Словарный диктант начальная школа

Обновлено: 06.07.2024

Словарный диктант – это особый вид задания по русскому языку, который предполагает знание правописания слов по памяти. Но детская память устроена так, что ребенок часто запоминает зрительный образ слова в том виде, в котором он первый раз его написал или произнес — с ошибками или без них. Переучить гораздо сложнее, чем научить. Поэтому так важно для первоклассников научиться списывать без ошибок. Помощь родителей здесь будет заключаться в том, чтобы с самого начала формировать у малыша привычку писать вдумчиво, а не копировать буквы и делать это по определенному алгоритму, который есть во всех учебниках и пособиях в виде памятки.

К словарному диктанту подготовиться несложно. Существуют разные способы подготовки.

  • Первый – можно написать слова несколько раз, четко проговаривая по слогам их написание. Но перед письмом необходимо обратить внимание малыша на опасное место.
  • Второй – для запоминания можно выделить орфограмму цветом, необычной формой, размером и т.д…
  • Третий – прочитайте ученику слово так, как мы произносим его в жизни, а потом,- предложите ему произнести его по слогам 2-3 раза. Если ребенок сделал хоть одну ошибку, то это слово надо записать, используя выше перечисленные приёмы. Если нет, — переходите к следующему.

Словарный диктант может быть предложен учителем в различных вариантах. Самый простой из них – это набор слов под диктовку. Но чаще всего учитель использует словарные слова в словосочетаниях, предложениях или тексте. Следовательно, дома при подготовке надо применить этот метод.

Работа над ошибками, допущенными в словарном диктанте, будет похожа на изучение нового слова. Она будет состоять из трех этапов:

  1. Найти ошибку и проговорить правильный вариант написания слова громко, по слогам.
  2. Записать слово несколько раз, четко проговаривая вслух
  3. Подобрать к изучаемому слову однокоренные
  4. Составить с любым из родственных слов словосочетания или предложение и записать под диктовку.

Если вы используете эти советы, ваш ребенок никогда не допустит больше ошибок в словарной работе.

Программой по русскому языку в начальной школе предусмотрено обязательное изучение словарных слов. Главная задача учителя-научить детей писать словарные слова без ошибок.

Важно, чтобы обучающиеся не только познакомились с грамматическим значением слова, но чтобы эти знания закрепились и выработанные навыки и умения отрабатывались на практике.

При помощи словарных диктантов формируются навыки самостоятельной работы, мыслительной деятельности.

Виды упражнений по работе со словарными словами в начальной школе:

2.Игра" Цепочка" или" Собери слово".

Систематическая работа над словарными словами в начальных классах вызывает интерес к ним и способствует запоминанию. Чтобы учащиеся начальной школы запомнили словарные слова, необходимо использовать одно и то же слово около семи раз в разнообразных вариантах упражнений учитель подбирает словарные диктанты по фонетике, орфографии, словообразованию, морфологии, лексике. синтаксису. В результате фонетических упражнений формируются знания о слоге, о звонких и глухих согласных, о мягких и звонких согласных, об ударении, об ударных и безударных гласных. об алфавите.

Свидетельство эксперта педагогического сообщества

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Спасибо большое за информацию! Диктант - это практический метод обучения, сущность которого для учащихся состоит в записи воспринимаемого на слух предложения, слова, текста. Это одна из самых эффективных форм работы, которая способствует выработке прочных орфографических навыков, формированию пунктуационных навыков, а также закреплению знаний по фонетике, лексике, грамматике.

Свидетельство активного участника педагогического сообщества

Оформить бесплатно документ можно здесь

Мероприятие позволяет сформировать гражданское самосознание учащихся; · воспитать чувства патриотизм. Подробнее.

Интересное занятие разработал автор. Использование на занятии нстандартных игровых заданий способств. Подробнее.

Интересная разработка. Много хороших стихов, песен подобраны по теме. Конкурсно-игровые задания спос. Подробнее.

Очень интересная разработка. Разнообразие конкусно-игровых заданий с музыкальным сопровождением, сти. Подробнее.

Очень интересный методический семинар. Затронуты и теоретический, и практический аспекты данной проб. Подробнее.

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Словарные диктанты по русскому языку второй русский класс.

Всего десять словарных диктантов.

есть сл.диктанты с грамматическими заданиеями.

после каждого словарного диктанта кроссворд.

Словарные слова №1

1) Словарный диктант.

В…робей, л…сица, вдру…, яг…да, р…бота, с…рока, п…суда, т…варищ.

Составь три предложения с данными словами.


Запиши в тетради только ответы через запятую. Составь три предложения с любым словарным словом.

По горизонтали:

В птичник повадится – жди беды,
Рыжим хвостом заметает следы.

Вертится, стрекочет, весь день хлопочет.

Птичка – невеличка ножки имеет,
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок –
Получается прыжок.

По вертикали:

С песней … спорится.

При ясном солнышке и … краснеет.

Кастрюля, сковорода, тарелка – это …

Неожиданно что-то произошло. Произошло (как?) …

Словарные слова №2

Х…роший , …дежда, дев…чка , п…тух, ф…милия , заво… , т…традь, д…журный, уч…ник, маш…на.

Составь три предложения с данными словами.

Запиши в тетради только ответы через запятую. Составь три предложения с любым словарным словом.

1) Сто одежек и все без застежек.


2) Продолжи: замечательный, послушный, …

3) Ребенок женского пола.

4) Пальто, шапка, варежки – это …

5) Встает на заре,
Поет во дворе,
На голове гребешок,
Кто же это? …

По вертикали:

1) Развернули дети голубые сети,
Но за партой, а не в речке,
Не на рыб, а на словечки.

2) Промышленное предприятие.

3) Кто в классе прибирается, моет доску?

4) Маленькие домики по улице бегут,
Девочек и мальчиков домики везут.

5) Кто учится в школе?

Словарные слова №3

М…дведь, р…бята, с…бака, п…льто, в…село, скор…, за…ц, учит…ль, быстр….

Составь три предложения с данными словами.

Запиши в тетради только ответы через запятую. Составь три предложения с любым словарным словом.


По горизонтали:

Летом наедается, зимой высыпается.

Гладишь – ласкается, дразнишь – кусается.

Молодые люди, парни.

Верхняя зимняя одежда.

По вертикали:

Опыт – самый лучший …

Ребятам в цирке очень …

Зимой белый, летом серый.

Словарные слова №4

1. Словарный диктант.

Б…реза, к…ньки, су…бота, д…ревня, вет…р, м…роз, с…пог, ру…ский, кла…с.

Составь три предложения с данными словами.

Запиши в тетради только ответы через запятую. Составь три предложения с любым словарным словом.


По горизонтали:

Наконец-то в первый раз
Побежим мы завтра в …

Стоят в поле сестрицы: платья белены, шапочки зелены.

Каждый вечер я иду
Рисовать круги на льду.
Только не карандашами,
А блестящими …

Береги нос в большой …

По вертикали:

Без рук, без ног, дверь ломает.

Язык, на котором говорят в России.

Шестой день недели.

Два братца не могут расстаться: утром в дорогу, ночью к порогу.

Словарные слова №5

1. Словарный диктант.

Л…пата, к…рова, х…рошо, в…рона, п…нал, м…локо, гор…д.

Составь три предложения с данными словами.

Запиши в тетради только ответы через запятую. Составь три предложения с любым словарным словом.


Чиста, да не вода,
Бела, да не снег,
От рогатого берут,
Малым детям отдают.

Я землю копала –
Ничуть ни устала.
А кто мной копал,
Тот и устал.

Сама пестрая, ест зеленое, дает белое.

Крупный населенный пункт.

Портфель у меня не велик и не мал:
Лежат в нем задачник, букварь и …

Как … уметь читать!

Окраской сероватая,
Повадкой вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.

Словарные слова №6

1. Словарный диктант.

…зык, Р…ссия, п…года, р…бота, м…роз, н…род, ру…ский, ра…сказ.

Составь три предложения с данными словами.

Запиши в тетради только ответы через запятую. Составь три предложения с любым словарным словом.


По вертикали:

Население той или иной страны.

По горизонтали:

1. Сочини рассказ так, чтобы в нем использовались словарные слова.

2.Сочини стихотворение по рифме:

Словарные слова №7

…ртист, те…тр, с…бака, …днажды, мал…чик, т…традь, тетра…ка, дев…чка, вдру…, р…бята

Составь три предложения с данными словами.

1. Игра “Собери слова из слогов”

2. Сочини рассказ так, чтобы в нем использовались словарные слова.

Словарные слова №8

Ч…ловек, М…сква, ов…щи, вес…ло, в…робей, к…рандаш

Составь три предложения с данными словами.

Запиши в тетради только ответы через запятую. Составь три предложения с любым словарным словом.


По горизонтали:

Птичка-невеличка
Ножки имеет,
А ходить не умеет.
Что шажок –
То прыжок.

Морковь, свекла, капуста – это ….

Ветер … шумит,
Судно … бежит.

По вертикали:

Весь веселый праздник наш
Нарисует …

1. Когда так говорят? Составь три предложения с этими сочетаниями слов и запиши их.

Воробью по колено

2. Сочини рассказ так, чтобы в нем использовались словарные слова.

Словарные слова №9

Уч…ник, громк…, р…бина, п…том, сначал….

Составь три предложения с данными словами.

Запиши в тетради только ответы через запятую. Составь три предложения с любым словарным словом.


По горизонтали:

“Не купили жеребенка!” - Плачет Лена очень …

По вертикали:

Кто учится в школе?

Говорит всегда Антон: “Напишу письмо …”

Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла.

1. Кто как подает голос? Подчеркнуть слова – действия:

2. К словам – предметам подобрать слова – действия:

Словарные слова №10.

Зв…нт, учит…ль, алф…вит, Отечеств…, гражд…нин, тольк…, скольк…,

скор…, слев…, вокру…, б…реза.

-Составь три предложения с данными словами

Запиши в тетради только ответы через запятую. Составь три предложения с любым словарным словом.


1) Родина; место, где человек родился.


2)

3) Событие, которое произойдет в ближайшее время. Когда это будет?

4) Житель какой-либо страны.


1)

2) Лиственное дерево, символ России.

3) Человек, передающий свои знания другим людям.

4) Разговаривать по телефону.


5)


6)

Начальная школа, 3 класс - Словарные диктанты и словарные слова для школьников и родителей, а также учителей русского языка.

Словарные диктанты для 3 класса

Словарный диктант. Проведению словарного диктанта должна предшествовать работа по раскрытию значения слова, орфографическая и грамматическая (слово должно быть употреблено в словосочетаниях и предложениях) работа над словом.

Словарный диктант состоит из отдельных слов и словосочетаний, сгруппированных тематически. Особенность словарного диктанта в том, что работа над правописанием отдельных слов сосредоточивает внимание учащихся на определенных орфограммах. Языковой материал словарных диктантов можно использовать для составления предложений или небольших связных текстов. Важно, чтобы текст одного и того же словарного диктанта или его части повторялся несколько раз через определенные промежутки времени.

Читайте также: