды Зотов знакомится с одним интеллигентным театральным актером Тверитиновым, отставшим от эшелона. Между мужчинами завязываются приятельские отношения, развивающиеся в процессе долгих бесед. Однако в какой-то момент Зотову начинает казаться, что Тверитинов является шпионским агентом, поскольку у него отсутствуют документы. В итоге после долгих раздумий Зотов сообщает об актере в соответствующие органы, после чего Тверитинов исчезает со станции, а впоследствии Зотов узнает о том, что актер оказывается осужденным и сосланным в Сибирь.

Также читают:

Рассказ Случай на станции Кочетовка (читательский дневник)

Популярные сегодня пересказы

Либретто оперы создано Барбье и Карре на основе Фауста Гете. В прологе оперы Фауст сидит в своем кабинете.

22 января 1788 года в Лондоне в роду аристократа появился на свет Джордж Гордон Байрон—английский прославленный поэт. В детстве Джорджу приносила немало мучений

Произведение написано от лица автора и основано на фактах его биографии. Город Смоленск, стоящий на берегу Днепра стал Родиной автора.

Жарким летним днём на берегу Москвы реки, под раскидистой липой лежали да молодых человека. Только что окончивший университет – Андрей Берсенёв и молодой скульптор, Павел Шубин. Юноши лежали в тени липы и рассуждали о смысле жизни и любви.

Жанровая направленность произведения определяет его в качестве небольшой художественной новеллы, ключевая тематика которой заключается в осознании последствий для окружающих людей при совершении человеком любого поступка.

Сюжетное повествование в произведении разворачивается в первый год войны вблизи небольшого провинциального городка.

Центральным персонажем произведения является Зотов Василий, представленный в образе молодого лейтенанта, который добровольцем отправляется на фронт, но оказывается вынужденным служить на небольшой железнодорожной станции в должности помощника военного коменданта.

Зотов представляется в рассказе в качестве честного и добропорядочного молодого человека, настоящего патриота, сильно переживающего за происходящие военные события и собственную страну, жаждущего отправки на фронт, но вынужденного заниматься рутинной работой в тылу. При этом даже на тыловой работе Зотов стремится к качественному и своевременному исполнению своих обязанностей, заключающихся, например, в проведении полной переписи сохранившихся после бомбового удара на железнодорожный состав грузов.

На протяжении рабочего дня Зотову приходится общаться с огромным количеством людей, посредством которых автор более конкретно раскрывает характер главного героя рассказа, который представляет собой благородного идеалиста, готового на альтруистическое самопожертвование на благо хороших людей. При этом в отношении подлых людей Зотов испытывает искреннюю ненависть, мечтая об их искоренении. К примеру, лейтенант отказывает проживать в большой просторной квартире, хозяйка которой аморальная заведующая столовой отличается своим развратным поведением. Зотов предпочитает жить в холодном тесном доме, принадлежащим дряхлой бабушке. Поступки Зотова всегда соотносятся с его нравственными и твердыми понятиями, однако порой в жизни невозможен очевидный выбор. К примеру, на станции не так давно происходит неприятная ситуация, когда молодой солдат, стоявший в охранении вагонов с мукой, убивает окруженца, оголодавшего и готового есть муку, разбавляя ее обычной водой. Вроде бы, красноармеец поступает в соответствии с приказом, защищая государственную собственность, но при этом убивает человека, только что вернувшегося из окружения и участвующего в ожесточенных битвах за освобождение родины.

Однажды Зотов знакомится с одним интеллигентным театральным актером Тверитиновым, отставшим от эшелона. Между мужчинами завязываются приятельские отношения, развивающиеся в процессе долгих бесед. Однако в какой-то момент Зотову начинает казаться, что Тверитинов является шпионским агентом, поскольку у него отсутствуют документы. В итоге после долгих раздумий Зотов сообщает об актере в соответствующие органы, после чего Тверитинов исчезает со станции, а впоследствии Зотов узнает о том, что актер оказывается осужденным и сосланным в Сибирь.

Читайте также: