Школы с жесткой дисциплиной

Обновлено: 06.07.2024

Обучение в пансионе дает возможность ребенку проявить себя, научиться ответственности, привыкнуть к дисциплине и порядку, развить навыки самостоятельности. В нашем обзоре — школы-пансионы Москвы и Подмосковья.

Все школы-пансионы можно разделить на два типа. Первый — это государственные школы для одаренных детей, которых школа ищет по всей России. Второй — это негосударственные загородные школы, в которых живут и учатся дети, родители которых по тем или иным причинам отдают ребенка именно в пансион.

Государственные пансионы отбирают детей по результатам вступительных экзаменов, на которых необходимо продемонстрировать отличные знания по профильному для школы предмету, а также высокую мотивацию к обучению. Учеба в такой школе — это возможность сохранить и развить свою индивидуальность, жить и общаться в кругу равных по уровню развития ребят. Эти школы отличает строгая дисциплина, расписанный по часам распорядок дня, большой объем домашнего задания, олимпиадная деятельность и внушительная психологическая нагрузка. В некоторых школах можно самостоятельно выбрать график пребывания и оставаться в пансионе на ночь не каждый день, а например, только в случае позднего окончания дополнительных занятий или перед важной контрольной.

1. Школа-интернат МИД РФ

Одна из самых старых школ-пансионов Подмосковья, создана более 50 лет назад Министерством иностранных дел, находится в Щелковском районе на большой территории в окружении лесопарковой зоны. Учащиеся проживают в здании школы круглосуточно, с понедельника по пятницу. Школьный автобус привозит детей из школы в Москву в пятницу в 16:00, в воскресенье в 20.00 забирает обратно в школу.

По расширенной программе изучаются также история, обществознание, русский язык. Система элективных курсов по всем предметам в старших классах позволяет каждому ученику сформировать индивидуальный учебный план. Домашние задания выполняются под руководством преподавателей — предметников.

Большое внимание уделяется здоровью школьников. В медицинской части работают педиатр, стоматолог, ученики могут проходить здесь сеансы физиотерапии, ЛФК, массажа.


В детстве я была достаточно замкнутым ребенком: все свободное время я проводила либо за компьютером, либо в узком кругу друзей. Когда мне исполнилось 8 лет, родители решили отдать меня в школу-интернат по двум причинам — чтобы я стала более общительной и с начальных классов начала качественно учить иностранные языки. Буду откровенна: первое время я часто плакала, хотела уехать домой. Но коллектив воспитателей и учителей всегда меня поддерживал, несмотря на то, что первый год друзей у меня почти не было. После я стала более открытой, начала общаться с ребятами, с которыми мы жили вместе, и нашла много друзей. Так же подтянула успеваемость: учителя всегда шли мне навстречу, домашнюю работу у нас проверяли на самоподготовке, чтобы ни у кого не было проблем на уроках и успеваемость учеников не падала. Территория школы очень большая, вокруг деревья, белочки. Правда за территорию выходить запрещено. Нас очень вкусно кормили. На завтрак — шведский стол, на полдник часто давали что-то вкусненькое — сосиски в тесте, пирожки. До сих пор вспоминаю те веселые времена, когда мы собирались большой компанией на лавочках, кто-то приносил гитару, мы пели. Летом играли в футбол, зимой — в снежки, а дети из младших классов со своими воспитателями лепили снеговиков. Школа научила меня опрятности, организованности, коммуникабельности. В итоге я хорошо сдала ЕГЭ и поступила в РЭУ им. Плеханова.


2. Пансион воспитанниц Министерства обороны РФ

Статус государственная Классы с 5 по 11 Режим пребывания круглогодично (кроме каникул) Условия приема экзамены по общеобразовательным предметам, общая физическая подготовка Стоимость обучения бесплатное

В пансион по конкурсу принимают дочерей военнослужащих. Кроме школьной программы здесь учат танцам, вокалу, иностранным языкам (минимум трем), живописи, на базе ЦСКА — верховой езде и фигурному катанию. Выпускницы умеют фехтовать, владеют приемами тхеквондо и самбо. В программу входит посещение театров, концертов, выставок. Девочки живут и учатся на полном обеспечении, при поступлении всем выдается служебный ноутбук. Гардероб воспитанниц также формируется школой, у каждой девушки порядка 30 комплектов одежды — это три вида формы, спортивная, домашняя и повседневная одежда и обувь. Также у каждой ученицы есть коктейльное и бальное платье для поездки на кадетский бал. Половина выпускниц поступают в военные вузы. Школа отличается жесткой дисциплиной, личные вещи учеников систематически досматриваются, выйти за территорию в увольнение разрешается не чаще 1 раза в месяц, отпуск с семьей — зимой и летом. С родителями можно общаться по skype — вся территория пансиона в зоне wi-fi.


В школе очень строгий распорядок, как в армии. Подъем, завтрак, построение. А потом мы шли на учебу, которая длится до вечера. Система обучения как у студентов: пары, сессии, зачеты. Условия проживания отличные, в одном блоке две комнаты по два человека. Свободного времени у нас не было. Мы либо учились, либо ходили на дополнительные занятия — в школе около 30 спортивных секций, музыкальная школа, вокал, барабаны, эстрадные и ирландские танцы. Я занималась в школе журналистики и школе юного политолога, в итоге выбрала политологию в качестве будущей специальности и поступила в РУДН. В школе очень высокое качество образования. Я написала ЕГЭ по русскому на 100 баллов, и считаю, что это целиком и полностью заслуга моего преподавателя. Такое образование как в пансионе, я бы не получила ни в какой другой школе.


До пансиона я училась во Владивостоке, где служил мой папа. После переезда семьи в Подмосковье поступила в пансион. Условия в школе шикарные, по-другому их нельзя назвать. У девочек есть всё, что нужно обычному школьнику, и всё это казенное. В комнатах всегда чистота, за этим тщательно следили наши воспитатели. Свободное от учебы время мы могли посвятить своему развитию в спорте, танцах, вокале, КВН и многом другом. В среднем раз в два месяца проходили конкурсы или соревнования. Каждый год наш пансион занимает призовые места в КВН среди кадетских корпусов России. Примерно раз в три месяца проходят дискотеки, в пансион приглашают мальчиков из московских кадетских корпусов. После школы я поступила в Российскую таможенную академию на экономический факультет.

3. СУНЦ МГУ им. М.В. Ломоносова — Школа им. А.Н. Колмогорова

Статус государственная Классы с 10 по 11 Режим пребывания круглогодично (кроме каникул) Условия приема экзамены по математике и физике Стоимость обучения бесплатное

В физико-математической школе-интернате учатся дети со всей территории бывшего Советского Союза. Также здесь работают химические и биологические классы. Школа готовит учеников к активной научной работе. Большинство учителей — профессора и преподаватели МГУ. СУНЦ — лидер среди российских школ по количеству лауреатов научных конференций, победителей олимпиад по физике, математике и информатике. Программа физико-математического класса приближена к 1-2 курсам технических вузов. Среди предметов — олимпиадные задачи по математике, элементы теории вероятностей, элементарная теория чисел, физика микромира, техника физического эксперимента, молекулярная биофизика. Система обучения близка к вузовским традициям. В течение двух лет ученики посещают лекции, семинары и практикумы, в конце каждого семестра — сессия. Более 80% выпускников продолжают свое образование в МГУ, остальные в основном поступают в МФТИ, МИФИ.


C восьмого класса СУНЦ МГУ был для меня мечтой, которую мне непременно хотелось осуществить. Большинство учеников приезжает сюда из регионов. Я, например, из Кировской области. Для поступления сначала нужно было пройти региональные вступительные испытания, которые СУНЦ проводит в областных центрах. По их результатам приглашают в летнюю школу, рассчитанную на две недели. Занятия проходят по профильным дисциплинам — физике, химии, математике. На заключительном этапе абитуриенты пишут итоговые работы, от которых и зависит поступление. Обучение в школе максимально приближено к университетскому. СУНЦ всегда был подразделением МГУ, а в настоящее время имеет статус факультета. Много занятий по математике — порядка шести часов в неделю, и физике — около четырех часов в неделю. К тому же в в физико-математических классах проходит физический практикум. Что касается подготовки к ЕГЭ, то в школе стараются научить решать сложные, нестандартные задачи. Поэтому ученики успешно участвуют в различных олимпиадах и поступают в вузы по их результатам. Те же, кто поступает по ЕГЭ, сдают его успешно, потому что после такой насыщенной программы задания не кажутся сложными. Школа научила меня, во-первых, быть самостоятельной и ответственной. Во-вторых, здесь я получила знания, которые превосходят обычную школьную программу, и это очень помогает мне в университете.

Статус государственная Классы с 1 по 11 Режим пребывания с понедельника по пятницу Условия приема вступительные испытания (три тура) Стоимость обучения бесплатное

Школа создана специально для одаренных детей со всей России. С 5-го класса ученики имеют возможность самостоятельно составлять свой индивидуальный учебный план, выбирая, какие предметы они будут изучать по углубленной программе, а какие по базовой. С шестого класса начинается второй иностранный язык — по выбору французский и немецкий. Факультативно можно изучать также испанский или китайский. В старших классах вне зависимости от выбранных предметов математика и английский язык являются профильными для всех. Несмотря на юный возраст — школе всего 11 лет — здесь уже вырастили многих победителей олимпиад разных уровней. 60% выпускников показывают на ЕГЭ по одному или нескольким предметам результат выше 90 баллов. В школе насыщенная внеклассная жизнь — 70 кружков и секций, спектакли, конференции, походы, экскурсии, мастерские, образовательные поездки. Летом школьники выезжают в археологические, биологические экспедиции.


5. Классический пансион МГУ им. М.В. Ломоносова

Статус негосударственная Классы с 1 по 11 Режим пребывания круглогодично (кроме каникул) или с понедельника по пятницу Условия приема собеседование Стоимость обучения 45-90 тысяч рублей/месяц (в зависимости от режима пребывания)

Учредители пансиона — МГУ им. Ломоносова и Благотворительный фонд Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Школа продолжает традиции Благородного университетского пансиона, который был открыт по инициативе Ломоносова в 1779 году. Основные здания школы расположены в Москве, в этом году открылось сразу несколько филиалов в Подмосковье. В каждой параллели есть места для полных и частичных стипендиатов, этим школа привлекает одаренных и высомотивированных детей со всей России. Углубленное изучение иностранных языков и гуманитарных предметов — основной профиль обучения. В старших классах ученики проходят также историю международных отношений, международное право, геополитику. Выпускники отлично сдают ЕГЭ. В 2014 году средний балл на ЕГЭ по русскому языку — 90, по математике — 85, по истории — 96, обществознанию — 90. Английский язык все сдали минимум на 93 балла. Во второй половине дня здесь работают музыкальная школа, театральная студия, литературная студия, изостудия, академия танца. Среди спортивных секций можно выбрать фигурное катание (под руководством Ильи Авербуха), горные лыжи, большой теннис, единоборства, художественную гимнастику, плавание, командные игры.


Статус негосударственная Классы с 1 по 11 Режим пребывания круглогодично (кроме каникул) или с понедельника по пятницу Условия приема собеседование, тестирование Стоимость обучения 610 тысяч рублей/год


7. Ломоносовская школа-пансион

Статус негосударственная Классы с 1 по 11 Режим пребывания круглогодично (кроме каникул) или с понедельника по пятницу Условия приема собеседование, тестирование Стоимость обучения от 80 тысяч рублей/месяц


Дисциплина важна в любой школе. Детей учат не бегать по коридорам и не отвлекаться на уроках с первой минуты, как они заходят в класс. В школе в Лондоне к этому вопросу отнеслись даже слишком серьезно.

В школе Микейла в Лондоне действуют самые строгие правила дисциплины: здесь нельзя не то, что болтать на переменах, но и за забытую дома ручку можно схлопотать серьезный выговор. Дисциплина обеспечивается как в коридорах, так и в классах – в коридорах можно ходить только по выделенной для этого линии , а в классах соблюдается совершенная тишина. Правила школы также включают запрет на косметику ( в туалетах даже нет зеркал !), украшения и ношение любой другой одежды помимо школьной формы (которая у всех-всех одинаковая).

Вам нужно быть взрослым большую часть жизни, поэтому я думаю, что это так важно, чтобы ребенок оставался ребенком. В Микейле это реально возможно

Помимо академических успехов своих учеников, школа Микейла может похвастаться и абсолютным отсутствием издевательств среди школьников. Дети утверждают, что чувствуют себя в безопасности, находясь в школе, и не испытывают проблем с общением.

И все это, качественное образование и отсутствие буллинга , бесплатно. Правда, придется адаптироваться к школьным правилам – не забывать ручки дома, отложить косметику и забыть про развлечения на переменах.

Посмотреть, как функционирует школа изнутри, можно в этом видео .

О чем вы думали, когда читали статью? Лучший комментарий для нас - это ваши вопросы: к нам, к себе, к учительнице вашего ребенка, к системе в целом.

Не забывайте поставить лайк и подписаться на канал проекта Тихие яблони , а также на нашу страницу в Instagram (ссылка закреплена в шапке канала). Для вас это несложно, а для нас - важно. Спасибо.

Michaela Community School — школа на севере Лондона. Она была основана в 2014 году Катариной Бёрбалсин, которая и сейчас управляет школой. За все время работы учебное заведение заработало неодназначную репутацию: некоторые называют школу самой строгой во всем Лондоне, другие, наоборот, считают такой подход к обучению самым эффективным. О том, как работает школа, рассказали в The Guardian.

В школе особое внимание уделяют мелочам. Покрытие в коридоре на полу разделено черной линией, по которой дети должны идти в разных направлениях. При переходе из кабинета в кабинет детям запрещается разговаривать между собой. В кабинетах выделены специальные места для рюкзаков и пиджаков. Ученики обязаны пользоваться только теми ручками, которые им выдают в школе.


В школьных туалетах в Michaela Community School нет зеркал, а девочкам строго запрещено краситься. Зато, как утверждает руководитель школы Катарина Бёрбалсин, ученики не знают, что такое буллинг именно благодаря повышенному контролю со стороны учителей. Такое внимание к деталям распорядка дня направлено на то, чтобы ученики как можно больше времени проводили с учителями.

Частью строгой дисциплины стали и наказания. Выговор в школе можно получить за минутное опоздание на урок, за невыполненное домашнее задание, за небрежность в работе, за отсутствие ручки, за отказ следовать просьбе учителя или даже за излишнюю вертлявость на уроке.

Катарина Бёрбалсин планирует открыть еще одну бесплатную школу и считает, что все школы должны быть устроены так же, как и Michaela Community School.

Подростковая пора наступает, когда ребенок переступает границу десяти-одиннадцати лет, и продолжается до 15-16 лет. Ребенок в этом периоде начинает воспринимать мир как взрослый, моделировать поведение старших, самостоятельно делать выводы. У ребенка появляется личное мнение, он ищет свое место в обществе. Усиливается интерес и ко внутреннему миру. Подросток умеет сам ставить цели и достигать их.

интернаты для трудных подростков

Кроме психологических изменений, в указанный период времени происходят физиологические изменения: ребенок быстро растет, появляются вторичные половые признаки, меняется гормональный фон и так далее.

Подростковые проблемы

Проблемы возникают у подростков по различным причинам. Но в основу можно положить следующие внутренние конфликты:

  1. Желание стать взрослым, при отрицании ценностных ориентиров, по которым живут взрослые.
  2. Ощущение себя в центре Вселенной и неприятие этого со стороны окружающих.
  3. Половое созревание и страх перед новым Я.
  4. Влечение к подросткам противоположного пола и неумение построить со сверстниками отношения.

школа интернат для трудных подростков

Как строится учебный процесс в интернатах?

Часто в штате педагогических работников есть и люди с медицинским образованием. Железная дисциплина – основа воспитания в интернате для трудных подростков. Основная цель – вернуть ребенка к нормальным мировосприятию и жизни.

Сначала у воспитанников проверяют уровень знаний и интеллектуальные способности. Проверка проходит в виде тестирования. Если по его итогам выявлено отставание в развитии, юноше или девушке могут преподавать даже программу начальных классов.

В основе поведения трудных подростков – нарушения психологического развития, так что учащиеся из интерната для трудных детей постоянно общаются с психологом. Такие беседы проходят индивидуальным образом. По итогам специалист старается найти основу - причину такого поведения воспитанника.

Закрытые и открытые школы-интернаты

Названные заведения бывают открытого и закрытого типа. Первые из них похожи на кадетские корпуса или суворовские училища. Тут есть дисциплина и распорядок дня, но дети учатся по стандартной школьной программе (конечно, с поправкой на умственные способности), а на выходные могут ездить к родителям. В закрытых же интернатах все намного серьезнее - есть и КПП, и хождение строем, и регулярные занятия с психологом. Некоторые воспитанники в таких учреждениях не попадают домой на выходные, но родители могут навещать их на территории интерната.

интернат для трудных подростков спб

  • совершение преступления, если возраст не соответствует наступлению уголовной ответственности;
  • возраст соответствует уголовной ответственности, но ребенок отстает в психическом развитии;
  • подросток осужден по статьям, предусматривающим преступление средней тяжести, но освобожден от наказания по соответствующим статьям Уголовного кодекса Российской Федерации.

Комиссия по делам несовершеннолетних ходатайствует в суде о направлении нарушителя в специальную школу-интернат для трудных подростков. Перед рассмотрением дела в суде несовершеннолетнему проводят медицинский осмотр и направляют к психиатру. Если родители не соглашаются на данные меры, все процедуры проводятся по решению суда.

закрытый интернат для трудных подростков

Центры временного содержания

  • когда должна быть обеспечена защита жизни или здоровья подростка;
  • нужно предупредить повторное общественно опасное деяние;
  • если ребенку негде жить;
  • нарушитель уклоняется от явки в суд или не проходит медицинское освидетельствование.

Интернаты в Санкт-Петербурге и Москве

Наиболее известное учреждение-интернат для трудных подростков (Спб) – школа №1 закрытого типа. Заведение ведет свою историю еще с 1965 года. Находится оно на улице Аккуратова в доме под номером 11. Это закрытый интернат для трудных подростков, и значит, что дети поступают сюда по решению суда. Тут железная дисциплина, передвижение по периметру и контрольно-пропускные пункты на входе.

Есть школа-интернат для трудных подростков в Москве. Расположено заведение №9 по улице Жигуленкова Бориса в доме 15, строение 1. В отличие от питерского, этот интернат открытого типа. Сюда дети с девиантным поведением могут попасть и по решению родителей или рекомендации специальной комиссии. Правила тут не такие жесткие, как в учреждениях закрытого типа.

Поддаются ли перевоспитанию трудные подростки?

Нужно сказать, что проблемы у каждого трудного подростка разные. Бывает, нужен всего один месяц, чтобы научить ребенка отвечать за свои поступки, а бывает, что подростку потребуется полгода для адаптации. Многое зависит от того, какие психологические проблемы испытывает на данный момент юноша или девушка.

специальные школы интернаты для трудных подростков

Сейчас преподаватели спорят о том, дает ли результаты работа в интернатах для трудных подростков. На данный момент около семидесяти процентов учащихся таких учреждений значительно улучшают знания по школьным предметам. Кроме того, в таких учреждениях воспитанники не только учатся, но и находятся все остальное время. Таким образом, проблемные дети создают новый круг общения и успешнее социализируются в обществе.

На что обратить внимание родителям трудных подростков?

В период переходного возраста дети отстаивают свою независимость. Это явление влияет на ребенка, и кажется, что он ведет себя странно и непредсказуемо. Как бы там ни было, такое состояние считается абсолютно нормальным и характеризует переходный возраст.

Родители трудных детей часто сталкиваются и с другими испытаниями. У юноши или девушки появляются эмоциональные и психологические проблемы, трудности в учебе. Проблемный подросток часто совершает противоправные поступки, неоправданно рискованные действия. Может появиться депрессия, тревога.

школы интернаты в москве для трудных подростков

Существуют знаки, показывающие, что ваш ребенок является трудным. Они перечислены ниже:

  1. Изменение внешности. Неоправданный набор веса или его потеря, причинение вреда самому себе.
  2. Частые ссоры, драки, жалобы.
  3. Плохая успеваемость, нарушения сна, депрессия, мысли о самоубийстве.
  4. Употребление наркотических средств, алкоголя.
  5. Резкая перемена круга общения, отказ соблюдать определенные правила, ложь и так далее.

Наличие проблем у подростка - первый сигнал о том, что нужно наладить с ним контакт. Ваш сын или дочь должны чувствовать поддержку, понимать, что родители его любят и принимают в любом случае. Важно найти общие темы для разговоров, поощрять занятия спортом, ограничить просмотр телевизора и занятия за компьютером. Давайте ребенку советы, выслушивайте его, не проявляйте агрессии. Если не справились, обратитесь за помощью к специалистам.


У всех дети как дети, а мой хуже всех. У всех дети в хорошие школы ходят, а мой в районной страдает. У всех дети с репетиторами занимаются, а у нас денег нет. У всех дети на скрипке играют, мастера спорта по горным лыжам и победители всероссийской олимпиады по математике, а мой на диване с телефоном валяется.

После этого следует вывод: я — плохая мать! Я не могу обеспечить своему ребенку задел на будущее. Я не могу обеспечить ему хорошую сильную школу и бюджетное место в вузе. Я вообще ничего не могу. Мой ребенок не сдаст ЕГЭ, не поступит в приличный университет, станет дворником, сопьется, пойдет по плохой дорожке, я всю жизнь буду его кормить… Что я еще забыла из материнских кошмаров?

Сейчас, когда моим детям 31 и 23, я с облегчением думаю, что все эти материнские заморочки уже позади. Что дети мои так или иначе (одна — так: сменив четыре платных вуза, другой — иначе, поступив со второго раза) все-таки получили высшее образование в приличных столичных вузах, работают (оба — не по специальности) и получают зарплату (не очень высокую).

Мои материнские кошмары сбылись только частично. Хотя очень многое из того, что решалось бы хорошей школой, мне пришлось закрывать за счет собственных ресурсов: сил, нервов, денег, душевного здоровья. Но я, кажется, справилась — хотя и не так хорошо, как хотелось бы. Хотелось бы говорить: у моих детей все хорошо, они прекрасно устроены в жизни, получили отличную профессию и много зарабатывают. На самом деле у моих детей все неплохо, они долго искали себя и продолжают искать, но у них есть работа, которая им нравится, занятия, которые их увлекают, общий интерес к жизни и некоторый оптимизм.

У меня никогда не было возможности устроить их в сильную школу. Они оба не блистали. Это были нормальные, добрые, милые, живые дети безо всяких признаков академической одаренности. Да еще и с некоторыми проблемами здоровья, которые мешали им хорошо учиться. Они оба попали в школу по месту жительства — обычную школу, где учителя пугают учеников, что они не сдадут ЕГЭ и будут дворниками, где никто никого не любит (ни учителей, ни детей, ни преподаваемые предметы) и всем, собственно, друг на друга наплевать.

Эта школа сделала худшее, что могла сделать с детьми: отбила им интерес не только к учебе, но и к жизни.

Погасила огонь в глазах. Заставила их думать, что они не справятся, так что не стоит и стараться.

Лучшая ли в мире советская школа?

Мой собственный школьный опыт был еще хуже. У меня была очень жесткая школа — с оскорблениями, унижениями, разбором личных дел на педсоветах и общешкольных собраниях, с двойками по любому поводу, с неудами по дисциплине. Я была отличницей, спортсменкой, примерной девочкой, общественницей, я помогала другим в учебе и выполняла общественные поручения — но я уже в началке научилась ненавидеть эту школу страстно и упорно.

Именно эта ненависть помогла мне не потухнуть, не потерять себя, не сломаться. Она говорила мне: все это — неправильно, нечестно, так нельзя обращаться с людьми, так нельзя учить. Со мной нельзя этого делать, я не буду это терпеть. Это помогало спокойно выносить трехчасовые разносы на педсоветах, не каяться, не признавать вины, когда никакой вины не было. Это помогало быть человеком и не терять чувство собственного достоинства.

Потом я, конечно, завидовала тем, у кого была нормальная школа — без этого всего, зато с хорошим английским и хорошим учителем литературы. Мне приходилось это добирать потом, отрывая время и силы от чего-то другого.

Что я из этого вынесла? Ну, наверное, по Ницше: что нас не убивает — делает нас сильнее. Я пришла в университет не счастливым и любознательным выпускником хорошей школы, а почти взрослым и очень печальным человеком. Я была измучена рефлексией, живо интересовалась социальной философией и находила отраду в чтении классики.


Конечно, лучше, чтобы дети росли в любви и заботе, чтобы у них была школа, которая помогает им развить природные склонности и поддерживает интерес к исследованию мира.

Но не всем так везет. Так же, как и не всем везет вырасти у любящих и поддерживающих родителей. Или в свободной, богатой и счастливой стране. У каждого свой путь.

Что от нас зависит как от родителей, когда мы понимаем, что не можем обеспечить детям самую лучшую школу и самых классных репетиторов?

Мы можем вместе обсуждать цели и задачи, способы их добиться.

Мы можем стать для ребенка не только тревожным родителем, вечно проверяющим состояние электронного дневника, а наставником, советником, играющим тренером.

Может быть, он не поступит в Оксфорд. И в Вышку тоже не поступит. Вопрос в том, какую задачу мы для себя ставим: чтобы он поступил в Вышку? (угу, и через год бросил; знаю множество таких примеров). Или чтобы ребенок стал взрослым и мог осознанно и автономно ставить цели и задачи — и добиваться целей, и решать задачи? Если второе — он сам наверстает то, чего недодала школа.

В университете оказалось, что у меня вполне приличный средний уровень; я совала нос во все открывающиеся возможности: волонтером с американцами по обмену, вольнослушателем в уже набранную группу с углубленным английским, переводчиком к приехавшей группе… Школа не дала мне хорошего английского, но дала — от противного — опыт сопротивления среде и целеполагания.

После университета я могу преподавать язык и могу переводить; могу выступать с докладами на международных конференциях и читать научную литературу на английском. В этом нет никакой заслуги школы — но есть заслуга университета, заслуга моя лично и заслуга родителей, которые поняли, поддержали, нашли доброжелательного репетитора на три месяца перед поступлением. Которые прислушались к тому, что я не хочу быть инженером, как они, а хочу быть филологом, и готовы были поддержать это безумное начинание.

Не объединяться со школой против ребенка

Роль родителя — не столько контролировать, все ли уроки сделаны на завтра, не столько тревожиться, все ли возможности обеспечил ребенку, все ли успел ему додать (ясное дело, что не все и не всё; поводы для тревоги не переводятся). Роль родителя — дать ребенку твердый тыл, четкое понимание, что его любят, ему готовы помогать, его готовы поддерживать, готовы учить, как выживать в этом странном меняющемся мире. Готовы терпеть его ошибки и метания. Готовы помогать ему вылезти из ямы, куда он провалился, получая свой собственный опыт (да-да, это у меня в материнском анамнезе тоже есть — и провалы детей на экзаменах, и вылеты из вуза).

Родительство, особенно родительство школьное, крепко увязанное со своими собственными школьными травмами, — мучительный опыт. Я до сих пор, проходя мимо школы моих детей, с которой наша семья окончательно рассталась десять лет назад, испытываю острое желание показать ей язык: а! не добилась! не взяла! не убила все живое!


Родители часто оказываются заложниками дурной школы: с одной стороны, ненавидят ее детской ненавистью, а с другой — осознавая бессмысленность ее требований и ненавидя, вынуждают детей подчиняться тому, что сами считают бессмысленным и нелепым. И объединяются со школой против ребенка: сделал? Выполнил? Почему не выполнил? И чувствуют себя жертвой: доколе ты еще будешь терзать меня, чудовище, вместе со своей дурацкой школой?

Это, конечно, детская позиция. Не взрослая. Бессильная, беспомощная, не авторитетная. Взрослая позиция, скорее — конструктивная коммуникация и со школой, и с ребенком. Роль родителя — помогать ребенку справляться с конфликтными ситуациями, которые он еще не может разрешить; вмешиваться, когда бремя работы, возложенное на ребенка, чрезмерно или абсурдно; требовать от школы выполнения ФГОС и закона об образовании; поддерживать ребенка, когда он попал в трудную ситуацию; помогать ему справляться с кризисами и форс-мажорами; помогать определиться с тем, чего он хочет добиться и что ему для этого нужно. И не заражать ребенка своей тревожностью.

Самое главное, что нужно родителю школьника — это взрослость.

Психологическая зрелость, психическая стабильность, устойчивость. Ясное понимание того, что такое хорошо и что такое плохо. Готовность прийти ребенку на помощь. Отказ от идеи объединяться со школой против ребенка. Осознание того, что мир за пределами школы широк, огромен, прекрасен — и что ребенок имеет право узнавать этот мир и радоваться ему, даже если он катастрофически не успешен в школе. Ему не надо отменять каникулы и поездки, лишать его праздников и дней рождения, если школа, которую мы сами не любим и презираем, низко оценила его знания, умения и старания.

Будь рядом со своим ребенком. Не торопись сдавать его, если кто-то осудил тебя как плохого родителя: мол, я хороший, это мне ребенка плохого выдали.

Словом, мой родительский опыт говорит, что в любом случае — можешь ты обеспечить ребенку оптимальные образовательные условия или не можешь — решающим фактором в его становлении будут не они, а твои отношения с ребенком. Готовность быть рядом, обсуждать сложные ситуации, помогать в их разрешении. Спокойствие и уверенность. Радость общения. Радость совместного познания.

Уверенный, спокойный, понимающий, чего он хочет, молодой взрослый сам доберет то, чего ему недодала школа. На это уйдет время. На это уйдут силы, деньги, нервы.

Читайте также: