Школьный уполномоченный по правам ребенка в школе нормативные акты

Обновлено: 16.05.2024

Основными целями и задачами уполномоченного образовательного учреждения являются:

Кто может стать школьным уполномоченным?

Уполномоченным может быть только совершеннолетний участник образовательного процесса (учитель, воспитатель, психолог, социальный педагог, родитель). Уполномоченным не может быть избран участник образовательного процесса, занимающий административную должность в школе.

Он избирается на общем собрании участников образовательного процесса путем тайного голосования большинством, не менее 2/3 голосов участников собрания и на срок, установленный собранием, но не менее одного учебного года. Уполномоченный может назначать себе помощников из числа участников образовательного процесса, в том числе не менее 3-х школьников. При вступлении в должность уполномоченный приносит присягу, в которой обязуется действовать, руководствуясь Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией РФ, Уставом школы, Правилами школьной жизни. Уполномоченный при осуществлении своих функциональных обязанностей независим и неподотчетен школьным органам и должностным лицам, но его деятельность не противоречит функциональным обязанностям иных школьных органов, не отменяет их и не влечет их пересмотра.

В то же время, уполномоченный не принимает административных решений, отнесенных к образовательному процессу и компетенции должностного лица.

Обращения по вышеуказанным вопросам направляются Уполномоченному по правам ребенка или Уполномоченному по правам человека области. В случае, когда школьный уполномоченный не может достичь соглашения сторон при разрешении жалобы, он также обращается к Уполномоченному по правам ребенка.

По окончании учебного года школьный уполномоченный представляет совету школы, педагогическому совету и Уполномоченному по правам ребенка в области доклад о своей деятельности.

Поскольку уполномоченные работают на общественных началах, для них предусматривается доплата из фонда экономии оплаты труда образовательного учреждения с целью материального поощрения.

Каковы результаты работы школьных уполномоченных?

В Саратовской области только за 2006-2007 учебный год в адрес уполномоченных поступило 7289 обращений по вопросам разъяснения прав и обязанностей участников образовательного процесса, защиты их прав и достоинства. Наибольшее количество обращений принадлежит учащимся 4301 (59% от общего количества), 1654 (22,69%) жалоб поступило от родителей и 1334 обращения (18,3%) написаны учителями.

Мониторинг обращений, проводимый на протяжении ряда лет в образовательных учреждениях обоих субъектов, показал, что ситуация меняется в лучшую сторону. С каждым годом уменьшается количество обращений, связанных с внутренними конфликтами и увеличивается количество консультаций по правовым вопросам. Это характеризует изменения самой школьной среды: переключение на конструктивность в решении конфликтов, повышение интереса участников образовательного процесса к правовому образованию.

А самое главное – конечный результат: он позитивный. Деятельность уполномоченных способствовала не только защите прав несовершеннолетних, но и улучшению психологического климата в учреждениях в целом, уменьшению числа правонарушений среди подростков, развитию инновационных форм правовой работы и, как следствие, повышению правовой осведомленности. Дети, родители и педагоги в большей степени осознали, что закон – не цель, а средство для развития толерантных отношений.

I. Общие положения. 1.1. Настоящее Положение об уполномоченном по защите прав и законных интересов ребенка в общеобразовательном учреждении (далее – Положение) разработано в соответствии с Конвенцией ООН по правам ребенка и Временным положением об уполномоченном по правам ребенка Волгоградской области в целях введения уполномоченного по защите прав и законных интересов ребенка в общеобразовательном учреждении.

1.2. Уполномоченный по защите прав и законных интересов ребенка (далее – Уполномоченный) вводится в следующих образовательных учреждениях Волгограда независимо от их формы собственности: общеобразовательных (всех видов); специальных (коррекционных) для обучающихся, воспитанников с отклонением в развитии (всех видов); учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей) (всех видов) (далее – Учреждение).

1.3. Основными задачами Уполномоченного являются:

всемерное содействие восстановлению нарушенных прав ребенка;

оказание помощи родителям в трудной жизненной ситуации их детей, в регулировании взаимоотношений в конфликтных ситуациях, формировании у детей навыков самостоятельной жизни;

обеспечение взаимодействия семей, учителей и детей по вопросам защиты прав ребенка;

содействие правовому просвещению участников образовательного процесса.

1.5. Деятельность Уполномоченного осуществляется на общественных началах.

II. Права и обязанности Уполномоченного

2.1. Уполномоченный действует в пределах компетенции, установленной настоящим Положением, и в рамках образовательного процесса. Он не принимает управленческих решений, отнесенных к образовательному процессу и компетенции должностных лиц Учреждения.

2.2. Для реализации задач Уполномоченный имеет право:

посещать уроки, родительские собрания, совещания при директоре, заседания органов самоуправления Учреждения, ученического самоуправления;

получать объяснения по спорным вопросам от всех участников образовательного процесса;

проводить самостоятельно или совместно с органами самоуправления Учреждения, администрацией Учреждения проверку факта нарушения прав, свобод и интересов ребенка;

заниматься решением проблем по собственной инициативе при выявлении факта грубых нарушений прав ребенка;

выбирать себе помощников из числа участников образовательного процесса.

2.3. Уполномоченный обязан:

принять меры по устранению выявленного факта нарушения прав и законных интересов ребенка;

при необходимости обращаться к администрации Учреждения с ходатайством о проведении дисциплинарного расследования по фактам выявленных нарушений;

в случае конфликтной ситуации содействовать ее разрешению, в том числе путем проведения переговоров с участниками конфликта;

передать обращение (жалобу) органу или должностному лицу, компетентному разрешить ее по существу, если на то есть согласие заявителя;

направлять свои мнения, оценки и предложения по результатам изучения и обобщения информации о нарушении прав, свобод и законных интересов ребенка органам самоуправления и администрации Учреждения;

предоставлять органам самоуправления Учреждения, администрации Учреждения, Уполномоченному по правам ребенка Волгоградской области отчет о своей деятельности с выводами и рекомендациями по окончании учебного года;

не разглашать ставшие ему известными в процессе выяснения сведения без согласия заявителя.

2.4. Уполномоченный рассматривает обращения (жалобы) участников образовательного процесса (обучающихся, учителей, родителей обучающихся), касающихся нарушения их прав и свобод, связанных с осуществлением образовательного процесса.

2.5. Не подлежат рассмотрению обращения (жалобы), связанные с:

несогласием с выставленными оценками;

несогласием с рабочим расписанием уроков и других вопросов, относящихся к компетенции должностных лиц.

2.6. Обращение (жалоба) должно быть подано Уполномоченному в 5-дневный срок со дня нарушения права заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об этом. Жалоба может подаваться как в письменной, так и в устной форме.

2.7. Уполномоченный должен отказаться от принятия жалобы, не относящейся к его компетенции, аргументируя отказ.

2.8. Уполномоченный взаимодействует:

с органами управления образованием;

уполномоченным по правам ребенка Волгоградской области;

уполномоченным по правам человека Волгоградской области;

инспекцией по делам несовершеннолетних;

правозащитными, в том числе общественными организациями.

III. Обеспечение деятельности Уполномоченного

3.1. Для эффективной работы Уполномоченного администрация Учреждения оказывает ему всемерное содействие: обеспечивает отдельным помещением, предоставляет запрашиваемые документы и иные сведения, необходимые для осуществления деятельности в пределах его компетенции.

3.2. Администрация Учреждения не вправе вмешиваться и препятствовать деятельности Уполномоченного с целью повлиять на его решение в интересах отдельного лица.

3.3. При осуществлении деятельности в законных интересах ребенка Уполномоченный имеет право привлекать спонсорские средства на внебюджетный счет Учреждения и расходовать их в порядке, установленном локальными нормативными актами Учреждения.

3.4. Педагогическому работнику, выполняющему функции Уполномоченного, могут быть установлены надбавки к окладу за счет фонда экономии заработной платы или за счет внебюджетных средств в порядке, установленном локальными нормативными актами Учреждения.

3.5. Правовое обучение Уполномоченных осуществляется при содействии Комитета по образованию администрации Волгограда, Уполномоченного по правам ребенка Волгоградской области, Уполномоченного по правам человека Волгоградской области, Волгоградского государственного педагогического университета и общественными организациями, содействующими правовому и гражданскому образованию.

IV. Порядок избрания Уполномоченного и прекращение его полномочий.

4.1. Уполномоченным может быть только педагогический работник: учитель, воспитатель, педагог-психолог, социальный педагог.

4.2. Участник образовательного процесса, занимающий в Учреждении административную должность, не может быть избран Уполномоченным.

4.3. Порядок избрания Уполномоченного:

4.3.1. Процедура выборов:

обучающиеся Учреждения на классных собраниях рассматривают кандидатуры на должность Уполномоченного;

выбрав кандидатуру, делегируют представителей (представителя) для участия в общешкольном собрании с целью избрания Уполномоченного;

на общешкольном собрании обучающиеся избирают Уполномоченного открытым или прямым тайным голосованием. Вариант выборов остается за Учреждением;

в выборах участвуют учащиеся с 5-го по 11-й класс;

выборы проводятся 1 раз в 4 года в сентябре;

для организации и проведения выборов Уполномоченного в Учреждении приказом директора создается избирательная комиссия.

4.3.2. Подготовка и проведение выборов Уполномоченного:

подготовка выборов Уполномоченного осуществляется открыто и гласно;

в пресс-центре Учреждения (или специально отведенном месте) помещается информация о кандидатах на должность Уполномоченного за 7-10 дней до общего собрания;

всем кандидатам на должность Уполномоченного предоставляются равные права на ведение предвыборной агитации;

предвыборная агитация проводится через передачи школьного радио, выпуск листовок с данными, характеризующими кандидата, собрания и встречи с участниками образовательного процесса, публичные дебаты, дискуссии между кандидатами и т.п.;

предвыборная агитация заканчивается за 2 дня до выборов;

участники образовательного процесса имеют право вести агитацию за или против любого кандидата;

запрещается некорректная агитация, оскорбляющая или унижающая кандидата;

информация об итогах выборов размещается в пресс-центре или специально отведенном месте;

директор Учреждения приказом утверждает Уполномоченного и представляет его на общем собрании Учреждения.

МБОУ СОШ № 2 осуществляет свою деятельность школьный уполномоченный по защите прав ребенка Ахмедханова Сакинат Магомедовна (учитель иностранного языка).

Уполномоченный в школе - это совершеннолетний участник образовательно-воспитательного процесса, лицо, которое разбирает конфликтные ситуации, отслеживает соблюдение законных прав и интересов учащихся, занимается правовым воспитанием, образованием и профилактикой правонарушений.

Если у вас возникла конфликтная ситуация, ваши права не соблюдаются или вы узнали о факте нарушения прав детей – обращайтесь к школьному уполномоченному по правам ребенка (омбудсмену). Вы можете обратиться лично устно, в телефонном режиме или письменно, подписаться или сделать это анонимно.

Обращение (жалоба) должно быть подано школьному Уполномоченному не позднее одного месяца со дня нарушения права заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об этом.

Жалоба может подаваться как в письменной, так и в устной форме.

Порядок рассмотрения Уполномоченным жалоб (обращений)

Уполномоченный рассматривает только жалобы участников образовательного процесса (обучающихся, учителей, родителей обучающихся, законных представителей), касающихся нарушения их прав и свобод и связанных с осуществлением образовательного процесса.

Не подлежат рассмотрению школьным Уполномоченным обращения (жалобы), связанные:

  • с несогласием с выставленными оценками;
  • с несогласием с рабочим расписанием уроков и другими вопросами, относящимися к компетенции должностных лиц учреждения;
  • с действиями и решениями государственных и муниципальных органов в сфере управления образованием.

Приоритетным направлением деятельности Уполномоченного является реализация законных прав, интересов учащихся, учителей и родителей (законных представителей).

  • Устранение конфликтных ситуаций.
  • Отслеживание соблюдения законных прав и интересов учащихся, учителей и родителей.
  • Правовое просвещение участников образовательного процесса.

Основные задачи Уполномоченного по правам ребенка:

  • правовое просвещение участников образовательного процесса;
  • защита прав и законных интересов ребенка в общеобразовательном учреждении;
  • формирование правового пространства в образовательном учреждении;
  • формирование правовой культуры и правового сознания;
  • формирование личности, способной к социализации в условиях гражданского общества;
  • совершенствование взаимоотношений участников образовательного процесса.
  • всемерное содействие восстановлению нарушенных прав ребенка;
  • оказание помощи родителям в трудной жизненной ситуации их детей, в регулировании взаимоотношений в конфликтных ситуациях;
  • профилактика нарушений прав ребенка.

20 ноября - ежегодная дата проведения Дня правовой помощи детям
в субъектах Российской федерации.

Права ребенка на образование - это совокупность прав:

  • на выбор образовательного учреждения или образовательной программы;
  • на получение образования в соответствии с установленными стандартами;
  • на обучение в условиях, гарантирующих безопасность ребенка;
  • на уважение своего человеческого достоинства, уважительное отношение со стороны персонала образовательного учреждения;
  • на обучение, осуществляемое на современной учебно-материальной базе;
  • на получение бесплатного начального, основного, среднего (полного) общего образования;
  • на обеспечение учебной литературой из фондов школьной библиотеки;
  • на добровольное участие в трудовой деятельности по благоустройству школы;
  • на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;
  • на социально-педагогическую и психолого-педагогическую помощь в процессе образования;
  • на равные права с другими при поступлении в образовательные учреждения следующего уровня;
  • на получение образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах имеющихся возможностей;
  • на продолжение образования в образовательном учреждении, получающего образование в семье, при условии положительной аттестации и решению родителей, лиц их заменяющих, на любом этапе обучения;
  • на перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня;
  • на участие в управлении образовательным учреждением в соответствии с его Уставом;
  • на уважение и свободное выражение мнений и убеждений обучающихся;
  • на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом.

Нормативными правовыми документами, которыми в своей деятельности руководствуется Уполномоченный по правам ребенка, являются:

Уполномоченному по правам ребенка

МБОУ СОШ №2 Ахмедхановой С.М..
от (ФИО полностью),
проживающего по адресу:
(полный адрес с индексом)
контактные телефоны:
(в том числе и мобильный)


Школьный уполномоченный по правам ребенка

в МБОУ Жирновская СОШ

Попова Светлана Алексеевна

Целями деятельности школьного уполномоченного являются:

защита прав и законных интересов ребенка в учреждении;

формирование правового пространства в учреждении;

формирование правовой культуры и правового сознания участников образовательного процесса;

формирование личности, способной к социализации в условиях гражданского общества;

совершенствование взаимоотношений участников образовательного процесса.

Задачами школьного уполномоченного являются:

содействие восстановлению нарушенных прав ребенка;

профилактика нарушений прав ребенка;

оказание помощи родителям в трудной жизненной ситуации их детей, регулировании взаимоотношений в конфликтных ситуациях;

содействие правовому просвещению участников образовательного процесса.

Обязанности школьного уполномоченного :

проводить личный прием несовершеннолетних и их законных представителей, рассматривать их обращения, оказывать практическую помощь;

принимать меры по устранению выявленного факта нарушения прав и законных интересов ребенка;

в случае конфликтной ситуации содействовать ее разрешению, в том числе путем проведения переговоров с участниками конфликта, внесения письменных рекомендаций, обращенных к сторонам конфликта и предлагающих меры для его решения;

осуществлять разъяснительную работу среди участников образовательного процесса учреждения о правах и законных интересах ребенка;

не разглашать ставшие ему известными в процессе выяснения сведения без согласия заявителя;

систематически повышать свою профессиональную компетентность по социально-правовым и психолого-педагогическим проблемам.

График приема школьного уполномоченного (ШУПР)

Понедельник: с 15.30 до 17.00

Вторник: с 08.30 до 10.00

Среда: с 08.30 до 10.00

Контактный телефон: 89281018921

Читайте также: