Школьный кружок историко обществоведческого содержания в начальной школе

Обновлено: 02.07.2024

Функция "чтения" служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!

Содержание Введение

Глава 1. Теоретические основы формирования общественно – исторических знаний в начальной школе

1.1Цели современного исторического образования

Тенденции современного исторического образования

Выводы по первой главе

Глава 2. Изучение опыта по формированию ценностного потенциала

Развитие методики преподавания истории в начальной школе. Современные методики преподавания историко – обществоведческих знаний в начальной школе

Выводы по второй главе

Список использованной литературы

Глоссарий по категориальному аппарату

Глоссарий по персоналиям

Введение Актуальность исследования: современное состояние в преподавании истории и обществознания непосредственно связано с развитием и внедрением историко – обществоведческих знаний на начальном этапе. Из актуальности вытекает противоречия в решении такой проблемы. В современных условиях потребность введения в начальную школьную исторического потенциала, но в реальной практике в сельских общеобразовательных школах не вводится предмет история, поэтому возникшая потребность в исследовании, при таких условиях возможно изучение историко – обществоведческих знаний в начальной школе.

Цель нашего исследования является в определении, теоретическом обосновании, изучения педагогического опыта и в практическом реализации формирования историко – обществоведческих знаний в начальной школе.

Объект исследования: содержание историко – обществоведческих знаний в начальной школе.

Предмет исследования: процесс формирования у младших школьников историко – обществоведческих знаний.

Гипотеза: процесс историко – обществоведческих знаний будет эффективным при введение детей в содержание обучения с III класса отдельных самостоятельных уроков истории и обществознания, где в доступной форме ученики начальной школы включены в историко – обществоведческую деятельность.

Выявить теоретические подходы к пониманию по формированию историко – обществоведческих знаний; Проанализировать методику организации уроков истории и имеющийся передовой педагогический опыт в преподавании исторических знаний в начальной школе по данной проблеме; Составить практические рекомендации по формированию историко – обществоведческих знаний в младшем школьном возрасте.

Теоретико - методологические основы исследования составили теоретические положения, содержащиеся в работах отечественных авторов по данной теме: таких как Данилов Д.Д., Стрелова Р.Ю., Шамигулова О.А.; сведения из периодической печати, разработки уроков и наблюдения.

Методы исследования: анализ, синтез, обобщение, анализ педагогической, психологической, методической литературы, анкетирование, беседа; анализ данных анкетного опроса; качественная обработка полученных результатов.

Теоретическая значимость: изучение литературы по данной теме имеет глубокую направленность теоретического осмысления, имеющего потенциала применения.

Практическая значимость: практическая направленность в применении историко – обществоведческих знаний в учебной деятельности в начальной

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа призвана обогатить знаниями об историческом прошлом нашего края, культурных традициях прошлого и настоящего, воспитывать школьников на примерах мужества и героизма земляков. Изучение родного края дает возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской работе, развивает интеллектуальные и творческие способности детей.

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Елизаровская основная общеобразовательная школа

Мантуровского муниципального района Костромской области

Авторская программа

кружка дополнительного образования

для детей в возрасте 7-10 лет

Кешокова Татьяна Ивановна,

учитель начальных классов

«Прекрасно это чувство – любовь к своему краю, к своей малой родине.

Но, чтобы полюбить родной край, нужно его знать.

Пояснительная записка

Основные задачи современной школы – воспитание патриотизма у школьников, формирование чувства любви к Родине, гордости за свой край, уважение традиций предков. Одним из важных средств воспитания гражданственности и патриотизма у детей является краеведение.

Изучение родного края, бережное отношение к культуре и истории своего народа, практическое участие в сборе и хранении документов, изучение экспонатов природы и культуры способствуют всестороннему развитию личности, совершенствованию интеллектуального и духовного развития.

Занятия по краеведению в школе позволяют решить целый ряд познавательных задач, развивают школьников, заинтересовывает их и при правильной организации дают импульс к самостоятельной деятельности.

Программа призвана обогатить знаниями об историческом прошлом нашего края, культурных традициях прошлого и настоящего, воспитывать школьников на примерах мужества и героизма земляков. Изучение родного края дает возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской работе, развивает интеллектуальные и творческие способности детей.

Экскурсионные формы организации занятий кружка способствуют не назидательному изучению основ краеведения, а развивают интерес к истории родного края, научно-познавательной деятельности на основе организованной работы по наблюдению за окружающей средой, ведут к эстетическим переживаниям, практической готовности созидать вокруг себя, бережному обращению к окружающему миру.

Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно.

Ведущую роль в арсенале инновационных педагогических средств и методов занимает поисково-исследовательская и творческая деятельность.

Исследовательская деятельность помогает школьнику углубить знания по интересующей его теме или предмету, расширяет кругозор, формирует самостоятельность и самоутверждение, так как дети испытывают большое удовольствие, видя результаты своего труда. Собранный краеведческий материал помогает написать первые работы о своей малой родине. Это будет началом летописи о родном крае, а в итоге – большой привязанности и любви к малому уголку на огромной Земле.

Я надеюсь, что данная программа поможет мне формировать культуру поведения детей в природе, научить их отвечать за свои поступки, познать свой край в прошлом и настоящем, с любовью относиться к истории и природе своей малой родины.

Курс программы рассчитан на четыре года обучения: по 34 часа в каждом классе. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Цель программы:

формирование основ этнического самосознания школьника через углубленное изучение природы, истории и культуры родного края

Задачи программы:

Познакомить учащихся с историко - культурным наследием родного края; историей возникновения и развития малой родины.

Обогащать знания и представления об окружающем мире через практическое участие в сборе и хранении документов, изучении экспонатов природы и культуры;

Познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации.

Прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями.

Формировать умение работать с архивными, литературными и другими источниками информации;

Ознакомить со способами сбора, обработки, систематизации материалов и информации;

Формировать у обучающихся практические навыки проектно-исследовательской деятельности и публичное представление результатов краеведческого исследования.

Развивающие:

Способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение).

Развивать творческое воображение, наблюдательность, исследовательскую активность, познавательные возможности детей.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к окружающей среде родного края, необходимость рационально относиться к компонентам неживой природы.

Прививать любовь к малой родине, уважение к традициям старших поколений, воспитывать активную гражданскую позицию обучающихся.

Учить детей быть ответственными за свои поступки.

Формирование и сохранение семейных ценностей и традиций.

Изучение прошлого и настоящего, обычаев, традиций и духовной культуры народов, проживающих в нашем селе и районе.

Описание ценностных ориентиров содержания курса

Ценность жизни, признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации.

Ценность истины как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни.

Ценность гражданственности, осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма, одного из проявлений духовной зрелости человека, выражающегося в любви к России, народу, малой родине.

Принципы и подходы, лежащие в основе программы

Реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.

Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.

Учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них.

Принцип совместной деятельности детей и взрослых

Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении.

Принцип обратной связи

Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необ­ходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.

И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успеш­ным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.

Включает в себя приёмы поощрения и вознаграждения.

Занятия по данной программе состоят из практической и теоретической частей.

В основе практической работы лежит выполнение различных заданий по выполнению учебно-исследовательских проектов.

Формы организации внеурочной деятельности

Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

Встречи с интересными людьми

Литературные и исторические гостиные

Просмотр и обсуждение видеоматериалов

Походы по историческим и памятным местам

Акции благотворительности, милосердия

Участие в конкурсах

Сбор краеведческого материала

Исследовательская деятельность

Учебно-тематический план

практическая работа (ПР)

Стань исследователем природы.

ПР: Удивительное рядом: учимся задавать вопросы

Прогулка по школьному двору:

В гости к осени: учимся смотреть и видеть.

Растения в школьном дворе.

Формы и методы исследовательской деятельности: наблюдения, опыты

Правила поведения в природе во время прогулки.

ПР: Наблюдения за растениями.

Сбор гербария

В гости к осени: учимся смотреть и видеть.

Растения леса. Цветы и травы осенью.

Формы и методы исследовательской деятельности: работа с источниками информации (справочники, словари, энциклопедии, Интернет и т. д.)

Растения леса.

ПР: Наблюдения за растениями в лесу.

Сбор гербария

Экскурсия в библиотеку:

Прочитаешь – многое узнаешь.

Экскурсия в библиотеку: правила работы с источниками информации, особенности чтения научно-познавательной литературы

Ведение дневника наблюдений. Условные знаки.

Погода в нашем крае. Наблюдения за небом.

ПР: Зарисовки осеннего неба, облаков

Наблюдения за погодой. Осень

Ведение дневника наблюдений.

Поиск информации через Интернет. Правила работы с компьютером

Наблюдения за растениями. Деревья осенью.

Охраняемые растения.

ПР: Сбор гербария

Охрана природы своего края

Зарисовки осенних деревьев.

ПР: Наблюдения за погодой. Осень

Ведение дневника наблюдений.

В лес за здоровьем. Лесная аптека.

Лекарственные травы нашей местности.

ПР: Наблюдения за погодой. Осень

Ведение дневника наблюдений.

Загадки осеннего леса

Оформление исследовательских работ

Основы исследовательской деятельности. Проблема, выдвижение гипотез, формулирование цели и задач исследования.

Загадки осеннего леса

Выбор темы исследовательской работы. Обоснование выбранной темы. Отбор и анализ литературы по теме.

Загадки осеннего леса

Составление рабочего плана исследования.

Животные родного края

Животные родного края.

Сбор материала о животных родного края.

Оформление дневника наблюдений.

Работа индивидуальная и коллективная.

Презентация исследовательских работ.

Особенность зимы в нашем крае (по наблюдениям за погодой)

Логическое построение текстового материала в работе. Научный язык, стиль.

ПР: Наблюдения за погодой. Зима.

Ведение дневника наблюдений.

Природа и наше здоровье. Закаливание организма в разное время года

Наглядный материал. Построение таблиц, схем, отбор и размещение рисунков, фотографий.

ПР: Наблюдения за погодой. Зима.

Исследования по краеведению. Мой край: природа

Погода в нашем крае. Наблюдения за погодой. Ведение дневника наблюдений.

Погода в нашем крае. Наблюдения за погодой в разное время года. Ведение дневника наблюдений.

Особенность зимы в нашем крае (по наблюдениям за погодой)

Сокращения, обозначения. Приложения.

Объём исследовательской работы. Эстетическое оформление.

ПР: Наблюдения за погодой. Зима.

Ведение дневника наблюдений.

Защита исследовательских работ.

ПР: Наблюдения за погодой. Весна.

Весна в жизни растений. Растения-первоцветы

ПР: Наблюдения за цветением растений.

Весна в жизни растений. Деревья-первоцветы

ПР: Наблюдения за цветением деревьев.

Весна в жизни растений.

Весна в жизни растений.

ПР: Оформление исследовательских работ для участия в школьной конференции

Конкурс-игра «Тайны окружающего мира"

Подготовка и выступление с результатами исследований перед обучающимися школы (школьная конференция)

Портфолио юного исследователя

Формы и методы исследовательской деятельности: наблюдения, опыты

Формы и методы исследовательской деятельности: работа с источниками информации (справочники, словари, энциклопедии, Интернет и т. д.)

Прочитаешь – многое узнаешь.

Экскурсия в библиотеку: правила работы с источниками информации, особенности чтения научно-познавательной литературы

Поиск информации через Интернет: правила работы с компьютером.

Оформление исследовательских работ

Основы исследовательской деятельности. Проблема, выдвижение гипотез, формулирование цели и задач исследования.

Выбор темы исследовательской работы. Обоснование выбранной темы. Отбор и анализ литературы по теме. Составление рабочего плана исследования.

Исследования по краеведению. Мой край: история

Символика страны.

Символика Костромской области: герб, флаг, гимн.

Символика Мантуровского муниципального района.

Выбор темы исследовательской работы. Обоснование выбранной темы. Отбор и анализ литературы по теме. Составление рабочего плана исследования.

Исследования по краеведению. Мой край: история

Наши земляки – участники Великой Отечественной войны.

Сбор материала об участниках войны.

Оформление проектов. Оформление титульного листа.

Защита проектов. Презентация «Наши земляки – участники Великой Отечественной войны.

Логическое построение текстового материала в работе. Научный язык, стиль.

Изучение истории своей местности (деревни).

Сбор материала об истории возникновения своей деревни.

Объём исследовательской работы. Эстетическое оформление.

Оформление исследовательских работ.

ПР: Подготовка и выступление с результатами исследований перед обучающимися школы

Сбор материала о храме своей местности.

Оформление исследовательских работ.

Защита исследовательских работ.

Портфолио юного исследователя:

ПР: Заметка в газету о результатах проведённых исследований

Подведение итогов работы за год.

практическая работа (ПР)

Формы и методы исследовательской деятельности: беседы со взрослыми, наблюдения, опыты

- составление опросника для беседы, анкеты

- беседа с учителями (Летопись школы)

Экскурсия к ветерану педагогического труда Широковой В.Г.

Беседа с ветераном педагогического труда. Интервью.

Коллективное оформление работы.

Коллективная защита проекта.

Формы и методы исследовательской деятельности: работа с источниками информации (справочники, словари, энциклопедии, Интернет и т. д.)

ПР: Правила работы с источниками информации.

Экскурсия в библиотеку. Правила работы с источниками информации, особенности чтения научно-познавательной литературы

Правила поведения в библиотеке.

Научно-познавательная литература по культуре Костромского края.

ПР: Правила работы с источниками информации, особенности чтения научно-познавательной литературы

Поиск информации через Интернет. Правила работы с компьютером

ПР: Индивидуальная работа. Поиск информации через Интернет о культуре Мантуровского района.

Откроем тайну названия своей деревни

Оформление исследовательских работ

Основы исследовательской деятельности. Проблема, выдвижение гипотез, формулирование цели и задач исследования.

Содержимое разработки

в начальных классах

Учитель начальных классов

Гордевская Татьяна Николаевна

Начальная школа представляет собой фундамент, на котором ос­новываются всё школьное обучение и воспитание на последующих образовательных ступенях. Именно в начальной школе формируется учебная деятельность, главная задача которой – научить ребенка учиться. Именно здесь заклады­ваются основы нравственности, духовного развития личности, формиру­ется мир его чувств, эмоций, воображения, мировосприятия. Главной идеей начального обучения на современном этапе является всестороннее развитие ребенка с приоритетным вниманием к их умственному, эстетическому и нравствен­ному воспитанию.

Сегодня это очень четко прописано в стандартах второго поколения для начальной школы, куда входят три основные группы требований: к структуре стандартов, к результатам их освоения, к условиям их реализации. Следует подчеркнуть, что требования к результатам – это своеобразный социальный и государственный заказ системе образования.

Содержание исторического образования предлагает знания, навыки и умения, опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-чувственного отношения к историческим и социальным явлениям. В связи с этим особую роль в школьном историческом образова­нии играет начальный этап изучения дисциплины – пропедевтический, то есть предварительный курс истории. Однако младших школьников надо не только вооружить знаниями о прошлом своего Отечества, но и научить методам исторического позна­ния, умению работать с различного вида информацией.

Для успешного обучения детей новым знаниям и умениям надо сначала вызвать у них интерес к этому новому, желание и стремление овладеть им, т. е. прежде чем учить что и как , нужно вызвать у учащихся интерес и желание узнать почему и откуда , а также для чего мне это нужно .Поэтому очень важный компонент – мотивация.

Основная задача исторической пропедевтики на начальном этапе обучения истории – это погружение учащихся в мир но­вой для них науки, пробуждение интереса к истории Отечества, знаком­ство с духовным опытом человечества, мировой культуры, а также овла­дение простейшими приемами специфической познавательной деятель­ности. А также подготовка учащихся к восприятию и усвоению систематического курса истории. Необходимо обучить младших школьников ориентироваться в исторической информации, носителем которой являются предметы материальной культуры, исторические тексты, карты, хронологические таблицы, архитектурные памятники. С историко-культурных основ надо начинать долгий, длиною в жизнь, путь приобщения ребенка к общечеловеческой культуре.

Предметную основу курса на начальном этапе должны составить фрагменты истории, которые дети способны понять на основе личного жизненного опыта и знаний о прошлом свей семьи, родного края. При этом следует учитывать, что социальный опыт детей достаточно мал, а исторические события они склонны рассматривать по аналогии со своим жизненным опытом.

При формировании исторических знаний надо опираться на то, что ученикам близко и знакомо: история своей семьи, история родного края. За россыпью историко-социальных фактов, науч­ных гипотез, конкретных деталей быта мы должны увидеть народный характер, который вырастает в семье и творит историю народа и человечества. Опора на историю семьи помогает школьникам усвоить идею, что история страны пишется через историю семей ее граждан, осознать значимость прошлого и ценность исторических знаний.

Знакомство на первом этапе с материальной культурой дает возможность показать историческую динамику жизни человечества с разных сторон: лингвистической, естественнонаучной, художественно-эстетической. Постепенно формируется понятие исторический источник , а также демонстрируется многообразие форм познания окружающего мира.

Исторические знания многообразны по своему характеру, они тесно взаимосвязаны друг с другом и представляют организованную целостность. Основа исторических знаний – факты , фундамент фактов – время и пространство , отражение действительности в сознании человека, чувственное выражение представления, о предметах, людях, исторических событиях – исторические образы . Образы аккумулируют в себе не только исторические знания, но и связанные с ними эмоции. Благодаря этому они служат для учащихся младших классов опорой в формировании исторических понятий и представлений. Также важный структурный элемент знаний – научное объяснение исторических фактов.

Учитывая структуру исторических знаний, выделяются существенные элементы пропедевтического курса истории, которые будут расти вместе с учеником, развивать его историческое воображение и понимание истории. Таковым является прежде всего историческое время (счет лет и периодизация событий и процессов). Это одна из важнейших категорий, которую дети должны усвоить. Она помогает устанавливать временные отношения между изучаемыми факторами, способствует познанию последовательности исторических событий, их длительности и синхронности. Опыт показывает, что временные представления укрепляются и становятся более четкими, если связаны с социальным, жизненным опытом детей 9–10-летнего возраста на примере смены поколений в своей семье. Прослеживая жизнь нескольких поколений в своей семье, легко проследить изменения, которые произошли за 100 лет. При этом создается почва для того, чтобы показать своеобразие чувств, переживаний и представлений более отдаленной эпохи.

Дети начальной школы должны усвоить и вторую основную категорию, в которой протекает исторический процесс – это представления о пространстве . Важное значение имеет историческая карта. Ее изучение должно помочь в усвоении и осмыслении целого ряда исторических вопросов: расселение и передвижения народов, образование государств и расширение их границ, торговые связи, военные походы. Карта дает пространственное размещение исторических событий, локализирует их, конкретизирует в условной форме представление о месте, где произошло данное историческое событие. Наконец, кроме объекта познания, она может служить средством развития мыслительных способностей учащихся.

Восприятие и понимание карты для учащихся младших классов представляет ряд трудностей. Историческая карта имеет свою специфику по сравнению с географической. Особенностью исторической карты является то, что она дает изображение событий во времени, в динамике. Наряду со знаками и символами географической карты здесь есть еще свои условные обозначения. Надо учить детей не просто механически запоминать место в его условном изображении, а соотносить исторические факты с их географическим местоположением.

Третья важнейшая категория – это развитие . Эту категорию в начальной школе легко усвоить на примере развития предметов материальной, бытовой культуры. Быт – это обычное протекание жизни в ее реальных практических формах, это вещи, которые нас окружают, это наши привычки и каждодневное поведение.

В процессе изучения пропедевтического курса истории формируются такие умения, как: умение работать с хронологией, устанавливать последовательность и длительность исторических событий, соотносить год с веком, тысячелетием; читать историческую карту, использовать легенду к ней, показывать исторические объекты, сопровождать показ словесным описанием; уметь использовать в рассказе различные исторические знания, дополнительный текстовой материал, иллюстрации, рисунки, картины, предметы материальной культуры, архитектурные памятники; устанавливать связь между содержанием текста и иллюстрациями, сравнивать, выделять общее и различия, привлекать историко-краеведческий ма­териал.

Учебник ориентирован на развитие учащегося как личности, как индивидуальности, как активного субъекта, не заимствующего готовые выводы, а вырабатывающего свою позицию в системе взаимодействия с учителем и другими учащимися. Учебник позволяет ученику доминировать в учебном процессе и создавать ситуацию, когда ученика не учат, а он учится сам, принимая активное участие в выборе тем и вопросов, в постоянном диалоге и дискуссиях. Это позволяет учителю работать с каждым учеником. Кроме того, меняется функциональная деятельность учителя, которому уже не надо большую часть времени заниматься пересказом содержания. Учитель получает возможность отвечать на вопросы учащихся, организовывать дискуссии, конференции малых групп и другие формы занятий, обеспечивающие ученику возможность активной познавательной деятельности.

Таким образом, мы постепенно приучаем детей работать с разными источниками информации. Поэтому важно четко сформулировать вопросы к иллюстративному материалу.

В текстах учебника появляются исторические понятия и термины, без которых порой нельзя обойтись при описании эпохи или события. Безусловно, они не предназначены для заучивания наизусть. Младший школьник должен привыкать к их звучанию, постепенно овладевать ими для дальнейшего образования.

Иными словами данный курс закладывает основы тех умений, которые не только необходимы школьникам на следующих ступенях получения образования, но и будут развиваться вместе с ребенком.

Школьное историческое образование направлено на воспитание чувства патриотизма и гражданственности, формированию национального самосознания и уважения к истории своей страны и своего народа, а также к культурному наследию страны. Пропедевтические знания о человеке и обществе, истории России и мира в начальной школе направлены на формирование элементарных знаний о человеке и его правах, о демократии.

Преподавать историю в начальной школе задача не из легких, к тому же в нашей стране данная практика не получила широкого распространения как в других странах и не является нормой.

Для успешного обучения детей необходимо вызвать у них интерес к новому, желание и стремление овладеть этими знаниями, помочь осознать для чего им это нужно.

Основная задача начального этапа обучения истории - ввести учащихся в контекст исторической науки и помочь детям ориентироваться в информации вообще и в исторической информации в частности. На этом этапе важнее всего научить работать с текстами, в том числе с такими их разновидностями, как карты, таблицы (хронологические, генеалогические и т.п.).

Начальная школа представляет собой основу, на которой базируется все школьное обучение и воспитание. Главная задача начальной школы состоит в том, чтобы воспитать гармоничную и всестороннеразвитую личность и это воспитание должно соответствовать стандартам второго поколения.

Систематическое изучение истории начинается с 5 класса, но оно не будет таким успешным, если у ребенка не будут сформированы основные навыки и умения работы с картой или хронологией, творческой деятельности и воображения, которые в свою очередь невозможны без соответствующих знаний. На формирование таких знаний, умений и навыков и направлен предварительный или пропедевтический курс истории (включен в курс Окружающий мир).

Учителю начальных классов важно понимать, что у учеников начальной школы еще нет исторических знаний о прошлом, поэтому задачей изучения исторического материала в начальной школе является наделение ученика этими знаниями и обучение основным методам исторического познания, специфической познавательной деятельности, подготовка ребенка к систематическому изучению истории в средней школе.

Предметную основу курса должны составлять такие знания по истории, которые ребенок может связать со своим личным жизненным опытом, для лучшего понимания истории. При этом следует учитывать, что этот опыт еще совсем мал. При формировании исторических знаний следует опираться на то, что ученикам близко и знакомо: историю своей семьи, историю родного края.

Не маловажным критерием в отборе исторических знаний для начальной школы является и тот факт, что вместе с ребенком растут и его знания. В этом возрасте все события дети воспринимают через свое "Я" и в соответствии с этим выделяют три ступени изучения истории:

1. "Я и моя семья", "Я и вещи, которые меня окружают";

2. "Место, где я живу", "Город, страна, символы";

3. "История моей страны".

При учете всех этих критериев в процессе изучения истории формируется ряд умений: умение работать с хронологией, устанавливать продолжительность и длительность исторических событий, соотносить год с веком и тысячелетием; умение работать с исторической картой; умение использовать в рассказе свои исторические знания, а также устанавливать связь между текстом и иллюстрацией.

Иными словами данный курс закладывает основы тех умений, которые не только необходимы школьникам на следующих ступенях получения образования, но и будут развиваться вместе с ребенком.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мое село". Целью курса является привитие любви к Родине через знакомство с историей Хангаласского улуса РС (Я).

Министерство образования Республики Саха (Якутия)

Рабочая программа

внеурочной деятельности

по духовно-нравственному направлению

срок реализации программы - 1 год

Учитель: Антипина Лена Вячеславовна

Кысыл Юрюйя, 2015

Пояснительная записка

Воспитательный компонент ФГОС НОО ориентирован на формирование у школьников активной гражданской позиции, социальной ответственности, патриотизма, обеспечение наиболее полной реализации воспитательного потенциала образовательных учреждений.

Именно в младшем школьном возрасте в силу его психологических особенностей необходимо формировать представления о малой родине, Отечестве, показывать неразрывную связь с ближайшим социумом и национальным сообществом.

Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.

отношений в семье, знакомит с родным селом.

Программа обучения рассчитана на школьников 1 и 2 классов. В ее основе развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края, села, района

Цель курса: формирование у учащихся целостной картины окружающего мира и привитие любви к малой родине через знакомство младших школьников с духовным, культурно-историческим наследием и природно-географическим богатством Хангаласского улуса РС (Я).

Задачи курса:

1. Формирование знаний о природных и географических особенностях Хангаласского улуса на примере села Кысыл Юрюйя; об историческом прошлом и настоящем малой родины; о культурном наследии и духовных традициях; о значении села и Хангаласского улуса в истории развития России; о символах РС (Я); о красноручейцах, прославивших родной край; умений ориентироваться в своем родном селе (городе), знать его музеи, памятники природы, истории и культуры. Знать элементарные правила поведения по охране памятников и памятных мест природы, культуры и истории нашего края. Иметь представление об экологических проблемах края.

2. Развитие познавательной активности младших школьников, творческих способностей, любознательности. расширение кругозора учащихся; умения сравнивать, анализировать историко-природоведческие факты; умения проводить самостоятельные наблюдения в природе; умения видеть связь современности с прошлым родного края; умения оперировать с моделями и схемами; умения работать с историческими и географическими картами; развитие интереса и желания изучать курсы истории, географии, биологии. литературы Республики Саха (Якутии) во II ступени образования.
3. Воспитание любви к Родине, чувства гордости за героическое прошлое нашей области и за право называться смолянином; любви и уважения к землякам, прославившим село (город) в веках; желания быть похожим на них в своих поступках и делах; бережного отношения к памятникам прошлого; любви и бережливости к природе родного края; эстетических и нравственных качеств личности младшего школьника.

Ожидаемые результаты реализации программы

1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об истории и географии своего края через изучение достопримечательностей ближайшего окружения и школы, в которой они учатся; развитие краеведческих понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве.

2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к истории и географии своего края, к прошлому и настоящему своей школы, к школьному опыту своих родителей.

3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия в получении интервью, анкетировании, взаимодействия с одноклассниками и взрослыми, посещения культурно-образовательных учреждений, сбора и обработки историко-географической краеведческой информации.

Основные принципы, положенные в основу программы:

— принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;

— принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;

— научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;

— систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.

Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.

Методы работы:

— наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;

Принципиальное изменение форм организации занятия заключается в том, что занятие из класса, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается (парк, лес, водоем, пришкольный участок, улица, дом, учреждения и т. д.). Как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на воздухе, то есть необходимо расширение образовательного пространства. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведо — туристические технологии, проектные технологии.

Место кружка в учебном плане

Содержание программы (33 часа, 1 час в неделю)

1. Вводная беседа - 1 ч.

Что такое краеведение, задачи, цели, содержание работы.

Краеведение – всестороннее изучение родного края, знание о своих родных местах. Какие места люди на планете называют своей Родиной. Как будем изучать свою малую Родину.

2. Мой дом, моя семья – 10 ч.

Родительский дом – начало – начал. Мои родители, бабушка, дедушка, прадед, прабабушка, сестры, братья, дяди, тёти. Связь их с этапами развития посёлка

2. Сбор и обобщение материала об истории посёлка через историю семьи.

3. Герб семьи. Эмблема класса.

Моя школа, мой класс, мои учителя

Мой дом, моя улица.

Мои родители учились в этой школе…. Какой была школа много лет назад. Традиции школы. Учебники и тетради моих родителей, их школьные увлечения. Фотографии многое расскажут. Почему мои родители гордятся школой.

4. Начальные навыки туризма – 3 ч.

Что надо брать с собой в поход? Умей укладывать рюкзак правильно

Научись разжигать костёр, как приготовить пищу на костре.

Умей оказать первую медицинскую помощь

Умей ориентироваться по приметам, карте и компасу

Что должен помнить турист

Правила техники безопасности

1. Поход в березовую рощу.

5. Охрана природы – 3 ч.

Растительность нашего края

Лекарственные растения, произрастающие в нашей местности

Съедобные и ядовитые грибы и растения

Животный мир нашей местности

Охрана окружающей среды,“Красная книга”

Война – глазами очевидцев

Учителя - выпускники нашей школы.

Оформление записей, фотоматериалов

Практические занятия: оформление альбомов, стендов, краеведческих уголков.

Участие в различных туристических и краеведческих конкурсах и викторинах.

Читайте также: