Шуман карнавал краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

… Веселые, торжественные фанфары возвещают нам, что праздник уже начался.

Вот он, непременный участник всех карнавалов — вальс. Затем музыка изменилась, рояль зазвучал взволнованно и страстно… Мы, кажется, услышали чей-то разговор. О чем он? Нет, не будем подслушивать чужие тайны. Скорее дальше, за пестрым и ярким хороводом. Звучит уже не вальс, а задорный подпрыгивающий галоп.

Нежная, мечтательная музыка… Познакомьтесь, пожалуйста.
Это — Эвзебий. Он мечтатель и фантазер. Любит погрустить, побыть один, подумать. Больше я вам пока ничего о нем не скажу. Только одно. Запомните — это маска. А кто под ней скрывается. Тсс, молчание. На карнавале всегда бывают тайны.
Еще один незнакомец. Его музыка порывистая, горячая. Она совсем другая, чем у Эвзебия. Трудно представить себе более разные характеры. А между тем Эвзебий и Флорестан (так зовут второго юношу) очень большие друзья. Один не может и минуты пробыть без другого, словно у них одно сердце, одна душа… Ну вот, чуть не проговорилась. Ведь Флорестан — это тоже маска.

А карнавал продолжается. Вот бабочки.
Весело и немного суматошно, в высоком звонком звучании рояля бегут, сталкиваются и снова разбегаются небольшие пассажики. А сопровождение певучее, плавное… Красиво! Покружились в танце бабочки и улетели. А на смену им, танцуя, выбежала другая группа масок. Одна маска одета буквой S (ес), другая — буквой А… Можно не продолжать? Ведь мы только что познакомились с этими буквами. Только там они были таинственно неподвижными, а здесь весело танцуют.

Еще один музыкальный портрет. Познакомьтесь с Эстреллой. Она же Эрнестина фон Фриккен. Да, это та самая Эрнестиаа — властительница дум молодого Шумана, — которая проживает в небольшом немецком городке с коротким названием Аш. Живая, решительная и в то же время нежная и изящная, она очаровательна, эта девушка. Такой ее видел в то время Шуман. Такой он и нарисовал ее в музыке.
Не кажется ли вам, друзья, что Эстрелла-Эрнестина была бы хорошей подругой Флорестану — у них такие похожие характеры. А вот Киарине, наверное, понравился бы мечтательный, спокойный Эвзебий…

Снова проходят перед нами маски… Наконец-то! Вот она, Коломбина. И, конечно, не может без проказ. Музыка лукавая, дразнящая — Коломбина танцует… А кто ее партнер? Вот он — смешной старик Панталоне. Это тоже один из героев итальянской комедии масок. Коломбина подшучивает над стариком Панталоне, кокетничает с ним и, конечно же, убегает от него — зачем он ей, когда где-то здесь ее Арлекин.
Кружатся в вальсе пары. Вальс мягкий, задумчивый, чуть сентиментальный. Он медленнее, спокойнее, чем тот, который звучал в начале.

1. Все пьесы вырастают из варианта одной темы.

2. Пьесы чередуются по принципу контраста.

3. Преобладают бемольные тональности.

4. Цикл обрамляется пьесами, близкими по характеру, музыкальному материалу.

Каждая миниатюра имеет название. Названия Шуман дал после написания музыки для более ясного представления замысла. Произведение связано с критической деятельностью композитора. Программой служит одна из статей Шумана, где говорится о карнавале, на котором, якобы, давидсбюндлеры дали отпор филистерам. В критических статьях Шуман упоминал о Давидовом братстве – давидсбюндлерах. Братство Давида, так как покровителем избрал легендарного певца царя Давида, который силой искусства побеждал врагов своего народа – филистимлян. Это вымышленный союз, объединяющий всех прогрессивных музыкантов прошлого, настоящего и будущего. Основная борьба давидсбюндлеров, а следовательно самого Шумана, была направлена против филистерства, то есть мещанства, обывательской ограниченности.

Роберт Шуман / Robert Schumann





Неудержимо несущееся движение доходит к заключительному построению до Presto и на самой высокой точке разбега внезапно обрывается. Троекратный аккордовый удар возвещает конец первой сцены:




Арлекин — полная противоположность Пьерро. Гибкий, пружинистый, весь в движении, он производит эффект отчаянно рискованными прыжками, ловкостью искусного гимнаста.

Скачки на широкие интервалы (вверх на квинту, дециму; вниз — до двух октав), акцентирование слабой доли такта, следующей за взлетом, создают иллюзию прыжка и падения; ритмически отчеканенные ходы staccato — как бы разгон перед новым, еще более смелым полетом:



Вальс вносит контраст, благодаря чему психологичность портретов Эвзебия и Флорестана проступает более выпукло и ярко. Каждого из воображаемых давидсбюндлеров Шуман наделяет индивидуальным характером и темпераментом.


Мечты, сосредоточенные мысли Эвзебия разрушает необузданный, пламенный Флорестан. Его настроения крайне изменчивы, и их переходы мгновенны и внезапны. Музыкальная характеристика Флорестана строится на непрерывной смене динамики и музыкального материала. Из быстрых переходов настроений, то порывистых и бурных, то задумчиво-мечтательных или необузданно-веселых, соткана вся пьеса. В этом — зерно музыкальной характеристики Флорестана.




Необычными по новизне и смелости приемами Шуман рисует реалистически верный, живой музыкально-психологический портрет.











Содержание

1.
Введение
Фортепианное творчество
3

Вложенные файлы: 1 файл

Шуман Карнавал.doc

Номер написан в 3-х частной форме со вступлением и кодой.

В среднем разделе 2 контрастные темы:

– Piu mosso: бравурно танцевальная тема с причудливым одновременным сочетанием двудольного и трехдольного размера;

Кода Presto – полиметрический галоп, головокружительный вихрь общего праздничного танца, который в самой высокой точке разбега внезапно обрывается троекратным аккордовым ударом.

Все миниатюры группируются в малые циклы. Первый малый цикл объединяет №№2,3,4.

Создается образ очень определенный и вместе с тем очень многозначный: здесь и блеск наряда, и блеск шуток, и острота движений, и капризное, хлесткое острословие.

Следующий малый цикл – 5-8,(9). Здесь появляется Давидсбюндлеры.

Лейт-гармония этого номера Ум7. В репризе создается гармоническая напряженность, подготавливается кульминация, но номер не завершается, в него вторгается следующий номер 7.

Танцевальная, вальсовая основа, капризный ритм сочетается здесь с закругленностью каждого построения.

С 10 номера Сфинксы обрели образы карнавальных масок. В нашем понимании – это некое интермеццо, подвижный легкий скерцозный вальс. Он является своеобразным фоном для последующего цикла номеров 10-14.

Для большей убедительности Шуман использует из музыкального арсенала композитора ряд характерных приемов: насыщенный гармонический фон, rubato, выразительную, кантиленную мелодию глубокого дыхания тонко подмеченный, типично шопеновский взлет с последующим заполнением.

Сопоставление образов Паганини и Шопена очень напоминает излюбленный Шуманом контраст Флорестана и Евсебия.

В номере использована стилизация виртуозной игры на скрипке. В конце – сонорный эффект исчезновения. Противопоставление обыденного и поэтического в номере создает настоящую драматическую коллизию, воплощает важнейшую для романтиков тему – одиночество художника, его изолированность.

Сильнее стучи и тревогой

Ты спящих от сна пробуди!

Вот смысл глубочайший искусства!

А сам маршируй впереди!

Давидсбюндлеры представлены в финале темой марша (родственной по духу героически торжественному началу Преамбулы), а также другими темами, уже прозвучавшими во вступительной части. Для характеристики филистимлян Шуман выбрал мелодию, олицетворяющую консерватизм и косность немецкого бюргерства:

Таким образом, перед нами программное, концепционное произведение, содержание которого неоднозначно. Композиция представляет собой череду маленьких пьес. Жанровой основой всего произведения является – сюита.

Такая композиция проблемна в организации восприятия. Необходимо осознавать это произведение как циклическое со своими законами формообразования. Это чисто шумановская сюита, где отдельные относительно самостоятельные миниатюрные пьесы сцепляются подобно звеньям одной цепи. Итак, что скрепляет произведение?

– композиционная арка между первой и последней миниатюрой (тематическое, фактурное, динамическое, масштабное родство);

– почти все пьески написаны в 3-х частной форме;

– бемольные мажорные тональности в подавляющем большинстве номеров;

– все эти номера 3-х дольные, жанровой основой большинства является танец.

Карнавал – это некая художественная метафора мироустройства как она видится художнику-романтику. Во все предыдущие эпохи мир казался упорядоченным, разумно устроенным, и вдруг он стал неуправляемым хаосом: связь времен распалась, жизнь состоит из лоскутков и осколков как в калейдоскопе, теперь это бесконечная карусель на 3/4.

Поиск Управителя осуществляется в цепи портретов:

Читайте также: