Школьный научный клуб положение

Обновлено: 08.07.2024

Примерное положение о научном обществе обучающихся общеобразовательного учреждения

I. Общие положения

1.1. Научное общество учащихся (далее — Общество) — добровольное творческое объединение обучающейся молодежи, стремящейся совершенствовать свои знания в определенной области науки, искусства, техники и производства, развивать свой интеллект, творческий потенциал, приобретать умения и навыки научно-исследовательской, экспериментальной и опытнической деятельности под руководством педагогических работников и других специалистов на базе школы или (по договоренности) институтских лабораторий, кафедр, производственных экспериментальных участков.

1.2. Общество создается на базе творческой (научной) лаборатории МОУ СОШ № и находится под ее патронатом.

1.3. Курирует работу Общества заместитель директора по методической работе.

II. Задачи Общества

2.1. Формирование единого школьного научного сообщества.

2.2. Создание условий для удовлетворения интересов обучающихся к научно-исследовательской деятельности.

2.3. Создание оптимальных условий для ранней профориентации обучающихся.

2.4. Обучение членов Общества навыкам самостоятельной деятельности при поиске решений научно-исследовательских проблем.

2.5. Создание условий для творческой деятельности обучающихся под руководством специалистов высокой квалификации в различных отраслях науки и техники.

2.6. Популяризация современных достижений науки, техники, искусства.

III. Содержание и формы работы

3.1. Изучение интереса обучающихся к творческой работе в различных отраслях науки и техники.

3.2. Организация разработки проектов исследований, концепций, получение заказов на проведение экспериментальных работ.

3.3. Разработка и реализация межсекционных, межшкольных научно-исследовательских проектов.

3.4. Организация лекториев, семинаров по темам проектов, по вопросам организации научно-исследовательского и опытнического труда в сфере науки, техники, искусства.

3.5. Организация и участие в соответствующих выставках; проведение и участие в научных конференциях (по учебным параллелям, общешкольные, городские) общества.

3.6. Непосредственное участие в организации и проведении школьного тура предметных олимпиад, предметных недель и интеллектуальных конкурсов для обучающихся школы.

3.7. Проведение регулярных обзоров научно-популярной литературы.

3.8. Издание летописи Общества, популяризация общества в СМИ.

3.9. Ведение журналов исследовательских, экспериментальных, опытнических работ.

IV. Членство в Обществе, структура Общества

4.1. Участвовать в работе Общества имеют право обучающиеся, педагогические работники, сотрудники профессиональных учебных заведений разных типов, творческой (научной) лаборатории школы.

4.2. Участие в работе Общества предполагается на правах членов Общества и кандидатов в члены Общества.

4.3. Кандидатом в члены Общества является лицо, проходящее обучение в кружках, факультативах, сделавшее доклад в классе, секции Общества, на семинаре, напечатавшее (в том числе в качестве соавтора) статью (в том числе обзорную) в одном из печатных органов Общества.

4.4. Членами Общества являются лица, постоянно занимающиеся научно-исследовательской, опытнической деятельностью, проводящие самостоятельные исследования, активно участвующие в реализации коллективных проектов Общества, а также педагоги и сотрудники, являющиеся постоянными консультантами, научными руководителями проектов.

4.5. Высшим органом Общества является общее собрание членов и кандидатов Общества, которое проводится не реже одного раза в год. Собрание заслушивает и утверждает отчет президента Общества или одного из его заместителей. Собрание избирает президента Общества, вице- президентов (на правах заместителей).

4.6. Текущей научно-исследовательской работой руководит ученый совет Общества, в состав которого входят не менее трех человек (президент и два вице-президента). В составе ученого совета в обязательном порядке должен быть один педагог школы, участвующий в работе Общества.

4.7. Президент Общества утверждает проекты работ членов Общества, разрешает производственные вопросы. Президентом Общества может быть выбран как ученик, так и педагог школы, входящие в состав ученого совета Общества.

4.8. Ученый совет Общества заслушивает отчеты о работе руководителей проектов, оценивает их деятельность, вносит коррективы в работу участников проекта, секций Общества; рекомендует опубликование отдельных отчетов в научно-исследовательских изданиях; имеет право приема в кандидаты и члены Общества.

V. Права и ответственность членов и кандидатов в члены общества

5.1. Члены и кандидаты в члены Общества имеют право:

— использовать материальную базу школы и базу, предоставленную школе по договору, для проведения научно-исследовательской, экспериментальной и опытнической деятельности;

— получать регулярные консультации и рецензии на свои работы, иметь научного руководителя;

— рекомендовать кандидатов для приема в члены Общества;

— избирать и быть избранными в руководящие органы Общества;

— добровольно выйти из состава Общества;

— пользоваться (под руководством преподавателя), в рамках предоставленных им прав и компетенций, компьютерной техникой школы;

— на льготных условиях пользоваться услугами школьной библиотеки;

— издавать собственные научные вестники, иметь печатный орган (газету);

— члены ученого совета Общества имеют право присутствовать на заседаниях творческой (научной) лаборатории и научно-методического постояннодействующего семинара, принимать в них активное участие.

5.2. Члены Общества обязаны:

— активно участвовать в работе одной из секций Общества;

— вести достоверные записи в журналах работы по проектам;

— в установленные сроки разрабатывать проекты отчетов о работе (отчеты подписывают научные руководители);

— беспрекословно исполнять правила для учащихся школы, быть примером в поведении и учебе для всех обучающихся.

VI. Делопроизводство

6.1. Обществом ведется книга решений общего собрания; журнал заседаний ученого совета. Отдельно ведутся папки работ по проектам.

6.2. Ученый совет Общества может хранить наиболее ценные материалы (доклады, информационные вестники, рефераты, творческие работы и т. д.) в методическом кабинете школы.

1.2. Клуб создан с целью:

- выявление одаренных детей;

- создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии из способностей;

- развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся;

- объединение учащихся одной параллели;

1.3. Задачами Клуба являются:

- целенаправленное и последовательное изучение истории родного края, памятников природы и культуры, флоры, фауны и экологической обстановки ЭМР и области;

- способствовать воспитанию навыков и умений у детей делиться своими знаниями с другими.

1.5. В своей деятельности Клуб руководствуется решениями общего собрания членов клуба и принятого им решения, нормативными актами в области интеллектуального, эколого-кр аеведческого, патр иотического воспитан ия и н астоящим Уставом Клуба.

1.6. Клуб имеет собствен н ую символику (эмблему). Эмблемы пр ин яты активом Клуба и являются общими для всех член ов Клуба, использован ие др угих символов для иден тификации пр ин адлежн ости не допускается.

1.7. Клуб свободен в опр еделен ии своей вн утр ен н ей стр уктур ы, фор м и методов своей деятельности. Деятельн ость Клуба является гласной.

1.8. Руководитель Клуба избир ается ежегодн о из числа н аиболее квалифицир ован н ых педагогов всеми член ами Клуба на осн ове р авн ого тайн ого голосования.

II . Член ство в Клубе. Пр ава и обязан н ости член ов Клуба.

2.1. Член ами Клуба могут быть учащиеся 1-4классов обр азовательн ого учр ежден ия МОУ СОШ № 33 г. Энгельса.

2.2. Зачислен ие учащихся в Клуб пр оисходит по их желан ию и р езультатам собеседован ия р уководителя Клуба с закон н ыми пр едставителями обучающегося.

2.3. Член ы Клуба имеют р авн ые пр ава и исполн яют р авн ые обязанности.

2.4. Член Клуба имеет пр аво:

- р ешающего голоса на собр ан иях;

- участвовать во всех акциях и мер опр иятиях, пр оводимых Клубом;

- вн осить пр едложен ия, касающиеся деятельн ости Клуба, пр ин имать участие в их обсужден иях и р еализации;

- н осить член ский зн ачок Клуба;

- обжаловать свое исключен ие из Клуба на Общем собр ан ии Клуба;

- добр овольн о пр екр атить член ство в Клубе.

2.5. Член ы Клуба обязан ы:

- соблюдать Устав Клуба;

- активн о пр ин имать участие в деятельн ости Клуба;

- активн о пр едставлять ин тер есы Клуба чер ез участие в кон кур сах, фестивалях и др угих мер опр иятиях;

- способствовать своей деятельн остью повышен ию эффективн ости р аботы Клуба;

- выполн ять р ешен ия собр ан ия член ов клуба, р уководителя Клуба и совета Клуба;

- зн ать и добр осовестн о выполн ять тр ебован ия по техн ике безопасн ости;

- уважать мн ен ие др угих член ов Клуба;

- воздер живаться от деятельн ости, пр отивор ечащей целям и задачам Клуба, н ан осящей мор альн ый или матер иальн ый ущер б кому-либо.

III. Упр авлен ие Клубом.

3.1. Коор дин ацию р аботы всей стр уктур ы Клуба осуществляет р уководитель Клуба. Он н есет полн ую ответствен н ость за р еализацию педагогами – н аставн иками своих план ов по обучен ию член ов Клуба.

3.2. Руководитель Клуба должен иметь высшее обр азован ие и стаж педагогический р аботы по педагогической специальн ости не мен ее пяти лет.

3.3. Руководитель Клуба н есёт полн ую ответствен н ость за жизн ь и здор овье член ов Клуба во вр емя мер опр иятий, пр оводимых Клубом.

3.4. Работой Клуба р уководит учитель-тьютор из педагогов МОУ СОШ № 33 г. Энгельса.

Между член ами Совета р аспр еделяются обязан н ости по руководству.

Совет клуба отчитывается один раз в году на откр ытом заседан ии клуба о пр оделан н ой работе.

3.5. Совет Клуба составляет план пр оведен ия учебн ой р аботы на весь год, ор ган изует и кон тр олир ует ход его исполнения.

3.6. Совет Клуба составляет план мер опр иятий и акций на весь год, отвечает за участие Клуба в р айон н ых и областн ых мероприятиях.

3.8. Все отр яды Клуба и их член ы имеют р авн ые пр ава и обязанности.

3.9. Член ы Клуба могут свободн о пер еходить из одн ого отр яда в др угой в соответствии со своими интересами.

3.10. Отр яды Клуба могут участвовать в акциях и мер опр иятиях, как по отдельн ости, так и сообща.

3.11. Для р ешен ия особо спор н ых вопр осов может созываться Общее Собр ан ие Клуба, на котор ом должн ы пр исутствовать не мен ее 2/3 всех членов Клуба.

3.12. Создание околоклубных отрядов не допускается.

IV. Содержание и формы деятельности.

4.1. Отряды Клуба в соответствии с образовательными программами могут организовываться на несколько лет, один учебный год или на более короткий период, как учебные объединения сменного состава.

4.2. В зависимости от цели и содержания работы педагог – наставник проводит занятия со всем составом учебной группы одновременно, по подгруппам или индивидуально.

4.3. Основными направлениями деятельности Клуба являются:

V . Учет и отчетность

5. 1. В Клубе ведется следующая документация:

- календарно-тематическое планирование эколого-краеведческих массовых мероприятий на учебный год;

- книга успехов членов клуба.

5.2. Календарно-тематическое планирование утверждает заместитель директора по воспитательной работе школы

VI. Финансирование Клуба.

6.1. Финансирование деятельности Клуба производится за счет средств бюджета, специальных и привлеченных средств, средств родителей.

6.2. Любая коммерческая деятельность в Клубе запрещена.

VII. Планирование работы Клуба.

7.1. Внеклассная краеведческая работа в клубе планируется на учебный год.

7.2. Календарно-тематическое планирование утверждает заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе.

Настоящий Устав был принят на Общем Собрании Клуба 30 августа 2021 года путем открытого голосования.

Научное общество учащихся школы – добровольное творческое объединение учащихся, стремящихся к более глубокому познанию достижений в различных областях науки, техники и культуры; к развитию творческого мышления, повышению своего интеллектуального потенциала; к приобретению навыков научно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности под руководством педагогических работников и других специалистов.

ВложениеРазмер
polozhenie_o_nou.doc 68.5 КБ

Предварительный просмотр:

на заседании педагогического совета

МКООУ санаторная школа-интернат №5 г. Нижнего Новгорода

Директор МКООУ санаторная школа-интернат №5 г. Нижнего Новгорода

ПОЛОЖЕНИЕ О НАУЧНОМ ОБЩЕСТВЕ УЧАЩИХСЯ

1. Общие положения

1.2. Научное общество учащихся (далее – НОУ) школы – добровольное творческое объединение учащихся, стремящихся к более глубокому познанию достижений в различных областях науки, техники и культуры; к развитию творческого мышления, повышению своего интеллектуального потенциала; к приобретению навыков научно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности под руководством педагогических работников и других специалистов.

1.3 . НОУ может иметь свое название, эмблему и девиз.

1.4 . Членами научного общества могут быть учащиеся 1-9-х классов, изъявившие желание работать в НОУ, имеющие склонность к творческой деятельности и рекомендованные учителями или членами НОУ, состоящими в обществе более 1 года.

1.5 . НОУ создается, реорганизуется и ликвидируется Приказом директора школы на основании представления инициативной группы учащихся, возглавляемой .

1.6 . В своей деятельности НОУ руководствуется Уставом школы и настоящим Положением.

2. Основные функции НОУ:

Основными функциями деятельности НОУ являются:

2.1 . Создание условий для самоопределения, самореализации и развития учащихся.

2.2. Планирование деятельности НОУ.

2.3 . Оказание научно-методической и организационной поддержки членам НОУ.

2.4 . Анализ деятельности НОУ.

разработки плана работы НОУ;

координации деятельности членов НОУ;

оценки деятельности членов НОУ;

пропаганды достижений науки, техники, литературы, искусства;

материально-техническом и научно-информационном обеспечении деятельности членов НОУ, в том числе и с использованием на договорной основе базы различных учреждений (вузов, учреждений дополнительного образования, библиотек и т.п.);

организации предметных недель.

навыков научно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности у учащихся;

умения самостоятельно находить, анализировать, систематизировать и использовать в своей деятельности информацию;

умения применять на практике полученные знания;

навыков использования приборов и оборудования;

навыков оформления своих работ;

навыков публичного выступления.

научного мировоззрения членов НОУ;

осознанного выбора будущей профессии.

творческих встреч с интересными людьми;

мероприятий, популяризирующих научно-исследовательскую и опытно-экспериментальную деятельность учащихся.

научно-практических конференций учащихся;

регулярных обзоров научной и научно-популярной литературы.

В соответствии со своей компетенцией, установленной настоящим Положением, научное общество учащихся имеет право:

4.1. Обращаться к администрации:

с ходатайством о поощрении членов НОУ;

с предложениями о привлечении к руководству деятельностью НОУ квалифицированных специалистов;

за консультациями по вопросам нормативно-правового обеспечения деятельности НОУ;

с предложениями по улучшению организации деятельности НОУ;

с предложениями по учету результатов деятельности членов НОУ при их промежуточной и итоговой аттестации.

4.2 . Принимать участие в:

организации и проведении предметных недель и школьных туров предметных олимпиад и интеллектуальных марафонов;

выборе профилей обучения;

разработке локальных актов школы в пределах своей компетенции;

научно-практических конференциях молодежи различного уровня.

кандидатуру на должность Председателя НОУ;

к публикации разработки членов НОУ;

представителей НОУ для участия в научно-практических конференциях различного уровня;

исключить из членов НОУ учащихся, имеющих проблемы с обучением и нарушающих локальные акты школы.

материально-технической базой школы и иных организаций, сотрудничающих со школой;

4.5 . Принимать решения:

об организации в своем составе различных секций, утверждении планов их работы и назначении их руководителей;

о выборах заместителей председателя.

5. Ответственность НОУ.

Научное общество учащихся несет ответственность за:

5.1 . выполнение плана работы НОУ;

5.2 . выполнение принятых решений и рекомендаций;

5.3 . результаты учебной деятельности членов НОУ.

6. Организация работы НОУ .

6.1 . Научное общество учащихся по согласованию с директором школы может привлекать для своей работы любых специалистов.

6.2. Научное общество учащихся работает по плану, согласованному с администрацией школы.

6.3 . Заседания НОУ проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в четверть.

6.4 . Кворумом для принятия решений является присутствие на заседании НОУ более половины его членов.

6.5 . Решения принимаются простым большинством голосов членов НОУ, присутствующих на заседании. В случае равенства голосов решающим является голос Председателя НОУ.

6.6 . Непосредственное руководство деятельностью НОУ осуществляет его Председатель, который:

координирует деятельность НОУ;

ведет заседания НОУ.

6.7. Исполнение обязанностей Председателя НОУ осуществляется на основании Приказа директора школы по рекомендации НОУ.

6.8 . Научное руководство деятельностью НОУ осуществляет заместитель директора (научно-методическая работа)

7.1 . НОУ ведет протоколы своих заседаний в соответствии с Инструкцией по делопроизводству в школе.

7.2 . Протоколы хранятся в составе отдельного дела у председателя НОУ.

7.3 . Ответственность за делопроизводство возлагается на научного руководителя НОУ – учителя истории Савельева А.М.

УСТАВ НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА УЧЕНИКОВ .

В научное общество учащихся может вступить каждый ученик, имеющий интерес к научной деятельности и получивший рекомендацию учителя-предметника.

Ученик, участвующий в работе НОУ, имеет право:

*Выбрать форму выполнения научной работы (реферат, доклад и т.д.);

*Получить необходимую консультацию у своего руководителя;

*Иметь индивидуальный график консультаций в процессе создания научной работы;

*Получить рецензию на научную работу у педагогов, компетентных в данной теме;

*Выступить с окончательным вариантом научной работы на научно-исследовательской конференции в школе;

*Представить свою работу, получившую высокую оценку, на конференции в районе;

*Опубликовать научную работу, получившую высокую оценку, в сборнике научных работ учащихся.

Ученик, получивший высокую оценку своей научной деятельности, получает дополнительный балл по учебному предмету, с которым связана тема его научной работы.

Ученик, участвующий в НОУ, обязан:

*Регулярно и активно участвовать в заседаниях НОУ в своей секции.

*Периодически сообщать о промежуточных результатах своих исследований на заседании своей секции.

*Обращаться в школьную библиотеку для заказа необходимой для исследования литературы.

*Активно участвовать во внутришкольных и внешкольных научных конференциях.

*Строго соблюдать сроки выполнения научной работы.

*Строго выполнять требования к оформлению научной работы.

Запись в НОУ определяется на основании желания учащихся участвовать в научно-исследовательской работе, результатов диагностических исследований и рекомендаций педагогов-предметников.

Вступив в НОУ, ученик работает в одной из секций, в которой проходят не только консультации, но и регулярные занятия по развитию интеллектуального потенциала и творческих способностей. Определившись с тематикой научной работы и секцией, составляется расписание занятий и консультаций по каждой секции НОУ, определяется место и время их проведения.

Совет НОУ рассматривает и утверждает тематику работы каждой секции, определяет педагогов, проводящих занятия и консультации.

В каждой секции для учащихся проводятся занятия, связанные с темой научной работы, и познавательные занятия.

Секция физико-математического направления .

Секция историко-филологического направления .

Секция естественно-географического направления .

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.

Образовательно – воспитательные задачи решаются на трех уровнях:

▪ информационном - получение учащимися новых знаний;

▪ эмоциональном - через радость творчества, более глубокое и многогранное восприятие окружающего мира, осознание внутренней свободы и самодостаточности своей личности;

▪ нравственно-психологическом - через формирование психологической устойчивости, воспитание воли, нравственных принципов научного сообщества.

Организация работы НОУ строится по следующим принципам:

▪ интегральности - объединение и взаимовлияние учебной и исследовательской деятельности учащихся, когда опыт и навыки, полученные в НОУ, используются на уроках и содействуют повышению успеваемости и развитию психологической сферы;

▪ непрерывности - процесс длительного профессионально ориентирующего образования и воспитания в творческом объединении учащихся различных возрастов и научных руководителей; ▪ межпредметного многопрофильного обучения, в котором погружение в проблему предполагает глубокое систематизированное знание предмета и широкую эрудицию в разных областях, формирование навыков исследовательского труда.

Значимость ШНО в развитии творческой индивидуальности личности заключается в том, что оно предполагает включение школьников повышенного уровня обучаемости в научное творчество, потенциальных познавательных возможностях и способностях.

Руководители научных работ, кроме обучения умениям и навыкам исследовательской работы, работают с учащимися над приемами устной и письменной переработки материалов различной литературы; приемами подготовки плана и работы с ним; приемами работы с систематическими (энциклопедическими) материалами.

Общепедагогические и методические подходы к организации НОУ учащихся в МКОУ санаторная школа-интернат №5 г. Нижнего Новгорода.

Одним из ключевых направлений деятельности образовательного учреждения повышенного уровня обучения становится стимулирование креативности учащихся. Исследовательская работа учащихся представляет собой хорошую школу умственного труда с высоким содержанием творчества, с одной стороны, и строгости в результатах – с другой. Опыт организации ученических исследований в школьном научном обществе представляет интерес для всех коллег, кто понимает особую роль исследовательской (и вообще эвристической) деятельности в развитии познавательной мотивации школьников в любых типах и видах образовательных учреждений.

В процессе школьного исследования действительно иногда можно получить научные данные, соответствующие требованиям актуальности, новизны и практической значимости исследования, предъявляемым к научным работам разного уровня.

Работа в научном обществе дает ученикам огромные возможности для закрепления многих учебных навыков и приобретения новых компетенций:

· развивает у школьников творческие способности и вырабатывает у них исследовательские навыки (реферирование литературы, оформление библиографии, создание структуры работы и оформление её);

· формирует аналитическое и критическое мышление в процессе творческого поиска и выполнения исследований;

· даёт возможность проверить свои наклонности, профессиональную ориентацию, готовность к предстоящей трудовой деятельности;

· воспитывает целеустремленность и системность в учебной, и трудовой деятельности;

· благодаря достижению поставленной цели и представлению полученных результатов способствует их самоутверждению.

Кроме того, ученики получают дополнительную научную информацию, которая существенно помогает им при освоении наук не только школьной программы, но и в дальнейшем обучении в высших учебных заведениях.

В результате деятельности оформилась организационная структура исследовательского общества учащихся, были определены цели и задачи НОУ.

Организация работы НОУ строится по следующим принципам:

• интегральности, т.е. объединения и взаимовлияния учебной и исследовательской деятельности учащихся, когда опыт и навыки, полученные в НОУ, используются на уроках и содействуют повышению успеваемости и развитию психологической сферы;

• непрерывности - процесса длительного профессионально ориетирующего образования и воспитания в творческом объединении учащихся различных возрастов и научных руководителей;

• межпредметного многопрофильного обучения, в котором погружение в проблему предполагает глубокое систематизированное знание предмета и широкую эрудицию в разных областях, формирование навык исследовательского труда.

• свободы выбора учащимися дополнительной образовательной программы и видов деятельности в ее границах;

• индивидуализации образовательной траектории учащихся;

• создания условий для самореализации личности;

• социально-педагогической поддержки детей, проявивших способности к научно-исследовательской деятельности;

Общие образовательно-воспитательные задачи в процессе организации научно-исследовательской деятельности учащихся решаются нами на трех уровнях:

• информационном, заключающемся в получении учащимися новых знаний;

• эмоциональном - через радость творчества, более глубокое и многогранное восприятие окружающего мира, осознание внутренней свободы и самодостаточности своей личности;

• нравственно-психологическом - через формирование психологической устойчивости, воспитание воли, нравственных принципов научного сообщества

Если говорить о непосредственных целях и задачах научного общества учеников, то они заключаются в следующем:

1) выявление и поддержка учеников, склонных к занятиям исследовательской деятельностью;

2) развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся;

3) поддержка научно-исследовательской работы в школе.

Исходя из поставленных целей, можно сформулировать задачи НОУ:

1) формирование у учащихся представлений о целостной картине мира;

2) широкое привлечение учеников к участию в научно - исследовательской работе;

3) пропаганда научных знаний об окружающем мире, интеллектуальных ценностей и авторитета знаний;

4) знакомство с современными методами научно-исследовательской работы;

5) участие вшкольных, районных, краевых олимпиадах, конкурсах, конференциях, научно-практических семинарах.

6) формирование у учащихся творческого мышления, трудолюбия, высоких нравственных качеств и духовной культуры;

7) развитие интереса учащихся к научно-исследовательской деятельности, к углубленному изучению различных областей науки и техники;

8) ранняя профессиональная ориентация учащихся;

Работа учителей с членами НОУ , как их научных руководителей, проводится в нескольких направлениях.

Первое направление — это организация индивидуальной работы, предусматривающая деятельность в двух аспектах:

б) работа с учащимися по отдельной программе (помощь в разработке тем научных исследований, оказание консультационной помощи).

Второе направление — групповая деятельность. Она включает в себя работу над совместными исследовательскими проектами, где нередко необходимо использовать информацию из разных предметных областей.

Третье направление — массовая работа. В ходе нее организуются встречи с интересными людьми, осуществляется подготовка и проведение предметных недель, школьных олимпиад, ученических чтений и научно-практических конференций.

Модернизация системы образования невозможна без новых идей, подходов, современных технологий, совместной работы учащихся и педагогов. Создание такого опыта осуществляется в ходе научно-исследовательской деятельности в общеобразовательном учреждении.

Необходимость создания НОУ продиктована всем ходом развития учебно-воспитательного процесса в школе. Основным фактором личностного развития является особая форма организации педагогического процесса в виде научно-исследовательской деятельности.

  • необходимостью дать ученику возможность развивать свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей, склонностей и отсутствием условий индивидуальной работы с каждым способным учеником;
  • уровнем заданий районных и окружных предметных Олимпиад и недостаточными ЗУН школьников за пределами учебных программ;
  • стремлением учащихся к самостоятельности и неумением организовать свою учебно-познавательную деятельность и управлять ею;
  • необходимостью дифференциации образования и единообразием содержания и технологий обучения.
  1. Субъектами научно-исследовательской работы являются учащиеся и педагоги. Администрация школы организует учителей на постоянный поиск инноваций и преобразований воспитательно-образовательного процесса, привлекает к изучению учебных проблем учащихся, объединяя их в НОУ.
  2. Исследования носят прикладной характер и направлены на разработку и освоение программ совершенствование процесса обучения, воспитание и развитие учащихся, повышение его результативности в конкретном образовательном учреждении.
  3. Итоги школьной научно-исследовательской работы, как правило, не претендуют на выявление научных закономерностей и отличаются простотой оформления, что позволяет каждому желающему попробовать свои силы и получить "первый опыт" подобной деятельности.

В исследованиях интеллектуального развития личности, содержащихся в работах Л.С. Выготского, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейна, А.Г. Ананьева и др. выделяются различные аспекты данного психического явления, но неизменно отличается ведущая роль развития мышления в становлении структуры интеллекта и познавательных механизмов, что во многом определяет направленность организации всего воспитательно-образовательного процесса.

Задачи развития привычки к умственному труду связаны с научно-исследовательской работой учащихся. Теоретики обучения и воспитания указывают на необходимость стимулирования ученика к умственным усилиям. Для умственного развития вредно, если знания усваиваются только как сумма фактов, а не как сведения, переработанные собственные мысли учащегося. Такая постановка вопроса предполагает рассмотрение проблемы развития личности в тесной связи с задачами формирования эмоциональной сферы, интеллектуальных, волевых и морально-нравственных качеств, культуры умственного труда.

  • Выявление и выращивание интеллектуальных ресурсов общеобразовательного учреждения - учащихся, имеющихся развитые креативные способности.
  • Достижение максимального уровня развития способностей ребёнка.

- расширять кругозор учащихся в области достижений отечественной и зарубежной науки;

- выявлять наиболее способных учащихся в разных областях науки и развитие их творческих способностей;

- активно включать учащихся школы в процесс самообразования и саморазвития;

- совершенствовать умения и навыки самостоятельной работы учащихся, повышать уровень знаний и эрудиции учащихся в интересующих их областях науки;

- организация научно-исследовательской деятельности учащихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации.

  • Научной основой ранней дифференциации детей по интересам служит учение о способностях (Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, А.М. Матюшкин, В.Д. Шадриков и др).
  • Способности - это личностные образования, включающие знания и умения, которые сформированы на базе врождённых задатков человека и определяет его возможности в успешном освоении тех или иных деятельности.
  • Одарённость - высокий уровень развития интеллекта, качественно-своеобразное сочетание способностей, обеспечивающей успешное выполнение деятельности.
  • Талант - сочетание способностей, дающее самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную деятельность.
  • Развитие человека есть развитие его способностей (С.Л. Рубинштейн).
  • Наследуются неспособности, а возможности их развития - задатки (Л.С. Выготский).
  • Способности и интересы формируются и проявляются лишь в деятельности (А.Н. Леонтьев).
  • Основное разделение по способностям - это разделение людей на художественный (правополушарный, первосигнальный), мыслительный (левополушарный, второсигнальный) и средний (без преобладания одного или другого) типа (И.П. Павлов).

Содержание и формы работы НОУ

Основная работа НОУ - это секция, в которую объединяются учащиеся тех классов, возраст которых определён положением НОУ. В секцию объединяются ребята, которые имеют общие интересы в той или иной области знаний.

  • Положение о НОУ (приложение 1)
  • Устав НОУ (приложение 2)
  • Тематическое планирование секций (предметных кружков) НОУ на учебный год.

Научная деятельность включает в себя организационные, трудовые и творческие процессы по управлению этой деятельностью, организацию выполнения ученических научно-исследовательских работ, апробацию и реализацию результатов выполнения ученических научно-исследовательских работ.

Научно-исследовательская работа осуществляется в тесном сотрудничестве учащегося и руководителя. Учащиеся на занятиях получают соответствующие задания для разработки научно-исследовательского проекта, могут создаваться экспериментальные группы, в том числе и междисциплинарные (например: биология-химия-экология и т.д.)

Учащиеся, взаимодействуя с учителями, выполняют творческие задания и вносят свой вклад в разработку темы, что является одним из перспективных средств развития познавательной активности школьников.

Проведение научно-исследовательской работы предполагает наличие основных этапов, характерных для научного поиска: постановка проблемы, ознакомление с научно-популярной литературой по данной тематике, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ, обобщение, выводы.

  • Работа кружков по направлениям;
  • Индивидуальная, групповая работа учащихся под руководством учителей и других специалистов на базе школы;
  • Олимпиады по различным областям знаний;
  • Организация интеллектуальных игр по развитию познавательных интересов и творческих способностей;
  • Рецензирование научных работ учащихся при подготовке их к участию в конкурсах и конференциях;
  • Редактирование и издание ученических научных сборников.

Планирование работы научного общества учащихся

Эффективность деятельности научного общества учащихся зависит от того, насколько последовательно осуществляется руководство деятельностью учащихся и насколько целесообразно планирование научного общества учащихся.

  1. Познавательно-коммуникативная работа;
  2. Научно-исследовательская деятельность;
  3. Творческая деятельность;
  4. Воспитательская деятельность.

Познавательно-коммуникативная работа. Для того, чтобы ребёнок захотел участвовать в научно-исследовательской работе, у него необходимо разбудить желание, сформировать исследовательскую мотивацию, то есть ребёнок должен захотеть понимать информацию и сообщать её другим. Поскольку человек существо социальное, он должен ещё в школе учиться говорить обдуманно, целенаправленно, решать проблемы, получать и передавать информацию, работать с литературными источниками, дискутировать и выступать с докладами, уметь слушать других и себя. Для того, чтобы этому научить, разбудить у детей исследовательский интерес, задор, радость творчества, на это направлена познавательно-просветительская работа среди членов НОУ. Для проведения занятий данного раздела могут привлекаться школьный библиотекарь, психолог, учитель литературы и все те, кто не равнодушен к детям, занимающимся в НОУ. Школьный библиотекарь учит работать с каталогом, научной литературой, развивает умение делать выписки, аннотации, собирать научную информацию. Школьный психолог развивает интеллектуальные умения и коммуникативную культуру ученика.

  • Посещение предприятий, научных учреждений;
  • Знакомство с людьми, прославившими науку в данной области знаний.

Творческая деятельность. Творческая деятельность каждой секции предполагает подготовку и проведение конкурсов знатоков науки или конкурсов интеллектуалов, научных парадов, викторин, вечеров и т.д. Такая деятельность НОУ и работа в секциях позволяет сделать участие каждого ученика значимым, стимулирует мотивацию участия большого количества ребят в исследовательской и экспериментальной работе.

  • Ответственность перед другими людьми и окружающей средой;
  • Способность к диалогу с представителями других сословий, наций, культур;
  • Понимание и принятие законов гражданского общества;
  • Понимание и потребность в принадлежности к национальной культуре;
  • Ответственное отношение к своему здоровью, образованию, морально-этическим нормам, кругу общения и т.д.

План каждой секции (предметного кружка) рассчитан на 136 часов (4 часа в неделю). Его темы могут перемещаться, расширяться. Количество часов на конкретную тему варьируется руководителем секции (предметного кружка) в зависимости от конкретных условий: тема исследования, уровень подготовки ребёнка, наличие материала, его доступность. Необходимо сочетание индивидуальных и групповых занятий с преобладанием в отдельных темах первых.

По итогам работы за год Совет НОУ готовит отчет по всем позициям плана и выступает с ним на итоговом собрании. На этом же собрании педагоги высказывают своё мнение о работе секций (предметных кружков) и руководстве ими, выступают с предложениями по организации научно-исследовательской деятельности.

Структура организации НОУ

С целью чёткой организации работы сформирована структура, позволяющая осуществлять процесс научно-исследовательской деятельности .

Высший орган НОУ - собрание. Собрание утверждает Совет НОУ, определяет состав каждой секции, утверждает название НОУ, план его работы на год (приложение 3), принимает эмблему и девиз НОУ. Общее собрание НОУ проводится два раза в год.

В Совет НОУ входит не менее пяти человек. Заседания Совета НОУ - 2 раза в год. Заседания совета НОУ дают возможность прогнозировать и осуществлять контроль над организацией научно-исследовательской работы в школе, корректировать деятельность самого совета. Содержание работы Совета НОУ направлено на изучение результатов диагностики, проведения анализа участия членов НОУ в предметных олимпиадах, подготовку интеллектуальных мероприятий, научных конференций.

Вступив в НОУ, ученик работает в одной из секций (предметном кружке), в которой проходят не только консультации, но и регулярные занятия по развитию интеллектуального потенциала и творческих способностей. После того, как ребята определились с тематикой своих научных работ и секцией (предметным кружком), в которой они будут работать, составляется расписание занятий по каждой секции НОУ и определяется место и время их проведения.

Итоговой инстанцией является научно - исследовательская конференция (приложение 4). Она созывается раз в год для обсуждения хода и итогов научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работы. На конференцию могут быть представлены творческие работы поискового и исследовательского характера, выполненные членами школьных секций индивидуально или в группе в форме доклада или отчета об эксперименте. Защита работы может сопровождаться слайдами, видеофрагментами, рисунками, чертежами, схемами.

  1. Приказ "О проведении школьной научно-исследовательской конференции учащихся" (приложение 5)
  2. Приказ "О результатах работы школьной научно-исследовательской конференции учащихся" (приложение 6)
  3. Положение о научно-исследовательской конференции (приложение 7)
  4. Программа проведения предметных секций и конференции НОУ (приложение 8)
  5. Рекомендации членам жюри по оценке исследовательских работ учащихся (приложение 9)
  6. Оценочный лист исследовательских работ учащихся (приложение 10)
  7. Рекомендации участникам НОУ по подготовке к публичному выступлению (приложение 11)

Организация внутришкольного контроля за деятельностью НОУ

Координацию и контроль за деятельностью НОУ осуществляет методическая служба и администрация школы.

В приложениях представлены справки по проверке журналов и тематического планирования предметных кружков НОУ (приложение 12, приложение 13)

  • овладение учащимися знаниями, выходящими за пределы учебной программы,
  • освоение учащимися методов и приемов научного исследования,
  • овладение навыками работы и дополнительными литературными источниками

И как результат - Старшеклассник, чувствующий вкус к поисково-исследовательской деятельности, пропагандист в значимой для себя области знаний.

Читайте также: