Симонов а с сложные проценты математика в школе 1998 6

Обновлено: 08.07.2024

Курсовая работа на тему"Методика решения задач на проценты в школьном курсе математики".В курсовой описаны основные типы решения задачи,этапы изучения,трудности учеников при выполнении задач на проценты и пути их решения.Есть практическая часть-в ней решены 10 различных задач с подробным описанием+2 задачи ,разобранные 2-мя способами .

Содержание

1.Введение
2. Проценты и их роль в школьном курсе.
3. Значение задач в обучении математики.
4. Этапы изучения процентов в основной школе и различные направления решений задач на проценты.
5. Затруднения учащихся в освоении решения задач на проценты и их возможные причины.
6.Решения задач на проценты различными способами.
7. Заключение
8. Список используемой литературы

Введение

Фрагмент работы для ознакомления

Список литературы

Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.

* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




Проценты и банковские расчеты


Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность темы объясняется тем, что понимание процентов и умение производить процентные расчеты в настоящее время необходимо каждому человеку. Так как понятие процентов затрагивает все стороны нашей жизни: школьную, научную, хозяйственную, экономическую, финансовую, демографическую и другие.

Цель работы: Научиться определять простые проценты по кредитам банков и найти наиболее выгодный потребительский кредит на любые цели.

Данная цель требует решения следующих задач:

1.Изучить материал на заданную тему;

2.Познакомиться с основными понятиями;

3.Изучить способы решения задач на проценты;

4.Исследовать умение решать задачи на проценты учениками лицея №35;

6.Изучить способы начисления процентов по кредиту;

7.Найти наиболее выгодный потребительский кредит на любые цели;

8. Рассмотреть практическое применение.

Объект исследования: Потребительские кредиты на любые цели.

Предмет исследования: Проценты в кредитах банков.

Методы исследования:

1.Поисковый метод (сбор и изучение информации);

Практическая ценность работы:

Понимание процентов и умение рассчитывать проценты в настоящее время необходимы каждому человеку. Например, при оплате коммунальных услуг, на работе родителей при выплате заработной платы и налоговых, пенсионных, прочих удержаний из нее, в банке при оплате кредита или получении накоплений по вкладе, в СМИ, в интернете и т.д,

Учащиеся встречаются с процентами на уроках физики, химии, при чтении газет, просмотре телепередач, при посещении магазинов. Уметь грамотно и экономно проводить элементарные процентные вычисления должен каждый современный учащийся.

2. Основные понятия

Финансовое определение процента - плата, которую одно лицо (кредитор) передает другому лицу (заемщику) за то, что последний предоставляет первому во временное пользование денежные средства.

В современной финансовой лексике процент определяется как плата за использование заемных средств.

В тексте знак процента используется только при числах в цифровой форме, от которых при наборе отделяется неразрывным пробелом (доход 67 %), кроме случаев, когда знак процента используется для сокращённой записи сложных слов.

Правило написания числа и знака процента раздельно введено в действие в 1982 году нормативным документом ГОСТ 8.417—81 (впоследствии заменённым на ГОСТ 8.417—2002); ранее нормой было не отделять знак процента пробелом от предшествующей цифры.

В банковской практике существуют различные методы и способы начисления процентов. Применяются простые и сложные проценты.

Процентная ставка — сумма, указанная в процентном выражении к сумме кредита, которую платит получатель кредита за пользование им в расчёте на определённый период (месяц, квартал, год).

Банк – кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять следующие банковские операции:

- привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц;

- размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности;

- открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Заемщик – сторона кредитных отношений, получающая средства в пользование и обязанная их возвратить в установленный срок и уплатить ссудный процент.

Кредит – предоставление банком денег заемщику в размере и на условиях, предусмотренных кредитным договором, по которому заемщик обязан возвратить полученную сумму и уплатить проценты по ней.

Потребительский кредит – ссуда, предоставляемая населению для приобретения предметов личного потребления.

Схемы выплат по банковскому кредиту: дифференцированные и аннуитетные платежи.

Аннуитетный платеж – представляет собой равные ежемесячные платежи, растянутые на весь срок кредитования.

Дифференцированный платеж – представляет собой неравные ежемесячные платежи, пропорционально уменьшающиеся в течение срока кредитования.

3. Теоретическая часть

3.1 Историческая справка

Процент имеет многовековую историю.

Идея выражения частей целого постоянно в одних и тех же долях, вызванная практическими соображениями, родилась еще в древности у вавилонян, которые пользовались шестидесятеричными дробями. Уже в клинописных таблицах вавилонян содержатся задачи на расчет процентов. До нас дошли составленные вавилонянами таблицы процентов, которые позволяли быстро определить сумму процентных денег.

Были известны проценты и в Индии. Индийские математики вычисляли проценты, применив так называемое тройное правило, т. е. пользуясь пропорцией. Они умели производить и более сложные вычисления с применением процентов.

Денежные расчеты с процентами были особенно распространены в Древнем Риме. Римляне называли процентами деньги, которые платил должник заимодавцу за каждую сотню. Даже римский cенат США вынужден был установить максимально допустимый процент, взимаемый с должника, так как некоторые заимодавцы усердствовали в получении процентных денег. От римлян проценты перешли к другим народам.

В средние века в Европе в связи с широким развитием торговли особо много внимания обращали на умение вычислять проценты. В то время приходилось рассчитывать не только проценты, но и проценты с процентов, т. е. сложные проценты, как называют их в наше время. Отдельные конторы и предприятия для облегчения труда при вычислениях процентов разрабатывали свои особые таблицы, которые составляли коммерческий секрет компании.

Впервые опубликовал таблицы для расчета процентов в 1584 году Симон Стевин – инженер из города Брюгге (Нидерланды). Стевин известен замечательным разнообразием научных открытий, в том числе – особой записи десятичных дробей.

Долгое время под процентами понимались исключительно прибыль и убыток на каждые 100 рублей. Они применялись только в торговых и денежных сделках. Затем область их применения расширилась, проценты встречаются в хозяйственных и финансовых расчетах, статистике, науке и технике.

Н ыне процент – это частный вид десятичных дробей, сотая доля целого (принимаемого за единицу). Знак % происходит, как полагают, от итальянского слова cento (сто), которое в процентных расчетах часто писалось сокращенно cto. Отсюда путем дальнейшего упрощения в скорописи буква t превратилась в наклонную черту (/), возник современный символ для обозначения процента (см рисунок 1).

Сами проценты не дают экономического развития, но их знание помогает в развитии практических способностей, а также умение решать экономические задачи. Обдуманное изучение процентов может способствовать развитию таких навыков как экономичность, расчетливость.

3.2 Способы решения задач на проценты

Задачи на проценты, как правило, описывают жизненную ситуацию. В ней присутствует какая-то величина, которая увеличивается или уменьшается на сколько-то процентов. Таким образом, в задаче на проценты упоминается такие данные, как первоначальная величина, конечная величина и процент, на который эта величина изменилась. Чаще всего в задаче требуется найти либо первоначальную величину, либо конечную величину, реже – процент, на который эта величина изменилась.

При решении задач на проценты можно использовать различные методы. В данной работе рассмотрели следующие методы:

– с помощью формулы простого процента;

Остановимся отдельно на каждом из выделенных методов, иллюстрируя их примерами решения конкретных задач.

3.2.1 Формула простого процента

Формула, которой мы пользуемся при решении задач на проценты, называется формула простого процента:

Х конечное – конечная величина;

Х первоначальное – первоначальная величина;

k – процент, на который первоначальная величина изменилась.

Из этой формулы всегда можно найти первоначальную величину или процент, на который происходит изменение.

Знак стоящий перед k зависит от того, увеличивается первоначальная величина или уменьшается. Так, если величина увеличивается на сколько-то процентов, то ставим знак плюс. Если уменьшается – минус.

Для наглядности приведем пример.

В городе проживало 30 000 человек. В результате строительства нового микрорайона количество жителей увеличилось на 6 %. Сколько человек стало проживать в городе?

Решение: Очевидно, что в этой задаче нам известна первоначальная величина – 30 000 человек и процент, на который она увеличилась +6 % Нужно найти конечную величину:

30 000 * ((100 + 6)/100) = х;

х = 31 800 человек.

Ответ: 31 800 человек.

3.2.2 Метод пропорций

Еще один способ решения задач на проценты – это метод пропорции. Это наиболее простой способ решения таких задач.

Напомним, что пропорция – это равенство двух отношений:

Для нас важно основное свойство пропорции, которое заключается в том, что произведение крайних членов пропорции равно произведению средних членов. Проще запомнить, что мы можем перемножить члены пропорции крест-накрест:

При решении задач на проценты с помощью метода пропорции необходимо руководствоваться следующим правилом:

Далее записываем пропорцию:

Решим вышеприведенную задачу №1 на проценты с помощью метода пропорции.

В городе проживало 30 000 человек. В результате строительства нового микрорайона количество жителей увеличилось на 6%. Сколько человек стало проживать в городе?

Решение: Итак, в городе проживало 30 000 человек и это всё его население, т.е. 100%. Так и запишем:

Далее население выросло на 6%, т.е. всё его население стало составлять 100% + 6% = 106% и нам неизвестно, сколько это человек, т.е. Х человек.

Таким образом, получаем:

Правую дробь пропорции можно сократить на 2, получим:

Теперь воспользуемся основным свойством пропорции и перемножим ее члены крест-накрест:

30 000 * 53 = 50х.

Далее обе части полученного уравнения мы можем разделить на 50, получим:

Ответ: 31 800 человек.

3.2.3 Метод коэффициентов

Можно назвать еще один метод решения задач на проценты, который является следствием из формулы простого процента. Так, формулу простого процента можно переписать следующим образом:

Таким образом, мы получили формулу для решения задач на проценты методом коэффициентов. Полученная формула удобна тем, что при достаточной практике простые задачи на проценты можно решать в уме, даже не задумываясь.

Например, яблоки стоили 150 рублей, затем они подорожали на 20%. Найдите новую стоимость яблок.

Применим полученную формулу и получим:

150 * 1,2 = 180 рублей.

То есть мы интуитивно 20% превращаем в 0,2 и прибавляем единицу, так как происходит увеличение на данное количество процентов, и умножаем на первоначальную стоимость.

Или другой пример. Зарплата работника составляла 25 000 рублей в месяц, в результате применения штрафа за опоздания зарплата сократилась на 10%. Найти сумму зарплаты, которую получит оштрафованный работник.

25 000 * 0,9 = 22 500 рублей.

Опять же мы сразу понимаем, что 10% — это 0,1. Т.к. происходит уменьшение первоначальной величины на это количество процентов, то мы вычитаем из единицы этот процент и получаем 0,9. Затем умножаем полученное значение на первоначальную величину.

Решим этим методом задачу про зарплату и налоги.

В России налог на доходы физических лиц составляет 13%. Зарплата Марии Ивановны после удержания налога на доходы составила 60 900 рублей. Найти сумму зарплаты Марии Ивановны до удержания налога.

Решение: Итак, 13% — это 0,13. Первоначальная зарплата уменьшилась на этот процент, значит, вычитаем из единицы и получаем 1 – 0,13 = 0,87. Подставляем в формулу:

Ответ: 70 000 рублей.

3.3 Проценты в банковских расчетах

Процент в банковских расчетах или банковский процент представляет собой не что иное, как плату за пользование заемными денежными средствами. Самые известные случаи применения банковского процента – это плата за кредит и плата за депозит. В обоих случаях в отношениях присутствуют два субъекта, один из которых – всегда банковское учреждение, которое на основании определенных методик экономических расчетов определяет размер банковского процента по конкретному виду операций.

Банковская процентная ставка (банковский процент) также зависит и от валюты вклада. Это связано с тем, что экономики стран - хозяек валют находятся на разных фазах экономического цикла и, соответственно, правительства этих стран могут проводить различную экономическую политику, как по удешевлению денег, так и по их удорожанию.

В финансовой практике принято выполнять расчет банковских процентов в годовом выражении. Это означает, что если банк указывает, что ставка принимаемых на депозит средств составляет, например, 10% годовых, вы получаете сумму, большую на эти 10%, начисленную в течении года. Если вам необходимо просчитать, сколько это будет получаться в месяц или в день – просто разделите процентную ставку на нужный вам период времени. Чтобы узнать, сколько вы получите за месяц, нужно 10% разделить на 12 (число месяцев в году). А для расчета процента в сутки необходимо будет процентную ставку разделить уже на 365 (количество дней в году).

Начисление банковских процентов может выполняться двумя способами, получившими название простой и сложный процент. В первом случае понимается, что за основу расчетов всегда в течении срока договора принимается сумма кредита (депозита). Сложный процент учитывает, что в каждом последующем периоде сумма, на которую насчитывается процент, увеличивается на размер процентов, полученных в предыдущем период.

Традиционно более выгодными принято считать депозиты, по которым банк начисляет сложные проценты. По кредитам ситуация обратная. Выгодным считается процент, рассчитываемый не на всю сумму кредита, а на остаток невозвращенных банку денежных средств.

Простые проценты – это метод начисления, при котором сумма процентов определяется в течение всего периода, исходя из первоначальной величины долга, независимо от количества периодов начисления и их длительности.

Простой процент – это когда процент по вкладу начисляется в конце срока. Например, открыт вклад на год, с выплатой процентов в конце срока вклада.

Формула, по которой производится расчет простых процентов:

В настоящий момент, во всем мире, процентная ставка рассчитывается по единым стандартам. Количество денег (М), которое будет получено клиентом в конце срока вложения, можно рассчитать по следующей формуле:

М = D • (1 + r/100 • t/360), где

D - величина вклада;

r - процентная ставка банка;

t - время размещения вклада в банке (в днях), 360 (365) - число дней в году. Например, если разместить 20000 рублей в банке на 6 месяцев под 8 % годовых, то в конце срока мы получим: М = 20000 • (1 + 8/100 • 180/360) = 20800 рублей.

Указанная формула подходят лишь для тех вкладов, процентная ставка по которым начисляются один раз - в конце срока вклада или в конце года. Но существуют и такие вклады, когда на годовой вклад проценты начисляются несколько раз, например, ежемесячно. В этом случае идет речь о сложной банковской процентной ставке.

Если процент начисляется каждые 30 дней, то доход вычисляется по следующей формуле:

M = D • (1 + r/100• 30/360) ? (360/30).

Если разместить те же 20000 рублей в банк на 12 месяцев под 8% годовых с начислением процентов каждый месяц, то в конце срока будет результат:

M = 20000 • (1 + 8/100• 30/360) ? (360/30)= 20000 • (1+ 1/150) ? 12=21660 рублей.

Если процентная ставка будет рассчитываться каждую неделю или тем более каждый день, то очевидно итоговая сумма будет еще больше. Таким образом, чем короче срок, по истечению которого банк или другая кредитная организация начисляет проценты на депозит, тем больший доход клиент получит в итоге.

Банки практически никогда не начисляют сложные проценты сроком менее чем на 1 год. Поэтому сложные проценты на банковские депозиты имеет смысл принимать в расчет только в том случае, когда вклады делаются на несколько лет.

4. Практическая часть

Для того чтобы понять насколько ученики 7-х и 9-х классов знают и заинтересованы в решении задач на проценты, было предложено ученикам решить задачи на проценты (Приложение 1).

Предлагаемый курс решения задач на “проценты”, “смеси” и “сплавы” предназначен для старших классов лицея, в первую очередь экономического и математического профилей.

Необходимость создания этого курса была вызвана следующими причинами:

1. Преодолеть “разрыв” между школьным математическим образованием и математикой высших учебных заведений, заключающийся в том, что на вступительных экзаменах в вузы предлагаются текстовые задачи, которые не изучаются по программам 10-11 классов.

2. Необходимостью воспитывать экономическую и практическую грамотность школьников на уроках математики через решение задач, фабула которых связана с производством, кредитованием, банковскими расчетами.

3. На завершающем этапе изучения математики не уделяется внимание систематизации способов решения различных текстовых задач, их алгоритмизации по решению сложных конкурсных задач.

4. В большинстве учебниках отсутствуют указанные типы задач.

5. Обеспечить подготовку учащихся к поступлению в вуз по выбранному профилю и продолжению образования, а также к профессиональной деятельности, требующей достаточно высокой математической культуры. Для этого не нарешивать задачи из различных сборников и вариантов вступительных работ, а создать программу с помощью, которой возможно преодолеть все названные трудности.

Таким образом, очевидна необходимость создания систематизирующего курса решения задач, обобщающего и углубляющего знания учащихся по перечисленным темам, формирующего умения и навыки работы учащихся с задачами разных уровней сложности. Такой курс должен стать промежуточным звеном в единой цепочке “школа-вуз” и обеспечить непрерывность и преемственность преподавания математики.

Программа обеспечивается учебным пособием [1] , а также методическим сборником по решению задач, разработанным учителями кафедры математики лицея №230 г. Заречного [2]. При разработке элективного курса использованы материалы работ [3…7].

Программа рассчитана на 34 часа, в ней дано примерное распределение часов по разделам. Каждый учитель может варьировать количество часов по темам, исходя из потребностей учащихся и их индивидуальных возможностей, адаптируя программу к соответствующему профильному обучению.

Цель курса – создание условий для обеспечения профильного обучения через углубление знаний учащихся основного курса математики, воспитание экономической и практической грамотности.

1. Познакомить учащихся с понятиями “простые” и “сложные” проценты. Сформировать навыки решения задач на проценты различного типа.

2. Сформировать общие подходы к решению задач на сплавы, смеси. Ввести понятия о массовой, объемной концентрациях, процентном содержании вещества.

3. Повысить практическую направленность предмета через решение практических задач. Сформировать экономическую грамотность учащихся.

4. Показать роль математики в сфере выбранной профессии, поддерживать интерес к изучаемому предмету.

5. Сформировать умения статистического анализа, развивать навыки логического, творческого мышления. Создать условия для самостоятельной развивающей деятельности учащихся.

6. Помочь учащимся в выборе своей будущей профессии, в профессиональном самоопределении. Подготовить учащихся к ЕГЭ, поступлению в вузы.

Содержание курса. Программа содержит систему понятий из области “простых” и “сложных” процентов. Дается представления о способах решения задач на разные виды процентов. Кроме того, рассматриваются подходы к решению задач по теме “Сплавы и смеси”.

Раздел I. Задачи по теме “Проценты”.

Определение процента. Нахождение процентов от данного числа. Нахождение числа по его процентам. Нахождение процентного отношения двух чисел.

Раздел II. Задачи по теме “Сложные проценты”.

Правила начисления сложных процентов. Формула сложных процентов. Способы решения задач на сложные проценты:

а) В конце каждого этапа величина изменяется на одно и то же постоянное количество процентов.

б) Прирост величины на каждом этапе разный.

Раздел III. Применение геометрической прогрессии в экономике .

Понятие о банковской системе. Как банк “создает деньги”. Расчеты банка с вкладчиками. Простые проценты. Начисление простых процентов за часть года. Изменение годовых ставок простых процентов. Капитализация простых процентов.

Раздел IV. Сложные проценты в банковских расчетах .

Ежегодное начисление сложных процентов. Многократное начисление процентов в течение одного года. Число е. Многократное начисление сложных процентов в течение нескольких лет. Начисление процентов при нецелом промежутке времени. Изменяющиеся процентные ставки. Выбор банком годовой процентной ставки.

Раздел V. Некоторые литературные и исторические сюжеты, связанные с начислениями простых и сложных процентов.

Салтыков-Щедрин М.Е. “Господа Головлевы”. О. Бальзак “Гобсек”. Завещание Бенджамена Франклина.

Раздел VI. Сегодняшняя стоимость завтрашних платежей.

Понятие о дисконтировании. Современная стоимость потока платежей.

Раздел VII. Задачи по теме “Сплавы и смеси”.

Основные допущения, используемые в задачах. Однородность смеси или сплавов при слиянии двух растворов с объемами V1 и V2, получая смесь, объем которой равен V1 + V2.

Массовые концентрации. Понятия об объемной концентрации. Процентное содержание вещества. Способы решения задач, связанные со смешиванием растворов или получением сплавов.

Раздел VIII. Решение задач по теме “Смеси и сплавы” повышенной сложности.

Решение задач по теме “Смеси и сплавы” разных типов: смешивание чистых растворов (сплавов), переливание; смешивание сплавов, смесей, состоящих из 2-х, 3-х компонент. Комбинированные задачи.

Раздел IX. Обобщающее повторение.

Решение задач разного уровня, предлагающихся на ЕГЭ, на экзаменах в вузы. Экскурсия учащихся в банковское учреждение.

Раздел X. Итоговый контроль по курсу.

Контролирующие работы могут быть представлены в виде контрольных работ, тестов, зачетов по темам в нескольких вариантах и разных уровней сложности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рекомендации по организации предпрофильной подготовки в общеобразовательных учреждениях Ставропольского края / Под общ.редакцией В.А. Аникеева.-Ставрополь: СКИПКРО, 2005.

Пояснительная записка

Сегодня Россия интегрируется в мировую экономическую систему, и в начале третьего тысячелетия жизнь требует изучения основных законов экономики уже в школе, и как можно раньше. Развитие информационного общества, научно-технические преобразования, рыночные отношения требуют от каждого человека высокого уровня профессиональных и деловых качеств, предприимчивости, способности ориентироваться в сложных си­туациях, быстро и безошибочно принимать решения.

Курс может быть использован как отдельный элективный курс, как факультативный курс для расширения и углубления знаний, умений и на­выков, а также как элемент внеклассной работы по предмету в системе до­полнительного образования. Он предусматривает классно-урочную и лекционно-практическую системы обучения. Практическая часть предполагает использование типового школьного оборудования кабинета математики.

Интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для экономической деятельности, необхо­димых для успешной социализации учащихся и адаптации их к реальной жизни; изучение взаимодействия математики и экономики с целью приви­тия устойчивого интереса к ним, усвоения, углубления и расширения зна­ний, учащихся по данным учебным дисциплинам; профориентация.

Задачи курса:

- сформировать у школьников понимание значения экономики для
общественного прогресса: осознание экономических проблем России и
возможных путей их преодоления.

-сформировать представление об идеях и методах экономики, об ор­ганизации деятельности в сфере экономики и банковского дела;

познакомить учащихся с терминологией, встречающейся при изу­чении курса, помочь понять ее и правильно использовать;

научить учащихся применять математический аппарат при решении экономических задач:

вооружить конкретными экономическими знаниями, необходимы­ми для изучения других школьных предметов, для применения в практиче­ской деятельности, для выбора будущей профессии и продолжения образо­вания;

привить навыки работы в группах, быть их лидером, выступать, вести переговоры, отстаивать свои интересы;

познакомить школьников с интересующими их профессиями в об­ласти экономики и банковского дела, требованиями, предъявляемыми к ра­ботникам этой сферы.

Организация учебного процесса

Программа элективного курса рассчитана на 35 часов, из них 10 лек­ций и 25 часов практических занятий. Курс имеет практическую направ­ленность, формы занятий разнообразны: семинары, практикумы, деловые игры, защита рефератов, презентация проектов и др. Количество часов и объем изучаемого материала позволяют принять темп продвижения по кур­су, соответствующий возрасту учащихся.

Отработка и закрепление основных умений и навыков осуществляет­ся на большом числе упражнений, доступных учащимся. В то же время это не означает монотонной и скучной деятельности, так как курс наполнен за­даниями, разнообразными по форме и содержанию, позволяющими приме­нять получаемые знания в многообразии ситуаций, связанных с экономикой и банковским делом.

Формирование важнейших умений и навыков происходит на фоне развития умственной деятельности, дети учатся анализировать конкретные экономические ситуации, замечать существенное, выявлять общее и делать выводы, переносить известные приемы в нестандартные ситуации, в том числе и встречающиеся в прессе, находить пути их решения.

Условием, позволяющим правильно построить учебный процесс, яв­ляется то, что изучение каждой темы начинается с проведения установоч­ных занятий, выделяется главное и, исходя из этого, дифференцируется ма­териал: определяются те задачи, с помощью которых происходит отработка ЗУНов, и, те, которые служат развитию, пробуждению интереса.

Чтобы усвоение материала было более эффективным, делается опора на особенности соотношения конкретного и абстрактного мышления уча­щихся данного возраста. Уделяется внимание развитию речи: учащимся предлагается объяснить свои действия, вслух доказывать свою точку зрения по поводу конкретного экономического процесса или явления, ссылаться на известные правила, факты, высказывать догадки, предлагать способы реше­ния, задавать вопросы, вести переговоры, публично выступать. Предпола­гается развитие не только общеучебных умений учащихся, но и навыков организации элементарной предпринимательской деятельности. Преду­смотренная программой реферативная и проектная деятельность учащихся позволяет удовлетворять их индивидуальные потребности и интересы, вы­являть индивидуальные возможности, т. е. максимально индивидуализиро­вать обучение. Школьни­ки должны поверить в свои силы, испытать успех, чтобы не разочароваться в выборе будущей профессии.

Читайте также: