Сколько идет адаптация в детском саду у ребенка 2 года

Обновлено: 07.07.2024

Это тот самый этап, когда ваш ребенок рыдает в три ручья в раздевалке группы, а вы едете на работу и чувствуете себя худшим родителем на свете. Мы побеседовали с практикующим семейным психологом и кандидатом психологических наук Румией Калининой и разобрались, как может проходить адаптация, на что обратить внимание, и как смягчить этот процесс для вас и для ребенка.

Что такое адаптация?

Адаптационный период в детском саду — это период, в который ребенок приспосабливается к новой для него ситуации. Важно помнить о том, что адаптация и приспособление нельзя приравнивать к любви и воодушевлению — ребенок может успешно адаптироваться к детскому саду, но это значит, что ему там будет очень нравиться.

Сколько длится адаптация?

Продолжительность периода, в который ребенок привыкнет ходить в детский сад (и перестанет страшно рыдать в раздевалке) зависит от того, как эта самая адаптация у него проходит. В случае, если все идет легко и хорошо, полный адаптационный период может занимать 10-15 дней.

Адаптация средней тяжести пройдет за месяц, а тяжелая адаптация может длиться от двух до шести месяцев и быть уже опасной для ребенка, которой находится в состоянии постоянного стресса и напряжения. В среднем принято считать, что спустя один-два месяца большинство детей уже полностью адаптированы к детскому саду и могут ходить в него без проблем.

Как понять, что адаптация проходит хорошо?

Период приспособления к садовской жизни обычно проходит нелегко. Однако если все идет по плану, вы довольно быстро сможете заметить положительные признаки того, что ребенок постепенно адаптируется. Вот, как это можно понять:

  • Ребенок со временем реже плачет и меньше капризничает
  • Ребенок быстро переключается (сперва плачет в раздевалке, но потом спокойно бежит играть в группу)
  • После выходных или болезни ребенок с радостью возвращается в сад (даже если до этого не очень хотел туда идти)
  • В детском саду у ребенка есть то, что ему нравится (любимые занятия, еда, игрушки, друзья).

Что должно насторожить родителей?

К сожалению, не все дети с легкостью могут привыкнуть к изменившимся условиям жизни. Кому-то адаптация к саду и вовсе дается крайне тяжело — в силу возраста или индивидуальных особенностей. Вот, на что стоит обратить внимание родителям в процессе адаптации:

Если адаптация сильно затягивается (от двух до шести месяцев), она может негативно сказываться на состоянии здоровья ребенка: он начинает часто болеть, плохо спать, теряет уже полученные навыки, страдает от физического и психического истощения организма.

Вероятно, если родители заметили, что ребенок крайне тяжело переносит адаптацию к детскому саду, им стоит рассмотреть альтернативные варианты (или попробовать перевести ребенка в другой сад — иногда даже это способно изменить ситуацию).

Как облегчить процесс адаптации?

Невозможно предсказать, как перенесет адаптацию к саду конкретный ребенок, однако можно попробовать сделать переход к детсадовской жизни не таким большим потрясением.

Для начала давайте разберемся, к чему ребенку предстоит привыкнуть в саду:

  • Строгий режим и распорядок дня
  • Новые взрослые (воспитатели, нянечки, преподаватели)
  • Новые дети и общение в коллективе
  • Незнакомая еда и отсутствие выбора (то есть, макароны не каждый день)
  • Отсутствие родителей
  • Новые требования к поведению ребенка.

Соответственно, для того, чтобы процесс адаптации прошел немного легче, родители могут попробовать привнести элементы детсадовской жизни в свою повседневную рутину. Например, начать жить по режиму, схожему с тем, что будет в детском саду (включает в себя дневной сон и время приемов пищи) и убедиться, что у ребенка есть опыт взаимодействия с другими взрослыми кроме родителей (родственники, взрослые друзья, бэбиситтеры), и с другими детьми (например, на детской площадке). Это базовые рекомендации, которые помогут облегчить процесс адаптации.

Вот, что еще рекомендуют психологи тем, кто в первый раз отдает детей в сад:

Не будем обещать вам, что при выполнении всех этих условий адаптация вашего ребенка к детскому саду пройдет легко и просто — скорее всего, нет. Однако они точно помогут облегчить процесс и обрести уверенность в том, что вы — хорошие родители и все делаете правильно.

Настало время идти ребенку в детский сад. Как подготовить его, на сколько часов оставить, остаться с ним в группе или сидеть в коридорчике, эти вопросы задает себе каждая мама. Своим опытом делятся участники форума у которых детки уже прошли адаптацию:

Katya: адаптация делится на 3 периода. Первый - острый. Около месяца. Второй - средний, от 2 до 5 месяцев. Про третий не помню, но типа там почти всё хорошо. Ну вот, так что средний довольно долгий, долго привыкать ещё.

Анжелия: Сразу на весь день ребёнка оставлять НЕЛЬЗЯ. Для него это сильный стресс! Если он даже изначально не плачет, то потом может быть ещё хуже. У меня дочка не плакала и даже сама бежала в группу. Но всё равно изначально ходили мы так: 2 дня по 2 часа, т.е. с 8 до 10, 3 дня до 12, 3 дня до 16, а потом уж на весь день.

Natanga: Я как-то у одного педагога читала, что адаптацию к садику лучше проводить с обратной стороны: т.е. привести сначала за 2 часа до того момента, когда родители детей забирают, и постепенно увеличивать время, но с конца. Чтобы ребёнок сразу себе уяснил, чем это всё мероприятие заканчивается (и не только для него, но и для всех остальных ребятишек) и страха того, что мама не придёт не было.

Ксюша: На сколько я знаю, адаптация проходит в течение двух месяцев. Правда есть детки, которые вообще не адаптируются к садику.

Анастасия: Месяц или полтора забирали до сна (после обеда), потом еще месяца полтора - после полдника, в 16.00. Думаю, можно было и раньше оставлять на сон - действительно, быстрее бы научился спать.

Valentishkа: Мы на 3 день остались на сон, на 4 день до 16.00. Потом уже на весь день, забираю в 17.00 - 17.30.

ms.oxana: Привыкали месяца 3. И мне так кажется, детки успокаиваются, когда понимают что мама обязательно вечером придет.

mamul@: Я сначала планировала уйти не заметно, но знающие люди посоветовали так не делать. Этим мы делаем спокойней себе, оставляя ребенка не видя его плача. А у ребенка на самом деле паника начинается гораздо сильней, когда он не понимает, куда делась его мама. Лучше всего спокойно и твердо (насколько это можно сделать) сказать ему перед уходом, что мама скоро придет, поцеловать и идти, даже если дитё кричит и плачет. Вам будет труднее, но ребенку психологически легче.

ms.oxana: Первые два дня все было относительно спокойно - новая обстановка, новое окружение отвлекали от того что мамы рядом нет, воспитатель-любимая тетя Лена - была словно вторая мама, да и приходила я за дочкой рано - в первый день забрала коло 11.30., во второй около 12.00. Все равно чувствовалось, что напряжение растет. А потом пошло - поехало. Адаптация пошла полным ходом. И рев - слезы, и убегала-отползала, как могла, мы даже ее вдвоем с папой силой одевали. Я даже воспитателю по уторам звонила - спрашивала совета - приводить или нет. Когда слезы были уже в д/с - вся в горе обнимала тетю Лену, а мы по быстрому уходили. Вообще длилось все месяца 2-3, я уже думала, что мы не садовские. Но прошло - особого восторга по утрам в отношении сада я не замечаю. Вот сегодня говорит - не хочу в садик - а я ей отвечаю, что дома я не могу ее одну оставить, что маме и папе на работу надо. И все спокойно. Вы попробуйте сделать так, чтобы папа отводил ребенка в сад, и еще - пусть с собой игрушку любимую из дома возьмет - будет легче!

Вичка: Все дети разные и адаптация у всех проходит тоже по-разному. Мы пошли в сад в 2,6. Очень тяжело привыкали к саду - и плакала, и не ела, не играла, просто сидела на стуле и ждала меня. Болели часто и подолгу. Забрали ее из сада и снова пошли уже в 3 года - разница существенная. Уже таких проблем не было. Нам невропатолог сказала, что после долгого перерыва придется заново адаптироваться в течение 2 недель. Пришли в первый день - оставила до 11.00 - пришла за ней, пошли домой, Маша плакала, что я рано ее забрала, она хотела еще с детками играть. На второй день пришла за ней после обеда - воспитательница сказала, что Маша поела и сама пошла спать. С 3 дня мы уже оставались до вечера, и все было в порядке.

mamul@: Я думаю, что целесообразно первый день побыть с малышом в группе, за несколько дней до сада походить с ним на прогулку в садик, к детям.

1-й день - с 8 до 10 утра

и всё так и ходим на весь день, но мы ходили с 1,6 лет в домашний д/с, ребенок более-менее привыкший, плакала по началу, но не много, один раз только сильно ревела, когда я опоздала и поздно её забрала.

AlexKim: Лучше, всё же, адаптировать ребёнка к садику постепенно. Даже если ему в первый день понравилось, со временем может накопиться перенапряжение. Отсюда - болезни. Старшая моя в два годика с первого дня осталась на сон, ходила неделю как на праздник. (Помогла обработка. Вот, новые игрушки, детки, всё так интересно.) Через неделю она поняла, что это неизбежные будни, плакала, когда я уходила (правда быстро успокаивалась, отвлекалась и не вспоминала) Ну, и болели, конечно, частенько.

Младшего отдала тоже в два. И рада, что воспитатели настояли:

  • первый день вместе с мамой два-три часа,
  • второй оставить на два часа,
  • первую неделю забирать до сна,
  • вторую неделю забирать сразу после сна.

И нужно каждый раз честно говорить, "ты поиграешь в садике, мама пойдёт на работу, а потом придёт". Выбирать для этого подходящий момент (когда они собираются завтракать, моют руки). Уходить быстро, может быть, одеваться за дверью.

Обычно детишки после недели хождения в садик начинают болеть. Несмотря на все анафероны и витамины. Лучше при первых признаках соплей или кашля отдать воспитателю капли, ингалипты и сиропы, чтоб лечили.

Положительный момент от совместного пребывания с малышом в саду (посидеть с ним с утра и перед тем, как забрать) - можно между делом пообщаться с воспитателем. Поинтересоваться, что было бы актуально принести из игрушек. Да и элементарно, когда воспитатель видит, как мама любит своего ребёнка, непроизвольно и сам начинает относиться к нему теплее. Бывает, родители приведут - заберут, и даже не спросят, хорошо ли ел, спал, играл; водят ребёнка с соплями пока в конец не заболеет. Всё это воспитатель замечает. И хорошо, если это вызывает жалость к малышу.

Неплохо в первые дни показать малышу, что за игрушки есть в группе, и как с ними можно играть (ролевые игры). Тогда ему потом будет чем заняться.

Обычно в группах есть тематические уголки: больничка, парикмахерская, посудка, кукольный театр, логические игры. Всегда в них чего-то да не хватает, что-то ломается. Например, тот же стетоскоп из больничного наборчика. Так что, всегда можно принести из дома что-то актуальное.

Под конец недели у ребёнка накапливается усталость, так что лучше его забирать пораньше. Как подтверждение - мой всю пятницу периодически ныл. Так что, оказывается это не выдумки воспитателей, что пятница - короткий день.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод. Сначала ребенку интересно, новые игрушки обстановка. Потом кризис! И в этот момент нужно помочь ребенку (поговорить о садике, лишний раз обнять дома). Маме сохранять спокойствие и уверенность, что все наладится. И тогда ребенок будет ходить в садик, а возможно и не хотеть уходить из него!

Создать, линеечку, беременность, для, планирующих, детские, бэби.ру


Комментарии

такой ощущение что их там специально в холоде держат и сквозняки устраивают… ужас скоро идти в сад уже паника… мы последний год ни разу не болели(((

мой пошел с 15.09 неделю на 1час, неделю с 09:00 до 12:00, с октября с 08:00 до 16:00. Посещаем ясельную группу (15числится, 10 ходит). ТТТ пока не болели, пару дней сопли были (пришел в пятницу с ними, за выхи прошли), но у нас водят детей с соплями((((( Заметила, что основной костяк деток (6-7) человек ходит все время, не пропуская. Мой адаптировался быстро очень, но он очень коммуникабельный, сам кушает, в туалет просится, единственный из группы, кто разговаривает очень хорошо — ему легко с няней и воспитателями общаться. А есть детки даже кто сначала ходит, но рыдают пол дня(((( очень все индивидуально.

старшая дочь пошла в 1год 5 месяц. заболела месяца через 1.5. потом весной еще недельку. и так все остальные 5 лет- по недельке осенью и весной. В последний год. вообще, кажется только 2 или 3 недели с ветрянкой посидели.

дочка болела ужасно! бронхитами по 3 раза в год. дома по 1.5 месяца сидели, так как кашель быль жуткий и нафиз.процедуры ходили, и в солевую комнату… короче, это был кошмар! видимо слабая она у меня. болела сильно года 1.5, потом слабее, но все-равно часто. перестала так болеть только во втором классе!

Адаптационный процесс может иметь разную степень тяжести на различных этапах.

Легкая адаптация: ребенок в норме прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, не болеет в течение первых 2-3 недель посещения сада.

Средней тяжести: сдвиги в поведении нормализуются в течение месяца, ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить однократное заболевание длительностью 5-7 дней, есть признаки психического стресса.

Тяжелая адаптация: ребенок часто болеет, теряет полученные навыки, может наступить, как физическое, так и психическое истощение организма.

Для большинства детей раннего возраста (от 1 года до 3 лет) характерна адаптация тяжелая или средней тяжести (от 16 до 32 дней).

фото 18748_1

Все без исключения дети, которые пошли в детский сад, переживают адаптацию. Кто-то быстро адаптируется к изменениям в своей жизни, а у кого-то этот период затягивается.

Все зависит и от особенностей ребенка, и от взрослых (родителей и воспитателей).

Сколько в целом длится привыкание к саду? Можно ли его сократить или, наоборот, сделать длиннее?

Этапы и стадии

Итак, адаптационные период состоит из трех этапов:

фото 18748_2

Острый. Ребенок испытывает сильнейший стресс.

Умеренно-острый. Отрицательных эмоций становится меньше, начинается период привыкания. Детский организм осваивается в новых для него обстоятельствах. Ребенок больше не сидит один, не плачет у окна, не грустит.

Острый этап делится на три степени тяжести. Каждая из них имеет свои особенности. Так, например, при легкой ребенок практически не испытывает стресс, сразу находит общий язык со сверстниками и с удовольствием выполняет все задания воспитателя. При тяжелой он, наоборот, отказывается от общения и от еды, у него плохой сон. И плюс к этому, ухудшается общее самочувствие.

Как определить, на каком из них малыш находится?

Диагностика проста: достаточно некоторое время наблюдать за его состоянием, как эмоциональным, так и физическим. Каждый этап и каждая стадия имеют свои характерные симптомы.

При легкой степени у ребенка всегда хорошее настроение, он улыбается, легко прощается с родителями, сразу же выполняет поручения воспитателя, почти не болеет. При средней степени становится плаксивым. Во время прощания с мамой или папой он плачет, не отпускает их. Общается только с некоторыми детьми в группе.

Ярче всего протекает тяжелая адаптация. Она сопровождается проблемами со сном и аппетитом, отказом от какого-либо общения, агрессией, направленной в адрес воспитателя и сверстников. У ребенка начинается задержка речевого развития, он часто болеет, мало прибавляет в весе.

Как долго привыкает?

фото 18748_3

По словам психологов, сроки каждой стадии выглядят так:

  • легкая от 3 до 4 недель;
  • средняя — 1,5-2 месяца;
  • тяжелая — больше 2 месяцев.

Это условные показатели, поскольку все дети индивидуальны.

Что может сокращать или удлинять?

На длительность периода привыкания к детскому саду влияет несколько факторов:

Далеко не последнее место занимает и половая принадлежность. У мальчиков адаптация проходит сложнее, поскольку в детсадовском возрасте они сильнее, чем девочки привязаны к родителям.

Как понять, что малыш адаптировался?

фото 18748_4

Завершение адаптации к детскому саду имеет такие признаки:

  1. Исчезли проблемы с аппетитом. Ребенок хорошо ест в саду. Причем, он не перебирает блюдами, а ест все, что дают.
  2. Нет бессонницы, сон крепкий и глубокий. Утром кроха встает с удовольствием.
  3. В течение дня настроение всегда хорошее и радостное.
  4. Ребенок набирает вес, согласно нормам.
  5. Заметно привыкание к установленному в саду режиму. Малыш уже запомнил, что сначала он переодевается, потом делает зарядку, моет руки, идет завтракать и т.д.

Конечно, дети могут плакать, расставаясь с мамой и папой. Но если они быстро успокаиваются и активно включаются в игры со сверстниками, адаптацию можно считать успешно завершенной.

Заключение

Сказать точно, сколько времени уйдет на адаптацию к детскому саду, невозможно. В среднем она занимает не более 2 месяцев. Но все зависит от конкретного ребенка, его характера и уровня развития.

Читайте также: