Сказки левшина краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Атлантический океан, два немолодых человека Алекс и Карл беседуют на палубе лайнера. Оба успешны, внушительны на вид, особенно богат русский Алекс, любитель джаза 1950-х годов (шведу Карлу ближе блюз). У Алекса жена-художница в Питере.

Сюжет

Отзыв

Смысл названия: прыжок – не падение, а полет, освобождение. Тема технического прогресса, внешнего успеха в жизни, и краха, отчуждения в отношениях с родными людьми, одиночества. Рассказ о том, что люди из всего делают деньги. Нажива на горе, слабостях людей. Все продается и покупается. Люди по-прежнему не властны над жизнью и смертью. Тема потери смысла жизни. Но самоубийство – не выход. Герои совершают его по инерции, чтоб больше не думать, не вспоминать, не винить себя. Рассказ учит ценить близких, пока они рядом, прощать людей и себя, учиться смотреть правде в лицо, принимать жизнь, какая она есть, не искать убежища в иллюзиях.

Вся жизнь князя русов Желатуга проходит в борьбе с мятежными народами населяющими Финляндию. Те земли уже когда-то завоевывали и его дед Рус и даже брат деда Славен. Все слабее и слабее становится государство Русов, а всё из-за междоусобных войн между племенами. Пользуется этим царица бриттских островов Царь-девица и нападает со своим войском на город Руссу и грабит его. Не может пережить такой печали и грусти Желатуг. Он умирает и оставляет после себя только своего сына Видимира. Воспитывает молодого царя полководец и бывший вельможа Желатуга Драшко. Главная причина междоусобных войн и мятежей это установления. По ним покоренные финны имеют значительно меньше прав, чем коренное население Руси. Драшко это понимает, и первым делом уравнивает всех в правах. Мятежи вскоре совсем прекращаются.

ПОВЕСТЬ О ЗЛАТОМ СОСУДЕ

Много людей уже стало в долинах Сенаарских. Вожди племен хотят найти новые места для расселения. Рус посоветовался со своими собратьями и выбрал движение на север страны. Тем временем, его отец Аспарух хочет найти тайное средство, которое может сделать его народ самым сильным на земле и непобедимым. Аспарух знает тайную каббалу и владеет другими черными знаниями. Приходят в Аланию Аспарух и его ученик Роксолан. И решают уйти на гору Алан. Дело великое их ждет на той самой горе. Все свои знания собирают они воедино и из самых маленьких частиц создают они золотой сосуд и венец великий. Заключена в реликвиях этих великая сила русского народа. Аспарух вложил в нее все свои магические знания и навыки. Берет в руки Аспарух венец великий и золотой сосуд и несет их к алтарю Чернобога. Чернобог тот повелитель всех тайных наук и каббалы. Приготовлена и жертвы уже. В золотых клетках сидят сорок воронов и сов черных и девять черных шерстью своей овнов. Последовали магические заклинания Аспаруха. Поднял вихрь их обоих в небо и отнес к северному пупу всей Земли. Превратились они там в ледяные глыбы и спустились в расщелину Земли. Бушуют багровые реки в той расщелине и волны высокие ударяются о края скал. А перед ними появились ворота Чернобога.

Встал перед ними сам Чернобог в образе человека. Великий бог черной науки ждет слов и вопросов их. Просит его Аспарух за судьбу славян. Просит, чтобы они были велики вовеки. И судьба их пусть останется во веки веков и чтобы народы все окружающие их боялись. Взял Чернобог в свои руки человечьи книгу судеб и стал читать ее вслух. Предрек Чернобог славянам великое процветание и победы во всех их битвах и войнах. Но с условием, что славяне будут как зеницу ока своего хранить те законы, которые прописаны на великом венце. Если не будут выполнять славяне законов, которые прописаны в венце, то постигнет их великая смертная участь. Но в это время придет на помощь золотой сосуд, который соберет в себя все напасти и уравновесит их. Аспарух будет по завету Чернобога хранителем золотого сосуда. А когда Аспарух умрет, его приемником должен стать Роксолан. Чернобог источает из своих уст длинные языки огня. Этим огнем он пишет на великом венце и золотом сосуде права и обязанности государя. Взяв с собой золотой сосуд и великий венец Аспарух и Роксолан уходят от Чернобога на самый юг по землей. Пройдя долгие дни, они, наконец, доходят до своей пещеры, которая находится на священной горе Алан. На своем пути Роксолан начинает читать заповеди государя. Они гласят, что государь должен быть стражем и отцом своему народу и слугой его. Когда Аспарух и Роксолан приходят в пещеру, то сооружают волшебный золотой ковер, который сделан из перьев всех птиц. Роксолан берет в руки волшебное зеркало, которое ему подарил Чернобог и видит в нем, что русы побеждают и аланов и финнов. А после великих побед создают 2 больших государства со своими столицами.

После того момента, как Рус стал государем прошло уже двести лет. Аспарух все время наблюдает в волшебное зеркало за состоянием государства. Он видит через него все те несправедливости, которые коснулись народов Финляндии. Но Аспарух ничем не может помочь отечеству. Потому что это ему запретил делать сам Чернобог. Аспарух имеет право только хранить золотой сосуд, который заключает в себе всю историю и будущую судьбу народа Русов. Аспарух придумал наводить сон на государей Руси, и приказывать своим духам приходить к ним и предупреждать о том, что русов и финнов надо уравнять в правах, иначе не избежать мятежей и упадка государства. Но государи, к сожалению, никак не реагируют на пророческие сновидения, посылаемые Аспарухом. Прошло еще девятьсот восемьдесят лет. Уже старый Аспарух умирает и на его место встает Роксолан. Теперь он в праве хранить золотой сосуд. Он также, как и Аспарух наблюдает за государством через волшебное зеркало и чрезвычайно печалится всем тщетным попыткам Желатуга хоть как-то спасти свое родное государство.Во всем виноваты злые духи, которые стоят за финнами. Именно они сделали так, чтобы русы руководили финнами. А те, в свою очередь, делали мятежи и беспорядки в государстве. Всем злым духам покровительствует главный дух по имени Астарот. Но он управляет финнами не один. У него есть два его верных помощника – Астульф и Деномах.Астарот очень боится, что русы могут понять тайный смысл законов, которые написаны на великом венце, и таким образом объединится с финнами в один народ и покончить с Астаротом и его властью. Поэтому Астарот говорит своим помощникам, что им в любом случае необходимо воспользоваться тем, что русы не понимают истинного смысла заветов.

Для того, чтобы победить волю руссов, Астарот придумывает коварный план. Он хочет украть золотой сосуд, в котором хранится прошлое и будущее русов. А для выполнения этого злодейского плана, он намерен использовать человека. Для этого Астарот выкрадывает из одной старой деревки младенца, который бал зачат в черный день от порочных родителей и приносит его к себе во дворец, который находится на Валдайских горах. Там он каждое утро поит младенца специально принесенной для этих целей змеиной кровью. Там образом человек этот превращается в Змиулана. Именно он должен походить золотой сосуд русов. Астарот учит его всему, что знает сам. Это и черные науки и чародейство. Подчиняет во власть Змиулана сотни демонов и чертей из самого Ада. Проходит время и младенец вырастает. Он видит свою главную цель в жизни убить Роксолана. Для того, чтобы Змиулан никуда не ушел после битвы вместе с золотым сосудом. Для этого он дает Змиулану расписку и тот расписывается на ней своей собственной кровью. Теперь душа Змиулана полностью принадлежит Астароту. Астарот говорит Змиулану, что победить русов можно только если они потеряют или утратят свой великий венец. Тем самым русы прогневают всех великих богов и те, в свою очередь, полностью лишат их своего могучего покровительства. А когда не станет у них покровительства, можно будет придти к Роксолану и беспрепятственно взять у него золотой сосуд. Но не пустят черного Змиулана решать земные дела боги света. Для этого нужен человек, который сможет совершить воровство золотого сосуда.

Очень долго совещались черные боги и Астарот и, наконец, выбрали в исполнители - Царь-девицу. Она властвует над злыми разбойниками бриттами. И тоже желает понять и научится тайным знаниям. А Змиулан приходит к ней и говорит, что без великого венца ей никогда не завоевать власти на земле и не победить русов. Прошло немного времени и Змиулан становится ее наставником. Для этого он оборачивается двенадцатикрылым змеем и прилетает ко дворцу Царь-девицы. Предстает перед ней и говорит, что он великий маг и чародей и сотни демонов из Ада его слуги. Предложил он Царь-девице такйным наукам у него обучаться , но из-за особого расположения звезд и созвездий на небосводе в самый момент ее рождения, не смогла она постичь всех знаний в совершенстве. Говорит ей тогда Змиулан, что для того, чтобы полностью познать все науки, нужен великий венец, который сейчас находится у русов. И предлагает ей им завладеть. Показывает ей Змиулан столицу государства Русов. Не осталось там крепких стен и башен со стрельцами. Почти полностью утратило силу государство. Но Роксолан через свое волшебное зеркало все видит и решает послать вещее сновидение царью русов Желатугу. Но тот не внимает советам Роксолана и уже не в силах влиять и властвовать над своими придворными и войнами. Поэтому Царь-девица без особого труда похищает великий венец и приносит его Змиулану. А тот взамен этого, обучает ее тайным наукам и каббале и подчиняет ей чародея Астульфа. Любопытна Царь-девица всеми знаниями над всеми частями света Земли. Каждый день Астульф ей рассказывает где и что происходит.

Вот и закончил свою историю Роксолан. Теперь Булат знает кому помог. Принес Роксолан Булату и волшебное зеркало и стал ему показывать тот самый дворец, в котором живет Церь-девица. И увидел Булат, что никто не охраняет стен его. Ибо самонадеянная Царь-девица никого не желает ставить возле ворот ее, чтобы не мешали заниматься ей чародейством и черной магией. Астульф только сидит возле нее и предупреждает, что много раз пытался он Булата убить, но не смог. Ибо черные чары не могут на него подействовать. Царь-девица не верит Астульфу. Она сама хочет убить Булата, с помощью своей великой магии. Собирается Булат в дальнюю дорогу и через некоторое время приходит к самому дворцу Царь-девицы. Она выходит к нему вся красивая, ибо главное оружие женское это красота. И соглашается отдать ему великий венец русов. Приглашает она его к себе в палаты и там за прочими яствами подмешивает ему в вино тайный порошок. Снадобье которое может усыпить Булата. Но устоял Булат и во время, пока она спала разорвал все ее черные книги, взял великий венец и завладел ее спящей. Но понял Булат после всего, что сделал и спешно покинул дворец Царь-девицы.

Уже долгое время странствует по всему белому свету Булат. Никак не может найти дороги обратной к русам. Пустыни Полянские величественны по своей широте и падает среди них он в полном изнеможении. Но его находит там Роксолан в обличии волшебного льва и уносит к государю Видимиру. Венчают Видимира на царство всем сущим государством русов. Но в это время приходит волнующая весть. Царь-девица стоит у Ирмер-озера вместе со своим войском. Приходит к ним Булат и видит в шатре Царь-девицу и люльку возле нее с младенцем. Она рассказывает Булату, что это его сын и она намерена биться с ним, дабы смыть с себя весь позор. Но в тайне любит она Булата и у него в ответ к ней просыпается чувство любви. Смягчается Царь-девица и решают они вместе с Булатом венчаться браком. Государь Видимир принимает их у себя во дворце и процессия великая проходит там же. После чего Булат уезжает вместе с его молодой женой к бриттам и там просвещает их. Бритты утрачивают желание разбойничать и становятся верными друзьями русов. Роксолан решает перенести золотой сосуж русов к Чернобогу во дворец. Там он становится первосвященником. Видимир и народ руси чутко следует наставлениям, которые начертаны на великом венце. А когда государи последующие отступают от них, то пропадает золотой сосуд и все фразы написанные на великом венце сглаживаются. Но Роксолан уже знает, что скоро вновь прославиться отечество русов.

Желатуг, князь русов, всю жизнь борется с мятежными финскими народами, земли которых завоевали его дед Рус и брат деда Славен, когда вошли в пределы нынешней России.

Государство слабеет в междоусобных бранях, и этим пользуются враги: Царь-девица, владычица бриттских островов, грабит столичный город Руссу, и князь Желатуг умирает от печали, оставив малолетнего сына Видимира. Его воспитанием занимается Драшко, полководец Желатуга и мудрый вельможа. Драшко понимает причины упадка государства: всему виной установления,

Драшко уравнивает в правах побежденных и победителей, и мятежи прекращаются.

Видимир вырастает, и Драшко возводит его на престол. Предстоит венчать нового государя на царство. Однако по славянским обычаям на главу Видимира позволительно возложить только корону его праотца Руса и никакую другую, но эта корона вместе с прочими сокровищами досталась Царь-девице.

У славян эта корона почитается святыней: жрецы утверждают, что она упала с неба и помогала славянам одерживать победы в сражениях.

Видимир и сам чувствует нетвердость

своей власти без дедовского венца. Он не может идти на Царь-девицу войной, ибо у него нет флота, чтобы добраться до островов бриттов, к тому же опасно оставлять государство, потому что финны могут снова взбунтоваться. Остается одно средство: найти богатыря, который вернет святыню.

Драшко приводит к Видимиру могучего Булата, который одной дубиной побил римское войско, когда служил Кигану, Аварскому королю. На озере Ирмере близ Коростана приготавливают варяжскую ладью, и богатырь отправляется в поход. Он проплывает через Ладожское озеро, Варяжское море и выходит в Океан. Начинается свирепая буря, и Булат направляет ладью к неизвестному острову, чтобы на суше переждать разгул стихии.

На поляне богатырь видит, как бьются лев со змеем, а неподалеку стоит золотой сосуд. Булат помогает льву и убивает змея. Лев превращается в старца, и тот объясняет Булату, что богатырь убил не змея, а злого чародея Змиулана.

Старец берет золотой сосуд и приводит Булата в пещеру, где стоит жертвенник и истукан Чернобога: в руках истукана вилы, которыми он поражает огнедышащее чудовище. Старец, имя которого Роксолан, рассказывает Булату свою историю:

Повесть о златом сосуде

Люди так размножились на долинах Сенаарских, что многие родоначальники начинают искать новые земли для поселения. Рус, избранный своими собратьями вождем, движется на север. Отец Руса, Аспарух, великий каббалист, искусный в тайных науках, тем временем изыскивает средство, которое сделало бы его народ непобедимым.

Когда русы приходят в Аланию, Аспарух со своим учеником Роксоланом уединяются на горе Алан (Птолемей помещал гору Алан в пределах нынешней России) и, используя тайные знания, создают из чистейших начальных частиц всех стихий и металлов венец и золотой сосуд. В них Аспарух заключает судьбу русского народа, ибо смесь, из которой они сделаны, неразрушима. Аспарух решает принести венец и сосуд к престолу Чернобога, покровителя тайной науки.

Вместе с Роксоланом он приготавливает дары и жертву: сорок воронов и сов в золотых клетках и тридцать девять черных овнов. Аспарух произносит заклинания, и огненный вихрь относит его и Роксолана к северному пупу земли. Там они, заключенные в две ледяные глыбы, спускаются в горящую подземную пропасть, где кипят и бушуют огненные реки, волны которых несут целые горы селитры.

Наконец они оказываются перед чертогами Чернобога.

Аспарух просит Чернобога, великого бога-мстителя, который предстал перед ними в образе человека, чтобы судьба русов была “недвижима во веки”: пусть золотой сосуд и царский венец станут защитой храбрым славянам и пусть все народы их боятся. Чернобог открывает Книгу Судеб и предрекает русам процветание и победы, пока их князья будут хранить законы, “таинственно прописанные” на венце. Когда же они уклонятся от них, венец попадет в чужие руки, а область Славянская ниспровергнется, но золотой сосуд, в котором хранится судьба русов, уравновесит все напасти.

Чернобог назначает Аспаруха стражем и хранителем сосуда, а после его смерти его преемником станет Роксолан. Из уст Чернобога исходит огонь, который входит в сосуд и пишет на венце неизгладимыми буквами обязанности государя.

Аспарух и Роксолан покидают чертоги бога-мстителя и следуют на юг под землей, а путь им прокладывает пламенная острога Чернобога. Так они добираются до своей пещеры в хребте горы Алан. Роксолан по пути читает слова закона на венце и извлекает единое содержание: достойный монарх забывает себя и есть лишь отец, страж и слуга народа.

В пещере Аспарух сооружает летающий ковер из перьев всех птиц, а Роксолан в волшебном зеркале, полученном в дар от Чернобога, прозревает грядущие события: русы одерживают славные победы над аланами и финнами и создают две империи – славян и русов со столицами Славенском и Руссой.

Аспарух делится с Роксоланом своими планами: он пообещает своему сыну, Русу, покровительство богов и расскажет ему, что они обещали послать ему с неба венец. Аспарух объясняет ученику, что им не обойтись без благочестивого обмана: когда весь народ под предводительством жрецов соберется на моление, Роксолан должен будет подлететь на летающем ковре, который видом подобен легкому облаку, а затем, пуская в воздух молнии и дым, через отверстие в ковре спустить прямо на главу Руса венец на золотой нити, а он, Аспарух, незаметно обрежет эту нить. Пусть простолюдины почитают венец за святыню, тогда под предлогом защиты венца можно будет возбудить в них усердие и храбрость.

Если государь будет следовать установлениям, начертанным на венце, а подданные будут видеть в повелениях государя божественные глаголы, то держава станет непобедимой.

Утром Аспарух приводит Руса в сопровождении толпы народа на холм Перуна. Жрецы несут истукан Чернобога и агнцев для всесожжения: черных – в жертву Чернобогу, а белых – Перуну. Когда весь народ со страхом и благоговением ждет, чтобы свершилось обещание небес, изреченное устами мудрого Аспаруха, Роксолан с ковра опускает на главу Руса венец.

Верховный жрец списывает начертания с венца в священную книгу, а Аспарух, уединившись с Русом во дворце, истолковывает ему обязанности государя. После этого Аспарух прощается с Русом и возвращается к Роксолану.

Аспарух видит в волшебном зеркале место, которое небеса предназначили ему для обитания: это остров в Северном океане. Они с Роксоланом с помощью заклинаний переносятся туда и устраиваются в пещере, а золотой сосуд оставляют на поляне, под охраной двух тысяч светлых служебных духов.

Проходит двести лет. Аспарух все это время наблюдает в волшебном зеркале за состоянием своего отечества. Его серьезно беспокоит устав, согласно которому финские народы стали невольниками. Аспарух предвидит все бедствия, проистекающие из этого упущения государя, но не может их отвратить, ибо он поклялся Чернобогу не отлучаться с острова и хранить золотой сосуд, в котором заключена судьба русов.

Через служебных духов Аспарух посылает сновидения русским государям, чтобы побудить их к уравнению русов и финнов в правах. Однако государи не внемлют советам, полученным во сне, и государство все больше приходит в упадок.

В возрасте девятисот восьмидесяти лет Аспарух умирает, и хранителем золотого сосуда становится Роксолан. Он с тревогой следит за тщетными попытками Желатуга спасти отечество. В волшебном зеркале он видит совет злых духов, которые дерзновенно противостоят Творцу.

Злые духи, предводительствуемые Астаротом и его ближайшими помощниками – Астульфом и Демономахом, покровительствуют финнам и ненавидят русов. Астарот рассказывает своим подданным, что это он внушил Русу гордость, и тот учинил славян господами над финнами. Однако Астарот опасается, что законы, записанные на венце, когда-нибудь вразумят русов: тогда они с финнами составят один народ, а это будет означать конец власти Астарота в этих землях, где его всегда чтили как бога.

Астарот объясняет Астульфу и Демономаху, что необходимо воспользоваться тем, что русам еще недоступен свет ясного познания и Творец всего сущего им неведом, хотя они поклоняются небесной власти и ненавидят силу ада.

Астарот предлагает похитить золотой сосуд, в котором хранится судьба русов: тогда славяне станут рабами финнов и в результате ни те, ни другие не узнают Творца. Для исполнения коварных замыслов злым духам необходим исполнитель из рода людей, который станет их орудием. Демономах выкрадывает из финской деревни близ Голмгарда младенца, родившегося от преступных и порочных родителей, и переносит его в Валдайские горы.

Там он поит Змиулана змеиной кровью, вдыхает в него адскую злобу и учит чародейству, внушая лютую ненависть к славянам.

Змиулану подчиняются демоны, и он своей злобой превосходит их всех. Он вырастает и жаждет сразиться с Роксоланом, хранителем золотого сосуда, но Астарот, взяв со Змиулана расписку кровью, согласно которой душа Змиулана навеки принадлежит ему, объясняет Змиулану, что сразиться с учеником Аспаруха он сможет лишь после того, как чужестранная держава завладеет венцом русов. Если русы утратят венец, они впадут в пороки, прогневают богов, и те лишат их своего покровительства. Только тогда можно победить Роксолана и отнять у него золотой сосуд.

Поскольку сам Змиулан, душа которого уже принадлежит Астароту, не сможет выкрасть сосуд, ибо боги не допустят прямого вмешательства сил зла в дела земные, то необходимо содействие человека, не посвященного в тайны колдовства, наделенного храбростью и привычного к разбойничьим набегам.

Для этой цели лучше всего подходит владычица разбойничьих бриттских островов Царь-девица, жаждущая приобщиться к тайным знаниям. Змиулан должен стать ее наставником и внушить ей, что без венца русов ей не достичь совершенства в изучении тайных наук. Змиулан прилетает на острова бриттов в виде двенадцатикрылого змея и предстает перед Царь-девицей.

Он называется царем чародеев и говорит ей, что мог бы обучить ее чародейству, но, увы, из-за особого расположения созвездий, под которыми родилась Царь-девица, ей не удастся преуспеть в тайных науках до тех пор, пока она не завладеет венцом русов. При этом она должна действовать, не рассчитывая на его помощь, лишь силой оружия и обычной хитростью. Змиулан показывает ей путь в столицу русов, где крепости разорены, а на башнях даже нет часовых, и подсказывает, как завладеть венцом.

Роксолан, которому все известно о коварных планах злых духов, посылает Желатугу сновидения, посредством которых дает ему мудрые советы, но государь, сломленный неудачами и утративший всякое влияние на своих придворных, не в силах понять намеки Роксолана и не может уже ничего изменить.

Царь-девица похищает венец, а Змиулан обучает ее тайнам колдовства и дает ей в подчинение Астульфа, начальника вестоносных духов. Воспользовавшись любопытством, свойственным женскому полу, Астульф целыми днями развлекает Царь-девицу рассказами о событиях в разных концах света, потчуя ее смесью из лжи и истины.

Змиулан, ободренный тем, что венец русов похищен, готовит себе особую непробиваемую броню для поединка с Роксоланом. Тот в отчаянии обращается с мольбой к Чернобогу, чтобы он не губил его отечество, но Чернобог отвечает, что пороки русов отнюдь не отвратили его от них, и временные бедствия народа – не следствие его гнева, но лишь орудие исправления русов, ибо “слепые смертные не могут инако вразумляться”. Чернобог вручает Роксолану львиную шкуру со стальными когтями, которые пробьют броню Змиулана, и обещает дать ему в помощники богатыря, которого Роксолан должен опекать с самого рождения.

В волшебном зеркале Роксолан наблюдает за ростом и возмужанием будущего богатыря Булата. Он посылает под видом пустынника служебного духа для его воспитания, укрепляет Булата в добродетели и посылает ему чудесное оружие, дубинку, в которую вделан стальной коготь с львиной шкуры. Когда отряды злых духов под водительством Змиулана нападают на остров, происходит жестокая битва, свидетелем окончания которой и становится Булат, раздробивший голову Змиулана своей дубиной.

Царь-девица смущена и озадачена, однако она надеется победить Булата с помощью своих природных чар.

Когда богатырь является во дворец Царь-девицы, она встречает его во всеоружии своей женской красоты и соглашается вернуть венец русов. Она просит его остаться на угощение и подмешивает ему в питье порошок, который затмевает волю и сознание богатыря. Роксолан помогает Булату избавиться от наваждения, но богатырь не в силах устоять перед прелестями спящей Царь-девицы: “ослабленные нервы собрали кровь под тончайшие части кожи и произвели колеблющийся розовый пламень на ее щеках”.

Забрав у нее венец и разорвав в клочья ее чародейные книги, он овладевает ею спящей и, устыдившись своего поступка, покидает остров.

После многих приключений Булат ищет дороги в отечество, блуждает в пустынях Полянских и, обессиленный, становится добычей огромного льва, который взваливает его на хребет и во мгновение ока приносит во дворец Видимира. Там лев принимает облик Роксолана. Видимира венчают на царство, но среди всеобщей радости приходит известие о том, что Царь-девица с огромным войском прибыла к Ирмер-озеру.

Булат отправляется в ее стан и видит в ее шатре люльку с младенцем. Царь-девица рассказывает ему, что это – его сын. Она хочет биться с ним, чтобы его кровью смыть с себя позор, но Булат убеждается в том, что она втайне горячо его любит. В сердце богатыря также пробуждается ответное чувство, он открывается Царь-девице, и вскоре они сочетаются браком во дворце Видимира, после чего Булат уезжает с молодой женой на острова бриттов.

Там Булат просвещает бриттов, которые бросают разбой и становятся верными союзниками русов.

Роксолан переносит золотой сосуд в храм Чернобога и служит в нем первосвященником. Видимир, следуя его наставлениям, восстанавливает былую славу русов. Его потомки также следуют правилам, которые написаны на венце, но, когда они уклоняются от них, русы теряют силу, золотой сосуд становится невидимым, а написанные на нем начертания сглаживаются.

Однако, согласно предсказанию Роксолана, некогда отечество русов вновь прославится, монархи вспомнят правила Аспаруха и “возвратят на землю свою золотой век, что ныне и исполнилось”.

Среди русских писателей XVIII века В. А. Лёвшин занимает почетное место.

Кроме трех народных сказок, в собрании Лёвшина помещены две сатирико-бытовые повести, отображающие русскую жизнь того времени.

Написанная в традиции русской, сатиры 60-70-х годов, повесть Лёвшина отличается простотой языка и широким привлечением материалов устного народного творчества: обилием народных пословиц и поговорок. Например: не смеря броду, не суйся в воду; всякий Еремей про себя разумей; по бабе брага и по Сеньке колпак; чем более достатку, тем более прихотей; богатство ум рождает; с роком не подерешься; береги денежку про черный день; мимо яблоньки яблочко не падет и т. д.

Повесть эта построена на контрасте, и в ней, едва ли не впервые в русской литературе, дана попытка раскрыть душевные переживания героя, описать его мысли, показать, что за внешней неприглядностью таится доброе сердце, сочувствие окружающим.

Повесть Лёвшина отличает и внимание к описанию мельчайших бытовых деталей. У Брагина — рваные, грязные башмаки, из-под которых выглядывают кривые пальцы, кафтан в заплатах, лицо его очень неприглядно.

Л-ра: Историко-литературоведческие статьи. ЛГПИ им. А. И. Герцена. Учёные записки. – Ленинград, 1967. – № 321. – С. 264-271.

Читайте также: