Школьный театр на территории беларуси

Обновлено: 05.07.2024

Кроме Несвижа и Слонима крепостные театры действовали в Гродно (Тизенгауза), Ружанах (Сапег), Свислочи (Тышкевича). Актеров для них готовили из мещанских и крепостных мальчиков и девочек. Об уровне их профессионального образования свидетельствует тот факт, что крепостные артисты Тизенгауза из Гродно были приняты в Варшавский королевский театр.

Таким образом, культура белорусских земель во второй половине XVIII в. достигла значительных успехов и развивалась в русле идей Просвещения.

1. Зарождение и развитие театрального искусства Беларуси

Во второй половине 17 - 18 вв. условия для развития белорусской национальной культуры ухудшились. Усилились полонизация и окатоличивание населения восточных земель Речи Посполитой. Белорусский язык постепенно вытеснялся из судебного и государственного делопроизводства, а в конце 17 в. его использование как официального и письменного языка было запрещено. Постановлением сейма в 1696г. все переводилось на польский язык. С 17 в. книги печатались на польском, французском, латинском, итальянском, немецком, русском, еврейском языках. Усилилось ущемление прав православных и протестантов. В 1668 г. Cейм запретил переходить из католичества в другие вероисповедания. Православной шляхте, священникам, мещанам был запрещен доступ в государственные органы власти.

Интеллектуальная жизнь во второй половине 17 - начале 18 вв. характеризовалась как бы движением вспять. Забывались достижения времен эпохи Возрождения и Реформации, снова приобрели популярность идеи периода средневековья. Условия, в которых развилась культура Беларуси, определили ее особенность - полилингвистический характер. Из-за неблагоприятной ситуации белорусскоязычной была преимущественно народная культура - культура крестьянства, городских низов, части шляхты и духовенства.

Белорусские театры достигли своего апогея в культуре барокко. Именно ее влияние на культуру Речи Посполитой того времени и определило облик (как внешний, так и внутренний) театральной культуры. В этот период (вторая половина 18 в.) театр стал доминировать в кругу других видов искусств, переживая свой расцвет и звездный час. А вместе с ним и декорационное искусство, машинерия, пиротехника и, наконец, театральное зодчество. Техническое оснащение, сценография, репертуар, театральная архитектура – все оказалось подчинено главной идее барокко: размах, роскошь и тотальность представления и восприятия. А зрелищность и определенная сценичность барочной архитектуры предоставила большой простор для самых смелых и масштабных замыслов реализации театрального пространства.

Первые театральные залы представляли собой приспособленные для спектаклей просторные интерьеры замков и дворцов, танцзалы, парковые оранжереи.

Первые театральные залы представляли собой не отдельные постройки, а приспособленные для спектаклей парковые оранжереи, просторные залы замков и дворцов.

Театр, как одна из мощных граней художественной среды той эпохи, стал королем искусств. Восемнадцатый век можно назвать его звездным часом. Сценография, техническое оснащение, театральная архитектура – все создавалось с размахом, шиком и небывалой грандиозностью.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Музыка этого времени сложилась как искусство, объединяющее в себе профессиональное, любительское музицирование и фольклор. В Беларуси она проявилась в виде творчества княжьих певцов-исполнителей и сочинителей песен. Наиболее ярким отражением светской музыкальной культуры этой эпохи стало древнее искусство скоморохов и традиция скоморошества

Период X-XIII вв. Средневековье. Возникновение музыки, скоморохи.

Скоморох – это странствующий актер, соединяющий в одном лице певца, музыканта, актера, акробата, дрессировщика.

На территорию Беларуси скоморошество пришло из России, получило большую популярность. Первое упоминание о скоморохах относится к 1068 г. А в XVII веке в Сморгони существовала даже специальная школа скоморохов и дрессировщиков медведей, основанная князьями Радзивиллами.

Творчество скоморохов демонстрирует возможность сочетания в одном разных видов искусства – музыки, танца, пантомимы, театра, цирковых номеров. Представления скоморохов всегда собирали большое количество людей, были рассчитаны на яркий и броский внешний эффект. Главное направление в скоморошестве – смех и сатира. Искусство скоморохов дало основу для развития зрелищных искусств – театра, оперы.

Музыка, которая звучала на представлениях скоморохов, была самой разной – шуточные песни, импровизации, частушки и. т. п. Ее роль довольно значительна:

создание праздничной атмосферы;

отражение характеров и поступков персонажей;

объединение разных номеров в один цельный спектакль.
Ренессанс (Возрождение) XIV- 1пол.XVI вв. Музыка периода Ренессанса получает широкое развитие и распространение. Это связано с оживлением жизни в крупных городах, организацией придворных капелл по европейскому образцу. Двор великиго князя и столичная жизнь становятся примером для других княжеств, поднимая культурный уровень в Полоцком, Витебском, Менском княжествах.

Формы музыки периода связаны с распространением рыцарских орденов, рыцарской культуры на территории Беларуси. Соответствующие были и жанры – новеллы, баллады, танцевальные песни, провозглашавшие любовь к даме сердца, рыцарские подвиги.

Большую популярность получает органная и особенно лютневая музыка. Лютня – старинный щипковый музыкальный инструмент, популярный в Европе XV-XVII ст. Является предшественником гитары.

Сочинения для лютни являются обработками народных танцев западно-европейских (куранта, сарабанда) и славянских. Наибольший вклад в лютневую музыку внесли Войцех Длугарай и Криштов Клабан – композиторы из Гродно.

Барокко 2 пол. XVI – 1 пол .XVIII вв.

Интенсивное развитие на территории Беларуси получает театральное искусство, которое развивается как в народном творчестве, так и в учебных заведениях (школах). Самое широкое распространение получил театр батлейка.

Музыка в батлейке так же отражала двухчастность, где 1 часть связана с вокально-хоровой культурой (возвышенные, религиозные песнопения), а во 2 части звучали народные танцевальные мелодии.

Вместе с народным театром развивается еще один вид театра – школьный.

Школьный театр - это вид драматического театра, постановки в котором осуществлялись силами учеников, а авторами текстов и музыки были педагоги. Школьные спектакли шли в конце года и на праздники. Они носили воспитательный характер, решали моральные проблемы, призывали учиться, возвышали науки, осуждали пороки, предательство и коварство, высмеивалось невежество.

Функция музыки в таких театрах – вспомогательная, номера – сольные, хоровые, в жанре канта, инструментальные. Неотъемлемая часть спектакля – балет, который усиливал зрелище. Балет был в виде неторопливых движений хористов, которые составляли разные геометрические фигуры.

Школьная сцена стала звеном между театральной культурой прошлого и базой для ее дальнейшего развития.

Частные музыкальные театры – являются важнейшим элементом культурной жизни общества и в развитии музыкальных традиций Беларуси. Основные черты частных театров:

¾ связь с традициями европейских театров;

¾ деятельность в них крупнейших европейских музыкантов;

¾ высокий профессиональный уровень актеров.

В этой области наиболее знаменит Несвижский театр Радзивиллов, который начал действовать с конца 1740-х годов. Репертуар театра был самый разнообразный: это пьесы Уршулы Радзивила (“Остроумная любовь”, “Игры Фортуны”, “Золото в огне” и др.), симфонии А.Крейслера и др. европ. композиторов.

Частные капеллы и оркестры – стали результатом распространения светской музыки во владения дворян и магнатов. Особенности:

¾ организации концертов, участие в городских праздниках;

¾ высокое мастерство исполнителей.

Наиболее крупные капеллы – Слонимская и капелла Тизенгауза.

М.К. Огиньский, вокальный цикл “К Касе”; М.Радзивилл “Дивертисмент”.

Эпоха РомантизмаXIXв. Является одной из самых ярких в истории развития музыкальной культуры Беларуси. Это эпоха подъема народных масс за национально-демократическое определение Беларуси. На первый план выступают идеалы народности. Музыкальная жизнь оживляется:

· открытие оркестра в Минске под управлением В.Стефановича, оркестров в Витебске и Бресте;

· организация первых частных пансионов и гимназий, где преподавалась музыка;

· активная концертная деятельность известных артистов.

Это время выдвижения целой группы музыкантов-профессионалов высокого уровня – Наполеона Орды, Станислава Монюшко, Михаила Ельского, Михаила Клеофаса Огиньского.

.Наполео́н О́рда — польский литератор и композитор, музыкант, художник, педагог.

На каждом рисунке Орды есть небольшая деталь — непринужденно, словно ненароком, изображены люди.

Михаил Ельский - выдающийся деятель музыкального искусства Беларуси второй половины ХIХ – начала ХХ вв., прославленный скрипач, талантливый композитор, публицист, фольклорист и музыкально-общественный деятель. Ученик В. Банькевича и А. Вьетана, М. Ельский ранее всего прославился как скрипач-виртуоз. В его репертуаре была широко представлена скрипичные произведения И.С. Баха, Й. Гайдна, В.А. Моцарта, Л. Бетховена, К. Липиньского, Л. Шпора и др. Современники отмечали в его игре не только исключительную технику, но также глубокую музыкальность. Музыкально-публицистическая деятельность М. Ельского была связана с польской газетой “Ruch Muzyczny”, в которой появилось большинство его статей и очерков по вопросам скрипичной музыки. Помимо исполнительской и композиторской деятельности М. Ельский занимался собиранием, изучением и аранжировкой белорусского фольклора, а также выступил в числе организаторов Минского музыкального общества (1880) – первой на территории Беларуси музыкально-общественной организации. Музыкальное наследие М. Ельского достаточно обширно и разнообразно. Оно включает около 100 сочинений, в том числе два скрипичных концерта, серию фантазий, вариации, полонезы, концертные мазурки и др.

33. Обзор жанров оперы и балета в Беларуси (советский период)

Музыкальное искусство. В середине 20-х гг. уже можно было говорить о первых успехах белорусского советского музыкального искусства. Наряду с фольклором и самодеятельностью развивалось профессиональное творчество, росло мастерство исполнителей

Белорусские советские композиторы осваивали сложные музыкальные жанры, такие, как вокально-симфоническая поэма (Н. Аладов), инструментальный концерт (А. Клумов, Г. Столов), симфония (В. Золотарев), кантата (А. Богатырев, П. Подковыров). Их многогранное творчество опиралось на знакомые народные мелодии, впитывало богатый опыт музыкального фольклора. Это способствовало популяризации профессионального музыкального искусства Беларуси. Некоторые из композиторов изучали и записывали яркие образцы народной музыки, ездили по республике с экспедициями. Например, много сделали по сбору, стилистической обработке и пропаганде западнобелорусского музыкального фольклора Г. Ширма, А. Гриневич.

34.Музыкальные учреждения Беларуси (Театр оперы и балета, Театр музыкальной комедии, Филармония, Академия музыки).

Национальный академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь - единственный оперный театр и крупнейший театр в Республике Беларусь, расположенный в столице государства городе Минске, главная музыкальная и театральная сцена страны.

Расположен в историческом районе Минска — Троицком предместье в величественном здании, окружённом живописным парком, имеет статус памятника архитектуры национального значения.

Представления в театре идут в большинстве спектаклей на языке оригинала, а также на обоих государственных языках страны — на белорусском и русском.

Государственный театр музыкальной комедии Беларуси, а сейчасБелорусский государственный академический музыкальный театр— один из наиболее популярных и любимых в стране театров.

1970 год — создание.

До 2000 года носил название “Государственный театр музыкальной комедии Беларуси”.

17 января 1971 года — первый театральный сезон, которые открылся спектаклем “Поет “Жаворонок” белорусского композитора Юрия Семеняко.

В репертуаре театра на 2010 год - более тридцати разножанровых спектаклей.

На конец 2010 года в театре было поставлено более ста спектаклей (многие вошли в золотой фонд национальной культуры, стали значительными событиями в культурной жизни страны).

Белорусская государственная филармония

Официально открылась 25 апреля 1937 года в составе симфонического оркестра, оркестра белорусских народных инструментов, Белорусского ансамбля народной песни и танца и Белорусской хоровой капеллы.

Апрель 1963 года - открытие концертного зала (930 мест, район площади Я. Коласа).

На протяжении двух лет проводились ремонтные работы, было улучшена акустика зала, подсветка. Количество мест в Большом зале было сокращено до 688 и открыт Малый зал им. Г. Ширмы (200 мест).

26 января 2005 года - первый концерт в обновленном зале.

Творческие коллективы

Государственный академический симфонический оркестр Республики Беларусь

Национальный академический народный оркестр Республики Беларусь им. И.Жиновича

Заслуженный коллектив Государственная академическая хоровая капелла Республики Беларусь им. Г. Ширмы

Государственный камерный оркестр Республики Беларусь

Государственный камерный хор Республики Беларусь

Минский струнный квартет

Ансамбль солистов под управлением И.Иванов

Филармония для детей и юношества

Белорусская государственная академия музыки — высшее музыкально-педагогическое учебное заведение и научный центр музыковедения, фольклористики, эстетики, музыкальной педагогики в г. Минске. Основана в 1932 году, до 1992 года — Белорусская государственная консерватория им. А. В. Луначарского.

В 2000 году Белорусской Академии музыки был присвоен статус ведущего вуза национальной системы образования в области музыкального искусства.

Художественные коллективы Академии

оркестр русских народных инструментов

оркестр белорусских народных инструментов

академический концертный хор

После заключения Брестской унии (1596) и на протяжении второй половины XVII в. первенство в сфере образования перешло к католическим учебным заведениям, появились униатские школы, а протестантские и православные пришли в упадок. Особенной активностью в сфере образования отличался орден иезуитов. Иезуиты содействовали закрытию православных и протестантских школ. Орден иезуитов создавал начальные школы при монастырях и костелах, а также коллегиумы - учебные заведения, которые давали классическое гуманитарное образование.

С 1697 г. государственными языками в Речи Посполитой были признаны польский и латинский, на которые переводилось преподавание в учебных заведениях. Образование было доступно преимущественно шляхетским детям. С 1720-х гг. на территории Беларуси появились учебные заведения, созданные орденом пиаров. Пиарские школы были созданы в Щучине, Воронове, Геранёнах, Зельве, Витебске, Лиде.

В 1773 г. была создана Эдукационная комиссия (учреждение типа Министерства образования), открывшая за 20 лет своей деятельности 20 школ средней ступени и около 200 начальных школ. В соответствии с ним создавались три типа школ: начальные (приходские), средние (окружные и подокружные) и высшие (Главная школа BKЛ). Среди учащихся 30 % составляли крестьянские дети. Система образования стала более доступной и получила светский характер.

Во второй половине XVIII в. появились профессиональные учебные заведения: в Гродно и Поставах А. Тизенгауз организовал медицинскую, акушерскую, ветеринарную, финансовую, чертежную и рисовальную школы. Гродненской медицинской школой руководил французский натуралист Жан Эммануэль Жилибер.

В стиле позднего барокко в Гродно в 1740-е гг. построен Новый замок - резиденция короля и место заседаний сеймов Речи Посполитой, а также перестроен Несвижский дворец Радзивиллов.

Во второй половине XVIII в. в архитектуре ВКЛ позднее барокко соседствует с классицизмом, который к концу века становится господствующим стилем. Сочетание элементов классицизма и барокко характерно для дворца в Ружанах.

В XVII в. барокко распространилось в изобразительном искусстве Речи Посполитой. Черты барокко присутствовали в скульптурных украшениях, стенных росписях и фасадах католических костелов, светской живописи, книжной гравюре, в декоративно­прикладном искусстве (резьба по дереву, ювелирные изделия, керамика).

Появление школьного театра на Руси в XVII веке связано с развитием школьного дела. Ученые, монахи, преподававшие в духовных школах, в частности из Киево-Могилянской Академии, где школьная драматургия и театр достигли высокого уровня развития, прекрасно понимали их воспитательное значение. Школьный театр в России XVII века формировался как театр социально - политической ориентации и поэтому несет на себе отпечатки придворной эстетики.

При постановке школьных пьес драматурги следовали специальным руководствам, из которых они черпали знания о сценической игре, режиссуре и оформлении спектаклей. Согласно законам школьного театра мизансцены строились таким образом, чтобы актеры всегда находились лицом к зрителям, а главное действующее лицо обязательно должно было стоять посредине сцены, а второстепенные - по бокам от него.

Поведение актера на сцене определялось правилами 'изящной игры', следуя которым левую руку следовало держать на боку, а двигать только правой; в редком случае, если надо было показать отчаяние, поднимать ее выше плеча. Особое внимание уделялось выразительности кисти руки: жест и мимика актера предваряли слова, изображали то, о чем он собирался говорить. Ходить и стоять актеры обязаны были, сохраняя так называемый 'сценический крест' (стопы ног развернуты в стороны). Главное требование сценической игры заключалось в естественности изображения подлинных лиц и пробуждении 'душевных ощущений' у зрителей.

Возможности духовного воздействия школьного театра в XVI веке использовались в религиозно-политических целях: Лютером в борьбе с католиками, иезуитами - с лютеранством и православием.

Украинские ученые-монахи, сопротивляясь римско-католическому влиянию, использовали средства своих противников-иезуитов, в том числе и школьный театр, который пришел на Украину из Польши. Однако, в отличие от пышных спектаклей иезуитов, тяготевших к произведениям эпохи Возрождения, украинский школьный театр в значительной степени сохранял приверженность к условным приемам средневековой драмы, ее жанрам - 'мистерии' и 'моралите'. В схоластической, оторванной от жизни, основанной на церковных догмах драме действовала в основном не люди, а аллегорические персонажи: Добро, Зло, Надежда, Зависть и т. д. По форме это были 'декламации' - монологи персонажей в сопровождении хора, исполнявшиеся в праздничные дни.

Зарождение русской школьной драмы связано с именем одного из воспитанников Киево-Могилянской академии-образованного человека, политического деятеля, просветителя и поэта Симеона Полоцкого (1629-1680). В 1664 году Полоцкий переезжает в Москву, где выполняет различные обязанности: переводчика, учителя латинского языка, воспитателя царских детей. Много времени он отдавал чтению и литературной работе. С Полоцкого 'начинается, хотя еще в самом глубоком зародыше, поворот литературной жизни, искание нового содержания и новой формы'. В сборнике его произведений 'Рифмологион' (1679) были напечатаны две пьесы: 'О Навходоносоре царе, о теле злате и триех отроцех, в пещи не сожженных' и 'Комидия притчи о блудном сыне'.

Пьеса 'О Навходоносоре. ' была написана Полоцким на основе того же библейского сюжета, что и 'Пещное действо', которое к этому времени было запрещено. В 'Предисловие' (прологе) к пьесе 'О Навходоносоре. ', обращенном к царю Алексею Михайловичу, прославлялись его добродетели: благочестие и 'смирение', соблюдение приличий царского сана, и доброты, которые противопоставлялись нечестию и 'гордости' царя Навходоносора, возомнившего себя превыше 'всех богов'. После изложения содержания пьесы, указывалась цель: дать 'утеху сердцам' царя и верным ему князьям и боярам.

Вторая пьеса Симеона Полоцкого 'Комидия притчи о блудном сыне' (предположительно 1673 -1678 годы) написана на основе евангельской притчи и имеет нравоучительное содержание, о котором автор говорит в прологе: 'Велико пользу может притча дати, только изволите прилежно внимати'. В 'Комидии притчи о блудном сыне' Полоцкий осуждает юношеские порывы к освобождению из-под воли отцов, стремление жить, 'как ей любо', и говорит о снисходительно-мудром отношении к заблуждениям молодости.

Симеон Полоцкий создавал свои пьесы о Навходоносоре и блудном сыне в соответствии с художественными законами школьной драмы. Они написаны на библейский и евангельский сюжеты в стихах; их отличает четкость композиции, компактность и сценичность; их язык, в сравнении с пьесами придворного театра, прост и ясен. В пьесах отсутствуют схоластика и аллегорические персонажи, характерные для школьной драмы. У Полоцкого действуют вполне реальные лица, жизненные и убедительные. В направленности пьес явно ощутима их связь с русской действительностью, стремление откликнуться на значительные проблемы времени: 'сопоставление царя Алексея Михайловича с другими царями и монархами' и определение его места в мировой истории.

Школьный и придворный театр в Несвиже

Деятельность несвижского школьного театра, как и придворного, нельзя, безусловно, идеализировать. Их создатели преследовали свои интересы. Несвижскую коллегию содержали иезуиты, чья деятельность была направлена на окатоличивание и ополячивание местного населения. Монахи-иезуиты верой и правдой служили Радзивиллам, феодальному строю. Их усилия были направлены на то, чтобы народ покорно подчинялся угнетателям. Спектакли несвижских школяров (или рассчитаны на социальные верхи), шли на чужих, непонятных крестьянским массам латинском и польском языках. Однако надо учитывать тот факт, что в то, время других школ и других театров на территории Белоруссии не было. Коллегии, подобные Несвижской, являлись одновременно и единственными распространителями образованности — пусть средневековой, ограниченной.

Как уже говорилось, первые постановки несвижского школьного театра относятся к концу XVII века, К сожалению, тексты пьес, которые тогда показывались, до нашего времени не дошли. Они известны нам лишь по пересказу русского ученого В. И. Резанова. Чем экономика Санкт-Петербурга отличается от экономики Карелии? Банки Петрозаводска - подробности. Новые вклады и кредиты.

Читайте также: