Школьный семинар по биологии

Обновлено: 05.07.2024

Ваш ребенок считает биологию слишком скучной? Постоянно путается в царствах и классах? Или испытывает трудности с освоением человеческого организма? А может, планирует сдавать экзамен по биологии, но не уверен в своих знаниях? Всего несколько уроков на Лэйдл полностью изменят ситуацию – регистрируйтесь прямо сейчас.

Мы предлагаем структурированные онлайн-уроки по биологии, которые позволят не только улучшить знания школьника об окружающем мире и повысить его оценки, но и подготовиться к ЕГЭ.

Уроки биологии: особенности программы

Биология – один из важнейших школьных предметов, который позволяет передать ребенку знания об окружающем нас мире, принципах работы человеческого организма и его взаимодействии с природой. Эти знания также формируют понятие здорового образа жизни, экологичный стиль мышления и т.д.

Мы подготовили онлайн-уроки для школьников следующих классов:

3 причины учить биологию вместе с Лэйдл

  • Современный подход.
    Подача материала проходит в легкой и интересной форме, что мотивирует ребенка и подталкивает его к изучению предмета.
  • Детальная проработка каждого урока.
    Над созданием программы работали опытные преподаватели, которые смогли структурировать знания по биологии, убрать лишнее и сделать упор на действительно важную информацию.
  • Наглядность.
    Немаловажно и использование мультимедийного контента, ведь фото и видео позволяют лучше и точнее передать строение организмов и происходящие в них биологические процессы.

Начните изучать биологию онлайн уже сейчас – зарегистрируйтесь на Лэйдл и пройдите бесплатный пробный урок. Удачи в учебе!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ.docx

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства. Федеральные государственные образовательные стандарты устанавливают личностные, метапредметные и предметные требования к результатам освоения учащимися основной общеобразовательной программы, моделируют образ личности, умеющей творчески мыслить, анализировать, находить нестандартные решения, способной ставить цели, самостоятельно планировать и осуществлять учебную деятельность. Новому обществу нужны люди, не только обладающие глубокими знаниями, но и способные применять полученные знания на практике.

Я работаю в МОУ Берёзовской СОШ на протяжении 25 лет. Наша школа со смешанным контингентом обучающихся: здесь учатся одаренные и обычные дети, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети из неполных и социально неблагополучных семей, дети, нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении.

Работая учителем биологии на протяжении многих лет, в последние годы я столкнулась с проблемой отсутствия должного интереса к предмету. Выяснилось, что ученики зачастую не понимают практического значения предмета биологии, не видят возможности применения знаний в дальнейшей жизни. Мотивация к изучению предмета биологии снижается. Действительно, небольшой процент выпускников выбирает профессию, связанную с биологией. Однако простейшее биологическое образование необходимо каждому человеку, которому, так или иначе, придется принимать участие в решении различных жизненных задач, связанных как с экологическими проблемами, так и проблемами здоровья: собственного и окружающих. Проблема развития мотивации к изучению биологии в моей педагогической практике родилась именно из этих противоречий.

Не только заинтересовать учащихся своим предметом, но и удержать этот интерес, доказать значимость полученных знаний в дальнейшей жизни, мотивировать на изучение биологии – в этом я вижу свою цель.

Мотивация - общее название процесса побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания обучения. Любое педагогическое взаимодействие с обучаемым становится эффективным только с учётом особенностей его мотивации. Согласно закону Йеркса-Додсона, эффективность учебной деятельности находится в прямой зависимости от силы мотивации - чем сильнее побуждение к действию, тем выше результат деятельности. Другими словами, образы мотивации держат в своих руках совместно учителя (внешняя, мотивация обучения, его отношение к профессиональным обязанностям) и учащихся (мотивация учения, внутренняя, автомотивация).

В основе системы моей педагогической деятельности по развитию мотивации к учению на уроках биологии лежат идеи классиков психологии и педагогики: А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского, В.А. Сухомлинского, А.К. Марковой. Реализацию этих идей мы находим в ФГОС по биологии. Сказать новое слово в этой области невозможно, однако возможно развить технологические аспекты преподавания предмета: придумать приёмы, и отобрать методы, наиболее актуальные в обучении биологии именно для учащихся нашей школы.

Компетентность педагога в области мотивирования обучающихся может проявляться в различных аспектах. Это и организация постановки учащимися цели учения, предложение заданий, способствующих, с одной стороны, актуализации у них имеющихся знаний и личностного опыта, а с другой - пониманию ограниченности имеющихся умений для решения поставленной задачи или учебной проблемы. От меня как учителя зависит не только подбор разнообразных, интересных заданий, но и использование их таким образом, чтобы ученики почувствовали свой успех. В то же время необходимо поддержание интереса к познанию на протяжении всего урока: например, посредством организации самооценивания учениками степени достижения цели учения или использования таких методических приёмов, которые бы вовлекали учеников в деятельность при изучении нового материала, побуждали их самостоятельно рассуждать. А ещё нужно организовать деятельность учеников на каждом из этапов урока: вводном, основном, обобщающем и заключительном. И для этого мне было необходимо овладеть методиками интерактивного обучения, научиться использовать новые образовательные, в том числе информационно-коммуникационные, технологии обучения, научиться сочетать методы педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки учащихся, овладеть методами организации индивидуальной, парной, групповой деятельности обучающихся, и (что очень важно!) научиться организовывать рефлексию относительно поставленной учащимися цели учения.

В целях развития мотивации к изучению предмета, выявления талантливых, одарённых детей привлекаю учащихся к различным предметным конкурсам, олимпиадам и созданию социальных проектов, что отвечает и задачам программы развития МОУ Берёзовской СОШ.

Таким образом, можно сделать вывод: развитие технологических аспектов в преподавании биологии расширяет возможности мотивирования школьников к изучению предмета.

Методический семинар "Формирование познавательного интереса посредством исследовательских работ на уроках биологии" был разработан для муниципального этапа Всероссийского конкурса "Учитель года 2016". Данная тема является темой для моего самообразования.

ВложениеРазмер
formirovanie_poznavatelnogo_interesa_na_urokah_biologii.pptx 616.68 КБ
formirovanie_poznavatelnogo_insteresa_na_urokah_biologii.docx 27.85 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

При пассивном восприятии информации школьники сохраняют в памяти : 10% того, что читают; 20% того, что слышат; 30% того, что видят; 50% того, что видят и слышат; При активном же : 80% того, что говорили сами; 90% того, что делали сами.

Формирование познавательного интереса посредством исследовательских работ на уроках биологии Цель: сформировать у учащихся познавательный интерес к биологии через исследовательскую деятельность . Для успешного достижения цели необходимо решить следующие задачи : Изучить теоретический материал об использовании технологии организации исследовательской деятельности на уроках биологии; Создать условия для активизации познавательной деятельности; Развивать познавательный интерес учащихся на уроках биологии через исследовательскую деятельность; Формировать и развивать у учащихся исследовательские, поисковые, познавательные и мыслительные навыки .

Исследовательская деятельность урок Домашние задания Задания на лето Внеурочная деятельность Проблемное задание Описание растений и животных по плану Составить гербарий Олимпиады по биологии, экологии Экспресс - исследование Наблюдение за живыми объектами Составление коллекций Конкурсы, природоохранные мероприятия и акции Теоретическое экспресс - исследование Наблюдение за своим организмом Образовательные экспедиции, профильные смены Учебный эксперимент Опыты с растениями и домашними животными Кружки Исследование – соревнование (кейс-турниры) Мини – исследования Нетрадиционные уроки Создание презентаций Исследовательские проекты

Проблемное задание В рамках урока Экспресс – исследование индивидуальные задания для проведения эмпирических исследований, например на экскурсии

Теоретические экспресс-исследования ориентированы на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках . Старшие классы оформляют данные исследования в виде рефератов В рамках урока Проведение учебного эксперимента Сюда относятся все лабораторные и практические работы по биологии, начиная с 6-го класса и заканчивая 11 классом. Выполняя лабораторную работу, ученик получает субъективно новые знания.

Исследования-соревнования (кейс-турниры) при таком приеме работы нет заведомо правильного решения данной проблемы. Этот метод учит учащихся рационально использовать и отбирать необходимую информацию, отсекая лишнее находить недостающее . В рамках урока Нетрадиционные уроки (урок-презентации, урок-викторина) К данным занятиям учащиеся готовятся самостоятельно. По теме обсуждения они исследуют не только учебную литературу, но и дополнительную, для того, чтобы показать свою значимость в обсуждаемом вопросе.

Исследовательские проекты проведение мини-проектов, которое осуществляется по следующему плану : 1. Определение темы мини-проекта. 2. Постановка проблемы. 3. Определение цели и задач. 4. Выбор объекта исследования. 5. Формулирование рабочей гипотезы. 6. Определение конкретных задач, решение которых позволит достичь поставленной цели. 7. Результаты исследований. В рамках урока

Домашние задания Описание растений и животных по плану Например: Охарактеризуйте выбранное вами растение по следующему плану . 1. Жизненная форма растения 2. Продолжительность жизни растения. 3. Цветковое или нецветковое. 4. Высшее или низшее. 5. Имеет вегетативный подземный орган (какой?) 6. Орган полового размножения, заключенный в плод. 7. Осевой вегетативный орган, несущий на себе листья и почки. 8. Генеративный орган, в котором развивается семя.

Домашние задания Наблюдение за живыми объектами ( за поведением рыб в аквариуме, поведением хомячка в клетке, реакцией комнатных растений на время суток и др .) Наблюдение за своим организмом (частота дыхания после физической нагрузки, реакция организма на время суток и др .) Опыты с растениями и домашними животными ( выработка условных рефлексов).

Летние задания Составить гербарий ( различных семейств покрытосеменных растений, виды сложных листьев у растений, виды жилкования листьев у растений и др.) Составление коллекций ( коллекция разнообразия плодов покрытосеменных растений, коллекция бабочек, коллекция раковин двустворчатых моллюсков и др.)

Предварительный просмотр:

Полищук Анастасия Федоровна,

учитель биологии МКОУ Борковской СОШ.

На мой взгляд, работать в монологическом режиме информационно – объяснительного обучения нельзя. Знания не следует сообщать учащемуся, его надо подводить к тому, чтобы он сам их находил, самостоятельно ими овладевал. Но как воспитать стремление к знаниям, как выбрать из богатейшего арсенала методов и приемов обучения те, которые побуждали бы ребенка активно овладевать нужными ему знаниями и умениями.

При пассивном восприятии информации школьники сохраняют в памяти:

10% того, что читают;

20% того, что слышат;

30% того, что видят;

50% того, что видят и слышат;

При активном же:

80% того, что говорили сами;

90% того, что делали сами.

Поэтому в своей работе я большое внимание уделяю активному восприятию информации, а именно - исследовательской работе. Ведь исследовательская работа – это работа, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом.

Целью моей работы служит следующее: сформировать у учащихся познавательный интерес к биологии через исследовательскую деятельность.

Для успешного достижения цели мне пришлось решать следующие задачи :

  1. Изучить теоретический материал об использовании технологии организации исследовательской деятельности на уроках биологии;
  2. Создать условия для активизации познавательной деятельности;
  3. Развивать познавательный интерес учащихся на уроках биологии через исследовательскую деятельность;
  4. Формировать и развивать у учащихся исследовательские, поисковые, познавательные и мыслительные навыки .

Изучив имеющуюся литературу по данному вопросу, я выбрала для себя несколько видов исследовательской деятельности. Можно так сказать, несколько групп, в рамках которых я работаю ( таблица )

В рамках урока применяю следующие виды исследовательской деятельности:

  1. проблемное задание, которое предлагает учитель, учащиеся самостоятельно ищут способ решения)
  • При ручной стирке активно работают руки, а устаёт спина. Почему?
  • Известный географ и путешественник А.Гумбольдт утверждал, что

Иногда предлагаю детям самим сформулировать проблемное задание, а потом найти ответ на вопрос (У человека внутренне оплодотворение, а возможно ли оплодотворение наружное? – оплодотворение в пробирке)

По такому типу строится исследовательская деятельность учащихся в 6 классе. На экскурсиях даются индивидуальные задания для проведения исследований,

  1. Теоретические экспресс-исследования ориентированы на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках. Темы таких исследований должны позволять изучать самые разные объекты в их реальном окружении, давать большой материал и позволяют увидеть множество тем для собственных изысканий, построения различных гипотез.

Сюда относятся все лабораторные и практические работы по биологии, начиная с 6-го класса и заканчивая 11 классом. Выполняя лабораторную работу, ученик получает новые знания. Выполняет мини исследование.

Например, изучение строения плесневого гриба мукора.

Учебный эксперимент – один из продуктивных методов обучения.

Например , кейс-турниры, класс делится на команды по 3-4 человека. Каждой команде выдается кейс с информацией. Выбирается тема для решения которой требуются данные кейса. При этом материалы кейса не должны быть базой для решения данной проблемы (что –то лишнее, чего-то не хватает, могут быть данные из других областей – официальные документы, законы.) Как правило, при таком приеме работы нет заведомо правильного решения данной проблемы.

Этот метод учит учащихся рационально использовать и отбирать необходимую информацию, отсекая лишнее находить недостающее.

К данным занятиям учащиеся готовятся самостоятельно. По теме обсуждения они исследуют не только учебную литературу, но и дополнительную, для того, чтобы показать свою значимость в обсуждаемом вопросе.

Однако, для выполнения учебного проекта одного урока недостаточно. Поэтому исследовательские проекты, как правило, используются во внеурочное время.

А во время учебного занятия использую проведение мини-проектов, которое осуществляется по следующему плану:

1. Определение темы мини-проекта.

2. Постановка проблемы.

3. Определение цели и задач.

4. Выбор объекта исследования.

5. Формулирование рабочей гипотезы. Определение конкретных задач, решение которых позволит достичь поставленной цели.

6. Результаты исследований.

В принципе практически любую лабораторную работу можно оформить в виде мини-проекта.

Домашние задания также могут носить исследовательский характер :

1. Описание растений и животных по плану

Например: Охарактеризуйте выбранное вами растение по следующему плану.

1.Жизненная форма растения
2. Продолжительность жизни растения.
3. Цветковое или нецветковое.
4. Высшее или низшее.
5. Имеет вегетативный подземный орган (какой?)
6. Орган полового размножения, заключенный в плод.
7. Осевой вегетативный орган, несущий на себе листья и почки.
8. Генеративный орган, в котором развивается семя.

  1. Наблюдение за живыми объектами (за поведением рыб в аквариуме, поведением хомячка в клетке, реакцией комнатных растений на время суток и др.)
  1. Наблюдение за своим организмом (частота дыхания после физической нагрузки, реакция организма на время суток и др.)
  1. Опыты с растениями и домашними животными (выработка условных рефлексов).

Летние задания с исследовательским характером :

1.Составить гербарий (различных семейств покрытосеменных растений, виды сложных листьев у растений, виды жилкования листьев у растений и др.)

2. Составление коллекций (коллекция разнообразия плодов покрытосеменных растений, коллекция бабочек, коллекция раковин двустворчатых моллюсков и др.)

Виды исследовательской деятельности во внеурочное время .

1.Подготовка и участие в олимпиадах по биологии, экологии.

6. Создание презентаций. На опережение изучающего материала,

Ну и подводя итог: могу сказать , что такой подход в работе дает свои результаты.

Дети охотно участвуют олимпиадах различного уровня, показывая не плохие результаты.

Участвуют в профильных сменах.

И охотно идут на предложение написать исследовательскую работу, часто сами предлагая тему исследования, и также показывая не плохие результаты, как на уровне района, так и на уровне области.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


методические разработки по организации самостоятельной работы на уроках биологии.

Работа о самостоятельной деятельности учащихся.

Научно-методическая разработка. Организация проектно - исследовательской деятельности на уроках литературы и во внеурочное время как эффективный способ повышения познавательной активности учащихся

Изменения в сфере применения и использования высоких технологий происходят так быстро, что порой трудно уследить даже за названиями её новых программных продуктов, не говоря уже об их назначении. Одна.

В современной российской школе большая часть знаний преподносится в готовом виде и не требует дополнительных поисковых усилий и основной трудностью для учащихся является самостоятельный поиск и.

Исследовательская работа на уроках биологии с использованием учебно-лабораторного оборудования.

Материал включает в себя доклад на тему "Исследовательская работа на уроках биологии с использованием учебно-лабораторного оборудования" и презентацию о видах исследовательской деятельности.


Проблемные ситуации, как средство активизации познавательного интереса у учащихся на уроках биологии Проблемные ситуации, как средство активизации познавательного интереса у учащихся на уроках биологии
Организация исследовательской деятельности на уроках биологии как способ повышения познавательной активности обучающихся

Организация исследовательской деятельности на уроках биологии как способ повышения познавательной активности обучающихся.


Одной из форм работы с учащимися на уроке и во внеурочное время является организация их исследовательской деятельности. Ещё недавно она была преимущественно внеклассной и осуществл.

Решению задач обучения и развития способствует активизация познавательной деятельности учащихся, формирование у них умений самостоятельной работы.

Большими возможностями для развития познавательной активности учащихся обладают семинарские занятия - организационная форма урока, в процессе которой учащиеся самостоятельно изучают учебный материал по различным источникам знаний и коллективно обсуждают результаты своей работы.

Семинары находят применение в практике обучения биологии в старших классах. Подготовка к семинару сводится к следующему плану:

1.Выбор темы, определение задач.

2.Подбор дополнительной литературы.

3.Подготовка вопросов для обсуждения.

5.Организация предварительной работы, консультации.

6.Определение критериев оценки выступлений.

7.Выбор методов и приемов проведения.

8.Подбор средств наглядности.

9.Составление плана проведения семинара.

Структура семинарского занятия может быть различной, она зависит от сложности обсуждаемых вопросов, дидактических задач, степени подготовленности учащихся к самостоятельной работе.

В практике обучения общей биологии семинары традиционно организуются с целью повторения и обобщения знаний учащихся по теме или разделу и сводятся к следующей структуре:

1.Вводное слово учителя:формулировка задач, постановка проблемы, знакомство с планом проведения семинара.

На наш взгляд, следует выделять два основных подхода к организации и проведению семинарских занятий. Первый близок к лекционно-семинарской системе обучения в высшей школе. Он заключается в том, что сначала содержание учебного материала излагается учителем в лекционной форме, затем прорабатывается самостоятельно школьниками и обсуждается на семинарском занятии. Такой подход оптимателен в том случае, если изучается сложный, насыщенный новыми терминами материал. Семинарские занятия при этом проводятся с целью углубления, повторения и обобщения знаний по конкретному вопросу или целой теме. Второй подход предлагает организацию семинара как самостоятельной формы обучения, то есть в процессе подготовки к нему школьники самостоятельно изучают материал, с которым они не были раньше знакомы. Такой подход целесообразен при изучении материала, доступного для самостоятельного осмысления учащимися. Ведущей дидактической задачей такого семинара будет изучение нового материала и включение его в систему уже имеющихся знаний. Если семинар организуется с целью обобщения, важно систематизировать знания школьников вокруг ведущих идей, опустив второстепенный материал в развитии понятий. Повторение на таком уроке должно сопровождаться образованием многосторонних связей между изученными объектами, явлениями, процессами на основе проблемных вопросов и решения познавательных задач.

Для активизации мыслительной деятельности учащихся, возбуждения интереса к уже известному материалу большое значение имеет элемент нового: тщательно продуманный подбор новых по формулировке и обобщающих по смыслу вопросов, приведение новых фактов, использование новых наглядных средств обучения и т.д.

Темы обобщающих уроков-семинаров в разделе общей биологии могут быть следующими: "Клетка - структурная и функциональная единица жизни", "Клеточный метаболизм", "Генетические основы эволюционной теории", "Практическое и мировоззренческое значение эволюционного учения", "Селекция продуктивных сортов и пород", "Эволюция человека: проблемы и перспективы", "Экология сегодня" и др.

Наш опыт показывает, что при организации и проведении таких семинаров целесообразно использовать групповую форму организации самостоятельной работы учащихся. Она заключается в следующем. Учащиеся класса разбиваются на группы. В группе выделяется консультант, который выполняет координационную функцию, устанавливая связи между всеми учащимися. Каждая группа получает задание по подготовке выступлений, подбору наглядного материала и т.п. Работая над заданием, ученики читают материал по учебнику, подбирают дополнительную литературу, используют данные периодической печати. Этот прием способствует повышению активности учащихся и объективной оценке их выступлений, воспитывает культуру общения.

Эффективность групповой работы во многом зависит от степени подготовленности учащихся, сформированности у них умений самообразования (выделять существенное при работе с текстом, конспектировать, делать выводы и др.). Поэтому важно в процессе подготовки к семинару проводить подробный инструктаж, давать дополнительные консультации группам и отдельным учащимся. Важно правильно комплектовать группы, учитывать уровень знаний и умений, познавательный интерес к теме семинара, количественный состав групп (оптимальное число учащихся в группе - 7-9 человек).

1.Соблюдение регламента выступления.

2.Соответствие содержания выступления теме.

3.Логика построения выступления.

4.Использование наглядного материала, культура речи.

Рецензия рецензии: согласны ли вы с данной рецензией? Оцените ее по пятибалльной системе.

Конкретизируем методику обобщающего урока-семинара на примере урока "Клеточный метаболизм". Материал о клеточном метаболизме в теме "Биология клетки" является одним из самых сложных в разделе общей биологии X класса. Тем не менее, усвоение процессов фотосинтеза, аэробного и анаэробного расщепления глюкозы, биосинтеза имеет огромное значение для понимания сущности жизни, позволяет выяснить особенности не только клеточного уровня организации природы, но всесторонне подойти к изучению других уровней жизни, рассмотреть их в эволюционном и экологическом аспектах.

Тема семинара вызывает большой интерес, имеет значительные возможности для развития не только самостоятельности учащихся, но и требует от учителя глубокого понимания затрагиваемых проблем, дает стимул к самообразованию.

Цель семинара: привести в систему знания учащихся о механизмах обмена веществ в клетке, выяснить биохимические, биофизические, структурные, экологические основы процессов дыхания, фотосинтеза и биосинтеза белков, раскрыть их роль в эволюции живой природы.

Подготовка к семинару

За две недели до семинара учащиеся разбиваются на три группы, равные по силам и возможностям.

С целью эффективности групповой работы за каждой группой закрепляются консультанты. Кроме того, все учащиеся получают инструктивные карточки "Организация самостоятельной работы при подготовке к семинару "Клеточный метаболизм". В инструкции говорится о том, где и какой материал необходимо прочитать. С целью закрепления знаний предлагаются дифференцированные задания и задачи, проверяющие усвоение учебной информации на разных уровнях и соответственно оценивающиеся на "3", "4", "5". При затруднении выполнения заданий в карточке подчеркивается необходимость обратиться к консультантам или учителю.

Инструктивная карточка нацеливает учащихся на проведение взаимоконтроля и самоконтроля, на активное участие в обсуждении вопросов семинара, знакомит с индивидуальными контрольными заданиями, которые школьники должны будут выполнить после семинарского занятия.

Вопросы предстоящего семинара формулируются в общей форме и готовятся учащимися всех групп.

Вопросы к семинару

1.В чем сущность и значение фотосинтеза? Дайте характеристику световой и темновой фазам. Какие процессы происходят в каждой фазе и каковы их результаты? Как связаны между собой проблемы фотосинтеза и обеспечения продовольствием населения Земли?

2.В чем сущность и значение гликолиза? Какие вещества вступают в энергообмен и какие изменения претерпевают? Какова роль "ферментативного конвейера"? Объясните потребность большинства животных организмов в кислороде. Когда и при каких условиях анаэробный гликолиз может преобладать над аэробным процессом?

3.Каковы условия и механизмы реализации генетической информации в клетке? Что представляет собой генетический код и каковы его свойства? Как отражены в процессе транскрипции принципы комплементарности и матричного синтеза? Где и как происходит процесс трансляции? Какие перспективы открывает перед человечеством овладение механизмами реализации генетической информации?

Дополнительные вопросы (для учащихся, собирающихся поступать в вузы биолого-медицинского профиля)

1.Раскройте эволюционные и экологические аспекты процессов фотосинтеза, аэробного гликолиза (дыхания) и биосинтеза белков.

2.Почему клетки, содержащие в ДНК одинаковую генетическую информацию, производят разные белки? Каков механизм регуляции биосинтеза белков?

Структуру проведения семинара можно представить в виде следующей схемы:

Другой подход предполагает организацию семинара с целью самостоятельного изучения нового материала. Наш опыт показывает, что эффективности проведения семинара как урока получения новых знаний также способствует большая предварительная работа, включающая групповую работу под руководством консультантов и индивидуальную подготовку по инструктивным карточкам. Вопросы семинара едины для учащихся всех групп. Некоторые ученики получают индивидуальные задания, требующие более углубленного раскрытия изучаемой темы.

В процессе проведения семинара групповая работа не организуется, весь класс участвует в обсуждении и рецензировании вопросов.

Рассмотрим методику семинара, дидактической задачей которого является изучение нового материала, на примере урока "Вирусы - неклеточные формы жизни". Самостоятельное изучение вирусов целесообразно организовать после обобщения знаний о биосинтезе белка и рассмотрения задач и методов генной инженерии, так как для понимания строения и жизненных циклов вирусов учащиеся должны свободно оперировать такими понятиями, как "редупликация", "транскрипция", хорошо знать строение и функции белков, нуклеиновых кислот. Благодаря опорным знаниям о строении и значении биополимеров, этапах синтеза белка, материал о функционировании вирусов в клетках живых организмов становится доступным для самостоятельного изучения учащимися. Вопросы для обсуждения на семинаре могут быть следующими:

1. Особенности строения и жизнедеятельности вирусов, их классификация.

2. Жизненные циклы вирусов.

3. Происхождение вирусов, их роль в эволюции клеточных организмов.

1.Строение вируса иммунодефицита человека (ВИЧ), его жизненный цикл.

2.Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД): объяснение особенностей протекания болезни с позиций знаний о строении ВИЧ, механизме его развития в клетках человека.

Основные вопросы семинара учащиеся готовят самостоятельно по действующим учебникам и пособиям, включая учебник общей биологии (авторы: А.О.Рувинский, Л.В.Высоцкая, С.М.Глаголев и др.).

Для освещения дополнительнвх вопросов важно рекомендовать статью Б.М.Медникова "СПИД с позиции биолога" (Биология и современность. М.: Просвещение, 1990).

Семинар как урок получения новых знаний может широко применяться при изучении общей биологии, темы таких уроков могут быть самыми разными, например: "Значение белков в клетке", "Немембранные компоненты клетки", "Генетика пола. Сцепленное с полом наследование", "Взаимодействие генотипа и среды. Модификационная изменчивость", "Предпосылки и основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина" и другие.

Наш опыт свидетельствует, что проведение семинарских занятий с целью изучения и обобщения материала, организация в процессе подготовки к семинару групповой самостоятельной работы, использование приемов и методов активизации учебной деятельности способствуют более глубокому усвоению учащимися биологических понятий, повышают познавательные возможности старшеклассников.

Читайте также: