Сказание о попе саве краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

от Козмы и Домияна из-за реки, а в приходе у нево богатые мужики.

А зовут ево, попа, Савою, да не мелак он славою.

Аще живет и за рекою, а в церкву не нагою.

Люди встают — молятся, а он по приказам волочитца,

Ищет, с кем бы ему потегатца и впред бы ему с ним не видатца.

Да он же по площеди рыщет, ставленников ищет

и много с ними говорит, за реку к себе монит:

у меня-де за рекою стойте, а в церкви хотя и не пойте. Я-де суть поп Сава, да немалая про меня и слава.

Аз вашу братью в попы ставлю, что и рубашки на вас не оставлю,

Сам я, Савушка, хотя и наг пойду, а вас шта бубнов поведу.

Людми он добрыми хвалитца, а сам от них пятитца,

как бы обмануть и за Москву-реку стянуть.

По тех мест он ставленников держит, как они денги все издержут,

а иных домой отпускает и рукописание на них взимает, чтоб им опять к Москве приполсти, а попу Саве винца привести.

А хотя ему хто и меду привезет, то с радостию возмет

и испить любит, и как все выпьет, а сам на них рыкнет:

даром-де у меня не гуляйте, подите капусту поливайте. А когда он изволит спать, а ставлеником прикажет баню топить.

И как над ними наругался, толко сам в беду попался. Когда жена ему гаварила и о всем ему предвозвестила:

Лихо-де им от тебя ныне потерпеть, а после де и сам от них станешь пердеть.

Сколка тебе, Савушка, не жить, а галавою своею наложить.

Добро бы тебе от церкви не отбыть и смертны час не забыть.

Глас божи — глас народа. Где твоя, Савушка, порода, хотя тебе непригожо, тут твоя и рожа.

Сколко ты не плутал, а ныне на цепь попал.

Добро бы тебе не воровать и добрых людей варами не называть.

Ставленников посылает обедни служить, а сам на постели лежит.

Кто к сему подобно не творит, тот все галавою наложит,

кто друга съедает, тот всегда сам пропадает,

а кто за ябедою ганяетца, тот скоро от нея погибаетца.

А кто за крамою ходит и как ему не вспитатца, толко у ворот ево никто не стучитца,

а кто к нему ни ходит, и он к нему сам выходит

и там проститца и паки в дом возвратитца.

А ты бы сам, Савушка, шел да простился, с кем вчера побронился.

ОТВЕТ ПОПА САВЫ Х ПОПАДЬЕ

Поистинне ты, поподья, не смыслеш и дела не знаеш.

И рад бы шол да простился, да со многими людми разбронился.

Как мне не гулять, а от цепи не отлинять.

Да прости ты, поподья, слово твое збылося, уже и приставы приволоклися,

и, яко пса, обыдоша мя ныне, толко не сыскать было им меня и во веки.

Мне начесь спалось да много видилось:

пришли ко мне два аньела и говорят: много-де у тебя, поп, в мошне денег,

мы-де их вынем, сочтем и в обтеку снесем.

Али ж я спал дома на перине, проснулся, ан уш в патриаршей хлебне на рогозине,

и хожу по хлебне, покличу, ан с шелепом ко мне на встречу.

И как бы я ево не умалил, и он бы меня шелепом прибил.

О сем поп Сава дивился, как он на цепи очутился, денег у него в мошне было немало, хватился, ан нет, ни пула не стало.

А мню, те два аньела вытресли и, положа, ис обтеки назат не вынесли.

Горе мне, дураку, и великому блядину сынку, что Сава на цепь попал и во веки пропал.

ЕГО Ж, БЕЗУМНАГО ПОПА, СМЕШНОЙ ИКОС

Радуйся, шелной Сава, дурной поп Саво,

радуйся, в хлебне сидя, ставленнически сидне!

Радуйся, что у тебя бараденка выросла, а ума не вынесла!

Радуйся, глупы папенцо, непостриженое гуменце.

Радуйся, породны русак, по делам воистинну дурак.

Радуйся, потриарша хлебня, видя тебя, такова сидня!

Радуйся, Савы шея, что цепь великая звеня и муки сея!

Радуйся, вшивая глава, дурной поп Сава,

Радуйся, град Тула, что сидит Сава у великава стула.

Радуйся, дурны нос, на лес глядя, рос.

Радуйся, долги поп и ако боярски халоп.

Радуйся, с добрыми людми поброняся, а в хлебне сидя веселяся.

Радуйся пив вотку, а ныне и воды в честь.

Радуйся, хлебню посетив и цепь просветив!

Радуйся и веселися, а дамов не торопися.

Радуйся, попа Савы спина, что хочет быти шелепина.

Радуйся, Сава глупой, и всей глупости твоей слава,

и везде про тебя дурная слава.

А на што тебе, Савушка, кондак, блядин ты сын и так.

Конец хождению Саве болшой славе.

Сказание о попе Савве.

Публикуется по изданию: Памятники литературы древней Руси. XVII век. Книга вторая. М. 1989.

Сайт "Открытый текст" функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
✉ Письмо в редакцию
🔎 Карта сайта

Повесть о попе Савве обличает одного из тех московских свя­щенников-профессионалов, которые нажили себе богатство обуче­нием ставленников, но и жестоко поплатились за крайнее злоупот­ребление своей профессией и вообще за слишком нерадивое отно­шение к своим церковным обязанностям.

Люди встают, молятся, а он по приказам волочнтца, Ищет, с кем бы ему потегатца и впредь бы ему с ним не видатца. Да он же по площеди рыщет, ставленников ищет

И много с ними говорит, за реку к себе манит:

У меня де за рекою стойте, а в церкви хоть и не пойте,

Я де суть поп Сава, да немалая про меня слава,

Аз вашу братью в попы ставлю, что и рубашки на вас не оставлю.

Держит он ставленников до тех пор, пока они не истратят всех своих денег, а с иных, отпуская их домой, берёт расписку, что они вновь приедут в Москву и винца ему привезут. Ставленники у него и капусту поливают, и баню топят.

Жена предупреждала Савву, чтобы он был осторожнее в своих поступках, но он жены не послушался и сел в конце концов на цепь. Сидя на цепи, Савва видит сон. Пришли к нему два ангела и гово­рят ему, что много у него в мошне денег, и заберут они эти деньги в опеку. Спал Савва дома на перине, а проснулся в патриаршей хлебне на рогатине. К нему приставлен был человек с плетью, ко­торый чуть было не прибил его. Денег в мошне не оказалось — их вытрясли те два ангела, и из опеки денег теперь уже не вернуть.

Радуйся, шелиой Сава, дурной поп Саво!

Радуйся, в хлебне сидя, ставленнически гидне. Радуйся, что у тебя барадёнка вырасла, а ума не вынесла.

от Козмы и Домияна из-за реки, а в приходе у нево богатые мужики.

А зовут ево, попа, Савою, да не мелак он славою.

Аще живет и за рекою, а в церкву не нагою.

Люди встают — молятся, а он по приказам волочитца,

Ищет, с кем бы ему потегатца и впред бы ему с ним не видатца.

Да он же по площеди рыщет, ставленников ищет

и много с ними говорит, за реку к себе монит:

у меня-де за рекою стойте, а в церкви хотя и не пойте. Я-де суть поп Сава, да немалая про меня и слава.

Аз вашу братью в попы ставлю, что и рубашки на вас не оставлю,

Сам я, Савушка, хотя и наг пойду, а вас шта бубнов поведу.

Людми он добрыми хвалитца, а сам от них пятитца,

как бы обмануть и за Москву-реку стянуть.

По тех мест он ставленников держит, как они денги все издержут,

а иных домой отпускает и рукописание на них взимает, чтоб им опять к Москве приполсти, а попу Саве винца привести.

А хотя ему хто и меду привезет, то с радостию возмет

и испить любит, и как все выпьет, а сам на них рыкнет:

даром-де у меня не гуляйте, подите капусту поливайте. А когда он изволит спать, а ставлеником прикажет баню топить.

И как над ними наругался, толко сам в беду попался. Когда жена ему гаварила и о всем ему предвозвестила:

Лихо-де им от тебя ныне потерпеть, а после де и сам от них станешь пердеть.

Сколка тебе, Савушка, не жить, а галавою своею наложить.

Добро бы тебе от церкви не отбыть и смертны час не забыть.

Глас божи — глас народа. Где твоя, Савушка, порода, хотя тебе непригожо, тут твоя и рожа.

Сколко ты не плутал, а ныне на цепь попал.

Добро бы тебе не воровать и добрых людей варами не называть.

Ставленников посылает обедни служить, а сам на постели лежит.

Кто к сему подобно не творит, тот все галавою наложит,

кто друга съедает, тот всегда сам пропадает,

а кто за ябедою ганяетца, тот скоро от нея погибаетца.

А кто за крамою ходит и как ему не вспитатца, толко у ворот ево никто не стучитца,

а кто к нему ни ходит, и он к нему сам выходит

и там проститца и паки в дом возвратитца.

А ты бы сам, Савушка, шел да простился, с кем вчера побронился.

ОТВЕТ ПОПА САВЫ Х ПОПАДЬЕ

Поистинне ты, поподья, не смыслеш и дела не знаеш.

И рад бы шол да простился, да со многими людми разбронился.

Как мне не гулять, а от цепи не отлинять.

Да прости ты, поподья, слово твое збылося, уже и приставы приволоклися,

и, яко пса, обыдоша мя ныне, толко не сыскать было им меня и во веки.

Мне начесь спалось да много видилось:

пришли ко мне два аньела и говорят: много-де у тебя, поп, в мошне денег,

мы-де их вынем, сочтем и в обтеку снесем.

Али ж я спал дома на перине, проснулся, ан уш в патриаршей хлебне на рогозине,

и хожу по хлебне, покличу, ан с шелепом ко мне на встречу.

И как бы я ево не умалил, и он бы меня шелепом прибил.

О сем поп Сава дивился, как он на цепи очутился, денег у него в мошне было немало, хватился, ан нет, ни пула не стало.

А мню, те два аньела вытресли и, положа, ис обтеки назат не вынесли.

Горе мне, дураку, и великому блядину сынку, что Сава на цепь попал и во веки пропал.

ЕГО Ж, БЕЗУМНАГО ПОПА, СМЕШНОЙ ИКОС

Радуйся, шелной Сава, дурной поп Саво,

радуйся, в хлебне сидя, ставленнически сидне!

Радуйся, что у тебя бараденка выросла, а ума не вынесла!

Радуйся, глупы папенцо, непостриженое гуменце.

Радуйся, породны русак, по делам воистинну дурак.

Радуйся, потриарша хлебня, видя тебя, такова сидня!

Радуйся, Савы шея, что цепь великая звеня и муки сея!

Радуйся, вшивая глава, дурной поп Сава,

Радуйся, град Тула, что сидит Сава у великава стула.

Радуйся, дурны нос, на лес глядя, рос.

Радуйся, долги поп и ако боярски халоп.

Радуйся, с добрыми людми поброняся, а в хлебне сидя веселяся.

Радуйся пив вотку, а ныне и воды в честь.

Радуйся, хлебню посетив и цепь просветив!

Радуйся и веселися, а дамов не торопися.

Радуйся, попа Савы спина, что хочет быти шелепина.

Радуйся, Сава глупой, и всей глупости твоей слава,

и везде про тебя дурная слава.

А на што тебе, Савушка, кондак, блядин ты сын и так.

Конец хождению Саве болшой славе.

2. Сказание о дани

2. Сказание о дани

Сказание о Довмонте

Сказание о Довмонте Подготовка текста и перевод В. И. Охотниковой Довмонт (христианское имя – Тимофей) – псковский князь, который за свое тридцатитрехлетнее княжение (1266–1299 гг.) одержал ряд крупных побед над Литвою, ливонскими рыцарями, чудью. Литовец

СКАЗАНИЕ ПРО РАЙ-ИРИЙ

СКАЗАНИЕ ПРО РАЙ-ИРИЙ прежние часы, во времена давние ходили Пращуры наши по степям. Стада гоняли, в телегах жили, и всё добро — на возу, и жена с детьми, и всё добро — скотина в степи — овцы, коровы, лошади.И был в те времена старик один самый древний — всем Дедам Дед. Был

1. Сказание о Кие и его братьях

1. Сказание о Кие и его братьях Летописный рассказ о Кие неоднократно рассматривался при изучении ранних этапов формирования древнерусского государства, поскольку это первое (и, вероятно, древнейшее) развернутое повествование об истории славянского племени и

ЕГО СКАЗАНИЕ

ЕГО СКАЗАНИЕ В. Арсы. Тиция р. Менторы, гиманы, дудины, енхелеи, певцины. В кн. III, гл. 21. Об Иллирии. Арсы народ либурийский простирается до реки Тиция. Часть из них были менторы, гиманы, енхелеи, буны (дудины) (1), из которых последних Каллимах117 певцинами (2) именует, а ныне всех

Сказание и страдание и похвала святым мученикам Борису и Глебу* *Анонимное сказание

Дело о бродячем попе

Дело о бродячем попе Один солдат на свете жил, Красивый и отважный. Но он игрушкой детской был, Ведь был солдат бумажный… Б. Окуджава Всякое архивно-следственное дело напоминает детективный роман. Хотя бы тем, что на последних страницах все загадки непременно

Сказание о потопе — вовсе не еврейское сказание

Сказание о Гильгамеше[48]

Сказание о Гильгамеше[48] Наиболее замечательное художественное произведение Вавилонии — это поэма о Гильгамеше. Содержание её следующее[49].В городе Уруке правил герой Гильгамеш. Наделённый богатырскими силами, не находящими себе применения, он не давал житья обитателям

Сказание о Ермаке

Храм – сказание

Храм – сказание Храм Преображения Господня в селе ОстровНа живописном правом берегу Москвы – реки, ниже Коломенского и села Беседы, расположено древнее село Остров с замечательным по красоте храмом. Оно впервые упоминается в духовной грамоте деда Дмитрия Донского,

Сказание о Кремле

Сказание о Кремле Немало городов встречал я на жизненном пути — больших и малых, шумных и тихих, многоязычных и одноязычных, прекрасных и заурядных, утопающих в соловьиных садах и напоминающих выжженные солнцем асфальтовые пустыни… Есть города-младенцы,

Сказание о безвизовке

Сказание о цивилизации

Сказание о цивилизации Прежде всего — расовая борьба, борьба классов второстепенна. Мозес Гесс, основоположник сионизма В настоящее время для России нет двух опасностей. Есть одна опасность. Евреи. Розанов В.В. Цивилизация?! Нет — цивилизация! Ах, сколько про неё

Если Калязинская челобитная сатирически изображает быт черного монастырского духовенства, то “Сказание о попе Саве и о великой славе”, написанное целиком неискусными виршами, точнее – рифмованной прозой, повествует о жизни белого городского духовенства, промышлявшего подготовкой и обучением тех мирян, которые намерены были ставиться в попы. Контингент этих кандидатов на священнические места в большинстве случаев и с нравственной и с образовательной точки зрения был очень невысок. Ставились часто в попы люди малограмотные, откупавшиеся

за свое невежество перед своими посредниками в этом деле – их учителями-священниками – взятками и всякого рода натуральными приношениями.

Немалый доход от ставленников шел и в патриаршую казну, так как патриарх Никон и его предшественник Иосиф установили порядок, что поставление в попы делалось в Москве, хотя бы кандидат жил на расстоянии нескольких сот верст. Отсюда-двойные поборы, которым подвергался поставляемый.

Повесть о попе Савве обличает одного из тех московских священников-профессионалов, которые нажили себе богатство обучением ставленников, но и жестоко поплатились за крайнее

злоупотребление своей профессией и вообще за слишком нерадивое отношение к своим церковным обязанностям.

Поп Савва служил у Козьмы и Дамкана, за Москвой-рекой, я в приходе у него все “богатые мужики”. В церковь он ни ногой: Люди встают, молятся, а он по приказам волочнтца, Ищет, с кем бы ему потегатца и впредь бы ему с ним не видатца. Да он же по площеди рыщет, ставленников ищет И много с ними говорит, за реку к себе манит: У меня де за рекою стойте, а в церкви хоть и не пойте, Я де суть поп Сава, да немалая про меня слава, Аз вашу братью в попы ставлю, что и рубашки на вас не оставлю.

Держит он ставленников до тех пор, пока они не истратят всех своих денег, а с иных, отпуская их домой, берет расписку, что они вновь приедут в Москву и винца ему привезут. Ставленники у него и капусту поливают, и баню топят.

Жена предупреждала Савву, чтобы он был осторожнее в своих поступках, но он жены не послушался и сел в конце концов на цепь. Сидя на цепи, Савва видит сон. Пришли к нему два ангела и говорят ему, что много у него в мошне денег, и заберут они эти деньги в опеку.

Спал Савва дома на перине, а проснулся в патриаршей хлебне на рогатине. К нему приставлен был человек с плетью, который чуть было не прибил его. Денег в мошне не оказалось – их вытрясли те два ангела, и из опеки денег теперь уже не вернуть.

Заканчивается повесть “смешным икосом” попу Савве:

Радуйся, шелиой Сава, дурной поп Саво! Радуйся, в хлебне сидя, ставленнически гидне. Радуйся, что у тебя бараденка вырасла, а ума не вынесла…

“Сказание о попе Саве” может служить документальной иллюстрацией к историческим фактам второй половины XVII в. Так, в “Сказании” говорится, что в приходе Саввы за Москвой-рекой, у Козьмы и Дамиана, жили “богатые мужики”. Действительно, замоскворецкая церковь Козьмы и Дамиана находилась в слободе Кадашево, заселенной царскими ткачами и мастерицами полотняной казны, получавшими значительные привилегии в области торговли и потому зажиточными. Реальная историческая фигура священника, обучавшего ставленников, нашла довольно типичное отражение в попе Савве. Что касается, наконец, того наказания, которое претерпевает Савва, будучи посажен на цепь в патриаршей хлебне, то и оно вполне соответствует практике наказаний провинившихся церковников во второй половине XVII в. При палатах патриарха Никона, а также при епископских дворах находились темницы с железными цепями и деревянными колодками.

В эти темницы сажали на цепь проштрафившихся церковников, которые в цепях должны были просеивать муку для патриаршей или епископской пекарни.

Так же как и Калязинская челобитная, повесть о попе Савве написана живой разговорной речью и еще больше, чем челобитная, вводит в изложение рифмованные пословицы и поговорки, окрашивающие повесть в тон фольклорных произведений. Любопытно, что один из эпизодов “Сказания” – “Сон попа Савы”, начинающийся словами: “Мало мне ночесь спалось, да много виделось”, представляет собой пародию на народные песни о сне девицы, также начинающиеся словами: “Мне ночесь, молодешенькс, мне ночесь спало-ся, да мне во сне много виделось” и т. д.

Читайте также: