Случай доры фрейд краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Семейный круг пациентки представлял собой: скрытую в тени домашнего хозяйства мать, доминирующего и властного отца, вокруг которого крутилась вся семья, старший на 1,5 года брат, тетя по линии отца, образ которой являлся примером для Доры. Интересно наблюдать было за трансформацией отношений брата и сестры: поначалу брат был идеалом для Доры, потом отношения их охладели, и возникла привязанность к отцу.

Также в анамнезе пациентки была попытка суицида или псевдосуицида? Судя по описанию и намекам, попытка девушки была демонстративной и связанна с взаимоотношениями отца и госпожи К. Интересно также, что и у отца Доры была история про псевдосуицид, от которого его спасла госпожа К. Вообще, примечательно, что тема самоубийства и недомолвок прослеживается далеко не в одной теме данного клинического случая.

В тексте случая Фрейд отмечает усложнение взаимоотношений Доры с отцом, матерью, господином и госпожой К. При этом данные сложности появляются вспышками то с одним, то с другим членом своей семьи или семьи господ К.

Нельзя не сказать о влиянии на заболевания пациентки сексуальных событий ее жизни. Так, сцена у озера (сексуальные переживания) с господином К: психическая травма, нежелание быть такой же, как гувернантка, у которой с К была связь; более ранние сексуальные переживания с господином К – сцена поцелуя, — все эти события оставили неизгладимый след в психике Доры, анализируя которые Фрейд раз за разом доходил до различного анализа сопротивлений и внутренних конфликтов пациентки.

Часть вторая: основные моменты анализа и ключевые вопросы

Интересно, что при анализе данного случая Фрейд считает, что невроз обладает тончайшей структурой. Что он имеет при этом ввиду: тончайшая структура в психическом или же для возможности его анализа и разрешения необходимо обладать и применять тончайшую психоаналитическую технику?

Также достаточно неожиданно, что автор не настаивает на истерии как на 100%- наследственном заболевании, но приводит ряд аргументов в пользу этого. Так что же это? Вопрос до сих пор является открытым…

Поразил тот факт, каким образом Фрейд анализировал инцестуозные чувства Доры к отцу путем взаимоотношений и чувств к господину К. Переплетения бессознательных мотивов были как цветной клубок распутаны автором сюжет за сюжетом. При этом кроме инцестуозных, были раскрыты также и ярость к отцу за то, что он отдал ее в пару к господину К за возможность сближения с госпожой К. С другой стороны, разыгрывание условных пар: отец Доры и госпожа К; Дора и господин К облегчает ситуацию, т.к. формально Доре и ее отцу нельзя было бы быть парой, возможно, для этого и произошел условный обмен.

Фрейду также удалось показать разыгрывание эдипального конфликта: Дора ухаживала за детьми семьи К как за своими собственными, ставя тем самым себя на место взрослой женщины и спутницы одного из упомянутых мужчин.

Поражает, каким образом автор проанализировал различное отношение к отъезду господина К Доры и самой госпожи К, а также влияние его отъезда и приезда на их самочувствие. Их противоположное реагирование приводит к мысли о том, что, действительно, молодая девушки и взрослая женщина по-разному относились к господину К, для одной он был помехой, для другой – большим волнением.

Нельзя также не отметить виртуозность анализа Фрейдом снов Доры.

В анализе первого сна поражает то, каким образом автор доходит до анализа конкурентности с мамой (достаточно редкий персонаж данного случая) в эпизоде со шкатулкой. Фрейд приводит девушку к мысли о страхе перед господином К и перед самой собой. Однако, не всегда нравится тот факт, что Фрейд хоть и много импровизирует, но лишает пациентку самой пофантазировать. В помощь его толкования шел анализ двусмысленных фраз и приход к тому факту, что в детстве девочка страдала энурезом, о себе она такого факта не помнила, но помнила это про брата (вытеснила). Сон был символом той силы, которой обладает искушение.

В анализе второго сновидения поразил тонкий ход автора в вопросе мести отцу, который умирает от тоски по Доре, ушедшей из дома. Это бы удовлетворило желание дочери быть единственной женщиной в его жизни, ради которой он умер (ради матери и госпожи К. это не происходит в ее фантазиях). Здесь Фрейд приходит к такому фактору как мстительность, являющийся ключевым фактором при анализе сновидения. Также в анализе данного сна интересным образом переплетены сцены на озере с господином К (из реальной жизни) и лес в сновидении на берегу озера. Этот же лес просматривается и на виденных ею картинах в музее. Здесь автором дается пример, каким образом мы можем наблюдать механизм смещения в сновидении, понимая данный механизм, можно более глубоко анализировать сновидения, не вестись на их явно манифестируемый фасад.

В целом причины истерических симптомов Фрейд видел в интимной психосексуальной жизни больного, в тайных, вытесненных желаний пациентов. Описание данного случая подтверждает эту концепцию, однако, в настоящее время симптомы несколько трансформировались, сексуальные запреты частично спали по сравнению с прошлыми веками. Перед современниками стоит задача в анализе истерических симптомов с учетом новых трансформаций болезни.

Фрейд работал с Дорой в 1900 году, на протяжении трех месяцев, анализ был завершен 31 декабря 1900 г. По мнению самого Фрейда, этот анализ до поставленной цели доведен не был, т.к. лечение было прервано по желанию пациентки.

Описание клинического случая

Сначала к Фрейду обратился отец девушки по поводу разрешения некоторых деликатных семейных вопросов, а также ее состояния здоровья - Дору беспокоили приступы кашля и отдышки, дурного настроения. На тот момент Доре было 18 лет.

В ту пору Дора жила с родителями, еще у нее был брат старше ее на полтора года. Дора была привязана к отцу, с матерью отношения были прохладными, дистантными. Отец был успешным и состоятельным фабрикантом. Но он был подвержен различным заболеваниям примерно с того момента, когда девочке исполнилось шесть лет. Из-за его заболевания табесом семья вынуждена была переезжать в провинции с более теплым климатом. Так они оказались в городе Б.

Заболевание отца прогрессировало, и через четыре года, когда Доре было десять лет, у отца возникли новые проблемы - начала отслаиваться сетчатка глаз, обнаружились проявления паралича и легких психических нарушений. С этими беспокойствами отец Доры и обратился к Фрейду (в то время Доре было уже двенадцать лет). В процессе его лечения была обнаружена причина этих состояний, а именно инфекция, в связи с которой было предпринято противосифилитическое лечение, тем самым нарушения были устранены.

Мать девушки после заболеваний мужа (девочке было шесть лет) почувствовала охлаждение к нему, погрузилась целиком в домашние заботы, посвящая себя исключительно домашнему хозяйству. Ее страсть к наведению чистоты в доме отличалась крайней степенью навязчивости. К мужу и детям при этом она не проявляла живого и активного интереса. В момент обращения к Фрейду Дора относилась к матери весьма критично, их отношения были недружелюбными.
Впервые невротический симптом у Доры обнаружился в возрасте восьми лет – кашель в виде нарастающих припадков и следовавшего за ним удушья. Домашний врач диагностировал у нее хроническое затруднение дыхания, которое связали с перенапряжением. Тогда родители обеспечили ей покой, и болезненное состояние постепенно исчезло.

Но в возрасте двенадцати лет приступы возобновились. У нее началась мигрень, приступы нервного кашля (в то время, когда отец начал лечиться у Фрейда). Оба симптома появились сначала вместе, но приступы мигрени со временем прекратились, примерно к 16 годам. Приступы же нервного кашля продолжали беспокоить Дору. Эти приступы наблюдались постоянно, периодами от трех до пяти недель, а один раз приступ длился аж несколько месяцев. К тому же появился новый симптом, еще более загадочный – потеря голоса.

Плюс к этому девушка ощущала нервное возбуждение, утомление, неспособность концентрироваться. Никакое терапевтическое лечение Доре не помогало. К врачам она стала относиться критично, сопротивлялась походам к новым специалистам. Отец настаивал на лечении дочери у Фрейда, но та долгое время сопротивлялась.

Помимо кашля Дора причиняла беспокойство родителям приступами дурного настроения. Она проявляла недовольство собой, недовольство близкими людьми. Однажды даже родители обнаружили на ее письменном столе прощальное письмо, в котором она сообщала, что уходит из жизни, т.к. ее ничто не радует, и она не может больше выносить такую жизнь.

Отец, конечно, подозревал об отсутствии у Доры серьезного намерения уйти из жизни, но тем не менее был в сильном потрясении, и после этой истории твердо настоял на лечении Доры у Фрейда. Во время объяснений отца и дочери с ней произошел припадок с потерей сознания с последовавшей за ним амнезией. Таким образом, на прием к Фрейду Дору заставило прийти исключительно требование ее отца, а не ее собственное желание.

Атмосфера в семье Доры была накалена в связи с бурными отношениями с семьей г-на и г-жи К. отца и самой Доры. Семья Доры была давно дружна с семьей К. С г-жой К. у отца Доры установились очень теплые отношения, с его слов, она проявляла сильную заботу о нем во время его болезни, чего не делала его жена. За это он испытывал к ней благодарность. В свою очередь, г-н К. проявлял внимание и любезность к Доре, гулял с ней, делал ей подарки. Отец не видел в этом ничего дурного. У Доры поначалу были теплые и дружеские отношения с супружеской четой, она часто гостила у них, заботилась об их маленьких детях.

Но однажды, вернувшись от четы К., Дора поведала матери, что г-н К. во время прогулки с ней на озере, сделал ей непристойное любовное предложение. Отец переговорил с г-ном К., тот опроверг это, и даже выразил сомнение в ее моральной чистоте, т.к. со слов его жены, Дора постоянно интересовалась сексуальными вопросами и читала книги на эти темы.

Таким образом, Дора была выставлена в неприглядном свете, была оболгана четой К. К тому же Дора, со своей стороны, желала, чтобы отец прекратил связь с г-жой К., и это ее желание совершенно не совпадало с желанием ее отца. Из-за этого возникли напряжения в их отношениях, усилившие проявление ее симптомов, и даже доведшие Дору до суицидального письма, которое якобы случайно обнаружили ее родители. Это переполнило чашу терпения отца Доры, и она оказалась в приемной у Фрейда.

Итак, мы видим то, как начинается анализ Доры. Отец Доры – хороший друг г-на К и г-жи К. Он пришел к Фрейду, чтобы тот облегчил ее кашель и приступы дурного настроения. Но за этим Фрейд услышал намек-просьбу убедить Дору в том, что никакого любовного предложения на озере со стороны г-на К. не было, и что между отцом и г-жой К никакой связи нет и быть не может. Т.е. он рассчитывал на то, что Фрейд поможет сделать Дору более послушной, управляемой. Следует отметить, что Дора понимала, почему она оказалась в анализе, и чего на самом деле хочет от нее отец. При этом мать Доры заняла позицию дистанцирования по отношению к этой ситуации, ни проявляя явного интереса ни к дочери, ни к мужу, ни к чете К.

Фрейд обнаружил, что наблюдавшиеся у Доры симптомы имели характер физического расстройства, но в то же время за этими симптомами не было конкретного заболевания, т.е. телесной причины. Он понял, что в случае с Дорой имеет дело с истерией, с конверсионными симптомами, когда нечто психическое переводится в проявления тела. Т.е. тело Доры нам сообщает нечто, о чем-то говорит. Дору беспокоили приступы кашля, отдышки, потеря голоса. О чем могут сообщать эти симптомы? Симптомы были сконцентрированы вокруг оральной зоны – истерический кашель, афония, которая завязана на значимых аспектах взаимоотношений.

Фрейд предполагал, что симптом Доры сообщает о некоем желании и о запрете на сексуальные переживания. С чем же мы имеем дело? Из истории известно, что отец Доры имел отдышку, хрипел, когда она была в возрасте шести – семи лет. И в это же время мать охладела к отцу, став холодной и безразличной, вероятно, и по отношению к детям. Кашель и отдышка Доры могут сообщать, что она как ее отец, она идентифицируется с ним посредством кашля и отдышки. Возможно, у Доры была нарушена связь с матерью, и мать проявляла холодность и равнодушие к девочке. Тогда девочка устремляется к отцу. У Доры и были особо нежные отношения с отцом, в то время как с матерью – холод и дистанция.

Впервые симптом проявился в восемь лет, неизвестно по какой причине. В анализе Дора сообщала, что сначала всегда заболевал ее брат, а потом она, но он выздоравливал быстро в отличие от нее. Значит, она идентифицировалась и с братом, но надолго застревала в этом болезненном состоянии, которое, вероятно, давало ей какие-то выигрыши, иначе она не прибегала бы к этому.

В истории, разыгравшейся с четой К., можно увидеть, как Дора упорно посредством симптомов пытается настоять на своем, чтобы отец порвал с г-жой К. Конечно, она и страдает от этих симптомов, но больше страдает от того, что не может изменить ситуацию.

Сложная четырехугольная структура взаимоотношений – она и ее отец, г-н К. и г-жа К., вероятно, повторяли существовавший в ее детстве квартет ее семьи – мать и отец, Дора и брат. Вероятно, и в том и в другом случае, в этой сложной системе взаимоотношений Дора попадала в неблагоприятное для себя положение, что и активизировало проявление симптомов. В частности, в ситуации взаимоотношений с четой К. Дора оказалась объектом символического обмена: отец предпочитал г-жу К, и взамен дарил Дору мужу г-жи К. До определенного момента (до попытки г-ном К. соблазнить Дору, когда ей было 14 лет) девушка принимала это положение вещей, соглашалась с ним, поддерживая эту игру. Но после истории с соблазнением и поцелуем в Доре возник протест, о чем и сообщали ее симптомы – кашель, потеря голоса.

Ей сложно, она не может в открытую говорить о своем недовольстве, ее переполняют противоречивые чувства. С одной стороны, она привязана к отцу, она ревнует его к г-же К. С другой, в г-же К поначалу она нашла фигуру теплой и нежной матери, почувствовав к ней любовь и влечение. Г-н К. можно предположить, поначалу был для Доры как брат или отец. Но после попытки соблазнения и поцелуя для Доры все поменялось. Она видит, что ее используют, предают. У отца роман с г-жой К. Г-жа К. на самом деле не интересуется Дорой, а испытывает подлинный интерес к ее отцу, к его деньгам. А г-н К. осмеливается иметь сексуальные притязания на Дору (также как он проделал это с гувернанткой, о чем Дора прекрасно осведомлена).

Полагаю, что такое развитие событий и отношение к ней в сложившемся квартете вызвало в Доре сильнейшее чувство протеста, гнева и разочарования. Что она и пыталась выразить кашлем, отсутствием голоса, а потом даже попыткой открыть глаза отцу на предосудительные действия г-на К. Но это не возымело никакого действия, а, напротив, Дору еще и обвинили. У нее был повод обижаться как на отца, так и на г-жу К. и на г-на К. Возможно, афония Доры – это идентификация как раз с матерью, которая ушла в себя, в хлопоты по дому в результате болезни мужа.

Вероятно, девушка мечтала о любви г-жи К., у них происходили беседы на эротические темы (проявление орального эротизма Доры). Но как это возможно? Есть отец, есть г-н К., да и сам Фрейд как будто предлагает ей совершенно иной выбор – привычный, патриархальный. К тому же сама г-жа К ее предает (как до этого произошло и с гувернанткой Доры). Столько препятствий, невозможность осуществления желания, растворения в этих совместных беседах. В то же время ощущение предательства со стороны отца в том, что он продолжает связь с г-жой К., ведь Дора любит его, желая быть центром его внимания. Со всех сторон девушка ощущала себя отверженной. И, наконец, г-н К, в котором она также могла видеть и отцовскую фигуру, но она сталкивается с попыткой соблазнения вместо теплой заботы. На все эти сложные для нее перипетии Дора отвечала отчаянным кашлем или вообще утратой возможности что-либо сказать. Что можно было сказать этим взрослым? И Дора уходит от Фрейда.

Ключевые моменты анализа Доры

Фрейд был рад этому случаю, т.к. видел в нем убедительное доказательство того, что ключом к проблеме психоневрозов является сексуальность. Поэтому он изначально рассматривал этот случай как проблему девушки, которая защищаясь от запрещенных сексуальных влечений к отцу замещает это влечение телесными симптомами – кашель и афония.

В этом ключе Фрейд и работал с Дорой. Первоначально он стремился установить, имели ли ее симптомы действительно истерический характер, т.е. телесный симптом обеспечивал выход для бессознательных психических процессов (соматическая встречность). Убедившись в этом, Фрейд с помощью интерпретаций ее ассоциаций и двух сновидений стремился раскрыть стоящие за ее симптомами сексуальные фантазии с тем чтобы, осознав их, девушка вылечилась. Симптомы, по мысли Фрейда, д.б. устранены благодаря исследованию их психического значения.

Следует отметить, что изначально Фрейд был уверен в своей гипотезе. Но в процессе работы с Дорой он столкнулся с сопротивлением с ее стороны, далеко не все толкования она принимала. Фрейд предполагал, что Дора тайно влюблена в г-на К, и он пытался разобраться в причинах отказа Доры на его притязания. Приступы афонии он предположительно связывал с разлукой Доры с г-ном К. (если любимый далеко, зачем говорить?), усиливающийся кашель - с ее желанием разлучить отца с г-жой К., в основе же кашля – фантазию сексуальной ситуации, в которой она становилась на место г-жи К или матери.

В толкованиях и сновидений и ассоциаций Доры Фрейд настаивает на том, что у Доры усиливается инфантильная склонность к отцу, чтобы защититься от любви к господину К, и что она борется с искушением отдаться ему, испытывая те же чувства и к самому Фрейду. Поведение Доры и желание уйти из анализа Фрейд трактует как перенос отцовской фигуры, с самого начала анализа он занял в переносе место в отцовском ряду.

Анализ первого сновидения прояснил, что у Доры до 8 лет было недержание мочи, она предавалась мастурбации, после подавления которой и начались нервные приступы кашля и отдышки. А также что ее мать лечилась в санатории от катара, и девочка связывала болезнь матери с болезнью отца, считая, что отец заразил мать. Фрейд посчитал, что кашлем она сообщала, что отец сделал больной не только маму, но и ее, тем же самым способом, и что у нее нехорошие страсти, которые наказываются болезнью. Фрейд говорит о том, что для Доры все мужчины легкомысленны и ненадежны.

При анализ второго сновидения Фрейд предположил фантазию о половом акте и дефлорации Доры. Фрейд в интерпретациях продолжал связывать фантазии с г-ном К, Дора уже не пыталась возражать, но спустя 3 сессии она решила прервать работу, что было совершенно неожиданным для него. Таким образом, анализ оказался незавершенным, симптомы Доры не были устранены.

Невроз – попытка психики организовать неразрешенные конфликты, создавая тот или иной симптом в качестве заместителя. В основе невротического симптома лежат психические причины, связанные с вытеснением и подавлением влечений, бессознательных фантазий или желаний, имеющих сексуальный или агрессивный характер. Центральным для всякого невроза является Эдипов комплекс.

Психоневроз – вид неврозов, к которым Фрейд относил истерию, обсессивные неврозы, фобии.

Истерия – склонность человека тому, чтобы продуцировать различные конверсионные симптомы, тем самым снимая напряжение от внутренних психических конфликтов. Симптомы истерического невроза принимают форму соматических проявлений и дисфункций, например, боли без видимой физической причины, паралич. Истерические соматические симптомы имеют символический подтекст.

Конверсионные симптомы – телесное выражение бессознательных психических конфликтов, перенос психического возбуждения в телесное. Человек жалуется на болезненные состояния в органах тела, при этом исследование этих органов не обнаруживает явных нарушений.

Перенос – особые отношения между психотерапевтом и пациентом, основанные на фантазийном воспроизведении пациентом отношений, имевших место в его прошлом, это повторение, возврат прошлого в настоящее психоаналитического процесса.

Толкование сновидений – метод толкования и интерпретации скрытого смысла, заключенного в сновидениях, который, по мнению Фрейда, д.б. способствовать раскрытию скрытых бессознательных смыслов того, что он наблюдал в психоаналитическом процессе.

Эдип – Эдипов комплекс, метафорическая идея, выражающая любовные сексуально окрашенные тенденции ребенка в отношении родителя. Бессознательное желание ребенка занять место одного из родителей.

Симптоматическое действие – действие, которое может выглядеть как случайное, спонтанное, не имеющие видимого смысла и какой-либо цели. Но при этом оно имеет некий скрытый смысл, связанный с вытесненными неосознаваемыми человеком тенденциями. Симптоматическое действие способно раскрыть скрытые переживания, состояния, мотивы.

Галлюцинация-ощущение – тактильный тип галлюцинаций. Фрейд описывает в случае Доры ее повторные иллюзорные переживания, воспроизводящие неприятное для нее объятие г-на К.

У Доры в восемь лет началась одышка нервного характера, в 12 — мигрени, нервный кашель и афония (потеря звучности голоса). Однажды после перепалки с отцом у нее случился приступ с потерей сознания, после чего отец направил ее к Фрейду на лечение.

В ходе сеансов выяснилось, почему Дора гневается на отца (к которому при этом была сильно привязана). У него был длительный и не очень умело скрываемый роман с некой госпожой К., в то время как муж этой дамы, господин К, делал попытки соблазнить Дору, когда ей было еще 14, и проявлял к ней не вполне платонический интерес и позднее.

Выясняется, что сновидение она увидела сразу после сцены с господином К., когда он пытался ее соблазнить

Выясняется, что сновидение она увидела сразу после сцены с господином К., когда он пытался ее соблазнить. И оно повторилось после этого трижды, пока Дора с отцом гостили в доме супругов К. Значит, делает вывод Фрейд, сновидение было непосредственным следствием той поразившей ее сцены.

Первый анализ переноса: случай Доры

Истории психоанализа известны подлинные имена всех действующих лиц этого случая, однако, привнесение такого рода истинности не играет какой-либо содержательной роли, поэтому я буду пользоваться псевдонимами из текста Фрейда.

Следуя психоаналитической логике, Фрейд не верит, что Дора все придумывает, он верит в истину вымысла. Он не становится союзником отца Доры, но обращает упреки в адрес отца и г-на К. на саму Дору. Разве она не принимала знаки внимания и подарки от г-на К? Разве она не содействовала встречам своего отца с г-жей К? Не игнорировала ли она долгое время моральную непристойность всего происходящего? Соучастие Доры в отношениях ее отца с г-жой К., ее готовность взять на себя материнские функции приводят Фрейда к выводу, что все эти годы Дора была влюблена в г-на К. Утверждение сомнительное и для самого Фрейда, ведь если она в него влюблена, почему так решительно отказала в сцене у озера и разорвала все связи. Несмотря на сомнения, Фрейд придерживался решения доказать, как многие из ее симптомов выражают возрождение(повторение) ее старой привязанности к отцу, призванной подавить ее любовь к г-ну К. Дора должна быть влюблена в г-да К, хотя бы по той причине, что тот представляет замещающую фигуру отца, ведь если следовать эдипальной конструкции, она просто обязана любить его, отца, Фрейда, в конце концов. Такое настойчивое усердие Фрейда станет одной из причин ухода Доры из анализа. Фрейд знает за нее саму, какое благо она хочет.

Уход Доры оказывается неожиданностью и ударом, ведь это происходит в тот момент, когда Фрейд уверен в приближающемся удачном разрешении, когда он уже подобрал ключи к разгадке. Дора расстроила все его планы и тем самым несомненно отомстила, оставив Фрейда извлекать уроки из ее ухода.

Почему же сам Фрейд считает этот случай своей неудачей? В размышлениях над ошибками он выделяет две рубрики: перенос и упущение тайной любви Доры к г-же К. Фрейд отчасти остается убежден, что перенос связывает его с г-ном К и отцом Доры, и перебирает догадки, что в нем могло напомнить Доре о г-не К. Возможно, это было вызвано наличием факта оплаты, г-н К. был коммивояжёром, или ревностью Доры к одной из других пациенток Фрейда, или из-за тайных договоренностей между отцом и Фрейдом, как между отцом и г-ном К. Самому Фрейду исполнять роль г-на К. импонировало намного больше, нежели отца Доры – импотента и инвалида. Все эти догадки о возможных причинах для переноса приводят к тому, что Фрейд в анализе Доры предстает в роли мужественного самца пойманного в ловушку, которому Дора мстит, обрушивая на него месть, адресованную всем мужчинам.

В послесловии Фрейд говорит о гомосексуальном любовном влечении Доры к г-же К. как о самом сильном среди всех бессознательных влечений ее душевной жизни. Центром этой любви является сексуальное знание, которое Дора приобрела из интимных разговоров и совместного чтения с г-жей К, хотя Дора тщательно скрывала источники своего знания, всячески покрывая близкую сердцу подругу. Всякий раз, когда в ходе анализа Фрейд наталкивался на вопрос сексуального познания Доры, он концентрировался на двух возможных источниках: ее гувернантке и тайном чтении энциклопедии, упуская роль г-жи К.

Это довольно иронично, что ключом к эротической жизни Доры была тайна ее сексуального знания, а Фрейду не удалось воспользоваться этой отмычкой. Ведь Фрейд был мастером сексуального знания, был человеком, который проложил тропинки по этому тайному лесу. Несмотря на обвинения теории психоанализа в моральной непристойности, сексуальное знание Фрейда в общении с пациенткой было прямым и сухим (он пользовался научными латинскими и французскими терминами), то есть полностью противоположным интимному и волнующему общению Доры с г-жей К. Сцена разговора двух женщин была образцом эротизированного общения, сам Фрейд слишком поздно обнаружил, что его лечение могло стать эквивалентом оральной связи между двумя женщинами. Когда они с Дорой были вовлечены в психоанализ, это было сродни переживанию вновь той секретной сцены переноса сексуального знания. Но научные рассуждения Фрейда исключают главное удовольствие Доры – оральный эротизм беседы, он не хочет поддерживать идентификацию с г-жой К.

Несмотря на пренебрежительное отношение Доры к докторам и недоверчивость к мужчинам, она с самых первых встреч демонстрировала доверие и откровенность к Фрейду, что можно расценивать как перенос на Фрейда того благородного великодушия, которое она выказала по отношению к любимой женщине, тайному источнику ее сексуального знания. Разбирая ошибки переноса, Фрейд упускает две женские роли, которые мог сыграть, например быть объектом любви, как г-жа К. или быть соблазненным и брошенным, как гувернантка в доме четы К.

В анализе мы сталкиваемся с двумя гувернантками: первая – собственная гувернантка Доры, незамужняя начитанная женщина продвинутых взглядов, с которой Дора близка и откровенна до момента, пока не обнаруживает, что гувернантка нежно любит и восхищается ею ради расположения отца Доры. Фрейд, как уже упоминалась ранее, полагает, будто именно она была источником сексуального знания Доры. Эта гувернантка, можно сказать, выступает прототипом для г-жи К., как в вопросе их интеллектуальной близости и разговоров, так и в ощущении Доры преданной ради отца. Но ключи от истории Доры, по мнению многих теоретиков психоанализа, были в руках у другой гувернантки – гувернантки четы К.

Случай Доры открывает значимость переноса в технике психоанализа, а равно и свидетельствует о том, что вообще любое знание возникает в переносе, и имеет социальную природу. Фрейд понимает, что никаких универсальных отмычек нет, каждый случай уникален, а также важность вовремя осознать свое место в психической реальности анализанта, занимая свое место в переносе. Неудача становится хорошим уроком.

Читайте также: