Сирота мухтар ауэзов краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Рассказ "Сирота". Мухтар Ауэзов

Хмурый вечер середины лета. У подножья гор Улытау сумрачная прохлада. Еле шевелит травы легкий ветерок. Солнце садится. В долине сгущаются тени. На горизонт грозно легли тяжелые тучи, и лучи заката, пробиваясь сквозь них, красят притихшие холмы в темно-багровый цвет, отчего они кажутся грустными, сиротливыми. Иногда луч вспыхнет ярко, предгорье оживет на мгновенье, и снова все вокруг мрачно и холодно.

Три всадника едут по холмам. Они не спешат, но все же иногда с опаской поглядывают на черную тучу, надвинувшуюся на горы. Там идет дождь.

Тоскливую тишину засыпающей долины нарушила песня одного из путников. Ему подтянули другие. Заунывно-протяжная песня казалась долгим возгласом великого смирения и терпения. Словно откликаясь на окружающее, песня то взмывала задорно и звонко, то снова текла уныло-однообразной дремотной мелодией. Песня как бы повторяла игру лучей уходящего солнца, которое бросало на вершины холмов крупные золотисто-алые мазки, а через мгновенье вдруг тускнело и скрывалось за тучами.

Очевидно, стремясь сократить путь, всадники не свернули на широкую проселочную дорогу, ведущую мимо аулов, а поехали по петляющей среди холмов узенькой тропинке.

В то же самое время с противоположной стороны долины навстречу всадникам торопливо шел одинокий мальчик лет десяти-одиннадцати. На лице его застыла неутешная печаль, большое недетское горе. Все вокруг кажется ему холодным, чужим, жестоким. Задумчиво-грустные вершины холмов, окутанная сумраком долина, дикие ущелья, молчаливо хранящие тайны ночи, нагоняют страх, который сжимает сердце.

Что же заставляет мальчишку на ночь глядя идти одного в незнакомые места? Кто гонит его? Заставляет его, гонит его — судьба.

Год назад умерла бабушка Касыма. Незадолго до этого скончались родители. Тяжелое то было горе, но тогда у него оставалась бабушка, было кому утешить. Да он и не понимал всей тяжести утраты, всего ужаса постигшей его беды, и если плакал, то больше потому, что плакали другие. Смерть бабушки он переживал куда тяжелее. Теперь он один, совсем один, некому приласкать, некому осушить слезы. В этот день мальчику показалось, что само небо всей тяжестью легло на его хрупкие плечи.

Близких родственников у Касыма не было. Бабушку хоронили миром. Не было траурной процессии, никто не оплакивал ее. Только Касым, безудержно плача, громко причитал:

— Бабуленька, родненькая! На кого ты меня покинула. Почему ты не взяла меня с собой?! Теперь я совсем сирота.

Слушая его рыдания, присутствующие тоже вытирали невольные слезы, они знали, какова тяжкая сиротская доля.

Да, смерть бабушки была для Касыма самой большой утратой. Он так привык к ней, к ее ласковому взгляду, к легкому прикосновению ее рук, к тому, что она всегда с ним. Он любил вечером приласкаться к ней, положить голову на колени и сидеть так долго-долго.

Старуха понимала, как невыносимо трудно будет Касыму одному, знала, что его ожидает, и, собрав все свои силы, старалась, чтобы ничто не омрачало сиротскую жизнь мальчика. С какой-то странной улыбкой смотрела она на Касыма, когда тот ласкался к ней, казалось, всю боль и жалость вкладывала она в эту улыбку.

Оплакав бабушку, Касым, глядя на взрослых, соблюдал траур. Тоска одиночества и бесприютность мучили его. Чуть вспомнит мать, отца, бабушку, и они встают перед глазами как живые. Часто Касым брал палку, уходил в степь и там звал родных. Но никто не приходил, даже не откликался, и мальчик снова горько плакал.

Тут Касым просыпался. Он понимал, что это был сон, и. все же не хотел верить, что родители больше никогда не придут к нему. В душе мальчика теплилась надежда, что хоть кто-нибудь из них да вернется.

Шли дни. Для Касыма это были горькие, сиротские дни. Но как ни цепка детская память, а время делает свое. Забывались отец и мать, стала забываться и бабушка. Кочуя, род все дальше и дальше уходил от ее могилы, черневшей одиноким холмиком на склонах Улытау.

Шли месяцы. И время, прожитое с бабушкой, овеянное ее лаской, осталось в памяти Касыма как неясное воспоминание, как сладкий сон, который не повторится. Увлекательные, полные волшебства сказки бабушки, ее щемящие душу тихие и протяжные песни тоже ушли безвозвратно. Все погасло, как гаснет солнце на закате, и сплошной мрак окружил сироту.

После смерти бабушки Касыма, будто бы из жалости, взял к себе их сосед Иса. Забрал он и скот, доставшийся мальчику в наследство,— десятка три баранов, несколько коров и лошадей.

Детей у Исы и своих было много, а скота почти не было. Ни он, ни его сварливая жена Кадиша не вняли советам соседей. Они сразу же стали распоряжаться этим скотом, как своим собственным.

Будь все ладно в новом доме, может и не знал бы ничего об этом Касым. Да не очень рады были ему в семье Исы. Как-то поздней ночью, когда все дети улеглись и только Касым, видно, из-за непривычной обстановки, не мог уснуть и лежал, укрывшись с головой ветхим одеялом, он услышал разговор Исы и Кадиши. Они решали, как распорядиться наследством Касыма.

— Черноголового барана и серую кобылу зарежем на зиму, корову продадим и справим детишкам одежонку, — говорила Кадиша.— А то совсем обносились.

Касым заплакал, громко всхлипывая и шмыгая носом. Но на него никто не обратил внимания. Иса и Кадиша продолжали свой разговор.

С того дня Касым все больше и больше стал задумываться о себе, о своем горе. Но поделиться ему было не с кем. Да и кто мог помочь? Сердобольные соседки да всевидящие старики сами замечали все. Иногда говорили Касыму:

— Смотри будь хозяином, а то не останется у тебя скота, все сожрет Иса!— Но потом, как бы опомнившись, добавляли:— Дитя еще! Ну что он может сделать?

Касыму нечего было возразить им. Сиротство, как тяжелый камень, давило его все больше и больше. Прошло немного времени, и Касым, круглолицый и крепкий, любознательный и веселый, превратился в худенького, хмурого, убитого горем мальчика, Весь его вид говорил о заброшенности и несчастье.

Настали те дни, которых больше всего опасалась бабушка Касыма. Внук остался один, всем чужой. Ису интересовал только его скот, которым можно было воспользоваться. И он воспользовался.

— Пожалейте сироту! Грешно резать мой скот!— сквозь слезы закричал Касым, когда Иса собрался вести на убой серую кобылу. Мальчик обхватил ее за шею и заплакал. В ответ он получил от Исы и Кадиши несколько увесистых тумаков. Вдобавок его оставили без обеда.

Аульные ребята тоже не дружили с сиротой. Касым видя, что в ауле все забыли о нем, что никто не принимает никакого участия в его судьбе, замкнулся. Он ни с кем не вступал в разговоры, избегал людей. Мальчик еще больше похудел, лицо его стало желтовато-серым.

Тихий и покорный, он все больше погружался в свое одиночество, в нем росли подозрительность, недоверие к людям. Эти чувства подтачивали его силы, ломали душу. Голод, нищета, изнурительная работа все больше озлобляли мальчика. Не было дня после смерти бабушки, когда бы жизнь подарила ему хоть маленькую радость. Касым и с виду стал похож на маленького старичка, и душа его с каждым днем дряхлела.

Сейчас, беспросветной темной ночью, Касым идет один по горной тропинке, далеко от дома. Иса и Кадиша еще утром избили его и прогнали из аула. Но перед закатом солнца Касым все-таки вернулся домой. Силы иссякли, хотелось забиться куда-нибудь в уголок и хоть полежать тихонько, смежив веки. Но перед юртой стоял разъяренный Иса. Не говоря ни слова, он стал снова избивать мальчика. И тогда терпенье Касыма иссякло.

— В чем я виноват. За что ты истязаешь меня. Что я должен тебе. Вся моя вина в том, что я сирота, что за меня некому заступиться. — злобно выкрикнул он и, схватив увесистый булыжник, швырнул в Ису а сам что есть мочи кинулся бежать в степь.

Иса схватился за колено и грузно сел, посылая вслед Касыму грязные ругательства. Дети Исы выскочили из юрты и, прихватив камни, бросились вдогонку за Касымом, но он был уже далеко. Он бежал в горы.

Ясно, что в аул ему теперь возвращаться нельзя. Касым подумал, что давно не был на могилах родителей, и направился в сторону прошлогодней зимовки. Он вспомнил, как хотел в день поминок зарезать на кладбище, у родных могил барана, угостить бедняков, а муллу попросить почитать Коран, но Иса и Кадиша обругали его за это и не позволили резать скотину.

Сейчас Касыму некуда было идти, и он твердо решил одолеть перевал, добраться до прошлогодней зимовки, пойти на кладбище, припасть к надгробным камням и хоть нареветься вволю, выплакать свое горе.

Видя, что темнота сгущается, Касым ускорил шаг, затем побежал. Озираясь по сторонам, вздрагивая от страха, он бежал, надеясь хоть кого-нибудь встретить. По вокруг ни души. Глухая ночь.

В раннем детстве Касым наслушался от бабушки страшных рассказов о чертях и ведьмах, драконах и всякой нечистой силе, которая бродит по земле темными ночами. В рассказах вся эта нечисть не раз пугала путников, сбивала с пути и уводила то в пропасть, то в трясину. Касым вспомнил все это, и ему стало страшно. Он дрожал, как в лихорадке, сердце стучало часто и громко, ноги отяжелели и не слушались его.

Окутанные мраком каменные глыбы кажутся пристанищем злых духов. На мгновенье вспыхивает свет. По после него темнота кажется еще гуще, она, как ведьма, сразу же поглощает не только ночные сполохи, но и саму луну. Страх прячется и в таинственных ущельях, и между обнаженных скал; в густой листве деревьев тоже скрывается что-то ужасное и выжидает момента, чтобы броситься на тебя. Касыму казалось, что ночь пристально глядит на него тысячами черных страшных глаз из-под каждого камня, из-под каждого куста. А по горам бредет звездоглазая, каменнобровая, с лицом черным, как ночь, злая старуха, шепчет какие-то заклинания и громко чихает.

Нет, он ослышался. Вокруг тихо, только изредка птица захлопает крыльями или зашуршит в листве. Касым почувствовал себя еще более одиноким. Вдруг, словно зная о том, как боится Касым темноты, словно догадываясь, как мрак сжимает его сердце, в стороне что-то сверкнуло. Дорога проходила рядом с небольшим леском. Касым замер. И тут почти из-под ног что-то шарахнулось в сторону. Холод пополз по спине. Мальчик не мог сдвинуться с места.

— Шагай за мной! Иди, несмотря на усталость и слабость. Оцарапаешь ноги, разобьешь в кровь пальцы об острые камни — все равно иди. Ну, марш за мной!-И чудовище зашагало вперед.

— Дяденька, я сирота. — отозвался Касым, но на него снова грозно блеснули огненные глаза. И Касым побежал, побежал сломя голову, не обращая внимания ни на что.

. Близилась полночь. Трое всадников ехали по взгорью, слегка поторапливая лошадей. Тропинка была узкая, и кони шли гуськом. Вдруг у небольшого леска, густым кустарником подступавшего прямо к дороге, головная лошадь остановилась, запрядала ушами, коротко заржала и стала пятиться. Остановились и другие.

Туча все же догнала путников. Рванул ветер, и хлестнул дождь. Сверкнула молния. И тут всадники увидели мальчика. Он стоял, прислонившись к дереву, и не двигался. Успокоив лошадей, всадники подъехали ближе. Окликнули, но мальчик не отозвался. Тогда они спешились и подошли к дереву. Один из них тронул мальчика за плечо, и тот навзничь свалился в траву. Он был мертв.

На долю мальчика выпадает немало испытаний, жизнь забирает у него родителей и бабушку. Однажды он уходит от соседа, который его приютил, и в степи ищет могилы своих родителей, но находит свою смерть.

Бабушка Касыма умерла год назад.

После смерти бабушки Касыма взял к себе сосед, но им двигало не милосердие, а грязный обывательский расчёт: он присвоил себе скот, доставшийся Касыму по наследству.

В новой семье Касыма не любили, соседские дети издевались над ним, взваливая на него всю хозяйственную работу. Он покорно сносил ругательства и побои со стороны хозяйки. Ребята с аула не дружили с сиротой.

Однажды Касым сбежал из дома. В ночной степи он хотел найти могилу родителей, но сбился с пути и испугался. В темноте кто-то хлестнул его по лицу. Трое всадников угрожающе приказали Касыму идти за ними.

К полуночи разразилась гроза. Путники остановились, и в свете молнии увидели Касыма, прислонившегося к дереву.

Один из них тронул мальчика за плечо, и тот навзничь свалился в траву. Он был мёртв

За основу пересказа взят перевод В. Дубинцева и Н. Гордеевой (М.: Советский писатель, 1965).

Мальчик-сирота остался один. Он живёт у соседа Исы и терпит издевательства. Ночью Касим уходит из дома. Он собирается на кладбище к отцу и матери, но по дороге его настигает смерть.

За минуту

Навстречу всадникам идёт мальчик, но они его ещё не видят.

Мальчика звали Касим. У него умерли родители, а год назад не стало бабушки. Ребёнок тяжело переживал смерть родных.

Его взял к себе сосед Иса. Вместе с мальчиком Исе достался и скот. Иса и его жена Кадиша распродавали животных и тратили деньги на своих детей. Касиму не доставалось ничего, кроме поручений по хозяйству, оскорблений и побоев.

Касим замкнулся и перестал доверять людям. Из-за ежедневного труда и голода мальчик озлоблялся и становился похожим на старичка.

После того, как мальчик кинул в Ису камень, он не мог вернуться домой. Касим решил пойти к родительским могилам. Он шёл ночью и очень боялся нечистой силы. Вдруг какой-то тощий человек с ножом в руках ударил его по лицу. Неизвестный приказал мальчику следовать за ним.

Всадники увидели мальчика, стоявшего возле дерева. Они окликнули его, но Касим не отозвался. Потом кто-то тронул ребёнка за плечо, и мальчик повалился на землю. Он был мёртв.

Бобоху~

Бобоху~

Бобоху~ запись закреплена

Не детский рассказ Мухтара Ауэзова "Сирота", с которым знакомятся все дети начальных классов и у них остаётся осадок на всю жизнь.
---------

Хмурый вечер середины лета. У подножья гор Улытау сумрачная прохлада. Еле шевелит травы легкий ветерок. Солнце садится. В долине сгущаются тени. На горизонт грозно легли тяжелые тучи, и лучи заката, пробиваясь сквозь них, красят притихшие холмы в темно-багровый цвет, отчего они кажутся грустными, сиротливыми. Иногда луч вспыхнет ярко, предгорье оживет на мгновенье, и снова все вокруг мрачно и холодно.

Три всадника едут по холмам. Они не спешат, но все же иногда с опаской поглядывают на черную тучу, надвинувшуюся на горы. Там идет дождь.

Тоскливую тишину засыпающей долины нарушила песня одного из путников. Ему подтянули другие. Заунывно-протяжная песня казалась долгим возгласом великого смирения и терпения. Словно откликаясь на окружающее, песня то взмывала задорно и звонко, то снова текла уныло-однообразной дремотной мелодией. Песня как бы повторяла игру лучей уходящего солнца, которое бросало на вершины холмов крупные золотисто-алые мазки, а через мгновенье вдруг тускнело и скрывалось за тучами.

Очевидно, стремясь сократить путь, всадники не свернули на широкую проселочную дорогу, ведущую мимо аулов, а поехали по петляющей среди холмов узенькой тропинке.

В то же самое время с противоположной стороны долины навстречу всадникам торопливо шел одинокий мальчик лет десяти-одиннадцати. На лице его застыла неутешная печаль, большое недетское горе. Все вокруг кажется ему холодным, чужим, жестоким. Задумчиво-грустные вершины холмов, окутанная сумраком долина, дикие ущелья, молчаливо хранящие тайны ночи, нагоняют страх, который сжимает сердце.

Что же заставляет мальчишку на ночь глядя идти одного в незнакомые места? Кто гонит его? Заставляет его, гонит его — судьба.

Год назад умерла бабушка Касыма. Незадолго до этого скончались родители. Тяжелое то было горе, но тогда у него оставалась бабушка, было кому утешить. Да он и не понимал всей тяжести утраты, всего ужаса постигшей его беды, и если плакал, то больше потому, что плакали другие. Смерть бабушки он переживал куда тяжелее. Теперь он один, совсем один, некому приласкать, некому осушить слезы. В этот день мальчику показалось, что само небо всей тяжестью легло на его хрупкие плечи.

Близких родственников у Касыма не было. Бабушку хоронили миром. Не было траурной процессии, никто не оплакивал ее. Только Касым, безудержно плача, громко причитал:

— Бабуленька, родненькая! На кого ты меня покинула. Почему ты не взяла меня с собой?! Теперь я совсем сирота.

Слушая его рыдания, присутствующие тоже вытирали невольные слезы, они знали, какова тяжкая сиротская доля.

Да, смерть бабушки была для Касыма самой большой утратой. Он так привык к ней, к ее ласковому взгляду, к легкому прикосновению ее рук, к тому, что она всегда с ним. Он любил вечером приласкаться к ней, положить голову на колени и сидеть так долго-долго.

Старуха понимала, как невыносимо трудно будет Касыму одному, знала, что его ожидает, и, собрав все свои силы, старалась, чтобы ничто не омрачало сиротскую жизнь мальчика. С какой-то странной улыбкой смотрела она на Касыма, когда тот ласкался к ней, казалось, всю боль и жалость вкладывала она в эту улыбку.

Оплакав бабушку, Касым, глядя на взрослых, соблюдал траур. Тоска одиночества и бесприютность мучили его. Чуть вспомнит мать, отца, бабушку, и они встают перед глазами как живые. Часто Касым брал палку, уходил в степь и там звал родных. Но никто не приходил, даже не откликался, и мальчик снова горько плакал.

Тут Касым просыпался. Он понимал, что это был сон, и. все же не хотел верить, что родители больше никогда не придут к нему. В душе мальчика теплилась надежда, что хоть кто-нибудь из них да вернется.

Шли дни. Для Касыма это были горькие, сиротские дни. Но как ни цепка детская память, а время делает свое. Забывались отец и мать, стала забываться и бабушка. Кочуя, род все дальше и дальше уходил от ее могилы, черневшей одиноким холмиком на склонах Улытау.

Шли месяцы. И время, прожитое с бабушкой, овеянное ее лаской, осталось в памяти Касыма как неясное воспоминание, как сладкий сон, который не повторится. Увлекательные, полные волшебства сказки бабушки, ее щемящие душу тихие и протяжные песни тоже ушли безвозвратно. Все погасло, как гаснет солнце на закате, и сплошной мрак окружил сироту.

После смерти бабушки Касыма, будто бы из жалости, взял к себе их сосед Иса. Забрал он и скот, доставшийся мальчику в наследство,— десятка три баранов, несколько коров и лошадей.

Детей у Исы и своих было много, а скота почти не было. Ни он, ни его сварливая жена Кадиша не вняли советам соседей. Они сразу же стали распоряжаться этим скотом, как своим собственным.

Будь все ладно в новом доме, может и не знал бы ничего об этом Касым. Да не очень рады были ему в семье Исы. Как-то поздней ночью, когда все дети улеглись и только Касым, видно, из-за непривычной обстановки, не мог уснуть и лежал, укрывшись с головой ветхим одеялом, он услышал разговор Исы и Кадиши. Они решали, как распорядиться наследством Касыма.

— Черноголового барана и серую кобылу зарежем на зиму, корову продадим и справим детишкам одежонку, — говорила Кадиша.— А то совсем обносились.

Касым заплакал, громко всхлипывая и шмыгая носом. Но на него никто не обратил внимания. Иса и Кадиша продолжали свой разговор.

С того дня Касым все больше и больше стал задумываться о себе, о своем горе. Но поделиться ему было не с кем. Да и кто мог помочь? Сердобольные соседки да всевидящие старики сами замечали все. Иногда говорили Касыму:

— Смотри будь хозяином, а то не останется у тебя скота, все сожрет Иса!— Но потом, как бы опомнившись, добавляли:— Дитя еще! Ну что он может сделать?

Касыму нечего было возразить им. Сиротство, как тяжелый камень, давило его все больше и больше. Прошло немного времени, и Касым, круглолицый и крепкий, любознательный и веселый, превратился в худенького, хмурого, убитого горем мальчика, Весь его вид говорил о заброшенности и несчастье.

Настали те дни, которых больше всего опасалась бабушка Касыма. Внук остался один, всем чужой. Ису интересовал только его скот, которым можно было воспользоваться. И он воспользовался.

— Пожалейте сироту! Грешно резать мой скот!— сквозь слезы закричал Касым, когда Иса собрался вести на убой серую кобылу. Мальчик обхватил ее за шею и заплакал. В ответ он получил от Исы и Кадиши несколько увесистых тумаков. Вдобавок его оставили без обеда.

Аульные ребята тоже не дружили с сиротой. Касым видя, что в ауле все забыли о нем, что никто не принимает никакого участия в его судьбе, замкнулся. Он ни с кем не вступал в разговоры, избегал людей. Мальчик еще больше похудел, лицо его стало желтовато-серым.

Тихий и покорный, он все больше погружался в свое одиночество, в нем росли подозрительность, недоверие к людям. Эти чувства подтачивали его силы, ломали душу. Голод, нищета, изнурительная работа все больше озлобляли мальчика. Не было дня после смерти бабушки, когда бы жизнь подарила ему хоть маленькую радость. Касым и с виду стал похож на маленького старичка, и душа его с каждым днем дряхлела.

Сейчас, беспросветной темной ночью, Касым идет один по горной тропинке, далеко от дома. Иса и Кадиша еще утром избили его и прогнали из аула. Но перед закатом солнца Касым все-таки вернулся домой. Силы иссякли, хотелось забиться куда-нибудь в уголок и хоть полежать тихонько, смежив веки. Но перед юртой стоял разъяренный Иса. Не говоря ни слова, он стал снова избивать мальчика. И тогда терпенье Касыма иссякло.

— В чем я виноват. За что ты истязаешь меня. Что я должен тебе. Вся моя вина в том, что я сирота, что за меня некому заступиться. — злобно выкрикнул он и, схватив увесистый булыжник, швырнул в Ису а сам что есть мочи кинулся бежать в степь.

Иса схватился за колено и грузно сел, посылая вслед Касыму грязные ругательства. Дети Исы выскочили из юрты и, прихватив камни, бросились вдогонку за Касымом, но он был уже далеко. Он бежал в горы.

Ясно, что в аул ему теперь возвращаться нельзя. Касым подумал, что давно не был на могилах родителей, и направился в сторону прошлогодней зимовки. Он вспомнил, как хотел в день поминок зарезать на кладбище, у родных могил барана, угостить бедняков, а муллу попросить почитать Коран, но Иса и Кадиша обругали его за это и не позволили резать скотину.

Сейчас Касыму некуда было идти, и он твердо решил одолеть перевал, добраться до прошлогодней зимовки, пойти на кладбище, припасть к надгробным камням и хоть нареветься вволю, выплакать свое горе.

Туда и шел он сейчас по горной тропинке, темной ночью, один.

Видя, что темнота сгущается, Касым ускорил шаг, затем побежал. Озираясь по сторонам, вздрагивая от страха, он бежал, надеясь хоть кого-нибудь встретить. По вокруг ни души. Глухая ночь.

В раннем детстве Касым наслушался от бабушки страшных рассказов о чертях и ведьмах, драконах и всякой нечистой силе, которая бродит по земле темными ночами. В рассказах вся эта нечисть не раз пугала путников, сбивала с пути и уводила то в пропасть, то в трясину. Касым вспомнил все это, и ему стало страшно. Он дрожал, как в лихорадке, сердце стучало часто и громко, ноги отяжелели и не слушались его.

Окутанные мраком каменные глыбы кажутся пристанищем злых духов. На мгновенье вспыхивает свет. По после него темнота кажется еще гуще, она, как ведьма, сразу же поглощает не только ночные сполохи, но и саму луну. Страх прячется и в таинственных ущельях, и между обнаженных скал; в густой листве деревьев тоже скрывается что-то ужасное и выжидает момента, чтобы броситься на тебя. Касыму казалось, что ночь пристально глядит на него тысячами черных страшных глаз из-под каждого камня, из-под каждого куста. А по горам бредет звездоглазая, каменнобровая, с лицом черным, как ночь, злая старуха, шепчет какие-то заклинания и громко чихает.

Нет, он ослышался. Вокруг тихо, только изредка птица захлопает крыльями или зашуршит в листве. Касым почувствовал себя еще более одиноким. Вдруг, словно зная о том, как боится Касым темноты, словно догадываясь, как мрак сжимает его сердце, в стороне что-то сверкнуло. Дорога проходила рядом с небольшим леском. Касым замер. И тут почти из-под ног что-то шарахнулось в сторону. Холод пополз по спине. Мальчик не мог сдвинуться с места.

— Шагай за мной! Иди, несмотря на усталость и слабость. Оцарапаешь ноги, разобьешь в кровь пальцы об острые камни — все равно иди. Ну, марш за мной!-И чудовище зашагало вперед.

— Дяденька, я сирота. — отозвался Касым, но на него снова грозно блеснули огненные глаза. И Касым побежал, побежал сломя голову, не обращая внимания ни на что.

. Близилась полночь. Трое всадников ехали по взгорью, слегка поторапливая лошадей. Тропинка была узкая, и кони шли гуськом. Вдруг у небольшого леска, густым кустарником подступавшего прямо к дороге, головная лошадь остановилась, запрядала ушами, коротко заржала и стала пятиться. Остановились и другие.

Туча все же догнала путников. Рванул ветер, и хлестнул дождь. Сверкнула молния. И тут всадники увидели мальчика. Он стоял, прислонившись к дереву, и не двигался. Успокоив лошадей, всадники подъехали ближе. Окликнули, но мальчик не отозвался. Тогда они спешились и подошли к дереву. Один из них тронул мальчика за плечо, и тот навзничь свалился в траву. Он был мёртв.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Осознание учащимися проблемы взаимоотношений взрослых и ребёнка, переживших смерть близких людей.

Задачи урока. 1. Выразить учащимися свою точку зрения, проанализировав произведение, определить основную мысль; помочь разобраться в идейном содержании рассказа; вызвать у детей сочувствие, сострадание к мальчику, попавшему в беду.

Способствовать развитию устной, выразительной речи; мышления, воображения; творческих способностей.Расширение кругозора учащихся.

Дать понятие необходимости и ценности толерантности в межличностных отношениях и в обществе в целом, стремиться строить своё отношение к другим людям на принципах толерантности.

Воспитание навыков эмоционального восприятия художественного произведения; осуществление нравственного и гуманистического воспитания.Воспитание толерантности, милосердия, доброты.

Оборудование: презентация, автобиография М.О.Ауэзова, индивидуальные карточки с заданием, портрет писателя, иллюстрации к произведению.

Формы работы: индивидуальная, коллективная, фронтальная.

1.Побуждение. Эмоциональный настрой.

Учитель:

-Настроение-важный момент в нашей жизни. Улыбнитесь друг другу, подарите добрые слова. Когда мы произносим добрые слова и совершаем добрые, хорошие поступки, наше сердце открывается для искренних и добрых людей.

-Ключевыми словами на уроке будут слова: чуткость, доброта, милосердие, терпимость, толерантность.

2.Графическая разминка. (Слайд 4)

Учитель: -Ребята, а где зарождается доброта? (В сердце). В начале урока мы проведём графическую разминку. Изобразите своё сердце, своё душевное состояние, подберите для своего сердца любой цвет. -Какое сердце у каждого из вас?(Уч-ся высказывают своё мнение).

-О сердце можно говорить, как о живом Существе, оно может плакать, смеяться, чувствовать.

Одно сердце большое красное- оно доброе, а другое всё искаверканое, серое, пустое, похожее на камень. - А кто или что живёт в сердце человека? (Живут три дочери: Вера, Надежда, Любовь).-А как воспитать своё сердце, чтобы в нём поселились: Доброта, Вера, Любовь и Надежда?

-Что вы делаете для того, чтобы ваше сердце стало добрее? Есть ли у вас недостатки злого сердца?

3.Автобиографическая справка.

-Что вы знаете об этом писателе? (Уч-ся сообщают автобиографические данные М.Ауэзова).

-Мухтар Омарханович Ауэзов-великий казахский писатель, человек проживший нелёгкую жизнь, полную борьбы за правдивое слово о писателе Абае Кунанбаеве. (Слайд 7, 8, 9, 10, 11, 12)

4. Работа над произведением.

а) Понятие сиротства.

-А что такое рассказ? (Рассказ-небольшое по объёму прозаическое произведение, в основном повествовательного характера, где описывается одно событие с малым количеством героев.) Докажите, что данное произведение-рассказ?

( Сирота- ребёнок потерявший родителей. ) Какие определения можно подобрать к этому слову? ( бедный, одинокий, ненужный, несчастный). Кому из героев подходят эти слова? (Касыму)

-Как вы понимаете эту пословицу?

-С чего начинается рассказ? Чем он заканчивается? Какую роль играют три всадника? (Слайд 15)

(Рассказ начинается с того момента, когда Касым, покинув аул, идёт по направлению к кладбищу, и ему встречаются три всадника, которые стремясь сократить путь, сворачивают на узенькую тропинку. Именно они находят мёртвого мальчика в конце рассказа. Используемый автором приём композиционного кольца подчёркивает трагизм произошедшего: три всадника, видевшие пешего мальчика только вечером, когда солнце начинало закатываться и чувствовалось приближение дождя, уже в полночь где-то в предгорьях обнаруживают тело Касыма. При этом идёт сильный ливень и дует порывистый ветер).

Словарная работа.

-Во время чтения рассказа, у вас могли возникнуть трудности в определении значения некоторых слов: грузный, зариться, изнурительный, пристанище, прядать (ушами), сердобольный, сполох. -Сейчас определим толкование этих слов. (Слайд 16) б) Описание пейзажа.

-Какие эпитеты (средства художественной выразительности речи) использовал автор в описании пейзажа в начале произведения? (хмурый вечер, сумрачная прохлада, тяжёлые тучи, темно-багровый цвет, грустные сиротливые холмы). (Слайд 17)

-А если сравнить эпитеты описания пейзажа в конце текста? (каменые глыбы, ночные сплохи, злые духи, таинственные ущелья, обнажённые скалы, густая листва, чёрный страшный глаз).

-Какие сравнения (образные выражения, делающие акцент на особых свойствах предмета, путём сравнения с другим предметом со схожими признаками) можно назвать? (темнота-как ведьма, ночь-злая старуха) (Слайд 18)

-Найдите олицетворение ( наделение неодушевлённых предметов свойствами,качествами,присущими одушевлённым предметам), (бродит ночь,

страх прячется, ночь глядит).

-Давайте попробуем представить, что чувствовал мальчик в ненастную погоду, одинокий, когда разыгралась непогода? Посмотрите на слайды. (Слайд 19, 20, 21, 22, 23, 24)

-Что чувствовали бы вы в такой ситуации ?

в) Анализ содержания рассказа.

Ключевой вопрос: Через какие испытания пришлось пройти герою?

-Какие эпитеты, характеризуют прежнюю жизнь мальчика?

(Счастливая, беззаботная, весёлая, интересная, радостная)

-Почему вы считаете, что прежде жизнь Касыма была такая беззаботная?

-Когда мальчик осиротел? Чью смерть он переживал сильнее? Почему?

Словесное рисование образа бабушки. (Вывод: только после смерти любимой бабушки, мальчик стал круглым сиротой).

-А какая стала жизнь мальчика после потери родных?

(Тяжёлая, несчастная, одинокая,бесприютная, невыносимая). (Слайд 25)

-Как жилось мальчику после смерти родных?

-Как окружающие вначале отнеслись к тому, что Касым остался один? Каким глаголом можно передать их отношение? (сочувствовали)

-Был ли счастлив мальчик после смерти родных? А бывал ли он счастлив хоть иногда? (только во сне).

-Но ведь мальчик не остался один, его взял к себе сосед Иса и его жена-добрые же люди, которые помогли сироте? Так ли это?

-Как Иса распорядился скотом Касыма?

-Докажите лицемерное и жестокое поведение Исы и его семьи по отношению к сироте?

-Давайте посмотрим на картины художников и фотографии, где запечлены картины природы во время ненастья. Всё говорит отом, как тяжела была жизнь мальчика, даже состояние погоды тому подтверждение. Каждый художник или фотограф стремится показать особенность природы перед дождём, во время непогоды. Какие краски используют художники?(тёмные. ) (Слайд 26, 27, 28. 29, 30, 31)

-Что пытались сделать окружающие? (Они осуждали Ису, говорили, что не надо зариться на сиротское добро, нельзя обижать мальчика.)

Выборочное чтение. Проследить, как менялась жизнь Касыма?

-Как менялся герой?

-Почему Касым ушёл из аула?

(Невыносима была жизнь Касыма в доме Исы-соседа, взявшего ребёнка в свою семью будто бы из жалости, а на самом деле-чтобы присвоить скот мальчика. Доведённый до отчаяния несправедливостью, голодом и тяжёлой физической работой Касым сбегает из аула и решает посетить могилы своих родных, чтобы там выплакать своё горе.)

г) Знакомство с заповедями мировых религий.

Учитель: - Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот. (Слайд 32, 33)

-Существуют три мировые религии (Религия-благочестие, набожность,

вера людей в бога. ).

Буддизм учит милосердию ко всему живому. Христианство призывает: поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступили с тобой. Ислам-самая молодая из мировых религий. Она включает в себя основные положения Библии. Давайте познакомимся с некоторыми заповедями этих религий (заповедь-религиозно-нравственное предписание, краткое назидание, правила) .

Работа с раздаточным материалом.

-На партах у вас лежат листочки, прочитайте. Найдите сходства, соедините линиями. Назовите сходные заповеди из всех мировых религий. (Слайд 34)

Буддизм Христианство Ислам

никому не завидовать, «Уклоняйся от зла и делай и сиротам, и беднякам,

отрицай всякую ненависть. Требует человеческого

отношения с пленными.

-Все заповеди мировых религий призывают к одному и тому же: милосердию, доброте, справедливости, честности, взаимопомощи,уважению, состраданию, чуткости.

-Мы должны проявлять уважение к религии другого человека, быть терпимыми, т.е. проявлять толерантность. (Слайд 35)

Толерантность-это терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. В нашем государстве более 100 национальностей, и все живут в мире и согласии. Наш президент Н.А.Назарбаев с гордостью говорит: «Я бы хотел особо отметить толерантность и терпимость казахстанцев, их радушие и приветливость. Это отмечают все иностранцы.

-В первую очередь толерантность проявляется дома, в школе. Все знают, что нужно жить дружно, помогать друг другу, уважать, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. Иногда у нас возникают ощущения, что к нам придираются и стремясь быть сильными мы становимся интолерантными, и остаёмся в одиночестве.

-Вернёмся к нашему произведению.

-Как вы думаете, что чувствовал Касым один, ночью, в поле, когда разразилась гроза? Страшно ли было мальчику? Какие ассоциации возникают у вас со словами страх, ужас? Какие видения возникли у мальчика? (Всё перемешалось в голове Касыма, и вымысел, и реальность. Вновь появляются три всадника. И это не случайно: ведь лошадь для казахов- самое благородное, выносливое и умное животное. Лошади очень заботливые, они не дают своих жеребят в обиду.)

- Но в нашей жизни не всё имеет счастливый конец. Вот и всадники не успели помочь Касыму.

-Можно ли сказать, что Иса и Кадиша поступили согласно заповедям религии? Почему? Какую заповедь они нарушили? Кто виноват в смерти Касыма? ( Не только Иса и его семья оказались виноватыми в смерти Касыма, но и молчаливое попустительство аулчан, видевших, как разворовывается добро ребёнка и не осмелившихся поставить на место зарвавшегося соседа, жестокость сверстников-мальчишек, не признававших дружбы с сиротой, полнейшее одиночество и отсутствие любви.)

( Прямые виновники смерти мальчика-это Иса, Кадиша, нечистая сила. Косвенные виновники произошедшего-это те, кто видел всё, но ничего не сделал, чтобы спасти мальчика. Это -старики, соседи, аульные ребята.) Окружающие люди остались равнодушны к судьбе мальчика. А одному тяжёло выжить. (Слайд 36)

-Закономерной ли была смерть мальчика? В чём идея произведения?

(Одинокий ребёнок, не встретивший ни от кого ласки и понимания, постепенно умирал уже при жизни. Всё погасло, как гаснет солнце на закате, и сплошной мрак окружил сироту. Касым с виду стал похож на маленького старичка, и душа его с каждым днём дряхлела.)

-В чём сходство и в чём различие этих героев? (У героев много общего, но есть и различия. О Касыме никто не хотел заботится и в конце рассказа он умирает.Козетта продолжает жить счастливо, потому- что нашелся человек, который подарил ей маленькое чудо, в виде куклы, и забрал с собой, чтобы она жила счастливо после смерти матери).

-Тема сиротства волновала и волнует многих. Я предлагаю послушать поэтические произведения о тех, кто одинок, кто нуждается в помощи окружающих, кто брошен или потерян и что для человека представляет семья, как каждый нуждается в семье, заботе.

Учащиеся читают стихи.

5. Домашнее задание. (Слайд 37)

3. Придумать свою концовку произведения.

6. Рефлексия. (Слайд 38)

-Что понравилось на уроке? Какое настроение было у вас в течении всего урока?

Какие моменты урока произвели на вас впечатление? Что мы должны извлечь из урока?

Каким должен быть человек?

7. Дискуссия. -Подумайте и ответьте на вопрос: -Как по - вашему, что такое детство? (высказывание учащихся). Детство-прекрасная беззаботная пора или время душевных травм?

-Изменилось ли ваше сердце в течении урока? Почему? А какое сердце у Исы и Кадиши? Чего вы в своей жизни никогда не сделаете?

8.Оценивание. Итог урока.

-Я желаю вам, чтобы ваши сердца были добры, милосердны, чутки. Я желаю, чтобы ваши семьи были крепкими, дружными. Чтобы в ваших семьях царили любовь, уважение, доброта, чтобы не было потерь, грусти, страданий. Я желаю вам быть толерантными по отношению к окружающим людям.

Читайте также: