Шлейермахер речи о религии краткое содержание

Обновлено: 23.07.2024

Всё прекрасно. И мы вполне понимаем нашего брата Фридриха.
Однако, не будучи столь увлеченными перспективами понимания религии как закономерного плода познания человеком окружающего мира, мы вынуждены обратить внимание читателей на ту гипотезу, или предположение, о котором Фридрих умалчивает. А именно, на априорные возможности органов чувств воспринимать, вместе с данными конкретно-ситуационного опыта, также, например, Величие, Красоту и Единство Вселенной как Храма Божества.
Ясно, что чувства должны уметь получать те первичные впечатления, которые затем осознаются разумом в формах религиозного благочестия. А иначе нечего будет осознавать, и неоткуда будет взяться религии.

Что это, если не обожествление Природы, творящей душу человека?

Если бы любовь была только переживанием, или испытываемым и осознаваемым чувством, то отнюдь не ясно, смогли бы мы обнаружить в любви религию (?).
Но любовь – не только чувство и переживание. Она непременно есть личное отношение. Иначе говоря, мы не просто испытываем чувство любви, мы любим кого-то; ЕГО, своего любимого.
Так что, свидетельствуя о своей любви, мы отвечаем сразу на два вопроса: и на первый вопрос теории познания: что мы чувствуем? – любовь; и на первый вопрос морали: как мы относимся к имяреку? – любим его.

А чтобы могли мы встретить в собрании Сына Божия, узнать Его и полюбить, должно состояться Рождение Его в человеках. И, через это, событие Рождества становится непременной частью богословия Любви.

Последний аргумент мог бы показаться довольно убедительным, если бы вместе с прогрессом науки и техники, давшим власть над природой, из людей и в самом деле не исчезло бы благочестие. Однако, мы видим, что в наш прогрессивный век благочестие стало поистине диковинным фруктом.

Так или иначе, но Фридрих также не готов признавать за детской наивностью достоинство религиозного чувства, и оправдывает здесь скептиков, говоря:

Но, что есть эта вселенная?

Оказывается, наша первая вселенная – человечество. И человек религиозный прежде всего принадлежит обществу, человечеству, и только научившись любить людей, переносит это умение на Природу.

И далее Фридрих так говорит об этом:

А мы, увидев показанное, не можем отнести его даже к протестантизму. Предлагаемое Шлейермахером есть просвещенческая ревизия общественного сознания. Некая квазирелигия, целиком основанная на психоделически ориентированном разуме, вооруженном концепцией мирового духа и рефлексирующем чувства на предмет их одухотворенности.

Равно так же необходимо каждому кушать и справлять естественную нужду.
Отсюда бесконечно далеко до Церкви. И неясно, как Фридрих сумеет преодолеть это расстояние.

Наверное, с этим должно согласиться. Однако, если Фридрих думает, что он таким образом подвёл нас к возникновению церкви, то мы вынуждены решительно протестовать (!).

Таким образом имеем два РАЗНЫХ преображения, в результате разных субъектных трансформаций.
У Фридриха имярек так усовершенствует умозрительную модель вселенной, что в итоге творческий человек перестаёт порабощать природного человека и через то блокировать его жизненные силы, но гармонично сливается с ним в единое существо, так что прежде полумёртвый творец оживляется; и мы видим это оживление в облике его, и нас оно привлекает.
У евангелиста Луки Иисус в общении с Отцом получает от Него подтверждение и благословение, принимает смерть как судьбу свою, и через то завершает своё становление в духе как Лица – существа отдельного и витально независимого от природного человека; имеющего жизнь в смерти его, и живущего после его смерти.
Это окончательное рождение в Духе ученики и могли видеть в лице Учителя на горе Фавор. Что же до убеления и блистания одежд Его, то они здесь символизируют окончательное искупление Им первородного греха.

Но, это уже христианская религия – одна из многих, в понимании Шлейермахера. То есть, не РЕЛИГИЯ как таковая, а – некое её частное осуществление в людях.

Но, поскольку описанное просветление не может нигде и никогда осуществиться в полноте, но – только частично; постольку нет и не может быть единой религии, но – лишь множество частных.

Вот, что говорит сам Шлейермахер:

Очевидно, Фридрих подразумевает внешнюю самоидентификацию лиц, позволяющую создавать формальные единения на основе своей принадлежности к институциональным общностям. И полагает, что церкви зиждутся не на этом формальном единении, но …

Таким образом, на деле Фридрих Шлейермахер выступил идейным защитником и апологетом Христианства в эпоху торжествующего позитивизма и атеизма, возросшего на почве Реформации (Протестантства) и Возрождения; а попытка приладиться к учёной ментальности была лишь педагогическим ораторским приёмом.

Итак, красота Творения – не только в отдельно взятом плоде его, но, вместе, – в Дереве, на ветви которого висит этот плод. И правильное созерцание Мирового Дерева состоит в видении любого плода на ветви Дерева, а не в своей руке. – Вот, что говорит нам Шлейермахер, повторяя ветхозаветную мудрость.
И сказать, что этому умозрению не нужно учиться, было бы опрометчиво.

Такой вот идеологический фундамент позволяет Фридриху, в свою очередь, риторически вопрошать современную ему образованную публику:

2. Взгляд Шлейермахера на религию и ее значение для человека, отличаясь по форме от предыдущего, является тем же по существу.

Понимание Бога и Его отношения к миру у Шлейермахера почти совпадает с пантеистическим пониманием Спинозы. В то же время, признавая Бога абсолютно трансцендентным человеческому разуму, Шлейермахер прямо примыкает к Канту. И в понимании религии Шлейермахер оказался столь же односторонним, как и они.

Религия возникает из стремления к бесконечному, к абсолютному единству: она есть непосредственное постижение мировой гармонии. Религия приводит человека в связь с абсолютным, научая его чувствовать и сознавать себя частью целого.

Догматы в религиях, по Шлейермахеру, не имеют ни малейшего религиозного значения. Вероучение и каноны — лишь оболочка, которую религия снисходительно допускает, но и этого не следует делать. Можно надеяться, что со временем религия не будет нуждаться в Церкви. Вообще же, чем более человек религиозен, тем дальше он должен держаться от Церкви. Более того, образованный человек, чтобы содействовать религии, должен бороться с Церковью — носительницей догматизма, безусловной морали и канонов, закрепощающих чувство. Только с уничтожением Церкви возможна истинная религия, т. е. свободное чувство благоговения и восторга перед бесконечной вселенной, ее гармонией и красотой.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

1. Взгляд Канта [5]

3. Взгляд Гегеля

3. Взгляд Гегеля Ярким представителем еще одного также очень распространенного, особенно среди интеллигенции, понимания религии является Г. Гегель (1770-1831) — крупный немецкий философ-идеалист, протестант и апологет. [20] В основе его философской системы лежит учение о т. н.

9. Взгляд в будущее

9. Взгляд в будущее Все сказанное выше приводит к следующим выводам:Возрождение русской богословской науки возможно, но оно произойдет только тогда, когда появятся у нас богословы нового уровня, получившие то образование, которое наши духовные академии и семинарии пока

Еврейский взгляд

Еврейский взгляд Между тем для евреев этот спор о нравственных достоинствах и недостатках сатаны не более осмыслен, нежели спор о моральном облике бабочек и крокодилов. И именно в этом заключается причина того, что человек, не утративший связи с еврейской традицией, не

Взгляд из вечности

Взгляд из вечности Будда говорил: "Положение царей и правителей считаю я пылью. Сокровища из золота и драгоценностей вижу я грудами кирпича и булыжника. На тонкие шелковые одежды смотрю я, как на рваные лохмотья. Мириады миров вселенной вижу я крошечными плодовыми

Взгляд из вечности

Взгляд из вечности Будда говорил: "Положение царей и правителей считаю я пылью. Сокровища из золота и драгоценностей вижу я грудами кирпича и булыжника. На тонкие шелковые одежды смотрю я, как на рваные лохмотья. Мириады миров вселенной вижу я крошечными плодовыми

ВЗГЛЯД НАСТАВНИКА

ВЗГЛЯД НАСТАВНИКА К покоям Великого Маггида примыкала комната, в которой спали его ученики. Иногда ночью, взяв в руки светильник, он приходил к ним и вглядывался в лица спящих. Однажды он опустился над низкой кроватью, на которой под старым потертым одеялом спал молодой

Взгляд из Манхэттена

Взгляд из Манхэттена В конце 80-х годов мы с женой Кэти и тремя нашими сыновьями перебрались в Манхэттен, чтобы основать новую церковь для преимущественно невоцерковленного населения. На этапе предварительньного изучения ситуации чуть ли не все подряд твердили мне, что

Обратить взгляд

Обратить взгляд Когда теряешь соприкосновение с внутренней тишиной,Ты теряешь контакт с самим собой.Если ты теряешь контакт с собой,Ты теряешься в мире.Экхарт ТоллеБлагодаря упражнениям из предыдущих глав ты смог самостоятельно узнать, чем ты занимаешься вместо

Человеческий взгляд

Взгляд и вздох

Взгляд и вздох Жили по соседству два еврея. Один из них был знатоком Торы, а другой — бедным работником.Учёный сосед вставал до зари и спешил в синагогу. После нескольких часов занятий он долго и беззаветно молился, отправлялся домой, наскоро завтракал и возвращался в

Взгляд силы

Взгляд силы Дервишу Ладжаварду, который учился у ног великого суфийского учителя, было сказано, чтобы он усовершенствовал своё знание в упражнениях по чувствительности. Затем он должен был вернуться к своему мастеру для дальнейших инструкций. Он удалился в лес и стал

Взгляд со стороны

Взгляд со стороны Как-то один человек, услышав размышления о душе, стал возмущаться и уверенно сказал, что после смерти нет ничего!— Чего нет? — спросил я его.— Ничего нет! — отрезал он.— А куда всё исчезает?— Всё остаётся на месте, просто я — исчезаю, — объяснял

Взгляд в прошлое

Взгляд в прошлое Мой обзор еврейского права — обзор, который любому сведущему человеку неизбежно покажется примитивным, — заканчивается. Я не могу раздувать свои объяснения до бесконечности, и потому я сделал попытку как можно яснее довести до читателя один

Взгляд

Другой взгляд

Другой взгляд Иисус действительно смотрит на женщин по-другому, и они это чувствуют. Он тут же различает их, с покрытыми вуалью лицами, среди прочих своих слушателей, и помнит о них, когда возвещает свое послание. Им тоже нужно услышать Благую весть о Боге и рассказать ее

Фридрих Шлейермахер (1786–1834) — профессор богословия в Берлине, секретарь философского отделения Академии наук. Главные сочинения: “Речи о религии к образованным людям, ее презирающим”, “Монологи”, “Христианская вера” — основной богословский труд, а также большое количество проповедей. Общефилософские воззрения Шлейермахера изложены в его “Диалектике” (под диалектикой он разумел искусство философского обоснования).

Понимание Бога и Его отношения к миру у Шлейермахера почти совпадает с пантеистическим пониманием Спинозы. В то же время, признавая Бога абсолютно трансцендентным человеческому разуму, Шлейермахер прямо примыкает к Канту. И в понимании религии Шлейермахер оказался столь же односторонним, как и они.

По Шлейермахеру, в основании бытия лежит абсолютное мировое единство, “всецелое”, или Бог. Все зависит от Бога, но эта зависимость выражается в общей связи природы, а не в Откровении или благодати, ибо Бог не есть личность.

У Шлейермахера выражения “Бог”, “мировой дух”, “мировое целое” употребляются как синонимы. Деятельность Бога равна причинности в природе. “Бог никогда не существовал помимо мира, мы познаем Его лишь в самих себе и в вещах”. Все происходит необходимо, человек не отличается от других существ ни свободой воли, ни вечным существованием. Как все отдельные существа, так и люди — это лишь преходящее состояние в жизни вселенной, которое, возникнув, должно и погибнуть. Обычные представления о бессмертии с их надеждой на вознаграждение в загробной жизни не верны.

“Цель же и характер религиозной жизни, — пишет философ, — есть не бессмертие в этой форме, в какой верят в него. а бессмертие, которое мы имеем уже в этой временной жизни, т.е. среди конечного сливаться с бесконечным и быть вечным в каждое мгновенье — в этом бессмертие религии”.

Религия возникает из стремления к бесконечному, к абсолютному единству: она есть непосредственное постижение мировой гармонии. Религия приводит человека в связь с абсолютным, научая его чувствовать и сознавать себя частью целого.

По существу, считает Шлейермахер, в мире всегда существовала и существует единая всеобщая вечная религия. Разнообразие религий говорит лишь о различии в силе и направленности тех религиозных чувств, которые вдохновляли творческих гениев, создававших религии, но не об истинности или ложности какой-либо из религий.

Догматы в религиях вероучение и каноны — лишь оболочка, которую религия снисходительно допускает, но и этого не следует делать. Можно надеяться, что со временем религия не будет нуждаться в Церкви. Вообще же, чем более человек религиозен, тем дальше он должен держаться от Церкви. Более того, образованный человек, чтобы содействовать религии, должен бороться с Церковью – носительницей догматизма, безусловной морали и канонов, закрепощающих чувство. Только с уничтожением Церкви возможна истинная религия, т.е. свободное чувство благоговения и восторга перед бесконечной вселенной, ее гармонией и красотой.

Шлейермахер Ф.Д. - Речи о религии к образованным людям её презирающим. Монологи

Фридрих Даниель Шлейермахер

Речи о религии к образованным людям её презирающим. Монологи

Санкт-Петербург: Алетейя, 1994.- 336 с.
Серия Памятники религиозно-философской мысли Нового Времени. Западная религиозная философия
Формат: DjVu 5 Мб
Качество: сканированные страницы + текстовый слой + оглавление
Язык: русский

ОГЛАВЛЕНИЕ

Личность и воззрения Шлейермахера. Вступительная статья переводчика 7

Фридрих Шлейермахер - Речи о религии - Монологи

И — что, быть может, самое замечательное — он был, кажется, единственным мыслителем этой эпохи, идеи которого непрерывно влияли и продолжают доселе влиять на немецкую мысль.

Фридрих Даниель Шлейермахер - Речи о религии к образованным людям её презирающим - Монологи

Фридрих Шлейермахер - Речи о религии - Монологи - Содержание

Речи о религии

Монологи. Новогодний дар

  1. Размышление
  2. Испытания
  3. Миросозерцание
  4. Горизонты
  5. Юность и старость

Фридрих Шлейермахер - Речи о религии - Монологи - Личность и мировоззрение Фр. Шлейермахера

Правда, Шлейермахер сам испытал на себе влияние Канта, Фихте, Шеллинга (не считая более ранних мыслителей, главным образом, возрожденного трудами Якоби Спинозы). Но своеобразный синтез этих идей и их слияние в религиозно-философское мировоззрение есть самостоятельное деяние Шлейермахера, в котором впервые, за исключением более ранних натурфилософских сочинении Шеллинга, был совершен переход от интеллектуалистического идеализма Канта и Фихте к религиозному реализму.

Читайте также: