Слово о житии и преставлении великого князя дмитрия ивановича краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

Перевод М.А. Салминой

СЛОВО О ЖИТИИ И О ПРЕСТАВЛЕНИИ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ДМИТРИЯ ИВАНОВИЧА, ЦАРЯ РУССКОГО

Князь сей Дмитрий родился от именитых и высокочтимых родителей: был он сыном князя Ивана Ивановича, а мать его – великая княгиня Александра. Внук же он православного князя Ивана Даниловича, собирателя Русской земли, корня святого и Богом насажденного сада, благоплодная ветвь и цветок прекрасный царя Владимира, нового Константина, крестившего землю Русскую, и сородич он новых чудотворцев Бориса и Глеба. Воспитан же был он в благочестии и в славе, с наставлениями душеполезными, и с младенческих лет возлюбил Бога.

И когда воспринял он скипетр державы земли Русской, престол земного царства, отчину свою – великое княжение, по дарованной ему от Бога благодати, почести и славу, еще юн был он годами, но духовным предавался делам.

Когда же исполнилось ему шестнадцать лет, привели ему в невесты княгиню Авдотью из земли Суздальской, дочь великого князя Дмитрия Константиновича и великой княгини Анны. И обрадовалась вся земля свершению их брака.

Расцвела земля Русская в годы княжения его, как прежде земля Израиля обетованная.

И помог Бог князю Дмитрию, и родичи его, святые мученики Борис и Глеб; и побежал окаянный Мамай перед лицом его.

Землею Русскою управляя и на престоле сидя, он в душе об отшельничестве помышлял.

И прожил он со своей княгиней Авдотьей двадцать два года в целомудрии, и имел с ней сыновей и дочерей, и воспитал их в благочестии. А княжение великое держал, отчину свою, двадцать девять лет и шесть месяцев, и многие славные деяния свершил, и победы одержал как никто другой, а всех лет жизни его было тридцать восемь и пять месяцев. А потом разболелся он и мучился сильно.

Когда же преставился благоверный и христолюбивый, благородный князь всея Руси Дмитрий Иванович, озарилось лицо его ангельским светом. Княгиня же, увидев его мертвым на постели лежащего, зарыдала во весь голос, горячие слезы из глаз испуская. Словно свирель сладкоголосая, причитала: «Как же ты умер, жизнь моя бесценная, меня одинокой вдовой оставив! Почему я раньше не умерла? Померк свет в очах моих! Куда ушел ты, сокровище жизни моей, почему не промолвишь ко мне, сердце мое, к жене своей?

И принесли его в церковь святого архангела Михаила, где стоит гроб отца его, и деда, и прадеда, и, отпев его по обычаю, положили его в гроб месяца мая в двадцатый день, на память святого мученика Фалалея. И плакали над ним князья и бояре, вельможи и епископы, архимандриты и игумены, попы и дьяконы, черноризцы и весь народ от мала и до велика, и не было никого, кто бы не плакал, и было не слышно пения в громком плаче.

Когда же уснул вечным сном великий царь земли Русской – Дмитрий, воздух взмутился, и земля тряслась, и люди пришли в смятение.

Скажу, что слово Божье понудило меня писать житие его.

Что могу прибавить к славе его, ибо неизмерима она, словно море, которое полно и без текущих в него рек.

Дмитрий же доблестен был и добр нравом, велик в своем величии, решителен в добродетельных деяниях, пока не почил в покое; в силе своей все обходит вокруг, словно солнце, лучи испуская и всех согревая, кого лучи его достигнут, – таков и он. Без колебаний скажу о нем, что по всей земле пронеслась слава его и в концы вселенной – величие его.

Ангелом ли тебя нареку? Но во плоти ты ангельски прожил. Человеком ли? Но ты выше человеческой природы деяния свершил… Ноем ли тебя назову? Но тот был спасен в ковчеге от потопа, а ты сберег сердце свое от помысла греховного, словно в чертоге, в чистом теле… Моисеем ли тебя назову? Но тот князем был над одним еврейским народом, ты же многие народы в княжестве своем имел, честью благодарения имя твое во многих странах воссияло.

Восхваляет земля Римская Петра и Павла, Азия – Иоанна Богослова, Индийская же земля – Фому-апостола, Иерусалимская – Иакова, брата Господня, Андрея Первозванного – все Поморие, царя Константина – Греческая земля, Владимира – Киевская с окрестными городами, тебя же, великий князь Дмитрий, – вся Русская земля.

Я же, недостойный, не смог твоему правоверному господству по достоинствам сложить похвалу из-за скудости моего разума.

И умножилась слава имени его, как святого и великого князя* Владимира. Процвела земля Русская в годы княжения его, как прежде процветала обетованная Израильская земля. Страхом гос­подства своего оградил он всю Русскую землю; от востока до за­пада прославилось имя его, от моря до моря, от рек и до конца все­ленной превознесена была честь его. Цари соседние удивлялись ему, враги завидовали.

Пропуская ряд таких же пышных похвал благочестивому кня­зю, переходим к рассказу о его смерти. Умирает он так же благо­честиво, по-христиански, как и жил. Перед смертью он даёт ряд наставлений княгине, сыновьям, боярам. Далее перечисляются уде­лы, которые оставляет отец своим сыновьям.

Вслед за рассказом о смерти Дмитрия Ивановича идёт рассказ о плаче его жены Евдокии, в котором элементы книжной риторики совмещаются с характерными стилистическими особенностями уст­ных народных причитаний.

"Слово о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя Русского".
Первая четверть XV в. (отрывок)

"Слово о житии" Дмитрия Ивановича — панегирик знаменитому князю и вместе с тем сложнейший богословский и политический трактат, обосновывающий права московских князей на княжение "всея Руси". А.В. Соловьев предложил считать автором "Слова о житии" троицкого монаха Епифания Премудрого, ученика Сергия Радонежского и первого его биографа. Рассказ о Куликовской битве, помещенный в "Слове о житии", расцвечен подробностями церковной легенды ("многие правдивые свидетели видели ангелов божиих, помогающих христианам").

Сей великий князь Дмитрий родился от благородных и пречестных родителей, великого князя Ивана Ивановича и великой княгини Александры, и был внуком великого князя Ивана Даниловича, собирателя Русской земли, и был плодоносным и цветущим побегом святого и богом посаженного корня — царя Владимира, нового Константина, крестившего Русскую землю, и был сродником новых чудотворцев Бориса и Глеба, а воспитан был в благочестии и в славе и в духовном учении и с младенческих пелен возлюбил бога.
Когда отец его, великий князь Иван Иванович, оставил житие сего света и увидел небесные селения, Дмитрий был еще совсем мал, девяти лет, и остался с любимым братом своим князем Иваном Ивановичем. Потом преставилась и его мать, великая княгиня Александра, и он один жил в области великого княжения и принял скипетр державы Русской земли и престол земного царства и вотчину свою, великое княжение, по данной ему благодати от бога, чести и славе. Еще в детском возрасте он размышлял о духовных делах и не вел праздных бесед и не любил бранных слов, избегал злых людей и всегда беседовал с добрыми, божественному писанию всегда внимал с умилением, много заботился о божиих церквях, с мужеством защищал Русскую землю, был незлобив, как дитя, а умом зрел, воинам в битвах был страшен и многих врагов, поднявшихся на него, победил, и славный свой город Москву дивными стенами окружил и во всем мире был славен, вырос, как кедр в Ливане, и зацвел, как пальма.
Когда ему было шестнадцать лет, привели к нему невесту — княгиню Авдотью из Суздальской земли, дочь великого князя Дмитрия Константиновича и великой княгини Анны, и вся земля Русская радовалась, что он взял ее в жены. И в браке жил целомудренно, с умилением искал спасения своей душе, жил с чистой совестью, с твердым разумом управлял земным царством и стремился к небесному, не угождал плоти и как умелый кормчий против ветра рассекает волны, направляемый высшим промыслом, как пророк, стоящий на страже божьих заповедей, так и он управлял своим царством.
И умножилась слава его имени, подобно славе святого и великого князя Владимира, буйно зацвела земля Русская в годы княжения его, как прежде — обетованный Израиль, и силой власти своей защитил всю землю Русскую, от востока и до запада восхваляли имя его, от моря и до моря, от рек и до края вселенной разнеслась слава его. Цари земные, узнав о нем, удивлялись, а враги его, живущие вокруг, ненавидели его и навели на него нечестивого Мамая, так говоря: "Великий князь Дмитрий Московский себя называет Русской земли царем и превзошел тебя славою, и затмил славу твоего царства". А Мамай, подученный лукавыми советниками, что держат христианскую веру, а творят дела поганых, сказал своим князьям и всем, кто подвластен ему: "Захвачу землю Русскую и разорю христианские церкви, и вместо их веры установлю свою, и заставлю их поклоняться своему Мохаммеду, а где были церкви, там поставлю мечети и посажу баскаков по всем городам русским, а князей русских перебью", подобно древнему Агогу, васанскому царю, что похвалялся разорить ковчег завета господня в Силоме, но прежде погиб.
И послал безбожный Мамай вперед себя на Русь войною своего воеводу, окаянного Бегича, с большим войском и со многими князьями ордынскими. Узнал об этом великий князь Дмитрий Иванович и пошел ему навстречу с многочисленным войском Русской земли и бился с погаными на Рязанской земле, на реке Воже, и помог бог и святая богородица великому князю Дмитрию Ивановичу, а поганые агаряне были посрамлены, одни были побиты, а иные побежали. А великий князь Дмитрий Иванович возвратился домой с победою. Так защищал он свою вотчину, Русскую землю, от вражеских нападений поганых. Бесславный же Мамай, позором объятый, вместо похвалы получивший бесчестие, сам пошел на Русскую землю, похваляясь победить великого князя Дмитрия Ивановича, наполнив свое сердце злым беззаконием.
Узнал об этом великий князь Дмитрий Иванович, вздохнул из глубины сердца своего к богу и пречистой его матери, и сказал: "О, пресвятая госпожа дева богородица, владычица, заступница и помощница миру! Моли сына своего за меня, грешного, да буду достоин главу и жизнь свою положить за имя твоего сына и за твое, иной помощницы не имею, кроме тебя, госпожа. Да не будут неправедно ликовать враги мои, не скажут поганые: Где же бог их, на которого уповали? Да будут посрамлены все, кто творит зло рабам твоим, как и я — твой раб и сын рабыни твоей. Испроси мне, госпожа, силу и помощь от святого храма сына твоего и бога моего на злого супостата и нечестивого врага. Поставь меня, госпожа, столпом обороны от врага, возвеличь имя христианское над погаными агарянами и всегда посрамляй их".
И призвал вельмож своих и всех князей Русской земли, находящихся под властью его, и сказал князьям Русской земли и вельможам своим: "Радостно нам, братья, сложить головы свои за православную веру христианскую, да не будут захвачены города наши погаными, не запустеют святые божие церкви и не будем рассеяны по лицу всей земли, да пе будут жены наши и дети уведены в плен, да не будем вечно страдать от поганых, если умолит за нас сына своего и бога пречистая богородица".
И отвечали ему князья русские и вельможи его: "Господин русский царь! Обещали тебе жизнь свою полошить, служа тебе, а ныне ради тебя кровь свою прольем о кровью своею второе крещение примем". И исполнившись доблестью Авраама, помолившись богу и имея помощником святого великого святителя и чудотворца Петра, заступника Русской земли, пошли против поганого, как древний великий князь Ярослав Владимирович, на злочестивого Мамая, второго Святополка. И встретили его в татарских полях, на реке Дону, и сошлись, как огромные тучи, оружие блестело, как молнии в дождливый день, воины бились; хватая друг друга за руки, и по оврагам текла кровь, и Дон река полилась, смешавшись с кровью, а головы татарские как камни валялись, а трупы поганых лежали, как срубленные дубравы. Многие правдивые свидетели видели ангелов божиих, помогающих христианам. И помог бог великому князю Дмитрию Ивановичу и его сродники, святые мученики Борис и Глеб. Окаянный же Мамай от лица его побежал. Треклятый Святополк в пропасть побежал, а нечестивый Мамай безвестно погиб.
А великий князь Дмитрий Иванович возвратился с великой победой, подобно древнему Моисею, который победил Амалика. И была тишина в Русской земле. И так враги его были посрамлены, а иные страны узнали о победе, данной ему от бога на врагов, и все признали его власть, а все раскольники и мятежники его царства погибли.

Перевод А.И. Плигузова, выполнеп по тексту Софийской I летописи, изданной: Полное собрание русских летописей. СПб., 1851, т. 6, с. 104—106.
Наиболее распространенная в научной литературе датировка "Слова о житии" — конец XIV века, но Г.М. Прохоров относит "Слово" к концу XIV — началу XV века, В.П. Адрианова-Перетц — к первой четверти XV века, Я. Пеленский — к 50-м годам XV века, М.А. Салмина — к XVI веку.
В определении времени создания "Слова о житии" исходим из использования в этом памятнике завещания Дмитрия Московского (1389 год) и Краткой летописной повести 1408 года; "Слово о житии" было написано прежде создания пространной летописной повести 1425 года, следовательно, оно возникло в 1408—1425 годах.

Слово о житии Великого князя Дмитрия Ивановича (начало XV века)

Слово о житии Великого князя Дмитрия Ивановича

Род Дмитрия восходил к крестителю Руси — Владимиру. Отец его рано умер, оставив сына в девятилетнем возрасте без родительского попечения. Вскоре умер и брат. Горести не сломили, стал Дмитрий усиленно молиться, совершал достойные княжеского звания поступки, духовно просвещался, не дозволял себе лишнего. Главным делом посчитал необходимость обнести Москву новыми стенами, сделав это скорее всего до достижения шестнадцатилетия. Вступил в брак с Авдотьей и жил с нею целомудренно, не думая о плотских утехах. Укреплялось Московское княжество, трепетали народы соседних земель, ощущая возрастающее могущество страны Дмитрия. И стало это причиной гнева Мамая, прослышавшего о том, как будто бы Дмитрий мнил себя царём, стоящим выше хана Орды.

Послал Мамай Бегича на земли Русские. И случилась битва на реке Воже, закончившаяся поражением агарян. Не случилось такого, чтобы Русь поставлена была перед необходимостью принять веру Магомета. Пошёл тогда хан Мамай сам, не сумев одолеть мощь Московского княжества и его союзников, пав на поле Куликовом. Да незначительными те сражения оказались, ибо не раскрытыми они стали в строках повести о делах князя Дмитрия. Главное не дух народа, а помощь Богородицы, на волю которой в очередной раз уповали правители Русские, находя в её содействии одобрение Руси агарянам противления.

А как же набег Тохтамыша, Москву уничтоживший? О том ни слова не сказано. А про дань Руси Орде сказано ли? И об этом не сказано. Ничем не испорчен образ Великого князя. Даже историей получения ярлыка на Великое княжение. Умолчал о том сказитель, тем правду лишь изложив, ни в чём не обманув, просто не сказав лишнего. Важнее оказалось о смерти поведать, как распределял Дмитрий земли между сыновьями, как билась жена, ласточке подобная, над охладевающим телом его. Разве можно после такого сказания не воспринимать князя за человека смиренного, спасителя родного края, в том подражания достойного?

Новыми красками наполняется жизнь Дмитрия Ивановича, Донским прозванного. Иное наступает приятие событий дней минувших. Таким он мог быть в действительности, а мог и не соответствовать всему о нём сказанному. Да не станем разрушать, ежели кто считать желает, о том как в сохранившихся преданиях сказано. Написанному следует верить, либо не верить ничему. Но кто в безверии жить способен? Обязательно нужен некто, на кого обращать внимание, чьи дела принимать за воодушевление.

Князь Дмитрий Иванович — противленец монгольскому засилию. Он боролся, побеждал и проигрывал. Не своими силами, но с помощью сил Орды он власть Москвы над Русью утверждал вернее прежнего. Как и ранее, ярлык от хана помогал показывать власть над Русскими землями. Получив от Тохтамыша подтверждение на Великое княжество Владимирское, добился он после возвышения и московского княжества до Великого. В том заслуга Дмитрия, в слове о житии его забытая. Нет нужды знать о подробностях! Будет больше доверия, когда знание о заслугах приходит за заслуги собственные, а не благодаря помощи противника, оными заслугами наградившего.

Автор: Константин Трунин

Дополнительные метки: слово о житии великого князя дмитрия ивановича критика, анализ, отзывы, рецензия, книга, analysis, review, book, content, Dmitry Donskoy, Слово о житии и о преставлении великого князя Дмитрия Ивановича царя Русского

Читайте также: