Сколько национальных школ работает в казахстане

Обновлено: 05.07.2024


Статья посвящена истории развития общеобразовательной школы в Казахстане в 20–40-е годы XX века. Рассматривается развитие национальных школ Казахстана в контексте государственной образовательной политики, эффективность всеобщего обучения в Казахстане, динамика развития сети национальных школ. Анализируется обеспеченность национальных школ квалифицированными педагогическими кадрами, Прослеживается процесс открытия педагогических образовательных учреждений в Казахстана.

Ключевые слова:национальные школы, образование, образовательная политика, всеобщее обучение, педагогические кадры, единая трудовая школа.

The article is devoted to the problem of the development of educational schools in Kazakhstan in 20–40-s of the ХХcentury. The article is devoted to the problem of the development of educational schools in Kazakhstan in 20–40-s of the ХХcentury. Development of national schools in the Kazakhstan region during the post-war decade is considered in the course oj the state educational policy. Efficiency of general teaching in the Kazakhstan region and dynamic of national schools development is analyzed. The process of pedagogical educational establishments opening in the Kazakhstan region is observed.

Keywords:national schools, education, educational policy, general teaching, inte-grated vocational school, integrated vocational school.

Современная педагогическая наука характеризуется поиском путей осмысления и использования богатейшего теоретического и практического наследия прошлого. Научный опыт, накопленный ею, с одной стороны, и рост национального самосознания, с другой, усиливают интерес к национальной истории и стремление определить меру влияния образования на развитие общества [1].

Значимость образования как важнейшего социального института осознавалась большевиками изначально. О важности школы для новой власти говорит тот факт, что уже 9 ноября 1917 г. был подписан Декрет об учреждении государственной комиссии по просвещению, которой поручалось общее руководство народным просвещением и разработка законопроектов по народному образованию [2].

По данным переписи 1926 г., в Казахстане проживали 3627612 казахов, 1275055 русских, 129399 узбеков, 860201 украинцев, 79758 татар, 51803 таранчу, 51094 немца, 27327 представителей мордвы, 25584 белоруса, 10200 киргизов, 8455 дунган, а также представители других национальностей. Всего насчитывалось 6198467 человек 85 национальностей. [6]

В 1928 году на IV сессии КазЦИК 6-го созыва латинизированный алфавит с 1 января 1929 года стал государственным алфавитом. Это привело к тяжелому удару по системе образования казахского языка в 1929 г. с арабской графики на латинскую. Одновременно с борьбой за всеобщую грамотность власти пытались оторвать казахов от огромного духовного наследия веков, зафиксированных в книгах с арабским шрифтом.

Кроме того, даже после усовершенствования А. Байтурсыновым в 1924 г. арабица позволяла казахам читать любые тюркоязычные издания, в т. ч. и выходившие за рубежом, что считалось политически вредным. Сотням тысяч казахов, умеющим читать по-казахски на основе арабской графики, пришлось вновь стать неграмотными и осваивать новый алфавит.

Становление казахской школы в 20–30-е годы следует рассматривать в контексте тоталитарной политики, уничтожившей за короткое время тысячелетиями сложившееся традиционное хозяйство казахов и осуществившейся насильно массовое оседание кочевого и полукочевого хозяйств, приведшее вместе с коллективизацией к национальной катастрофе. Силовой перевод кочевников и полукочевников на осёдлость, внесли сильнейшие разрушения в систему жизнеобеспечения казахского этноса. Государственная хлебная монополия, продовольственная развёрстка, осуществляемая жестким силовым давлением, неурожай привели население Казахстана к голоду. Более 50-ти тысяч казахских детей остались без родителей и не были обустроены. Голод в Казахстане существенно сократил количество учащихся в начальных школах. Исследователи М. К. Козыбаев, Ж. Б. Абылхожин, К. С. Алдажуманов считают, что прямыми жертвами голода и связанных с ними болезней стали в 1932–33 гг. 1 млн.750 человек, или 42 % всей численности казахского населения республики, среди которых было большое количество детей. [9].

- В результате голода 1931–1932 гг. количество детей резко сократилось, возросло число сирот.

- Осенью 1932 г. были устроены в детские дома 68 тыс. детей.

- На 1 января 1933 г. взято на учет более 45 тысяч беспризорных.

- На начальном этапе голода в 1932 г. только в Восточно-Казахстанской области погибло 1687 детей. [10]

Развитие начального образования в 20–30-е годы проходило в сложных социально-экономических условиях. Особые трудности испытывала казахская школа в аульной местности. Малокомплектность, низкая наполняемость в начальных классах, отсев учащихся — были характерны для многих школ республики. Так, наполняемость классов учащимися аульно-сельской местности в 1934/35 учебном году характеризовалась следующими данными:

Книги, обучение

Как будет развиваться страна, в значительной мере зависит от уровня образованности ее граждан. Поэтому важнейшая задача общества — обучение и воспитание подрастающего поколения. Насколько система образования в Казахстане отвечает требованиям времени, как ее реформируют сегодня?

Развитие школьного образования в Казахстане

  • Задача общества — создать условия для качественного образования, формирования, развития и профессионального становления личности.
  • В системе должны быть созданы возможности для творческого, духовного, физического развития индивидуальности.
  • Воспитание личности с активной жизненной позицией, гражданина и патриота.

Эти принципы системы образования дополнены задачей использования новых технологий обучения, прежде всего информационно-коммуникационных. Среди основных государственных задач — повышение социального статуса педагогов.

Уровни системы образования в Казахстане

  • дошкольное образование (ст. 15);
  • начальное (4 года обучения), основное среднее (5 лет), полное среднее образование, которое включает также техническое и профессиональное образование (2 года), что указано в ст. 16;
  • высшего, послевузовского, дополнительного и экспериментального образования (ст. 18–25).

Школьный класс

Обучение в средней школе: Pixabay

В чем особенности системы образования в средней школе Казахстана в 2022 году?

В последние годы происходит постепенное реформирование системы среднего образования, которое комплексно развивается в таких направлениях:

1. Меняется содержание образовательных программ. Вносят изменения в систему обучения в начальной школе, затем они коснутся средней. Главное — меняется подход к получению знаний. На смену простому усвоению и воспроизведению информации должно прийти развитие критического мышления, анализ и креативность.

2. Введены и развиваются новые правила текущего контроля, оценивания знаний учащихся и аттестации. Правилами установлено, что в 1 классах достижения не оцениваются, а в других выставляются оценки по 10-балльной системе.

3. Увеличивают количество предметов, которые в старших классах преподаются на казахском языке. Некоторые предметы стали изучать на английском языке.

Министерство образования снижает учебную нагрузку на школьников. Ранее ее нормы определялись методическими рекомендациям, утвержденными МОН РК. Но на практике нагрузки выше, поэтому вопрос вызвал острое обсуждение среди родителей учащихся и учителей.

В условиях пандемии коронавируса Министерство образования и науки ввело изменения в организацию учебного процесса в школах. Определены интернет-платформы, на которых преподаватели ведут занятия в дистанционном формате. Предусмотрен постепенный переход к комбинированному и штатному режимам. В третьей четверти в 2022 году занятия в школах проводят в разных форматах в зависимости от эпидситуации в регионе, размера школы и класса.

Некоторое время в Казахстане наблюдается дефицит кадров преподавателей. Государство решает эту проблему, повышая престижность труда путем увеличения материального обеспечения. С 2020 года оплата труда учителей повышается ежегодно на 25%. Последнее повышение объявлено с января 2022 года.

Сейчас система среднего образования готовится к переходу на 12-летнее обучение. Поэтапное его введение предполагается начать в 2023 году. Оно коснется тех, кто в этом году пойдет в 1 класс.

Преподаватель и студенты в аудитории

Развитие высшего образования: Pxhere

Развитие высшего образования в Казахстане

Система высшего образования в стране находится на стадии реформ. В 2010 году Казахстан присоединился к Болонской декларации, которая направлена на создание единого европейского образовательного пространства. Для выпускников казахстанских вузов это означает получение конкурентоспособных дипломов.

  • Бакалавриат: за 4 года обучения базово осваивается профессия. Те, кто его завершил, получают степень бакалавра или специалиста.
  • Магистратура, где проводится узконаправленное обучение, которое обеспечивает подготовку научных, педагогических, управленческих кадров.
  • Докторантура: после 3-летнего обучения выпускник получает степень доктора наук.

Образовательную деятельность вузов координирует и контролирует Министерство образования и науки РК. Но ряд вузов по своей специфике и в сфере финансирования подчиняется профильным министерствам.

В рамках интеграции с международным образовательным пространством в Казахстане действуют филиалы зарубежных университетов или совместные университеты:

  • Евразийский национальный университет им. Л. Гумилева.
  • Международный казахско-турецкий университет имени Ходжи Ахмеда Ясави.
  • Казахстанско-Британский технический университет.
  • Казахстанско-немецкий университет.

В чем особенности высшего образования в Казахстане в 2022 году? Чтобы повысить качество и уровень подготовки современных специалистов, в высшей школе продолжаются такие реформы:

  • Проходит профилизация вузов, которую регулирует государство. В последние годы были отозваны лицензии на подготовку по специальностям, которые не пользуются спросом. Таким путем формируются конкурентные профильные направления.
  • Государство устанавливает приоритеты на подготовку кадров через систему образовательных грантов. Особое внимание уделяют подготовке востребованных технических специалистов, педагогов.
  • В вузах отменена заочная форма обучения как такая, которая не обеспечивает необходимое качество образования.
  • В стране внедряют новую форму обучения — дистанционную. Особенно распространенной она стала в условиях карантинных ограничений.
  • В Министерстве уделяют больше внимания самостоятельной исследовательской работе студентов. МОН РК разработало систему, с помощью которой проверяют все научные изыскания студентов. Особенно пресекаются заимствования дипломных и магистерских работ, поскольку именно они дают представление об уровне подготовки специалистов.

В условиях пандемии вузы самостоятельно выбирают традиционный или смешанный формат обучения. Смешанный предполагает, что лекции проводятся онлайн, а практические занятия, семинары — офлайн.

Экран планшета

Дистанционное обучение: Pixabay

Успешным выпускникам и студентам Казахстана предоставляют возможность получить качественное образование в зарубежных вузах:

Система образования в Казахстане охватывает подрастающее поколение от детсадовского уровня до послевузовской подготовки. Насколько успешным будет продвижение по лестнице образования, зависит от каждого молодого человека. Забота государства — предоставить всем равные возможности.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

zakon.kz

zakon.kz

В Казахстане 147 школ работают в три смены, сообщает zakon.kz.

По данным Министерства образования и науки, сегодня в республике 147 школ с общим контингентом 250 тысяч детей работают в три смены. Наибольшее их количество в Алматинской (50), в Мангистауской (16) областях, в городе Шымкенте (14), - уточнил заместитель премьер-министра Ералы Тугжанов.

Кроме того, вице-премьер подчеркнул важность оперативного решения проблем трехсменного обучения, дефицита ученических мест.

Для этого найдено оптимальное решение - строительство быстровозводимых низкозатратных модульных школ, - заявил он на совещании по ключевым социальным вопросам с участием центральных и местных исполнительных органов.


Празднование Дня независимости

Празднование Дня независимости

Фото: Павел Михеев / Reuters

На самом деле мотивы министра Аймагамбетова выступать за казахизацию школ достаточно ясны и имеют мало общего с заботой о национальном языке и культуре. В 2020 году он стал фигурантом коррупционного скандала, который стоил бюджету без малого 16 миллионов долларов. Выступившая с обвинениями в коррупции Анар Каирбекова, глава департамента госзакупок казахстанского министерства образования, была уволена, но полностью замять историю не удалось. Теперь Аймагамбетов, очевидно, надеется, что информационная шумиха вокруг ускоренной дерусификации казахского образования затмит коррупционный скандал и поможет ему сохранить свой пост.

Государственность выстроена в этнонациональном формате, а правящая верхушка самым необратимым образом встроена в западную компрадорскую схему ресурсной эксплуатации

Национальный вопрос

Уличная библиотека в казахстанском Байконуре

Уличная библиотека в казахстанском Байконуре

Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС

Молодежь чуть более казахизирована, но, по статистике средних школ, многие этнические казахи также не владеют родным языком. Сейчас в школах 70 процентов учеников-казахов, что даже чуть меньше, чем десять лет назад. При этом Единый национальный тест (аналог ЕГЭ) сдает на казахском языке лишь 51 процент выпускников. В прошлом году президент Касым-Жомарт Токаев был вынужден предложить официально перевести преподавание естественных наук в казахстанских вузах на русский язык, который является основным для большинства профессий.

Русское слово Казахстана

Казахский язык довольствуется вторыми ролями и в публичном пространстве Казахстана. По статистике национальных библиотек, на государственном языке представлено лишь 35 процентов хранимых книг, 42 процента газет, 20 процентов журналов, а остальное — преимущественно на русском.


Фото: Shamil Zhumatov / Reuters

Филологи отмечают, что сейчас казахский язык практически перестал использоваться для написания литературных или научных текстов. Это связано еще и с тем, что видоизменился сам казахский язык. Изменения связаны с тем, что он используется в узкой и специфической языковой среде, соответственно, и его функционал значительно сузился и сократился.

Условно говоря, взамен языку Абая и Ауэзова пришел язык газетной публицистики, социальных сетей, на котором очень трудно писать тексты на философские, юридические, научные и другие темы

И это только первый звонок. Русскоязычное сообщество всех национальностей в Казахстане включает от 6,3 до 10 миллионов избирателей, то есть может создать реальную альтернативу правящей партийной элите, если осознает себя политической силой.

Скрытая угроза

Казахстан совершенно не контролирует более половины телевизионной сетки и практически весь книжный рынок, не говоря уже об интернете. Сейчас информационная среда достаточно дружественна властям Казахстана исключительно благодаря поддержке Москвы, которая защищает республиканскую элиту. Российские телеканалы практически не критикуют казахстанское руководство, не освещают неудачи и кризисные ситуации в республике, а в сфере двусторонних отношений делают акцент на партнерских отношениях и не обсуждают имеющиеся противоречия.

Кроме того, казахское население мобильно в силу кочевых традиций и может начать формировать массовые партийные структуры вне полицейского контроля родного государства. Например, в той же соседней России, где уже собралась огромная диаспора как трудовых мигрантов, так и студентов из Казахстана, до 67 процентов которой составляют именно этнические казахи.

Причем эмигранты часто разочарованы в казахстанской действительности, о чем говорит массовый переход в российское гражданство. За последние четыре года его получили 178 тысяч казахстанцев, что равно населению крупного города в самом Казахстане. Так что казахстанское сообщество в России — идеальная среда для формирования оппозиции. Никто не может помешать активистам основать партию в Омске, Саратове или Оренбурге, чтобы оттуда руководить созданием партийных ячеек на родине и готовить смену власти.

Несколько лет назад подобную политическую угрозу было трудно представить. Но националистическая часть элиты в Казахстане стала эксплуатировать страх, что Россия может захватить весь Казахстан или его часть, манипулируя через СМИ русскоязычной частью населения.


Фото: Mahmut Serdar Alakus / Anadolu Agency / Getty

Наши националисты из-за своей ненависти к русским, русскоязычным казахам и России готовы завести свой народ в мракобесие

Стратегия президента Токаева во многом основана на лавировании между националистами и основной массой населения Казахстана. Но события последнего времени показали, что она бесперспективна и опасна для власти. Политической элите Казахстана нужно сделать шаг навстречу собственным избирателям. Хорошим началом стало бы придание русскому языку статуса второго государственного в Казахстане, если уж вопреки 20-летней политике казахизации он остается более популярным, чем казахский.

Сколько новых школ построено за годы Независимости в Казахстане

Казахстан с момента обретения Независимости является активным участником авторитетных рейтингов. Это подтверждение открытости социально-экономической политики страны.

По данным Министерства образования и науки РК, по Индексу человеческого развития наша страна за последние 10 лет поднялась на 16% и вошла в группу стран с очень высоким человеческим капиталом.

В рейтинге Глобальный индекс конкурентоспособности Всемирного экономического форума за 2019 год Казахстан улучшил свои позиции с 59-го до 55-го места (на 4 позиции).

Дошкольное воспитание и обучение

В условиях экономического коллапса первых лет Независимости Казахстана к 2000 году сеть дошкольных организаций в стране сократилась в 8 раз (в 1991 году – 8 881 единица, 2000 год – 1 089).

По поручению Главы государства обеспечено строительство, восстановление детсадов, ранее арендованные и приватизированные здания детсадов были возвращены, увеличилось количество открытых частных детских садов и мини-центров.

В результате принятых мер охват детей дошкольным воспитанием и обучением увеличился в 9,6 раза - с 10,2% в 1999 году до 98,7% в 2020 году.

Приоритетом в развитии дошкольного образования страны является ГЧП. За последние 20 лет благодаря поддержке государства (отмена лицензирования, упрощение нормативов и выделение госзаказа для частного сектора) количество частных детских садов увеличилось в 28 раз (с 162 до 4 608).

Большое внимание уделяется детям с особыми образовательными потребностями в развитии. В 2019 году 28,1% (1 852) дошкольных организаций создали условия для инклюзивного образования, что на 19% выше, чем в 2015 году (9,1%).

Законодательно введен государственный образовательный заказ на дошкольное воспитание, упрощена процедура лицензирования дошкольных организаций.

С 2016 года внедрена Типовая программа дошкольного воспитания и обучения, где определены базовые навыки, которыми должен владеть дошкольник. В рамках обновления содержания с 2017 года внедрена Система индикаторов оценивания развития умений и навыков детей.

В 2018 году утверждены ГОС дошкольного воспитания и обучения.

С сентября 2019 года по поручению Елбасы внедрена программа раннего развития детей. Это обеспечит развитие социальных навыков и навыков самообучения детей раннего возраста (0-3 лет) и повышение уровня компетентности педагогов и родителей.

Разработана полноценная модель развития дошкольного воспитания и обучения, увеличен охват детей дошкольными организациями.

Для обеспечения прозрачности и мобильности распределения мест в дошкольные организации в городах, районных центрах регионов автоматизирована выдача направлений в детские сады без участия в данной процедуре органов образования, детские сады выбирают сами родители.

100% объекты дошкольного воспитания обеспечены видеонаблюдением.

Общее среднее образование

В республике на сегодня функционируют 7 440 общеобразовательных школ, где обучаются 3,4 млн учащихся.

За годы Независимости общая сеть школ сократилась на 1 401 (в 1991 году – 8 841), в основном за счет закрытия малокомплектных школ (в 1992 году – 3 745, 2020 году – 2 787).

Построено более 1 800 школ, позволивших ликвидировать 4-сменное обучение, сократить 3-сменное обучение, дефицит ученических мест и количество аварийных школ.

Проведена масштабная работа по подключению школ к сети интернет. Охват широкополосным интернетом со скоростью 4 мбит/сек и более достиг 96,8% школ.

С обретением Независимости вариативность содержания образования стала обеспечиваться организациями нового типа. Сеть организаций среднего образования пополнилась частными школами, лицеями, гимназиями, специализированными школами для одаренных детей.

Все классы 100% перешли на обновленное содержание.

Создано 20 Назарбаев Интеллектуальных школ (НИШ) с обновленным содержанием образования, опыт которых поэтапно распространяется на всю систему образования.

Еще одним из достижений Независимого Казахстана является создание Национальной системы оценки качества образования. Используются внутренние (ЕНТ, ВОУД, лицензирование) и международные инструменты оценки качества образования.

Казахстанские школьники участвуют в международных сопоставительных исследованиях PISA, TIMSS, PIRLS, позволивших получить независимую международную оценку образовательных достижений казахстанских учащихся.

С 2017 года начато обучение предметам естественно-научного цикла (ЕНЦ) (информатика, физика, химия и биология) на английском языке по желанию учащихся и от готовности педагогов. Обучение на английском языке предметам ЕНЦ ведется в 525 школах с полным погружением и в 3 814 школе - с элементами преподавания.

Ежегодно растет количество обучающихся по предметам ЕНЦ на английском языке (2017 год – 95 тысяч, 2018 году – 120 тысяч, 2019-м – 180 тысяч, 2020 году - 265 тысяч).

С 2018 года впервые выпускникам школ предоставлена возможность сдавать тестирование на английском языке.

Начиная с 2002 года, в отечественной системе специального образования впервые открыты новые виды специальных организаций образования – реабилитационные центры (РЦ) и кабинеты психолого-педагогической коррекции (КППК). На сегодня функционируют 15 РЦ и 198 КППК.

За 30 лет в институтах повышения квалификации курсовой подготовкой, конференциями, семинарами, вебинарами и другими формами профессионального развития охвачено более 2-х миллионов казахстанских педагогов.

Увеличивается количество педагогов-магистров, работающих в организациях среднего образования. В настоящее время в общеобразовательных школах работает 9 751 педагог-магистр.

Ежегодно в среднем свыше 10 тысяч молодых специалистов приходят работать в школы республики. В 2020 году работы в организации образования прибыло 10 900 молодых специалистов, в том числе 5 411 - в сельские школы.

Для улучшения качественного состава педагогического корпуса с 2018 года внедрена новая система аттестации педагогов.

Педагоги, успешно прошедшие национальное квалификационное тестирование, получают доплату от 30 до 50%, в зависимости от квалификации. На сегодня 158 405 или 50,4% педагогов прошли НКТ.

Для повышения престижа профессии педагогов сокращена нагрузка с 18 до 16 часов, с 10 до 2 документов уменьшена отчетность учителя.

В 2020 году рост зарплаты педагога составил свыше 45% с учетом увеличения доплат и надбавок, а с января текущего года зарплата увеличена еще на 25%. Педагоги физкультуры получают доплату за ведение кружков и спортивных секций. Увеличен трудовой отпуск с 42 до 56 дней.

По итогам нацквалтеста предусмотрено увеличение зарплаты руководителей школ и их заместителей. Они получают доплату от 30% до 100% от должностного оклада. Установлен запрет на привлечение педагогов к несвойственным функциям.

Охрана прав детей

Защита прав и законных интересов детей – одно из основных направлений национальной политики.

За годы Независимости в республике проведена определенная работа по достижению международных стандартов по улучшению качества жизни детей.

В 2006 году создан Комитет по охране прав детей МОН РК. С 1994 года Республикой Казахстан ратифицированы 15 международных документов, касающихся прав детей. С 2007 года работает Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве РК.

С 1991 года в Казахстане действуют психолого-педагогические службы, введены должности психологов и социальных педагогов в каждой организации образования.

С 2016 года действует институт Уполномоченного по правам ребенка, осуществляющий свою деятельность в целях обеспечения гарантии прав и законных интересов детей, а также восстановления их нарушенных прав и свобод во взаимодействии с государственными и общественными институтами.

Сформирована национальная законодательная база правовой защиты детства. Приняты 14 законов, более 200 постановлений Правительства РК, более 700 приказов в сфере охраны прав детей.

Идет сокращение детских домов. За пять лет количество детских домов сократилось на 43 и сегодня составило 97 детских домов с общим контингентом 23 416 детей (2016 год – 27 274 человека).

Читайте также: