Школьная служба примирения это

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Школьная служба примирения

(посредничество при разрешении конфликтов в ОО )

структурное подразделение образовательной организации;

объединение обучающихся, педагогов и других участников образовательного процесса.

Деятельность службы примирения зафиксирована в документах, утвержденных руководителем образовательной организации – Приказ о создании ШСП, Положение о службе примирения, иные локальные акты.

Школьная Служба Примирения (ШСП) – служба, осуществляющая работу с конфликтными ситуациями, возникающими внутри школы.

Содействие профилактике правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных и криминальных ситуаций на основе принципов восстановительного правосудия.

1. Проведение примирительных программ для участников школьных конфликтов и ситуаций криминального характера.

2. Обучение школьников методам урегулирования конфликтов

Требования к ШСП:

Участники конфликта признают своё участие в конфликте.

Стороны не употребляют наркотические вещества и психически здоровы.

Сторонам более 10 лет.

Информация о конфликте не передавалась (и не будет передана) в другие структуры: классное собрание, педсовет, совет по профилактике и др.

Со времени конфликта прошло не более 1-2 месяцев (в противном случае пережитые чувства стираются)

Концепция Службы примирения : Конфликт должен быть разрешен его непосредственными участниками , поскольку только они смогут найти лучшее решение. И если они приняли на себя ответственность за решение, то наверняка его выполнят и больше не попадут в подобную ситуацию.

Профилактический подход к организации ШСП

ШСП призвана декриминализовать подростковую среду, содействовать устранению причин противоправного поведения школьников. В этом случае она работает в единой системе с советом профилактики, социальным педагогом, психологом и другими школьными специалистами, занимающимися проблемами отклоняющегося поведения, становится частью административной системы школы и подчиняется школьной администрации.

Модель ШСП :

Включенность ОО в процесс введения ФГОС начального, основного общего образования;

Разделение идеологии медиативного подхода в разрешении конфликтов не менее чем 20% членов педагогического коллектива;

Разработанность программ курсов внеурочной деятельность по развитию навыков конструктивной коммуникации; навыков работы в команде; программ развития проектной культуры; программ развития правовой культуры подростков, педагогов, родителей

подготовленность кадрового ресурса из числа педагогов, родителей, детей;

разделение администрацией образовательного учреждения идеологии медиативного подхода в разрешении школьных конфликтов

Правовая основа организации школьных служб примирения в образовательных организациях

Международные нормы права:

Конвенция ООН о правах ребенка;

Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) от 10 декабря 1985 года;

Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы) от 14 декабря 1990 года;

Руководство ООН по вопросам эффективной посреднической деятельности, сентябрь 2012 года.

Законодательство Российской Федерации в сфере медиации:

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 июля 2014 года № 1430-р об утверждении Концепции развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации;

Стандарты восстановительной медиации, разработаны и утверждены Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации 17 февраля 2009 года.

Этапы внедрения ШСП

ПЕРВЫЙ ЭТАП – диагностический (выявление конфликтов, анкетирование педагогов и школьников в случае отдельного образовательного учреждения). Для этой цели должны быть организованы семинар или совещание, в которых примут участие представители органов управления образованием, комиссии по делам несовершеннолетних и др. В случае выявления актуальности предложенной проблемы можно принять решение об организации служб примирения на базе образовательных учреждений;

ВТОРОЙ ЭТАП – организационный (формирование группы учителей, социальных педагогов, школьных психологов, администраторов с целью последующего их обучения). Школьная медиация - это серьезная педагогическая программа, требующая слаженной работы педагогов, администрации образовательных учреждений, обучающихся, и, конечно, специалистов: педагогов-медиаторов и тренеров-медиаторов.

ТРЕТИЙ ЭТАП – учебно-методический (обучение администраторов, педагогов навыкам ведения переговоров и отбора случаев для процедуры медиации).

ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП – инновационный (внедрение медиации в школе, начало работы школьной службы примирения). Включает в себя период создания нормативно-правовой базы данного учреждения по организации (ознакомление с нормативно-правовыми актами федерального значения, разработка и утверждение положения о работе школьной службы примирения, должностные обязанности ведущих программ примирения, куратора).

В службах примирения образовательных учреждений медиаторами (при условии прохождения специальной подготовки по медиации) могут быть:

педагогические работники образовательного учреждения;

иные взрослые (родитель, сотрудник общественной или государственной организации, или иной взрослый) по согласованию с администрацией образовательного учреждения.

Ситуации, в которых возможно использование

школьных служб примирения:

Случаи, близкие к криминальным.

Конфликты детей внутри класса и между группами детей.

Конфликты между учителем и учащимся.

Случаи, когда конфликт детей приводит к конфликту родителей.

Случаи отвержения детей в классе.

С разрушенными отношениями в коллективе (классе).

Виды восстановительных программ в образовательной организации:

Медиация ( в том числе и челночная)

Круги сообщества - программа, работающая с групповыми конфликтами, ситуациями изгоев, для поддержки пострадавших и пр. В ходе нее участники обсуждают свои ценности и вместе ищут решение.

Школьная конференция – это процесс, который стремится восстановить ущерб, причиненный отношениям внутри сообщества в результате инцидента, включающего в себя антиобщественное поведение. Этот процесс позволяет всем участникам встретиться и достигнуть большего взаимопонимания относительно воздействия и причин произошедшего, а также предпочтительного исхода. Обычно сюда вовлечены один или несколько пострадавших, их родители/опекуны и один или несколько лиц, причинивших ущерб, с их родителями/опекунами.

Семейная конференция – программа, когда в проблемную ситуацию вовлечена семья ребенка. Основа семейной конференции - это передача семье ответственности за разработку плана по выходу из проблемной ситуации и организация условий для выработки семьей этого плана.

Критерии, при которых конфликтная ситуация
может быть рассмотрена службой

Есть конфликт, его стороны известны и не отрицают свою причастность;

Стороны не употребляют наркотические вещества и психически здоровы;

Не находятся в состоянии алкогольного опьянения;

желательно, чтобы информация о ситуации не передавалась в другие структуры (педсовет, совет по профилактике, обсуждение на классном часе и т.п.).

со времени конфликтной ситуации прошло не более 1-2 месяцев, поскольку иначе пережитые чувства начинают стираться.

Не рекомендуется брать ситуацию в тот же день, когда она произошла

План создания ШСП:

1.Решение о создании ШСП, отбор кураторов.

2.Подписание приказа о создании службы. Утверждение Положения о Школьной службе примирения.

3.Мониторинг конфликтности в школе.

4.Обучение технологии медиации кураторов.

5.Информационные презентации для получения одобрения и поддержки педагогического коллектива, родителей и учеников (сайт школы).

6. Проведение базового семинара для педагогов.

7. Определение способов получения информации о конфликтах.

8.Работа службы по разрешению конфликтов. Ведение регистрационного журнала. Написание отчетов по форме.

10.Обучение новых медиаторов и педагогов школы восстановительной коммуникации и восстановительным практикам

Программа примирения :

не является уникальным средством для всех случаев;

не является воспитательным средством (тем более, после того, как все остальные уже были опробованы) – хотя определенные воспитательные эффекты обычно наблюдаются;

не может гарантировать изменения человека, тем более за один-два дня;

не может эффективно работать без связи с учителями, родителями и другим окружением подростков.

Что дает ШСП образовательной организации

1.Появляется возможность конструктивно управлять школьными конфликтами.

Конфликты используются в качестве воспитательной ситуации, которая при правильной организации может помочь развитию школьников.

3.Приобретаются новые знания и практические навыки в области примирения, выстраивания межличностных отношений в детской и детско-взрослой среде, происходит развитие методов и форм гражданского образования и воспитания, социализации школьников.

4.Осваиваются новые педагогические инструменты для разрешения трудных ситуаций и конфликтов.

Эффекты работы ШСП:

Просветительский – распространение идей ненасилия, культуры диалога, толерантности, восстановительного подхода, мирного разрешения конфликтов, роли службы.

Воспитательный – ответственности, собственного достоинства, сплоченности коллектива, толерантности.

Реабилитационный – восстановление разрушенных отношений, доверия, самооценки, социального статуса.

Общекультурный – усвоение ценностей дружбы, понимания, культуры общения и диалога, мирного сосуществования и цивилизованного урегулирования конфликтов.


Школьная служба примирения (медиации) является объединением педагогов и других участников образовательного процесса, заинтересованных в разрешении конфликтов и развитии практики восстановительной медиации в образовательном учреждении.

Медиация – это инструмент помощи в разрешении конфликтов между детьми - школьниками, между детьми и взрослыми.

Главная цель медиации – превратить школу в безопасное, комфортное пространство для всех участников образовательного процесса (учеников, учителей, родителей и т.д.). Школьная медиация нужна для мирного решения проблем, снижения уровня конфликтов в школе и сохранения добрых отношений. В мировой практике это один из способов разрешения споров, в котором нейтральная сторона, называемая медиатором, способствует выработке внесудебного решения.

Медиация позволяет разрешать конфликт, выявляя его причину и движущую силу, предотвращать конфликты, оберегать детей и подростков от агрессивного, порой отвергающего воздействия окружающей среды.

Цели школьной службы медиации

1. Распространение среди учащихся, родителей и учителей цивилизованных форм разрешения конфликтов.

2. Помощь в разрешении конфликтных ситуаций на основе принципов восстановительной медиации.

3. Снижение количества административного реагирования на правонарушения.

Задачи школьной службы медиации

1. Проведение примирительных программ (восстановительных медиаций, кругов сообщества, школьных и семейных конференций и т.д.) для участников конфликтов ситуаций.

2. Обучение школьников цивилизованным методам урегулирования конфликтов и ответственности.

3. Информирование учеников, родителей и учителей о принципах и ценностях восстановительной медиации.

Миссия школьной службы медиации

1. Создается альтернативный путь разрешения конфликтов

2. Конфликт превращается в конструктивный процесс

3. Приобретаются навыки активного слушания, лидерства и другие полезные коммуникативные умения

4. Улучшаются взаимоотношения среди детей и взрослых

5. Развивается чувство ответственности за свой выбор и решения, а также усиливается чувство личной значимости.


Деятельность службы примирения основана на методах восстановительного правосудия и строится на следующих принципах:

1. Принцип добровольности, предполагающий исключительно добровольное участие в программе примирения конфликтующих сторон.

2. Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство службы примирения не разглашать полученные в ходе программ сведения. Исключение составляет информация о возможном нанесении ущерба для жизни, здоровья и безопасности.

3. Принцип нейтральности, запрещающий службе примирения принимать сторону одного из участников конфликта. Нейтральность предполагает, что служба примирения не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение.


Концепция Службы примирения:

Конфликт должен быть разрешен его непосредственными участниками, поскольку только они смогут найти лучшее решение. И если они приняли на себя ответственность за решение, то наверняка его выполнят и больше не попадут в подобную ситуацию.

Понятия "школьная медиация" и "служба школьной медиации"

Согласно Федеральному закону от 27 июня 2010 г. N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" под процедурой медиации понимается способ урегулирования споров при содействии медиатора (независимое лицо либо независимые лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора) на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.

Медиация альтернативна любому директивному способу разрешения споров, когда спорящие стороны лишены возможности влиять на исход спора, а полномочия на принятие решений по спору делегированы третьему лицу.

Медиатор не наделяется правом принятия решения по спору и не оказывает давление на стороны. Он только организует содействие конфликтующим сторонам, участвующим на добровольной основе в процессе поиска взаимоприемлемого и жизнеспособного решения, которое удовлетворит впоследствии их интересы и потребности.

Вместе с тем процедура медиации является не только эффективным инструментом разрешения споров и конфликтных ситуаций, но и их предупреждения и профилактики.

Медиативный подход - деятельностный подход, основанный на принципах медиации, предполагающий владение навыками позитивного осознанного общения, создающими основу для предотвращения и (или) эффективного разрешения споров и конфликтов в повседневных условиях без проведения медиации как полноценной процедуры.

Медиативный подход может использоваться любым человеком, прошедшим соответствующее обучение, в том числе для разрешения или предотвращения спора и разногласий, в которых он выступает одной из сторон.

Метод "Школьная медиация" - это инновационный метод, который применяется для разрешения споров и предотвращения конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса в качестве современного альтернативного способа разрешения споров.

Метод "Школьная медиация" вобрал в себя все лучшее, что накоплено за несколько десятилетий применения процедуры медиации в мире. В его основе лежит человекоцентристский подход. Являясь производным от классической медиации, он позволяет комплексно и эффективно работать со всеми субъектами, участвующими в воспитании ребенка.

Служба школьной медиации - эта служба, созданная в образовательной организации и состоящая из работников образовательной организации, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода.

Школьная медиация не ограничивается территорией образовательной организации. Важную роль в интеграции метода играет вовлечение семьи при условии, что родители (законные представители), обучены основам метода. Это позволит им не только хотеть, но и компетентно помогать детям в семье в сложных, потенциально конфликтных ситуациях. В частности, в трудные, критические периоды их жизни и становления.

В свою очередь, в образовательной организации конфликт будет разрешаться успешнее, если родители (законные представители) будут ориентировать ребенка на медиативный подход.

Таким образом, метод школьной медиации позволяет образовательной организации и семье воспринимать друг друга как партнеров, стремящихся к одной цели, и объединить их усилия для обеспечения безопасности и благополучия ребенка.

Медиация - носит конфиденциальный характер.

Куратор Школьной службы примирения: Губина Вера Васильевна

Назначение школьной службы примирения .

Школьная среда часто не способствует освоению подростками навыков общения, культурных форм завоевания авторитета и формирования конструктивных способностей взаимодействия с другими людьми, необходимых для будущей жизни. Те способы реагирования на конфликты, которые обычно практикуются подростками и учителями, нередко оставляют подлинные конфликты неразрешенными.

Типичные способы реагирования на конфликты в образовательных организациях:

· самостоятельные разбирательства, инициированные самими несовершеннолетними;

· разбирательства с участием представителей администрации ОО, родителей, законных представителей, педагогических работников ОО и т.д.

Конфликт, решенный непосредственными участниками, которые самостоятельно нашли взаимно удовлетворяющее решение и приняли на себя ответственность за выполнение решения, чаще исчерпывает себя полностью и не повторяется. Для этих целей действует (содействует конфликтующим сторонам) нейтральный посредник - ведущий примирительных программ.

Ведущий примирительных программ не осуждает, не навязывает сторонам свое видение и решение, не устраивает разбирательств и не принуждает стороны к примирению.

Ведущий примирительных программ помогает всем участникам найти выход из спорной ситуации, максимально снизив эмоциональный накал, высказав друг другу обиды и претензии в форме, приемлемой для продолжения общения, а также обсудить, как избежать повторения ситуации в будущем.

Ведущий примирительных программ организует примирительную встречу только при добровольном согласии обеих сторон и в их интересах.

Школьная служба примирения это:

1. Разрешение конфликтов силами самой школы.

2. Изменение традиций реагирования на конфликтные ситуации.

3. Профилактика школьной дезадаптации.

ШСП рассматривает следующие конфликты:

- причинение незначительного материального ущерба

- длительные прогулы в результате конфликта

- конфликты с учителями, с родителями.

Цели школьной службы примирения:

1. Распространение среди учащихся, родителей и учителей цивилизованных форм разрешения конфликтов.

2. Помощь в разрешении конфликтных ситуаций на основе принципов восстановительной медиации.

3.Снижение количества административного реагирования на правонарушения.

Задачи школьной службы примирения:

1. Проведение примирительных программ для участников конфликтных ситуаций.

2. Обучение школьников цивилизованным методам урегулирования конфликтов и ответственности.

3. Информирование учеников, родителей и учителей о принципах и ценностях восстановительной медиации.

Миссия ШСП:

1. Создается альтернативный путь разрешения конфликтов

2. Конфликт превращается в конструктивный процесс

3. Приобретаются навыки активного слушания, лидерства и другие полезные коммуникативные умения

4. Улучшаются взаимоотношения среди детей и взрослых

5. Развивается чувство ответственности за свой выбор и решения, а также усиливается чувство личной значимости.

Цель всех примирительных практик одна – содействие в скорейшем урегулировании конфликта в интересах сторон.

Медиативные технологии могут применяться в случаях конфликтов или мелких криминальных ситуаций (краж, драк), конфликтах между несовершеннолетними и работниками ОО, между родителями / законными представителями и работниками ОО, между детьми и родителями / законными представителями.

Состав Школьной службы примирения:

Руководитель ШСП: Доценко Наталья Юрьевна,

педагог-психолог ТПМПК

Секретарь ШСП: Ян Екатерина Николаевна,

Если возник конфликт (либо Вы узнали о конфликтной ситуации) и Вы решили обратиться в ШСП:

· обратитесь в кабинет №18 к сотруднику ШСП Ян Екатерине Николаевне

с 8.00 до 14.00 вторник, среда, четверг

· специалист свяжется с Вами и назначит предварительную встречу

· восстановительная медиация и примирительные программы проводятся по адресу: ул. Титова, 28, 2 этаж, ТПМПК, кабинет № 2

Руководитель и ведущий примирительных программ – Доценко Наталья Юрьевна

График проведения примирительных программ

Дни недели Вторник Четверг

Время работы 13.30 – 15.00 13.30 – 15.30

Положение о службе медиации нашей организации – здесь…

Локальные акты , регламентирующие работу службы медиации нашей организации здесь…

Информация о специалистах ШСП здесь…

Документы, составляющие правовую основу создания и деятельности служб медиации здесь…

Школьная служба примирения: что это такое и зачем это нужно


Основания для создания службы примирения в школе

Школа – место, объединяющее людей разного поколения, социального статуса, убеждений, культурных ценностей, уровня воспитания и т.д. Поэтому учащиеся нередко сталкиваются с непониманием со стороны сверстников, что приводит к множеству противоречий, вызывает чувство отторжения и стремление к сопротивлению. По этой причине дети, находящиеся в школе большую часть времени, испытывают стресс и могут впадать в депрессию. В результате чего у ребенка либо развиваются комплексы и неуверенность в себе либо возникает желание мстить и бунтовать.

Не стоит также забывать, что для каждого учащегося важное место занимает его принадлежность к определенной группе в классе, взаимоотношения со сверстниками, принятие его взглядов обществом. Именно этому он уделяет первостепенное внимание и часто при существовании какого-либо противоречия или отторжения его одноклассниками забывает о необходимости успешно осваивать новые знания. Что делать в подобной ситуации?

Самыми распространенными методами считаются административные вмешательства, замалчивание конфликтов, привлечение социальных педагогов и психологов или разборки между школьниками после уроков. Но чаще всего такие методы не приносят пользы, а порой только усугубляют создавшееся положение.

Создание школьной службы примирения (ШСП) позволяет обеспечивать эффективную поддержку в конфликтных ситуациях, возникающих между участниками образовательного процесса. Заинтересованным лицам в службе примирения оказывают компетентную помощь и учат самостоятельно находить инструменты для решения проблем, улаживать конфликты через диалог.


Чем отличается школьная служба примирения от других инструментов разрешения конфликтов

Самой важной отличительной характеристикой такой службы является ее создание не под принуждением, а на добровольных началах. То есть ее формируют волонтеры, действительно неравнодушные к проблемам окружающих, а не безразличные школьные работники под давлением администрации, что обеспечивает большее доверие со стороны общества и более эффективное решение проблем.

Форма организации может быть любой: от образования отдельного подразделения в структуре школы до клуба или объединения. Главное – соблюдение определенных рамок, полномочий и действий в интересах ребенка. Служба в своей деятельности руководствуется соответствующими документами, методическими рекомендациями, но, при этом обходится без заполнения множества бумаг, обходясь минимальным количеством отчетов.

Участниками ШСП выступают кураторы (медиаторы) из числа школьных работников (учителей, психологов и т.д.), а также учащиеся старших классов. Каждый из них проходит специальную подготовку, где обучается методам проведения медиации. Привлечение в службу школьников благоприятно отражается на всей деятельности, так как им легче находить общий язык со сверстниками. Для участия в ШСП отбираются учащиеся, которые пользуются уважением в классе, могут и хотят помогать в разрешении конфликтных ситуаций.

Основные цели и задачи школьной службы примирения

Главной целью создания школьных служб примирения является разработка и совершенствование методов, способствующих своевременному обнаружению и реагированию на правонарушения и конфликты, что позволит формировать и укреплять человеческую способность к взаимопониманию. К задачам ШСП относится:

  • сокращение вероятности возникновения реакций на конфликты, направленных на наказание;
  • установление нормальных взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса посредством диалога;
  • делегирование опыта и обучение ценностям службы всех заинтересованных лиц и т.д.

Специалисты службы примирения никогда не навязывают свои идеи, не обвиняют и не воспитывают ни одну из сторон конфликта, а также не пытаются найти решение вместо них. Они выступают в качестве посредников – медиаторов, которые проводят беседы наедине с каждым участником конфликта. По обоюдному согласию конфликтующих сторон школьный медиатор организовывает примирительные встречи, на которых они учатся выстраивать конструктивные диалоги, позволяющие глубже понять ситуацию и найти способы решения конфликта. Такой подход дает возможность минимизировать вероятность необоснованного использования силы во взрослой жизни и не позволит стать жертвой жестокого отношения.


Не решать, а предотвращать

Существование в школе службы примирения, безусловно, можно назвать эффективным инструментом взаимодействия школьников, родителей и учителей. Но успешное разрешение конфликта не дает гарантии исключения подобной ситуации в будущем. Кроме того, службы, стремящиеся сформировать у конфликтующих сторон способность к взаимопониманию и уважению, иногда вмешиваются слишком поздно. В этом случае следует задуматься: зачем решать существующие конфликты и противоречия, если можно их предотвратить?

Конфликтными людьми и правонарушителями часто становятся личности, которым по тем или иным причинам не рассказали о важности проявления уважения к другому человеку, о принципах равноправия и о других элементарных правах человека. Как детям, так и взрослым нередко недостает этих знаний, и они не умеют выстраивать диалог, который бы позволил глубже понять другого человека и найти компромисс в сложной ситуации.

В связи с этим, в поле зрения служб примирения следовало бы включить деятельность по:

  • обучению школьников их правам и обязанностям,
  • формированию у них навыков построения уважительных отношений с окружающими,
  • приобретению навыков решения конфликтов посредством мирного диалога,
  • воспитанию привычки принимать других людей такими, какие они есть, но при этом сохранять верность своим убеждениям.

Проведение в рамках школьной службы примирения различных семинаров, тренингов и учебных сессий в неформальной обстановке будет способствовать укреплению взаимоотношений между школьниками, а также поможет понять важность таких качеств, как взаимовыручка и увеличит вероятность исключения конфликтов. На этапе формирования личности такие мероприятия станут наиболее эффективным инструментом не только для налаживания дружественных отношений между школьниками, но и помогут им взаимодействовать с окружающим миром во взрослой жизни.

Читайте также: