Школьная служба примирения пособие

Обновлено: 06.07.2024

Среднее образовательное учреждение — это место, где ребенок проводит большое количество времени на протяжении нескольких лет. Помимо нагрузки в виде новых предметов, большого количества информации и домашнего задания, учащиеся попадают в новую социальную среду. Как бы ни был дружен класс, какую хорошую превентивную работу ни проводили бы педагоги, полностью избежать конфликтных ситуаций невозможно. Для решения возникших противоречий и профилактики проблем в будущем создаются так называемые школы примирения. Они помогают наладить контакт между одноклассниками, улучшить взаимодействие педагога и класса, предупредить и устранить последствия правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.

Кому и для чего нужна служба примирения

Создание школьной службы примирения повышает эффективность работы всего преподавательского состава. А главное, самого директора, который не только своевременно получает сигналы о возникновении конфликтных ситуаций, но и может получить наиболее полную информацию о сути конфликта. Родители, в свою очередь, знают: если в школе действует эта программа, то их ребенок может рассчитывать на помощь и поддержку не только со стороны семьи.

Еще один важный аспект работы школьных служб примирения: если конфликт уже произошел или правонарушение совершено, в центре внимания оказывается не только жертва, но и зачинщик. Но вместо порицания и осуждения виновник получает помощь, его тоже хотят понять и выслушать. Цель заключается не в том, чтобы рассказать лицу, начавшему конфликт, что он плохой и неправильный. Напротив, его точка зрения не менее интересна, его тоже попытаются выслушать, понять и разобраться в причинах совершенного проступка.

Основные принципы деятельности служб примирения таковы:

  • Добровольность участия. В решение конфликтов нельзя затягивать никого силой, участники должны быть заинтересованы в восстановлении доброжелательных отношений.
  • Нейтральность арбитра, разрешающего спор. Этим лицом чаще всего выступает преподаватель, важно его умение беспристрастно выслушать каждого ученика.
  • Информированность всех сторон. Учащиеся имеют право на получение исчерпывающих сведений о том, кто и как может помочь им, каковы условия участия в программе примирения.
  • Конфиденциальность. Этот пункт становится особенно важным, если речь идет о совершенном правонарушении. Пострадавший должен быть уверен в том, что вся личная информация не станет известна посторонним.
  • Ответственность сторон. Ведущий — лицо, которое помогает разрешить конфликт, — следит за безопасностью и комфортом всех участников. Вторые, в свою очередь, ответственны за результативность процесса.

Как работает школьная служба примирения

Принципы создания и функционирования школьных служб примирения были сформулированы в таких документах и программах:

Одно из ключевых понятий школьной службы примирения — медиация. Это процесс, в котором беспристрастное лицо (медиатор) помогает сторонам урегулировать конфликт. Сначала происходит встреча и беседа с каждой из сторон отдельно, затем они встречаются и под руководством преподавателя обсуждают ситуацию и приходят к консенсусу. Если речь идет о совершенном серьезном правонарушении, готовность сторон примириться с помощью службы может быть учтена в судебном разбирательстве.

Общая программа школьной службы примирения визируется и утверждается директором, в дальнейшем педагоги опираются на нее при разработке индивидуальных программ для каждой конкретной ситуации.

Как организовать школьную службу примирения

Если директор и педагогический коллектив, посовещавшись с родителями, приходят к решению участвовать в программе, первое, что должна подготовить администрация, — план работы школьной службы примирения. Он включает в себя все пункты, которые необходимы для эффективного функционирования системы:

  • График всех действий и совещаний.
  • Поиск тренеров и подготовка медиаторов из состава преподавателей.
  • Информирование о запуске программы (в том числе, например, создание сайта школьной службы примирения).
  • Классные часы и стенды для отбора волонтеров среди учеников.
  • Практические занятия и индивидуальные беседы с детьми, проявившими инициативу.

План работы школьной службы примирения разрабатывается на год. К концу указанного в документе периода подводятся итоги и оценка эффективности, вносятся необходимые коррективы.

Какие документы нужны для организации

Приказ о создании школьной службы примирения — основной документ, подписывается директором и включает в себя:

  • Непосредственно само указание на создание службы.
  • План работы школьной службы примирения и ее состав (руководитель и несколько преподавателей).
  • Цели, принципы, задачи и порядок формирования службы.
  • Порядок организации деятельности.

На момент разработки документации школьной службы примирения желательно определиться с выбором тренера. Как правило, директор отправляет запрос в региональные центры восстановительной медиации для привлечения специалиста.

На заседании педсовета рассматривается и утверждается положение о школьной службе примирения, в котором ставятся конкретные задачи на учебный год, назначаются ответственные лица и определяется порядок действий.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал .

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Школьная служба примирения

(посредничество при разрешении конфликтов в ОО )

структурное подразделение образовательной организации;

объединение обучающихся, педагогов и других участников образовательного процесса.

Деятельность службы примирения зафиксирована в документах, утвержденных руководителем образовательной организации – Приказ о создании ШСП, Положение о службе примирения, иные локальные акты.

Школьная Служба Примирения (ШСП) – служба, осуществляющая работу с конфликтными ситуациями, возникающими внутри школы.

Содействие профилактике правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных и криминальных ситуаций на основе принципов восстановительного правосудия.

1. Проведение примирительных программ для участников школьных конфликтов и ситуаций криминального характера.

2. Обучение школьников методам урегулирования конфликтов

Требования к ШСП:

Участники конфликта признают своё участие в конфликте.

Стороны не употребляют наркотические вещества и психически здоровы.

Сторонам более 10 лет.

Информация о конфликте не передавалась (и не будет передана) в другие структуры: классное собрание, педсовет, совет по профилактике и др.

Со времени конфликта прошло не более 1-2 месяцев (в противном случае пережитые чувства стираются)

Концепция Службы примирения : Конфликт должен быть разрешен его непосредственными участниками , поскольку только они смогут найти лучшее решение. И если они приняли на себя ответственность за решение, то наверняка его выполнят и больше не попадут в подобную ситуацию.

Профилактический подход к организации ШСП

ШСП призвана декриминализовать подростковую среду, содействовать устранению причин противоправного поведения школьников. В этом случае она работает в единой системе с советом профилактики, социальным педагогом, психологом и другими школьными специалистами, занимающимися проблемами отклоняющегося поведения, становится частью административной системы школы и подчиняется школьной администрации.

Модель ШСП :

Включенность ОО в процесс введения ФГОС начального, основного общего образования;

Разделение идеологии медиативного подхода в разрешении конфликтов не менее чем 20% членов педагогического коллектива;

Разработанность программ курсов внеурочной деятельность по развитию навыков конструктивной коммуникации; навыков работы в команде; программ развития проектной культуры; программ развития правовой культуры подростков, педагогов, родителей

подготовленность кадрового ресурса из числа педагогов, родителей, детей;

разделение администрацией образовательного учреждения идеологии медиативного подхода в разрешении школьных конфликтов

Правовая основа организации школьных служб примирения в образовательных организациях

Международные нормы права:

Конвенция ООН о правах ребенка;

Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) от 10 декабря 1985 года;

Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы) от 14 декабря 1990 года;

Руководство ООН по вопросам эффективной посреднической деятельности, сентябрь 2012 года.

Законодательство Российской Федерации в сфере медиации:

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 июля 2014 года № 1430-р об утверждении Концепции развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации;

Стандарты восстановительной медиации, разработаны и утверждены Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации 17 февраля 2009 года.

Этапы внедрения ШСП

ПЕРВЫЙ ЭТАП – диагностический (выявление конфликтов, анкетирование педагогов и школьников в случае отдельного образовательного учреждения). Для этой цели должны быть организованы семинар или совещание, в которых примут участие представители органов управления образованием, комиссии по делам несовершеннолетних и др. В случае выявления актуальности предложенной проблемы можно принять решение об организации служб примирения на базе образовательных учреждений;

ВТОРОЙ ЭТАП – организационный (формирование группы учителей, социальных педагогов, школьных психологов, администраторов с целью последующего их обучения). Школьная медиация - это серьезная педагогическая программа, требующая слаженной работы педагогов, администрации образовательных учреждений, обучающихся, и, конечно, специалистов: педагогов-медиаторов и тренеров-медиаторов.

ТРЕТИЙ ЭТАП – учебно-методический (обучение администраторов, педагогов навыкам ведения переговоров и отбора случаев для процедуры медиации).

ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП – инновационный (внедрение медиации в школе, начало работы школьной службы примирения). Включает в себя период создания нормативно-правовой базы данного учреждения по организации (ознакомление с нормативно-правовыми актами федерального значения, разработка и утверждение положения о работе школьной службы примирения, должностные обязанности ведущих программ примирения, куратора).

В службах примирения образовательных учреждений медиаторами (при условии прохождения специальной подготовки по медиации) могут быть:

педагогические работники образовательного учреждения;

иные взрослые (родитель, сотрудник общественной или государственной организации, или иной взрослый) по согласованию с администрацией образовательного учреждения.

Ситуации, в которых возможно использование

школьных служб примирения:

Случаи, близкие к криминальным.

Конфликты детей внутри класса и между группами детей.

Конфликты между учителем и учащимся.

Случаи, когда конфликт детей приводит к конфликту родителей.

Случаи отвержения детей в классе.

С разрушенными отношениями в коллективе (классе).

Виды восстановительных программ в образовательной организации:

Медиация ( в том числе и челночная)

Круги сообщества - программа, работающая с групповыми конфликтами, ситуациями изгоев, для поддержки пострадавших и пр. В ходе нее участники обсуждают свои ценности и вместе ищут решение.

Школьная конференция – это процесс, который стремится восстановить ущерб, причиненный отношениям внутри сообщества в результате инцидента, включающего в себя антиобщественное поведение. Этот процесс позволяет всем участникам встретиться и достигнуть большего взаимопонимания относительно воздействия и причин произошедшего, а также предпочтительного исхода. Обычно сюда вовлечены один или несколько пострадавших, их родители/опекуны и один или несколько лиц, причинивших ущерб, с их родителями/опекунами.

Семейная конференция – программа, когда в проблемную ситуацию вовлечена семья ребенка. Основа семейной конференции - это передача семье ответственности за разработку плана по выходу из проблемной ситуации и организация условий для выработки семьей этого плана.

Критерии, при которых конфликтная ситуация
может быть рассмотрена службой

Есть конфликт, его стороны известны и не отрицают свою причастность;

Стороны не употребляют наркотические вещества и психически здоровы;

Не находятся в состоянии алкогольного опьянения;

желательно, чтобы информация о ситуации не передавалась в другие структуры (педсовет, совет по профилактике, обсуждение на классном часе и т.п.).

со времени конфликтной ситуации прошло не более 1-2 месяцев, поскольку иначе пережитые чувства начинают стираться.

Не рекомендуется брать ситуацию в тот же день, когда она произошла

План создания ШСП:

1.Решение о создании ШСП, отбор кураторов.

2.Подписание приказа о создании службы. Утверждение Положения о Школьной службе примирения.

3.Мониторинг конфликтности в школе.

4.Обучение технологии медиации кураторов.

5.Информационные презентации для получения одобрения и поддержки педагогического коллектива, родителей и учеников (сайт школы).

6. Проведение базового семинара для педагогов.

7. Определение способов получения информации о конфликтах.

8.Работа службы по разрешению конфликтов. Ведение регистрационного журнала. Написание отчетов по форме.

10.Обучение новых медиаторов и педагогов школы восстановительной коммуникации и восстановительным практикам

Программа примирения :

не является уникальным средством для всех случаев;

не является воспитательным средством (тем более, после того, как все остальные уже были опробованы) – хотя определенные воспитательные эффекты обычно наблюдаются;

не может гарантировать изменения человека, тем более за один-два дня;

не может эффективно работать без связи с учителями, родителями и другим окружением подростков.

Что дает ШСП образовательной организации

1.Появляется возможность конструктивно управлять школьными конфликтами.

Конфликты используются в качестве воспитательной ситуации, которая при правильной организации может помочь развитию школьников.

3.Приобретаются новые знания и практические навыки в области примирения, выстраивания межличностных отношений в детской и детско-взрослой среде, происходит развитие методов и форм гражданского образования и воспитания, социализации школьников.

4.Осваиваются новые педагогические инструменты для разрешения трудных ситуаций и конфликтов.

Эффекты работы ШСП:

Просветительский – распространение идей ненасилия, культуры диалога, толерантности, восстановительного подхода, мирного разрешения конфликтов, роли службы.

Воспитательный – ответственности, собственного достоинства, сплоченности коллектива, толерантности.

Реабилитационный – восстановление разрушенных отношений, доверия, самооценки, социального статуса.

Общекультурный – усвоение ценностей дружбы, понимания, культуры общения и диалога, мирного сосуществования и цивилизованного урегулирования конфликтов.

Ольга Уварова - Школьная служба восстановительной медиации. Система подготовки медиаторов.5-9 кл. ФГОС обложка книги

35 %

Аннотация к книге "Школьная служба восстановительной медиации. Система подготовки медиаторов.5-9 кл. ФГОС"

Создание службы школьной медиации предполагает в доступной для учащихся форме знакомство с основами конфликтологии, с анализом влияния на развитие событий эмоциональных состояний, с законами проведения переговоров.
В пособии представлена система внеурочной деятельности по подготовке медиаторов в 5-9 классах: предлагаются практические и тренинговые задания, вопросы и задачи на закрепление, конспекты и сценарии занятий с группой добровольцев-медиаторов, практический ресурсный материал, полезный в работе с учениками по формированию УУД и личностных компетенций.
Адресовано классным руководителям, педагогам, психологам, социальным педагогам, руководителям ОУ всех типов, педагогам, заинтересованным в применении инновационных образовательных технологий во внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС.
2-е издание, исправленное.

Иллюстрации к книге Ольга Уварова - Школьная служба восстановительной медиации. Система подготовки медиаторов.5-9 кл. ФГОС

Вы можете стать одним из первых, кто напишет рецензию на эту книгу, и получить бонус — до 10 рублей на баланс в Лабиринте! Или оставьте заявку, чтобы кто-то другой написал ее скорее.

Основные моменты, на которые стоит обратить внимание при знакомстве с этой брошюрой:

6. Треть брошюры занимают скачанные из интернета диагностические методики. Наверно, они могут входить в работу по профилактике конфликтов школьного психолога, но какое они имеют отношение к школьной службе примирения и в чем помогают проведению медиации непонятно, а сам автор этого не указывает.


Вывод: на мой взгляд, данная книга представляет смесь из переговорных техник в психологическом контексте, литературного творчества, советов по коммуникации и конфликтологической теории с вставками из текстов других авторов без указания цитат и сносок. Результативность предлагаемых О. А. Уваровой упражнений и заданий ничем в тексте не подтверждается. Неизвестно также была ли опробована данная программа подготовки медиаторов и каков ее результат, либо это умозрительная конструкция.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Рекомендации по организации служб школьной медиации в образовательных организациях (утв. Министерством образования и науки РФ от 18 ноября 2013 г. № ВК-54/07вн)


Обзор документа

Рекомендации по организации служб школьной медиации в образовательных организациях (утв. Министерством образования и науки РФ от 18 ноября 2013 г. № ВК-54/07вн)

1. Актуальность создания служб школьной медиации в образовательных организациях

В соответствии с пунктом 64 Плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 г. № 1916-р, в образовательных организациях должны быть организованы службы школьной медиации, обеспечивающие защиту прав детей и создающие условия для формирования безопасного пространства, равных возможностей и защиты их интересов.

Развитие служб школьной медиации в образовательных организациях обусловлено целым рядом причин.

Усиливаются миграционные процессы, обостряются межнациональные и межконфессиональные проблемы. В этой связи возникает необходимость в формировании навыка умения жить в многонациональном обществе, вести межкультурный диалог.

На этом фоне происходят процессы ослабления роли семьи как фундаментального общественного института. Семья утрачивает свои ведущие позиции в процессах социализации детей, в организации их досуга. При этом все в большей степени эти функции начинают возлагаться на образовательные организации.

В результате этих и других факторов растут или остаются стабильно высокими асоциальные проявления: детская наркомания, алкоголизм, безнадзорность и беспризорность, детская и подростковая преступность, правонарушения, совершаемые несовершеннолетними, проявление суицидального поведения.

По данным социологических исследований, в 2012 году в возрастной группе от 11 до 24 лет численность регулярно потребляющих наркотики (с частотой не реже 2-3 раз в месяц) составляла 9,6% от общей численности данной возрастной группы (2,6 млн. человек); численность потребления спиртосодержащей продукции составила 50,5% несовершеннолетних и молодежи (13,7 млн. человек), а потребления табачных изделий - 45,6% (12,3 млн. человек).

В последние годы значительно повысилось внимание гражданского общества к проблемам создания благоприятной, гуманной и безопасной среды для развития и социализации детей. Различные неправительственные организации предлагают самые разнообразные меры - от полезных и важных до вызывающих опасения.

Вместе с этим Российская Федерация активно интегрируется в стремительно глобализирующееся мировое образовательное пространство с соответствующим переходом на международные нормы и стандарты, методы и технологии работы с детьми.

Медиация широко и успешно применяется в современном мире, особенно в странах с высокой правовой культурой и развитым гражданским обществом, практически ко всем видам споров - от семейных до коммерческих. Согласно общемировой статистике порядка 80-90% случаев применения процедуры медиации завершается достижением медиативного соглашения и более 85% медиативных соглашений исполняются сторонами добровольно. С 2008 года действует Директива Европейского парламента и Совета Европейского Союза о медиации, оказывающая существенное влияние на интеграцию медиации в правовую и социальную практику стран членов европейского сообщества и за его пределами.

Современное общество остро нуждается в способности граждан конструктивно взаимодействовать. Для этого необходимо развивать социальный интеллект, менталитет сотрудничества, социального партнерства. Метод школьной медиации способствует решению этих задач в работе с детьми, закладывая основу воспитания будущих поколений, опирающихся на гуманистические ценности, ставящих человеческую жизнь, благополучие и гармоничное развитие личности, позитивное общественное взаимодействие на первое место.

Таким образом, развитие служб школьной медиации является важнейшей социальной инновацией, оно востребовано жизнью и становится одной из приоритетных задач в области современного воспитания и образования.

Функционирование служб школьной медиации в образовательной организации позволит:

сократить общее количество конфликтных ситуаций, в которые вовлекаются дети, а также их остроту;

повысить эффективность ведения профилактической и коррекционной работы, направленной на снижение проявления асоциального поведения обучающихся;

сократить количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, в том числе повторных;

повысить квалификацию работников образовательной организации по защите прав и интересов детей;

обеспечить открытость в деятельности образовательной организации в части защиты прав и интересов детей;

создать условия для участия общественности в решении актуальных проблем и задач в части профилактики правонарушений несовершеннолетних;

оптимизировать взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

оздоровить психологическую обстановку в образовательной организации.

2. Правовая основа организации служб школьной медиации в образовательных организациях

Правовой основой создания и деятельности служб школьной медиации является:

Конституция Российской Федерации;

Гражданский кодекс Российской Федерации;

Семейный кодекс Российской Федерации;

Конвенция о правах ребенка;

Конвенции о защите прав детей и сотрудничестве, заключенные в г. Гааге, 1980, 1996, 2007 годов;

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "27 июля 2010 г."

Медиация альтернативна любому директивному способу разрешения споров, когда спорящие стороны лишены возможности влиять на исход спора, а полномочия на принятие решений по спору делегированы третьему лицу.

Медиатор не наделяется правом принятия решения по спору и не оказывает давление на стороны. Он только организует содействие конфликтующим сторонам, участвующим на добровольной основе в процессе поиска взаимоприемлемого и жизнеспособного решения, которое удовлетворит впоследствии их интересы и потребности.

Вместе с тем процедура медиации является не только эффективным инструментом разрешения споров и конфликтных ситуаций, но и их предупреждения и профилактики.

Медиативный подход - деятельностный подход, основанный на принципах медиации, предполагающий владение навыками позитивного осознанного общения, создающими основу для предотвращения и (или) эффективного разрешения споров и конфликтов в повседневных условиях без проведения медиации как полноценной процедуры.

Медиативный подход может использоваться любым человеком, прошедшим соответствующее обучение, в том числе для разрешения или предотвращения спора и разногласий, в которых он выступает одной из сторон.

Служба школьной медиации - эта служба, созданная в образовательной организации и состоящая из работников образовательной организации, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода.

Школьная медиация не ограничивается территорией образовательной организации. Важную роль в интеграции метода играет вовлечение семьи при условии, что родители (законные представители), обучены основам метода. Это позволит им не только хотеть, но и компетентно помогать детям в семье в сложных, потенциально конфликтных ситуациях. В частности, в трудные, критические периоды их жизни и становления.

В свою очередь, в образовательной организации конфликт будет разрешаться успешнее, если родители (законные представители) будут ориентировать ребенка на медиативный подход.

Таким образом, метод школьной медиации позволяет образовательной организации и семье воспринимать друг друга как партнеров, стремящихся к одной цели, и объединить их усилия для обеспечения безопасности и благополучия ребенка

4. Цели и задачи служб школьной медиации

Основная цель служб школьной медиации состоит в формирование благополучного, гуманного и безопасного пространства (среды) для полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций, включая вступление их в конфликт с законом.

Достижение поставленной цели обеспечивается путем решения следующих основных задач:

создание с помощью метода школьной медиации и восстановительного подхода системы защиты, помощи и обеспечения гарантий прав и интересов детей всех возрастов и групп, включая детей, попавших в трудную жизненную ситуацию и находящихся в социально опасном положении, детей из неблагополучных семей, детей с девиантным (общественно опасным) поведением, детей, совершивших общественно опасные деяния и освободившихся из мест лишения свободы;

создание с использованием процедуры медиации и восстановительного подхода системы профилактической и коррекционной работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию и находящимися в социально опасном положении, детьми из неблагополучных семей, детьми с девиантным (общественно опасным) поведением, детьми, совершившими общественно опасные деяния и освободившимися из мест лишения свободы;

внедрение новых форм, технологий и методов работы, в том числе обеспечение досудебного и судебного сопровождения несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом, а также отбывающих или отбывших наказание в местах лишения и ограничения свободы;

интеграция метода школьной медиации в образовательный процесс и систему воспитания, создание служб школьной медиации в образовательных организациях для обеспечения возможности доступа к медиации для каждой семьи и каждого ребенка;

повышение эффективности социальной, психологической и юридической помощи, оказываемой детям, в первую очередь относящимся к группам риска, существующими органами и организациями по работе с детьми, доведение стандартов их работы до уровня, отвечающего европейским стандартам, а также потребностям современного общества, оптимизация системы таких органов и организаций;

повышение квалификации педагогических работников образовательных организаций по вопросам применения процедуры медиации в повседневной педагогической практике;

обеспечение открытости в деятельности по защите прав и интересов детей, ее подконтрольности институтам гражданского общества, создание условий для привлечения общественности в решение стоящих в этой сфере проблем и задач;

развитие международного сотрудничества в области применения медиации и восстановительного правосудия в образовательных организациях.

Деятельность служб школьной медиации направлена на формирование безопасного пространства (среды) не только для детей, но и для взрослых, путем содействия воспитанию у них культуры конструктивного поведения в различных конфликтных ситуациях.

В основе деятельности служб школьной медиаций лежит:

разрешение разнообразных и разнонаправленных конфликтов, возникающих в образовательной организации, проведение просветительской работы среди коллег и родителей;

предотвращение возникновения конфликтов, препятствование их эскалации;

использование медиативного подхода в рамках работы по профилактике безнадзорности и беспризорности, наркомании, алкоголизма, табакокурения, правонарушений несовершеннолетних;

использование медиативного подхода в рамках работы с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении;

использование медиативного подхода в рамках работы по воспитанию культуры конструктивного поведения в конфликтной ситуации и созданию условий для выбора ненасильственных стратегий поведения в ситуациях напряжения и стресса;

применение медиативного подхода, а также технологий позитивного общения в коррекционной работе с несовершеннолетними правонарушителями, в том числе в общении с работниками правоохранительных органов и представителями комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав;

использование медиативного подхода как основы для сохранения межпоколенческой коммуникации и возможности передачи главных общечеловеческих духовно-нравственных ценностей.

Ключевыми индикаторами уровня сформированности благоприятной, гуманной и безопасной среды для развития и социализации личности являются:

снижение уровня агрессивных, насильственных и асоциальных проявлений среди детей;

сокращение количества правонарушений, совершаемых несовершеннолетними;

формирование условий для предотвращения неблагополучных траекторий развития ребенка;

повышение уровня социальной и конфликтной компетентности всех участников образовательного процесса.

При этом с помощью медиации и восстановительного подхода будет создана новая, более эффективная система помощи семье и детям, а также защиты и обеспечения гарантий прав и интересов детей всех возрастов и групп, в том числе детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или вступивших в конфликт с законом.

5. Основные этапы организации службы школьной медиации в образовательной организации

Для организации школьной службы медиации необходимо решить следующие задачи:

информировать работников образовательной организации, обучающихся и их родителей о службе школьной медиации;

провести обсуждение деятельности службы школьной медиации среди работников образовательной организации, обучающихся и их родителей (законных представителей);

организовать разработку согласований деятельности службы школьной медиации;

установить сотрудничество с органами и учреждениями профилактики безнадзорности и правонарушений, опеки и попечительства, дополнительного образования.

Для решения указанных выше задач необходимо реализовать следующие ключевые мероприятия:

1. Организация информационных просветительских мероприятий для участников образовательного процесса по вопросам школьной медиации.

1.1 Проведение ознакомительного семинара для всех педагогических работников образовательной организации;

1.2 Организация ознакомительного семинара по школьной медиации для руководителя образовательной организации, его заместителей, психолога, социального педагога и 3-4 преподавателей;

1.3. Организация информационного просветительского мероприятия для родителей и обучающихся образовательной организации, направленного на формирование мотивации к участию в работе службы школьной медиации.

В результате реализации первого этапа создания службы школьной медиации в образовательной организации формируется инициативная группа работников этой организации, а также родителей обучающихся, готовых принимать активное участие в работе службы школьной медиации.

2. Обучение руководителя службы и ее будущих специалистов.

3. Разработка согласований по формированию службы школьной медиации в образовательной организации.

3.1 Рассмотрение вопроса о создании службы школьной медиации и ее дальнейшей деятельности органами государственно-общественного управления образовательной организации (советом школы, родительским комитетом, классным, общешкольным собранием, попечительским советом и другими);

3.2 Утверждение Положения о службе школьной медиации, одобренное органом государственно-общественного управления образовательной организации.

3.3. Решение общих организационных вопросов деятельности службы школьной медиации.

4. Организация взаимодействия службы школьной медиации со всеми структурными подразделениями образовательной организации, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, органами и организациями системы профилактики безнадзорности и правонарушений, опеки и попечительства, дополнительного образования.

5. Апробация практической работы службы школьной медиации по вопросам предупреждения и разрешения конфликтов, а также первичная оценка эффективности деятельности службы школьной медиации.

6. Заключение

Настоящие рекомендации являются основой для разработки региональных и муниципальных программ, а также стратегий и планов, направленных на:

защиту прав и интересов детей и подростков, профилактику правонарушений, помощь детям и семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

создание безопасной среды, способствующей непрерывности формирования психически, физически и нравственно здоровой личности ребенка в образовательной организации и семье;

содействие позитивной социализации, а также ресоциализации несовершеннолетних, отбывающих или отбывших наказание в местах лишения и ограничения свободы, исправительных учреждениях, а также тех, кто не достиг возраста привлечения к уголовной ответственности, предотвращение повторных правонарушений.

Заместитель Министра
образования и науки
Российской Федерации
В.Ш. Каганов

Обзор документа

В современном обществе наблюдается социальное расслоение. Усиливаются миграционные процессы, обостряются межнациональные и межконфессиональные проблемы. Ослабевает роль семьи.

В результате растут или остаются стабильно высокими асоциальные проявления. Речь идет о детской наркомании, об алкоголизме, безнадзорности и беспризорности, о подростковой преступности и т. д.

Указанное служит причиной для организации в образовательных учреждениях служб школьной медиации.

Метод "Школьная медиация" является инновационным. Он применяется для разрешения споров и предотвращения конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса в качестве альтернативного способа. Служба школьной медиации должна состоять из работников организации, учащихся и их родителей, прошедших необходимые подготовку и обучение.

Функционирование служб позволит сократить общее количество конфликтных ситуаций, в которые вовлекаются дети, а также их остроту; усовершенствовать профилактическую и коррекционную работу; сократить количество правонарушений; повысить квалификацию преподавательского состава и др.

Важную роль в интеграции метода играет вовлечение семьи. Это позволит родителям не только хотеть, но и компетентно помогать детям.

В основе деятельности служб лежит, в частности, формирование "групп равных". Дети объединяются для обучения процедуре медиации и медиативному подходу для последующего применения этих знаний при разрешении споров, для распространения полученного опыта среди сверстников, младших и старших школьников.

Перечислены этапы организации службы школьной медиации.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Читайте также: