Системно деятельностный подход в преподавании английского языка в школе

Обновлено: 05.07.2024

В обучении иностранным языкам существуют различные подходы, различные стратегии. На современном этапе наиболее действенным является системно-деятельностный подход, который служит теоретической основой Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Согласно новым стандартам учитель играет роль режиссёра учебного процесса. Он мотивирует обучающихся к самостоятельному принятию решений, корректирует их действия, участвует в обсуждении и ищет способы, чтобы включить в работу каждого обучающегося.

Системно-деятельностный подход как концептуальная основа ФГОС общего образования обеспечивает:

  • формирование готовности личности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
  • построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

При изучении иностранного языка термин системно- деятельностный подход дополняется словом коммуникативный системно-деятельностный подход – это процесс изучения языка в процессе общения. Формирование коммуникативной компетенции, которая лежит в основе всех прочих компетентностей поликультурной личности, является центральной проблемой современной лингводидактики .

Целью обучения иностранным языкам является обучение свободному ориентированию в иноязычной среде и умению адекватно реагировать в различных ситуациях, то есть общению. Задача коммуникативного подхода - заинтересовать обучаемых в изучении иностранного языка посредством накопления и расширения их знаний и опыта. Обучаемые должны быть готовы использовать язык для реальной коммуникации вне занятий, например, во время посещения страны изучаемого языка, во время приёма иностранных гостей дома, при переписке. Коммуникативная компетенция дает возможность человеку войти в чужую культуру, получать, анализировать, передавать информацию и получать ответ.

Значит, научить коммуникации можно только за счет вовлечения обучающихся в различного рода деятельность через

  • моделирование и анализ жизненных ситуаций на уроках;
  • использование активных и интерактивных методик;
  • участие проектной деятельности, владение приёмами исследовательской деятельности;
  • вовлечение обучающихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную, проектную деятельность, обеспечивающих свободный поиск эффективного, отвечающего индивидуальности ребёнка, подхода к решению задачи.

На уроках английского языка для формирования коммуникативной компетенции я стараюсь выбрать такую технологию, найти такие методы и приёмы, которые создадут наиболее оптимальные условия для достижения поставленной цели. О некоторых из технологий я хочу рассказать подробнее.

Наиболее эффективным средством включения обучающегося в процесс общения на уроке является игровая деятельность. На уроках английского языка часто использую игровые технологии при введении и закреплении новой лексики.

Так при изучении темы провожу игры, такие как:

За определенное время (5 мин.) надо написать на листках как можно больше слов, используя только буквы сложного слова, написанного на доске. Например, examination, constitution;

На доске написано по вертикали сложное слово, каждая буква которого может быть включена в одно из слов кроссворда по горизонтали (слова по горизонтали будут относиться, например, к какой-либо теме). school room boy sport cross crossword word floor record friend;

3) "Много слов из одного слова"

Учитель называет слово, обучающиеся должны назвать, например, животных (еду, цвета и т.д), названия которых начинаются на буквы, которые есть в этом слове;

4) "Запомни, повтори и добавь слово"

Взять любую букву английского алфавита, например, Р, а реn – a pen and a book – a pen, a book and a pencil.

При применении изученной лексики использую ролевую игру. применение которой предполагает самостоятельное языковое поведение, выбор лексики, интонаций и стиля поведения в заданной ситуации. Обучающиеся выбирают роли, обыгрывая жизненные ситуации.

В ролевой игре обучение максимально приближено к реальному общению. Поскольку обсуждаемые проблемы не имеют, как правило, однозначного решения, то обсуждающие их участники – учитель и обучающиеся – равноправны как речевые партнеры.

Обучающимся нравятся такие ролевые игры, как:

В рамках деятельностного подхода на уроках английского языка применяю парную и групповую работу. Работа в парах и группах необходима для того, чтобы обучить обучающихся учебному сотрудничеству, взаимодействию, умению распределять роли, то есть формировать коммуникативные умения.

Приведу примеры методик парной работы:

На уроках использую также и групповую работу. Обучающимся нравится метод “Учимся вместе”. В разнородных группах они работают над темой или лексикой. После этого группы сравнивают результаты своей работы.

В последние годы на уроках иностранного языка широко применяется проектная деятельность – она является неотъемлемой составляющей УМК по английскому языку. При планировании практической деятельности обучающихся на уроке следует учитывать дифференциацию их по уровню подготовки и по темпу работы.

Обучающимся предлагаю темы для проектной деятельности, соответствующие их возрасту и интересам, например:

Обучающийся знакомится с культурой изучаемой страны, старается сам выбрать материал, который ему интересен (в данном случае выбирает сам праздник и подбирает интересующий его материал);

Предлагает обучающимся познакомиться с достопримечательностями Лондона (Big Ben, Tower of London, Westminster, London Bridge, Hyde Park, B Palace, Trafalgar Square) и выбрать одну для подробного изучения, поиска информации и разработки проекта.

Важным аспектом, на который необходимо обратить внимание при организации групповой работы, являются новые подходы к оцениванию результатов выполнения задания. Необходимо разграничивать оценку уровня знаний и оценку работы обучающегося в составе творческой группы. Оценка в журнале отражает индивидуальный уровень знаний обучающихся, независимо от работы одноклассников в группе. Его активное участие в работе группы должно быть поддержано и оценено другим образом.

Реализация системно-деятельностного подхода в практическом преподавании английского языка обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

  1. Принцип деятельности – заключается в том, что обучающиеся , получая знания не в готовом виде, а добывая их сами, осознают при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимают и принимают систему ее норм, активно участвуют в их совершенствовании.
  2. Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития обучающиеся.
  3. Принцип целостности – предполагает формирование у обучающихся обобщенного системного представления .
  4. Принцип минимакса –обучающимся предлагается возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечивается при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
  5. Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на уроках доброжелательной атмосферы, развитие диалоговых форм общения.
  6. Принцип вариативности – предполагает формирование обучающимся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
  7. Принцип творчества – означает приобретение обучающимся собственного опыта творческой деятельности.

Роль учителя на уроках иностранного языка огромна: учитель должен построить урок так, чтобы передать часть своих функций обучающимся, найти причины неудач, использовать проблемные формы обучения, показать критерии оценки и самооценки, отслеживать реальный рост знаний каждого обучающегося , принимать его мнение , обучая правильным формам выражения мнения, создавать атмосферу сотрудничества и хорошего психологического климата.

Итак, системно-деятельностный подход в образовании – это не совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с обучающимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у обучающихся универсальные учебные действия – таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.

Как гласит китайская народная мудрость “Я слышу - я забываю, я вижу - я запоминаю, я делаю – я усваиваю” и смысл данной пословицы отражает суть системно-деятельностного подхода.


Ни для кого не секрет, что из года в год у учащихся снижается способность к логическому построению материала, к умению делать выводы и обобщения, знания становятся все более фрагментарными, несистематизированными. В настоящее время в педагогике постоянно встает вопрос о применении новых технологий обучения. Говоря о новых технологиях, имеются в виду не только современные технические средства обучения, но и новые формы и методы обучения, новые подходы в организации процесса обучения.

5 слайд Технология деятельностного подхода включает в себя последовательность определенных шагов: (Предлагаю проследить все этапы на одном из моих уроков. Урок в 5а классе по совершенствованию навыков диалогической речи по теме Путешествия.)

1 шаг. Мотивация (самоопределение к деятельности) – оргмомент урока:создаются условия для внутренней потребности включения в деятельность (хочу) и выделяется содержательная область (могу).

2 шаг. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности –повторение на уроке: актуализация знаний, достаточных для построения нового способа деятельности и тренировка соответствующих мыслительных операций. В конце этапа создается затруднение – тупик.

3 шаг. Постановка учебной задачи – исследовательский этап: ученики выделяют в учебном диалоге причину затруднения, организуется деятельность по исследованию этого затруднения в форме беседы (предполагаю). В конце этапа выделяется тема и цель урока.

4 шаг. Построение проекта выхода из затруднения – выбор метода разрешения проблемной ситуации и выдвижение гипотезы через коммуникативную деятельность (диалог с учениками).

5 шаг. Проверка гипотез, реализация проекта новым способом действия (новый материал на уроке).

6 шаг. Первичное закрепление во внешней речи – решение типовых заданий новым способом с новым алгоритмом.

7 шаг. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону – индивидуальная работа по применению нового способа действий, сравнению с образцом и самооценкой.

8 шаг. Включение в систему знаний и повторение – новое знание в контексте с уже изученным – известным знанием.

9 шаг. Рефлексия деятельности (итог урока) – самооценка учеником деятельности на уроке, степени достижения поставленной цели и результатов этой деятельности.

На этапе мотивации стараюсь создать комфортную психо-эмоциональную обстановку для учащихся, выявить тех, кого необходимо подбодрить, чтобы вовлечь в активную деятельность. Мостиком к следующему этапу урока (актуализации знаний и фиксации затруднений) использую элемент проблемного обучения: письмо-затравочку. Это e-mail от английского мальчика, который приглашает к себе на празднование Хэллоуина. Наша цель - спланировать данное путешествие. Обучающиеся сами определяют проект выхода из проблемной ситуации, т.е. этапы поездки: выбор транспорта (какой и почему?), покупка билетов и бронирование отеля. Далее организую работу в группах: каждая команда выбрала свой вид транспорта, соответственно учебная ситуация и учебный материал будут немного отличаться. Предлагаю ребятам набор реплик диалога, которые необходимо расставить в правильном порядке. Верность составленного диалога можно проверить самим – на обратной стороне листа появится надпись HAPPY HOLIDAYS. Закрепление полученных знаний осуществляется через ролевую игру (по своей сути весь урок – это игра, путешествие). Для снятия напряжения (а оно неизбежно от радости в достижении результата или от досады в неудачной попытке) далее поем песенку. 7 Этап (самостоятельная работа и самопроверка по эталону) реализуется посредством парной работы над продуцированием собственного диалога на основе готового скелета. Отбор возможных реплик для эталона был произведен совместно с обучающимися на предыдущих занятиях. В соответствии с уровнем усвоения материала предлагаются заготовки разной сложности. Оценить полученный результат позволяю одноклассникам, что, несомненно, повышает самооценку ребят, а также учит быть более ответственными и внимательными. Включение в систему знаний происходит через выполнение домашнего задания. Любая деятельность на уроке английского языка должна быть преобразована в речь: либо устную, либо письменную. Поэтому дома ребятам предлагаю помечтать и написать письмо или рассказать об их путешествии. Те, кто не чувствует в себе силы на выполнение данного задания, могут выполнить упражнение в рабочей тетради. Приятно слышать, когда ребята хотят выполнить задание не выборочно, а полностью все предложенные. На этапе рефлексии обсуждаем полученный результат, сравниваем с тем, что предполагали получить, оцениваем то, чему научились (can\cant) и что хотелось бы узнать на следующем уроке.

Разработанную последовательность деятельностных шагов называют технологией деятельностного. Этапы 1, 2, 6-8 – это традиционный подход к обучению; этапы 3-7 (по классификации П.Я. Гальперина), завершение этапа 2 (по классификации Л.В. Занкова), этапы 3, 4, 6, 8 (по классификации В.В. Давыдова) – это идеи развивающего обучения. Сочетание 3 и 4 этапов дали рождение технологии проблемно-диалогического обучения. Ставка на этап 3 – технология исследовательской деятельности. Акцентирование 4 этапа дает технологию проектной деятельности. Таким образом, технология деятельностного подхода предоставляет учителю метод подготовки и проведения уроков в соответствии с новыми целями образования.

6 слайд Дидактические принципы системно-деятельностного подхода:

2. Принцип непрерывности означает такую организацию обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа.

3. Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.

4. Принцип целостного представления о мире означает, что у ребѐнка должно быть сформировано обобщѐнное, целостное представление о мире (природе – обществе – самом себе), о роли и месте каждой науки в системе наук.

5. Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального из них.

6. Принцип творчества максимально ориентирует на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.

7. Принцип минимакса заключается в том, что каждому школьнику предлагается содержание образования на максимальном (творческом) уровне и обеспечивается его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта).

7 слайд Для реализации основных дидактических принципов обучения при системно-деятельностном подходе на своих уроках я стараюсь использовать интерактивные технологии обучения, такие как:

Процессы обновления в сфере обучения иностранным языкам в отечественной школе создают ситуацию, в которой педагогам предоставлены право и возможность самостоятельного выбора моделей построения курсов обучения иностранным языкам, учебных пособий, новых технологий. Именно учитель в новых условиях должен выбрать из множества методических систем ту, которая в большей степени соответствует современным педагогическим реалиям и конкретным условиям обучения иностранным языкам. Понимание учителем процессов, лежащих в основе функционирования и развития современной системы обучения иностранным языкам, способствует выбору наиболее эффективного пути к достижению искомых результатов обучения.

Как гласит китайская народная мудрость “Я слышу - я забываю, я вижу - я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. Смысл данной пословицы отражает суть использования системно-деятельностного подхода на уроках иностранного языка.

В системно - деятельностном подходе выделяется результат деятельности на что и нацелены стандарты второго поколения - развитие личности ребенка на основе УУД.

Понятие системно-деятельностного подхода было впервые введено в 1985 г. как особого рода понятие. Что значит "деятельность"? Во-первых, деятельность - это всегда целеустремленная система, система, которая нацелена на результат. Во-вторых, результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь (коррекция, обратная ориентация ). Важно увидеть, что все действия не разорваны. В-третьих, в деятельности надо учитывать психолого-возрастные и индивидуальные особенности развития личности ребенка и присущие этим особенностям формы деятельности. Таким образом, любая деятельность, осуществляемая её субъектом, включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат. Задача школы на современном этапе - не дать объем знаний, а научить учиться.

Основной принцип деятельностного подхода состоит в том, что знания не преподносятся в готовом виде. Слова известного немецкого математика А. Дистервега гласят: “Настоящий учитель показывает своему ученику не готовое задание, над которым положены тысячелетия труда, но ведет его к разрабатыванию строительного материала, возводит здание с ним вместе, учит его строительству…” Данные слова отражают функциональную суть деятельности учителя при использовании системно-деятельного похода. Роль учителя на таких уроках иностранного языка огромна: учитель должен построить урок так, чтобы передать часть своих функций учащимся, найти причины неудач, использовать проблемные формы обучения, показать ученикам критерии оценки и самооценки, отслеживать реальный рост знаний каждого ученика, принимать мнение ученика, обучая правильным формам выражения мнения, создавать атмосферу сотрудничества и хорошего психологического климата.

Процесс обучения в рамках системно -деятельностного подхода строится по модели коммуникации. “Коммуникативность предусматривает речевую направленность обучения, стимулирование речемыслительной активности, обеспечение индивидуализации, учет функциональности речи, создание ситуативности обучения, соблюдение принципа новизны и нешаблонности организации учебного процесса” (Рогова, Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе// Г.В. Рогова, – М.: Просвещение, 1991 – 187 с.; 76)

В целом коммуникативный - деятельностный подход позволяет рационально использовать резервный потенциал хорошо известных традиционных и новых методов обучения. “Системный характер сочетания различных учебно-методических компонентов открывает широкие возможности для их дифференцированного использования на определенных этапах обучения, для определенных уровней и конкретных целей обучения, при этом формируются адекватные им структура и содержание упражнений и методических приемов” (Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам, базовый курс лекций: пособие для студентов педвузов и училищ / Е.Н. Соловова, – М.: Просвещение, 2005. – 239 с.: 51)

Для активизации познавательной и практической деятельности обучающихся на уроках иностранного языка можно использовать разнообразные приёмы, формы и методы организации учебно-воспитательного процесса.

Игровые формы деятельности при введении и закреплении новой лексики, использование игрушек, активизация речевой деятельности с помощью разнообразного дидактического и раздаточного материала, создание компьютерной анимации и слайдов, озвученных на иностранном языке.

Применение ролевой игры предполагает самостоятельное языковое поведение, выбор лексики, интонаций и стиля поведения в заданной ситуации. Обучающиеся выбирают роли, обыгрывая жизненные ситуации. Применима деловая игра (модель взаимодействия людей в процессе достижения некоторой цели) и дискуссия (спор, обсуждение, упорядоченный обмен мнениями).

В рамках коммуникативно - деятельностного подхода на уроках иностранного языка целесообразно применять парную работу. Примеры методик парной работы:

1. Использование метода Ривина А.Г. Каждый обучающийся получает тему и прорабатывает ее по частям в парах сменного состава. Названия частей записывается в тетрадь. После проработки всего текста учащиеся выступает по теме.

2. Обратная методика Ривина А.Г. можно использовать при составления тем или как подготовку к пересказу текста по плану.

Каждый обучающийся получает подробный план своей темы. Его задача – по плану восстановить содержание темы по текстам, которые имеют разные учащиеся.

3. Методика взаимопередачи тем предназначена для организации изучения теоретического учебного материала на основе работы учащихся в парах. 1 обучающийся пары повторяет одно правило, 2 обучающийся второе правило. Сначала 1 объясняет, напоминает, учит второго, проверяет уровень его понимания. Потом обучающиеся меняются ролями.

При коммуникативном обучении все упражнения должны быть по характеру речевыми, т.е. упражнениями в общении. Необходимо также коллективное взаимодействие, т.е. при котором обучающиеся активно общаются друг с другом во время учебного процесса, и успех одного зависит от успеха других.

Варианты упражнений с применением коммуникативно–деятельностного подхода разнообразны. Вот некоторые из них.

2)Приёмы запоминания новых слов . ( Слова иностранного языка нужно заучивать, а это большая трата времени и труд совсем не привлекательный. Существует несколько общих рекомендаций.

Например, при записывании английских слов в тетрадь-словарик вместо словесного перевода рисуется картинка , т.е. обучаю щиеся запоминают не русское значение слова, а его образ)

t1595076334aa.jpg

t1595076334ab.jpg

t1595076334ac.jpg

Или упражнения со списком слов. ( Идея заключается в том, что обучающиеся выполняют ряд заданий, в которых слова являются не целью, а средством выполнения их – срабатывает принцип непроизвольного запоминания.)

Например, при обсуждении будущей профессии можно выполнить следующие задания:

-Найти в представленном списке необходимые слова и переписать их в тетрадь, разделяя на две колонки – положительные и отрицательные черты будущей профессии

-Прочитать небольшой текст о будущей профессии и дополнить его словами из своих колонок, описывающими будущую профессию.

-Поработать парами: 1-й обучающийся называет особенность будущей профессии, а 2-й обучающийся противоположную по смыслу (prestigious-unpopular)

-Перечислить (не подглядывая) 10 положительных черт будущей профессии.

-Перечислить (не подглядывая) 10 отрицательных черт будущей профессии..

-Описать будущую профессию, используя новую лексику.

--Работа по цепочке(chain drill)- вид упражнений, когда дается значение нового слова, 1-й обучающийся даёт ему характеристику и обращается ко 2-му обучающемуся, тот повторяет структуру, добавляет свою характеристику и

обращается к 3-му обучающемуся и т.д. и в результате многократного восприятия и использования обучающиеся запоминают новую лексику.

A friend—a selfish friend --a selfish moody friend-- a selfish moody respected friend-- a selfish moody respected caring friend

3)Приёмы активизации устной речи. (Преимущество таких приёмов в том, что обучающиеся, активно участвуя в процессе, начинают обдумывать, вспоминать, использовать изученный языковой материал ).

Например , такая ситуация :

Учитель :- Last night I was watching TV. I saw something very interesting. What do you think it was?

Учитель : -No, it wasn’t a film.

Учитель :-No, not adverts!

Ученик 3-A programme…

Учитель :-Yes, a programme. What kind of programme?

Учитель :-Yes, good! Put it together.

Ученик 5- A news programme?!

Учитель : -Yes, good! A news programme!

Вот несколько приёмов активизации устной речи :

--Мозговой штурм. ( обучающиеся высказывают свои идеи по поставленному вопросу, все эти идеи записываются, затем из всего списка идей и предложений выбирается наиболее подходящая.)

--Поиск недостающей информации(communication gap activity)- коммуникативное задание для развития умений устной речи, выполняемое парами или группами. Партнёры имеют частичную информацию о чём-либо. Они должны выяснить друг у друга недостающие сведениями получить коллективный ответ (например, какой ночной клуб выбрать). Такие задания типа могут иметь различные формы:

picture gap (у обучающихся имеются почти одинаковые картинки, некоторые изображения отличаются, и различия нужно обнаружить при помощи вопросов, не видя картинки партнера);

text gap (у обучающихся имеются аналогичные тексты, где подробности, присутствующие в тексте одного обучающегося, отсутствуют в тексте другого обучающегося, и недостаток информации нужно восполнить );

--Плюсы и минусы. ( Обучающиеся делятся на группы, 1-я группа высказывает все положительные моменты по данному вопросу, а 2-я только отрицательные, по итогам диспута выбираются победители).

--Приоритеты. ( В предложенном списке нужно распределить пункты по степени их важности).

-- Задания на установления соответствия приведённых утверждений прослушанному (прочитанному тексту), множественный выбор, множественные соответствия, расположение событий в правильном порядке. ( Любая коммуникация всегда мотивирована, то есть, извлекая информацию из текста, читатель всегда преследует определенную цель. Если этой цели нет, то чтение превращается в озвучивание текста и не имеет коммуникативного смысла. Идея заключается в том, что обучающиеся выполняют ряд заданий, в которых текст является не целью, а средством выполнения их – срабатывает принцип непроизвольного вникания в содержание текста и его запоминания.)

Для формирования лексико-грамматических навыков весьма эффективным является метод коллективного взаимобучения (метод “учимся вместе”). Предположим, при изучении новой грамматической темы в 6 классе - глагольная конструкция Present Continuous - преподаватель предлагает ученикам текст с соответствующими глагольными формами. Обучающиеся находят новые незнакомые им формы, анализируют их и совместно с преподавателем делают выводы о правилах их образования и применения. Далее класс делится на группы по 3-4 человека, где учащиеся еще раз объясняют друг другу правила образования и использования новой грамматической конструкции, придумывая при этом свои примеры и иллюстрации. После взаимоконтроля сильными обучающимися слабых от группы делегируется, как правило, слабый обучающийся, который еще раз объясняет перед классом новую тему. При таком изучении нового материала роль преподавателя минимальна, обучающиеся получают возможность самостоятельно делать выводы, классифицировать материал, формулировать свои мысли. Сильные обучающиеся обучают слабых, слабые обучающиеся получают возможность неоднократного усвоения и повторения темы. Важно, что такой прием позволяет развивать личностные, познавательные и коммуникативные УУД.

Как уже было сказано, цель обучения иностранным языкам – формирование иноязычной коммуникативной компетенции. Здесь нельзя не сказать о месте ролевых игр в учебном процессе на уроках английского языка. Предположим, преподаватель планирует провести урок на тему: «Глаголы, которые не употребляются в Present Continuous”. В начале урока он знакомит обучающихся с принципами образования и использования этой глагольной конструкции и подводит их к пониманию того, что существуют некоторые глаголы, которые не используются в этом контексте. Далее, обучающиеся сами ищут в предложенном преподавателем тексте глаголы, которые не употребляются в Present Continuous (либо предлагают свои примеры, делая логические выводы на основании уже изученного опыта).

Одним из эффективных методов, применяемых в практике и реализующих системно-деятельностный подход в обучении иностранному языку, является метод проектов. Проект – это самостоятельно планируемая и реализуемая обучающимися работа, в которой речевое общение вплетено в интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности. Метод проектов позволяет решить проблему мотивации, создать положительный настрой в изучении иностранного языка. Это достигается при помощи переноса центра обучения с преподавателя на обучающегося, создания условий для сотрудничества и взаимодействия между обучающимися, что является мотивирующим фактором, а позитивная мотивация – это ключ к успешному изучению иностранного языка. Выполнение проектных заданий позволяет обучающимся видеть практическую пользу от изучения иностранного языка, следствием чего является повышение интереса к этому предмету.

Таким образом, системно-деятельностный подход в рамках урока с использованием метода проектов базируется на следующих принципах: 1) позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом, 2) позиция ученика: за познание мира (в специально организованных для этого условиях), 3) учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя, 4) учебная деятельность – управляемый учебный процесс, 5) учебное действие – действие по созданию образа, 6) образ – слово, рисунок, схема, план, 7) оценочное действие – Я умею! У меня получится!, 8) эмоционально-ценностная оценка – Я считаю…(формирование мировоззрения).

Описанные приемы обучения (мотивация, проблемная подача материала, самостоятельный поиск новой информации и решений, использование активных форм работы, право выбора) дают возможность учителю быть ориентированным на каждого ученика, построить обучение учащихся на основе формирующей их деятельности, соблюдать основные системные принципы урока – целостность и структурность. Это и есть системно-деятельностный подход в условиях классно-урочной системы. Именно данный подход дает возможность изучать практику жизни средствами иностранного языка в реальном информационном пространстве.

1. Биболетова М.З., Бабушис Е.Е., Снежко Н.Д. Английский язык: Английский с удовольствием / Enjoy English: Учебник для 10 кл. общеобраз. учрежд. – 2-е изд., испр. – Обнинск: Титул, 2010. – 216 с.

2. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008.

3. Семушина Л.Г. Рекомендации по внедрению современных технологий обучения // Специалист. – 2005. – № 9, 10, 11.

4. Сафонова В.В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях. – М.: НИЦ “Еврошкола”, 2004.


В современном образовательном процессе всё более популярным становится применение в обучении таких приемов и способов, которые формируют умения лично добывать новые знания, собирать нужную информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. В представленной статье проведен анализ реализации системно-деятельностного подхода при обучении английскому языку в соответствии с требованиями ФГОС.

Ключевые слова: системно-деятельностный подход, система, деятельность, английский язык, ФГОС.

На протяжении многих лет классической целью школьного образования было овладение системой знаний. Итоги проводимых международных исследований отображают, что российские школьники лучше учеников большинства стран выполняют задания репродуктивного характера, показывающие овладение предметными знаниями и умениями, однако они плохо имеют исполнять задания с применением способов наблюдения, классификации, сравнения, планирования эксперимента и проведение исследования [1, c. 69]. На данный момент в педагогике непрерывно обсуждается вопрос о внедрении современных технологий. Под современными технологиями понимаются не только технические средства обучения, но и новые формы и способы обучения, новые подходы в организации процесса обучения.

Изучение английского языка полезно любому ребенку, вне зависимости от стартовых возможностей, так как оно благоприятно воздействует на развитие психического здоровья: памяти, внимания, мыслей, восприятия, воображения. Оно имеет стимулирующее воздействие на общие речевые возможности детей.

Основными задачами системно-деятельностного подхода являются:

– организация вовлеченности учащихся в работу;

– формирование положительных условий для разноуровневого обучения;

– обеспечение прохождения всех этапов усвоения определений;

– формирование условия, чтобы дети сами добывали знания в процедуре познавательной, исследовательской деятельности.

Для того, чтобы знания детей становились результатом их собственных поисков, нужно организовать данные поиски, управлять деятельностью учеников, развивать их познавательную работу. Только с помощью своей деятельности познается мир и обретаются знания.

Основополагающими положениями системно-деятельностного подхода являются:

– учет ведущих типов деятельности и законов их смены;

– обязательная эффективность любого типа деятельности;

– мотивация каждого этапа деятельности;

– формирование воспитательной составляющей работы;

– личностное развитие и нравственное обогащение;

– сотрудничество во время организации и управлении разными видами деятельности;

– обязательная рефлексивность любой работы.

Системно-деятельностная суть обучения иностранному языку реализуется с помощью деятельностных заданий, которые выстраиваются на основании игрового, имитационного и свободного общения. Возможности учеников раскрываются только тогда, когда они не пассивно усваивают новые знания, а включаются в учебную и познавательную работу.

Любая деятельность будет начинаться с постановки цели, личностно значимой для ученика. Когда цель определена, учащийся способен понимать и формулировать задачу. Чтобы появился познавательный интерес, учеников необходимо познакомить с преодолимой сложностью, то есть сформировать проблемную ситуацию [3, c. 124].

К дидактическим принципам системно-деятельностного подхода относятся:

– принцип деятельности состоит в том, что создание личности ученика и продвижение его в развитии происходит не тогда, когда он воспринимает готовое задание, а в процессе его личной деятельности, которая направлена на открытие нового знания;

– принцип непрерывности значит такую организованность обучения, когда итог деятельности на любом этапе обеспечивает начало дальнейшего этапа;

– принцип психологического комфорта предполагает снятие факторов, образующих стресс, во время учебного процесса, формирование в школе положительной атмосферы, которая ориентируется на реализацию идейных основ педагогики сотрудничества;

– принцип целостного представления о мире значит, что у детей обязано формироваться обобщенное, целостное представление о мире, о роли и месте любой науки в системе наук;

– принцип вариативности предполагает развитие у учеников понимания способности разных вариантов решения проблемы, создание возможности к систематическому перебору вариантов и выбору приемлемого из них;

– принцип творчества максимально будет ориентировать на творческое начало в учебной деятельности школьников, обретение ими личного опыта творческой работы.

Задача преподавателя при введении или отработке материала состоит не в том, чтобы грамотно его пояснить и рассказать. Педагогу следует организовать исследовательскую работу учеников, чтобы они самостоятельно нашли решение проблемного вопроса, отработали в речи грамматические и лексические структуры.

Системно-деятельностный подход помогает рационально применять резервный потенциал известных традиционных способов обучения, позволяет внедрить в процесс обучения активные формы обучения, которые способствуют развитию творческих возможностей учеников, мышления, умения перестроиться в быстро меняющемся нынешнем обществе.

  1. Петруленков В. М. Современный урок в условиях реализации требований ФГОС. — М.: ВАКО, 2015. — 112 с.
  2. Поташник М. М. Как подготовить и провести открытый урок (современная технология). — 2-е изд. — М.: Педагогическое общество России, 2015. — 144 с.
  3. Поташник М. М. Как помочь учителю в освоении ФГОС. — М.: Педагогическое общество России, 2015. — 320 с.

Основные термины (генерируются автоматически): подход, английский язык, знание, деятельность, познавательная работа, учебная деятельность, целостное представление.

Читайте также: