Школьные учебники истории интегративный подход к истории россии и всеобщей истории

Обновлено: 05.07.2024

В новой концепции значительное внимание будет уделяться Азии, Африке и Латинской Америке.

После утверждения концепции Минпросвещения школьным учителям придется самостоятельно искать баланс: стандарт дает лишь минимальный перечень событий, а педагоги, опираясь на него, разрабатывают свою рабочую программу, отмечает Чубарьян.

О необходимости изменить подход к преподаванию истории в 2013 году на конференции ОНФ говорил президент Владимир Путин. По его словам, должен существовать единый подход к историческим эпохам.

После 1 февраля концепция будет направлена для обсуждения экспертам в РИО, РВИО, Российскую академию образования, МГУ, РГГУ, сказал Чубарьян. К 15 марта завершится сбор замечаний к документу, а в конце апреля доработанный текст должен быть отправлен в Минпросвещения.

Чем новые учебники истории отличаются от старых. По пунктам

21 апреля, во время обращения к Федеральному собранию, Владимир Путин раскритиковал школьный учебник истории и возмутился, что в нем не рассказано о Сталинградской битве. Мы попытались понять, о каком именно учебнике говорил Путин, и попросили учителя истории Леонида Кацву прокомментировать слова президента.

Как вы думаете, про какой именно учебник говорил Путин?

Могу точно сказать, что это был учебник по всеобщей истории. А в этих учебниках теме Сталинградской битвы действительно уделяется не так много внимания. Что совершенно закономерно, потому что параллельно есть учебники по истории России, в которых о ключевых событиях Великой Отечественной войны рассказывается гораздо более подробно. И дублировать их было бы странно.

Российская история и так изучается значительно подробнее всеобщей. Начиная с седьмого класса под нее отводится 70% времени — и зарубежные события проходят довольно поверхностно. Особенно сильно в этом смысле досталось новейшей истории 10–11-х классов. В это время школа уже торопится готовить детей к ЕГЭ, а экзамен на 95% состоит из вопросов об отечественных событиях, там нет всеобщей истории.

Насколько активно в последнее время обновлялся пул учебников истории, с которыми педагоги сейчас могут работать в школе?

До 2014 года, пока существовал свободный рынок учебников, ситуация в школах была гораздо лучше. Да, к учебникам, которые выпускали тогда, можно было предъявить множество претензий, но у учителей была свобода — они могли выбирать материал для формирования программы.


Леонид Кацва на своей странице в Facebook

В учебниках, выпущенных после 2014 года, о Великой Отечественной войне рассказано как раз очень подробно. Особенно по сравнению со всем остальным. Поэтому я не совсем понимаю возмущения президента. Проблема в другом: на Великую Отечественную войну в программе отводится всего 4 часа. А на всю историю — 68, включая весь XX век, довоенный период, революцию, Гражданскую войну, межвоенный период и так далее, вплоть до новейшей истории.

Я много раз это повторял и еще раз готов повторить, что при том разнообразии школ, которое существует в нашей стране, нам противопоказано учить детей по единому учебнику. Это первое. Второе: если до 2014-го учебники были просто сомнительные, то после принятия ИКС учебников, к которым нет претензий, не осталось вовсе.

Историко-культурный стандарт — это большая и сильно перегруженная программа

Но высокие инстанции решили, что все учебники должны соответствовать этому стандарту. Почему они так решили, я не знаю. Никаких противоречий этого стандарта прежним учебникам я не увидел, а я проанализировал почти все, что выходило. Здесь, конечно, имела место и идеологическая составляющая, кому-то показалось, что усиление единомыслия среди учеников — это хорошо.


От ИКС ждали курса по всеобщей истории, но он не так и не был закончен. Я видел его проект, и это был тихий ужас. Его создание поручили не методистам, а ученым и исследователям. Это профессионалы, но они не знают о количестве часов в школьной программе, допустимой нагрузке и других тонкостях. В итоге на одну африканистику там отводилось 20 страниц. Кроме гомерического хохота, это вызвать ничего не могло.

Должен сказать, что я не совсем уверен, что Российское историческое общество, возглавляемое господином Нарышкиным, который вообще не является историком, — это тот эксперт, который должен решать, каким учебникам быть, каким нет.

В своем посте в Facebook вы выразили беспокойство по поводу того, что после высказанных президентом претензий у нас может появиться единый учебник истории. В чем заключается потенциальная опасность его принятия?

Единый учебник по истории, о котором так часто говорят, — это плохой выбор. Такой учебник будет очень официозным и еще более поверхностным. По одному учебнику нельзя учить детей в разных школах с разным контингентом. Я опасаюсь, что после этого начнется очередное переписывание учебников, может, теперь уже по всеобщей истории, с тем чтобы у них было больше Отечественной войны, больше героев фронта, больше героизма и так далее.


В настоящее время содержание школьного исторического образования построено на научной основе историко-культурного стандарта. В самом деле, проблема упорядочивания, систематизации исторического образования давно стояла на повестке дня. На многие образовательные вопросы данный стандарт дал исчерпывающие ответы: принципиальные оценки ключевых событий прошлого, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе, перечень рекомендуемых для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий.

Важной мировоззренческой задачей курса является раскрытие как своеобразия и неповторимости российской истории, так и её связи с ведущими процессами мировой истории. Это должно достигаться с помощью синхронизации курсов истории России и всеобщей истории, сопоставления ключевых событий и процессов российской и мировой истории, введение в содержание образования элементов компаративных характеристик. Так должно быть в теории.

На сегодняшний день обучение учащихся по новым учебникам истории России составленных в соответствии с историко-культурным стандартом идёт третий год. Пришло время первоначального осознания как на практике реализуются поставленные задачи.

Выбор учебника по истории России должен осуществляться на основе федерального перечня учебников, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации. В настоящее время это могут быть учебники следующих линий:

‒ издательство Русское слово. Рабочая программа История России. 6–9 классы. (Алексашкина, Н. И. Ворожейкина, В. Н. Захаров, П. В. Лукин, К. А. Соловьёв, А. П. Шевырёв)

Выбор учебников по всеобщей истории немного больше, их содержание не претерпевало изменений в связи с введением нового учебно-методического комплекса по отечественной истории и не пересматривалось для осуществления синхронизации курсов истории России и всеобщей истории.

Из рабочей программа по всеобщей истории предметной линии учебников А. А. Вигасина — О. С. Сороко-Цюпы:

№п/п

Тема курса

Класс

Количество часов на изучение (прим.учебный план)

История Древнего мира

История Средних веков

История Нового времени. 1500–1800

История Нового времени 1800–1900

Из рабочей программы по истории России предметной линии учебников А. А. Данилова, О. Н. Журавлёвой, И. Е. Барыкина:

№п/п

Тема курса

Класс

Количество часов на изучение (прим.учебный план)

От древней Руси к Российскому государству (с древности до конца XV в)

Россия в XVI-XVII вв.

Россия в конце XVII-XVIII в.

Российская империя в XIX — начале XX в.

Рассмотрим имеющийся новый учебно-методический комплект по истории России с точки зрения некоторого опыта работы по нему.

‒ Учебник История России в 2х частях Арсентьев Н. М., Данилов А. А., Левандовский А. А. и др. / Под ред. А. В. Торкунова

‒ Артасов И. А. История России. Контрольные работы.

‒ История России. Поурочные рекомендации. Коллектив авторов-лауреатов

‒ Рабочие тетради И. А. Артасов, А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, Л. А. Соколова

Кроме этого, по некоторым классам разработаны книги для чтения (не удалось купить, заказывали от школы), атласы и контурные карты. Очевидно, комплект будет постепенно пополняться. Хотя уже сейчас это довольно разработанный комплекс, изданный в удобном формате, хорошо иллюстрированный, удобный в работе.

Хорошо продумана структура учебника. В конце большинства параграфов представлены отрывки из подлинных исторических источников, задания для работы с картами, по отдельным вопросам приводятся разные точки зрения историков, имеются вопросы на повторение и закрепление пройденного.

Положительно и своевременно то что в учебнике есть материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся. Дети учатся работать самостоятельно с книгой, тетрадью, учатся учиться.

Особый разговор (хоть и короткий) о стиле, языке на котором изложен учебный материал. Оставляет желать лучшего. Нередко подача материала затрудняет понимание темы.

Интернет — это реалии нашего времени. Несомненно, он может и должен использоваться при изучении вопросов истории. Однако как должны быть сформулированы задания, что должны найти дети, как они должны поработать с этим материалом — это вопросы, в которых предстоит научиться ориентироваться не только коллективу авторов учебника и тетрадей, но и всему педагогическому сообществу.

О синхронизации курсов истории России и всеобщей истории. Необходимо иметь в виду что в соответствии с примерным учебным планом основного общего образования (Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобрена решением от 8 апреля 2015. Протокол от № 1/15) на изучение Истории России и Всеобщей истории выделяется в общей сложности по два часа в неделю в каждом классе основной школы при пятидневной учебной неделе. В сетке примерного учебного плана основного общего образования учебные предметы История России. Всеобщая история — не разделены и указаны как один предмет. Продолжительность учебного года основного общего образования составляет 34–35 недель. В нашей школе — 34 недели. В каждом классе основной школы — 68 часов в год. Сложив количество часов в год одного и другого курса, мы получим общее количество часов, соответствующее примерному учебному плану.

Что же получается на практике?

В пятом классе курс истории России не изучается.

Необходимо сказать, что такое изучение истории не позволяет формировать целостное восприятие эпохи, затрудняет устанавливать связи Истории России с ведущими процессами мировой истории. Курсы Истории России, разработанные по историко-культурному стандарту, и по всеобщей истории начинают терять синхронизацию на второй год обучения — в 7 классе. В восьмом и девятом классах они утрачивают её полностью.

Существующий порядок, помимо отсутствия понимания всеобщности исторических процессов, закономерностей, несёт несомненный вред на подсознательном уровне: история России воспринимается учащимися более отсталой, неразвитой по сравнению с европейскими государствами, в следствии утраченной синхронизации курсов.

Это не проблема конкретной линии учебников. Если мы ознакомимся с программами и учебно-методическими комплексами других издательств, увидим примерно такую же картину.

Вопрос синхронизации курсов истории России и всеобщей истории решён в примерной основной образовательной программе основного общего образования (2015г):

Синхронизация курсов всеобщей истории иистории России

Всеобщая история

История России

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА

Античный мир. Древняя Греция. Древний Рим.

Народы и государства на территории нашей страны в древности

ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ. VI-XVвв.

Страны Востока в Средние века

Государства доколумбовой Америки.

ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ КРОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ. VIII –XVвв.

Восточная Европа в середине I тыс. н. э.

Образование государства Русь

Русь в конце X — начале XII в.

Русь в середине XII — начале XIII в.

Русские земли в середине XIII — XIV в.

Народы и государства степной зоны Восточной Европы и Сибири в XIII-XV вв.

Формирование единого Русского государства в XV веке

ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. XVI-XVIIвв. От абсолютизма кпарламентаризму. Первые буржуазные революции

Европа в конце ХV— начале XVII в.

Европа в конце ХV— начале XVII в.

Страны Европы и Северной Америки в середине XVII—ХVIII в.

Страны Востока в XVI—XVIII вв.

РОССИЯ ВXVI— XVII ВЕКАХ: ОТ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА КЦАРСТВУ

Россия в XVI веке

Россия в XVII веке

ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. XVIIIв.

Эпоха промышленного переворота

Великая французская революция

РОССИЯ ВКОНЦЕ XVII— XVIII ВЕКАХ: ОТ ЦАРСТВА КИМПЕРИИ

Россия в эпоху преобразований Петра I

Россия в 1760-х — 1790- гг. Правление Екатерины II и Павла I

Культурное пространство Российской империи в XVIII в.

Народы России в XVIII в.

Россия при Павле I

ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. XIXв.

Мир кначалу XXв. Новейшая история. Становление и расцвет индустриального общества. До начала Первой мировой войны

Страны Европы и Северной Америки в первой половине ХIХ в.

Страны Европы и Северной Америки во второй половине ХIХ в.

Экономическое и социально-политическое развитие стран Европы и США в конце ХIХ в.

Страны Азии в ХIХ в.

Война за независимость в Латинской Америке

Народы Африки в Новое время

Развитие культуры в XIX в.

Международные отношения в XIX в.

Мир в 1900–1914 гг.

IV. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ ВXIX— НАЧАЛЕ XXвв.

Россия на пути к реформам (1801–1861)

Александровская эпоха: государственный либерализм

Отечественная война 1812 г.

Николаевское самодержавие: государственный консерватизм

Крепостнический социум. Деревня и город

Культурное пространство империи в первой половине XIX в.

Пространство империи: этнокультурный облик страны

Формирование гражданского правосознания. Основные течения общественной мысли

Россия в эпоху реформ

Преобразования Александра II: социальная и правовая модернизация

Пореформенный социум. Сельское хозяйство и промышленность

Культурное пространство империи во второй половине XIX в.

Этнокультурный облик империи

Формирование гражданского общества и основные направления общественных движений

Кризис империи в начале ХХ века

Первая российская революция 1905–1907 гг. Начало парламентаризма

Общество и власть после революции

Однако и на сегодняшний день мы занимаемся по учебникам всеобщей истории, вошедшим в федеральный перечень учебников, прошедших соответствующую экспертизу, по программам не соответствующим историко-культурному стандарту и не соответствующим требованиям установленным примерной основной образовательной программой основного общего образования.

Основные термины (генерируются автоматически): всеобщая история, россия, история России, класс, основное общее образование, Данилов, историко-культурный стандарт, ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ, культурное пространство, РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ.

Похожие статьи

Развитие школьного исторического образования в странах.

В данной статье автор проводит сравнительный анализ развития школьного исторического образования в России, Англии, Франции и Германии в XVIII-XIX века. Особое внимание уделено вопросу влияния государственной политики на содержание и структуру преподавания истории.

Российские учебники по математике XVII–XIX веков

Ключевые слова: история образования, математическое образование, российское образование, учебники по математике. Для успешного развития государства всегда требуются высокообразованные люди. В период XVII–XIX веков в России помимо массового привлечения.

Современный учебник истории как средство организации.

2. Колпаков С. В., Селунская Н. А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. Учебник.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897).

История развития образования | Статья в журнале.

История Российского образования начинается с древнерусской педагогики, со времен

Именно в Советском Союзе появилось впервые всеобщее бесплатное образование.

Леонтьев А. А. История образования в России от древней Руси до конца XX века.

Понимание исторического источника учащимися как.

Историко-культурный стандарт по отечественной истории содержит довольно большой перечень исторических источников, обязательных к освоению школьниками. В проект историко-культурного стандарта по всеобщей истории также включены многочисленные.

Формирование особенностей среднеазиатских геополитических.

2. Миронов Б. Н. Социальная история России периода империи (XVIII — начало XX в.): В 2 т. — 2-е изд., испр.

О компаративном исследовании основных историко-этнографических особенностей города Гянджи.

Сарайская епархия XIII–XV веков как историко-культурный.

Ключевые слова: Епархия, Сарайская епархия, культура, история, религия, народы Подонья, историко-культурный феномен. Для лучшего понимания российской истории важно разностороннее изучение истории и культуры различных частей.


Большинство авторов разделяют современный подход к учебнику. Одна из его главных задач – научить пониманию исторического процесса и причинно-следственных связей. Он также, по мнению историков, должен воспитывать самостоятельное мышление и стимулировать дискуссию; освещать самые сложные и неоднозначные эпизоды в истории страны; демонстрировать академическую нейтральность, не отягощённую идеологическими предпочтениями авторов. Все эти установки авторы декларируют во вступительных статьях к учебникам. Реализуют их все по-разному, однако есть несколько учебников, отклоняющихся от этой траектории. Эти исключения стали в свое время причинами для оживленных общественных дискуссий – тем более заметных, что политические (а следовательно, и исторические) события редко становятся темой для общественных дискуссий в России. Речь идет об учебниках А.В. Филиппова, И.И. Долуцкого и Дж. Хоскинга.

Шестаков (под редакцией А.Н. Сахарова). История России XX – начала XXI века. 11 класс

А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов и С.В. Мироненко. История России. XX – начало XXI века. 11 класс

А.О. Чубарьян, А.А. Данилов, Е.И. Пивовар. Отечественная история XX – начала XXI века. 11 класс

год издания

концепция

Автор рассматривает поворотные моменты российской истории как упущенные шансы на создание рыночной экономики, демократического государства и гражданского общества. По мнению автора, и реформы 1860-х гг., и Временное правительство, и Учредительное собрание – ставили именно такие задачи.

Предпринята попытка собрать воедино разные исторические концепции. Однако на деле основные исторические события подаются в основном через призму решений государственных деятелей. В результате история предстает как цепочка решений разных людей (Ленина, Сталина, Хрущева, Брежнева, Горбачева, Ельцина и Путина).

Тем не менее, в некоторых параграфах авторам удается предложить школьникам самостоятельно анализировать события отечественной истории.

Вступительная часть отсутствует

задачи, сформулированные автором

структура учебника

Структура понятная и удобная. Много разных блоков.

– вопросы и задания (в том числе, заполнение сравнительных таблиц);

– работа с документом (в том числе – с текстом самого учебника);

Не очень удобная структура, не всегда понятно, чем отличаются разные блоки (например, не различаются вопросы для самостоятельной работы и для работы с текстом учебника).

В каждой главе термины и ключевые понятия выделяются шрифтом, облегчая восприятие и поиск информации

Небольшое количество блоков:

– вопросы и задания;

– фрагменты архивных документов;

– биографические справки политических деятелей

— документы и цитаты

отсылки к внешним документам и книгам (без цитат)

Есть большие цитаты из документов, мемуаров и работ историков, представляющих разные точки зрения

В каждом параграфе есть большие, выделенные графически цитаты из документов

— цифры (статистика)

Почти в каждой главе представлены статистические данные о той или иной исторической эпохе

Статистика дается только в отдельных параграфах, анализирующих экономическую ситуацию или политические события (например, выборы)

Только в параграфах об экономике

— иллюстрации и карты

Вклейка с картинами советских художников и картами

Черно-белые иллюстрации (фотографии исторических деятелей, плакаты, картины, обложки книг) есть почти в каждой главе; цветные иллюстрации (картины русских и советских художников, фотографии памятников архитектуры) и карты – в отдельной вклейке.

В кажом параграфе – фотографии исторических деятелей, а также событий, цветные карты. В некоторых параграфах – большие коллажи из иллюстраций по соответствующей теме. Они включают архивные фотографии, изображения предметов, обложки книг. Среди иллюстраций заметное место занимает военная форма разных периодов истории.

Какие сферы жизни освещаются наиболее подробно (экономика, политика, культура, повседневность)

Стиль повествования

Сухой, академичный. Длинные предложения со множеством скобок, деепричастных оборотов и других дополнений воспринимать сложно. Учебник не может служить для самостоятельного чтения, а только в качестве текста с данными и заданиями.

Литературное повествование, читается легко.

Ключевые моменты истории:

— причины революции

Идейная и организационная разобщенность властей и всех политических сил, кроме большевиков.

Одно из последствий репрессий – большие потери во время Великой Отечественной войны

Социальная база большевиков – массы маргиналоов и люмпенов, городские низы. В сочетании с Первой мировой, которая военизировала общество, это было главной причиной прихода большевиков к власти.

— Индустриализация

Индустриализация и строительство системы внеэкономического принуждения было частью советской идеологии с самого начала, поэтому свертывание нэпа было логичным шагом.

— сталинизм и большой террор

Cталинскому режиму в учебнице посвящено всего 3 страницы (для сравнения: Великой Отечественной войне – 30 страниц).

— причины и последствия войны

Целый параграф посвящен проблеме коллаборционизма местных жителей на оккупированных территориях;

В параграфе, посвященном взятию Берлина, освещается проблема конкуренции за победу среди войск союзников.

СССР внес решающий вклад в избавление мира от угрозы фашистского порабощения.

Отдельный параграф – про героизм советских людей (Гастелло, Талалихин, Матросов и другие) и про биографии советских полководцев (Жуков, Рокоссовский, Конев)

Целый параграф посвящен проблеме коллаборционизма местных жителей на оккупированных территориях; еще один – политике депортаций во время войны;

— холодная война

  • судьбы стран Восточной Европы
  • германская проблема
  • атомная монополия США

— 1980-е и распад СССР

В главе, посвященной Перестройке и началу 1990-х годов, авторы вместо научного анализа исторического процесса допускают реставрацию мифа о деморализации и разрушении советской культуры через импорт культурной продукции с Запада:

— современная Россия

Общая характеристика

Плюсы: большое количество вопросов для самостоятельной работы (включая сравнительные таблицы для самостоятельного заполнения); стимуляция дискуссии с автором самого учебника;

Минусы: устаревшая концепция Второй мировой войны и других моментов отечественной истории (мифологизация); недостаточное освещение периода сталинских репрессий; неадекватная задачам учебика истории стилистика, частично состоящая из штампов советской журналистики.

Минусы: недостаток задания для самостоятельной работы и дискуссий. Основная часть вопросов относится к тексту учебника или к архивным материалам.

Читайте также: