Школьное родительское собрание школьная родительская конференция это
Обновлено: 05.07.2024
Действительно ли так должны проходить встречи родителей и классного руководителя? Какими они должны быть в действительности?
Что это такое?
Это официальное мероприятие, которое организуется школой для демонстрации и обсуждения успехов учащихся и улучшения условий, в которых они обучаются (совместными усилиями).
Что обязательно для всех родительских собраний:
1) Проводятся раз в четверть (но могут и чаще, если необходимо, например, проблемы в классе);
2) Обязательны для посещения мамами и папами (если вы не можете прийти, нужно предупредить классного руководителя звонком, смс или через ребёнка);
3) Родители должны знать, когда будет собрание не позже, чем за три дня до события (как правило, через вклейки в дневниках или в группах социальных сетей).
Что должно быть на родительских собраниях:
Что может быть на родительском собрании?
1) встреча со специалистами (психологом, врачом, юристом, уполномоченным по правам несовершеннолетних и др.). Какая проблема волнует родителей – такого специалиста и можно пригласить (приглашает либо классный руководитель, либо родители, может и администрация);
2) просмотр документальных и обучающих фильмов о воспитании, физиологическом развитии детей в подростковом возрасте и т.д.
Чего не должно быть на родительском собрании:
Что делать, если пропустил родительское собрание
Конечно, никто вас не будет ругать и писать заявление на имя завуча по этому поводу тоже не нужно. Родительские собрания организуются для вас, родители, чтобы ознакомить с нововведениями школы, проблемами класса, обсудить успеваемость и куда пойти на каникулах. Часто только на собраниях получается раздать родителям какие-либо анкеты, заявления и прочее и тут же их получить заполненными. Ведь дети могут их потерять, порвать или просто не донести до родителей.
Остались вопросы? Напишите в комментарии, мы обязательно постараемся вам помочь.
Можно выделить следующие формы родительских собраний:
Беседа – это традиционная форма проведения родительских собраний. Беседа имеет огромное значение в воспитательном плане. Беседу лучше всего использовать в профилактических целях, предупреждая возможные конфликтные ситуации. Хороша беседа для налаживания взаимоотношений между родителями и детьми и между родителями и педагогами. Собрание – беседа помогает создать доверительную атмосферу, выявить проблемные точки взаимоотношений. Структура такого собрания, как правило, состоит из краткого выступления учителя, диалога учителя и родителей и подведение итогов.
Такую форму проведения родительского собрания можно использовать, если возникает необходимость обсудить какой-либо спорный вопрос, какую-либо спорную проблему воспитания и образования детей. В этом случае сокращается выступление учителя на собрании, а большая часть времени отводится на обсуждение и анализ разных точек зрения.
Собрание – дискуссия позволяет родителям участвовать в обсуждении важнейших проблем воспитания и образования детей, способствуя формированию умения анализировать проблему с разных точек зрения. Дискуссия начинается после вступительного слова учителя или другого специалиста, в котором обозначается обсуждаемая тема. Как правило, после окончания дискуссии заслушивают мнение экспертов для того, чтобы проанализировать высказанные в процессе дискуссии разные точки зрения, и только затем подводит итоги собрания.
Собрание - конференция – это расширенное родительское собрание. Конференция проводится с участием представителей различных организаций (детская поликлиника, комиссия по делам несовершеннолетних, консультативные психологические центры, госавтоинспекция и т.п.), интересующих родителей, администрации школы, психологов, социальных педагогов. Родители имеют возможность услышать компетентные ответы из уст профессионалов.
Особенностью собрания-конференции является то, что она принимает определённые решения и может определять комплекс мероприятий по выполнению решений.
На родительских собраниях-конференциях чаще всего обсуждаются проблемы общества, активными членами которого станут учащиеся. Это могут быть проблемы пьянства и наркотиков, сексуального воспитания в семье, проблемы религии в обществе и её роли в воспитании подрастающего поколения и другие.
Родительские конференции должны готовиться основательно, с обязательным привлечением участников конференции. Предварительно можно провести социологические или психологические исследования по проблеме конференции и их анализ, а затем использовать результаты исследований при проведении конференции. Родители, как активные участники конференций, могут тоже подготовить анализ проблемы с позиций собственного опыта.
Тренинг – это система тренировок. Родительские тренинги с большой натяжкой можно отнести к собраниям. Это активная форма работы с небольшой группой родителей, состоящей из 10-12 человек, которые хотят изменить или улучшить взаимодействие с ребёнком, сделать его более доверительным. Для того чтобы эффективность тренинга была высокой, в нём должны активно участвовать оба родителя. Кроме того, тренинги должны быть регулярными и включать в себя 5-8 занятий. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом .
- Собрание организационно - деятельностная игра.
Презентация, или публичное представление чего-либо нового, недавно созданного с необычным опытом семейного воспитания, с нетрадиционными методами обучения, с новыми методами оздоровления, вновь созданными печатными изданиями, учебными пособиями и другим. Презентации желательно проводить с привлечением психологов, юристов, врачей и других специалистов.
Вполне понятная форма проведения родительского собрания. Родители готовят вопросы в рамках заявленной темы, а участникам собрания остаётся выбрать наиболее характерные и интересные вопросы, подобрать на них исчерпывающие ответы или пригласить тех специалистов, которые могут компетентно на них ответить.
Ринг – площадка для бокса, поэтому и родительское собрание в форме ринга – своего рода состязание. Здесь могут состязаться, к примеру, две семьи, отвечая на вопросы по педагогическим проблемам. У соревнующихся родителей, могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть родительской аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает аплодисментами. Судьями в родительских рингах могут выступать учащиеся класса, родители, педагоги.
Марафон подразумевает какую-либо продолжительную деятельность. Учитывая это, родительское собрание в форме интеллектуального марафона можно планировать в том случае, если проблема, обсуждаемая на родительское собрание, требует достаточно длительного обсуждения, и если у учителя есть достаточный запас информации для этого обсуждения. Интеллектуальный марафон требует серьёзной подготовки.
Ток-шоу толкуется как интервью с известным лицом или группой лиц. Исходя из этого, на родительское собрание, проводимое в форме ток-шоу, приглашаются интересные для родителей люди, которые могут помочь в решении педагогических проблем. При этом следует учитывать, что шоу – это всегда яркое представление, рассчитанное на внешние эффекты.
Родительское собрание, проводимое в форме кафе, очень близко по форме к гостиной. Только в оформлении такого собрания, помимо звучащей музыки, будут дымящийся чай в чашках, конфеты, фрукты в вазах, может быть, блюда, предложенные родителями на дегустацию.
Родительское собрание в письменной форме проводится всё чаще и чаще. Это очень удобная форма проведения собрания. Учитель направляет родителям документы, рекомендации, правила, другую информацию, а родители оценивают её и вносят свои предложения.
Форма родительского собрания, когда учитель посещает семьи на дому и обсуждает накопившиеся вопросы о данном ученике. Это может общая тема, но касается она только одной семьи.
В ГОУ "Лицей № 395" г. Санкт-Петербурга активно ведется работа по организации мероприятий, направленных на укрепление связи между семьей и школой.
Известно, что “проблемные”, “трудные”, “непослушные” и “невозможные дети”, так же как дети “с комплексами”, “забитые” или “несчастные” всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье. Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показала, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения в семье.
Кроме того, существует очень важная закономерность, обнаруженная практическими психологами. Оказывается, что большинство родителей, которые обращаются за психологической помощью по поводу трудных детей, сами в детстве страдали от конфликтов с собственными родителями. Стиль родительского взаимодействия непроизвольно “записывается” в психике ребенка. Став взрослым, человек воспроизводит его как естественный. Таким образом, из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения большинство родителей воспитывает детей так, как воспитывали их.
“Со мной никто не возился, и ничего, вырос”, говорит папа, не замечая, что вырос-то он как раз человеком, который не считает нужным и не умеет заниматься с сыном, наладить с ним теплые, дружеские отношения.
- Укрепление связи между семьей и школой (привлечение родителей в школу для соотнесения приоритетов воспитания детей, поиска совместных решений в преодолении возможных трудностей).
- Создание ситуации успешности для ребенка в школе при непосредственном внимании родителя.
- Профилактика правонарушений среди детей и подростков.
“Не осуждай, а огорчайся!
Не огорчайся, а объясняй!
Не объясняй, а покажи!
Не покажи, а сделай вместе!”
- Просветительская работа среди родителей по воспитанию школьников;
- Осознание необходимости постоянной работы родителей над собой в процессе воспитания и развития личности ребенка;
- Укрепление связей “родительребенокшкола”.
Опыт проведения такой формы работы с родителями начался в нашем лицее в 1999 году в сотрудничестве с кандидатом психологических наук, докторантом РГПУ им. Герцена Л.Н.Бережновой и гимназией № 89. Тогда она была посвящена теме “Семья как фактор образовательной среды”.
Подготовка к конференции предусматривала собрание родительских активов двух параллелей и обсуждение в микрогруппах предложенных ситуаций с выделением конкретных вопросов, на которые родителям предлагалось ответить (бланки представлены в ). Затем аналогичную работу проводили на поклассных собраниях, но в роли ведущих обсуждения выступали уже члены родительского актива.
Таким образом, каждый класс на параллели всё обсудив, принял определенное решение, с которым и вышел на конференцию. Ситуации, предложенные родителям, выступали как иллюстрация связи “родительребенокучитель”. Родители разрешали ее со своей позиции (в чем ошибка родителя и как нужно поступить ему в ней). После родительской конференции был проведен педагогический совет, где учителя в микрогруппах решали эти же ситуации с позиции учителя (в чем его возможная ошибка и как лучше поступить). Данная форма работы очень понравилась и родителям, и педагогам, было высказано много положительных откликов.
Продолжая интересный опыт, 13 апреля 2002 года была проведена следующая конференция “Поощрение и наказание как методы воспитательного воздействия” (на параллели 56-х классов).
Задачи:
- Ознакомление с правами и обязанностями родителей по воспитанию и образованию детей (на основе Конвенции о правах ребенка, Конституции РФ, Закона "Об образовании").
- Ознакомление с возрастными особенностями подростков и их восприятием поощрений и наказаний.
- Овладение новыми приемами развития самоуправления у детей и младших подростков.
- Предупредить возможные ошибки родителей в процессе воспитания в преддверии наступления подросткового возраста.
К конференции был подготовлен выпуск школьной газеты “Вместе”, в котором представлено много полезной и интересной информации по теме. В ходе подготовки к конференции была проведена работа с родительскими активами классов, где родителям были предложены различные жизненные ситуации, с которыми им, возможно, придется или уже приходилось сталкиваться в воспитании детей, чтобы принять наиболее приемлемое решение, иметь возможность выслушать как можно больше точек зрения, посоветоваться друг с другом, обсудить. Были представлены ситуации для родителей 5-х классов, для родителей 6-х классов, один общий проблемный вопрос.
В ходе подготовки к конференции велась работа и с учащимися 56-х классов. На уроках социальной практики в течение нескольких недель обсуждалась тема “Моя семья”, где изучались такие вопросы, как история семьи, создание генеалогического дерева и герба своей семьи, вклад каждого члена семьи в ее духовное и материальное благополучие. Для учащихся 6-х классов предлагалось закончить следующее предложение, высказывая свое мнение (подпись была необязательна):
Какими бы ты хотел видеть своих родителей?
На конференции выступали родители члены активов, выражая общее мнение родителей по обсуждаемым ситуациям. Для выступления с докладом “Поощрения и наказания” была приглашена преподаватель кафедры психологии Университета педагогического мастерства Клещунова Тамара Григорьевна, которая выступала перед родителями. Выступала и школьный психолог А.Г.Яснова , рассказав о возрастных особенностях подростков и их возможных реакциях в поведении. Слово было представлено и социальному педагогу Л.И.Дмитренко, которая пропагандировала учебные оздоравливающие игры, помогающие ребенку, у которого есть проблемы в обучении, общении с окружающим миром. Выступление называлось “Как помочь ребенку”, основывалось оно на материалах спецкурса кафедры соц. педагогики УПМ под руководством А.С.Валявского. В заключение учащиеся 56-х классов выступили перед родителями с номерами художественной самодеятельности.
При подведении итогов конференции родители высказывали свое мнение и отметили, что подобная работа с ними важна и необходима, т.к. многие “варятся в своем соку” и не имеют возможности столь подробно обсуждать возникающие проблемы. Так же родителями была предложена тема следующей конференции: “Воспитание волевых качеств у детей и подростков”, которую мы планировали провести в 2003 году.
- Овладение родителями некоторыми практическими приемами общения с ребенком.
- Ознакомление с основными этапами формирования волевых качеств у школьников.
- Предупредить возможные ошибки родителей в процессе воспитания в преддверии наступления подросткового возраста.
Чтобы воспитать волевые качества и сформировать самостоятельность у ребенка, необходимо создать определенные условия в непосредственном общении с ним.
При подготовке к конференции психолог и социальный педагог провели активные родительские собрания на параллели 3-х классов. На этот раз в обсуждении приняли участие не только родительские комитеты, как было в предыдущие годы, а все родители.
Выступление на собрании было составлено по книге Ю.Б.Гиппенрейтер "Общаться с ребенком. Как?". М.: “ЧеРо” при участии Творческого центра “Сфера”.
Для лучшего восприятия информации в каждой микрогруппе родителей на столе был представлен Краткий конспект выступления. После каждого условия, которые мы выделили в нашем выступлении, родителям предлагалось выполнить небольшое практическое задание. Так, после обсуждения значения проявлений безусловного принятия ребенка каждому родителю было предложено вспомнить вчерашний или любой другой день и подсчитать, сколько за целый день они обратились к своему ребенку с эмоционально положительными высказываниями и сколько – с отрицательными. После выполнения сообщалось, что если количество отрицательных обращений равно или перевешивает число положительных, то с проявлением безусловного принятия в общении у них не все так благополучно.
После обсуждения вопроса о формировании навыков самостоятельности у детей каждому родителю предлагалось сделать следующее: “Возьмите лист бумаги, разделите его вертикальной линией пополам. Над левой частью напишите: “Сам”, над правой — “Вместе”. Перечислите в них те дела, которые ваш ребенок решает и делает сам, и те, в которых вы обычно участвуете. Затем посмотрите, что из колонки “Вместе” можно сейчас или в ближайшем будущем передвинуть в колонку “Сам”. Помните: каждое такое перемещение — важный шаг к взрослению вашего ребенка. Обязательно отметьте этот его успех.
Овладение навыками активного слушания происходило в форме группового обсуждения. После знакомства с примером каждая группа заполняла свои бланки с приведенными ситуациями, формулируя ответ родителей по правилам активного слушания. У нас в каждом классе было по 3 группы, в представлен 1 из 3 бланков (они составлены на основе книги).
После завершения работы родители высказали свои впечатления, и, в большинстве своем такие техники в общении их заинтересовали. Было принято общее решение попробовать их применять.
Спустя месяц проводилась анкета среди родителей с целью выявить мнение родителей об успехах в применении предложенных форм общения. Результаты были проанализированы психологом, их обсуждение состоялось на следующем этапе работы по подготовке к конференции встрече с родительскими активами классов. После обмена мнениями о личных впечатлениях каждого и знакомства с результатами анкетирования были намечены выступления от каждого родительского актива.
- Что такое сила воли?
- Кто для тебя является образцом волевого человека (пример из жизни или литературы)?
- Как ты считаешь, тебя уже можно назвать человеком, у которого есть сила воли?
- Кто тебе может помочь в развитии воли?
Ответы ребят были самые разные, но все интересные, а порой и забавные. Часть из них мы опубликовали в выпуске школьной газеты “Вместе”, который был посвящен родительской конференции, а другая часть составила оформление большого плаката, который был представлен всем участникам конференции 5 апреля. Для участия в конференции были приглашены также и желающие родители 57 классов, данная форма работы им была знакома по прошлому году.
- Краткое повторение основных условий для успешного общения, которые обсуждались на собрании 3-х классов (психолог А.Г.Яснова).
- Выступление родителей по результатам применения новых методов общения с детьми.
- Выступление социального педагога лицея Л.И.Дмитренко “Что нам мешает слушать ребенка”, об основных ошибках родителей в активном слушании ребенка.
- Выступление педагога-психолога лицея А.Г.Ясновой "Как воспитывать волю у подростков" об основных правилах формирования волевых привычек и целеустремленности.
- Выступление преподавателя кафедры психологии УПМ Клещуновой Тамары Григорьевны “Основные трудности в воспитании воли и как их избежать” (основные этапы воспитания воли у детей и подростков).
При подведении итогов конференции родители высказали свои мнения и подтвердили еще раз значимость подобной работы для них, а также предложили выпуск периодических печатных изданий – брошюр для большей эффективности и возможности ежедневного самосовершенствования как родителя.
В ГОУ "Лицей № 395" г. Санкт-Петербурга активно ведется работа по организации мероприятий, направленных на укрепление связи между семьей и школой.
Известно, что “проблемные”, “трудные”, “непослушные” и “невозможные дети”, так же как дети “с комплексами”, “забитые” или “несчастные” всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье. Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показала, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения в семье.
Кроме того, существует очень важная закономерность, обнаруженная практическими психологами. Оказывается, что большинство родителей, которые обращаются за психологической помощью по поводу трудных детей, сами в детстве страдали от конфликтов с собственными родителями. Стиль родительского взаимодействия непроизвольно “записывается” в психике ребенка. Став взрослым, человек воспроизводит его как естественный. Таким образом, из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения большинство родителей воспитывает детей так, как воспитывали их.
“Со мной никто не возился, и ничего, вырос”, говорит папа, не замечая, что вырос-то он как раз человеком, который не считает нужным и не умеет заниматься с сыном, наладить с ним теплые, дружеские отношения.
Исходя из этого нами были поставлены следующие цели работы с родителями:
- Укрепление связи между семьей и школой (привлечение родителей в школу для соотнесения приоритетов воспитания детей, поиска совместных решений в преодолении возможных трудностей).
- Создание ситуации успешности для ребенка в школе при непосредственном внимании родителя.
- Профилактика правонарушений среди детей и подростков.
В рамках этого направления мы проводим:
“Не осуждай, а огорчайся!
Не огорчайся, а объясняй!
Не объясняй, а покажи!
Не покажи, а сделай вместе!”
- Просветительская работа среди родителей по воспитанию школьников;
- Осознание необходимости постоянной работы родителей над собой в процессе воспитания и развития личности ребенка;
- Укрепление связей “родительребенокшкола”.
Опыт проведения такой формы работы с родителями начался в нашем лицее в 1999 году в сотрудничестве с кандидатом психологических наук, докторантом РГПУ им. Герцена Л.Н.Бережновой и гимназией № 89. Тогда она была посвящена теме “Семья как фактор образовательной среды”.
Подготовка к конференции предусматривала собрание родительских активов двух параллелей и обсуждение в микрогруппах предложенных ситуаций с выделением конкретных вопросов, на которые родителям предлагалось ответить (бланки представлены в приложении № 1). Затем аналогичную работу проводили на поклассных собраниях, но в роли ведущих обсуждения выступали уже члены родительского актива.
Таким образом, каждый класс на параллели всё обсудив, принял определенное решение, с которым и вышел на конференцию. Ситуации, предложенные родителям, выступали как иллюстрация связи “родительребенокучитель”. Родители разрешали ее со своей позиции (в чем ошибка родителя и как нужно поступить ему в ней). После родительской конференции был проведен педагогический совет, где учителя в микрогруппах решали эти же ситуации с позиции учителя (в чем его возможная ошибка и как лучше поступить). Данная форма работы очень понравилась и родителям, и педагогам, было высказано много положительных откликов.
Продолжая интересный опыт, 13 апреля 2002 года была проведена следующая конференция “Поощрение и наказание как методы воспитательного воздействия” (на параллели 56-х классов).
Задачи:
- Ознакомление с правами и обязанностями родителей по воспитанию и образованию детей (на основе Конвенции о правах ребенка, Конституции РФ, Закона "Об образовании").
- Ознакомление с возрастными особенностями подростков и их восприятием поощрений и наказаний.
- Овладение новыми приемами развития самоуправления у детей и младших подростков.
- Предупредить возможные ошибки родителей в процессе воспитания в преддверии наступления подросткового возраста.
К конференции был подготовлен выпуск школьной газеты “Вместе”, в котором представлено много полезной и интересной информации по теме. В ходе подготовки к конференции была проведена работа с родительскими активами классов, где родителям были предложены различные жизненные ситуации, с которыми им, возможно, придется или уже приходилось сталкиваться в воспитании детей, чтобы принять наиболее приемлемое решение, иметь возможность выслушать как можно больше точек зрения, посоветоваться друг с другом, обсудить. Были представлены ситуации для родителей 5-х классов, для родителей 6-х классов, один общий проблемный вопрос.
В ходе подготовки к конференции велась работа и с учащимися 56-х классов. На уроках социальной практики в течение нескольких недель обсуждалась тема “Моя семья”, где изучались такие вопросы, как история семьи, создание генеалогического дерева и герба своей семьи, вклад каждого члена семьи в ее духовное и материальное благополучие. Для учащихся 6-х классов предлагалось закончить следующее предложение, высказывая свое мнение (подпись была необязательна):
Какими бы ты хотел видеть своих родителей?
На конференции выступали родители члены активов, выражая общее мнение родителей по обсуждаемым ситуациям. Для выступления с докладом “Поощрения и наказания” была приглашена преподаватель кафедры психологии Университета педагогического мастерства Клещунова Тамара Григорьевна, которая выступала перед родителями. Выступала и школьный психолог А.Г.Яснова , рассказав о возрастных особенностях подростков и их возможных реакциях в поведении. Слово было представлено и социальному педагогу Л.И.Дмитренко, которая пропагандировала учебные оздоравливающие игры, помогающие ребенку, у которого есть проблемы в обучении, общении с окружающим миром. Выступление называлось “Как помочь ребенку”, основывалось оно на материалах спецкурса кафедры соц. педагогики УПМ под руководством А.С.Валявского. В заключение учащиеся 56-х классов выступили перед родителями с номерами художественной самодеятельности.
При подведении итогов конференции родители высказывали свое мнение и отметили, что подобная работа с ними важна и необходима, т.к. многие “варятся в своем соку” и не имеют возможности столь подробно обсуждать возникающие проблемы. Так же родителями была предложена тема следующей конференции: “Воспитание волевых качеств у детей и подростков”, которую мы планировали провести в 2003 году.
Родительская конференция “Воспитание волевых качеств у школьников”
( 5 апреля 2003 года )
Задачи:
- Овладение родителями некоторыми практическими приемами общения с ребенком.
- Ознакомление с основными этапами формирования волевых качеств у школьников.
- Предупредить возможные ошибки родителей в процессе воспитания в преддверии наступления подросткового возраста.
Чтобы воспитать волевые качества и сформировать самостоятельность у ребенка, необходимо создать определенные условия в непосредственном общении с ним.
При подготовке к конференции психолог и социальный педагог провели активные родительские собрания на параллели 3-х классов. На этот раз в обсуждении приняли участие не только родительские комитеты, как было в предыдущие годы, а все родители.
Выступление на собрании было составлено по книге Ю.Б.Гиппенрейтер "Общаться с ребенком. Как?". М.: “ЧеРо” при участии Творческого центра “Сфера”.
Для лучшего восприятия информации в каждой микрогруппе родителей на столе был представлен Краткий конспект выступления. После каждого условия, которые мы выделили в нашем выступлении, родителям предлагалось выполнить небольшое практическое задание. Так, после обсуждения значения проявлений безусловного принятия ребенка каждому родителю было предложено вспомнить вчерашний или любой другой день и подсчитать, сколько за целый день они обратились к своему ребенку с эмоционально положительными высказываниями и сколько – с отрицательными. После выполнения сообщалось, что если количество отрицательных обращений равно или перевешивает число положительных, то с проявлением безусловного принятия в общении у них не все так благополучно.
После обсуждения вопроса о формировании навыков самостоятельности у детей каждому родителю предлагалось сделать следующее: “Возьмите лист бумаги, разделите его вертикальной линией пополам. Над левой частью напишите: “Сам”, над правой — “Вместе”. Перечислите в них те дела, которые ваш ребенок решает и делает сам, и те, в которых вы обычно участвуете. Затем посмотрите, что из колонки “Вместе” можно сейчас или в ближайшем будущем передвинуть в колонку “Сам”. Помните: каждое такое перемещение — важный шаг к взрослению вашего ребенка. Обязательно отметьте этот его успех.
Овладение навыками активного слушания происходило в форме группового обсуждения. После знакомства с примером каждая группа заполняла свои бланки с приведенными ситуациями, формулируя ответ родителей по правилам активного слушания. У нас в каждом классе было по 3 группы, в приложении № 3 представлен 1 из 3 бланков (они составлены на основе книги).
После завершения работы родители высказали свои впечатления, и, в большинстве своем такие техники в общении их заинтересовали. Было принято общее решение попробовать их применять.
Спустя месяц проводилась анкета среди родителей с целью выявить мнение родителей об успехах в применении предложенных форм общения. Результаты были проанализированы психологом, их обсуждение состоялось на следующем этапе работы по подготовке к конференции встрече с родительскими активами классов. После обмена мнениями о личных впечатлениях каждого и знакомства с результатами анкетирования были намечены выступления от каждого родительского актива.
В обсуждении темы воспитания волевых качеств нам показалось интересным узнать мнение самих детей о том, что они понимают под этим выражением. Третьеклассникам были заданы 4 вопроса, на которые они ответили исходя из своего собственного мнения:
- Что такое сила воли?
- Кто для тебя является образцом волевого человека (пример из жизни или литературы)?
- Как ты считаешь, тебя уже можно назвать человеком, у которого есть сила воли?
- Кто тебе может помочь в развитии воли?
Ответы ребят были самые разные, но все интересные, а порой и забавные. Часть из них мы опубликовали в выпуске школьной газеты “Вместе”, который был посвящен родительской конференции, а другая часть составила оформление большого плаката, который был представлен всем участникам конференции 5 апреля. Для участия в конференции были приглашены также и желающие родители 57 классов, данная форма работы им была знакома по прошлому году.
Программа конференции включала следующие выступления:
- Краткое повторение основных условий для успешного общения, которые обсуждались на собрании 3-х классов (психолог А.Г.Яснова).
- Выступление родителей по результатам применения новых методов общения с детьми.
- Выступление социального педагога лицея Л.И.Дмитренко “Что нам мешает слушать ребенка”, об основных ошибках родителей в активном слушании ребенка.
- Выступление педагога-психолога лицея А.Г.Ясновой "Как воспитывать волю у подростков" об основных правилах формирования волевых привычек и целеустремленности.
- Выступление преподавателя кафедры психологии УПМ Клещуновой Тамары Григорьевны “Основные трудности в воспитании воли и как их избежать” (основные этапы воспитания воли у детей и подростков).
При подведении итогов конференции родители высказали свои мнения и подтвердили еще раз значимость подобной работы для них, а также предложили выпуск периодических печатных изданий – брошюр для большей эффективности и возможности ежедневного самосовершенствования как родителя.
Бланки для коллективного обсуждения в микрогруппах
Причины возникновения конфликта: | Как надо было решать педагогическую задачу необходимые действия родителей (выбор решения) | Как быть? Как разрешить возникший конфликт? |
1. Какова была цель родителей? | ||
2. Достигнута ли она? | ||
3. Типичные ошибки (родителей) |
Ситуация, предложенная в качестве общего проблемного вопроса:
Является ли материальное вознаграждение методом воспитательного воздействия
Бланк для обсуждения ситуаций по классам:
возможные причины возникновения проблемы
возможные пути преодоления наказания (формы и методы) поощрения
Ситуация: У вас в доме пропала определенная сумма денег. Проанализировав ситуацию и поговорив со всеми взрослыми членами семьи, вы приходите к выводу, что это мог сделать только ребенок. Ваши действия по наиболее эффективному разрешению данной ситуации…
Ситуация: Ваш ребенок не убирает свои вещи, комнату…
Перед вами таблица, в которой нужно заполнить графы “Чувства ребенка” и “Ваш ответ”. В левой колонке вы найдете описание ситуации и слова ребенка, справа напишите, какие, по вашему мнению, чувства он испытывает в этом случае, и ваш возможный ответ.
Ситуация и слова ребенка | Чувства ребенка | Ваш ответ |
1.(Образец): “Сегодня, когда я выходила из школы, мальчишка-хулиган выбил у меня портфель и из него все высыпалось.” | Огорчение, обида | Ты очень расстроилась, и было очень обидно |
2. (Влетает в дверь): “Мам, ты знаешь, я сегодня первый написал и сдал контрольную!” | ||
3. (Старший сын маме): “Ты всегда ее защищаешь, говоришь “маленькая, маленькая”, а меня никогда не жалеешь.” |
Вы который раз зовете дочь садиться за стол. Она отвечает: “Сейчас”, и продолжает заниматься своими делами. Вы начали сердиться. Ваши слова:
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Цель конференции: Способствовать формированию единого воспитательного, главной ценностью которого является личность ребенка, его счастье и успех.
Задачи конференции:
Определить основные проблемы во взаимодействии семьи и ОУ;
Определить возможности и условия дальнейшей интеграции усилий семьи и школы в воспитании детей 3 - 11 лет;
Выбрать оптимальные формы взаимодействия педагогов и родителей в следующем учебном году.
Участники конференции – администрация, педагоги и родители
Подготовка конференции:
Изучение теоретических основ по проблеме взаимодействия семьи и школы
Анализ анкетирования родителей с целью определения степени их удовлетворенности их деятельностью учреждения в данный учебный год и активности их участия в управлении ОУ
Выбор на родительских собраниях делегатов конференции из числа родительского коллектива – председатели родительских комитетов.
Подготовка выступлений на конференции
Оформление зала для проведения конференции.
Ход конференции:
Приветсвие участникам конференции, обозначение цели и задач конференции - Взаимодействие педагогов с родителями: проблемы и перспективы Взаимодействие родителей с педагогами: проблемы и перспективы
Обозначение вопросов для обсуждения в группах
Работа в группах
- Могут ли родители являться активными участниками данного направления образовательного процесса в ОУ?
- В каких аспектах данного направления ОП родители могут принимать активное участие?
- Какие формы взаимодействия родителей и педагогов наиболее преемлемы в данном направлении?
3. Презентация результатов обсуждения групп – каждая группа озвучивает общие выводы по предолженным вопросам и предлагает решение
4 . Принятие решения конференции.
Добрый день! Мы благодарны вам за то, что вы откликнулись на наше приглашение и пришли. Это означает лишь то, что здесь собрались неравнодушные люди, заинтересованные в объединении усилий в вопорсаз развития детей.
Вы знаете, очень интересен тот факт, что заявленная сегодня проблема хаарктерна только российскому обществу. Семья и школа – два разных института, в которых растет и развивается ребенок (один институт социальный, другой интимно - персональный) существуют абсолютно независимо друг от друга в других европейских странах. Лишь в нашей стране оба эти субъекта озабочены в обоюдном стремлении взаимодействовать в процессе развития ребенка – и это отрадно.
Потому, что даже самая лучшая школа никогда не заменит ребенку родной дом, а семья никогда не заменит ни детского сада, ни школы. Основой семьи является любовь, человек рождается, живет и умирает в семье, она представляет собой один из замечательнейших моментов человеческого счастья. Основой же школы и сада является социальная норма, имннно там ребенок учится жить в обществе. Эти два общественных института оснащают ребенка достижениями по принципу дополнительности, тем самым содействуют гормоничному его развитию. Тессные связи и взаимодействие этих двух институтов фопмируют основы полноценной личности.
Идеи взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашли отражение в ряде нормативно – правовых документов: так в законе об образовании записано, что родители явялются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нарвственного и интелектуального развития личности ребенка. А в концепции модернизации Российского образования отмечено, что полноправным участником управления ОУ должны стать родители.
Можно прийти вк выводу, что у педагога и родителя общий предмет заботы – это ребенок, различны только функции. Успех реализации этих функций напрямую зависит от единых требований, правил, целей, принципов семьи и школы.
Педагог профессионал в работе с детьми – он владеет методикой преподавания предмета или воспитания, знает психологические особенности разного возраста и др. но его не учили работать со взрослым человеком – перевоспитывать его, искать подход и др. каждый педагого взаимодействует с родителями в опоре на собственные коммуникативные способности.
Педагог не наделен полномочиями работы с родителями, в реестре его профессиональных обязанностей нет такого рода труда, а в режиме его деятельности нет такого времени
Педагог не смееет по этическим нормам вторгаться в семью и семейные отношения
Не редко стиль семейного воспитания не приемлит выбранной концепции воспитания учреждения
Не смотря на ряд трудностей каждый педагог профессионал упорно ищет пути взаимодействия с семьей, так как понимает, что все его труды будут абсолютно напрасны без поддержки семьи, ребенка должно окружать образовательное пространство с едиными подходами.
Это возможно ли? Как этого достичь? Какие избрать формы? Вот такие вопросы мы хотели бы обсудить сегодня на конференции?
Читайте также: