Систематика растений ее значение для ботаники 6 класс краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

Урок усвоения новых знаний, построен по всем требованиям ФГОС. Цель урока: содействовать формированию знаний об основах систематики растений, изучить основные систематические группы растений.

ВложениеРазмер
konspekt.docx 25.27 КБ

Предварительный просмотр:

Кривошеева Наталья Александровна

Систематика растений, ее значение для ботаники.

Цель учебного занятия

Содействовать формированию знаний об основах систематики растений, изучить основные систематические группы растений..

образовательные: познакомить обучающихся с основными систематическими группами растений: вид, род, семейство, порядок, класс, отдел, царство,

развивающие : научить анализировать, делать выводы, работать с учебником; развивать мышление наблюдательность, умение сравнивать.

воспитательные: воспитывать положительную мотивацию к учёбе, осуществлять на уроке экологическое воспитание обучающихся.

Тип учебного занятия

Урок открытия новых знаний

Термины и понятия

Систематика растений, род, вид, семейство, порядок, класс, отдел, царство, сорт, класс однодольные, класс двудольные

Интерактивная доска, мультимедийный проектор

достигаются в течении всего занятия

достигаются в течении всего занятия

- формирование интереса к учебному материалу, отдельным заданиям;

- понимание заданных критериев успешности учебной деятельности

- умение проводить самооценку на основании критерия универсальных учебных действий.

- определение значения систематики растений как процесса классификации растений видовому разнообразию

- ознакомление с основными таксономическими группами систематики растений.

- формировать умения находить отличия, составлять схемы - опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.

- находить необходимую информацию в учебнике и дополнительной литературе;

- понимать заданный вопрос и в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

- на основе анализа и сравнения группировать объекты изученного материала по заданному основанию;

- устанавливать причинно-следственные связи

- предоставлять возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

- осуществлять синтез, как составленное целого из частей;

–формировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

- продолжить формирование умения слушать и обосновывать свое мнение.

- формировать умения выражать свои мысли и идеи;

- иметь представление о разнообразии форм учебной деятельности (индивидуальной, фронтальной, парной, групповой);

- иметь представления о правилах общения в классе;

- иметь представление о формах работы в классе (индивидуальная, фронтальная, в парах и.т.п);

–формировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

- продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.

- продолжить формирование умения определять критерии изучаемого объекта.

- принимать учебную задачу. соответствующую этапу обучения;

- понимать выделенные учителем ориентиры и действия в учебном материале;

- оценивать совместно с учителем результаты своих действий;

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

(Учитель организовывает актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности)

Добрый день! Я рада вас видеть. Надеюсь, что сегодняшний урок принесет вам только положительные эмоции. Готовы к уроку? Проверьте все необходимое для урока на ваших партах.

– Желаю Вам доброго дня и хорошего настроения.

( Мотивирует обучающихся к определению темы и к постановке познавательной цели урока )

2. Постановка проблемы, целеполагание.

-Назовите все известные вам царства живых организмов.

-Назовите признаки царства растений? (автотрофы, неограниченный рост, отсутствие активного передвижения)

Существует огромное разнообразие растений, все они великолепны и уникальны. Мир растений разнообразен. В настоящее время на Земле насчитывается около 400 тыс. растений.

По каким признакам растения могут различаться между собой? (постановка проблемы)

(размерам, срокам жизни, внешнему строению, местообитанию)

Как же разобраться во всем этом разнообразии? По каким критериям мы можем это сделать?

(распределить, т.е. систематизировать, дети записывают тему урока)

Тема: Систематика растений, её значение для ботаники.

(слайд 5) Какова цель нашего урока? (дети сами определяют цель) .

Цель: узнать и познакомиться с наукой систематикой, ее значением, и какие имеет систематические группы.

3. Поиск решения проблемы.

(Учитель предлагает обучающимся проблемные вопросы и задания с целью выявления понятия систематики растений, их классификации, видовому разнообразию. Направляет деятельность обучающихся, связанную с постановкой проблемы, поиском путей её решения)

Предположим, что вам необходимо дать краткую характеристику следующим организмам: мышь, сова, клен, зебра, роза, сосна, мухомор, обезьяна, кишечная палочка, белый гриб.

Как вы поступите: опишите каждый организм или объедините сходные организмы в группы и составите характеристику каждой группы? В какие группы вы объедините названные организмы ? (дети отвечают)

Конечно, все эти организмы отличаются, чтобы выявить отличие нужно их классифицировать.

Сегодня нам предстоит узнать по каким признакам можно классифицировать растения?

Для того чтобы разобраться в огромном разнообразии растений на Земле необходимо разбить их на группы, то есть систематизировать.

(Записываем определения в тетрадь)

Систематизацией различных видов растений занимается наука систематика.

Систематика – это наука о классификации растений.

Классификация – это объединение организмов в группы по степени их родства.

Особую роль в развитии науки систематики сыграл шведский ученый 18 века

Карл Линней ( 1707-1778 ) – основоположник систематики растений .

Работа в малых группах.

(Учитель предлагает обучающимся вопросы и задания с целью выявления признаков растений по систематическим категориям. Осуществляет коррекцию, организует обсуждение)

Задания для работы в парах:

  1. Перечислите основные систематические группы растений.
  2. Дайте определение понятиям:
  1. Что такое ареал? (область с определенными экологическими условиями)
  2. Из чего состоит видовое название растения? Чем оно отличается от родового?

5.Что такое сорт? Сорт – группа растений одного вида, обладающих определенными признаками и свойствами, созданные человеком для хозяйственной деятельности.

6. Назовите примеры сорта растений? (н-р: антоновка, белый налив)

7. Назовите самую крупную и самую мелкую систематическую единицу классификации растений?

8. Для чего используется систематика растений?

Сейчас у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

А теперь назад прогнулись.

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка . (слайд14)

5. Первичная проверка понимания.

Учащиеся фронтально отвечают на поставленные вопросы, дополняют и корректируют ответы друг друга.

1. Перечислите основные систематические группы растений. (царство, отдел, класс, порядок, семейство, род, вид) – ( просмотр видеоматериала)

2. Дайте определение понятиям: Царство-; Вид- . ( слайд)

3.Что такое ареал? (область с определенными экологическими условиями)

4.Из чего состоит видовое название растения? Чем оно отличается от родового?

5.Для чего в названии вида используют латинское название?

Что такое сорт? Сорт – группа растений одного вида, обладающих определенными признаками и свойствами, созданные человеком для хозяйственной деятельности.

6. Назовите примеры сорта растений? (н-р: антоновка, белый налив)

7. Назовите самую крупную и самую мелкую систематическую единицу классификации растений?

8. Для чего используется систематика растений?

6.Применение полученных знаний в новых условиях.

1. Расположите систематические группы в порядке убывания: вид, царство, род, отдел, семейство, класс, порядок.

2. Определите, сколько видов и родов растений названо в следующем списке: клевер луговой, василек луговой, клевер ползучий, василек синий, василек скабиоза, клевер шведский, лютик едкий.

3. Расположите в правильном порядке систематические группы растений, начиная с наименьшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) класс Двудольные 2) отдел Покрытосеменные

3) род Шиповник 4) царство Растения 5) семейство Розоцветные.

4. Вставьте в тексте пропущенные термины:

___________ (А) растений – раздел биологии, в котором выявляется родство растений. Видовое название растения состоит из ________ (Б) слов. Бинарные названия видов ввел шведский ученый-натуралист _____________ (В). ______ (Г) – основная структурная единица классификации организмов, самая крупная - _____________ (Д).

Уже известно более \(390\) тыс. видов разных растений, но учёные продолжают находить новые, ещё не известные науке. Чтобы было проще ориентироваться в таком огромном количестве видов, их делят на группы (систематизируют). Этим занимается наука — систематика . Учёные-систематики изучают и описывают растения, устанавливают их сходство и родство с другими растениями, дают им названия.

3 (11).jpg


Особи, которые произошли от одного предка, имеют большое сходство по строению и процессам жизнедеятельности, объединяют в один вид.

К одному виду относятся организмы, которые сходны по внешнему и внутреннему строению, процессам жизнедеятельности, способны свободно скрещиваться и давать плодовитое потомство.

Близкие виды образуют роды, роды объединяются в семейства; родственные семейства растений объединяются в порядки, порядки — в классы, классы — в отделы, а отделы составляют царство Растения.

Карл Линней — создатель единой системы классификации растительного мира. Он предложил бинарную номенклатуру, согласно которой название вида образовано двумя словами: одно обозначает род, а другое — вид.

В разных странах одни и те же растения имеют разные названия. Чтобы избежать путаницы, К. Линней предложил давать названия на латинском языке, чтобы они были понятны ботаникам всего мира.

берёза повислая по-латыни Betula pendula, берёза пушистая — Betula pubescens, берёза чёрная — Betula nigra. Берёза повислая, берёза пушистая, берёза чёрная — это виды рода Берёза. Роды Берёза, Ольха, Граб объединены в семейство Берёзовые, которое относится к порядку Букоцветные. Букоцветные вместе с другими порядками объединяют в класс Двудольные. Классы объединяют в отделы.

Вид формируется естественным путём в результате приспособления организмов к конкретным условиям жизни.

Сортом называют искусственно выведенную группу растений одного вида, имеющую некоторые полезные для человека свойства.

известно огромное количество разных сортов яблонь — Антоновка, Папировка, Ренет, Айдарет и другие. Но все яблони относятся к одному виду, который называется яблоня домашняя.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Образовательная:

научить учащихся самостоятельно добывать знания;

формировать у учащихся знаний и умений о многообразии растительного мира.

Развивающие :

развивать устную связную речь учащихся, обогащать их словарный запас, развивать представления, воображение, внимание;

развивать интерес к изучению предмета, нестандартное критическое мышление через выполнение различных дифференцированных заданий, формирование умения анализировать, обобщать, делать выводы, оценивать.

Воспитательные :

воспитывать бережное отношение к живым объектам;

повысить восприимчивость учащихся к проблемам, связанным с проблемами окружающей среды.

Планируемые результаты

Личностные:

готовность к саморазвитию и самообразованию;

ответственное отношение к выполнению учебных задач;

формирование познавательного интереса к изучению природы, научного мировоззрения, эстетическое восприятие живой природы.

Метапредметные

Познавательные : умение работать с текстом, выделять в нем главное, давать определения понятиям, сравнивать, анализировать, обосновывать и делать выводы.

Регулятивные:

определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения;

выполнять задания по предложенному плану, оценивать результаты своей деятельности.

умение организовать свою деятельность, контролировать и корректировать выполнение своей работы, оценивать полученные результаты.

Коммуникативные :

умение слушать и слышать учителя и одноклассников, отвечать на вопросы, работать в группах;

строить продуктивное взаимодействие с одноклассниками и взрослыми при выполнении совместной работы;

аргументировать свою точку зрения.

Предметные:

формирование первоначальных представлений о науке систематике, о классификации растений, о систематических группах растений;

объяснение роли использования бинарной номенклатуры для ботаники и для человека;

ознакомление с правилами классификации растений.

Тип урока: урок открытия нового знания

Методы обучения:

словесные методы: рассказ, объяснительная беседа;

самостоятельная работа, работа в парах.

предметные средства: презентация учителя;

практические средства: выполнение самостоятельной работы;

интеллектуальные средства: анализ, сравнение, сопоставление;

эмоциональные средства: интерес.

Оборудование: медиапроектор, экран, презентация, карточки-задания для индивидуальной работы, для работы в паре, карточки для самооценки.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Основные вопросы:

Какова роль систематики как науки?

Как и кто называет растения?

Что является основой деления царства Растения на систематические группы?

Изучение нового материала

1. Организационный. Учитель приветствует обучающихся, просит их проверить готовность к уроку, мотивирует к учебной деятельности, сообщает план работы на уроке.

2. Актуализация знаний.

Вспомните: на какие царства подразделяются живые организмы? Слайд 1. и Слайд 2.

3. Изучение нового материала.

3.1.Постановка проблемного вопроса. Слайд 3.

Какая наука изучает многообразие растений, и какое значение она имеет для ботаники?

3.2.Формулировка темы, постановка целей и задач урока, определение способов действия для решения задач к достижению цели. Слайд 3.

Учитель дает понятие о систематике растений как о разделе биологии, значении систематики растений.

Учитель. Кто назовет мне тему нашего урока?

Учащиеся называют тему урока, учитель корректирует, если это необходимо.

Учитель. Кто сформулирует цель нашего урока?

Учащиеся определяют цель урока, учитель корректирует, если это необходимо.

Учитель. Какие задачи необходимо решить для достижения поставленной цели?

Учащиеся определяют задачи урока, учитель корректирует, если это необходимо.

Учитель. Предложите способы решения задач к достижению цели?

Учащиеся определяют способы решения задач для достижения цели, учитель корректирует, если это необходимо.

3.3.Рассказ учителя о жизни и деятельности выдающегося шведского ученого-систематика Карла Линнея, дает понятие вида как основной структурной единицы в системе растительного мира, бинарном названии вида, сорта приводит примеры видов растений. Слайд 5. И Слайд 6.

3.4. Самостоятельная работа учащихся.

3.4.1.Критерии оценки выполненной самостоятельной работы. Слайд 7.

Если все правильно выполнено и в полном объеме, то 2 балла.

Если допущены ошибки, то 1 балл.

Если все – неправильно, то 0 баллов.

Индивидуальная самостоятельная работа с текстом учебника параграфа 19 и выполнение задания 1. в рабочей тетради. Слайд 8.

Задание 1. Из предложенного списка выберете, и запишите в таблицу виды и роды растений: ромашка лекарственная, рябина, калина красная, ель, сосна обыкновенная, сосна сибирская, черемуха, колокольчик. Слайд 9.

Проверка, самоанализ и самооценка учащимися выполнения задания по предложенным критериям. Слайд 10.

Правильный ответ выполненного задания 1.

3.4.3.Самостоятельная работа в парах по заданию: найдите в тексте параграфа 19 учебника необходимую информацию, обсудите ее в паре и выполните задание 2 в рабочей тетради (оказание помощи обучающимся при возникновении трудностей) . Слайд 11.

Задание 2. Поясните, что означает бинарное название вида. Приведите примеры видовых названий растений одного рода, распространенных в вашей местности.

Правильный ответ выполненного задания 2. Слайд 12.

Бинарное название или двойное (состоит из двух слов).

Смородина черная, смородина красная.

Ромашка лекарственная, ромашка обыкновенная.

Проверка, самоанализ и самооценка учащимися выполнения задания по предложенным критериям.

3.5.Объяснение учителя с опорой на схему учебника (рис. 105) и схему презентации учителя об основных единицах классификации растений от царства до вида, дает понятие таксону, отмечает, что отдел самая крупная единица в царстве растений, а царство – в систематике растений. Приводит примеры соподчинения каждой группы растений, начиная с царства на примере растений, демонстрируемых в презентации (при объяснении использует слайды презентации). Слайд 13.

3.6. Практическая работа. Расположите систематические категории, в порядке возрастания по предложенной карточке по карточке 1. (Приложение 1). Слайд 14

Карточка 1. Расположите систематические категории, в порядке возрастания начиная с наименьшей единицы.

Вариант правильного выполнения задания. Слайд 15.

Проверка, самоанализ и самооценка учащимися выполнения задания по предложенным критериям.

Карточка 2. Ответьте на вопросы и запишите правильные ответы.

Вариант 1

Что такое систематика?

Кто является родоначальником систематики?

Какая самая крупная единица систематики?

Что такое бинарная номенклатура?

Карточка 2.Ответьте на вопросы и запишите правильные ответы.

Вариант 2.

Что называется классификацией?

Что такое таксон?

Какая самая мелкая единица систематики?

Каково значение латинских названий?

Правильные ответы. Слайд 17.

Наука о многообразии.

Наименьшая группа системы классификации.

Распределение по группам.

Группа родственных организмов.

Они понятны всем биологам мира.

Это группа созданная человеком.

Проверка, самоанализ и самооценка учащимися выполнения задания по предложенным критериям.

5.Подведение итогов.

5.1. Подсчет суммы баллов за выполнение заданий в рабочей тетради и по карточкам, соотношение полученных результатов самостоятельной работы с критериями оценки и выставление оценки по 5-бальной системе. Слайд 18.

Максимальное количество баллов – 8.

Критерии оценки:

Заполните карточку

1.Количество баллов за выполнение задания 1 в рабочей тетради –

2.Количество баллов за выполнение задания 2 в рабочей тетради –

6. Задание на дом. Слайд 21.

Изучить текст и рисунки параграфа 19 учебника, выполнить задание 3 в рабочей тетради.

Творческое задание (по выбору ученика) используя информационные ресурсы, подготовьте презентацию или напиши короткий рассказ о жизни и деятельности К. Линнея.


Урок знакомит с наукой систематикой, а также с систематическими категориями растений. Вы узнаете, что вид ─ это наименьшая единица классификации организмов, основная единица систематики. О том, что название каждого растения состоит из двух слов – названия рода и видового эпитета. В данном уроке приводятся следующие понятия: систематика, вид, отдел, сорт, класс Двудольные, класс Однодольные.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Основы систематики растений"

В эпоху Великих географических открытий люди стали находить все больше различных растений и животных.

Описаний новых видов накопилось так много, что появилась необходимость их классифицировать, связать в группы.

Эту задачу поставил перед собой шведский естествоиспытатель Карл Линней.

Он разделил природный мир на три царства: минеральное, растительное и животное.

Сейчас приведение организмов в систему является основной задачей одного из разделов биологии — систематики.

Систематика — это наука о разнообразии всех существующих и вымерших организмов, о взаимоотношениях и родственных связях между их различными группами (таксонами) ─ популяциями, видами, родами, семействами и т. д.

Особи, которые происходят от общего предка и имеют сходное строение и жизнедеятельность, относят к одному виду. Родственные виды объединяют в рода, рода ― в семейства, семейства ― в порядки, порядки ― в классы, классы ― в отделы, а отделы — в царства.

Вид — это наименьшая единица классификации организмов, основная единица систематики.


Растения, относящиеся к одному виду, не только сходны по строению и жизнедеятельности, но при половом размножении могут давать плодовитое потомство.

Для примера возьмём иву. В России известно около 170 видов этого дерева. И для того чтобы их отличить, каждая ива имеет своё видовое название, например; ива ломкая, ива белая, ива козья.


Вы заметили, что названия состоят из двух слов. Двойное, или бинарное, название видов, бинарную номенклатуру предложил также Карл Линней. Это система научного наименования растений и животных, которая существует около 200 лет.

Дубом красным называется дуб с глубоковыемчатыми, тонкими, блестящими листьями до 15─25 см в длину, с четырьмя-пятью заострёнными лопастями с каждой стороны листа, при распускании листья красноватые, летом тёмно-зелёные, более светлые снизу, осенью, перед опадением, у молодых деревьев ярко-красные, у старых — буровато-коричневые.

Система Линнея оказалась практичной и позволяла определять растения даже любителям.

Натуралист-любитель мог легко определить растение, благодаря таблице Линнея. Например, растение с очередными, сердцевидными, пильчатыми листьями, а также с цветками, собранными в виде ложных зонтиков, с многочисленными тычинками у основания, которые срастаются в пять пучков, относится к липе европейской.

Традиционным научным языком считается латынь. Поэтому ботаники и зоологи использовали этот язык для названия организмов.


Например, липа европейская на латыни читается как Tilia Europaea (тилия еуропеа).

В настоящее время латынь относится к числу так называемых мёртвых языков, так как на нем не разговаривают, подобно древнеиндийскому (санскрит) и древнегреческому.

Однако современный Кодекс биологической номенклатуры требует, чтобы научные названия живых организмов были по форме латинскими, то есть были написаны буквами латинского алфавита и подчинялись правилам латинской грамматики, вне зависимости от того, из какого языка они заимствованы.

Рассмотрим порядок классификации

Тополь белый, тополь пирамидальный, тополь дрожащий (осина) относятся к одному роду — Тополь.

Рода Тополь, Ива и Чозения объединяют в семейство Ивовые, которое относится к порядку Ивоцветные.

Ивоцветные вместе с другими порядками объединяют в класс Двудольные. Классы объединяют в отделы.

Отдел — это наиболее крупная систематическая единица. Растения одного отдела имеют общий план строения и важнейшие признаки.

Так, у отдела Голосеменные, как вы уже знаете, образуются семена, но цветка у них нет.

А все растения, которые относятся к отделу Покрытосеменные, имеют цветок, у них происходит двойное оплодотворение, образуются семена и т. д.

Отдел Покрытосеменные разделяют на два класса — Однодольные и Двудольные. Растения, принадлежащие к тому или иному классу, отличаются по числу семядолей зародыша, по жилкованию листьев, по характеру корневой системы и другим характеристикам.

К классу Двудольные относят растения, имеющие зародыш семени с двумя семядолями. Запасные питательные вещества семени находятся в зародыше или эндосперме.

Листья обычно имеют перистое или пальчатое жилкование.

А число частей цветка кратно четырём или пяти.


Корневая система стержневая. Проводящая система в стебле имеет кольцевое строение. Кольцом слоя камбия обеспечивается рост стебля в толщину. А кора и сердцевина обычно хорошо разграничены.

В этот класс входят почти все лиственные деревья и кустарники, большинство овощных и некоторые полевые культуры, многие декоративные травянистые растения и дикорастущие травы. Это горох, томат, картофель, лён и др.

К классу Однодольные относят растения, имеющие зародыш, семени с одной семядолей. Запасные питательные вещества семени находятся в эндосперме, а у некоторых ― в зародыше.

Листья обычно имеют параллельное или дуговое жилкование. Число частей цветка кратно трём (3 чашелистика, 3 лепестка, 6 тычинок).

Зародышевый корешок развит слабо, и при прорастании от стеблевой части побега обычно отходят сразу несколько придаточных коней, которые формируют мочковатую корневую систему.

Проводящая система в стебле состоит из многих отдельных пучков. Кольца камбия и роста стеля в толщину нет. У них нет ясно дифференцированной коры и сердцевины.

К однодольным растениям относят все культивируемые и дикие злаки, осоки, орхидеи, пальмы, лилейные и др.

Однако определить, к какому классу следует отнести растение, используя только один внешний признак, не всегда возможно.

Например, вороний глаз имеет листья с сетчатым жилкованием, но зародыш с одной семядолей, поэтому его считают однодольным растением. У подорожника дуговое жилкование листьев, мочковатая корневая система, но его относят к двудольным растениям, так как зародыш имеет две семядоли.

Таким образом, для определения принадлежности цветкового растения к одному из классов необходимо знать все признаки данного растения.

Классы Двудольные и Однодольные включают семейства

Семейства класса Двудольные ― это: Крестоцветные (Капустные), Розоцветные, Бобовые (Мотыльковые), Паслёновые, Сложноцветные (Астровые) и др.

Семейства класса Однодольные это: Лилейные и Злаковые (Мятликовые).


Представители данных семейств широко распространены на территории России страны, многие из них имеют большое хозяйственное значение.

В дальнейшем мы с вами подробнее познакомимся с некоторыми семействами.

Семейства выделяют на основании совокупности признаков, важнейшими из которых являются особенности строения цветка и плода.

Строение этих органов у покрытосеменных столь разнообразно, что учёные смогли выделить более 390 семейств цветковых растений. Среди них есть семейства, включающие в себя всего несколько видов или даже состоящие из одного-единственного вида.

Но есть семейства, насчитывающие тысячи видов. Например, семейство Сложноцветные из класса Двудольные включает около 25 тыс. видов, семейство Орхидные из класса Однодольные ― более 25 тыс. видов.

Читайте также: